6. Единая биометрическая система [Электронный ресурс] - URL: - https://bio.rt.ru/about/# (дата обращения: 9.03.2019)
7. Журнал «BIS Journal - Информационная безопасность банков» [Электронный ресурс] - URL: https://journal.ib-bank.ru/post/661 (дата обращения: 15.03.2019)
8. Электронное периодическое издание «Ведомости» [Электронный ресурс] - URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/12/13/789277-sberbank-biometricheskie-dannie (дата обращения: 30.03.2019)
9. MasterCard [Электронный ресурс] - URL: https://www.mastercard.us/en-us/merchants/safety-security/biometric-card.html (дата обращения: 20.03.2019).
10. Tadviser: Государство, бизнес, ИТ [Электронный ресурс] - URL: - http://www.tadviser.ru/in-dex.php/Продукт:Единая_биометрическая_система_(ЕБС) (дата обращения: 25.03.2019)
Sources:
1. K. K. My Little Simeon, D. O. Belevitin, Yu. N. Matveev, D. V. Dyrmovsky Accesss to internet banking on the basis of bimodal biometrics / World of change // Moscow - 2014 P. 6-10#
2. Jain A.K., Nandakumar K. Biometric Authentication: System Security and User Privacy. / IEEE Computer // Singapore - 2012 P. 87-92.
3. Lewandowski R. Biometrics new applications / Przegl^d Bezpieczenstwa Wewn^trznego // Warsaw -2018, P. 381-392
4. Review of the international market of biometric technologies and their application in the financial sector. 2018 / Central Bank of the Russian Federation // Moscow - 2018. P. 11-22
5. Garant.ru [Electronic resource]: Access mode: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71540608/ (Date of reference to the source : 13.03.2019)
6. Integral biometrics systems [Electronic resource]: Access mode: https://bio.rt.ru/about/# (Date of reference to the source : 9.03.2019)
7. Journal "BIS Journal - Informational security of banks" Access mode: URL: https://journal.ib-bank.ru/post/661 (Date of reference to the source : 15.03.2019)
8. Electronic periodical edition "Vedomosti" [Electronic resource]: Access mode: https://www.ve-domosti.ru/finance/articles/2018/12/13/789277-sberbank-biometricheskie-dannie (Date of reference to the source : 30.03.2019)
9. MasterCard [Electronic resource]: Access mode: https://www.mastercard.us/en-us/merchants/safety-security/biometric-card.html (Date of reference to the source : 20.03.2019).
10. Tadviser: State, business, IT [Electronic resource]: Access mode: http://www.tadviser.ru/in-dex.php/Продукт:Единая_биометрическая_система_(ЕБС) (Date of reference to the source :25.03.2019)
И.М. Блохина - к.э.н., Доцент, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», [email protected],
I.M. Blokhina - Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance, FSBEI HE "Kuban State Agrarian University named after IT Trubilin";
И.А. Неводова - ст. преподаватель, кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», [email protected],
I.A. Nevodova - Art. Lecturer, Department of Finance, Kuban State Agrarian University named after IT Trubilin;
А.А. Васюченко - студент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», [email protected],
A.A. Vasyuchenko - student, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; М.Д. Григоровский - студент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», [email protected],
M.D. Grigorovsky - student, Kuban State Agrarian University named after IT Trubilin; К.Ю. Субботина - студент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», [email protected],
C. Y. Subbotina - student, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.
ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) PRIORITIES OF REGIONAL BUDGET POLICY (ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR TERRITORY)
Аннотация. Бюджетная политика - составная часть финансовой политики современного государства. В условиях глобальных кризисов, негативно воздействующих на экономику стран, особенно актуальное значение приобретает эффективность бюджетной политики. Россия - федеративное государство, поэтому бюджетная система имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. В последнее время повышается значимость региональных органов власти в социально-экономическом аспекте. Поэтому регионы должны также проводить эффективную бюджетную политику, способствующую повышению качества жизни населения и развитию экономики. Одной из приоритетных задач бюджетной политики многих регионов России является увеличение собственного доходного потенциала, соответственно снижение зависимости от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и, как следствие, обеспечение стабильности и устойчивости регионального бюджета. Для этого необходимо главным образом активно использовать внутренние резервы экономики регионов, а также экономить и оптимизировать расходную часть бюджета. На законодательном уровне необходимо дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений, включающей в себя не только межбюджетные трансферты, но и налоговую систему, и полномочия, которые исполняют субъекты Российской Федерации.
Annotation. Budget policy is an integral part of the financial policy of the modern state. In the context of global crises that adversely affect the economies of countries, the effectiveness of fiscal policy becomes especially important. Russia is a federal state, therefore the budget system has three levels: federal, regional and local. Recently, the importance of regional authorities in the socio-economic aspect. Therefore, the regions should also pursue an effective budget policy that contributes to improving the quality of life of the population and the development of the economy. One of the priorities of the budget policy of many regions of Russia is to increase their own income potential, respectively, reducing dependence on intergovernmental transfers from the federal budget and, as a result, ensuring stability and sustainability of the regional budget. To do this, it is necessary mainly to actively use the internal reserves of the regional economies, as well as to save and optimize the expenditure side of the budget. At the legislative level, it is necessary to further improve intergovernmental relations, including not only intergovernmental transfers, but also the tax system and the powers that are exercised by the constituent entities of the Russian Federation.
Ключевые слова: бюджетная политика, региональная экономика, эффективность, доходы, уровень
жизни
Keywords: fiscal policy, regional economy, efficiency, income, living standards
Введение
В социально-экономических отношениях ведущую роль бесспорно играет государство. Государство является непосредственной причиной возникновения финансовых отношений, выделившихся изначально из денежных, а в последствии с глобализационных позиций, как отмечают некоторые экономисты, любые денежные отношения стали одновременно и финансовыми отношениями. Классическая финансовая политика, основанная на невмешательстве государства в экономику, просуществовала недолгий период времени. Принципы же регулирующей финансовой политики, пришедшей на смену классической, и по сей день лежат в основе управления современными государствами. Участившиеся мировые финансово-экономические кризисы приводят к необходимости увеличения степени воздействия государственных органов, институтов на экономику, заставляя их искать все более действенные рычаги и методы воздействия, способствующие росту и стабильности производства и повышению качества жизни населения.
Посредством формирования и использования централизованных фондов государственные органы власти и управления осуществляют свои функции и задачи. В бюджетах публично-правовых образований сосредоточена большая часть централизованных финансовых ресурсов. Грамотная бюджетная политика, направленная на эффективность и результативность использования финансовых ресурсов, способна создать все условия для устойчивого развития экономики России и повысить уровень жизни населения. В достижении этих задач последние годы увеличивается роль бюджетов регионального уровня.
Основная часть
В настоящее время особенно актуальной является задача создания условий для развития экономики в регионах Российской Федерации. Сильная экономика субъектов РФ неразрывно связана с повышением качества жизни населения, так как при этом повышается его занятость, увеличивается средний размер заработной платы, а значит и благосостояние семей. Органы власти при этом будут иметь больше возможностей для реализации, в первую очередь, социальной политики путем перераспределения бюджетов, увеличенных за счет большего объема налоговых поступлений.
В экономике России Краснодарский край выделяется как важнейший сельскохозяйственный регион страны (7 % валовой продукции сельского хозяйства России, 1-е место в России), является лидером по валовому сбору зерна (10 % от общероссийского) и сахарной свёклы (17 %), одним из ведущих производителей семян подсолнечника (15 %) и виноградных вин (37 %). Также Кубань богата полезными ископаемыми. На сегодняшний день регион является одним из динамично развивающихся субъектов РФ. Край отличается развитым туристическим рынком (прежде всего, в сегменте пляжного туризма), обладающий уникальным сочетанием рекреационных ресурсов (благоприятные природные условия, протяженное морское побережье, горы, минеральные и термальные воды, лечебные грязи).
Одним из важных показателей развития любого региона является валовой региональный продукт (ВРП), который характеризует конечный результат производственной деятельности всех субъектов экономики за год. Измеряется данный показатель стоимостью товаров, работ, услуг, произведенных этими субъектами для конечного использования.
Таблица 1 - Показатели социально-экономического развития Кубани
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. оценка 2019 г. план 2018 г. к 2015 г., %
ВРП, млрд руб. 1946,8 2133,9 2234,2 2396,2 2534,8 123,1
ВРП в расчете на одного жителя, тыс. руб. 355,0 385,0 399,9 426,3 448,2 120,1
Прибыль прибыльных организаций, млрд руб. 289,1 511,3 352,2 277,1 277,1 95,8
Фонд оплаты труда, млрд руб. 456,2 489,3 515,6 577,0 608,5 126,5
Годовой уровень инфляции, % 15,1 7,1 4,0 3,0 4,9 х
Анализ таблицы 1 показывает, что валовой региональный продукт Кубани на протяжении последних 5 лет демонстрирует рост. В 2018 г. по оценке Министерства экономики Краснодарского края его фактический объем составил 2396,2 млрд руб., что на 23,1 % выше уровня 2015 г. Однако, можно отметить, что темп прироста ВРП к 2018 г. снижается. ВРП в расчете на одного жителя также увеличивается в исследуемом временном периоде. Еще одной положительной тенденцией является рост фонда начисленной заработной платы всех работников. Отрицательным моментом является снижение прибыли прибыльных организаций с 2016 г. по 2018 г. Самый высокий рост потребительских цен в зафиксирован в 2015 г., годовое значение составило 15,1 %. По оценкам 2018 г. инфляция составила 3,0 % - это самый низкий показатель за исследуемую пятилетку. В 2019 г. планируется повышение темпов роста потребительских цен до 4,9 % в год.
Повышение качества и уровня жизни населения - приоритетная задача политики органов власти и управления Краснодарского края. Рассмотрим социальные показатели Краснодарского края (таблица 2).
Как показывают данные таблицы 2, в Краснодарском крае из года в год наблюдается рост численности населения. Важным показателем уровня жизни населения являются доходы населения; оценивая их в динамике, можно выявить темпы роста; сопоставляя с другими показателями, например, с прожиточным минимумом можно определить уровень бедности населения.
Таблица 2 - Уровень жизни населения Краснодарского края
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2017 г. в % к 2016 г. 2018 г. в % к 2017 г.
Численность населения, на конец года, тыс. чел. 5570,9 5600,9 5 647,7 100,5 100,8
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 32 785 33 136 33 904 101,0 102,7
Реальные располагаемые денежные доходы, в % х х х 97,9 99,7
Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, руб. 28 734 30 343 33 583 105,6 109,5
Реальная зарплата, в % х х х 101,5 106,9
Задолженность по заработной плате, млн руб. 0,5 22,4 33,6 в 42,8 р. 149,6
Уровень зарегистрированной безработицы, в % к численности рабочей силы 0,7 0,6 0,5 х х
Необходимо различать номинальные и реальные доходы. Последние отражают доходы, скорректированные на уровень инфляции, поэтому являются наиболее информативными для оценки социально-экономической
ситуации. В 2018 г. реальные располагаемые денежные доходы населения оценены Краснодарстатом по отношению к предыдущему году на уровне 99,1 % (при 97,9 % годом ранее). В расчёте на душу населения денежные доходы составили 32 730 руб. в месяц, что на 3,3 % больше, чем в среднем по стране. Основным источником дохода для трудоспособного населения остаётся заработная плата. Среднемесячная заработная плата работников организаций в 2018 г. оценивается в 33 583 руб.
Наиболее значимым фондом централизованных финансов на Кубани является бюджет Краснодарского края. Средства региональных бюджетов в настоящее время должны способствовать развитию приоритетных сфер производства, обеспечивающих экономическую безопасность страны, улучшать уровень общественного благосостояния граждан, поддерживать наименее защищенные слои общества. В этом немаловажную роль играет эффективное планирование бюджетных показателей, рациональное использование финансовых ресурсов, сбалансированность доходной и расходной частей бюджета.
Дисбаланс доходов и расходов бюджета в пользу последних порождает бюджетный дефицит. Проблема преодоления дефицита бюджета и обеспечения бюджетной эффективности всегда выступала одной из центральных проблем теории и практики финансов, макроэкономики. Для региональной экономики России она также сегодня представляет высокую актуальность.
Бюджетный дефицит и бюджетный излишек являются показателями, с помощью которых делаются выводы относительно эффективности бюджетной политики. Проведем общую оценку бюджетной эффективности Краснодарского края при помощи показателей, занесенных в таблицу 3.
Таблица 3 - Основные параметры бюджета Краснодарского края, млн руб.
Показатель 2016 г. отчет 2017 г. отчет 2018 г. Закон КК от 20.12.2017 № 3722-КЗ 2019 г. Закон КК от 21.12.2018 № 3939-КЗ 2019 г.в % к 2018 г.
Доходы, всего 203629 235694 227198 249439 109,8
Налоговые и неналоговые доходы 169978 191746 192669 207025 107,5
Безвозмездные поступления 33651 43948 34529 42414 122,8
Расходы, всего 201484 216955 235489 248478 105,5
Дефицит (-)/Профицит 2145 18739 -10290 961 Х
Данные, представленные в таблице 3, характеризуют неоднозначную динамику бюджетных доходов с 2016 г. по 2018 г. Наибольший объем доходов, сформированный в бюджете края, наблюдается в 2017 г. -235694 млн руб. Планируемые значения доходов бюджета в 2018 г. на 3,6 % ниже показателей 2017 г. Основа доходов бюджета края - это налоговые и неналоговые доходы, которые демонстрируют постоянный рост с 2016 г. по 2019 г. Однако сумма безвозмездных поступлений в 2017 г. (43 948 млн руб.) значительно выше, чем в 2016 г. и 2018 г. В 2019 г. планируется высокий объем безвозмездных поступлений - 42414 млн руб., незначительно уступающий значению 2017 г.
Максимальный объем расходов бюджета Краснодарского края в исследуемом периоде - 248478 млн руб., запланирован в бюджете на 2019 г. В 2016-2017 гг. и в 2019 г. доходы превышают расходы, и поэтому образуется профицит бюджета. Это положительно характеризует общую эффективность бюджетной политики.
Для оценки качества исполнения бюджета сравним плановые и фактические показатели краевого бюджета за 2017 г. в таблице 4.
Таблица 4 - Исполнение бюджета Кубани в 2017 г., млн руб.
Показатель Бюджетное назначение 2017 г. Исполнено за 2017 г. % исполнения Динамика, к 2016 г., %
Доходы, всего 227777 235694 103,5 115,7
Налоговые и неналоговые доходы 183682 191746 104,4 112,8
Безвозмездные поступления 44095 43948 99,7 130,6
Расходы, всего 225033 216955 96,4 107,7
Дефицит (-)/Профицит 2989 18739 х х
Плановые показатели доходов краевого бюджета в 2017 г. ниже фактических значений на 3,5 %. Фактическое увеличение доходной части бюджета произошло за счет роста объемов налоговых и неналоговых доходов,
т. е. собственных доходов бюджета Кубани. Так фактические значения превысили плановые по таким источникам как: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, доходы от уплаты акцизов, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налог на имущество организаций, транспортный налог, доходы от сдачи государственного имущества в аренду. Фактический объем поступивших в бюджет края межбюджетных трансфертов в 2017 г. был немного ниже, чем было запланировано.
Экономия средств и оптимизация привели к снижению фактических значений расходной части бюджета (разница между фактом и планом составила 3,6 %). Вышеназванные изменения при исполнении бюджетных показателей стали причиной значительного увеличения профицита бюджета Краснодарского края в 2017 г., который составил более 18 млрд руб. Плановые показатели дефицита составляли почти 3 млрд руб.
Безвозмездные поступления - это важная часть доходной части многих регионов субъектов РФ. Регионы зачастую сталкиваются с нехваткой бюджетных средств для выполнения функций и поставленных задач перед органами власти и управления. При высокой степени самостоятельности бюджетов всех уровней в России существуют межбюджетные отношения в различных формах. Средства из одного бюджета в другой, обычно из вышестоящего уровня нижестоящему, передаются на возмездной или безвозмездной основах. Такие отношения необходимы, так как при помощи них происходит выравнивание бюджетной обеспеченности публично-правовых образований как по вертикали, так и по горизонтали. Это дает возможность всем гражданам получать объем общественных благ (государственных и муниципальных услуг) не ниже определенного минимального значения.
Рассмотрим структуру доходной части бюджета Краснодарского края за три последних года на рисунке
1.
250000 200000 150000 100000 50000 0
2016 г. отчет 2017 г. отчет 2018 г.
■ Налоговые и неналоговые доходы ■ Безвозмездные поступления Рисунок 1 - Структура доходной части бюджета Кубани, млн руб.
Из краевого бюджета для повышения сбалансированности муниципальных образований Краснодарского края также выделяются межбюджетные трансферты. Объем безвозмездных поступлений некоторых муниципальных образований достигает 50 % и более, что говорит о высокой зависимости местных бюджетов от региональных трансфертов. Это сказывается на ограниченности проведения мероприятий и расходов, способствующих социально-экономическому развитию этих территорий.
Можно сделать вывод, что одной из приоритетных задач бюджетной политики Кубани, как и многих других регионов России, является увеличение собственного доходного потенциала, соответственно снижение зависимости от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и, как следствие, обеспечение стабильности и устойчивости краевого бюджета. Для этого необходимо главным образом активно использовать внутренние резервы экономики региона, а также экономить и оптимизировать расходную часть бюджета. На законодательном уровне необходимо дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений, включающей в себя не только межбюджетные трансферты, но и налоговую систему, и полномочия, которые исполняют субъекты Российской Федерации.
Заключение
Прорывное развитие экономики России и повышение общественного благосостояния граждан напрямую связано с эффективностью проводимой бюджетной политики как федеральными органами власти и управления, так и региональными и муниципальными. Публично-правовые образования в условиях экономического кризиса зачастую испытывают трудности с формированием бюджетов, доходы зачастую не покрывают расходы, образуя бюджетный дефицит. Поэтому в составе и структуре доходов региональных и муниципальных бюджетов немаловажное значение имеют безвозмездные поступления. Межбюджетные трансферты обычно перераспределяются из вышестоящих бюджетов нижестоящим. Поэтому совершенствование межбюджетных отношений - это приоритетное направление бюджетной политики в современной России, способствующее увеличению финансовых ресурсов региона и, следовательно, повышению финансирования социально-экономических расходов.
Источники:
1. Блохина И. М. Финансы: учеб. пособие / И. М. Блохина. - Краснодар : КубГАУ, 2018. - 105 с.
2. Сухарев О. С. Теория эффективности экономики: учебник / О. С. Сухарев - М.: Финансы и статистика, 2010. -
368 с.
3. Министерство финансов Краснодарского края (официальный сайт) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfinkubani.ru
4. Министерство экономики Краснодарского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.krasnodar.ru.
Sources:
1. Blokhina I. M. Finance: studies. manual / I. M. Blokhina. - Krasnodar: KubSAU, 2018. 105 p.
2. Sukharev, O.S. The Theory of Economic Efficiency: A Textbook / O. S. Sukharev, Moscow: Finance and Statistics, 2010.
368 p.
3. Ministry of Finance of the Krasnodar Territory (official site) [Electronic resource] - Access mode: http: //www.minfinku-
bani.ru
4. Ministry of Economy of Krasnodar Region [Electronic resource] - Access mode: http : //www.economy.krasnodar.ru.
М.И. Даниленко - доцент кафедры региональной и отраслевой экономики, Кемеровский государственный университет, [email protected], 89235100288,
M.I. Danilenko - associate professor of the department of regional and sectoral economics. Kemerovo State University;
С.С. Жижин - магистрант кафедры автоматизации производственных процессов и автоматизированных систем управления, Кемеровский государственный университет, [email protected], 89134342441,
S.S. Zhizhin - master student of the department of automation of production processes and automated control systems, Kemerovo State University.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКЧЕЙН ТЕХНОЛОГИИ ATTRACTING INVESTMENT IN SMALL BUSINESSES USING BLOCKCHAIN TECHNOLOGIES
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос привлечения инвестиций в малые бизнес-проекты с помощью блокчейн технологии. Рассмотрены принципы и особенности применяемых инструментов таких, как токены, смарт-контракты, Initial coin offering, Decentralized autonomous organization, в которых работает технология блокчейн. Раскрыт практический способ привлечения инвестиций и требуемые компоненты для его реализации. Подробно описано, что необходимо для перехода на блокчейн предприятию. Обозначено современное правовое положение как самой технологии блокчейн, так и других технологий, тесно связанных с блокчейном. Выявлены возможности применения технологии блокчейн малым предприятиям, работающим в сфере услуг, на основе описанных решений показаны подходы к применению технологии блокчейн в сфере услуг. Приведены примеры проектов, уже реализованных на территории России.
Annotation. This article discusses the issue of attracting investment in small business projects using blockchain technology. The principles and features of the tools used, such as tokens, smart contracts, Initial coin offering, Decentralized autonomous organization, in which the blockchain technology works, are considered. Reveals a practical way to attract investment and the required components for its implementation. Described in detail what is needed to go to the enterprise blockchain. The current legal status of both the blockchain technology and other technologies closely related to the blockchain is indicated. The possibilities of applying the blockchain technology to small enterprises operating in the service sector have been identified, based on the solutions described, approaches to the use of blockchain technology in the service sector are shown. Examples of projects already implemented in Russia are given.
Ключевые слова: инвестиции, технологии блокчейн, смарт-контракт, криптовалюта, новая концепция привлечения инвестиций в бизнес.