РОЛЬ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
БЮДЖЕТ РФ
К.А. Булычева, студент О.А. Майсак, студент
Научный руководитель: И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11028
Аннотация. В данной статье рассматривается динамика поступлений таможенных платежей в государственный бюджет Российской Федерации за 2017-2019 гг. на основании статистических данных. Экономические интересы РФ во многом определяются эффективностью реализации фискальной функции таможенных органов. Регулятором участия государства во внешнеэкономических связях выступают таможенные платежи (таможенные сборы, налоги), за счет которых обеспечивается значительная часть поступлений в федеральный бюджет. А также, проанализирована законодательная база и направления совершенствования таможенного регулирования, влияющие на своевременность уплаты таможенных платежей в полном объеме.
Ключевые слова: таможенные платежи, федеральный бюджет, внешнеэкономическая деятельность, таможенное администрирование, доходы.
Эффективная система уплаты таможенных платежей выступает одним из главных фактор достойного экономического развития стран мира. В связи с постоянным ростом экспортных и импортных сделок в Российской Федерации достаточно весомый характер приобрело грамотное взимание таможенных пошлин и налогов. Получение дохода от экспорта и импорта в бюджет нашей страны - одна из важнейших целей таможенного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за перемещением товаров через таможенную границу. Взимание таких денежных средств таможенные органы осуществляют путем получения налогов, таможенных пошлин, сборов и иных платежей, то есть путем взимания таможенных платежей.
В настоящее время таможенных органы нашей страны занимаются представлением интересов РФ в сфере внешнеторговой деятельности, содействуют росту отечественных производителей, противодействуют угрозам безопасности страны, а также существенной функцией сотрудников таможенных органы является пополнение доходной части федерального бюджета и создание благоприятных условий для раз-
вития и дальнейшего функционирования внешнеторговой деятельности [1].
Таможенные платежи выступают самым распространенным средством регулирования внешней торговли. Цель их использования - получение дополнительных денежных средств, регулировка торговых потоков, а также, несомненно, защита отечественных производителей.
Таким образом, таможенные платежи -денежные инструменты, получаемые таможенными органами с участников ВЭД, перемещающих товары через таможенную границу. На сегодняшний день правовая база взимания таможенных платежей -статья 46 ТК ЕАЭС. Она указывает конкретные виды платежей, относящиеся к таможенным платежам: ввозная и вывозная таможенные пошлины, НДС, акциз и таможенные сборы [2].
Преобладающее количество мировых стран используют таможенные платежи, как одну из составных частей для наполнения федерального бюджета, что для таможенных органов является ключевой функцией. Заплатить таможенные платежи, значит быть уверенным в возможности перемещения товаров и транспорта через таможенную границу Российской Федера-
ции. Однако при этом следует обратить внимание на специфику товаров, пересекающих границу [3].
В процессе осуществления внешнеэкономической деятельности таможенные органы занимаются администрированием эффективной компании взимания платежей от импорта товаров [4].
Для регулирования взимания и распределения таможенных платежей создана система нормативно-правовых актов, где одним из главных документов является Стратегия развития таможенной службы РФ 2030 года.
Указанный правовой источник содержит в себе основные направления развития таможенной службы. Среди данных направлений - совершенствование таможенного регулирования, направленное на «изменении основных принципов администрирования таможенных платежей и упрощении таможенных операций в целях соблюдения баланса интересов государства в части полноты формирования бюджета и участников внешнеэкономической деятельности в снижении финансовых издержек и административной нагрузки».
Целями данного направления являются:
- своевременность перечисления и целостность взимания платежей;
- доступность и простота совершения операций с денежными инструментами;
- уменьшение финансовых издержек и для бизнесменов, и для таможенных органов.
Для реализации поставленных целей применяется цифровизация к механизму уплаты таможенных платежей и автоматизация операций внешнеэкономической деятельности.
Однако, чтобы выполнить указанные ранее цели необходимо решить следующие задачи:
- создать благоприятные условия для взаимоотношений между плательщиками таможенных платежей и самими таможенными органами;
- уменьшить сроки совершения операций плательщиками обязанности по уплате таможенных платежей;
- предоставить мобильность процессов по начислению, уплате и расходованию денежных средств без административной нагрузки на плательщика [1].
В последнее время, в нашей стране неблагоприятная кризисная обстановка, что ярко выражено в федеральном бюджете РФ. В связи с этим актуально провести анализ пополнения бюджета путем взимания таможенных пошлин, а уже в ходе анализа выделить главные аспекты, влияющие на объемы таможенных платежей.
Рассмотрим в таблице 1 пополнение федерального бюджета за счет таможенных платежей в период с 2017 г. по 2019 г.
Год Поступившие таможенные платежи Федеральный бюджет РФ
млрд. руб. % млрд. руб. %
2017 4 575,7 30,3 15 088,9148 100
2018 6 063,2 31,2 19 454,369 100
2019 5 729,1 28,4 20 188,7968 100
Таблица 1. Доля таможенных платежей в федеральном бюджете РФ за 2017-2019 гг., в процентах
Поступления от таможенных платежей в бюджет в 2019 году снизились на 334,1 млрд. рублей или на 5,5% по сравнению с
2018 годом. Снижение поступлений связано с реализацией «налогового маневра» в нефтяной отрасли и введением с 1 января
2019 года налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. В условиях применения «налогового манев-
ра» доля экспортной составляющей нефтегазовых доходов, администрируемых ФТС России, в сумме таможенных платежей постепенно сокращается [5]. Это, возможно, повлияло на снижение доходов внешнеэкономической деятельности при планировании бюджета. В результате, приоритет был отдан другим видам доходов в федеральный бюджет.
При этом в 2019 по сравнению с 2018 годом возросли платежи при ввозе товаров - на 39,6 млрд руб. или на 6,4%, что отображено в таблице 2. Сложившаяся динамика поступления платежей при импорте товаров обусловлена, прежде всего, увеличением с 1 января 2019 года ставки НДС с 18 до 20%, а также ростом курса доллара США к российскому рублю на 3,3% по сравнению с 2018 годом.
Платежи при вывозе товаров уменьшились на 734,4 млрд руб. (на 9,6%). Снижение поступлений связано с реализацией «налогового маневра» в нефтяной отрасли.
В 2018 г. поступления в федеральный бюджет Российской Федерации по сравнению с 2017 г. обстояли так:
- на 13,5% увеличилась ввозная таможенная пошлина;
- на 35% увеличилась вывозная таможенная пошлина;
- на 10,4% - таможенные сборы;
- акцизы на 21,1%;
- и на 16,7% НДС.
Таким образом, за 2017 год объем собранных таможенных платежей был ниже показателя предыдущего года.
Возьмём для анализа ряд распределения по видам таможенных платежей в период 2017 г. по 2019 г., который представлен в таблице 2.
Таблица 2. Таможенные платежи за 2017-2019 гг., млрд. руб.
Год НДС Ввозная пошлина Вывозная пошлина Акцизы при ввозе товаров Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физ. лицами Там.сборы Иные платежи
2017 1 900,8 506 1 968,3 76 7,4 18,4 98,8
2018 2 255,5 578,6 3 025,7 95,2 16,3 20,3 71,6
2019 2 613,4 618,2 2 291,3 88,8 25 20 72,4
Так, например, в 2018 г. сумма поступления в федеральный бюджет РФ составила 19454,369 млрд. руб. из них 6063,2 млрд. рублей составляют таможенные платежи - это примерно 32% от всех поступлений в федеральный бюджет, что ниже отметки в 2017 году (30,3%) и 2019 г. (28,4%).
Не стоит забывать о том, что начиная с 2017 года ФТС РФ пытается обеспечить развитие внешней торговли, с точки зрения организации благоприятных условий для бизнеса в таможне, повысить привлекательность РФ для иностранных инвесторов [6].
Таким образом, подводя итог, необходимо отметить ключевые аспекты совершенствования процесса взимания таможенных платежей:
- создание условий для упрощения исполнения плательщиками обязанности по уплате таможенных платежей и самостоятельного управления через личный кабинет денежными средствами, находящимися на их единых лицевых счетах;
- развитие института использования плательщиками механизма изменения сроков уплаты таможенных платежей с применением инструмента отсрочек (рассрочек);
- дальнейшая трансформация технологий взыскания задолженности по таможенным платежам.
Итак, таможенные платежи - всевозможные пошлины, сборы, налоги, чье взимание государство возложило на сотрудников таможенных органов. Обязательные характер их уплаты возникает с момента пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы. Таможенные платежи - существенный источник пополнения федерального бюджета страны.
Таможенные пошлины, налоги и сборы представляют собой важную составляющую, обеспечивающую ресурсами федеральный бюджет, поступление которых зависит от многих факторов, таких как уровень экономического развития, объем экспорта и импорта, а также взаимоотношения с другими государствами.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/20rs1388/ (дата обращения 27.11.2020)
2. Таможенный кодекс ЕАЭС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения 27.11.2020)
3. Демичев А.А., Логинова А.С. Основы таможенного дела. - М., 2017. - С. 188.
4. Логинова А. С. Таможенные платежи: Учебное пособие. - СПб.: Троицкий мост. 2016.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
6. Федеральная таможенная служба: таможенные платежи. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.customs.ru/
ROLE OF RECEPTION OF CUSTOMS PAYMENTS INTO THE FEDERAL BUDGET
OF THE RUSSIAN FEDERATION
K.A. Bulycheva, Student
0.A. Maysak, Student
1.V. Gomon, Associate Professor
Abstract. This article examines the dynamics of customs payments to the state budget of the Russian Federation for 2017-2019 based on statistical data. The economic interests of the Russian Federation are largely determined by the effectiveness of the implementation of the fiscal function of the customs authorities. The regulator of the state's participation in foreign economic relations is customs payments (customs duties, taxes), due to which a significant part of the revenues to the federal budget is provided. And also, the legislative base and directions for improving customs regulation, affecting the timeliness of payment of customs payments in full, have been analyzed.
Keywords: customs payments, federal budget, foreign economic activity, customs administration, income.