DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10168
М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело», Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Россия, [email protected],
M.V. Neparko - associate Professor of the Department «Customs», Kaluga state University. K. E. Tsiol-kovsky, Kaluga, Russian Federation;
Е.М. Короткова - студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Россия, [email protected],
E.M. Korotkova - student Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation;
Е.С. Печерская - студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Россия, [email protected],
E.S. Pecherskaya - student Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation;
В.Н. Мишукова - студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Россия, [email protected];
V.N. Mishukova - student Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation.
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА SIGNIFICANCE AND ROLE OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE FORMATION OF THE FEDERAL BUDGET
Аннотация. Федеральный бюджет представляет основу бюджетной системы государства. В статье рассматривается формирование федерального бюджета в контексте продолжающихся санкций и ответных экономических мер со стороны России против стран ЕС. Проведен анализ доходов и расходов федерального бюджета России за 2017-2019 гг. Приведены сравнения поступления доходов от различных федеральных органов России, в том числе от Федеральной таможенной службы России. Интересы государства обеспечиваются реализацией фискальной функции ФТС России. Таможенные сборы являются частью доходов федерального бюджета. Обеспечение их уплаты является гарантией постоянного пополнения казны страны и процветания государства. Проведенный анализ показал уменьшение величины таможенных платежей, а также снижение их доли в доходах федерального бюджета, что вызвано введением санкций против России и кризисными явлениями в экономике государства.
Abstract. The Federal budget is the basis of the state's budget system. The article examines the formation of the Federal budget in the context of ongoing sanctions and retaliatory economic measures by Russia against the EU countries. The analysis of revenues and expenditures of the Federal budget of Russia for 2017-2019 is conducted.the comparison of income receipts from various Federal bodies of Russia, including the Federal customs service of Russia, is Given. The interests of the state are ensured by the implementation of the fiscal function of the Federal customs service of Russia. Customs duties are a part of Federal budget revenues. Ensuring their payment is a guarantee of constant replenishment of the country's Treasury and prosperity of the state. The analysis showed a decrease in the amount of customs payments, as well as a decrease in their share in Federal budget revenues, which is caused by the introduction of sanctions against Russia and crisis phenomena in the state economy.
Ключевые слова. Федеральный бюджет, таможенные платежи, ввозные пошлины, вывозные пошлины, акцизы, экспорт, импорт.
Keyword. Федеральный бюджет, таможенные платежи, ввозные пошлины, вывозные пошлины, акцизы, экспорт, импорт.
Ежегодно в Российской Федерации принимается федеральный закон о внесении изменений в федеральный бюджет. Данный документ является основным финансовым документом, который сформирован таким образом, чтобы изменить структуру экономики страны и обеспечить выполнение социальных обязательств, взятых государством перед населением. За последние пять лет федеральный бюджет формировался в контексте продолжающихся санкций и ответных экономических мер со стороны России против стран ЕС. Изменилось произошли в 2014 году.
25000 20000 15000 10000 5000 0
18947,6
19969,3
13659,2
2015 год 2016 год 2017 год 2018 год ■ Доходы федерального бюджета, всего
2019 год
Рисунок 1 - Доходы федерального бюджета за 2015-2019 гг., млрд. рублей
Снижение цены на нефть привело к сокращению нефтегазовых доходов. Переломным стал 2017 год, по итогам которого доходы бюджета увеличились по сравнению с 2016 годом на 1628,9, а по сравнению с 2015 годом на 1429,7 млрд. рублей или на 12,1%. В связи с этим, потребовалась значительная поддержка оборонных предприятий, и это в тот момент, когда профицит бюджета дефицит максимального размера за последние шесть лет.
Впервые за эти годы в 2018 году наметилась положительная динамика доходов федерального бюджета, по сравнению с 2017 годом они выросли на 3858,7 млрд. руб. или на 25,5% (рис. 1). [1]
По прогнозу Министерства финансов Российской Федерации федеральный бюджет на 2019-2021 годы составлен таким образом, что структура доходов представляет собой совокупность нефтегазовых и не нефтяных и газовых доходов, а также налога на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи и прочие доходы. Динамика доходов федерального бюджета на 2018-2019 гг. и прогноз на 2020 и 2021 гг. представлены на рисунке 2.
12018 год «2019 год "2020 год «2021 год
Г
8018,2
7936,3
8298,2
8817,1
г
12959,8
12282,3 Л
11671,1 г
10130,5 л
г
20026
18994,3
18037,2
16808,8 Л
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ
РАСХОДЫ
Рисунок 2 - Динамика доходов федерального бюджета за 2018-2019 гг. и на плановый
период 2021-2022гг.
По предварительной оценке исполнение федерального бюджета за 2019 год составило следующим образом:
- доходы выросли на 105,4% к утвержденным плановым показателям на 2018 год;
- расходы бюджета выполнены на 197,3% к утвержденным плановым показателям на 2018 год;
- профицит - 1932,1 млрд. рублей, сокращен на 9,7% (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика доходов и расходов федерального бюджета за 2018-2019гг. и прогноз на 2020 и
2021 гг.
Показатели федерального бюджета 2018 год 2019 год Отклонение 2019 г. к 2018 г. в % 2020 год Отклонение 2020 г. к 2019 г. в % 2021 год Отклонение 2021 г. к 2020 г. в %
Нефтегазовые доходы 8817,1 8298,2 94,1 7936,3 95,6 8018,2 101,0
Ненефтегазовые доходы 10130,5 11671,1 115,2 12282,3 105,2 12959,8 105,5
Расходы 16808,8 18037,2 107,3 18994,3 105,3 20026,0 105,4
Профицит 2138,7 1932,1 90,3 1224,4 63,4 952,0 77,7
Источник: https://www.minfin.ru/
На плановый период 2022гг. намечен рост доходов федерального бюджета и сокращение профицита бюджета.
1.1 Нефтегазовые доходы формируются за счет: налога на добычу полезных ископаемых; вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
1.2 Ненефтегазовые доходы составляют суммы налогов и сборов взимаемых с товаров (работы, услуги), производимых на территории Российской Федерации.
В структуре федерального бюджета основная доля приходится на налоги и сборы, собираемые ФНС России (63%), доля ФТС России от поступлений таможенных платежей составляет 29%, доля других федеральных органов составляет - 8%. Структура федерального бюджета представлена на рис. 3.
Федеральная налоговая служба России
Федеральная таможенная служба России
Другие федеральные органы
Рисунок 3 - Структура федерального бюджета 2019 года, млрд. руб.
В 2019 году в федеральный бюджет поступило:
— от Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) - 12612,3 млрд. рублей. Исполнение к прогнозу доходов федерального бюджета на 2019 год составило 100,5%;
— от Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) - 5729,1 млрд. рублей. Исполнение к прогнозу доходов федерального бюджета на 2019 год составило 101,6%;
— от других федеральных органов - 1627,9 млрд. рублей. Исполнение к прогнозу доходов федерального бюджета на 2019 год составило 103,5%.
Ввозная таможенная пошлина
■ Вывозная таможенная пошлина ■НДС
■ Акциз
■ Таможенные сборы
■ Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами
Иные таможенные платежи
Рисунок 4 - Структура доходов, поступающих в федеральный бюджет, администрируемых таможенными органами в 2019 году
ФТС России, как и ФНС служба России, выполняет фискальные функции по обеспечению экономической безопасности государства. Отличие заключается в следующем, налоги и сборы взимаются с юридических и физических лиц внутри страны, таможенные платежи взимаются с юридических и физических лиц при перемещении товаров через таможенную границу. С одной стороны, они отождествляются с налоговыми пошлинами и налогами, с другой стороны, в отличие от них, к таможенным платежам применяются различные виды ставок, например, такие как:
— адвалорные ставки, которые исчисляются в процентах от таможенной стоимости товаров;
— специфические ставки, которые взимаются с единицы облагаемых товаров;
— комбинированные ставки, в отличие от предыдущих, они сочетают адвалорную и специфическую составляющие.
Если налоги и сборы взимаются со всех участников хозяйственной деятельности, попадающих под действие законодательства Российской Федерации, то применение ставок ввозных таможенных пошлин зависит от страны происхождения товаров.
Таможенные платежи занимают особое место среди государственных доходов. Это обязательные платежи, которые взимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу. К таможенным платежам относятся: ввозные и вывозные таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы (рисунок 4).
В структуре доходов, поступающих в федеральный бюджет, администрируемых таможенными органами преобладает НДС - 45,8%. Второе место занимает вывозная таможенная пошлина - 40,1%, на третьем месте -ввозные таможенные пошлины - 10,8%.
Из анализа следует, что наибольшую долю в сумме таможенных платежей составляют, НДС и ввозная таможенная пошлина, в меньшей степени - акцизные сборы и таможенные сборы. В отчетном году они составляли 0,3%, что составляет 0,04 п.п. менее 7 по сравнению с предыдущим годом. Динамика таможенных платежей за 2017 - 2019 гг. млрд. рублей представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета за 2017 - 2019 гг. млрд. _рублей_
Вид таможенных платежей 2017г. 2018г. 2019г. 2019г. в % к
2017г. 2018г.
Ввозная таможенная пошлина 506,0 578,6 618,2 122,2 106,8
Вывозная таможенная пошлина 1968,3 3025,7 2291,3 116,4 75,7
НДС 1900,8 2255,5 2613,4 137,5 115,9
Акциз 76 95,2 88,8 116,8 93,3
Таможенные сборы 18,4 20,3 20,0 108,7 98,5
Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами 18,7 16,3 25,0 133,7 153,4
Иные таможенные платежи 106,2 71,6 72,4 68,2 101,1
Итого: 4575,7 6063,2 5729,1 125,2 94,5
Источник: www.customs.ru
За 2019 год сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5729,1 млрд. рублей, что на 5,5% ниже соответствующего периода 2018 года и на 25,2% показателя 2017 года.
Основная часть доходов федерального бюджета Российской Федерации формируется за счет НДС. В частности, доходность по НДС в отчетном году возросла на 15,9 % по отношению к 2018 г. (2255,5 млрд. рублей) и на 37,5 % по отношению к 2017 г. (1900,8 млрд. рублей), что связано с созданием единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. Это дало проверяющим возможность обеспечить отслеживание товара на всех этапах его жизненного цикла - от ввоза на таможенную территорию и ввода в коммерческий оборот до продажи в розничном звене или поставки на экспорт, что тем самым существенно повлияло на собираемость федерального бюджета в целом. [6]
Следующий основной источник доходов - вывозные таможенные пошлины. Российская экономика специализируется на добыче и экспорте сырьевых материалов. В 2019 году произошло снижение цен на нефть, тем самым сокращены поступления от экспортных пошлин на 6%, что повлекло снижение общей суммы вывозных пошлин на 24,3%.
Увеличение в 2019 году импорта на 2,5% повлекло увеличение суммы ввозных пошлин на 6,8%. Эта пошлина налагается практически на все товары, ввозимые в Россию, за исключением высокотехнологичного оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации. Бюджет получает большую часть доходов от импорта автомобилей, бытовой техники, текстиля, обуви, мебели, сельскохозяйственной продукции, алкоголя и табака. В 2019 году количество автомобилей, ввозимых в Россию, увеличилось почти на 10%, объем поставок пшеницы увеличился на 27%, пальмового масла - на 19%, сыра и творога - на 18%, текстиля - на 1,9%. [6]
Таким образом, прослеживается влияние внешнеторгового оборота на поступление доходов в федеральных бюджет, администрируемых таможенными органами.
Несмотря на снижение доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, на 5,5 %, в целом задание по формированию доходов федерального бюджета в 2019 году выполнено на 101,59%.
Сведения о выполнении задания таможенными органами по формированию доходов федерального бюджета в 2017-2019 гг. отражены на рисунке 5.
110% 108% 106% 104% 102% 100% 98% 96% 94%
2017 г.
2018 г.
2019 г.
- Выполнение задания по администрируемым доходам ФТС России за период 2017-2019 гг.,
млрд. рублей
Рисунок 5
Реализация плана доходов бюджета в 2019 году также произошла за счет использования таких технологий, как: технология удаленной оплаты таможенных платежей лицами, декларирующими товары в электронной форме; технология централизованного учета таможенных и других платежей с использованием единого ресурса лицевых счетов таможенных пошлин и плательщиков налогов (далее - ЕЛС); а также личный кабинет участника ВЭД, в том числе сервис «Лицевой счет» и др.[6]
Мы можем выделить следующие факторы, которые повлияли на снижение таможенных пошлин:
- снижение экспорта товаров;
- девальвация национальной валюты стран, участвующих во внешнеторговой деятельности с Россией;
- снижение курса национальных валют по отношению к доллару США, что оказывает существенное влияние на экспортно-импортные операции;
- принятие Россией ряда экономических мер по обеспечению экономической безопасности страны;
- снижение ставок ввозных таможенных пошлин в результате выполнения обязательств Российской Федерации перед ВТО.
Таким образом, федеральный бюджет представляет основу бюджетной системы страны. Федеральный бюджет - это план доходов и расходов страны в пределах определенного года. План - это процесс распределения ресурсов и основных средств для решения государственных задач. Государственные финансы выполняют три основные функции: эффективное распределение ресурсов, перераспределение доходов и стабилизация народного хозяйства. Таможенные сборы являются частью этой системы, так как осуществляют пополнение федерального бюджета. Обеспечение уплаты таможенных платежей является гарантией постоянного пополнения казны страны и процветания государства.
Источники:
1. Ильсаев З.А., Чурилова С.А. Проблемы администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС// - М.: Научное издательство «Институт стратегических исследований», 2018. - С. 10-14.
2. Майбуров И.А. Налоговые и таможенные платежи: учебное пособие. - Екатеринбург: ИЦ «Урал. ун-та», 2017. -
135с.
3. Рожкова Ю.В. Статистическое исследование причин снижения таможенных доходов федерального бюджета// Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016 - №12. - С.94.
4. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гажва В.О., Серова О.А. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в федеральный бюджет России. Экономика: теория и практика. 2018. № 2 (50). С. 51-55.
5. Алексеева Е.В., Клопов С.В. Проблемы взимания таможенных платежей на современном этапе. Colloquium-journal. 2019. № 6-11 (30). С. 64-65.
6. Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 17.03.2020).
7. Сайт РБК. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://www.rbc.ru/economics/09/12/2016/584824c89a79474012386691 (дата обращения: 17.03.2020).
References:
1. Ilsaev Z.A., Churilova S.A. Problems of administration of customs payments in the EAEU // - M .: Scientific Publishing House "Institute for Strategic Studies", 2018. - P. 10-14.
2. Mayburov I.A. Tax and customs payments: a training manual. - Yekaterinburg: Information Center "Ural. University ", 2017. -135s.
3. Rozhkova Yu.V. A statistical study of the causes of the decrease in customs revenues of the federal budget // Inlect. Innovation Investments. - 2016 - No. 12. - S. 94.
4. Petrushina O.M., Neparko M.V., Gazhva V.O., Serova O.A. Current trends in the administration of customs payments to the federal budget of Russia. Economics: theory and practice. 2018.No 2 (50). S. 51-55.
5. Alekseeva E.V., Klopov S.V. Problems of collection of customs payments at the present stage. Colloquium-journal. 2019.No 6-11 (30). S. 64-65.
6. The official website of the FCS of Russia. [Electronic resource] - Access mode - URL: http://www.customs.ru (date of treatment: 03/17/2020).
7. RBC website. [Electronic resource] - Access mode - URL: https://www.rbc.ru/econom-ics/09/12/2016/584824c89a79474012386691 (accessed: 03/17/2020).