Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1511
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ПОРУЧИТЕЛЬСТВО / БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ / ДЕНЕЖНЫЙ ЗАЛОГ / ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова А.А., Хохлова Н.А.

Обеспечение уплаты таможенных платежей является важной гарантией исполнения обязанностей, установленных ТК ЕАЭС. Развитие института обеспечения уплаты таможенных платежей представляет собой одно из ключевых направлений стратегии развития таможенной службы Российской Федерации. Его развитие необходимо для ускорения совершения таможенных операций и таможенного декларирования, применения таможенных процедур. В статье проведен анализ динамики и структуры применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета, выявлены основные проблемы процесса обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также определены некоторые перспективы их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MAIN PROBLEMS OF ENSURING THE PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES IN RESPECT OF GOODS TRANSPORTED ACROSS THE CUSTOMS BORDER

Ensuring the payment of customs duties is an important guarantee of the fulfillment of the obligations established by the Customs Code of the EAEU. The development of the institution of ensuring the payment of customs duties is one of the key areas of the development strategy of the customs service of the Russian Federation. Its development is necessary to accelerate the implementation of customs operations and customs declaration, the application of customs procedures. The article analyzes the dynamics and structure of the application of methods of ensuring the payment of customs duties listed in the revenue part of the federal budget, identifies the main problems of the process of ensuring the fulfillment of the obligation to pay customs duties, and also identifies some prospects for their improvement.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ»

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ

ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

А.А. Михайлова, студент Н.А. Хохлова, студент

Научный руководитель: Е.В. Алексеева, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-2-35-39

Аннотация. Обеспечение уплаты таможенных платежей является важной гарантией исполнения обязанностей, установленных ТК ЕАЭС. Развитие института обеспечения уплаты таможенных платежей представляет собой одно из ключевых направлений стратегии развития таможенной службы Российской Федерации. Его развитие необходимо для ускорения совершения таможенных операций и таможенного декларирования, применения таможенных процедур. В статье проведен анализ динамики и структуры применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета, выявлены основные проблемы процесса обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также определены некоторые перспективы их совершенствования.

Ключевые слова: обеспечение уплаты, таможенные платежи, поручительство, банковская гарантия, денежный залог, залог имущества.

Законодательством государств-членов ЕАЭС установлены случаи, когда исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов осуществляется определенными способами обеспечения. В Таможенном кодексе ЕАЭС установлены способы обеспечения уплаты таможенных платежей, но страны-участницы ЕАЭС могут устанавливать и иные способы обеспечения. Обеспечение уплаты таможенных платежей предусматривает отсрочку в погашении задолженности, то есть ввоз товара будет осуществлен, но без фактической уплаты платежей, при наличии гарантии о своевременной оплате.

Обеспечительные меры можно разделить на две группы:

- связанные с установлением прав на имущество плательщика (другого лица), реализация которых позволяет взыскать таможенные платежи за счет стоимости такого имущества (внесение денежных средств, залог имущества);

- предполагающие возникновение обязательства третьих лиц уплатить таможенные платежи за плательщика в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) им данной обязанности (банковская гарантия, поручительство).

Из четырех способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов активно используются только три (поручительство, банковская гарантия и денежный залог) (табл. 1).

Таблица 1. Динамика доходов, полученных при применении форм обеспечения уплаты таможенных платежей за 2018-2020 гг. в России (млрд. руб.)

Форма обеспечения 2018 2019 2020 2020 г. в % к

2018 г. 2019 г.

Поручительство 484,0 507,3 578,0 119,4 113,9

Банковские гарантии 115,0 115,7 147,0 127,8 127,0

Денежный залог 39,0 40,0 37,0 94,9 92,5

Доходы, всего 638,0 663,0 762,0 119,4 114,9

Наибольший доход от применения поручительства получен в 2020 году - 578 млрд. руб., что на 70,7 млрд. руб. больше

2019 года и на 94 млрд. руб. больше 2018 года. Это связано с тем, что была создана в 2016 году единая транзитная система ЕА-ЭС. А одним из результатов этого стало упрощение применения документов обеспечения при транзите товаров на принципах электронного документооборота. В

2020 году основной объем поручительства предоставлен при транзите товаров (99,9% или 577,4 от общей суммы принятого поручительства), что на 51,1 млрд. руб. больше, чем в 2019 году.

За 2020 год таможенными органами принято 19,9 тыс. банковских гарантий на

В 2020 году доходы от поручительства составили 75,9%, что на 0,6% меньше, чем в 2019 году, доходы от банковских гарантий составили 19,2%, что на 1,7% больше, чем в 2019 году и на 1,2% больше, чем в 2018 году. Доходы от денежного залога в 2020 году составили 4,9%, что на 1,1% меньше, чем в 2019 году и на 1,2% меньше, чем в 2018 году.

С февраля 2020 года реализована технология автоматического оформления таможенной расписки без участия должностных лиц таможенных органов, позволившая участникам внешнеэкономической деятельности самостоятельно распоряжаться своими денежными средствами для их использования в качестве обеспечения в рамках процедуры декларирования товаров.

Для обеспечения возможности передачи Евразийским банком развития в таможенные органы сведений о банковских гарантиях 16 июля 2020 года заключено Соглашение об информационном взаимодейст-

сумму более 147 млрд. рублей, из них 19,1 тыс. банковских гарантий (96%) принято в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (в 2019 году - 18,5 тыс. банковских гарантий на сумму 115,7 млрд. рублей).

Наибольшая сумма доходов от применения денежного залога была получена в 2019 году и составила 40,0 млрд., в 2020 году - меньше на 3 млрд. руб.

Редкая форма обеспечения уплаты таможенных платежей - это залог имущества. В 2020 году залог имущества в качестве способа обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не применялся.

вии между Федеральной таможенной службой и Евразийским банком развития, техническая реализация которого будет осуществляться в 2021 году.

В 2016 году согласно ФЗ от 30 декабря 2015 г. N 463-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях», стало возможно внесение банковской гарантии в электронном виде, что позволяет сократить время приема документов с трех до одного дня. В этом же году Банком России организованно тестирование информационного обмена кредитных организаций с ФТС России.

Одним из наиболее актуальных для таможенных органов и участников ВЭД является вопрос о размере обеспечения исполнения обязанности по уплате таможен-

Таблица 2. Структура доходов, полученных при применении форм обеспечения уплаты

таможенных платежей за 2018-2020 гг. в России, в %

Форма обеспечения 201B 2019 2020 Темп прироста 2020 г. в %

201B 2019

Поручительство 75,9 76,5 75,9 0 -0,6

Банковские гарантии 18,0 17,5 19,2 +1,2 +1,7

Денежный залог 6,1 6,0 4,9 -1,2 -1,1

Доходы, всего 100,0 100,0 100,0 - -

ных пошлин, налогов при выпуске товаров. Однако на сегодняшний день действующим законодательством не предусмотрены четкие критерии выбора основы расчета обеспечения, а также ограничения по его размеру.

В целях оценки обоснованности расчета обеспечения таможенными органами ЕА-ЭС необходимо провести сравнительный анализ норм международного законодательства, законодательства Евразийского экономического союза и РФ по вопросу определения размеров обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. В первую очередь следует обратиться к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур как к основополагающему акту, принципы которого должны учитываться при формировании таможенного законодательства ЕАЭС. Согласно Киотской Конвенции «гарантия» означает признаваемое таможенной службой обеспечение исполнения обязательства перед таможенной службой. Таможенная служба определяет сумму гарантий. В тех случаях, когда требуется представление гарантии, сумма представляемой гарантии должна быть возможно минимальной и в отношении уплаты пошлин и налогов не должна превышать сумму пошлин и налогов, потенциально подлежащих взиманию.

Очевидно, что действующие в настоящее время нормы таможенного законодательства в части обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также практика применения обеспечения существенно расходятся с положениями Киотской конвенции, что оставляет возможность для необоснованного завышения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов таможенными органами. В частности, на практике имели место ситуации, когда размер обеспечения превышал фактически уплаченные по итогам дополнительной проверки таможенные платежи в 23-25 раз.

Таможенный кодекс ЕАЭС конкретизировал, на основании каких сведений должен определяться размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. В соответствии с пунктом 1

статьи 65 ТК ЕАЭС размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозных таможенных пошлин соответственно в государстве-члене, таможенный орган которого производит выпуск товаров.

Пункт 5 статьи 65 ТК ЕАЭС установил порядок определения размера обеспечения в случае проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров. Так, в соответствии с указанным выше пунктом, для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров с особенностями, предусмотренными статьей 121 ТК ЕАЭС, может быть, в частности, использована:

- информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся в распоряжении таможенного органа;

- таможенная стоимость товаров без учета заявленных вычетов и скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности;

- таможенная стоимость товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.

Для получения возможности не предоставлять обеспечение декларант должен предоставлять в ФТС России информацию о стоимости активов, при этом порядок предоставления сведений должен устанавливаться ФТС России.

Пунктом 10 статьи 55 Закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрены условия неприменения обеспечения для таможенного представителя. Размер обязанности по уплате таможенных платежей не пре-

вышает: в 2018 году - 20% суммы обеспечения; в 2019 году - 35% суммы обеспечения; в 2020 и последующих годах - 50% суммы обеспечения исполнения обязанности таможенного представителя.

Таким образом, действующее таможенное законодательство ЕАЭС и РФ предусматривает для декларантов и таможенных представителей возможность неприменения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при определенных условиях. Данные меры позволят участникам внешнеэкономической деятельности избежать лишних бюрократических барьеров и затрат. Практическое применение вышеуказанных положений даст основания для неприменения обеспечения в отношении добросовестных участников ВЭД, а возможно, для замены обеспечения современными методами таможенного контроля, основанными на применении информационных технологий.

Вместе с тем, в практике деятельности таможенных органов на сегодняшний день остаются проблемы, связанные с определением размеров обеспечения уплаты таможенных платежей. В частности, таможенным законодательством ЕАЭС не предусмотрены ограничения по определению

этом обеспечение в разы превышает сумму подлежащих уплате таможенных платежей. Процедура выбора основы для расчета обеспечения (например, стоимости идентичных либо однородных товаров) полностью отдана на усмотрение таможенного инспектора.

Учитывая названные выше проблемы, требуется разработка комплекса мер по регулированию порядка обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а именно:

- автоматизация процесса определения размера обеспечения в целях минимизации участия в этом процессе таможенного инспектора;

- проведение мониторинга работы таможенных органов по определению размеров обеспечения со стороны ФТС России для обнаружения случаев существенного завышения размеров обеспечения;

- разработка предельных значений размеров обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей по сравнению с фактически подлежащими уплате таможенными платежами (например, размер обеспечения не должен превышать 20% от сумм таможенных платежей, подлежащих уплате).

размеров обеспечения обязательств, при

Библиографический список

1. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровиза-ции взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. № 6. - С. 18-21.

2. Алексеева Е.В., Кулаженкова В.Е. Таможенный аспект регулирования внешнеторговой деятельности России на современном этапе // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2019. - № 14. - С. 70-71.

3. Дорожкина Т.В., Щербакова Е.С., Пимкина Е.Д. О некоторых аспектах современного состояния внешней торговли Российской Федерации // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2019. - №13. -С. 7-9.

4. Николаев А.Д., Мигел А.А. Обеспечение исполнения обязанности по уплате взимаемых таможенными органами платежей: проблемы и пути совершенствования // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-9. - С. 51-54.

5. Петрушина О.М., Соколова Т.С., Меркулова А.И. Практика взимания и обеспечения уплаты таможенных платежей в России // Естественно-гуманитарные исследования. -2020. - №29 (3). - С. 290-293.

ANALYSIS OF THE MAIN PROBLEMS OF ENSURING THE PAYMENT

OF CUSTOMS DUTIES IN RESPECT OF GOODS TRANSPORTED ACROSS THE

CUSTOMS BORDER

A.A. Mikhailova, Student N.A. Khokhlova, Student

Supervisor: E.V. Alekseeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Ensuring the payment of customs duties is an important guarantee of the fulfillment of the obligations established by the Customs Code of the EAEU. The development of the institution of ensuring the payment of customs duties is one of the key areas of the development strategy of the customs service of the Russian Federation. Its development is necessary to accelerate the implementation of customs operations and customs declaration, the application of customs procedures. The article analyzes the dynamics and structure of the application of methods of ensuring the payment of customs duties listed in the revenue part of the federal budget, identifies the main problems of the process of ensuring the fulfillment of the obligation to pay customs duties, and also identifies some prospects for their improvement.

Keywords: payment security, customs payments, surety, bank guarantee, cash pledge, property pledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.