АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.М. Четверикова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10574
Аннотация. В статье произведена оценка современного состояния механизма администрирования таможенных платежей в Российской Федерации с выделением основных трендов развития и актуальных проблем. Особое внимание уделяется проблемам, возникшим в рамках создания единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей и системы маркировки и прослеживаемости импортируемых товаров Федеральной таможенной службой России и Федеральной налоговой службой России.
Ключевые слова: таможенное администрирование, налоговое администрирование, механизм администрирование таможенных платежей, единый механизм администрирования таможенных и налоговых платежей, национальная система маркировки, система прослеживаемости товаров.
Сегодня одной из основных функций, исполнение которых возложено на Федеральную таможенную службу (далее -ФТС) России, является фискальная функция, выполнение которой обеспечивает экономическую безопасность страны, в частности способствует стабилизации федерального бюджета Российской Федерации. Формирование доходной части бюджета является одним из важнейших направлений бюджетной политики государства. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются: налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. Необходимо отметить, что таможенные платежи являются частью налоговых (акцизы, налог на добавленную стоимость) и неналоговых поступлений
бюджета (таможенные сборы, ввозная/вывозная таможенные пошлины) [1].
В целях оценки механизма администрирования таможенных платежей необходимо производить анализ основного результата администрирования ФТС России. Основным показателем, исполнение которого возложено на Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России как главного администратора доходов федерального бюджета, является показатель результативности деятельности «Исполнение контрольного задания формирования федерального бюджета в части доходов, адми-нистрируемых таможенными органами». Изменение соответствующего показателя представлено на рисунке 1 [2].
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
S729, 1
4—2 _ ...........4575,■
?......
' UUj!
P:
2015 2016 2017 2013 2019
Ряд
Сумма доходов федерального бюджета, ад министр ируемых ФТС России, млрд. руб.
........ Экспоненциальная (Сумма доходов федерального бщджета,
ад министр и руемых Ф ТС России, млрд. руб.)
Рис. 1. Динамика доходов бюджета, администрируемых ФТС России за 2015-2020 гг.,
млрд. руб.
Анализ доходов федерального бюджета и роли ФТС России в его формировании показывает, что за начиная с 2019 г. на фоне роста доходов бюджета на 3,76%, доля таможенных доходов в федеральном бюджете снизилась до 28,38% (-2,79%), в основном за счет сокращения вывозной таможенной пошлины на 4,2%. В целом отмеченное снижение показателя результативности ранее связано с сокращением экспорта энергетических ресурсов в связи с нестабильностью мировых цен на нефть. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. экспорт товаров 27 группы сократился в страны дальнего зарубежья на 7,55% и страны Содружества независимых государств на 20,87%.
Оценив данные о таможенных доходах федерального бюджета, администрируе-мых ФТС России по данным отчета об исполнении бюджета Федерального Казначейства России, можно сделать несколько выводов [3]:
1. Среди всех доходов бюджета Российской Федерации наибольший удельный вес приходится в 2019 г. на доходы от внешнеэкономической деятельности - 3650,08 (-15,12% по сравнению с 2018 г.). Такое сокращение прежде всего обусловлено сокращением вывозной таможенной пошлины на нефть сырую (-28,03% по сравнению с 2018 г.), вывозной таможенной пошлины
на товары, выработанные из нефти (-28,33% по сравнению с 2018 г.).
2. В период с 2016 по 2018 гг. наблюдается сокращение ввозной таможенной пошлины, ввиду перерасчетов, недоимок и задолженности по уплате соответствующего платежа, в том числе и по отмененным.
3. Наибольший рост в 2019 г. наблюдается по следующим платежам: акциз на прямогонный бензин (что больше на 0,00173 млрд. руб., чем в 2018 г.), акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (+313,60% по сравнению с 2018 г.), акцизы на никотинсодержащие жидкости (+844,53% по сравнению с 2018 г.).
В отдельности необходимо уделить внимание взаимодействию таможенных и налоговых органов на национальном уровне в рамках механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей. Взаимодействие таможенных и налоговых органов значимо не только для контроля правильности начисления, уплаты таможенных платежей, но для борьбы с экономическими преступлениями в фискальной сфере. Результаты взаимодействия ФТС и Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) России представлены ниже в таблице [4].
Таблица. Результаты взаимодействия подразделений таможенных органов и подразделений налоговых органов Российской Федерации в 2015-2019 гг._
2015 2016 2017 2018 2019 % изменения
Количество проверочных мероприятий, шт. 584 691 897 796 680 116,44
Доначислено таможенных платежей, пеней и наложено штрафов, млрд. руб. 1,3 2,7 2,69 4,73 10,53 810,00
Взыскано таможенных платежей, пеней, млрд руб. 0,29 0,67 1,55 2,01 6,23 2148,28
Возбуждено дел об административных правонарушениях, шт. 339 772 1283 1131 1807 533,04
Возбуждено уголовных дел, шт. 51 99 94 67 90 176,47
В 2019 г. наблюдается увеличение количества совместных проверок по сравнению с 2015 г. (+16,44%) и сокращение по сравнению с 2018 г. (-14,57%). Несмотря на отмеченное сокращение проверочных мероприятий, эффективность взаимодействия повысилась так на одно проверочное мероприятие в 2019 г. приходится 0,015 млрд. руб. доначисленных таможенных платежей, пеней (против 0,002 млрд. руб. в 2015 г. и 0,006 млрд. руб. в 2018 г.) и 0,592 млрд. руб. взысканных таможенных платежей и пеней (против 0,223 млрд. руб. в 2015 г. и 0,425 млрд. руб. в 2018 г.). Наибольшая доля дел, заведенных в связи с нарушением таможенного и налогового законодательства приходится на административные 95,26% в 2019 г. (что на 0,85% больше, чем в 2018 г.).
Сегодня одним из ключевых недостатков единой системы администрирования таможенных, налоговых и иных платежей является информационно-техническая разобщенность при взаимодействии ФТС
России и ФНС России. Разрыв между сведениями обусловил информационные пробелы в рамках фискального контроля. Завершение таможенного контроля до того, как товары принимались к учету импортером, использовалось нарушителями для недостоверного декларирования, в т.ч. так называемыми техническими фирмами и фирмами-однодневками. С помощью цепочки фиктивных сделок такие товары в дальнейшем легализовались на внутреннем обороте с уклонением от уплаты таможенных платежей и внутренних налогов в установленных законодательством размерах, что, в свою очередь, отразилось и на развитии теневой экономики [2]. Данная проблема существует, не взирая на применение единого субъектно-ориентированного подхода к построению автоматизированной системы управления рисками (рис. 2), основанного на катего-рировании участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) (высокий, средний, низкий уровни риска) [5].
Рис. 2. Субъектно-ориентированная модель системы управления рисками ФНС России и
ФТС России
Основным недостатком действия такой системы управления рисками является то, что требования при категорировании установлены только для участников ВЭД. Ориентация на конкретную товарную группу товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) или партию отсутствует. Риски могут исходить не только от недобросовестного субъекта ВЭД, но и зависеть от конкретной товарной группы, при ввозе которой наблюдается наибольшая вероятность недостоверной классификации, занижения таможенной стоимости, незаконного перемещения, подделки документации соответствия, штрих-кодов и проч.
Также частью национального единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей является система маркировки и прослеживаемости товаров в рамках цепей поставок. Оптимальной технологией маркировки стал 2Б штрих-код, содержащий закодированную систему символов. Нанесение данного штрих-кода имеет ряд плюсов: данные распознаются даже при частичном повреждении кода, низкая стоимость, готовность инфраструктуры считывания, занимает мало места на упаковке. Но, несмотря на это, имеется один основной минус двумерного штрих-кода, а именно, возможность физического копирования [6].
В 2020 г. в рамках круглого стола между представителями Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Центра развития перспективных технологий (оператор), а также участниками ВЭД и производителями на тему «Цифровая маркировка и система просле-живаемости товаров: первый опыт и существенные проблемы» было отмечено, что использование 2Б штрих-кода дало возможность недобросовестным участникам бесконтрольно получать в больших объемах штрих-коды, что сработало в обратную сторону и спровоцировало увеличение теневого оборота. На современном этапе внедряются более эффективные технологии маркировки, такие как КРГО-метка и полиграфические знаки [6].
Также, многие бизнес-структуры сконцентрировали внимание на необходимости гармонизации в части применения технологий маркировки со странами ЕАЭС и странами дальнего зарубежья в целях минимизации издержек участников ВЭД, основываясь на разработках Всемирной таможенной организации и Организации экономического сотрудничества и развития.
Основной недостаток построения системы прослеживаемости на современном этапе заключается в том, что при осуществлении ввода документальной прослежи-ваемости товаров, необходимо комплексно для каждой товарной группы исследовать бизнес-процессы в рамках цепи поставок по отраслевому признаку. Таким образом, благодаря единому подходу в построении цифровой прослеживаемости не будет нарушен основной принцип, основанный на минимизации издержек бизнес-структур. К сожалению, внедрение такой системы на сегодня также не учитывает интересы среднего и малого бизнеса, которые в большинстве случаев имеет слабо развитые технологии управления товаропото-ком, складскими помещениями, транспортными средствами, рисками и прочим.
Во внимание также необходимо принять тот факт, что в рамках системы маркировки не урегулирован вопрос получения штрих-кодов на товары, входящие в Реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России, без привлечения правообладателя, что, в свою очередь, увеличивает объем ввоза контрафактных товаров и издержки правообладателей.
Также, в настоящее время отсутствует единая методика обоснования целесообразности внедрения систем маркировки и прослеживаемости в той или иной отрасли и методика оценки результатов внедрения соответствующих систем, необоснованность внедрения данных систем на уровне государства приводит к необоснованности увеличения затрат бизнеса на настройку линий производства и в целом всей цепи поставки с внедрением маркировки и электронного документооборота.
Подводя итоги, можно сказать, что на онной разобщенности таможенной и нало-современном этапе развития механизма говой служб, в т.ч. с недостатками по-администрирования таможенных платежей строения единой системы маркировки и существует ряд недостатков его действия. прослеживаемости товаров в цепи постаВ частности, на сегодня основные пробле- вок. Выявленные проблемы свидетельст-мы администрирования связаны с ухудше- вуют о необходимости развития теорети-нием внешнеэкономической ситуации ческих и методических основ построения (снижение экспорта энергоресурсов и ми- системы администрирования таможенных, ровых цен на них), наличием информаци- налоговых и иных платежей.
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/087bfbfb23c3b75736a98faa69e22 0a67d7949a6 (дата обращения: 05.06.2020).
2. Ежегодные сборники «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 05.06.2020).
3. Отчетность Федерального казначейства России по исполнению федерального бюджета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov (дата обращения: 05.06.2020).
4. Доклад Аналитического управления Аппарата Совета Федерации «Таможенное администрирование в Российской Федерации: состояние и перспективы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/F09gP0zxVPs7LLqUM wBDAz3XYd6tztwB.pdf (дата обращения: 07.06.2020).
5. О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели системы управления рисками. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/uchastnikam-ved/kategorirovanie-uchastnikov-ved/o-realizaczii-v-fts-rossii-sub-ektno-orientirovannoj-modeli-sistemy-upravleniya-riskami (дата обращения: 07.06.2020).
1. 6. Цифровая маркировка - вклад в государственное регулирование производства и оборота табачных изделий. - [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:http://council.gov.ru/media/files/sKdAXHdkv0RJipoG6totdAqQIQAXe0S9.pdf (дата обращения: 07.06.2020).
ANALYSIS OF TOPICAL PROBLEMS OF THE MECHANISM OF
ADMINISTRATION OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
M.M. Chetverikova, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The article assesses the current state of the mechanism of administration of customs payments in the Russian Federation, highlighting the main development trends and current problems. Particular attention is paid to problems arising in the framework of creating a single mechanism for administering the customs, tax and tax system, as well as marking and traceabil-ity of imported goods by the Federal Customs Service of Russia and the Federal Tax Service of Russia.
Keywords: customs administration, tax administration, mechanism for administering customs payments, a single mechanism for administering customs and tax payments, a national labeling system, a system for traceability of goods.