DOI 10.24412/2309-4788-2021-11122
Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н, доцент кафедры таможенного дела, доцент, Калужский государ-ственныйуниверситет им. К.Э.Циолковского, ЧОУВО Институтуправления бизнеса и технологий, rakhmed@yan dex.ru;
R.R. Akhmedzyanov - associate Professor of the Department of customs, candidate of economic Sciences, Tsiolkovskiy Kaluga State University; Institute of management business and technology;
Н.В. Викторова - студент, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, vikt.n atalja@yan dex.ru,
N.V. Viktorova - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС IMPROVEMENT OF THE PROCEDURE FOR THE APPLICATION OF SECURITY FOR THE PAYMENT OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE CONDITIONS OF THE FUNCTIONING OF THE EAEU
Аннотация. В современныхусловиях таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Взимание таможенных платежей, ихрасчет, порядок применения обеспечения уплаты, является важной темой на сегодняшний день, так как таможенные платежи играют важную роль для федерального бюджета, они в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (НДС, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов. В статье проведен анализ существующего порядка применения обеспечения уплаты таможенных платежей и сформулированы направления его совершенствования.
Abstract. In modern conditions, customs payments are an important regulator of state participation in the system of foreign economic relations. The collection of customs payments, their calculation, and the procedure for applying security for payment is an important topic today, since customs payments play an important role for the federal budget, they are fully taken into account in its revenue structure as tax (VAT, excise taxes) and non -tax (customs duties, customs duties) revenues. The article analyzes the existing procedure for the application of security for the payment of customs duties and formulates the directions for its improvement.
Ключевые слова: таможенные платежи, таможенное администрирование, обеспечение уплаты таможенных платежей, доходы федерального бюджета, таможенные органы.
Keywords: customs payments, customs administration, ensuring the payment of customs payments, federal budget revenues, customs authorities.
Факторам внешнего влияния на развитие экономики России уделяется много внимания в современных работах авторов, особенно в инновационной сфере. Уровень развития экономик во многом зависит от государства, которое реализует экономические интересы через эффективную фискальную политику [2]. Участниками этого процесса с одной стороны являются органы исполнительной власти в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба России (далее ФТС), с другой стороны участники внешнеэкономической деятельности, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу.
При перемещении товаров через таможенную границу зачастую возникают различные риски, такие как утрата товара, порча товара, неуплата таможенных платежей. Именно когда возникает риск, появляется и необходимость в его предотвращении, т. е. необходимость в обеспечении уплаты таможенных платежей. Поэтому способы обеспечения будут являться специфическими мерами уплаты таможенных пошлин и налогов в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий.
В соответствии с таможенным законодательством, участникам внешнеэкономической деятельности необходимо предоставлять обеспечение уплаты таможенных платежей за перемещаемые через таможенную границу товары. На практике очень распространенным является применение денежного обеспечения уплаты таможенных платежей. Однако если рассматривать отдельно применение процедуры таможенного транзита, то такое обеспечение представляется совсем не удобным, поскольку перевозчик, как правило, не уплачивает таможенные платежи после доставки груза в таможню назначения.
Поэтому наиболее распространенным способом обеспечения уплаты таможенных платежей, применяемых перевозчиками в России, являются банковская гарантия и поручительство. Последнее представляет для исследования наибольший интерес.
Исследование системы обеспечения уплаты таможенных платежей в условиях функционирования ЕАЭС основано на данных таможенной статистики внешней торговли, федерального статистического наблюдения и Банка России.
За весь 2020 год таможенными органами РФ было принято обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на общую сумму свыше 762,8 млрд. рублей, а за аналогичный период 2019 года - 662,7 млрд. рублей (таблица 1).
Таблица - Динамика сумм предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей за 2018-2020 гг., млрд руб. [3]
Способ обеспечения 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 в % к
2018 г. 2019 г.
Поручительство 485 507 578,8 19,3 114,2
Банковские гарантии 115 115,7 147 27,8 127,1
Денежный залог 39 40 37 94,9 92,5
Залог имущества 0,02075 - - - -
Итого 639 662,7 762,8 119,4 119,4
По данным таблицы 1 видно, что 2020 год таможенными органами принято обеспечение исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов на общую сумму 762,8 млрд руб., что на 15 % больше аналогичного показателя за 2019 года и на 16,2 % больше по сравнению с 2018 годом.
На увеличение общей суммы значительное влияние оказало принятое таможенными органами поручительство, так в 2020 году данные поступления составили 578,8 млрд руб., что на 14,2 % больше по сравнению с 2019 годом и на 19,3 % по сравнению с 2018 годом. За 2020 год таможенными органами было принято 147 млрд рублей банковских гарантий, что на 22 % больше по сравнению с 2019 годом и на 21,8 % больше по сравнению с 2018 годом. В 2020 году таможенными органами принято 37 млрд. рублей денежного залога, что на 7,5 % меньше по сравнению с 2019 годом и на 5,2 % меньше по сравнению с 2018 годом.
Договоры о залоге имущества в период 2019-2020 г. не заключались, а в 2018 году было заключено 4 договора на сумму 20,75 млн руб.
Для более детального анализа рассмотрим таблицу 2, в которой представлены данные о динамике структуры применения обеспечения уплаты таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета.
Таблица 2 - Структура применения обеспечения уплаты таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета, в %
Способ обеспечения 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменения (+/-) в 2020 г. по сравнению с
2018 г. 2019 г.
Поручительство 75,9 76,5 75,9 0 -0,6
Банковская гарантия 18 17,5 19,3 +1,3 -0,5
Денежный залог 6,0 6,0 4,8 -1,2 -1,2
Залог имущества 0.1 - - - -
Итого 100,0 100,0 100,0 - -
Источник: Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации»
Исходя из сведений, представленныхв таблице 2 можно сделать вывод, что основную часть суммы, перечисленной за 2020 год, составляет принятое таможенными органами поручительство. На его долю приходится 75,9 %, что на 0,6 п.п. меньше, чем 2019 год и остается на ровне с 2018 г. Стоит отметить, что основной объем поручительства предоставлен при транзите товаров (99,9 % от общей суммы принятого поручительства).
За 2020 год таможенными органами принято 19,9 тыс. банковских гарантий на сумму более 147 млрд рублей, из них 19,1 тыс. банковских гарантий (96 %) принято в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (в 2019 году - 18,5 тыс. банковских гарантий на сумму 115,7 млрд рублей).
Наименьший удельный вес составляет денежный залог, в 2020 году на его долю приходилось 4,8 %, что на 1,2 п.п. меньше по сравнению с 2019 годом и на 1,3 п.п. меньше по сравнению с 2018 годом.
Для наглядности представим данные таблицы 2 в процентном выражении (рисунок 1).
По данным рисунка 1 видно, что наибольшую долю от суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, а именно 75,9 % (578,8 млрд рублей) составляет поручительство как форма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом основной объем поручительства предоставлен при транзите товаров (99,9 % от общей суммы принятого поручительства). За 2019 год обеспечение уплаты таможенных платежей по той же форме составило более 485,0 млрд рублей.
Наиболее простой с экономической точки зрения формой обеспечения является денежный залог, но стоит учесть, что более целесообразно его использовать при условии, что суммы, подлежащие оплате небольшие, а платежи будут действительно оплачены. Стоит также отметить, что за отчетный период таможенными органами не было заключено ни одного договора о залоге имущества.
2020 г.
■ Поручительство ■ Банковская гарантия ■ Денежный залог
Рисунок 1 - Доля форм обеспечения уплаты таможенных платежей за 2018 - 2020 гг., %
В прошедшем 2020 году реализован целый ряд мероприятий, основная цель которых - упрощение условий ведения бизнеса, а также улучшение предпринимательского климата в Российской Федерации. Для этого во всех таможенныхорганахсоздаются технические условия, которые дают возможность удаленной уплаты таможенных и иных платежей.
Участники ВЭД нередко сталкиваются с ситуацией, когда необходимо переместить груз из зоны деятельности одного таможенного органа в зону деятельности другого. Одна из основных проблем при таком перемещении - это обеспечение уплаты таможенных платежей. Зачастую таможенные органы предлагают участникам ВЭД в качестве обеспечения уплаты внести денежные средства на счет таможенного органа, а это обычно суммы от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. При этом зачастую возникают сложности с возвратом обеспечения, в любом случае это серьезные временные затраты. Преимущество финансовых гарантий для государства - это предотвращение рисков умышленного нарушения таможенного законодательства. По сути, экономического смысла в нарушении нет - таможенный долг придется погасить. Для участников ВЭД - это упрощение таможенных формальностей. Система финансовых гарантий дает возможность получения в собственное распоряжение иностранных товаров, в отношении которых есть задолженность по уплате таможенных платежей. В Таможенном кодексе ЕАЭС предусмотрено, что обеспечение таможенных платежей производится плательщиком таможенных платежей. Исключение сделано только для транзита. В России с 2009 года установлено, что платить таможенные платежи имеет право только лицо, на которое возложена такая обязанность (т.е. декларант). Но, такая норма в значительной мере является сдерживающим фактором развития института финансовых гарантий.
Следующей проблемой в обозначенной системе является занижение количества взимания таможенными органами платежей. Причиной этому является сравнительно высокий уровень таможенных платежей. В связи с чем, для уменьшения их размера участниками внешнеэкономической деятельности предпринимаются различные попытки и методы по уменьшению стоимости декларируемого товара, либо их реального количества.
Еще одной проблемой является то, что в ряде случаев выявляются нарушения при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории Вместо российскихкомпаний, участвующихв переработке, основную часть прибыли получают иностранные о фшорные компании - собственники ввозимого из - за рубежа на переработку сырья и вывозимого впоследствии за пределы страны продукта переработки за счет значительной разницы между высокой ценой реализации продуктов переработки на внешнем рынке и относительно низкой стоимостью услуг российских предприятий по переработке продукта. Данная проблема возникает в связи с невозможностью в большинстве случаев идентификации таможенными органами сырьевых товаров в продуктах переработки, что, в свою очередь, используется отдельными участниками внешнеэкономической деятельности для уклонения от уплаты таможенных платежей при вывозе сырьевых товаров и ввозе других товаров под видом продуктов их переработки.
Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система уплаты таможенных платежей, и в частности обеспечениях их уплаты развита недостаточно, имеет ряд проблем и нуждается в заполнении существующих пробелов. Недостаточно эффективный механизм применения того или иного способа обеспечения уплаты может повлиять на полноту перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет. Развитие системы уплаты таможенных платежей осуществляется через введение новейших информационных технологий, которые будут содействовать совершенствованию работы таможенных органов при проведении таможенного контроля, для решения появляющихся проблем.
Создание «цифровой» таможни и реализация ее фискальной функции неразрывно связаны с развитием цифровой экономики.
В связи с этим идеология совершенствования фискальной функции заключается в изменении основных принципов администрирования таможенных платежей и упрощении таможенных операций в целях соблюдения баланса интересов государства в части полноты формирования бюджета и участников внешнеэкономической деятельности в снижении финансовых издержек и административной нагрузки.
Целями совершенствования фискальной функции являются:
- полнота взимания платежей, администрируемых таможенными органами, и своевременность их перечисления в федеральный бюджет;
- прослеживаемость и прозрачность совершения операций с денежными средствами;
- снижение административной нагрузки и финансовых издержек как для бизнеса, так и для таможенных органов.
Инструментом для достижения этих целей является цифровизация механизма уплаты платежей, а также автоматизация всех операций по их администрированию.
Также отметим, что необходимо упростить существующий порядок учета таможенными органами денежных средств на лицевых счетах декларантов, поскольку в настоящее время он не обеспечивает должный контроль. В настоящее время введен в использование Единый лицевой счет (далее - ЕЛС) плательщика. Функционирование данного инструмента осуществляется на основании Приказа ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 22 августа 2016 г. № 1617 «Об утверждении Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможен с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России». В целом, это достаточно й удобный механизм для контроля за поступлением денежных средств, однако регламент его функционирования не отработан в полной мере, в ходе открытия таких счетов происходят задержки с части проведения сверки наличия денежных средств. Такие недостатки должны быть устранены.
Совершенствование системы уплаты таможенных платежей осуществляется по следующим направлениям, в частности:
- применение электронных технологий при администрировании обеспечения исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов;
- применение электронных технологий при организации взыскания задолженности по уплате таможенных платежей, пени, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
- совершенствование механизма предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов при декларировании товаров. Важным условием оптимизации администрирования таможенных платежей является приведение к единообразию применения таможенного законодательства.
Информационные таможенные технологии, построенные с учётом строгого соблюдении правил, которые закреплены таможенным законодательством, должны обеспечивать единообразие в применении правил и требований к оценке каждой внешнеэкономической сделки.
Особую актуальность этот вопрос приобретает в функционировании Евразийского экономического союза, который требует единой унифицированной для его членов нормативно-правовой базы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через его границу.
Одним из мероприятий по совершенствованию контроля за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет является внедрение технологии администрирования обеспечения таможенных пошлин, налогов в электронном виде, что будет способствовать сокращению сроков предоставления и принятия обеспечения, снижению объема бумажного документооборота, предотвращению случаев нарушения законодательства при использовании финансовых гарантий. Для совершенствования вышеназванного направления необходимо создать единую систему обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при тр анзите товаров по территории ЕАЭС с полномасштабным внедрением электронного документооборота. Также, с целью совершенствования контроля за поступлением таможенных платежей, осуществляется внедрение информационных технологий электронного документооборота между таможенными органами, плательщиками и банками при взыскании таможенных платежей и пеней.
Для значительного сокращения времени передачи решений таможенныхорганов о взыскании таможенных платежей и пеней, автоматизации их уплаты и учёта необходимо внедрить новые информационные технологии в рамках действующих программ. Совершенствование фискальной функции основывается на эффективном осуществлении контроля и надзора за соблюдением таможенного законодательства ЕАЭС, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления и своевременностью уплаты пошлин, налогов и сборов с применением современных информационных технологий, а также за безусловным исполнением закона о федеральном бюджете в части доходов, администрируемых таможенными органами.
Источники
1. Федеральный закон от 03.08.2018 N° 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093.
2. Глушак Н.В., Глушак О.В. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 3.
3. Федеральная таможенная служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 12.03.2021).
4. Николаев А.Д., Мигел А.А. Современные формы обеспечения уплаты таможенных платежей в ЕАЭС//Т енденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 54-57.
5. Сусоева А.В., Чуксин В.А., Петрушина О.М. Практика применения обеспечения уплаты таможенных платежей на территории Российской Федерации//Экономика и бизнес: теория и практика. 2019.N4 -1. С. 191 -194.
6. Ахмедзянов Р.Р., Серова О.А., Воробьёва М. А. Система таможенных услуг в Российской Федерации: сущность и её развитие // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019.- № 39. - С. 10-13. References
1. Federal Law No. 289-FZ of 03.08.2018 "'On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". [Electronic resource] // Access mode: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_304093.
2. Glushak N. V., Glushak O. V. The place and role of the raw material complex in the formation of the export potential of Russia. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 3.
3. Federal Customs Service: official website [Electronic resource]. - Access mode: http://www.customs.ru (accessed 12.03.2021).
4. Nikolaev A.D., Miguel A. A. Modern forms of ensuring the payment of customs payments in the EAEU//Trends in the development of science and education. 2020. No. 62-9. pp. 54-57.
5. Susoeva A.V., Chuksin V. A., Petrushina O. M. The practice of applying security for the payment of customs payments on the territory of the Russian Federation//Economics and Business: Theory and practice. 2019. No. 4-1. pp. 191-194.
6. Akhmedzyanov R. R., Serova O. A., Vorob'eva M. A. The system of customs services in the Russian Federation: the essence and its development.- 2019. - No. 39. - p. 10-13.
DOI 10.24412/2309-4788-2021-11123
Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н., доцент кафедры таможенного дела, доцент, Калужский госудср-ственныйуниверситет им. К.Э.Циолковского, ЧОУ ВО Институтуправления бизнеса и технологий, rakhmed@yan dex.ru;
R.R. Akhmedzyanov - associate Professor of the Department of customs, candidate of economic Sciences, Tsiolkovskiy Kaluga State University; Institute of management business and technology;
К.Н. Мушкарина - студент, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, m ush karin a12@m ail.ru,
K. N. Mushkarina - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА УПЛАТОЙ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА IMPROVEMENT OF CONTROL OVER THE PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES TO THE STATE BUDGET
Аннотация. Таможенные платежи служат одним из важных источников пополнения федерального бюджета Российской Федерации. Поэтому повышение собираемости таможенных платежей напрямую зависит от объемов внешнеторговой деятельности и работы таможенных органов. В условиях санкций, пандемии, нестабильной политической и экономической ситуации их роль в пополнении бюджета государства, для успешного существования и выполнения им своих функций только возрастает. В статье проведен анализ контроля за уплатой таможенных платежей в бюджет государства, выявлены проблемы и предложены направления его совершенствования.
Abstract. Customs payments are one of the most important sources of replenishment of the federal budget of the Russian Federation. Therefore, the increase in the collection of customs payments directly depends on the volume of foreign trade activities and the work of customs authorities. In the conditions of sanctions, pandemics, unstable political and economic situation, their role in replenishing the state budget, for the successful existence and performance of its functions only increases. The article analyzes the control over the payment of customs duties to the state budget, identifies problems and suggests ways to improve it.
Ключевые слова: таможенные платежи, таможенное администрирование, контроль за уплатой таможенных платежей, доходы федерального бюджета, таможенные органы.
Keywords: customs payments, customs administration, control over the payment ofcustoms payments, federal budget revenues, customs authorities.
Перед таможенными органами сегодня стоит крайне сложная задача: с одной стороны, увеличивать таможенные платежи для пополнения бюджета, с другой - уменьшать нагрузку на участников ВЭД для обеспечения роста внешнеторговой активности. Решение этой задачи очень важно, потому что определение и учет факторов, влияющих на начисление таможенных платежей играет важную роль в построении торговых взаимоотношений между странами, а также является основой экономической стабильности и безопасности РФ.
Таким образом повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов в насто я-щее время является для таможенных органов России стратегической целью номер один.
Поскольку именно Федеральной таможенной службой осуществляется администрирование значительной части доходов бюджета Российской Федерации необходимо пересмотреть существующую систему уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет страны.
Контроль за уплатой таможенных платежей в таможенных органах производится посредством подсистемы «Лицевые счета», которая позволяет в автоматическом режиме проводить учет таможенных платежей и контроль за их поступлением.