Научная статья на тему 'Оценка бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2019-2021 годы'

Оценка бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2019-2021 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
952
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАЛОГИ / ПОЛИТИКА / BUDGET / EFFICIENCY / TAXES / POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байдецкая Е.А.

Данное исследование направлено на рассмотрение вопросов бюджетной и налоговой политики при формировании регионального бюджета Краснодарского края. В работе описаны основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики направленные на улучшение эффективности бюджетного процесса и в частности эффективности бюджетных расходов региона. Для реализации целей и задач регионом разработаны направления реализации бюджетной и налоговой политики края. К основным направлениям следует отнести -рост доходов региона, контроль за расходами, поддержка инвесторов, оптимизация региональных налоговых льгот, совершенствование межбюджетных отношений. Министерством финансов Краснодарского края разработаны подходы к формированию расходов бюджета и направления повышения эффективности расходов краевого бюджета. Раскрыты данные консолидированного бюджета Краснодарского края в котором заложен профицит бюджета на ближайшие годы с 2019 по 2021 и выявлен темп роста налоговых и неналоговых доходов. В работе представлена информация об ожидаемой структуре роста налоговых доходов бюджета в абсолютных цифрах. Планируемый объем поступлений доходов в бюджет Краснодарского края, так же представлен в абсолютных единицах. Исследован перечень нормативных документов повлиявших на формирование бюджетной и налоговой политики края на ближайшую перспективу 2019-2021 годов. При составлении бюджета Минфин Кубани руководствовался требованиями законодательства и построен на основе: Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 01.03.2018 года; Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, подготовленных Минфином России; Данных прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на 2019 год и на период 2020-2024 годов; Основных направлений бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов; государственных программ Краснодарского края и других документов. Дана оценка бюджетной и налоговой политике Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байдецкая Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the budget and tax policy of the Krasnodar Territory for 2019-2021

This study aims to address issues of fiscal and tax policy in the formation of the regional budget of the Krasnodar Territory. The paper describes the main goals and objectives of the budget and tax policy aimed at improving the efficiency of the budget process and in particular the effectiveness of budget expenditures in the region. To implement the goals and objectives, the region has developed directions for the implementation of the budget and tax policy of the region. The main areas include the growth of regional revenues, cost control, support for investors, optimization of regional tax breaks, and improvement of intergovernmental relations. The Ministry of Finance of the Krasnodar Territory has developed approaches to the formation of budget expenditures and directions for improving the efficiency of expenditures of the regional budget. The data of the consolidated budget of the Krasnodar Territory are disclosed, in which the budget surplus is laid for the coming years from 2019 to 2021 and the rate of growth of tax and non-tax revenues is revealed. The paper presents information on the expected structure of growth of tax revenues of the budget in absolute terms. The planned volume of revenues to the budget of the Krasnodar Territory is also presented in absolute units. The list of regulatory documents that influenced the formation of the budget and tax policy of the region in the near future 2019-2021 has been studied. In drawing up the budget, the Ministry of Finance of the Kuban was guided by the requirements of legislation and built on the basis of: the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated March 01, 2018; Presidential Decree of 07.05.2018 No. 204 «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024»; The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2019 and the planned period of 2020 and 2021, prepared by the Ministry of Finance of Russia; Data on the socio-economic development forecast of the Krasnodar Territory for 2019 and for the period 2020-2024; The main directions of the budget and tax policy of the Krasnodar Territory for 2019 and the planned period of 2020 and 2021; state programs of the Krasnodar Territory and other documents. An assessment of the budget and tax policy of the Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «Оценка бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2019-2021 годы»

краткосрочного кредитования.

- продолжение развития законодательства в вопросах, регулирующих отношения, возникающие в кредитной системе в рамках потребительского кредитования, уделение особого внимания обоюдной защите прав банков и их клиентов, с тем чтобы создать условия для снижения стоимости кредитов;

- повышение прозрачности капитала и кредитных операции кредитных организаций. Действия Банка России должны способствовать трансформации кредитной системы в прозрачную сферу банковских операций.

Таким образом, работа банковского сектора России за 2018 год можно оценить, как достаточно хорошую.

Источники:

1. Адаменко А.А. Вхождение России в экономический кризис: тенденции 2015 года, пути выхода / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Е.В. Мостовая // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы IV международной научной конференции. - Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 644-648.

2. Адаменко А.А. Проблемы развития банковского сектора / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, А.А. Одуд // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение: материалы IV Международной научной конференции. - Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 369373.

3. Тимошенко Н.В. Анализ эффективности банковского сектора как звена финансовой системы Краснодарского края / Н.В. Тимошенко // Вестник современных исследований. - 2018. - № 4.2(19). - С. 534-538.

4. Информационный портал banki.ru - Режим доступа: http://www.banki.ru/

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/

6. Официальный сайт Центрального банка России - Режим доступа: http://www.cbr.ru/

Sources:

1. Adamenko A.A. Russia's entry into the economic crisis: trends in 2015, ways out / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, E.V. Mostovaya // Information support for the effective management of the activities of economic entities: proceedings of the IV International Scientific Conference. - Krasnodar: Magarin OG publishing house, 2016. - p. 644-648.

2. Adamenko A.A. Problems of development of the banking sector / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, A.A. Odud // Formation of the economic potential of business entities: problems, prospects, accounting and analytical support: materials of the IV International Scientific Conference. - Krasnodar: Magazine OG publishing house, 2016. - p. 369-373.

3. Tymoshenko N.V. Analysis of the effectiveness of the banking sector as a link in the financial system of the Krasnodar Territory / N.V. Tymoshenko // Bulletin of modern research. - 2018. - No. 4.2 (19). - p. 534-538.

4. Information portal banki.ru - Access mode: http://www.banki.ru/

5. Official site of the Federal State Statistics Service - Access Mode: http://www.gks.ru/

6. The official site of the Central Bank of Russia - Access Mode: http://www.cbr.ru/

Е.А. Байдецкая - доцент кафедры предпринимательской деятельности, к.э.н., Кубанский социально-экономический институт (baidezkaya@mail.ru, 89181460050),

E.A. Baidetskaya - Associate Professor of the Department of Business, Ph.D., Kuban Social and Economic Institute.

ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

НА 2019-2021 ГОДЫ EVALUATION OF BUDGETARY AND TAX POLICIES OF KRASNODAR KRAI

FOR 2019-2021

Аннотация. Данное исследование направлено на рассмотрение вопросов бюджетной и налоговой политики при формировании регионального бюджета Краснодарского края. В работе описаны основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики направленные на улучшение эффективности бюджетного процесса и в частности эффективности бюджетных расходов региона. Для реализации целей и задач регионом разработаны направления реализации бюджетной и налоговой политики края. К основным направлениям следует отнести -рост доходов региона, контроль за расходами, поддержка инвесторов, оптимизация региональных налоговых льгот, совершенствование межбюджетных отношений. Министерством финансов Краснодарского края разработаны подходы к формированию расходов бюджета и направления повышения эффективности расходов краевого бюджета. Раскрыты данные консолидированного бюджета Краснодарского края в котором заложен профицит бюджета на ближайшие годы с 2019 по 2021 и выявлен темп роста налоговых и неналоговых доходов. В работе представлена информация об ожидаемой структуре роста налоговых доходов бюджета в абсолютных цифрах. Планируемый объем поступлений доходов в бюджет Краснодарского края, так же представлен в абсолютных единицах. Исследован перечень нормативных документов повлиявших на формирование бюджетной и налоговой политики края на ближайшую перспективу 2019-2021 годов. При составлении бюджета Минфин Кубани руководствовался требованиями законодательства и построен на основе: Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 01.03.2018 года; Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, подготовленных Минфином России; Данных прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на 2019 год и на период 2020-2024 годов; Основных направлений бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2019

год и плановый период 2020 и 2021 годов; государственных программ Краснодарского края и других документов. Дана оценка бюджетной и налоговой политике Краснодарского края.

Annotation. This study aims to address issues of fiscal and tax policy in the formation of the regional budget of the Krasnodar Territory. The paper describes the main goals and objectives of the budget and tax policy aimed at improving the efficiency of the budget process and in particular the effectiveness of budget expenditures in the region. To implement the goals and objectives, the region has developed directions for the implementation of the budget and tax policy of the region. The main areas include the growth of regional revenues, cost control, support for investors, optimization of regional tax breaks, and improvement of intergovernmental relations. The Ministry of Finance of the Krasnodar Territory has developed approaches to the formation of budget expenditures and directions for improving the efficiency of expenditures of the regional budget. The data of the consolidated budget of the Krasnodar Territory are disclosed, in which the budget surplus is laid for the coming years from 2019 to 2021 and the rate of growth of tax and non-tax revenues is revealed. The paper presents information on the expected structure of growth of tax revenues of the budget in absolute terms. The planned volume of revenues to the budget of the Krasnodar Territory is also presented in absolute units. The list of regulatory documents that influenced the formation of the budget and tax policy of the region in the near future 2019-2021 has been studied. In drawing up the budget, the Ministry of Finance of the Kuban was guided by the requirements of legislation and built on the basis of: the Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated March 01, 2018; Presidential Decree of 07.05.2018 No. 204 «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024»; The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2019 and the planned period of 2020 and 2021, prepared by the Ministry of Finance of Russia; Data on the socio-economic development forecast of the Krasnodar Territory for 2019 and for the period 2020-2024; The main directions of the budget and tax policy of the Krasnodar Territory for 2019 and the planned period of 2020 and 2021; state programs of the Krasnodar Territory and other documents. An assessment of the budget and tax policy of the Krasnodar Territory.

Ключевые слова: Бюджет, эффективность, налоги, политика.

Keywords: Budget, efficiency, taxes, policy.

Экономика России возрождается, и в свою очередь восстанавливаются заложенные в Бюджетный кодекс РФ принципы формирования бюджета. А именно бюджет страны вновь утвержден на три года и положительный момент - впервые за последние годы бюджет профицитный в условиях санкций и экономического давления на Россию. Региональные бюджеты сформированы по этому же принципу. Цель исследования - дать оценку бюджетной и налоговой политики Краснодарского края в рамках формирования доходной и расходной частей бюджета. Поставленная цель требует реализации через задачи:

- определение основных целей и задач краевой бюджетной и налоговой политики;

- выработка направлений реализации бюджетной и налоговой политики края;

- раскрытие общих подходов к формированию и повышение эффективности расходов бюджета края;

- рассмотрение данных консолидированного бюджета края и краевого бюджета по фактическим и плановым показателям;

- анализ совокупного налогового дохода по видам налогов в составе бюджета края;

- оценка полученных результатов при реализации бюджетной и налоговой политики.

В основу данного исследования положена информация о бюджетной политике Краснодарского края на ближайшие годы 2019-2021.

К целям и задачам бюджетной и налоговой политики края отнесем:

- оказание государственных и муниципальных услуг населению, обеспечение социальными гарантиями и адресной помощью социальных вопросов, создание благоприятных и комфортных условий для проживания граждан;

- меры на устойчивое социально-экономическое развитие края;

- сбалансированность краевого бюджета;

- рост эффективности бюджетных расходов, финансового менеджмента в государственном управлении и оказании государственных услуг (работ);

- введение в действие системы управления налоговыми расходами краевого бюджета с интеграцией ее в бюджетный процесс;

- непреложное выполнение социальных обязательств перед гражданами;

- всестороннюю поддержку инвестиционной активности хозяйствующих субъектов на территории края;

- открытость бюджетного процесса.

В процессе реализации бюджетной и налоговой политики в крае рассматриваются следующие направления, представленные на рисунке 1.

Данные направления обеспечивают полную реализацию бюджетной и налоговой политики в крае, безусловно, можно говорит о некой модернизации или создании новых направлений, однако выполнение заявленных является залогом успеха и реализации поставленных задач.

Рост доходной части консолидированного бюджета края Рост эффективности в управлении расходами краевого бюджета

Поддержка инвесторов, осуществляющих создание и реконструкцию объектов недвижимости

Реализация программы по оптимизации неэффективных налоговых льгот, установленных региональным законодательством

Становление и совершенствование межбюджетных отношений Взвешенная долговая политика

Рисунок 1 - Направления реализации бюджетной и налоговой политики края

Министерством финансов Краснодарского края разработаны подходы к формированию расходов бюджета и направления повышения эффективности расходов краевого бюджета. Данная информация аккумулирована в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к формированию расходов бюджета Направления повышения эффективности расходов бюджета

За базовые объемы расходов краевого бюджета на 2019 год приняты бюджетные ассигнования, утвержденные на 2018 год Внедрение проектных принципов управления в программно-целевые методы планирования

Базовые объемы бюджетных ассигнований на 2019 год учтены с учетом: - индексации на 4 % социальных выплат отдельным категориям граждан (стипендии, материальные затраты, питание, оплата коммунальных платежей и др.) - индексации на 5 % оплаты труда работников бюджетной сферы - необходимых объемов финансирования в государственных программах края по годам их реализации - увеличение расходов на финансовое обеспечение переданных муниципалитетам государственных услуг (оплата труда -5 %, материальные затраты - 4 %) Обеспечение государственных нужд через развитие системы закупок

Внедрение современных методов оптимизации расходов на содержание государственных учреждений края с учетом проведения анализа по направлениям: - контрагент получателей государственных услуг, количество персонала, объемы и качество предоставляемых услуг; - использования имущества - сдачи в аренду, консервации неиспользуемого; - функций - передача на аутсорсинг несвойственных функций

Совершенствование всех систем контроля: - внутреннего государственного финансового контроля; - внутреннего финансового контроля; - внутреннего финансового аудита

Рост качества финансового менеджмента: - главных распорядителей средств краевого бюджета; - главных администраторов доходов краевого бюджета

Выполнение качественно государственного социального заказа по оказанию государственных услуг, в том числе государственных услуг в социальной сфере негосударственных организаций

Снижение объемов долговых обязательств, диверсификация долговых инструментов по видам и по срокам ключ к оптимизации расходов на обслуживание государственного долга края

Понятие консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов, без учета трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет Краснодарского края - это свод краевого бюджета, бюджетов 7 городских округов, бюджетов 37 муниципальных районов, бюджетов 382 городских и сельских поселений без

^ ^

го X

го 1-

X

го ш о с ЭХ

К X I ш о ш о

о

ш

го го

I

С

го X

I

ш о

.0 I I 1-ш

ш 0 1 эе

о

о

учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Рассмотрим показатель консолидированного бюджета края, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Консолидированный бюджет Краснодарского края, млн руб.*

Наименование показателя 2017 год 2018 год 2019 год Плановый период Динамика, %

2020 год 2021 год 2018/ 2017 г 2019/ 2018 г 2020/ 2019 г 2021/ 2020 г

Доходы всего 296894 288785 299273 304101 308710 97,3 103,6 101,6 101,5

Налоговые и неналоговые доходы 252577 253601 272460 282801 289476 100,4 107,4 103,8 102,4

Безвозмездные поступления 44317 35184 26813 21300 19234 79,4 76,2 79,4 90,3

Расходы всего 279425 303060 298312 302358 308704 108,4 98,4 101,4 102,1

Дефицит (-), профицит (+) +17469 -15598 +961 +1743 +6 Х Х Х Х

*Данные Минфина Кубани

Анализируя результаты таблицы 2 отметим, что бюджет на ближайшие три года профицитный, основные доходы бюджета - это рост налоговых поступлений. Значительный рост предусмотрен в 2019 году. Так сложилось, что с 1 января 2019 года введены налоговые изменения в Налоговый кодекс РФ по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль сокращение льгот передаваемых в управление регионам и внесение изменений по налогу на имущество в части движимого имущества. Оптимизация льгот позволит получить дополнительных рост налоговых доходов. Планируется значительный рост налога на прибыль - на 3 % по отношению к 2018 году с сохранением достигнутой стабильности до 2021 года. Ожидается значительный рост налога на доходы физических лиц в связи с ростом оплаты труда работников бюджетной сферы и роста среднерегиональной заработной платы в других отраслях. Рост акцизов в 2019 году, увеличит доход бюджета. Более подробно рассмотрим ожидаемую структуру роста налоговых доходов бюджета в абсолютных цифрах на рисунке 2.

350 300 250 200 150 100 50 0

70,5

55,4 65,4 61,4 57,2

55,4 38,4

53,8 37.4 36.5 39,8 32,8 31,6

26,8 30,6 29,6 28,3 28

45,8 26,2 25 7

49,3 58,6 21,6 23

2021 г. 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налог на прибыль

налог на доходы физических лиц

акцизы налог на прочие доходы

имущество организаций

*Данные Минфина Кубани

Рисунок 2 - Совокупный налоговый доход по видам налогов в составе бюджета края, млрд руб.*

На рисунке видно, что основной рост налоговых доходов возлагается на рост налога на доходы физических лиц, налога прибыль организаций. Однако бюджет края, так же формируется и за счет неналоговых доходов. Общий объем поступлений за предыдущие годы и плановых представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Объем поступлений доходов в бюджет Краснодарского края*

Наименование показателя 2017 год 2018 год 2019 год Плановый период Динамика, %

2020 год 2021 год 2018/ 2017 г 2019/ 2018 г 2020/ 2019 г 2021/ 2020 г

Доходы всего 235694 217198 233964 236352 241972 96,4 103,0 101,0 102,4

Налоговые и неналоговые доходы 191746 192669 207025 215052 222738 100,5 107,5 103,9 103,6

Безвозмездные поступления 43948 34539 26939 21300 19234 78,6 78,0 79,1 90,3

*Данные Минфина Кубани

Бюджет Краснодарского края отличается от консолидированного бюджета при сравнении таблиц 2 и 3. Основа расчетов прогнозируемого краевого бюджета это прогнозные оценки показателей социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочную перспективу как в отраслевом и территориальном разрезах, так и индексы потребительских цен, объемы оплаты труда, прибыли организаций, данные главных администраторов доходов краевого бюджета и другие факторы, влияющие на прогнозную динамику доходов бюджета края.

Налоговое законодательство повлияло на формирование прогнозируемого объема доходов краевого бюджета и учтено при его формировании. Данное законодательство изменилось с 01.01.2019 года, в частности:

- до 2024 года налог на прибыль зачисляется в бюджеты субъектов РФ по ставке 17 %;

-увеличена ставка отчислений при применении упрощенной системы налогообложения с 15 % до 20 % (объект налогообложения - доходы уменьшенные на величину расходов) и с 3 до 4 % (объект налогообложения - доходы организации);

- исключение из объектов налогообложения по налогу на имущество движимого имущества с 01.01.2019

года;

-изменение нормативов зачисления в бюджеты бюджетной системы РФ доходов от уплаты акцизов.

К мероприятиям по повышению эффективности расходования средств краевого бюджета отнесем: Программу оздоровления государственных финансов Краснодарского края; механизмы перечисления межбюджетных трансфертов; бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства направленные на завершение, реконструкцию объектов капитального строительства; порядок перечисления из краевого бюджета субсидий муниципальным образованиям на территории края; осуществление контроля в сфере закупок, в пределах полномочий финансовых органов.

Оценивая бюджетную и налоговую политику Краснодарского края, следует отметить:

- При составлении бюджета Минфин Кубани руководствовался требованиями законодательства и построен на основе: Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 01.03.2018 года; Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, подготовленных Минфином России; Данных прогноза социально-экономического развития Краснодарского края на 2019 год и на период 2020-2024 годов; Основных направлений бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов; государственных программ Краснодарского края и других документов.

- Четко сформулированы основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики края.

- Широко раскрыты направления реализации краевой бюджетной и налоговой политики.

- Сформулированы общие подходы к формированию расходов краевого бюджета.

- Заданы направления повышения эффективности расходов краевого бюджета.

- Разработаны мероприятия, направленные на повышение эффективности расходования средств краевого бюджета.

Край на протяжении 2013-2017 годов занимал лидирующую позицию в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных. В настоящее время входит в число регионов лидеров с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных.

Таким образом, бюджетная и налоговая политика Краснодарского края представлена как стройная система, позволяющая эффективно выполнять социальные задачи, стоящие перед регионом с использованием современных инструментов формирования бюджета, взаимодействия с обществом, построения грамотной краевой налоговой политики.

Источники:

1. www.minfinkubani.ru [Электронный ресурс]

Sources:

1. www.minfinkubani.ru [Электронный ресурс]

Н. К. Васильева - профессор кафедры экономического анализа, д. э. н., Кубанский государственный аграрный университет (Kennad@rambler.ru),

N. K. Vasilieva, Professor, doctor of еconomics sciences, Kuban State Agrarian University; Н. В. Фёдорова - студенткаучётно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет (natali.fedorova.97@mail.ru),

N. V. Fedorova, student Kuban State Agrarian University;

Ю. В. Мотренко - студентка учётно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет (yulya_motrenko97@mail.ru),

Y. V. Motrenko Y. V., student Kuban State Agrarian University.

ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА НА РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ INFLUENCE OF EFFICIENCY OF USE OF THE LOAN CAPITAL ON PROFITABILITY OF ASSETS OF AGRICULTURAL

ORGANIZATIONS

Аннотация. В статье рассматриваются методические вопросы анализа эффективности использования кредитных ресурсов. Дан краткий обзор показателей финансовой устойчивости и платёжеспособности организаций агропромышленного комплекса Кореновского района Краснодарского края, рассмотрена динамика рентабельности продукции и отдельных элементов капитала. Рассмотрена динамика и структура источников формирования активов сельскохозяйственных организаций, отмечен существенный рост собственных средств и краткосрочных кредитов. Предложена усовершенствованная модель оценки зависимости рентабельности активов организации от использования заёмных средств. На примере сельхозорганизации ООО «Агрофирма «Лада» проведён анализ влияния структуры капитала, оборачиваемости заёмных средств, финансового левериджа и рентабельности продаж на рентабельность активов. Предложена методика определения прибыли от использования краткосрочных заёмных средств. Обоснована целесообразность реструктуризации источников средств для повышения финансовой устойчивости организации.

Annotation. The article deals with the methodological issues of the analysis of the effectiveness of credit resources. A brief review of financial stability and solvency of organizations of agro-industrial complex of Korenovsky district of Krasnodar region is given, the dynamics of profitability of products and individual elements of capital is considered. The dynamics and structure of sources of formation of assets of agricultural organizations, marked a significant increase in own funds and short-term loans. The improved model of an assessment of dependence of profitability of assets of the organization on use of borrowed means is offered. On the example of agricultural organization LLC "Agrofirma "Lada" the analysis of the impact of capital structure, turnover of borrowed funds, financial leverage and profitability of sales on return on assets. A method of determining the profit from the use of short-term borrowed funds is proposed. The expediency of restructuring the sources of funds to improve the financial stability of the organization.

Ключевые слова: Анализ, методика, кредиты, рентабельность активов.

Keywords: Analysis, technique, credits, profitability of assets.

Кореновский район находится в центральной части Краснодарского края. В состав агропромышленного комплекса района входят 40 сельскохозяйственных организаций

и 235 крестьянско-фермерских хозяйств, деятельность которых специализируется на производстве пшеницы, кукурузы, подсолнечника и сахарной свёклы. По урожайности зерновых культур Кореновский район входит в пятёрку лучших районов края. Общая площадь сельхозугодий аграрных организаций района составляет 51,4 тыс. га, в том числе 51,1 тыс. га приходится на площадь пашни. Экономическое и финансовое положение сельхозорганизаций Кореновского района в последние годы постепенно улучшается. В 2017 г. по сравнению с 2013 г. показатели, характеризующие финансовую устойчивость и платёжеспособность, существенно повысились и находятся в пределах теоретически достаточных значений (таблица 1).

В 2017 г. 73,5 % всех источников финансирования приходится на собственный капитал, 53,1 % от всей величины текущих активов составляют собственные оборотные средства. Показатели рентабельности всего капитала и собственного капитала в 2017 г. существенно ниже уровня 2015 г., что связано как с дополнительным ростом затрат на формирование производственного потенциала сельскохозяйственных организаций района, так и с уменьшением прибыли от продаж в результате снижения оптовых цен на продукцию. В структуре источников средств происходят существенные изменения. Рост краткосрочных кредитов за рассматриваемый период в 2,5 раза увеличивает долговую нагрузку аграриев и снижает чистую прибыль. Поэтому встаёт вопрос об эффективности использования заёмного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.