regional dimensions. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Editorial board: O.V. Inshakova, G.B. Kleiner, V.V. Sorokozherdieva, Z.M. Hasheva, 2013 .-- S. 260-265.
12. Chernyavskaya, SA Analysis of business activity indicators in small business entities in the construction industry of the Krasnodar Territory / SA Chernyavskaya, Vlasenko EA, Golovinskaya Yu.A., Svetova DV, Shevchenko DR. // Economy and Entrepreneurship. - 2018. - No. 2 (91). - S. 500-506.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10634
М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; fai_rai@mail.ru,
M.V. Neparko - associate Professor of the Department of customs Affairs OF Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky;
З.З. Ибрагимов - студент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; ibragimovzz@studklg.ru,
Z.Z. Ibragimov - student of the Customs Department of the Kaluga state University named after K.E. Tsiolkovsky;
П.И. Панков - доцент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; pankovpi@studklg.ru,
P.I. Pankov - student of the Customs Department of the Kaluga state University named after K.E. Tsiolkovsky; pankovpi@studklg.ru.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ PROBLEMS AND SOLUTIONS IN THE FIELD OF CUSTOMS ADMINISTRATION IN RUSSIA
Аннотация. Современная таможенная система как институт таможенного администрирования реализует государственные фискальные функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности. Понятие администрирования таможенных платежей можно рассматривать в нескольких аспектах: во-первых, как непосредственную деятельность таможенных органов по взиманию и перечислению денежных средств в федеральный бюджет; во-вторых, как процесс таможенного управления по реализации регулирующей и фискальной функций, повышения надежности и качества пограничного товародвижения и снижения уровня нарушений таможенных правил. В качестве цели администрирования таможенных платежей выступает стимулирование экономического развития страны, создание благоприятных условий для введения внешней торговли и обеспечение поступлении в бюджетную систему Российской Федерации при оптимальном сочетании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и таможенного контроля на базе основных принципов налогообложения и управления. При этом в качестве объекта администрирования таможенных платежей определены отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу ЕАЭС. В статье рассматриваются проблемы и приоритетные направления реформирования механизма администрирования таможенных платежей. Анализируется процесс налогового и таможенного администрирования в России.
Abstract. The modern customs system as an institution of customs administration implements state fiscal functions of regulation and control of foreign economic activity. The concept of administration of customs payments can be considered in several aspects: first, as the direct activity of customs authorities to collect and transfer funds to the Federal budget; second, as the process of customs administration to implement regulatory and fiscal functions, improve the reliability and quality of border goods movement and reduce the level of violations of customs rules. The purpose of administration of customs payments is to stimulate the economic development of the country, create favorable conditions for the introduction of foreign trade and ensure revenue to the budget system of the Russian Federation with an optimal combination of methods of customs tariff and non-tariff regulation and customs control based on the basic principles of taxation and management. At the same time, the relations arising between the state and legal entities and individuals moving goods and vehicles across the customs border of the EAEU are defined as the object of administration of customs payments. The article deals with the problems and priorities of reforming the mechanism of administration of customs payments. The article analyzes the process of tax and customs administration in Russia.
Ключевые слова: таможенная система, администрирование, внешнеэкономическая деятельность, таможенные платежи, таможенно-тарифное регулирование.
Key words: customs system, administration, foreign economic activity, customs payments, customs and tariff regulation.
На современном этапе Федеральная таможенная службы России проводит большую работу по повышению эффективности таможенного администрирования. В 2012 году ФТС России принята Комплексная программа развития таможенных органов на период до 2020 года. Ее главной задачей является упрощение процесса таможенного оформления, перенос контроля со стадии таможенного оформления деклараций на пост контроля,
усиление контроля за товарами после их выпуска, электронное декларирование и создание электронной таможни. [9]
Мероприятия программы представляют собой совокупность необходимых и взаимосвязанных мер необходимых как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов. К ним относятся:
— предоставление единой электронной подписи для направления электронных сообщений в любую государственную службу, в том числе в таможенные и налоговые органы;
— создание портала государственных услуг и др.;
— создание системы идентификации отправителя сообщений в электронном виде для получения предварительной информации от иностранных перевозчиков и других организаций, имеющих отношение к таможенному администрированию (судовладельцы, иностранные грузоотправители и т.д.), но не имеющие электронной подписи;
— внесение изменений в законодательство о юридической ответственности за достоверность информации передаваемой в электронном виде лицом, подтверждающем, что она может быть использована в целях таможенного администрирования;
— прекращение дублирования электронной информации на бумажном носителе, за исключением исключительных случаев;
— использование технологий сбора, обработки и анализа данных с целью актуализации системы управления рисками, операций плательщика таможенных платежей, а также системы отслеживания товаров;
— создание единой информационной платформы для государственных органов, осуществляющих контроль за перемещением товаров;
— переход на электронную форму таможенного декларирования товаров и применение технология удаленной уплаты таможенных платежей. [7]
За 2019 год сумма уплаты с применением данной технологии, составила 1 226,16 млрд. рублей или 21,4% от общей суммы таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет. По сравнению с 2018 годом она увеличилась на 39,9% (в 2018 году - 876,26 млрд. рублей). С применением технологии уплачено 93,3% от общей суммы таможенных платежей с применением микропроцессорных пластиковых карт (в 2018 году - 82,4%). [9]
По результатам расчета индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, проведенного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с НИУ «Высшая школа экономики», ФТС России заняла лидирующую позицию среди 12 контрольно-надзорных органов России. Одним из основных показателей, обеспечившим лидерство ФТС России, стал показатель «Умный контроль», сформированный на основе оценки уровня применения риск-ориентированного подхода при организации и проведении контрольных мероприятий. По данному показателю ФТС России почти в два раза опережает все остальные федеральные органы исполнительной власти, принимавшие участие в исследовании. [2]
В тоже время по сравнению с лучшими практиками таможенных органов, существующими в мире, таможенное администрирование в России недостаточно эффективно как для государства, так и для тех, кто занимается внешнеэкономической деятельностью.
Не правильно оформленные декларации и уклонение от уплаты таможенных платежей продолжают являться основой недобросовестной конкуренции. Дискреционное право таможенных органов и их должностных лиц оказывает административное давление на бизнес, что, в конечном счете, способствует коррупции. Административные процедуры, действующие в настоящее время в отношении экспортно-импортных операций, требуют большого количества документов, и соответственно времени, для того чтобы пройти проверку, оплатить пошлины и выпустить товар в обращение.
Кроме этого, в России с недавнего времени действует обязательная маркировка товаров. Она вводится поэтапно на различные группы товаров. Маркировка представляет собой уникальный код на упаковке каждого товара, который содержит в себе информацию о товаре, начиная «в какой стране был произведен», заканчивая «каким таможенным проверкам он подвергался». Все производители, оптовики и розничные торговые предприятия должны внедрить систему маркировки, используя новые правила работы.
Целью обязательной маркировки товаров является предупреждение незаконного ввоза, контроль за производством и оборотом товаров, в том числе контрафактных. В результате ожидается, что сократится объем теневого оборота товаров на рынке и повысится уровень собираемости таможенных и налоговых платежей. [1]
Концепция создания и функционирования ГИС маркировки была утверждена 28 декабря 2018 года Распоряжением Правительства РФ №2 2963-р. Правовой базой для внедрения обязательной маркировки в России стал Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ.
Принцип маркировки товаров заключается в нанесении на упаковку контрольных идентификационных знаков, которые предоставляют контролирующим органам и потребителям информацию о каждом маркированном товаре. Сведения о товарах будут храниться в единой государственной системе маркировки, куда их будут передавать участники оборота товаров. Результатом станет формирование прозрачной и надёжной среды взаимодействия бизнеса, государства и потребителя.
Внедрение системы маркировки товаров началось в 2016 году с обязательной маркировки изделий из меха. В 2017 году началась маркировка лекарственных препаратов. В 2018 году маркировка сигарет и другой
табачной продукции, а с 2019 году стала обязательная маркировка обуви, автомобильных шин, некоторых видов женской, мужской и детской одежды, фотоаппаратов и фотовспышек, духов и других товаров.
С 1 января 2021 года оборот немаркированных товаров будет под запретом. Товары, которые ввезли в Россию после 1 января 2021 года, но приобрели до 1 января 2021 года, необходимо промаркировать до 1 февраля 2020 года. Товарные остатки на 1 января 2021 года необходимо промаркировать до 1 февраля 2021 года (постановление Правительства от 31.12.2019 № 1956).
Такого рода подход был бы уместным только для ограниченного применения в отношении определенных групп товаров (наиболее высокого качества). Реализация этих мер требует значительных затрат со стороны бизнеса и государства (например, оснащение производства линии с маркировочным оборудованием, закупка специализированного программного обеспечения и т.д.). В совокупности эти затраты превысят возможные доходы и увеличат стоимость товара. Затраты могут быть потенциально оправданы только в случае нарушения таможенного законодательства и особо опасных последствиях.
Кроме того, экономическую целесообразность маркировки по сравнению с ее альтернативой, еще необходимо доказать. В частности, применение системы мониторинга прослеживаемости товара и оценки рисков, которая проводится с помощью автоматизированной информационной системы управления (АИС ФТС России), показало положительные результаты.
Кроме этого, механизм маркировки товара не учитывает маркировку торговой компании, что еще больше усложняет таможенное оформление.
Из более 40 тысяч профилей рисков, выявленных ФТС России, 85% являются стоимостными, то есть содержат информацию о минимальной стоимости классифицируемых товаров по единому коду. Если таможенная стоимость, ниже среднестатистического уровня, проводятся дополнительные проверки. Товары задерживаются до тех пор, пока не будут внесены изменения в таможенную декларацию и пересчитана сумма таможенных платежей, что влечет для участника внешнеэкономической деятельности прямые издержки и задержку ввоза товара на таможенную территорию. В результате сбор таможенных платежей может трансформироваться в систему обеспечения уплаты платежей. [9]
До сих пор не решена проблема мониторинга перемещения товаров морским путем в пунктах пропуска через государственную границу. Информация от судовладельцев о судне и его грузе представляется различным органам власти и ведомствам (таможенной, налоговой, пограничной службам, Роспотребнадзору, Россельхознад-зору и т.д.) в различных форматах (в том числе на бумажном носителе); грузы многократно досматриваются в соответствии с требованиями различных контрольных служб. Время, необходимое для проведения регистрации, сложность соответствующих процедур, а также о большое количество предоставленных документов и информации увеличивают издержки бизнеса, что опять приводит к росту цен.
Дает сбои информационное взаимодействие между таможенными и налоговыми службами:
— физические лица предоставляют различную информацию о товарах и связанных с ними сделках для исчисления таможенных пошлин и налогов;
— создаются «однодневные компании», которые оформляют ложные декларации, что ведет к уклонению от уплаты таможенных платежей и налогов, установленных законом.
Законодательные пробелы облегчают функционирование «зеленого коридора», дающего возможность ввозить санкционные товары в страну и не платить таможенные платежи и налоги.
Право таможенных органов принимать решения об отсрочке выпуска товаров, размещенных в транспортных терминалах или складах временного хранения (СВХ) дает возможность возникновению дополнительных коррупционных рисков.
Таким образом, необходим комплекс мер по совершенствованию таможенного администрирования на всех этапах: от ввоза товаров до их реализации. Предлагаемые меры могут охватывать всех участников внешнеэкономической деятельности, включая коммерческие, транспортные и логистические компании, а также организации, осуществляющие государственный контроль. Меры предусматривают повышение уровня собираемости таможенных пошлин и налогов, достоверности оформления таможенных деклараций и снижение издержек для участников внешнеэкономических связей. Это возможно за счет:
1) идентификации ввозимых товаров и импортеров на основании предварительных деклараций. Целью данного этапа заключается в регистрации импорта определенных товаров конкретным импортером в информационной системе таможенных органов (предварительное декларирование в настоящее время не является обязательным);
2) санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный контроль должен осуществляться на основе технологии «единого окна». Этот механизм даст возможность представления информации в электронном виде в единую базу данных государственных контрольных органов, а также использование данных полученных из аналогичных систем в странах торговых партнеров;
3) выборочный осмотр/экспертиза/досмотр товаров (на основе предварительного анализа рисков). При этом координирующую роль должны играть таможенные органы. В настоящее время товары досматриваются в пунктах пропуска, но анализ рисков и организация контроля должны быть отлажены таким образом, чтобы досматривались только товары высокого риска, и чтобы досмотр проводился только один раз и удовлетворял потребности всех органов государственного контроля. В настоящее время досмотр может проводиться несколько
раз, как таможенными органами, так и другими органами государственного контроля (Роспотребнадзор, Россель-хознадзор, пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации);
4) в целях обеспечения прослеживаемости каждой партии товаров при ввозе или ввозе транспортному средству необходимо присваивать уникальный номер, данная информация передается в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет импортера.
Таким образом, хотя программные документы ФТС России и задают определенное направление по совершенствованию таможенного администрирования, предложенные меры не противоречат стратегическим планам развития таможенных органов, они сохраняют основные практики и бизнес-процессы, используемые таможенными органами, но в отдельных случаях могут упростить сложившиеся взаимоотношения участников внешнеэкономической деятельности с государственными контрольными органами.
Источники:
1. Артемьев, А.А. Администрирование таможенных платежей как направление налоговой политики: автореф. дне....канд. экон. наук: 08.00.10 ФГОУ ВПО Финансовая академия при Правительстве РФ. М.: 2017. 17 с.
2. Ахмедзянов, Р.Р., Зубарев, А.Д. Состояние и перспективы взаимодействия таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов / Р.Р. Ахмедзянов, А.Д. Зубарев // Московский экономический журнал. - 2020. № 5. С. 26.
3. Иваценко, М.В. Администрирование в деятельности таможенных органов Российской Федерации автореф., канд. юрид. наук. Ростов на Дону. юрид. ин-т МВД РФ, 2011. - 64 с.
4. Короткова, О.А., Соколов, И.С. Коррупция как неотъемлемое явление государственного управления. Исторический аспект / О.А. Короткова, И.С. Соколов // Закон и право. - 2019. № 7. С. 46-49.
5. Сердюков, А.Э. Администрирование налогов в России: принципы и пути развития Российский налоговый курьер. 2016. - С. 124.
6. Филиппов, М.И., Мосеенкова, А.О., Петрушина, О.М. Актуальные вопросы администрирования таможенных платежей / М.И. Филиппов, А.О. Мосеенкова, О.М. Петрушина // Modem Economy Success. - 2019. № 6. С. 72-76.
7. Хапилин, С.А. Механизм администрирования таможенных платежей и его роль в формировании доходов федерального бюджета: автореферат. 2019.
8. Чуватова, И. С. Администрирование таможенных платежей в Российской Федерации : монография / И. С. Чува-това. — Москва : Российская таможенная академия, 2012. — 88 c. — ISBN 978-5-9590-0377-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/69686.html (дата обращения: 10.09.2020).
9. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: www.customs.ru (дата обращения 30.09.20).
References:
1. Artemyev, A. A. administration of customs payments as a direction of tax policy: author's abstract.....Cand. Econ. science:
08.00.10 Federal state educational Institution of higher education Financial Academy under the government of the Russian Federation. M.: 2017. 17 p.
2. Akhmedzyanov, R. R., Zubarev, A.D. the State and prospects of interaction between customs and tax authorities in the administration of customs payments and internal taxes / R. R. Akhmedzyanov, A.D. Zubarev // Moscow economic journal. -2020. no. 5. P. 26.
3. Ivatsenko, M. V. administration in the activities of the customs authorities of the Russian Federation. the faculty of law. Sciences. Rostov-on-don. the faculty of law. in-t of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, 2011. - 64 p.
4. Korotkova, O. A., Sokolov, I. S. Corruption as an integral phenomenon of public administration. Historical aspect / O.A. Korotkova, I. S. Sokolov // Law and law. - 2019. no. 7. P. 46-49.
5. Serdyukov, A. E. tax administration in Russia: principles and ways of development Russian tax courier. 2016. - P. 124.
6. Filippov, M. I., Moseenkov, A., Petrushina, O. M. Topical issues of the administration of customs duties / M. I. Filippov, A.O. Moseenkov, O. M. Petrushina // Modern Economy Success. - 2019. No. 6. P. 72-76.
7. Khapilin S. A. the Mechanism of administration of customs payments and its role in formation of incomes of the Federal budget: a summary. 2019.
8. Chuvatova, I. S. administration of customs payments in the Russian Federation : monograph / I. S. Chuvatova. — Moscow : Russian customs Academy, 2012. — 88 p. — ISBN 978-5-9590-0377-7. — Text : electronic // electronic library system IPR BOOKS : [website]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/69686.html (accessed: 10.09.2020).
9. Official website of the Federal customs service of the Russian Federation. [Electronic resource] - access mode - URL: www.customs.ru (accessed 30.09.20).