АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ РФ
А.Д. Петров, студент
А.В. Чесноков, студент
О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10440
Аннотация. Статья посвящена анализу динамики таможенных платежей перечисляемых в федеральный бюджет РФ в 2017-2019 гг. Обозначена роль таможенных платежей как доходной статьи федерального бюджета. Выявлены основные проблемы, связанные уплатой таможенных платежей в федеральный бюджет РФ. Сформулированы основные предложения по решению проблем таможенного администрирования, совершенствованию порядка уплаты и контроля за полнотой уплаты таможенных платежей.
Ключевые слова: таможенные платежи, таможенное администрирование, внешнеэкономическая деятельность, таможенная пошлина, акциз, НДС, таможенные сборы.
Для Российской Федерации внешнеэкономическая деятельность служит одним из способов пополнения доходной части федерального бюджета. Все таможенные пошлины и налоги, взимаемые при перемещении товаров, перечисляются в федеральный бюджет РФ. Одной из функций таможенных органов является - фискальная. Содержание фискальной функции таможенной политики заключается в пополнении государственного бюджета за счет взимания ввозных и вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость, акцизного
Из данных таблицы 1 можно увидеть, что таможенные платежи играют большую роль в доходе федерального бюджета. Несмотря на введение санкций в отношении РФ и, как следствие, уменьшение товарооборота в последние годы, доходы от таможенных платежей в 2019 году увеличились на 25,2% по сравнению с 2017 годом и уменьшились на 5,5% по сравнению с 2018 годом. В 2019 году доля таможенных
сбора с товаров и других предметов при перемещении через таможенную границу. Совершенствование механизма уплаты таможенных платежей является приоритетным в развитии ФТС в целом, так как в противном случае, его недостатки и проблемы приведут к уменьшению собираемости таможенных платежей и будут негативно сказываться на экономическом развитии государства [1].
Таможенные платежи являются одной из наиболее значимых статей доходов федерального бюджета (табл. 1).
платежей составила 28,7%, что на 1,6% меньше по сравнению с показателем 2017 года и на 3,3% меньше по сравнению с 2018 годом. В большей степени такое изменение было связано с увеличением доходов самого федерального бюджета на суммы 4880,4 млрд. рублей и 1021,7 млрд. рублей, что составило 32,3% и 5,4%, соответственно.
Таблица 1. Доля таможенных платежей в федеральном бюджете и их динамика
Название 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 в % к
2017 г. 2018 г.
Федеральный бюджет 15 088,9 18 947,6 19 969,3 132,3 105,4
Таможенные платежи 4 575,7 6 063,2 5 729,1 125,2 94,5
Доля таможенных платежей в федеральном бюджете, % 30,3 32,0 28,7 - -
Исходя из всего вышеперечисленного, можно прейти к выводу о том, что на сегодняшний день таможенные платежи в среднем составляют 30% доходов федерального бюджета, следовательно, им должно оказываться особое внимание. На таможенные органы возложена задача по увеличению объёмов собираемости таможенных пошлин и налогов, путём совер-
По данным таблицы 2 видно, что общая сумма таможенных платежей за анализируемый период то увеличивается, то уменьшается. Так за в 2019 году она составила 5729,1 млрд. руб., что на 25,2% больше по сравнению с 2017 годом и на 5,5% меньше по сравнению с 2018 годом. На уменьшение общей суммы таможенных платежей за 2019 год существенное влияние оказало уменьшение поступлений от вывозной таможенной пошлины. В отчётном году данные поступления составили 2291,3 млрд. руб., что на 16,4% больше по сравнению с базисным годом и на 24,3% меньше по сравнению с 2018 годом. Из общей суммы таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2019 году на долю НДС пришлось 2613,4 млрд. руб., что на 37,5% больше по сравнению с 2017 годом и на 15,9% больше по сравнению с 2018 годом. На долю ввозной таможенной пошлины в 2019 году пришлось 618,2 млрд. руб., что на 22,2% больше по сравнению с базисным годом и на 6,8% больше по сравнению с 2018 годом. Сумма иных таможенных платежей за
шенствования таможенных операций, внесение предложений по совершенствованию законодательной базы, предупреждение и минимизация преступлений и правонарушений среди участников ВЭД.
Наглядно динамика поступления таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет Российской Федерации в 2017-2019 годах представлена в таблице 2.
анализируемый период имеет тенденцию к увеличению. Так в 2019 году они составили 97,4 млрд. руб., что на 8,3% меньше по сравнению с 2017 годом и на 10,8% больше по сравнению с 2018 годом. Также заметно снижение акциза в 2019 году. Его показатель уменьшился на 6,8% по сравнению с 2018 годом, однако, по сравнению с базисным годом в отчётном году наблюдается значительное увеличение поступлений от акциза в федеральный бюджет. Увеличение акциза в 2019 году по сравнению с 2017 годом составило 16,8%. Незначительное уменьшение в общей сумме таможенных платежей в отчётном периоде составили таможенные сборы [3].
Далее, следует определить долю каждого вида таможенных платежей и проследить их динамику в общей структуре таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет РФ.
На основании таблицы 3 следует изучить структуру перечисленных в федеральный бюджет РФ таможенных платежей и их изменение за анализируемые периоды.
Таблица 2. Динамика поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет,
млрд., рублей
Таможенные платежи 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 в % к
2017 г. 2018 г.
НДС 1900,8 2255,5 2613,4 137,5 115,9
Ввозная таможенная пошлина 506,0 578,6 618,2 122,2 106,8
Вывозная таможенная пошлина 1968,3 3025,7 2291,3 116,4 75,7
Акциз при ввозе товаров 76,0 95,2 88,8 116,8 93,2
Таможенные сборы 18,4 20,3 20,0 108,7 98,5
Иные платежи 106,2 87,9 97,4 91,7 110,8
Итого 4575,7 6063,2 5729,1 125,2 94,5
Таблица 3. Структура таможенных платежей, перечисленных в доходную часть бюдже-
та РФ, в %
Таможенные платежи 2017 г. 2018 г. 2019 г. Изменения (+/-) в 2019 г.
2017 г. 2018 г.
НДС 41,54 37,20 45,61 +4,07 +8,41
Ввозная таможенная пошлина 11,06 9,54 10,79 -0,27 +1,25
Вывозная таможенная пошлина 43,02 49,91 40,00 -3,02 -9.91
Акциз 1,66 1,57 1,55 -0,11 -0,02
Таможенные сборы 0,40 0,33 0,35 -0,05 +0,02
Иные таможенные платежи 2,32 1,45 1,70 -0,62 +0,25
Итого 100,0 100,0 100,0 - -
Исходя из сведений, представленных в таблице 3, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей занимают вывозная таможенная пошлина и НДС. В отчётном году доля вывозной таможенной пошлины составила 40%, что на 3,02 пп. меньше по сравнению с 2017 годом и на 9,91 пп. меньше по сравнению с 2018 годом. Такая тенденция объясняется уменьшением объёмов экспорта в 2019 году [2]. Значительную часть в структуре таможенных платежей занимает НДС. Так в 2019 году его доля составила 45,61%, что на 4,07 пп. больше по сравнению с 2017 годом и на 8,41 пп. больше по сравнению с 2018 годом. Наименьший удельный вес занимают таможенные сборы. В отчётном периоде на их долю приходилось 0,35%, что на 0,05 пп. меньше по сравнению с 2017 годом и на 0,02 пп. больше по сравнению с 2018 годом. За анализируемый период произошло снижение доли по таким видам таможенных платежей как ввозная таможенная пошлина и акциз. Доля ввозной таможенной пошлины в структуре таможенных платежей в 2019 году составила
10,79%, что на 0,27 пп. меньше по сравнению с 2017 годом и на 1,25 пп. больше по сравнению с 2018 годом. Снижение доли акциза незначительно. По отношению к 2017 и 2018 годам их % в 2019 году снизился на 0,11 пп. и 0,02 пп. соответственно. Доля иных таможенных платежей в отчетном году составила 1,7%, что на 0,62 пп меньше по сравнению с 2017 годом и на 0,25 пп больше по сравнению с 2018 годом.
На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что наибольший вес в структуре таможенных платежей на протяжении трёх лет представляют вывозная таможенная пошлина -в среднем около 45%; НДС - порядка 40% в среднем; ввозная таможенная пошлина занимает чуть более 10% от общей суммы; акциз - примерно 1,5%; иные таможенные платежи занимают - 1,8% в среднем и наконец самую незначительную часть составляют таможенные сборы - 0,36%.
Более наглядно структура таможенных платежей и её динамика представлена ниже на рисунке.
2017 г.
1,6%0,4%0 41 5
2018 г.
1,57%/ 0 0,3%
2019 г.
1,55% 0,35%
43%
НДС
%
11%
1 Ввозная таможенная пошлина
1 Вывозная таможенная пошлина
1 Акциз
49,9
37,2/
9,5%
НДС
Ввозная таможенная пошлина
Вывозная таможенная пошлина
1 Акциз
40%
45,61%
10,79%
НДС
Ввозная таможенная пошлина Вывознная таможенная пошлина
■ Акциз
■ Таможенные сборы
1 Иные таможенные платежи
Рисунок. Динамика структуры таможенных платежей, перечисленных в доходную
часть бюджета
При взыскании таможенных платежей таможенные органы испытывают ряд проблем на законодательном и исполнительном уровнях. К этим проблемам относятся: несовершенство таможенного и налогового законодательства, обращение значительной части импорта в теневую экономику, уклонение участниками внешнеэкономической деятельности от уплаты таможенных платежей, несвоевременное взыскание и перечисление штрафов, ошибочное или неправомерное предоставление льгот и отсрочек, ошибки в идентификации таможенных платежей. Данные факторы негативно влияют на собираемость таможенных платежей и, как следствие, на пополнение государственного бюджета [4].
Все перечисленные выше проблемы приводят к недополучению таможенными органами значительных сумм таможенных платежей. Следовательно, особое внимание следует уделить совершенствованию порядка уплаты таможенных платежей и контролю за их перечислением в федеральный бюджет.
Для увеличения собираемости таможенных платежей необходимо:
- совершенствование таможенного и налогового законодательства [5];
- организовать оперативное взаимодействие ФТС России с ФНС и ФССП России по части обмена информацией и создании
единого механизма администрирования таможенных налоговых и иных платежей;
- внедрение современных цифровых (однократность предоставления информации) и управленческих технологий (риск-менеджмент) [6];
- внедрение комплексных генеральных гарантий - позволит таможенным органам централизованно и эффективно осуществлять контроль;
- применение современных информационных технологий, которое позволит участникам ВЭД, используя денежные средства, внесенные на один лицевой счет, осуществлять таможенное декларирование товаров в любом таможенном органе, централизованно получать информацию и отчётность о движении денежных средств по результатам совершения таможенных операций;
- разработка технологий накопления, обработки и анализа больших массивов информации для обновления системы управления рисками, бухгалтерского и иного учёта коммерческих операций плательщика таможенных платежей;
- модернизация пунктов пропуска, достаточное техническое оснащение таможенной службы для однократного интегрированного контроля, а именно: таможенного, транспортного, фитосанитарно-го, ветеринарного и эпидемиологического;
- развитие электронного документооборота во взаимодействии между участника-
ми ВЭД, таможенными органами и банками при взыскании таможенных платежей и пеней;
- оптимизировать механизм предоставления отсрочек и рассрочек уплаты таможенных платежей.
Библиографический список
1. Петров А.Д. Место и роль таможенных органов в формировании доходной части федерального бюджета // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12.17 (27). -С. 323-325.
2. Федеральная таможенная служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/
3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/
4. Вериш Т.А. Проблемы взимания таможенных пошлин // Проблемы и перспективы экономики и управления. - 2015. - №12. - С. 248-251.
5. Приказ ФТС России от 27.06.2017 N 1065 (ред. от 29.08.2018) "О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» //http://www.consultant.ru/
6. «Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры?» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/65314/ (Дата обращения 12.05.2020)
ANALYSIS OF RECEIPT OF CUSTOMS PAYMENTS TO THE BUDGET OF THE
RUSSIAN FEDERATION
A.D. Petrov, Student A.V. Chesnokov, Student
O.M. Petrushina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)
Abstract. The article analyzes the dynamics of customs payments transferred to the Federal budget of the Russian Federation in 2017-2019 The role of customs payments as a revenue item of the Federal budget is outlined. The main problems related to the payment of customs payments to the Federal budget of the Russian Federation are identified. The main proposals for solving the problems of customs administration, improving the payment procedure and monitoring the completeness of customs payments are formulated.
Keywords: customs payments, customs administration, foreign economic activity, customs duty, excise, VAT, customs fees.
Таким образом, все перечисленные мероприятия будут способствовать увеличению собираемости таможенных платежей.