В 2019 году финансовая система испытывает существенные изменения. В современных условиях стоит понимать, простых решений не существует. Государство и субъекты РФ должны вместе предпринимать своевременные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы.
Обосновано требование по разработке правовой базы и создания режима наилучшего благоприятствования для развития платежной системы, которая основана на безналичных инструментах платежа с использованием специальных средств, основывающихся на современных информационных технологиях (например, массовое внедрение и использование электронных банковских киосков, системы интернетбанкинга, универсальной электронной карты, объединение IT-систем, процесс стандартизации договоров кредитных продуктов, развитие се-кьюритизационной системы и др.). Необходимо выработать и внедрить собственные региональные стандарты качества банковской деятельности, стандарты против отмывания денег. Проводить работу по повышению положительного имиджа кубанских банков. Реформирование банковского сектора не может быть осуществлено без социального партнерства государства и бизнеса [4, c. 17-18].
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что несмотря на всю сложную экономическую ситуацию Южного Федерального округа, в последние годы банковскому сектору Краснодарского края удалось сохранить положительные тенденции развития и укрепить свою роль в системе финансового посредничества. Но, данный сектор на сегодняшний день не представлен в идеальном состоянии, и именно поэтому требует новых, соответствующих преобразований.
Источники:
1. Климанов В., Лузанов А. Особенности регионального развития банковской системы // Экономист. М. 2014. С. 77—79.
2. Официальный портал «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
3. Официальный портал «Центральный Банк Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/
4. Зеленский Ю.Б. Региональные аспекты функционирования банковского сектора // Деньги и кредит. 2015. №9. С. 17-18.
5. Petrov I. F. Differentiated approach as a tool and method for a personality cognition // Modern Science. 2017. № 5-2. С. 14-17.
Sources:
1. Klimanov V., Luzanov A. Features of the regional development of the banking system // Economist. M. 2014. S. 77-79.
2. Official portal "Federal State Statistics Service" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/
3. The official portal "Central Bank of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.cbr.ru/
4. Zelensky Yu.B. Regional aspects of the functioning of the banking sector // Money and credit. 2015. №9. Pp. 17-18.
5. Petrov I. F. Differentiated approach as a tool for a personality cognition // Modern Science. 2017. No. 5-2. P. 14-17.
Е.А. Байдецкая - доцент кафедры предпринимательской деятельности, к.э.н., Кубанский социально-экономический институт, ([email protected], 89181460050),
E.A. Baidetskaya - Associate Professor of the Department of Business, Ph.D., Kuban Social and Economic Institute.
АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ НА ПЕРИОД 2019-2021 ГОДОВ ANALYSIS OF COSTS OF THE BUDGET OF THE KRASNODAR TERRITORY IN THE SOCIAL SPHERE FOR THE PERIOD 2019-2021
Аннотация. Данное исследование посвящено анализу расходов бюджета Краснодарского края на социальную сферу. Анализу были подвергнуты данные расходов бюджета, находящиеся в свободном доступе на сайте Минфина Кубани. Выявлены приоритетные направления расходов связанные с поддержанием действующего порядка выполнения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы. Определено ежегодное повышение доходов от трудовой деятельности граждан в составе расходов бюджета на социальную сферу. Отмечено, что значительный рост среднего дохода от трудовой деятельности получит категория социальных работников - врачи и работники медицинских организаций, имеющие медицинское (фармацевтическое) образование. Отрицательным результатом является стабильное падение расходов направляемых на социальную сферу в составе общих расходов бюджета региона не только в процентном отношении, но и в абсолютных единицах измерения миллионах рублей. Отметить общий рост расходов бюджета в 2021 году к базовому 2018 году вырастет более чем на 7 млрд руб. В Краснодарском крае действуют государственные программы развития образования и здравоохранения, что является положительным фактором характеризующим деятельность региона. В основе финансирования программ лежать краевые финансы и лишь незначительная часть финансируется из федерального бюджета. Основные направления расходования денежных средств по данным программам - это «Развитие современных механизмов, содержания и технологий дошкольного, общего и дополнительного
образования» и «Совершенствование системы территориального планирования и информатизации здравоохранения Краснодарского края». Расходы краевого бюджета на социальную политику имеют тенденцию небольшого роста и поддержания стабильности финансирования. В работе разработаны рекомендации и предложения по формированию адресной помощи тяжело больным людям, требующие дополнительного финансирования из краевого бюджета и включения данного источника финансирования в сферы применения расходов бюджета, такие как здравоохранение и социальная политика. Важно отметить, что данные расходов краевого бюджета являются публичными и доступными для граждан региона
Annotation. This study is devoted to the analysis of the expenditures of the budget of the Krasnodar Territory on the social sphere. The data of budget expenditures, which are freely available on the website of the Ministry of Finance of the Kuban, were analyzed. The priority directions of expenditures associated with maintaining the current order of implementation of indicators of increasing wages for certain categories of social workers are identified. The annual increase in income from the labor activity of citizens in the composition of budget expenditures on the social sphere was noted. It is noted that a significant increase in the average income from work will be received by the category of social workers - doctors and medical workers with medical (pharmaceutical) education. A negative result is a steady drop in expenditures allocated to the social sphere as part of the total expenditures of the regional budget not only in percentage terms, but also in absolute units of measurement, millions of rubles. Mark the overall growth of budget expenditures in 2021 by the base 2018 will grow by more than 7 billion rubles. In the Krasnodar Territory there are government programs for the development of education and health, which is a positive factor characterizing the activities of the region. Funding for programs is based on regional finance and only a small part is financed from the federal budget. The main directions of spending money under these programs are "Development of modern mechanisms, content and technologies of preschool, general and additional education" and "Improving the system of territorial planning and informatization of health care in the Krasnodar Territory". The expenses of the regional budget for social policy tend to have small growth and maintain stability of financing. The work has developed recommendations and proposals for the formation of targeted assistance for seriously ill people, requiring additional funding from the regional budget and the inclusion of this source of funding in the areas of budget spending, such as health care and social policy. It is important to note that the data on expenses of the regional budget are public and accessible to citizens of the region.
Ключевые слова. Расходы бюджета, социальная сфера, здравоохранение, образование, социальная политика.
Keywords. Budget expenditures, social services, health, education, social policy.
Бюджетная политика в социальной сфере ориентирована на сохранение приоритетности в финансовом обеспечении обширного спектра задач в областях - образование, здравоохранение, социальная политика, культура, физическая культура и спорт. Российское законодательство закрепило требование при составлении бюджетов на адресное оказание мер социальной поддержки, путем предоставления пособий, компенсаций, субсидий и других социальных выплат гражданам, нуждающимся в такой поддержке. В свою очередь бюджетная политика Краснодарского края направлена на выполнение таких обязательств, закрепив приоритетное значение в финансирование социальной сферы в 2019-2021 годах - действующего порядка выполнения показателей, повышения оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы. Социальная сфера является жизненно значимой для большинства граждан проживающих на территории Краснодарского края и анализ расходов бюджета на социальную сферу - является актуальным. В исследовании поставлена цель - раскрыть динамику расходов на социальную сферу с выделением плановых расходов на социальные государственные программы Краснодарского края.
В прогнозируемом периоде расходы на социальную сферу составили: 2019 год - 159629,1 млн руб.; 2020 год - 156732,2 млн руб.; 2021 год - 157048,1 млн руб., в том числе средства федерального бюджета: 2019 год -11940,6 млн руб.; 2020 год - 11536,7 млн руб.; 2021 год - 10984,0 млн руб. Составим график направлений использования расходов краевого бюджета на социальную сферу, взяв за основу сравнения и 2017-2018 годы. Данные показаны на рисунке 1. Совокупный объем расходов социальную сферу составил: в 2017 году - 155,3 млрд руб., в 2018 году - 162,1 млрд рублей, 2019 году 159, 6 млрд руб., в 2020 году - 156,7 млрд руб., 2021 году 157,0 млрд руб. отрицательным показателем является снижение расходов на спорт и культуру. Рост населения за счет рождаемости требует улучшения содержания спортивных объектов, спортивных секций для детей и юношества, снабжения спортивным инвентарем, возникает необходимость обеспечивать досуг молодого поколения, через развитие культурно-развлекательных, массовых мероприятий, таких как театральные выступления, цирковые представления, доступные кинозалы.
образование социальная политика культура, кинематография
здравоохраниение физическая культура и спорт
3,8
5,6
64,1 69,6
22,7 25,9
55,8 54,9
71,0
24,3 56,5
2,6
"4,6 71,0
25,6 53,3
2,2
4,6 71,4
26,0 52,8
2,2
2017 год, 155,3 2018 год, 162,1 2019 год, 159,6 2020 год, 156,7 2021 год, 157,0 млрд руб. млрд руб. млрд руб. млрд руб. млрд руб.
*Данные Минфина Кубани
Рисунок 1 - Расходы краевого бюджета на социальную сферу*
Проведем анализ доли расходов на социальную сферу в составе общих расходов краевого бюджета, данные представим в таблице 1.
Таблица 1 - Доля расходов на социальную сферу в краевом бюджете *_
Показатель 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
Расходы бюджета всего, млрд руб. 217,0 235,5 233,0 234,6 242,0
Расходы на социальную сферу, млрд руб. 155,3 162,1 159,6 156,7 157,0
Доля расходов на социальную сферу в составе расходов бюджета, % 71,6 68,9 68,5 66,8 64,9
*Данные Минфина Кубани
Анализ представленной информации наглядно показал, что наряду с ростом общих расходов бюджета края доля расходов на социальную сферу неуклонно падает и с 71,6 % в 2017 году снизится до 64,9 % к 2021 году при том численность проживающих на территории Краснодарского края с 5,6 млн чел. (на сегодняшний день) достигнет к 2021 году 5,7 млн чел., не только за счет миграции населения, но и увеличения продолжительности жизни с 73,8 лет в 2017 году к 2021 году до 75,8 лет, численность населения не только растет, население стареет и нуждается социальной поддержке. Считаю данный показатель отрицательной тенденцией в развитии и поддержании социальной сферы края.
Выполнению приоритетной задачи - показателей, повышения оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы соответствует проведенный анализ о целевых показателях по оплате труда категорий работников социальной сферы в организациях государственной и муниципальной форм собственности в 20192021 годах в целях сохранения действующего порядка выполнения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, информация представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, руб.*
Категории работников 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
Среднемесячный доход от трудовой деятельности 26213 28850 30450 32300 34390
<и образовательных организаций общего обра- 28992 28992 30450 32300 34390
§ зования
<и ¡у & дошкольных образовательных организаций 25959 25959 27775 30524 32499
« я организаций дополнительного образования 27016 29169 30636 32497 34600
й £ Й С Образовательных, медицинских организаций 27665 28850 30450 32300 34390
ч 1С и или организаций, оказывающих социальные
С С услуги детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей
Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования 27133 28850 30450 32300 34390
Социальные работники 21237 28850 30450 32300 34390
Работники учреждений культуры 23909 28850 30450 32300 34390
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие медицинское (фармацевтическое) образование 43485 57700 60900 64600 68780
Средний медицинский фармацевтический персонал 24245 28850 30450 32300 34390
Младший медицинский персонал 18277 28850 30450 32300 34390
*Данные Минфина Кубани
Из представленных данных видно, что по всем категориям работников бюджетной сферы в расходы краевого бюджета заложен рост доходов от трудовой деятельности. В этой связи дополнительная потребность в средствах на 2019-2021 годы в целях сохранения действующего порядка выполнения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы составит на 2019 год 28090 млн руб., на 2020 год - 28090 млн руб. и на 2021 год 28090 млн руб. - это прогнозные данные. Можно полагать, что эти данные по итогам 2019 года могут быть изменены как в большую, так и в меньшую сторону. Отметим значительный рост доходов от трудовой деятельности у врачей и работников медицинских организаций, имеющих медицинское образование, за 5 лет рост составит 25295 руб.
В Краснодарском крае действуют государственные программы «Развитие образования» и «Развитие здравоохранения», частично данные программы финансируются из федерального бюджета. Так на 2019 год на государственную программу Краснодарского края «Развитие образования» выделено 51357,2 млн руб., в т. ч. из федерального бюджета 30,4 млн руб.; на государственную программу «Развитие здравоохранения» выделено 47965,9 млн руб., в т. ч. из федерального бюджета 2418,4 млн руб. Мероприятия программ развития запланированные на 2019 год представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Мероприятия по реализации государственных программ Краснодарского края на 2019 г.
Наименование мероприятия к программе «Развитие образования» Сумма, млн руб. Наименование мероприятия к программе «Развитие здравоохранения» Сумма, млн руб.
Развитие современных механизмов, содержания и технологий дошкольного, общего и дополнительного образования 43776,5 Совершенствование системы территориального планирования и информатизации здравоохранения Краснодарского края 23803,6
Создание инфраструктуры профессионального образования, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики 4288,6 Совершенствование системы социализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации 16254,9
Создание и распределение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики 7,0 Кадровое обеспечение системы здравоохранения 1242,4
Реализация мер по социальной поддержке отдельных категорий обучающихся 847,8 Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи 704,1
Развитие науки через выполнение региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, а так же повышение качества кадрового потенциала науки и мобильности научно-педагогических кадров 50,0 Охраны здоровья матери и ребенка 435,1
Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов 344,0 Совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения в амбулаторных условия 4770,5
Реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной, творческой и спортивной деятельности, выявление талантливой молодежи 206,7 Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения детей 755,3
Развитие сети и инфраструктуры образовательных организаций, обеспечивающих доступ населения Краснодарского края к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей 1057,5 Х
Обеспечение системы образования Краснодарского края высококвалифицированными кадрами, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию 655,4 Х
ИТОГО 51357,2 47965,9
В том числе из федерального бюджета 30,4 2,4
Для понимания значения заложенных в бюджете края расходов на государственные программы «Развитие образования» и «Развитие здравоохранения», а также на социальную политику региона рассмотрим дополнительно динамику расходов на направление «Социальная политика». Социальная политика региона включает в себя основные расходы на: социальное обеспечение населения, социальное обслуживание населения, охрану семьи и детства, другие расходы в области социальной политики. Данные расходов на социальную политику представлены на рисунке 2. Расходы на социальную политику на 2019 год - 70969,3 млн руб., 2020 год - 70969,3 млн руб., 2021 год 71407,8 млн руб., в том числе из федерального бюджета: 2019 год - 8707,7 млн руб., 2020 год 8829,6 млн руб., 2021 год 8789,4 млн. руб. Имея данные расходов бюджета в разделе «Социальная политика», представленные на рисунке 2.
Социальное обеспечение населения Охрана семьи и детства
Социальное обслуживание населения Другие расходы в области соц.политики
2,5 2,7 2,7
3,6 9,9 2,8 15,4 16,2 14,9 12,3 14 12,3
11,4 12,3
47,8 40,3 39,8 41,1 42,4
2,7
2017 год 64,1 млрд 2018 год 69,6 млрд 2019 год 71,0 млрд 2020 год 71,0 млрд 2021 год 71,4 млрд руб. руб. руб. руб. руб.
*Данные Минфина Кубани
Рисунок 2 - Расходы краевого бюджета на социальную политику*
Следует определить доли расходов на государственные программы и на направление «Социальная политика» в составе расходов краевого бюджета. Информация представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Доли расходов направленные на краевые государственные программы и социальную политику в
составе расходов запланированных на 2019 год*
Показатель Сумма, Доля,
млрд руб. %
Расходы краевого бюджета, всего 233,0 х
Расходы на ГП «Развитие образования» 51,4 22,0
Расходы на ГП «Развитие здравоохранения» 48,0 20,6
Расходы на социальную политику 71,0 30,5
*Данные Минфина Кубани
Публичность данных о расходах краевого бюджета на социальную сферу позволяют разработать ряд предложений для дальнейшего рассмотрения, оценки и возможности включения в бюджет Краснодарского края как социально значимые направления развития общества. Общественное мнение сформулировано в предложения и рекомендации, представленные в таблице 5.
Таблица 5 - Предложения для формирования адресной помощи
Предложение Вид помощи Сфера применения
Дополнительное финансирование расходов на здравоохранение в части компенсации расходов инвалидам, нуждающимся в гемодиализе Адресная Здравоохранение
Создание в Краснодарском крае условий для развития концепции «От возраста дожития - к возрасту счастья» Адресная Социальная политика
Включить в финансирование расширение списка обеспечивающего больных: - медицинскими изделиями и медицинским оборудованием жизнеобеспечения; - специализированным питанием поллиативных и маломобильных детей; - медикаментами не входящими в федеральный перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов для пол-лиативных и маломобильных детей Адресная Здравоохранение
Таким образом, социальная сфера Краснодарского края - это многообразные направления финансирования расходов направленных на жизнеобеспечение граждан. В крае ведется огромная работа по поддержанию социальной сферы региона в соответствии с требованиями законодательства РФ. Данное исследование имело цель по проведению анализа основных расходов направляемых на социальную сферу в крае. Результатом исследования является анализ доли расходов на социальную сферу, который показывает снижение доли расходов не только в процентном отношении, но и в абсолютных единицах измерения млрд руб., что есть отрицательный момент бюджетной политики региона. К положительным моментам отнесем рост заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы края, поддержание и выделение денежных средств на государственные программы Краснодарского края «Развитие образования» и «Развитие здравоохранения», публичность данных расходов бюджета региона.
Источники:
1. www.minfinkubani.ru [Электронный ресурс]
С.И. Берлин - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», [email protected],
S.I. Berlin - Doctor of Economics, Professor, Deputy Director for Research, Professor of the Economics and Finance Department of the Krasnodar Branch of the «Financial University under the Government of the Russian Federation»;
Г.А. Батори - студент 4 курса Краснодарского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», [email protected],
G.A. Bathory - student of the 4dyear of the Krasnodar brunch of the FSFEIHPE "Financial University under the Government of the Russian Federation";
Д.В. Копылова - студент 4 курса Краснодарского филиала ФГОБУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», [email protected],