Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
социальная сфера / социальная политика / социальная помощь / медицинские услуги / культурно-массовые мероприятия / жилищно-коммунальное хозяйство / источник финансирования / social sphere / social policy / social assistance / medical services / cultural events / housing and communal services / source of funding

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Э.М. Черненко, И.С. Лебедева, А.В. Лещук

Исследование посвящено раскрытию форм финансирования социальной сферы. Во исполнение Майских указов Президента в нашей стране разработаны и реализуются программы по развитию Российской Федерации, предприняты шаги по борьбе с бедностью и увеличением доходов населения. Однако благосостояние граждан пока не позволяет увеличить объем потребления платных услуг. Распространение коронавирусной инфекции обусловило изменение в структуре потребления услуг населением: на треть и более снизились объемы платных услуг туристских организаций, организаций культуры, физической культуры и спорта, гостиниц, санаторно-курортных и транспортных организаций при сохранении практически в прежнем объеме потребления жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и телекоммуникаций, транспортных услуг и их значительной доли в потребительском бюджете семьи. В статье проведен анализ направлений расходов на социальную сферу и их доли в составе общих расходов краевого бюджета. Выявлено значительное снижение расходов на социальную сферу в краевом бюджете при росте общих расходов бюджета края и росте численности населения, что является негативной тенденцией. Предложены направления совершенствования системы финансирования социальной сферы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Э.М. Черненко, И.С. Лебедева, А.В. Лещук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF FINANCING THE SOCIAL SPHERE OF THE KRASNODAR TERRITORY

The research is devoted to the disclosure of forms of financing the social sphere. In pursuance of the May decrees of the President in our country, programs for the development of the Russian Federation have been developed and are being implemented, steps have been taken to combat poverty and increase the income of the population. However, the well-being of citizens does not yet allow an increase in the volume of consumption of paid services. The spread of coronavirus infection caused a change in the structure of consumption of services by the population: the volume of paid services of tourism organizations, cultural organizations, physical culture and sports, hotels, sanatorium and resort and transport organizations decreased by a third or more, while the consumption of housing and communal services remained practically the same. communication services and telecommunications, transport services and their significant share in the consumer budget of the family. The article analyzes the directions of spending on the social sphere and their share in the total expenditures of the regional budget. A significant reduction in social spending in the regional budget was revealed, with an increase in the total expenditure of the region's budget and population growth, which is a negative trend. Directions for improving the financing system of the region's social sphere have been proposed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

экономику: региональные аспекты // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 10-2. С. 814-821.

7. Ткачёв И. ЦБ зафиксировал рекордный отток зарубежных инвестиций из России // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/08/04/2019/5cab58a09a7947da221f5958 (дата обращения: 01.05.2020).

8. О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.05.2019 N 110-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 24. Ст. 3367.

9. Храмченко А.А. Анализ бюджетного инвестирования/ Храмченко А.А., Вакуленко А.А., Салова А.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 447-454.

10. Храмченко А.А. Оценка структуры динамики пенсионной системы в РФ/ Храмченко А.А., Абрамян М.Н., Бор-сук Д.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 440-443.

References:

1. Index of Confidence in Foreign Direct Investment for 2020 // Kearney. URL: https://www.kearney.com/foreign-direct-investment-confidence-index/2020-Ml-report (date accessed: 01.05.

2. Methodological commentary on the balance of payments of the Russian Federation // Bank of Russia. URL: http://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth_com_bop/ (date accessed: 05/01/2020).

3. Statistics // Bank of Russia. URL: https://www.cbr.ru/statistics/ (date accessed: 05/01/2020).

4. Platonova IN Influence of financial sanctions on attracting foreign investment in the Russian economy // Investment, financial and management analysis. 2019.No. 3.Vol. 9.P. 117-121.

5. Prilepsky I.V. Financial sanctions: impact on capital flows and economic growth of the Russian Federation // Journal of the New Economic Association. 2019. No. 3 (43). S. 163-172.

6. Salomatina MN Influence of financial sanctions on attracting foreign investment in the Russian economy: regional aspects // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2019.Vol. 9.No. 10-2. S. 814-821.

7. Tkachev I. Central Bank recorded a record outflow of foreign investment from Russia // RBK. URL: https://www.rbc.ru/economics/08/04/2019/5cab58a09a7947da221f5958 (date of access: 05/01/2020).

8. On Amendments to the Federal Law "On the Voluntary Declaration of Individuals and Accounts (Deposits) in Banks and Amendments to the Legislative Acts of the Russian Federation": Federal Law of 05/29/2019 N 110-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. ... 2015. No. 24. Art. 3367.

9. Khramchenko A.A. Analysis of budget investment / Khramchenko A.A., Vakulenko A.A., Salova A.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). S. 447-454.

10. Khramchenko A.A. Assessment of the structure of the dynamics of the pension system in the Russian Federation / Khramchenko A.A., Abramyan M.N., Borsuk D.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39). S. 440-443.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11261

Э.М. Черненко - к.э.н., доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, доцент, Кубанский государственный технологический университет, 79184814276@yandex.ru,

E.M. Chernenko - Ph.D., associate professor Department of State and Municipal Management, Kuban State Technological University;

И.С. Лебедева - доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, Кубанский государственный медицинский университет, kinnas@mail.ru;

I.S. Lebedeva - associate professor Department of Community Health, Healthcare and History of Medicine, Ph.D., Kuban State Medical University;

A.B. Лещук - магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный технологический университет, anna.leschuk@yandex.ru

A.V. Leshchuk - Master's student of the Department of State and Municipal Administration, Kuban State Technological University.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ IMPROVING THE SYSTEM OF FINANCING THE SOCIAL SPHERE OF THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. Исследование посвящено раскрытию форм финансирования социальной сферы. Во исполнение Майских указов Президента в нашей стране разработаны и реализуются программы по развитию Российской Федерации, предприняты шаги по борьбе с бедностью и увеличением доходов населения. Однако благосостояние граждан пока не позволяет увеличить объем потребления платных услуг. Распространение коронави-русной инфекции обусловило изменение в структуре потребления услуг населением: на треть и более снизились объемы платных услуг туристских организаций, организаций культуры, физической культуры и спорта, гостиниц, санаторно-курортных и транспортных организаций при сохранении практически в прежнем объеме потребления жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и телекоммуникаций, транспортных услуг и их значительной доли в потребительском бюджете семьи. В статье проведен анализ направлений расходов на социальную сферу и их доли в составе общих расходов краевого бюджета. Выявлено значительное снижение расходов на социальную сферу в краевом бюджете при росте общих расходов бюджета края и росте численности населения, что является негативной тенденцией. Предложены направления совершенствования системы финансирования социальной сферы региона.

Abstract. The research is devoted to the disclosure of forms of financing the social sphere. In pursuance of the May decrees of the President in our country, programs for the development of the Russian Federation have been developed and are being implemented, steps have been taken to combat poverty and increase the income of the population. However, the well-being of citizens does not yet allow an increase in the volume of consumption of paid services. The spread of coronavirus infection caused a change in the structure of consumption of services by the population: the volume of paid services of tourism organizations, cultural organizations, physical culture and sports, hotels, sanatorium and resort and transport organizations decreased by a third or more, while the consumption of housing and communal services remained practically the same. communication services and telecommunications, transport services and their significant share in the consumer budget of the family. The article analyzes the directions of spending on the social sphere and their share in the total expenditures of the regional budget. A significant reduction in social spending in the regional budget was revealed, with an increase in the total expenditure of the region's budget and population growth, which is a negative trend. Directions for improving the financing system of the region's social sphere have been proposed.

Ключевые слова: социальная сфера, социальная политика, социальная помощь, медицинские услуги, культурно-массовые мероприятия, жилищно-коммунальное хозяйство, источник финансирования.

Keywords: social sphere, social policy, social assistance, medical services, cultural events, housing and communal services, source of funding.

Социальная экономика является результатом процесса обобществления экономических отношений и является типичным признаком общества, переходящего к постиндустриальному укладу хозяйства. Для большинства наиболее экономически развитых стран характерно зрелое состояние социальной экономики, продукты которой ориентированы на многообразие потребностей человека (общего образования и воспитания, профессионального образования, здравоохранения и рекреации, обеспечения досуга и др.) [7]. При этом сам человек является главным объектом заботы со стороны государства, а важнейшей составляющей экономической политики государства является государственное регулирование социально-экономических отношений.

Социальная сфера, являясь частью политики государства, направлена на смягчение негативных последствий индивидуального и социального неравенства общества.

В Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечено, что в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития необходимы рост численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни, устойчивый рост реальных доходов граждан, снижение уровня бедности.

Наша страна является социальным государством и проведение социальной политики должно являться конечной и основной целью всех структур власти. Больше остальных осведомлены о потребностях населения представители муниципальных органов власти и потому имеют больше возможностей в решении вопросов на местах, адресно. Финансирование социальной является основным индикатором благополучия общества.

К социальной сфере относится деятельности организации, обеспечивающих решение социальных проблем населения в области здравоохранения, образования, ЖКХ, культуры, пенсионного обеспечения и социального обслуживания, молодежной политики. Сегодня приоритетной целью является переход на качественно новый уровень социально-экономического развития. От эффективности функционирования социальной сферы регионов напрямую зависит социальное развитие страны, благосостояние и удовлетворённость населения. В свою очередь рост благосостояния населения при развитии технологий способствуют росту количества потребляемых услуг. Логично предположить возрастание роли частного финансирования. Однако анализ статистических данных свидетельствует о снижении доли децентрализованных средств в общем объеме финансирования, их значимости, но не преобладании. [5, 6]. Проанализируем структуру и источники финансирования социальных расходов.

По данным Росстата за последние пять лет в структуре расходов населения на платные услуги наибольший объем приходится на услуги ЖКХ, связи и транспортные услуги. Причем их совокупный объем изменился незначительно - 62,6 % в 2017 г. и 63,5 % в 2020 г. Распространение короновирусной инфекции обусловило общее снижение объемов потребления платных услуг с 8831,9 млрд. руб. в 2017 г. до 8747,0 млрд руб. в 2020 г. (что меньше на 12,5 % чем за соответствующий период предыдущего года) и изменение в структуре потребления услуг населением: по сравнению с 2019 г. на треть и более снизились объемы платных услуг туристских организаций, организаций культуры, физической культуры и спорта, гостиниц, санаторно-курортных и транспортных организаций. Доля медицинских, санаторно-оздоровительные и услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, за пять лет практически не изменилась (8,3 % в 2017 г. и 8,9 % в 2020 г.). Расходы на них соответственно составили 680,8 млрд. руб., 77,0 млрд. руб., и 28,2 млрд. руб. [6]

В 2020 г. в объеме платных услуг населению почти 15 % (1282,5 млрд. рублей) пришлось на транспортные услуги. Расходы на них составляют значительную часть в бюджете семей. По данным министерства труда и социальной защиты - почти 5% в потребительском бюджете семьи, что сопоставимо с расходами на ЖКХ. Во многих регионах Российской Федерации имеется практика по организации бесплатного проезда льготным слоям населения (ветераны труда, почетные доноры и пр.). На территории Краснодарского края льготный проезд существует, но в виде специальных транспортных карт на городской транспорт и талонов на пригородный транспорт. В работе общественного транспорта имеются пробелы работы с льготными талонами на проезд: талон на проезд дает право на оплату 50 % от стоимости проезда, но практика показывает, что данный вопрос недостаточно проработан.

Примером может послужить Ростовская область, в которой ветеранам труда предоставляется бесплатный проезд на всех видах транспорта (кроме такси) городского, пригородного, внутриобластного сообщений; оплата 50% стоимости проезда на водном транспорте пригородного сообщения.

В Краснодарском крае существуют выплаты, осуществляемые управлениями социальной защиты населения во внутригородских районах, которые выполняют задачу социальной поддержки граждан. Такими выплатами являются компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, компенсация на твердое топливо. Но данный вид выплат не может в полной мере обеспечить потребности населения в целом. Как итог к вышесказанному полагаем, что необходимо рассмотреть вопрос о возможности повышения пенсий и социальных выплат.

Основной проблемой в отраслях здравоохранения и образования является нехватка кадров. Эта проблема, многогранна и также связана с недостаточной социальной поддержкой медицинских работников, низкой оплатой труда, высокой стоимостью обучения при ограничении числа бюджетных мест в ординатуре. Некоторые шаги в решении проблемы уже предприняты. Так в Краснодарском крае реализуются программы «Врачебные кадры для сельского здравоохранения» и «Земский доктор», осуществляется целевой прием студентов в Кубанском государственном медицинском университете. Однако дефицит кадров свидетельствует о том, что этих мер пока недостаточно. В январском послании Федеральному собранию В.В. Путин отметил внедрение в здравоохранении новой система оплаты труда с фиксированной долей окладов и единым для всей страны перечнем компенсационных выплат и стимулирующих надбавок.

Несмотря на все положительные стороны организации социальной политики в Краснодарском крае, на наш взгляд существуют и недостатки в проводимой работе. Отсутствие полного информирования населения об услугах и предложениях, которые может оказать тот или иной орган, также можно выделить в отдельную проблему. Например, многие родители не знают, что на базе детского диагностического центра, в управлениях социальной защиты населения муниципальных образований, в управлении по вопросам семьи и детства можно получить бесплатную путевку на несовершеннолетнего в оздоровительное учреждение края. Аналогичная ситуация с остальными услугами, предоставляемыми учреждениями социальной защиты, здравоохранения и др.

Увеличение рождаемости населения предполагает увеличение в будущем потребности для детей и юношества в спортивных объектах, спортивных секциях, что обуславливает необходимость их снабжения спортивным инвентарем; возникает необходимость обеспечения досуга молодого поколения посредством культурно-развлекательных, массовых мероприятий (театральные, цирковые представления, киносеансы). При этом в Краснодарском крае наблюдается снижение расходов на социальную сферу в текущем и плановом периоде на 1,62 %: с 159629,1 млн руб. в 2019 г. до 156732,2 млн руб. в 2020 г. и до 157048,1 млн руб. в 2021 г. Снижение происходит в том числе на 8,02 % и из-за средств федерального бюджета: с 11940,6 млн руб. в2019 г. до 11536,7 млн руб. в 2020 г. и до 10984,0 млн руб. [2]. Анализ направлений расходов на социальную сферу и их доли в составе общих расходов краевого бюджета, представлены в таблице 1 и на рисунке 1 [3].

Таблица 1 - Расходы на социальную сферу в составе общих расходов бюджета Краснодарского края

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. к 2017 г., %

Расходы бюджета всего, млрд руб. 217,0 235,5 233,0 234,6 242,0 111,52

Расходы на социальную сферу, млрд руб. 155,3 162,1 159,6 156,7 157,0 101,09

Доля расходов на социальную сферу в составе расходов бюджета, % 71,6 68,9 68,5 66,8 64,9 90,64

| образование социальная политика I культура, кинематография

] здравоохранение физическая культура и спорт

-- 4,6 71,0 4,6 71,4

71,0

24,3 25,6 26,0

5$,5 53,3 52,8

2017 год. 155.3 2018 год. 162.1 2019 год. 159.6 2020 год. 156.7 2021 год. 157.0 млрд руб. млрд руб. млрд руб. млрд руб. млрд руб.

Рисунок 1 - Расходы краевого бюджета на социальную сферу

За рассматриваемый период наблюдается снижение доли расходов на социальную сферу с 71,6 % в 2017 г. до 64,9 % к 2021 г. При этом по данным статистики в крае прогнозируется рост численности проживающих с 5,6 млн чел. до 5,7 млн чел. 2021 году, увеличении рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни с 73,8 лет в 2017 году до 75,8 лет 2021 г., что в свою очередь свидетельствует о необходимости роста социальной поддержки в ближайшей перспективе. На данный момент наблюдается отрицательная тенденция в развитии социальной сферы края.

В Краснодарском крае действуют государственные программы «Развитие образования» (в 2019 г. выделено 51357,2 млн руб.) и «Развитие здравоохранения» (47965,9 млн руб.), финансируемые в том числе из федерального бюджета (30,4 млн руб. и 2418,4 млн руб. соответственно). Социальная политика региона также частично финансируется из федерального бюджета и предполагает основные расходы на: социальное обеспечение и социальное обслуживание населения, охрану семьи и детства, другие расходы в области социальной политики, которые (текущий и плановый период) составили: 2019 г. - 70969,3 млн руб., 2020 год -70969,3 млн руб., 2021 год 71407,8 млн руб., в т.ч. из федерального бюджета 8707,7 млн руб., 8829,6 млн руб. и 8789,4 млн. руб. соответственно [4]. Как видно на рисунке 2 почти 60 % (42,4 млрд. руб.) приходится на социальное обеспечение населения.

Улучшение социальной защиты населения подразумевают повышение отдачи социальных программ и целенаправленное использование выделяемых средств посредством совершенствования адресной направленности социальных программ конкретным группам населения; совершенствования порядка расходования бюджетных посредством применения системы муниципальных стандартов, а также разработки единых основ и критериев предоставления социальной помощи.

I Социальное обеспечение населения I Охрана семьи и детства

I Социальное обслуживание населения Другие расходы в области соц.политики

2 5 2,7 2,7

3,6 9,9 2,8 15,4 11,4 16,2 12,3 14,9 12,3 14 12,3

47,8 40,3 39,8 41,1 42,4

2,7

2017 год 64.1 млрд руб.

2018 год 69.6 млрд 2019 год 71.0 млрд руб. руб.

2020 год 71.0 млрд 2021 год 71.4 млрд руб. руб.

Рисунок 2 - Расходы краевого бюджета на социальную политику

Особо актуальным в настоящее время является вопрос повышения качества исполнения бюджета на всех уровнях. Поэтому в Краснодарском крае реализуются меры, направленные на оптимизацию бюджетных расходов, повышения собственных доходов.

Как уже упоминалось ранее, источники финансирования бывают бюджетными и внебюджетными. Бюджетные в свою очередь разделяются на налоговые и неналоговые. Администрация Краснодарского края может повлиять лишь на бюджетные источники финансирования. Но, так как бюджет состоит из налогов, акцизов, регулярных платежей, таможенных сборов и др., то становится логично, что с совершенствованием социально-экономического развития края в целом в широком смысле возможно и улучшение финансирования социальной сферы края.

Таким образом можно предложить основные направления социально-экономического развития, что позволит значительно увеличить финансирование социальной сферы Краснодарского края:

1. Повышение конкурентоспособности края и производимой продукции. Но для этого необходимо, проводить работу по поддержке кубанских товаропроизводителей, проведение мероприятий, направленных на создание новых производств и модернизацию уже действующих.

Это позволит расширить ассортимент выпускаемой продукции и увеличить объемы производства.

2. Повышение инвестиционной привлекательности региона. Развитие межрегиональных и международных связей.

3. Применения инновационных и технологических процессов в производстве. Что увеличит объем производимой продукции предприятиями различных отраслей, развитие импортозамещающих производств.

4. Модернизация нефтеперерабатывающих заводов, которые действуют на территории края. Благодаря этому появится возможность выпускать более высококачественное топливо и масла, а также увеличит количество переработки нефтепродуктов.

5. Насыщение краевого рынка доступными и качественными строительными и отделочными материалами за счет развития краевой промышленности строительных материалов, что увеличит социальную доступность жилья.

6. Развитие транспортной инфраструктуры и дорожное строительство, которые позволят экономике Краснодарского края устойчиво развиваться, будут способствовать росту товарооборота между регионами страны и населенными пунктами края.

7. Развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края. Практически 50 % населения края заняты на предприятиях АПК. От уровня развития АПК зависит экономическое развитие многих территорий Краснодарского края, а соответственно и качество жизни населения.

Хочется отметить, что развитие АПК имеет нарастающую положительную динамику, о чем свидетельствует рост общих и среднедушевых объемов сельхозпроизводства. Чтобы ее сохранить, необходимо совершенствовать использование ресурсов с учетом инноваций и передовых технологий.

8. Улучшение качества жизни населения сельских территорий. Краснодарский край является третьим по численности населения субъектом Российской Федерации и лидирует (7 % сельского населения страны) по абсолютному числу сельских жителей: на 1 января 2020 года - 5677786 жителей, в том числе 3142394 чел. (55,3 %) проживали в городской местности и 2535392 чел. (44,7 %) в сельских населенных пунктах. От эффективно функционирующей социальной инфраструктуры и достаточности ее обеспечения, зависит степень удовлетворенности населения сельских территорий качеством жизни. Формирование социальной инфраструктуры невозможно без использования IT технологий и цифровых продуктов [8]. Возможность получения госуслуг через электронный портал, телемедицинские консультации являются базой в развитии этого направления.

9. Введение прогрессивного налогообложения сверхдоходов граждан и предприятий. На Федеральном уровне в ноябре 2020 г. уже внесены изменения в Налоговый кодекс: повышение ставки НДФЛ до 15 % на доходы, превышающие 5 млн руб. По предварительным оценкам, введение прогрессивной шкалы НДФЛ в таком виде поможет собрать в бюджет дополнительно около 60 млрд рублей в год. Полученные средства будут направлены на лечение детей с редкими (орфанными) заболеваниями. Этот пример дополнительного финансирования необходимо применять также и на региональном уровне. Но это должно выражаться не в усилении административного давления на бизнес и предпринимателей, а в последовательной работе по формированию у них понятия о связи их благополучия с социальной сферой края.

Таким образом, увеличение прибыли предприятий, инвестиций, снижение на закупку строительных материалов, межрегиональное и международное сотрудничество повлечет за собой увеличение поступлений в бюджет края и, соответственно, возможность увеличения финансирования социальной сферы Краснодарского края. При этом необходимо четко контролировать и расходы, то есть качество исполнения бюджета. Все это позволит направить дополнительные средства на поддержку социальной сферы региона.

Источники:

1. Краснодарский край. Статистический ежегодник. 2019: Стат. сб. / Краснодарстат - Краснодар, 2020. - 394 с.

2. Основные показатели деятельности Министерства труда и социального развития Краснодарского края. Показатели деятельности за 9 месяцев. Сборник. Краснодар 2019.

3. Официальный сайт министерства финансов Краснодарского края [Электронный ресурс]: режим доступа: https://minfmkubani.ru/.

4. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.krasnodar.ru/content/30/show/2423.

5. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 августа 2018 года № 220-р «Об утверждении прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года» [Электронный ресурс]: режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550949243.

6. Социально-экономическое положение России. 2020 год / Росстат. - М., 2020. - С. 106-108.

7. Хашева З.М., Лебедев П.В., Лебедева И.С. Социально-экономическая эффективность медицинских услуг. Монография. - Краснодар: Издательство ЮИМ, 2016. - 169 [1] с.

8. Черненко Э.М. Формирование социальной инфраструктуры территории как фактор повышения качества жизни проживающего населения // материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новая парадигма развития экономических систем в условиях цифровизации: теория, методология, управление». - Краснодар: Изд-во Кубанский государственный технологический университет, 2020. - С. 336-345.

References:

1. Krasnodarskij kraj. Statisticheskij ezhegodnik. 2019: Stat. sb. / Krasnodarstat - Krasnodar, 2020. - 394s.

2. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti Ministerstva truda i social'nogo razvitiya Krasnodarskogo kraya. Pokazateli deyatel'nosti za 9 mesyacev. Sbornik. Krasnodar 2019.

3. Oficial'nyj sajt ministerstva finansov Krasnodarskogo kraya [Elektronnyj resurs]: rezhim dostupa: https://minfinkubani.ru/.

4. Portal ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti Krasnodarskogo kraya [Elektronnyj resurs]: rezhim dostupa: http://www.krasnodar.ru/content/30/show/2423.

5. Rasporyazhenie glavy administracii (gubernatora) Krasnodarskogo kraya ot 20 avgusta 2018 goda № 220-r «Ob utver-zhdenii prognoza social'no-ekonomicheskogo razvitiya Krasnodarskogo kraya na dolgosrochnyj period do 2030 goda» [Elektronnyj resurs]: rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/550949243.

6. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Rossii. 2020 god / Rosstat. - M., 2020. - S. 106-108.

7. Hasheva Z.M., Lebedev P.V., Lebedeva I.S. Social'no-ekonomicheskaya effektivnost' medicinskih uslug. Monografiya. -Krasnodar: Izdatel'stvo YUIM, 2016. - 169 [1] s.

8. CHernenko E.M. Formirovanie social'noj infrastruktury territorii kak faktor povysheniya kachestva zhizni prozhivayush-chego naseleniya // materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Novaya paradigma razvitiya ekonomich-eskih sistem v usloviyah cifrovizacii: teoriya, metodologiya, upravlenie». - Krasnodar: Izd-vo Kubanskij gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet, 2020. - S. 336-345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.