Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ'

ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2001
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / администрирование / обеспечение / таможенные платежи. / customs authorities / administration / security / customs payments.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О М. Петрушина, Т С. Соколова, А И. Меркулова

Важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей служат таможенные платежи и сборы. Именно за счет них обеспечивается значительная доля доходов многих государств и определяется их место в международном разделении труда. В настоящее время федеральный бюджет России почти на 40% обеспечивается поступлениями от таможенных платежей. Тем не менее, практика взимания и обеспечения их уплаты показывает, что в результате несоответствия потребностям развития экономики, а также несовершенства механизма их администрирования несет для страны не только значительные финансовые потери, но и дополнительный ущерб законопослушным отечественным товаропроизводителям, чья продукция становится неконкурентоспособной, а стремление к уклонению от уплаты таможенных платежей обуславливает снижение эффективности таможенно-тарифного регулирования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF COLLECTING AND SECURING CUSTOMS PAYMENTS IN RUSSIA

Customs payments and fees are an important regulator of the state's participation in the system of foreign economic relations. They provide a significant share of the income of many States and determine their place in the international division of labor. Currently, the Federal budget of Russia is almost 40% provided with revenue from customs payments. However, the practice of collecting and ensuring their payment shows that as a result of non-compliance with the needs of economic development, as well as imperfection of the mechanism of their administration, not only significant financial losses are incurred for the country, but also additional damage to law-abiding domestic producers, whose products become uncompetitive, and the desire to evade customs payments causes a decrease in the effectiveness of customs and tariff regulation in General

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10275

О. М. Петрушина - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],

O. M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

Т.С. Соколова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],

T.S. Sokolova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

А.И. Меркулова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],

A.I. Merkulova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ PRACTICE OF COLLECTING AND SECURING CUSTOMS PAYMENTS IN RUSSIA

Аннотация. Важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей служат таможенные платежи и сборы. Именно за счет них обеспечивается значительная доля доходов многих государств и определяется их место в международном разделении труда. В настоящее время федеральный бюджет России почти на 40% обеспечивается поступлениями от таможенных платежей. Тем не менее, практика взимания и обеспечения их уплаты показывает, что в результате несоответствия потребностям развития экономики, а также несовершенства механизма их администрирования несет для страны не только значительные финансовые потери, но и дополнительный ущерб законопослушным отечественным товаропроизводителям, чья продукция становится неконкурентоспособной, а стремление к уклонению от уплаты таможенных платежей обуславливает снижение эффективности таможенно-тарифного регулирования в целом.

Abstract. Customs payments and fees are an important regulator of the state's participation in the system of foreign economic relations. They provide a significant share of the income of many States and determine their place in the international division of labor. Currently, the Federal budget of Russia is almost 40% provided with revenue from customs payments. However, the practice of collecting and ensuring their payment shows that as a result of noncompliance with the needs of economic development, as well as imperfection of the mechanism of their administration, not only significant financial losses are incurred for the country, but also additional damage to law-abiding domestic producers, whose products become uncompetitive, and the desire to evade customs payments causes a decrease in the effectiveness of customs and tariff regulation in General.

Ключевые слова: таможенные органы, администрирование, обеспечение, таможенные платежи.

Keywords: customs authorities, administration, security, customs payments.

Существенную роль в государственном регулировании внешнеторговой деятельности любого государства играет эффективно функционирующая система таможенных платежей. Без исключения все виды платежей, администрируемые таможенными органами, подлежат перечислению в федеральный бюджет. Сбор таможенных платежей обеспечивается за счет единой и целенаправленной деятельности Федеральной таможенной службы, которая администрирует основную часть поступлений в бюджет государства. В связи с этим, представляется целесообразным необходимо акцентировать внимание на детальном изучении объемов и структуры таможенных платежей.

На рисунке 1 проиллюстрирована динамика поступления таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета России.

20 187,8

«

<и Ч ю

а

22 20 18 16 14 12 10 8 6 4 2

000,0 000,0 000,0 000,0 000,0 000,0 000,0 000,0 000,0 000,0 000,0 0,0

2017 г.

2018 г.

2019 г.

■ Доходы федерального бюджета РФ

■ Доходы федерального бюджета, администрируемые ФТС РФ

Рисунок 1 - Статистика доходов федерального бюджета России в 2017-2019 гг., млрд. руб.

По данным рисунка 1 видно, что в 2019 г. за счет доходов, администрируемых таможенными органами формировалось 28,4% от общих доходов федерального бюджета, в 2018 г. - 31,2%, а в 2017 г. - 30,3%. Основными причинами такого результата стали такие факторы, ка курсовое изменение доллара к рублю, ввод экономических санкций ряда стран против РФ, а также ответная реакция российской стороны.

Доходы бюджета Российской Федерации, обеспечиваемые таможенными органами в 2019 году составили 5729,1 млрд. рублей, что меньше аналогичного показателя 2018 года 334,1 млрд. рублей, а показателя 2017 года больше на 1153,4 млрд. рублей(таблица 1).

3500 3000 ^ 2500 2000 1500 1000 500 0

3025,7

2613,4

2291,3

1900,8 1968,3

2017 г.

НДС

Вывозная таможенная пошлина Таможенные сборы

2018 г. 2019 г.

■ Ввозная таможенная пошлина

■ Акциз

■ Прочие

Рисунок 2 - Статистика взимания таможенных платежей в 2017-2019 гг., млрд. руб.

По данным рисунка 2 видно, что основной объем поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет России приходится на НДС и вывозные таможенные пошлины. Доходность по НДС в 2019 году составила 2613,4 млрд. руб. Наблюдается рост поступлений в федеральный бюджет РФ на 15,9% по отношению к 2018 г. (2255,5 млрд. руб.) и на 37,5% по отношению к 2017 г. (1900,8 млрд. руб.). Сложившаяся динамика обусловлена, прежде всего, увеличением с 1 января 2019 года ставки НДС с 18% до 20%.

Поступления от вывозной таможенной пошлины в отчетном году составили 2291,3 млрд. руб., что на 24,3% меньше по сравнению с прошлым годом и на 16,4% больше по сравнению с базисным годом. Данная динамика объясняется тем, что экономика России базируется на добыче сырьевых материалов и их экспорте. В анализируемом периоде, преимущественно в 2018 году, произошел существенный скачок нефтяных цен, который

сказался на увеличении поступлений от вывозной таможенной пошлины. Тем не менее, в отчетном году сложилась противоположная ситуация, которая связана с принятием решения о постепенном снижении экспортных тарифов на нефть и нефтепродукты в пользу роста налога на добычу полезных ископаемых до 2024 года в рамках налогового маневра. Помимо этого, в 2019 году произошло сокращение объема экспорта, которое было обусловлено снижением стоимости экспорта энергетических товаров в условиях ухудшения конъюнктуры внешних товарных рынков и санкционными ограничениями в отношении России.

Размер ввозных таможенных пошлин в 2019 г. составил 618,2 млрд. руб., что на 6,8% больше по сравнению с 2018 г. (578,6 млрд. руб.) и на 22,2% по сравнению с 2017 г. (506,0 млрд. руб.). Положительная динамика объясняется не только ростом курса доллара и увеличением на 2,0% ставки НДС, но и повышением эффективности работы таможенных органов, улучшением качества администрирования платежей.

Необходимо также отметить, что в отчетном году доходность по акцизам составила 88,8 млрд. руб., что на 6,7% меньше по сравнению с 2018 г. (95,2 млрд. руб.) и на 16,8% больше по сравнению с 2017 г. (76,0 млрд. руб.).

Необходимо отметить, что ФТС России проведена работа, направленная на повышение эффективности таможенного администрирования и внедрение передовых информационных технологий в целях оптимизации процесса уплаты таможенных платежей. Следовательно, на динамику таможенных платежей также оказывают влияние применение технологии удаленной уплаты таможенных платежей; единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (далее - ресурс ЕЛС); личного кабинета участника ВЭД и др.

Всем участникам внешнеэкономической деятельности в соответствие с требованиями законодательства за перемещаемые через таможенную границу товары необходимо предоставлять обеспечение уплаты таможенных платежей. Например, исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов обеспечивается в случаях перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, изменения сроков уплаты таможенных пошлин и налогов, помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории. Правильное администрирование данного процесса позволит максимально эффективно реализовывать фискальную функцию таможенных органов, обеспечит стабильность поступления дохода в бюджет государства.

В отчетном году таможенными органами России было принято обеспечение уплаты таможенных пошлин в размере 662,7 млрд. рублей, что больше аналогичных периодов 2017 - 2018 гг. (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели обеспечения уплаты таможенных платежей, млрд. руб.

Способ обеспечения 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 в % к

2017 г. 2018 г.

Поручительство 450 485 507 122,6 104,5

Банковские гарантии 113,9 115 115,7 101,6 100,6

Денежный залог 50,8 39 40 78,7 102,5

Итого 614,7 639 662,7 107,8 103,7

По данным таблицы 1 видно, что за 2019 год было принято таможенными органами обеспечение исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов на общую сумму 662,7 млрд. руб., что на 7,8% больше по сравнению с 2018 годом и на 3,7% - по сравнению с 2017 годом.

На увеличение общей суммы значительное влияние оказало принятое таможенными органами поручительство. Так в 2019 году сумма поступлений составила по данной форме обеспечения уплаты 507 млрд. руб., что на 22,6% больше по сравнению с 2018 годом и на 4,5% по сравнению с 2017 годом. За 2019 год таможенными органами было принято 115,7 млрд. рублей банковских гарантий, что на 1,6% больше по сравнению с 2018 годом и на 0,6% больше по сравнению с 2017 годом. В 2019 году таможенными органами принято 40 млрд. рублей денежного залога, что на 21,3% меньше по сравнению с 2018 годом и на 2,5% больше по сравнению с 2017 годом.

На протяжении последних лет успешно функционирует сервис «Личный кабинет участника ВЭД», в состав которого входит информационный сервис «Лицевой счет». Вышеназванная технология обеспечивает плательщику таможенных пошлин, налогов возможность получать информацию онлайн о состоянии его лицевого счета. Одновременно с этим, по письменному заявлению плательщика предоставляется юридически значимая информация о движении его денежных средств.

В настоящее время в автоматизированной подсистеме «Личный кабинет участника ВЭД» реализовано более 30 информационных сервисов с разным набором функций (с учетом группировки по функциям 64 сервиса). В рамках работ по развитию данного программного средства перечень информационных сервисов, а также количество документов и (или) сведений, получаемых и передаваемых посредством АПС «Личный кабинет», расширяется на постоянной основе.

Также в рамках работ по развитию АПС разработана мобильная версия данного программного средства, которая предоставляет внешним пользователям с мобильных устройств доступ к таким сервисам как:

- «Лицевой счет» - в части получения информации о движении и остатках денежных средств, задолженности по уплате таможенных платежей, наличии штрафов;

- «Пассажирская декларация» - в части формирования и подачи в таможенный орган пассажирской таможенной декларации и получения ответов из таможенного органа;

- «Разрешительные документы» - в части получения информации о наличии разрешительных документов;

- «Электронное декларирование» - в части получения информации об изменении статусов и принятых решениях по поданным в таможенные органы документам;

- «Информирование о вывозе товаров» - в части получения информации о фактическом вывозе

товаров.

С 21 марта 2019 года на официальном интернет-сайте ФТС России в «Личном кабинете участника ВЭД» реализован сервис по информированию участника ВЭД - владельца «Личного кабинета» о его категории уровня риска, присвоенной в рамках автоматизированного категорирования. Также данный сервис предусматривает визуализацию результатов проверки деятельности участников ВЭД по основным «блокирующим» критериям, а также информации о возможном повышении уровня риска.

Использование данного сервиса при совершении таможенных операций повышает уровень их транспарентности и предсказуемости. Сервис доступен лицам, зарегистрировавшимся в установленном порядке в «Личном кабинете» и подписавшим Хартию добросовестного участника ВЭД.

Федеральным законом предусмотрен переход на электронное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД посредством АПС в рамках осуществления процедуры принудительного взыскания таможенных платежей. Указанный функционал будет доступен участникам ВЭД после вступления в силу отдельных норм Федерального закона.

В 2019 году реализована возможность подачи через «Личный кабинет» заявления в электронном виде о предоставлении отчета об использовании генерального обеспечения.

Во II квартале 2019 года осуществлено обновление «Личного кабинета участника ВЭД» в части оптимизации информации о представленном обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (далее - обеспечение). Участникам ВЭД предоставлена возможность в режиме времени, близком к реальному, отслеживать информацию о статусном состоянии принятого обеспечения (обновление каждые 15 минут).

В настоящее время в тестовом режиме запущен в работу информационный сервис «Валютный контроль. Проверочные мероприятия по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации», предназначенный для информирования участника ВЭД о проведенных в отношении него проверочных мероприятиях по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Таким образом, в 2019 году обеспечено значительное расширение функциональных возможностей АПС, в том числе его интегрирование с иными информационно-программными средствами, что значительно позволяет упростить процессы таможенного декларирования, сократить временные и финансовые издержки участников ВЭД, отказаться от посреднических услуг, а также снизить коррупционные риски, возникающие в процессе совершения таможенных операций.

Источники:

1. Петрушина О.М. Особенности формирования доходов регионального бюджета//В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Сер. "Гуманитарные науки" Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. 2015. С. 182-185.

2. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гажва В.О., Серова О.А. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в федеральный бюджет России // Экономика: теория и практика. 2018. № 2 (50). С. 51-55.

3. Филиппов М.И., Мосеенкова А.О., Петрушина О.М. Актуальные вопросы администрирования таможенных плате-жей/ZModern Economy Success. 2019. № 6. С. 72-76.

4. Минфин России[Электронный ресурс]/ Режим доступа:https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=126764 (дата обращения: 17.01.2020).

5. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России//Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 80-87

References:

1. Petrushina O. M. Features of formation of revenues of the regional budget//In the collection: Scientific works of Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky Ser. "Humanities" Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky. 2015. Pp. 182-185.

2. Petrushina O. M., Neparko M. V., Gazhva V. O., Serova O. A. Modern trends in the administration of customs payments to the Federal budget of Russia//Economics: theory and practice. 2018. no. 2 (50). Pp. 51-55.

3. Filippov M. I., Moiseenkova A. O., Petrushina O. M. Actual issues of customs payments administration//Modern Economy Success. 2019. no. 6. Pp. 72-76.

4. Ministry Of Finance Of Russia [Electronic resource] / access Mode:https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=126764 (accessed: 17.01.2020).

5. Gomon I. V., Akhmetzyanov R. R., Neparko M. V., Postnova A.V. Current state and directions of development of interaction of foreign economic and customs activities in Russia//Economics and entrepreneurship. 2018. no. 2 (91). Pp. 80-87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.