4. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Анализ деятельности органов ФТС по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет//Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Гуманитарные науки. 2018. - Калуга: КГУ имени К.Э. Циолковского, 2018.
5. Ахмедзянов Р.Р., Серова О.А., Воробьёва М. А. Система таможенных услуг в Российской Федерации: сущность и её развитие // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019.- № 39. - С. 10-13. References
1. Federal Law No. 289-FZ of 03.08.2018 "'On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". [Electronic resource] // Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_304093.
2. Federal Customs Service: official website [Electronic resource]. - Access mode: http://www.customs.ru (accessed: 12.03.2021).
3. Amiryan A. G. Mechanism of payment of customs payments in the EAEU / / Modern customs regulation in the conditions of functioning of the single economic space. - 2020. - No. 3-p. 6-10.
4. Petrushina O. M., Borzenkova A.V. Analysis of the activities of the Federal Customs Service bodies to ensure the payment of customs payments and control over their receipt to the budget//Scientific works of Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky. Series: Humanities. 2018. - Kaluga:
5. Akhmedzyanov R. R., Serova O. A., Vorob'eva M. A. The system of customs services in the Russian Federation: the essence and its development / / International Journal of Humanities and Natural Sciences.- 2019. - No. 39. - p. 10-13.
DOI 10.24412/2309-4788-2021-11124
Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н, доцент кафедры таможенного дела, доцент, Калужский государ-ственныйуниверситет им. К.Э.Циолковского, ЧОУВО Институтуправления бизнеса и технологий, rakhmed@yan dex.ru,
R.R. Akhmedzyanov - associate Professor of the Department of customs, candidate of economic Sciences, Tsiolkovskiy Kaluga State University; Institute of management business and technology;
А.А. Саакян - студент, Калужский государственный университет им. К .Э.Циолковского, [email protected],
A.A. Sahakian - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION IN THE CONTEXT OF THE EAEU FUNCTIONING
Аннотация. Создание данного экономического интеграционного объединения призвано обеспечить экономические интересы объединения в целом, а также всех его участников. ЕАЭС является международной организацией ре гиональной э ко номич ес кой интегр ации, о бладающей м ежду народно й прав осу бъ ектно стью. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отрасляхэкономики. В условияхразвивающихся процессов международной интеграции интересы нашей страны неразрывно связаны ЕАЭС. Совершенствование и повышение эффективности таможенного администрирования является главной задачей при осуществлении интеграционных процессов, в особенности на начальныхэтапах становления региональных объединений. В статье проведен анализ функционирования системы таможенного администрирования в РФ, выявлены основные проблемы и сформулированы направления ее развития.
Annotation. The creation of this economic integration association is designed to ensure the economic interests of the association as a whole, as well as all its participants. The EAEU is an international organization ofregional e co-nomic integration with international legal personality. The EAEU ensures the freedom ofmovement of goods, as well as services, capital and labor, and the implementation of a coordinated, coordinated or unified policy in the sectors of the economy. In the context of developing processes of international integration, the interests of our country are inextricably linked by the EAEU. Improving and improving the efficiency of customs administration is the main task in the implementation of integration processes, especially at the initial stages of the formation of regional associations. The article analyzes the functioning of the customs administration system in the Russian Federation, identifies the main problems and outlines the directions of its development.
Ключевые слова: таможенные платежи, таможенное администрирование, товарооборот, доходы федерального бюджета, таможенные органы.
Keywords : customs payments, customs administration, commodity turnover, federal budget revenues, customs authorities.
Впервые в официальных документах термин «таможенное администрирование» появился в распоряжении Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» и номинировал «повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности; сотрудничество и партнерство».
Под таможенным администрированием понимается вся совокупность направлений таможенной деятельности. К ним относятся: совершенствование таможенного контроля с применением системы управления рисками
при прибытии (убытии) товаров, декларировании, таможенном контроле после выпуска товаров; совершенствование реализации фискальной функции посредством эффективного администрирования таможенных доходов; развитие системы предоставления государственных услуг.
Важнейшими целями образования Евразийского экономического Союза являются обеспечение финансово - экономической безопасности всех стран - участниц Союза и создание благоприятных экономических условий для развития стран - партнёров.
Главной составляющей достижения этих целей является профицит государственного бюджета каждрй страны - участницы ЕАЭС, который обеспечивается, в том числе, за счет регулярных, превышающих плановые показатели поступлений в бюджет таможенных платежей. Такая регулярность обеспечивается применением единого целостного отработанного механизма администрирования таможенных платежей.
Следовательно, таможенные платежи, реализуя свою фискальную функцию, являются ключевым звеном, обеспечивающим экономическую стабильность государств - членов ЕАЭС. Анализируя объёмы таможенных платежей, поступившихв бюджет Российской Федерации в 2018 - 2020 годах, следует отметить, что в данной сфере в течение трёхлетнего периода прослеживается тенденция значительного увеличения суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет (см. рис. 1).
Из рисунка видно, что сумма таможенных платежей, аккумулируемых таможенными органами за 20182020 гг. имеет неоднозначную динамику. Так в 2020 году она составила 4 751,8 млрд рублей, что на 17 % меньше, чем за аналогичный период в 2019 году в процентном выражении и на 977,3 млрд рублей в абсолютном, уменьшение относительно 2018 года составило 1113,4 млрд рублей или 25,2 %. А в 2019 году относительно 2018 года наблюдается менее значительное уменьшение таможенных платежей, администрируемых таможенными органами. Так, в абсолютном выражении уменьшение составило 334,1 млрд. рублей. Подобную негативную динамику можно связать с существенным снижением поступлений вывозной таможенной пошлины в отношении нефти сырой и нефтепродуктов. Но в то же время происходит развитие и расширение сферы применения новых прогрессивных технологий уплаты платежей.
Рисунок 1 - Размеры перечисленных таможенных платежей в бюджет Российской Федерации в 2018-2020 годах
Примером таких технологий является технология удаленной уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими декларирование товаров в электронной форме. Об эффективности ее применения свидетельствует рост перечислений сумм таможенных и иных платежей, уплаченных с применением технологии удаленной уплаты, - с 535,19 млрд рублей в 2018 году до 876,26 млрд рублей в 2019 году (рост на 63,7 %) [2].
Показателями, объективно отражающими полноту взимания таможенных платежей, являются общая задолженность по уплате таможенных платежей и показатель эффективности взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели деятельности таможенных органов России по взысканию задолженности по уплате таможенныхплатежей и пеней в 2018-2020 гг., млрд руб. [2]
Показатели 2018г. 2019г. 2020 г. Темп прироста 2020 г. в % к
2019 г. 2018 г.
Общая задолженность, в том числе: 49,2 26,8 27,4 - 45,5 - 41,9
- по уплате таможенных платежей 30,6 21,6 23,4 - 29,4 - 22,9
- по уплате пени 18,6 5,2 4,0 - 72,0 - 71,2
Взыскано, в том числе: 12,5 22,2 23,9 77,6 25,4
Из представленных данных в таблице видно, что общая задолженность по уплате таможенных платежей и пеней имеет положительную тенденцию к снижению. Так в 2020 году относительно 2019 года наблюдается
небольшое увеличение объемов задолженности в абсолютном выражении уменьшение данного показателя составило 0,6 млрд. рублей, а относительно 2018 года сокращение составило 21,8 млрд рублей. В 2019 году произошло уменьшение задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по сравнению с 2018 годом на 6,7 %, что связано, главным образом, с ростом задолженности по уплате таможенных платежей на 9,3 %. Эту тенденцию можно объяснить общими посткризисными явлениями, произошедшими в экономике в 2018-2020 гг., в результате которыхнаселение сократило потребление, а предприниматели потерпели убытки и частично потеряли платежеспособность.
Росту задолженности способствовали также и высокие ставки по кредитам юридическим лицам. Так, несмотря на снижение ключевой ставки с 2018 года по 2020 год с 8,95 до 4,0%, средневзвешенные ставки по кредитам юридическим лицам сохранялись очень высокими как в рублях (10,65 % - в 2018 году; 13,68 % - в 2020 году), так и в иностранной валюте (11,75 % - в 2018 году; 12,66 % - в 2020 году).
Стоит отметить эффективность работы таможенных органов по взысканию задолженности - за анализируемый период наблюдается колоссальный рост этого показателя - в 2020 году рост относительно 2019 года составил 225,9 %, а относительно 2018 года - 115,6 п.п.
Показатель общей задолженности вырос также и за счет увеличения количества проверок в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров и улучшения качества проверочных мероприятий. Представим графически динамику состояния задолженности по уплате таможенныхплатежей и пеней в 2018-2020 гг. (см. рисунок 2).
100% 80% 60% 40% 20% 0%
2018 2019 2020
■ по пеням ■ по таможенным платежам
Рисунок 2 - Динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2018-2020 гг., млрд рублей
В 2020 году общий объем задолженности по таможенным платежам и пеням составил 27,4 млрд рублей, это на 0,6 млрд руб. больше, чем за аналогичный период 2019 года и на 21,8 млрд рублей меньше по сравнению с 2018 годом. Из общей суммы задолженности в 2020 году взыскано было 23,9 млрд руб., то есть 82,8 %.
Основными причинами образования задолженности по уплате таможенных платежей, пеней за 2020 год, в связи с выявлением фактов нарушения участниками ВЭД действующего таможенного законодательства, являются:
- недостоверное заявление сведений о таможенной стоимости товаров (9,12 % или 10,81 млн руб.);
- недостоверное заявление сведений о классификационном коде товаров (14,39 % или 17,06 млн руб.);
- невывоз временно ввезенного транспортного средства (73,80 % или 87,52 млн руб.);
- необоснованное получение льгот и преференций по уплате таможенных платежей товаров (0,33 % или 0,39 млн руб.);
- незаконное перемещение товаров через таможенную границу (0,29 % или 0,34 млн руб.);
- нарушение ограничения по пользованию и распоряжению в отношении транспортных средств международной перевозки (1,10 % или 1,31 млн руб.);
- иные (0,97 % или 1,16 млн руб.).
В целях оценки механизма администрирования таможенных платежей необходимо производить анализ основного резу льтата администрирования ФТС России. Основным показателем, исполнение которого возложено на Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России как главного администратора доходов федерального бюджета, является показатель результативности деятельности «Исполнение контрольного задания формирования федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами». Изменение соответствующего показателя представлено на рисунке 3.
4
30,6 21,6
5,2
7000
6000
I I I
5000
4000
3000
2000
1000
0
2018 г.
2019 г.
2020г.
■ Сумма доходов бюджета, администрируемых ФТС России
Рисунок 3 - Динамика доходов бюджета, администрируемых ФТС России за 2018-2020 гг., млрд руб.
Анализ доходов федерального бюджета и роли ФТС России в его формировании показывает, что за начиная с 2020 г. на фоне роста доходов бюджета на 3,76 %, доля таможенных доходов в федеральном бюджете снизилась до 28,38 % (-2,79 %), в основном за счет сокращения вывозной таможенной пошлины на 4,2 %. В целом отмеченное снижение показателя результативности ранее связано с сокращением экспорта энергетических ресурсов в связи с нестабильностью мировых цен на нефть. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. экспорт товаров 27 группы сократился в страны дальнего зарубежья на 7,55 % и страны Содружества независимых государств на 20,87 %.
Сегодня одним из ключевых недостатков единой системы администрирования таможенных, налоговых и иных платежей является информационно-техническая разобщенность при взаимодействии ФТС России и ФНС России. Разрыв между сведениями обусловил информационные пробелы в рамках фискального контроля. Завершение таможенного контроля до того, как товары принимались к учету импортером, использовалось нарушителями для недостоверного декларирования, в т.ч. так называемыми техническими фирмами и фирмами -однодневками. С помощью цепочки фиктивных сделок такие товары в дальнейшем легализовались на внутреннем обороте с уклонением от уплаты таможенных платежей и внутренних налогов в установленных законодательством размерах, что, в свою очередь, отразилось и на развитии теневой экономики. Данная проблема существует, не взирая на применение единого субъектноориентированного подхода к построению автоматизированной системы управления рисками, основанного на категорировании участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) (высокий, средний, низкий уровни риска).
Основным недостатком действия такой системы управления рисками является то, что требования при категорировании установлены только для участников ВЭД. Ориентация на конкретную товарную группу товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) или партию отсутствует. Риски могут исходить не только от недобросовестного субъекта ВЭД, но и зависеть от конкретной товарной группы, при ввозе которой наблюдается наибольшая вероятность недостоверной классификации, занижения таможенной стоимости, незаконного перемещения, подделки документации соответствия, штрих-кодов и проч.
Также частью национального единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей является система маркировки и прослеживаемости товаров в рамках цепей поставок. Оптимальной технологией маркировки стал 2D штрих-код, содержащий закодированную систему символов. Нанесение данного штрих-кода имеет ряд плюсов: данные распознаются даже при частичном повреждении кода, низкая стоимость, готовность инфраструктуры считывания, занимает мало места на упаковке. Но, несмотря на это, имеется один основной минус двумерного штрих-кода, а именно, возможность физического копирования.
Основной недостаток построения системы прослеживаемости на современном этапе заключается в том, что при осуществлении ввода документальной прослеживаемости товаров, необходимо комплексно для каждой товарной группы исследовать бизнес -процессы в рамках цепи поставок по отраслевому признаку. Таким образом, благодаря единому подходу в построении цифровой прослеживаемости не будет нарушен основной принцип, основанный на минимизации издержек бизнес-структур. К сожалению, внедрение такой системы на сегодня также не учитывает интересы среднего и малого бизнеса, которые в большинстве случаев имеет слабо развитые технологии управления товаропотоком, складскими помещениями, транспортными средствами, рисками и прочим.
Во внимание также необходимо принять тот факт, что в рамках системы маркировки не урегулирован вопрос получения штрих-кодов на товары, входящие в Реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России, без привлечения правообладателя, что, в свою очередь, увеличивает объем ввоза контрафактных товаров и издержки правообладателей. Также, в настоящее время отсутствует единая методика обоснования целесообразности внедрения систем маркировки и прослеживаемости в той или ино й отрасли и методика оценки результатов внедрения соответствующих систем, необоснованность внедрения данных систем на уровне государства
приводит к необоснованности увеличения затрат бизнеса на настройку линий производства и в целом всей цепи поставки с внедрением маркировки и электронного документооборота.
Подводя итоги, можно сказать, что на современном этапе развития механизма администрирования таможенных платежей существует ряд недостатков его действия. В частности, на сегодня основные проблемы администрирования связаны с ухудшением внешнеэкономической ситуации (снижение экспорта энергоресурсов и мировых цен на них), наличием информационной разобщенности таможенной и налоговой служб, в т.ч. с недостатками построения единой системы маркировки и прослеживаемости товаров в цепи поставок. Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости развития теоретических и методических основ построения системы администрирования таможенных, налоговых и иных платежей.
С учетом возникновения возможных препятствий в силу сложной геополитической и экономической ситуации, а также нарастанием фискальных рисков, механизм и инструменты таможенного администрирования должны приобретать принципиально новые формы. Необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование таможенного администрирования, поэтому в его деятельность, на наш, взгляд, должны быть внесены изменения по следующим направлениям:
1) сокращение до минимума сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров;
2) совершенствование механизма уплаты таможенных платежей;
3) регистрация и выпуск таможенных платежей в автоматическом режиме, относительно заявок, подаваемых участниками внешнеэкономической деятельности;
4) единое информационное пространство в деятельности таможенных и налоговых органов;
5) реализация декларирования преимущественно в электронном формате.
Намеченные направления по развитию и совершенствованию таможенного администрирования представляют широкие возможности для повышения эффективности института таможенного администрирования. Для их практической реализации необходимо активное взаимодействие всехучастников внешнеэкономической деятельности, как в лице органов исполнительной власти, так и бизнес -сообщества.
Источники
1. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской (Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093.
2. Таможенная служба Российской Федерации в 2020 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения 15.03.2021).
3. Алексеева Е.В., Кулаженкова В.Е. Таможенный аспект регулирования внешнеторговой деятельности России на современном этапе // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. -2019. - № 14. С. 70-71.
4. Филиппов М.И., Мосеенкова А.О., Петрушина О.М. Актуальные вопросы администрирования таможенных платежей // MODERN ECONOMY SUCCESS. - 2019. - №6. - С. 72-76.
5. Николаев А.Д., Мигел А.А. Современные формы обеспечения уплаты таможенных платежей в ЕАЭС//Т енденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 54-57.
References
1. Federal Law No. 289 - FZ of 03.08.2018 "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // SPS "Consultant Plus". [Electronic resource]. Access mode: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093.
2. The Customs Service of the Russian Federation in 2020. [Electronic resource]. Access mode: http://customs.ru/activity/re-sults/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (accessed 15.03.2021)
3. Alekseeva E. V., Kulazhenkova V. E. Customs aspect of regulation of foreign trade activity ofRussia at the present stage / / Bulletin of the educational Consortium of the Central Russian University. Series: Economics and Management. -2019. - No. 14. pp. 70-71.
4. Filippov M. I., Moseenkova A. O., Petrushina O. M. Actual issues of administration of customs payments / / MODERN ECONOMY SUCCESS. - 2019. - No. 6. - pp. 72-76.
5. Nikolaev A.D., Miguel A. A. Modern forms of ensuring the payment of customs payments in the EAEU//Trends in the development of science and education. 2020. No. 62-9. pp. 54-57.