УДК 336.143(470.620) ББК 62.261.3(2Рос-4Кра) К 71
С.Г. Косенко
Кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и менеджмента филиала Кубанского государственного университета, г. Армавир. Тел.: (918) 148 40 01, e-mail: [email protected]
РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы межбюджетных отношений в Краснодарском крае. Проблема оптимального построения модели межбюджетных отношений относится к числу самых актуальных. Проведен анализ современного состояния межбюджетных отношений на региональном уровне. Приведены сведения о государственном внутреннем долге Краснодарского края. Предложены некоторые пути балансирования бюджета, такие как контроль за целевым и эффективным расходованием средств, выявление финансовых злоупотреблений в данной сфере, оптимизация бюджетных расходов и т.д.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, теневая экономика, потенциал, государственный внутренний долг.
S.G. Kosenko
Candidate of Economic Sciences, Head of Economics and Management Department, Kuban State University Affiliate, Armavir. Ph.: (918) 148 40 01, e-mail: [email protected]
INTER-BUDGETARY RELATIONSHIP REFORMATION IN THE KRASNODAR REGION
Abstract. The scientific article discloses the main issues of inter-budgetary relations in the Krasnodar Region. The problem of constructing a model of optimal inter-budgetary relations is one of the most urgent. The paper analyses the current state of intergovernmental fiscal relations at the regional level. It provides the information about the state internal debt of the Krasnodar Region. The author suggests some ways of balancing the budget, such as control of targeted and effective expenditure of funds, the identification of financial abuse in this area, the optimization of budget expenses, etc.
Keywords: inter-budgetary relations, the shadow economy, the potential, domestic government debt.
Проблема межбюджетных отно- в значительной степени определяют пути шений всегда являлась одной из наи- развития территорий и содержат ответы более обсуждаемых и изучаемых эко- на главные вопросы как представителей номических проблем. В условиях власти, так и простых граждан, федеративного государства при слож- В настоящее время идет поиск дина-ном построении бюджетной системы ее мичного равновесия между федеральны-устойчивость, как и всего государства ми органами власти и органами государ-в целом, во многом зависит от харак- ственной власти субъектов РФ, органами тера межбюджетных отношений. По- местного самоуправления применитель-этому проблема оптимального построе- но к бюджетной сфере. Для того чтобы ния модели межбюджетных отношений выработать взвешенную стратегию соотносится к числу самых актуальных, циально-экономического развития, не Специфика межбюджетных отношений ущемляющую ни один регион, ни одно заключается в том, что именно они муниципальное образование, очень важ-
но выработать оптимальную модель финансовых взаимоотношений.
Цель исследования состоит в анализе современного состояния и в выработке практических рекомендаций по совершенствованию межбюджетных отношений на региональном уровне.
Крансодарский край расположен в юго-западной части Северного Кавказа. Общая протяженность границ края — 1540 км, из них и 740 км по морю и 800 км по суше, край занимает площадь 76 тысяч квадратных километров и является южным регионом России. На северо-востоке край граничит с Ростовской областью, на востоке — со Ставропольским краем, на юге — с Абхазией. С северо-запада и юго-запада территория края омывается Азовским и Черным морями. В крае проживает свыше пяти миллионов человек, в том числе около 53% — в городах и 47% — в сельской местности.
Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-ре-креационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Динамичное развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны: край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тыс. га (это более 4% российских и около 2% мировых запасов); край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе — по производству семян подсолнечника и меда; край занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом
весе), третье место — по производству молока, овощей [1].
Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение «связности» территории страны. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35% внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта. По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей. Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом «Тенгиз — Новороссийск» и газопроводом «Россия — Турция» («Голубой поток»). Воздушный транспорт Краснодарского края представлен четырьмя аэропортами, два из которых являются международными (Краснодар, Сочи).
Краснодарский край благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличию месторождений минеральных вод и лечебных грязей является самым популярным курортно-туристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром; в период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450—480 тысяч мест.
В крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.
Кубань является лидером среди регионов по уровню открытости бюджетных данных за 2013 г. и удерживает 6 место по объему доходов в бюджет. Еще с 2005 г. в крае формируется «бюджет для граждан» — документ, в котором в краткой и доступной форме
отражено, как формируются доходы и на что тратятся бюджетные деньги. Кроме того, ежегодно проходит общественное обсуждение проекта бюджета края, а также его исполнения — проводятся выездные парламентские слушания, публичные слушания. Распространение информации о бюджете среди населения и дает открытость бюджетных данных [2].
Сейчас экономика страны замедляется, налоговая нагрузка на экономику снижается, и поэтому ближайшие два-три года рост налоговых поступлений замедлится. В связи с этими событиями и с учетом того, что в Краснодарском крае обеспечение сбалансированности бюджета является одной из первостепенных задач, балансировать бюджет придется другими способами [3]:
— повышать качество администрирования доходов;
— бороться с теневой экономикой;
— повышать отдачу от использования имущества, включая приватизацию;
— оптимизировать бюджетные расходы;
— выявлять финансовые злоупотребления в сфере бюджетных и межбюджетных отношений [4].
Особое внимание необходимо уде-
лить контролю за целевым и эффективным расходованием средств, выделяемых на социальную сферу. Кроме того, каждому городу и району необходимо иметь четкую стратегию действий по снижению долговой нагрузки и дефицита бюджета, который в этом году не должен превысить 5% от объема доходов консолидированного бюджета края.
Краснодарский край входит в число лидирующих по наращиванию государственного долга регионов, а на 1 января 2014 г. государственный внутренний долг края превысил 119 млрд р. Многие платежи по погашению долговых обязательств распределены во времени, часть из них подлежит погашению в течение четырех-пяти лет. А возврат более 70% бюджетных кредитов федерального бюджета будет производиться через десять лет — в 2023—2032 гг.
В связи с вышесказанным можно считать, что на сегодняшний день параметры государственного долга Краснодарского края не выходят за рамки допустимого и соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации. Рассмотрим обязательства края более подробно в приведенной ниже табл. 1.
Государственный внутренний долг Краснодарского края Срок возникновения обязательств Срок погашения / действия обязательств Объем долга на 01.04.2014 г. тыс. р.
1. Обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным в краевой бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, всего — 50 595 217,3
в том числе по срокам погашения: октябрь 2010 г. декабрь 2032 г. 5 297 722,0
март 2011 г. декабрь 2032 г. 8 933 661,2
октябрь 2010 г. сентябрь 2015 г. 1 031 281,1
август 2011 г. декабрь 2032 г. 6 240 061,4
декабрь 2011 г. декабрь 2016 г. 185 470,0
апрель 2012 г. декабрь 2032 г. 16 846 295,0
март 2013 г. март 2016 г. 2 000 000,0
май 2013 г. май 2016 г. 5 000 000,0
сентябрь 2013 г. август 2016 г. 2 000 000,0
октябрь 2013 г. сентябрь 2016 г. 1 749 000,0
декабрь 2013 г. декабрь 2016 г. 1 311 726,6
Таблица 1
Сведения о государственном внутреннем долге Краснодарского края на 01.04.2014 г. [5]
Государственный внутренний долг Краснодарского края Срок возникновения обязательств Срок погашения / действия обязательств Объем долга на 01.04.2014 г. тыс. р.
просроченные обязательства — — —
2. Обязательства по государственным ценным бумагам Краснодарского края, всего 14 000 000,0
в том числе по срокам погашения: сентябрь 2010 г. сентябрь 2014 г. 2 000 000,0
ноябрь 2012 г. ноябрь 2017 г. 12 000 000,0
просроченные обязательства — — —
3. Обязательства по кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, всего 47 577 957,9
в том числе по срокам погашения: ноябрь 2012 г. сентябрь 2014 г. 5 800 000,0
декабрь 2012 г. ноябрь 2015 г. 2 100 000,0
декабрь 2012 г. декабрь 2015 г. 3 250 000,0
июнь 2013 г. июнь 2016 г. 3 750 000,0
сентябрь 2013 г. июнь 2017 г. 2 400 000,0
сентябрь 2013 г. июнь 2016 г. 4 550 000,0
сентябрь 2013 г. сентябрь 2017 г. 4 000 000,0
сентябрь 2013 г. сентябрь 2018 г. 1 000 000,0
декабрь 2013 г. сентябрь 2017 г. 4 600 000,0
декабрь 2013 г. сентябрь 2018 г. 400 000,0
декабрь 2013 г. ноябрь 2018 г. 10 727 957,9
март 2014 г. февраль 2019 г. 5 000 000,0
просроченные обязательства — — —
4. Обязательства по государственным гарантиям Краснодарского края, всего 12 009 144,3
в том числе по срокам погашения: октябрь 2013 г. апрель 2021 г. 12 009 144,3
просроченные обязательства — — —
ИТОГО 124 182 319,5
Дефицит краевого бюджета на этот год предлагается снизить по сравнению с утвержденными назначениями на 2013 г. на 30 639 284,9 тыс. р. что составляет 74,7%.
Контрольно-счетная палата дала рекомендации по снижению дефицита [6]:
— главным администраторам средств краевого бюджета продолжить работу по изысканию резервов увеличения бюджетных доходов, наведению порядка в системе учета и взимания налогов, сборов и арендных платежей, изысканию резервов увеличения доходов краевого бюджета, совершенствованию бюджетного процесса, укреплению финансово-хозяйственной дисциплины на предприятиях, в организациях и учреждениях края;
— учредителям бюджетных и автономных учреждений Краснодарско-
го края усилить контроль за работой подведомственных учреждений по исполнению ими утвержденных государственных заданий по объемам и стоимости; принять меры по обеспечению эффективности использования бюджетных средств на предоставление субсидий на выполнение государственных заданий, повышению качества предоставления государственных услуг; своевременно применять установленные законодательством меры принуждения к недобросовестным исполнителям государственных заданий, в том числе: отзывать или изменять государственные задания, сокращать объемы субсидий, добиваться возврата предоставленных незаконно использованных субсидий;
— администрациям муниципальных образований Краснодарского края
улучшить работу по мобилизации поступлений доходов во все уровни бюджета, улучшить взаимодействие с налоговыми органами по работе с неплательщиками налогов и сборов;
— министерству финансов Краснодарского края усилить контроль за работой органов местного самоуправления по планированию своих налоговых и неналоговых доходов, формированию показателей консолидированного бюджета края; усилить контроль за работой краевых бюджетополучателей по планомерному выполнению ими доведенных бюджетных назначений и своевременно применять установленные бюджетным законодательством меры к бюджетополучателям за несвоевременное и неэффективное использование бюджетных средств.
Глава региона поставил задачу каждому району работать над ликвидацией кредиторской задолженности, стимулировать приток инвестиций, совершенствовать налоговое администрирование, тем самым увеличивая собираемость налогов и увеличению собственных доходов на 10%. В 2014 г. сохранять заданный темп экономического роста — задача сложная, но с учётом накопленного опыта и заложенной серьёзной базы, выполнимая. От наполнения бюджета зависит реализация социальных программ, социально-экономическое развитие муниципалитетов, и в конечном итоге — благополучие каждого жителя края.
В 2014 г. почти 90% расходов краевого бюджета сформированы в рамках 25 государственных программ. Большую часть программных расходов
составляют программы развития образования, здравоохранения, социальной поддержки граждан и другие. Десятую часть от общего объема расходов краевого бюджета занимает программа комплексного и устойчивого развития Краснодарского края в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства. С 1 января 2015 г. на программный бюджет должны перейти все городские округа и муниципальные районы края.
В крае успешно реализуется программа повышения эффективности управления общественными финансами. Продолжена работа по улучшению качества государственных услуг, переход к оплате труда работников учреждений в зависимости от качества их работы. Оптимизировать бюджетные расходы планируется также за счет экономии энергоресурсов, реорганизации неэффективных организаций.
Подводя итоги, можно сказать, что 2014 финансовый год для края будет еще более напряженным, чем 2013 г. У бюджета текущего года четыре особенности и четыре основные задачи. Во-первых, нужно обеспечить рост доходов бюджета, чтобы выполнить все социальные обязательства края и сохранить бюджетную поддержку развития экономики. Во-вторых, перейти на программный бюджет, чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов и получить максимум федеральной поддержки. В-третьих, снизить долговую нагрузку и сократить дефицит бюджета. И, конечно же, поддержать сбалансированность бюджетов всех уровней, поддержку муниципаль-
ных бюджетов.
Примечания:
1. Общие сведения о Краснодарском крае, http://www.krasnodar.ru/content/73/ show/164/
2. Зиберт X. Эффект кобры: Как можно избежать заблуждений в экономической политике, СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2013.
3. Любимцев Ю.Н. Приоритеты совершенствования межбюджетных отношений // Экономист. 2010. №6. С. 21—33.
4. Корниенко Т.А., Косенко С.Г., Кочурина P.A. Актуальные вопросы государственного и муниципального управления: учеб. пособие. Армавир: ИП Чайка, 2014.
5. Министерство Финансов Российской Федерации. Сведения о государственном внутреннем долге Краснодарского края на 01.05.2014 г. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www .depf inance .ru/public_debt /
6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/.
References:
1. Overview of the Krasnodar region. URL: http://www.krasnodar.ru/content/73/ show/164/.
2. Siebert H. Cobra effect: How can you avoid errors in the economic policy, SPb: SPSUEF Publishing House, 2013.
3. Ljubimtsev Yu.N. Priorities for improvement of interbudgetary relations // The Economist. 2010. №6. Pp. 21—33.
4. Kornienko T.A., Kosenko S.G. Kochurina R.A. Topical issues of state and municipal management: textbook. Armavir: SP Seagull, 2014.
5. Ministry of Finance of the Russian Federation. Data on State internal debt of the Krasnodar Territory on 01.05.2014 by. URL: http://www.depfinance.ru/public_debt/.
6. The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: http://www.minfin.ru/ru/.