08.00.10. Финансы, денежное обращение и кредит
И.М. Блохина - к.э.н., Доцент, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», [email protected],
I.M. Blokhina - Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance, FSBEI HE "Kuban State Agrarian University named after IT Trubilin";
И.А. Неводова - ст. преподаватель, кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», [email protected],
I.A. Nevodova - Art. Lecturer, Department of Finance, Kuban State Agrarian University named after IT Trubilin;
Е.П. Якименко - студент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», [email protected],
E.P. Yakimenko - student, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ASSESSMENT OF THE MAIN DIRECTIONS OF THE USE OF THE BUDGET OF KRASNODAR KRAI
Аннотация. Как гласит Бюджетный кодекс РФ, бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет - это также главный финансовый документ, который оформляется в виде закона (на федеральном и субфедеральном уровне) или правового акта (на муниципальном уровне). По своей структуре бюджет - это план, в котором определены доходы и расходы. Проблемам формирования государственных фондов изначально уделялось особое внимание и придавалось большое значение. И по сей день государства совершенствуют налоговую систему в поисках оптимальных соотношений доходов, остающихся в распоряжении налогоплательщиков, и платежей, поступающих в бюджетную систему. Вопросами и проблемами расходования бюджетных средств органы власти и управления озадачились сравнительно недавно. Это связано с растущими потребностями современных государств и, одновременно, с ограниченностью финансовых ресурсов. Посредством бюджетной системы органы власти и управления не просто должны реализовать свои функции и задачи, но и стремиться к максимально эффективному расходованию ресурсов, обеспечивающих, в первую очередь, финансирование общественных благ. Таким образом, важно понимать структуру расходов бюджета, механизм распределения централизованных ресурсов, оценивать эффективность определенных расходов.
Annotation. According to the Budget Code of the Russian Federation, the budget is a form of education and expenditure of funds intended for financial support of the tasks and functions of the state and local self-government. The budget is also the main financial document, which is drawn up in the form of a law (at the federal and subfederal level) or a legal act (at the municipal level). By its structure, a budget is a plan in which revenues and expenses are defined. The problems of the formation of state funds were initially given special attention and attached great importance. To this day, states are improving the tax system in search of the optimal ratio of income remaining at the disposal of taxpayers and payments received in the budget system. Issues and problems of budget spending authorities and management puzzled relatively recently. This is due to the growing needs of modern states and, at the same time, with limited financial resources. By means of the budget system, the authorities and administrations should not only realize their functions and tasks, but also strive to maximize the efficient use of resources that ensure, first of all, the financing of public goods. Thus, it is important to understand the structure of budget expenditures, the mechanism for allocating centralized resources, and assess the effectiveness of certain expenses.
Ключевые слова: расходы бюджета, структура, приоритетные направления, социальная сфера, государственные программы
Keywords: budget expenditures, structure, priority areas, social sphere, government programs Введение
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется в том, что они являются инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.[14]
Формирование бюджетных расходов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые обусловлены разграничением полномочий органов власти на федеральном, субфедеральном и местном уровнях. Исполнение данных обязательств осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.
Важной задачей, стоящей перед органами власти всех уровней в Российской Федерации, является повышение эффективности бюджетных расходов. Необходимость достижения определенных результатов при минимальных затратах или получения лучших результатов при определенном объеме расходов способствует поиску и совершенствованию механизмов, методик и форм распределения бюджетных средств. Поэтому оценка динамики, структуры, методов распределения расходов, выделение приоритетных из них, имеет особую актуальность в настоящее время.
Основная часть
Для составления и исполнения бюджетов, для ведения учета, составления отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, применяется бюджетная классификация, включающая группировку расходов по основным направлениям использования бюджетных средств. 14 разделов определяют основные направления расходования бюджетов в Российской Федерации, а подразделы, статьи и виды их детализируют. Рассмотрим динамику и структуру расходов бюджета Краснодарского края за 2017-2019 гг. в таблице 1.
Общая сумма расходов краевого бюджета за исследуемый период демонстрирует рост из года в год (таблица 1). В 2019 г. планируемый объем расходов превысит значение расходов 2017 г. более, чем на 31,5 млрд руб. такое увеличение обусловлено ростом в 2019 г. по сравнению с 2017 г. таких разделов как «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Охрана окружающей среды», «Образование», «Здравоохранение», «Социальная политика», «Межбюджетные трансферты».
Бюджетные ассигнования по разделам «Культура, кинематография», «Физкультура и спорт», «Средства массовой информации», «Обслуживание государственного и муниципального долга» имеют значения в 2019 г. ниже, чем в 2017 г.
Таблица 1 - Распределение бюджетных ассигнований Краснодарского края по разделам классификации расходов бюджетов, млн руб._
Наименование раздела 2017 г. 2018 г. 2019г. Отклонение 2019 г. к 2017г. (+;-)
отчет в % к итогу Закон КК № 3722-К3 в редакции в % к итогу Закон КК № 3939-КЗ в % к итогу
Расходы всего 216955 100 235489 100 248478 100 31523
Общегосударственные вопросы 5584 2,6 6350 2,7 7696 3,1 2112
Национальная оборона 221 0,1 253 0,1 271 0,1 50
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1760 0,8 2080 0,9 2571 1,0 811
Национальная экономика 34970 16,1 43392 18,4 45308 18,2 10338
Жилищно-коммунальное хозяйство 4482 2,1 5533 2,3 7336 3,0 2854
Охрана окружающей среды 243 0,1 253 0,1 372 0,1 129
Образование 55826 25,7 54910 23,3 57652 23,2 1826
Культура, кинематография 3829 1,8 5614 2,4 2588 1,0 -1241
Здравоохранение 22706 10,5 25900 11,0 27564 11,1 4858
Социальная политика 64097 29,5 69611 29,6 73816 29,7 9719
Физическая культура и спорт 8889 4,1 6104 2,6 5299 2,1 -3590
Средства массовой информации 651 0,3 657 0,3 644 0,3 -7
Обслуживание государственного долга 6325 2,9 7158 3,0 5554 2,2 -771
Межбюджетные трансферты общего характера 7372 3,4 7674 3,3 11807 4,8 4435
Расходы на социальную политику в 2019 г. в бюджете Кубани, как показывают данные таблицы 1, имеют наибольший удельный вес - 30 % всех расходов. На образование планируется выделить из краевого бюджета более 57 млрд руб., что составляет 23 % в структуре расходов, 18 % - удельный вес расходов на национальную экономику.
Развитию экономики региона уделяется большое внимание, особенно приоритетным отраслям, повышение эффективности и результативности деятельности субъектов в которых даст наибольший экономический эффект как для Краснодарского края, так и в целом Российской Федерации. В частности, в целях создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории Краснодарского края в рамках государственной программы Краснодарского края (ГП КК) «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» реализуется подпрограмма «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае», координатором которой является Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Развитие отраслей агропромышленного комплекса является стратегически важной задачей для края, имеет важное значение для обеспечения продовольственной безопасности России, для чего в настоящее время в крае реализуется ГП КК «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Ее финансирование в 2019 г. планируется на уровне 7625,4 млн руб., в т. ч. из средств федерального бюджета будет выделено 4140,3 млн руб. Также можно выделить такие важные программы, финансируемые из краевого бюджета, как ГП КК «Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры», ГП КК «Развитие топливно-энергетического комплекса», ГП КК «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса», ГП КК «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края».
Четвертое место по объему расходов занимает важное направление «Здравоохранение» - 11 % всех расходов в 2019 г. Все остальные расходы имеют небольшой удельный вес в структуре расходов - 5 % и менее.
Таким образом, оценивая структуру краевого бюджета можно отметить, что приоритет отдается социальному и экономическому направлениям использования финансовых ресурсов региона.
Уровень социального положения Краснодарского края характеризуется преобладанием положительных тенденций развития социальной сферы региона. Однако существует ряд проблем, оказывающих негативное влияние на показатели уровня жизни населения Краснодарского края и препятствующих экономическому развитию региона.
Решение данных проблем возможно в рамках государственных программ, финансируемых из краевого бюджета, таких как ГП КК «Социальная поддержка граждан», на реализацию которой в 2019 г. будет направлено 46267,7 млн руб., ГП КК «Развитие образования» (в 2019 г. планируется выделить из бюджета края 51626,4 млн руб.), ГП КК «Развитие здравоохранения» (50539,5 млн руб. бюджетных средств), ГП КК «Развитие культуры» (2859,6 млн руб. бюджетных средств), ГП КК «Развитие физической культуры и спорта» (в 2019 г. выделено 5 051,2 млн руб.) и др.
Рассмотрим бюджетные расходы Краснодарского края на социальную сферу на рисунках 1 и 2.
200
150
100
50 0
15539 млрд руб. 1 62,1 млрд руб. 166,9 млрд руб.
2017 г. 2018 г. 2019 г.
■ Образование ■ Здравоохранение
■ Социальная политика ■ Культура, кинематография
Рисунок 1 - Финансирование расходов на социальную сферу из бюджета Краснодарского края, млрд руб.
Бюджетная политика Кубани в социальной сфере ориентирована на сохранение приоритетности в финансовом обеспечении обширного спектра задач в области образования, здравоохранения, социальной политики, культуры, физической культуры и спорта. Важное внимание уделяется своевременности предоставления пособий, компенсаций, субсидий и других социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством. Оказывается поддержка материнства и детства, в т.ч. поддержка многодетных семей, детей-сирот. Приоритетом в финансировании социальной сферы в 2019 - 2021 гг. в Краснодарском крае остается сохранение действующего порядка выполнения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы.
Бюджетные расходы Краснодарского края на социальную сферу с 2017 г. по 2019 г., представленные на рисунке 1, демонстрируют небольшой рост в течение всего анализируемого периода. Однако, если оценить долю всех социальных расходов в общей сумме расходов соответствующего периода за этот же временной отрезок, то можно увидеть явное их снижение с 71,6 % всех расходов бюджета в 2017 г., 68,9 % - в 2018 г., 67,2 % - в 2019 г.
30 25 20 15 10 5
27804 руб. 28846 руб. 29515 руб.
2017 г. 2018 г. 2019 г.
000 000 000 000 000 000 0
■ Образование ■ Здравоохранение ■ Социальная политика
■ Культура, кинематография ■ Физкультура и спорт
Рисунок 2 - Расходы бюджета Краснодарского края на социальную сферу на 1 жителя, руб.
Рассчитав расходы бюджета Краснодарского края на социальную сферу на 1 жителя региона, можно увидеть, что величина этого показателя в 2017 г. составила 27804 руб., в 2018 г. - 28846 руб., а в 2019 г. планируются расходы на 1 жителя на уровне 29515 руб.
В 2017 году в Краснодарском крае выполнены все намеченные социальные обязательства перед населением. Обеспечено своевременное, полное и адресное обеспечение населения мерами государственной поддержки. Расходы на социальные выплаты составили 30,2 млрд руб. Продолжена работа по созданию новых мест в дошкольных образовательных организациях, развитию высокотехнологичной медицинской помощи жителям края; проведению мероприятий по профилактике заболеваний и формированию у населения края здорового образа жизни, укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений, подготовке кадров для сельских учреждений здравоохранения и другие.
Большое внимание в 2017 г. было уделено реализации указов Президента Российской Федерации, в том числе в части повышения средней зарплаты отдельным категориям работников социальной сферы.
Рассмотрим отдельно финансирование каждого элемента социальной сферы в Краснодарском крае за счет средств регионального бюджета.
Образование - одна из важных сфер жизни современного общества. Уровень образованности населения напрямую связан с качеством и уровнем жизни граждан. Финансирование образования - прерогатива органов власти субфедерального и местного уровней. Для покрытия расходов на образование муниципалитетов региональный бюджет передает средства бюджетам муниципальных образований. Так из бюджета Краснодарского края в 2019 г. в рамках расходов на образование планируется выделить субсидии и субвенции местным бюджетам (80 % всех расходов краевого бюджета на образование).
Общее образование
□ Дошкольное образование
■ Дополнительное образование
Ср.проф. образование, проф. подготовка, переподготовка и повышение квалификации
□ Другие расходы
Рисунок 3 - Структура расходов бюджета Краснодарского края на образование в 2019 г., млрд руб.
Краснодарский край исполняет самостоятельно следующие полномочия в сфере образования:
- организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях;
- организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях;
- организация предоставления среднего профессионального образования;
- организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях;
- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях;
- организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей;
- реализация государственной молодежной политики.
Важной составляющей частью социальной политики является решение проблем, связанных с выполнением комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного и школьного образования. В настоящее время в крупных городах региона школы и детские сады перегружены. Из-за чего у школ не всегда есть возможность выделить помещения для внеклассной и кружковой работы с детьми. Остро стоит проблема во многих муниципальных образованиях края строительства новых школ для устранения в них обучения во вторую и даже третью смену, нехватки педагогических работников образовательных учреждений и т.д.
В 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. на капитальное строительство объектов муниципальной собственности - яслей, садов и школ предусмотрены средства в объеме 11763 млн руб. в рамках реализации следующих ГП КК: «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края», «Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры», «Развитие образования».
Об эффективности расходов бюджета Краснодарского края можно судить по их исполнению. Отчетные показатели по исполнению бюджета края в 2017 г. свидетельствуют о высокой эффективности расходов на образование. Были профинансированы все намеченные мероприятия, в частности, создан региональный центр - оператор системы мониторинга здоровья обучающихся на базе ГБУ «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края, осуществляющего психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, в рамках ГП КК «Дети Кубани» за счет средств краевого бюджета в размере 936,7 млн руб. обеспечен отдых и оздоровление детей в Краснодарском крае, приобретены школьные автобусы для муниципальных образовательных организаций в целях обеспечения образовательного процесса детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах в Краснодарского края, построены и реконструированы здания детских дошкольных образовательных организаций, а также здания и сооружения общеобразовательных организаций общего образования.
Расходы на здравоохранение в Краснодарском крае финансируются из краевого бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования. Эти расходы выполняют важную функцию: с их помощью государство реализует конституционные права граждан. Выделим структуру расходов бюджета края на здравоохранение (рисунок 4) . Половина всех расходов по этому направлению в 2019 г. профинансирует выполнение государственных заданий государственными учреждениями здравоохранения. 17 % всех расходов на здравоохранение пойдут на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, 9 % - на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению.
31,9
9%
17%
50%
□ Прочие расходы
□ Оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению
■ Выполнение гос. задания госучреждениями здравоохранения
■ Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями
Рисунок 4 - Структура расходов краевого бюджета на здравоохранение на 2019 г., %
Оценим эффективность расходов на здравоохранение, изучив показатели их исполнения в бюджете края 2017 г. На 95,8 % были исполнены бюджетные ассигнования по данному направлению. Средства были недоиспользованы на санаторно-оздоровительную помощь, стационарную медицинскую помощь и др. вопросы. Однако, в 2017 г. было профинансировано много очень важных мероприятий, свидетельствующих об эффективности бюджетных расходов в сфере здравоохранения. В 2017 г. 34267 жителям края была оказана высокотехнологичная медицинская помощь, выполняемая с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных насовременных достижениях науки и техники, высококвалифицированными медицинскими кадрами., 135017 чел. посетили 16 Центров здоровья, для плановой вакцинации населения было приобретено более 263 тыс.доз, приобретена 61 машина для оказания неотложной помощи, а также велось строительство объектов здравоохранения в различных муниципальных образованиях края. Все эти меры будут способствовать повышению качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения, а значит улучшат здоровье жителей Кубани и повысят продолжительность их жизни.
Социальная политика - самый большой раздел функциональной классификации расходов бюджета Краснодарского края. На 2019 г. предусмотрены расходы по этому направлению в объеме 73816млн руб., это больше аналогичных показателей бюджета предыдущих двух лет. Социальная политика включает подразделы: пенсионное обеспечение (0,5 % всех расходов на социальную политику в 2019 г.), социальное обслуживание населения
- 12256 млн руб. в 2019 г. или 16,6 % этого раздела,социальное обеспечение населения - 55,4 % суммы всех расходов на социальную политику, охрана семьи и детства имеет долю в этом разделе - 24,4 %, оставшаяся часть
- это другие вопросы в этой области.
В соответствии с классификацией расходов бюджетов в разделе «Социальная политика» (подраздел «Социальное обеспечение населения») отражаются расходы на обеспечение медицинской помощи застрахованному неработающему населению:2019 год - 23 243,9 млн руб. Численность застрахованного неработающего населения в 2019 г. - 3304 тыс. чел. Рассмотрим структуру расходов края на социальную политику в 2019 г. (рисунка
5).
17%
72%
□ Социальное обеспечение
□ Содержание гос. учреждений
□ Субвенции местным бюджетам
□ Прочие расходы
Рисунок 5 - Структура бюджетных расходов Кубани на социальную политику в 2019 г., %
В рамках ГП КК «Социальная поддержка граждан» предусмотрены мероприятия на 2019 г. в размере бюджетного финансирования 46267,7 млн руб., которые направлены на развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан: ветеранов труда, тружеников тыла, семей с низкими доходами, пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и др., а также будут направлены средства на совершенствование социальной поддержки семьи и детей в размере 18637 млн руб.
Исполнение бюджета Краснодарского края по направлению «Социальная политика» в 2017 г. составило 99,6 %, т.е. отклонение незначительное. За 2017 г. в государственных бюджетных и автономных учреждениях Краснодарского края было обслужено 333,5 тыс. чел. В крае стабильно обеспечиваются все меры социальной поддержки, установленные краевым законодательством, а также переданные краю федеральные полномочия в этой области. Особое внимание в крае уделяется поддержке многодетных семей. Так, многодетным семьям, в числе других мер социальной поддержки, предусмотрена ежегодная денежная выплата. За 2017 г. ежегодная денежная выплата назначена на 220308 детей из 74 111 многодетных семей.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 01.08.2012 № 2568-КЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» с 1 января 2013 г. при рождении третьего или последующих детей (имеющих гражданство Российской Федерации) гражданам, место жительства которых находится на территории Краснодарского края, имеющим детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, предусмотрена ежемесячная денежная выплата на третьего или последующего ребенка, родившегося в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 г., до достижения им возраста трех лет (в 2017 году- 9 665 руб.). За 2017 г. ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей выплачена на 38013 детей.
С 1 января 2014 года в Краснодарском крае установлен материнский (семейный) капитал в размере 100,0 тыс. руб. С учетом темпов роста инфляции размер материнского (семейного) капитала в 2017 году составил 115 206 руб. Право на получение материнского (семейного) капитала возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей. За 2017 г.уведомление на материнский (семейный) капитал получили 9515 семей. Воспользовались правом распоряжения средствами материнского (семейного) капитала 2245 семей, из них 1635 - направили средства на улучшение жилищных условий.
Многодетным семьям также предоставляется субсидия, если их расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах региональных стандартов превышают максимально допустимую долю собственных расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг - 15 % совокупного дохода семьи (для остальных категорий -22 %). Многодетные семьи имеют право и на другие выплаты.
Можно сделать общий вывод, что эффективность основных расходов бюджета Краснодарского края, которые имеют социальную направленность, достаточно высока.
Сравним некоторые показатели бюджетных расходов и уровня жизни населения Краснодарского края с показателями другого субъекта Российской Федерации - Ростовской областью, которая также входит в состав Южного федерального округа (таблица 2). Эта область выделяется среди других крупных территориальных образований РФ высоким научно-производственным, ресурсным и финансовым потенциалом.
Оценка данных, представленных в таблице 2, показала, что бюджетная обеспеченность в 2017 г. Краснодарского края выше, чем в Ростовской области, так, расходы бюджета на 1 жителя Краснодарского края составили 38718,4 руб., а на бюджетные расходы Ростовской области в сопоставлении с численностью населения составили 36507,8. Выше также оказались показатели расходов бюджета Краснодарского края на образование и здравоохранение на 1 жителя аналогичных показателей Ростовской области. Однако, по разделу расходов «Социальная политика» приходящемуся на 1 жителя соответствующего региона была обратная ситуация - показатель Ростовской области выше показателя Краснодарского края, хотя и незначительно (разница составила 194 руб.). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в а Краснодарском крае выше, чем в Ростовской области, это характеризует хорошую степень качества жизни населения Кубани. Средние денежные доходы 1 жителя Кубани больше доходов 1 жителя Ростовской области на 5459 руб. Однако, и потребительские расходы на душу населения в Краснодарском крае больше, чем в ростовской области, причем эта разница (5538 руб.) превысила разницу средних доходов населения регионов.
Кубанский размер пенсий в 2017 г. был выше, чем в Ростовской области.
По показателю бедности населения лидирует Краснодарский край. В этом регионе в 2017 г. удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составил 11,6 %, тогда как в Ростовской области - 14,0 %. В сфере здравоохранения нами рассмотрены наличие больничных коек в регионе с учетом численности населения, а также обеспеченность региона высококвалифицированными медицинскими работниками - врачами. По первому показателю Кубань уступает Ростовской области, в которой 124 чел. приходится на 1 койко-место, в Краснодарском крае - 134 чел. При этом обеспеченность жителей врачами лучше в Краснодарском крае. В образовании рассмотрен показатель охвата детей дошкольными образовательными учреждениями, с небольшим преимуществом (1 %) лидирует Краснодарский край. Уровень безработицы примерно одинаковый в этих регионах.
Таблица 2 - Социально-экономические показатели, выбранные для сравнения Краснодарского края и
Ростовской области за 2017 г.
Показатель Краснодарский край, КК Ростовская область, РО Разница, КК-РО
Расходы бюджета, всего, исполнено на 1 жителя, руб. Из них: образование, здравоохранение, социальная политика 38718,4 9962,90 4052,19 11438,95 36507,8 8829,90 2149,31 11633,03 2210,6 1133,00 1902,88 -194,08
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 73,42 73,03 0,39
Среднедушевые денежные доходы, руб. 33136,0 27677,0 5459,0
Потребительские расходы в среднем на душу населения, руб. 28381,0 22843,0 5538,0
Средний размер назначенных пенсий, руб. 12267,0 12122,0 145
Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % 11,6 14,0 х
Численность населения на одну больничную койку, чел. (на конец года) 133,6 123,7 х
Численность населения, приходящегося на 1 врача, чел. (на конец года) 233,7 266,9 х
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями (на конец года), от численности детей соответствующего возраста, % 63,8 62,8 х
Уровень безработицы, % 5,7 5,6 х
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что качество, уровень жизни населения этих регионов незначительно отличаются друг от друга. Многие показатели оказались лучше в Краснодарском крае, но по отдельным - первое место принадлежит Ростовской области.
Необходимо отметить, что Краснодарский край занимает первое место в Южном Федеральном округе по объему ВРП и ВРП в расчете на душу населения, а также по уровню оплаты труда. Это положительно характеризует экономику Краснодарского края и эффективность ее развития.
Заключение
Как показало исследование, приоритетными направления бюджетных расходов Краснодарского края являются социальная сфера и национальная экономика. Важность этих расходов обусловлена основной целью бюджетной политики Российской Федерации - это повышение качества жизни граждан страны. Расходы на образование, здравоохранение, социальную политику должны быть в полной мере профинансированы, обеспечивая необходимый уровень государственных и муниципальных услуг, на который может рассчитывать каждый россиянин.
Дефицитность бюджетных ресурсов заставляет органы власти и управления искать пути увеличения доходов бюджетов, а также более экономно расходовать имеющиеся финансовые ресурсы. Перед государственными органами Краснодарского края также стоит данная задача.
В качестве направлений повышения эффективности расходов краевого бюджета можно выделить: развитие программно-целевых методов планирования, основанных на проектных принципах управления; развитие системы закупок для обеспечения государственных нужд; оптимизацию расходов на содержание государственных учреждений Краснодарского края; совершенствование внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; повышение качества оказания государственных услуг (выполнения работ) за счет формирования конкурентной модели оказания государственных услуг, предусматривающей привлечение к оказанию государственных услуг в социальной сфере негосударственных организаций, в том числе на основе государственного социального заказа; оптимизация расходов на обслуживание государственного долга Краснодарского края за счет снижения объема долговых обязательств, диверсификации долговых инструментов по видам и по срокам погашения.