Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая безопасность / финансовая система / региональный бюджет / денежные доходы населения / инвестиционная деятельность / financial security / financial system / regional budget / monetary income of the population / investment activity.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Храмченко, О.А. Черная, Д.А. Алленова, М.А. Борисова

Уровень финансовой безопасности региона рассматривается в качестве ключевого показателя, который влияет на развитие его экономики в целом. Значимость финансовой безопасности на сов ременном этапе заключается в том, что в каждом регионе страны существует необходимость в создании такой системы менеджмента и контроля, которая способствовала бы формированию стимулов к обеспечению ответственного управления бюджетами и проведению экономической политики, направленной на реализацию устойчивого экономического роста. Цель данной статьи заключается в определении уровня воздействия финансовой безопасности региона на его экономическое развитие. Объектом исследования выступил один из субъектов Российской Федерации – Краснодарский край. В процессе изучения значимости финансовой безопасности региона изучены следующие компоненты финансовой системы: региональный бюджет, финансы домохозяйств, корпоративные финансы, а также инвестиционная деятельность. Ре зультатом исследования стала разработка мероприятий, которые обеспечат повышение уровня финансовой безопасности Краснодарского края и обеспечат рост его экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SECURITY OF KRASNODAR TERRITORY AS AN INDICATOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The level of financial security of the region is considered as a key indicator that affects the development of its economy as a whole. The importance of financial security at the present stage lies in the fact that in each region of the country there is a need to create such a management and control system that would contribute to the formation of incentives to ensure responsible budget management and the implementation of economic policies aimed at achieving sustainable economic growth. The purpose of this article is to determine the level of impact of the financial security of the region on its economic development. The object of the study was one of the subjects of the Russian Federation – the Krasnodar Territory. In the process of studying the significance of the financial security of the region, the following components of the financial system were studied: the regional budget, household finance, corporate finance, and investment activity. The result of the study was the development of measures that will increase the level of financial security of the Krasnodar Territory and ensure the growth of its economy.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11153

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University;

О.А. Черная - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

O. A. Chernaya - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University,

Д.А. Алленова - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет,

D.A. Allenova - student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;

М.А. Борисова - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аг-рарн ый уни версит ет,

M.A. Borisova - student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА FINANCIAL SECURITY OF KRASNODAR TERRITORY AS AN INDICATOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация. Уровень финансовой безопасности региона рассматривается в качестве ключевого показателя, который влияет на развитие его экономики в целом. Значимость финансовой безопасности на современном этапе заключается в том, что в каждом регионе страны существует необходимость в создании такой системы менеджмента и контроля, которая способствовала бы формированию стимулов к обеспечению ответственного управления бюджетами и проведению экономической политики, направленной на реализацию устойчивого экономического роста. Цель данной статьи заключается в определении уровня воздействия финансовой безопасности региона на его экономическое развитие. Объектом исследования выступил один из субъектов Российской Федерации - Краснодарский край. В процессе изучения значимости финансовой безопасности региона изучены следующие компоненты финансовой системы: региональный бюджет, финансы домохозяйств, корпоративные финансы, а также инвестиционная деятельность. Результатом исследования стала разработка мероприятий, которые обеспечат повышение уровня финансовой безопасности Краснодарского края и обеспечат рост его экономики.

Abstract. The level offinancial security ofthe region is considered as a key indicator that affects the development of its economy as a whole. The importance offinancial security at the present stage lies in the fact that in each region of the country there is a need to create such a management and control system that would contribute to the formation of incentives to ensure responsible budget management and the implementation of economic policies aimed at achieving sustainable economic growth. The purpose of this article is to determine the level of impact of the financial security of the region on its economic development. The object of the study was one of the subjects of the Russian Federation - the Krasnodar Territory. In the process of studying the significance of the financial security of the region, the following components ofthe financial system were studied: the regional budget, household finance, corporate finance, and investment activity. The result ofthe study was the development ofmeasures that will increase the level offinancial security of the Krasnodar Territory and ensure the growth of its economy.

Ключевые слова: финансовая безопасность, финансовая система, региональный бюджет, денежные доходы населения, инвестиционная деятельность.

Keywords: financial security, financial system, regional budget, monetary income of the population, investment activity.

Первостепенной задачей любого государства на пути к достижению высоких темпов экономического роста является обеспечение экономической безопасности ее регионов. Последнее определяется, прежде всего, уровнем финансовой безопасности. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208, одной из угроз экономической безопасности России выступает подверженность финансовой системы страны воздействию глобальныхрисков, поэтому в качестве приоритетного направления роста экономики рассматривается обеспечение устойчивого развития национальной финансовой системы [1].

Финансовая безопасность страны складывается из эффективной работы финансовых систем на уровне регионов, которая формирует синергетический эффект, оказывающий либо положительное, либо отрицательное воздействие на уровень экономической безопасности государства. Эффективность финансовой системы зависит от применяемых для ее реализации механизмов. Доктор экономических наук А. Д. Селюков считает, что под

м е ханизм о м государственно го управле ния следует расс матр ивать сово купно сть у правле нче ских отно шений, возникающих в связи с применением методов, инструментов, а также правил по управлению различными сферами деятельности субъектов [3].

Исследуя территориальный аспект, можно сказать, что финансовую безопасность региона следует определить как комплекс мероприятий, реализуемыхруководящими органами определенной территории Российской Федерации в целях поддержания ее финансовой устойчивости посредством обеспечения сбалансированности публичных финансовых ресурсов, а также на основе применения эффективных механизмов проведения социально-экономической политики. Для раскрытия значимости повышения финансовой безопасности в обеспечении экономического роста региона, в качестве объекта исследования выступит один из субъектов Российской Федерации - Краснодарский край.

Оценка уровня финансовой безопасности проводится на основе изучения и анализа динамики показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной жизни. Для выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на экономику Краснодарского края, изучим четыре наиболее значимыхэлемента его финансовой системы. Прежде всего, определим объемы производства в Краснодарском крае на основе изучения динамики валового регионального продукта (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика валового регионального продукта Краснодарского края в 2015-2019 гг. [5]

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Откл. 2019 г. от 2015 г., %

Валовой региональный продукт, млрд. руб. 1933,5 2076,6 2227,6 2344,6 2569,8 132,9

темп роста г/г, % 108,3 107,4 107,3 105,3 109,6 -

Объемы валового регионального продукта Краснодарского края ежегодно увеличиваются. Больший прирост наблюдался в 2019 году по отношению к 2018 г. (+ 9,6 %). В целом, за пять лет валовой региональный продукт региона увеличился на 32,9 %.

Первый элемент финансовой системы, требующий особого внимания и исследования, - это региональный бюджет. Необходимость изучения динамики доходов и расходов консолидированного бюджета Краснодарского края вытекает из того, что улучшение социально-экономического положения граждан обеспечивается соответствующим уровнем финансирования: иначе говоря, финансовыхресурсов должно быть достаточно, чтобы регион смог достичь ускоренных темпов экономического роста. Исходя из значимости данного элемента в повышении уровня финансовой безопасности, проанализируем динамику доходов и расходов бюджета Краснодарского края за 20152019 гг., а также определим его состояние - профицитное или же дефицитное (рисунок 1).

Оценка статистических данных показала, что в 2015 году доходы консолидированного бюджета Краснодарского края оказались меньше его расходов, в результате чего сложился дефицит, равный 17,2 млрд руб. В 2016 году ситуация изменилась: доходы превысили расходы на 2,4 млрд руб. В 2017 году разница увеличилась и достигла 17,5 млрд руб., однако уже в следующем году она сократилась более чем на полтора млрд руб. Для региона 2019 год оказался наиболее благоприятным, поскольку доходы бюджета на 31,6 млрд руб. оказались больше расходов. В 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции и замедлением экономического роста не только в России, но и во всем мире, бюджет Краснодарского края вновь оказался дефицитным, однако до критического уровня 2015 года он не рухнул и составил 0,9 млрд руб. Несмотря на наличие внешних факторов, которые могли приостановить рост доходов бюджета края, их положительная динамика все же не изменилась.

ч

400 300 200 100 0 -100 -200

2015 г. 2016 г. 2017 г.

-1 доходы бюджета

профицит (+) / дефицит бюджета (-)

лл/

2018 г. 2019 г. 2020 г. 1 1 расходы бюджета

40,0 30,0 20,0 10,0 0,0 -10,0 -20,0

3

4

Рисунок 1 - Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Краснодарского края, а также ее профицита/дефицита в 2015-2020 гг. [4]

Следует отметить, что крупнейшими статьями расходов бюджета Краснодарского края остаются образование (102,1 млрд руб. за 2020 год), социальная политика (99,8 млрд руб.), а также национальная экономика (60,5 млрд руб.). Причем уровень исполнения плановых значений по этим направлениям составил 97,7 %, 98,4 % и 91,7 %, соответственно. По некоторым статьям расходов наблюдался более низкий уровень исполнения: в частности, фактическое финансирование ЖКХ в 2020 году составило 88,1 % от планового [4]. Для повышения уровня финансовой безопасности Краснодарского края следует обеспечить полное кассовое исполнение мероприятий, заложенных в региональных планах Одной из проблем, которая препятствуют этому, является несвоевременность и неполное информирование тех категорий людей и предпринимателей, которые выступают в качестве потенциальных получателей поддержки со стороны государства и региона. Отсюда следует, что органам муниципального управления необходимо разработать мероприятия, направленные на улучшение порядка информирования населения о мерах поддержки.

Вторым элементом финансовой системы Краснодарского края, которая изучена в рамках исследования, высту пают ф инансы домохо зяйств. В данном ас пекте про анализируем динамику дву х по казате лей - уровень роста реальных денежных доходов населения региона и индекс потребительских цен за 2015-2019 гг. (рисунок 2).

120

110

я 100 е

£ 90

з

== 80

70 60

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

рост реальных денежных доходов населения индекс потребительских цен

Рисунок 2 - Динамика роста реальных денежных доходов населения и индекса потребительских цен в Краснодарском крае в 2015-2020 гг. [5]

Превышение темпов роста реальных денежных доходов населения над темпами роста потребительских цен в Краснодарском крае наблюдалось лишь в 2018 году: тогда разница между показателями составила 4,5 п.п Наиболее неблагоприятным для региона оказалось состояние экономики в 2015 году, когда реальные доходы населения по сравнению с 2014-м сократились на 10,1 %, а потребительские цены, напротив, выросли на 12,7 %. Аналогичная ситуация сложилась и в результате введения карантина в 2020 году: реальные доходы граждан упали на 1 %, а цены увеличились на 3,2 %.

Для повышения уровня финансовой безопасности в части совершенствования денежной политики не только Краснодарского края, но и страны в целом рекомендуется ввести льготу на налог на доходы физических лиц, уплачиваемых теми категориями населения, доход которых составляет менее величины прожиточного минимума.

Необходимость реализации подобного мероприятия диктуется низкими темпами сокращения численности населения, доход которых меньше прожиточного минимума в регионе (12298 руб. для трудоспособных граждан [2]). В таблице 2 представим динамику данного показателя.

Начиная с 2015 года, удельный вес населения Краснодарского края с денежными доходами ниже прожиточного минимума стабильно сокращался, хотя и медленными темпами. В 2019 году индикатор вновь увеличился - на 0,2 п.п. по сравнению с предыдущим периодом. Так, за пять лет исследования доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократилась лишь на 1 п.п., что обусловливает необходимость осуществления предложенного ранее мероприятия.

Таблица 2 - Динамика удельного веса населения Краснодарского края с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2015-2019 гг. [5]

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Отклонение 2019 г. от 2015 г., ±

Удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % 11,7 11,6 10,9 10,5 10,7 -1,0

прирост г/г, ± -0,1 -0,1 -0,7 -0,4 0,2 -

112,7 106,0 108,8 1 ПА ^

102,2 103,2

100,3 101,5 104,3 102,1 99,0

89,9

Третий элемент финансовой системы Краснодарского края, исследуемый в данной работе, - это корпоративные финансы. Для оценки финансов организаций региона изучим динамику таких показателей, как уровень кредиторской задолженности, уровень просроченной кредиторской задолженности, а также удельный вес убыточных организаций в их общем числе за 2015-2020 гг. (рисунок 3).

| I просроченная кредиторская задолженность

удельный вес убыточных организаций в их общем числе

Рисунок 3 - Динамика кредиторской задолженности, в т.ч. просроченной, и удельный вес убыточных организаций Краснодарского края в 2015-2020 гг. [5]

Исследование показало, что величина кредиторской задолженности организаций, функционирующих на территории Краснодарского края, ежегодно растет.

Так, в 2020 году по сравнению с 2015 годом уровень кредиторской задолженности организаций региона увеличился на 45,2 %, или на 309,1 млрд. руб. Вместе с тем растет и величина просроченнойкредиторской задолженности - на 68,5 % за аналогичный период.

Таким образом, темпы роста просроченной кредиторской задолженности организаций Краснодарского края высоки.

Сравнивая значения удельного веса убыточных организаций края в их общем числе в 2015 и 2020 гг., можно обозначить незначительный прирост - на 0,5 п.п.

Однако сравнивая с промежутком 2016-2019 гг., ощущается колоссальная разница, которая была вызвана приостановкой активности в большинстве сфер экономической деятельности.

Выявленная динамика свидетельствует о неэффективности финансовой системы Краснодарского края, причиной которой являются такие проблемы, как:

- неравномерное распределение средств между отраслями региональной экономики;

- неразвитость сектора страховых услуг;

- высокие ставки банковских кредитов и др.

Перечисленные выше факторы могут быть отнесены и к российской экономике в целом. Для их решения требуется разработать комплекс мероприятий, в числе которых:

- развитие инфраструктуры предприятий на основе выделения большего объема средств из регионального бюджета;

- улучшение инвестиционного климата края с целью привлечения инвесторов.

Четвертым элементом, который позволит оценить уровень финансовой безопасности Краснодарского края, является инвестиционная деятельность. Для определения степени инвестиционной привлекательности региона изучим динамику удельного веса инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте Краснодарского края (рисунок 4).

Инвестиционная деятельность также требует совершенствования, поскольку валовой региональный продукт Краснодарского края растет, а инвестиции в основной капитал сокращаются. Так, удельный вес инвестиций в основной капитал в ВРП края сократился на 13,2 п.п. за 2015-2019 гг.

2019 г.

2018 г.

2017 г.

2016 г.

2015 г.

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0

процентов

П удельный вес инвестиций в основной капитал в ВРП

Рисунок 4 - Динамика удельного веса инвестиций в основной капитала в валовом региональном продукте Краснодарского края в 2015-2019 гг. [5]

В качестве приоритетных направлений, которые повысят уровень финансовой безопасности региона в части инвестиционной привлекательности, могут рассматриваться следующие:

- создание институциональных условий развития региона;

- обеспечение модернизации инфраструктуры предприятий;

- обеспечение эффективной работы управления финансами на корпоративном уровне.

Таким образом, видим, что финансовая безопасность определяет экономическое развитие региона. Для оценки уровня финансовой безопасности Краснодарского края и отражении его значимости в экономическом развитии региона были проанализированы составляющие финансовой системы края.

Динамика объемов доходной и расходной частей консолидированного бюджета Краснодарского края являлась положительной, но в 2020 году сокращение деловой активности в регионе из -за ситуации с пандемией вируса COVID-19 и последовавшим за ней карантином обусловило дефицит бюджета. Впрочем, и доходы, и р ас-ходы росли. Для обеспечения финансовой безопасности края необходимо организовать должный контроль над целевым использованием бюджетных средств посредством улучшения системы информирования граждан о существующих формах государственной поддержки.

Сравнительный анализ динамики роста реальных денежных доходов населения и потребительских цен позволил определить следующее направление повышение уровня финансовой безопасности и Краснодарского края, и России в целом - предоставление льготы на НДФЛ тем работникам, которые получают доход ниже прожиточного минимума.

На основе изучения корпоративной стороны объекта исследования выявлено, что уровень просроченной кредиторской задолженности организаций Краснодарского края ежегодно растет, как и число убыточных организаций. В целях предотвращения дальнейшего роста убытка предприятий руководству края рекомендуется:

- развивать инфраструктуру предприятий на основе выделения большего объема средств из регионального бюджета;

- улучшать инвестиционный климат края с целью привлечения инвесторов.

Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте Краснодарского края ежегодно сокращается, что отрицательно сказывается на финансовой безопасности региона. Для повышения инвестиционной привлекательности края следует:

- создать институциональные условия развития региона;

- обеспечить модернизацию инфраструктуры предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечить эффективную работу управления финансами на корпоративном уровне. Реализация вышеуказанных мероприятий позволит повысить уровень финансовой безопасности Краснодарского края и, следовательно, обеспечит экономический рост региона.

Источники

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://govemment.rU/docs/aU/111512/, свободный.

2. В Краснодарском крае установлен новый прожиточный минимум // Администрация Краснодарского края [Электронный ресурс]. - URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1131/show/549634/, свободный.

3. Кучеров, И. И. Институты финансовой безопасности : монография / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, О.А. Акопян [и др.] ; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. - Москва : ИНФРА-М : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2021. - 246 с.

4. Открытый бюджет Краснодарского края [Электронный ресурс]. - URL: https://openbudget23region.ru/, свободный.

5. Храмченко А.А. Анализ бюджетного инвестирования/ Храмченко А.А., Вакуленко А.А., Салова А.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 447-454.

22,0

21,0

30,4

6. Храмченко А.А. Оценка структуры динамики пенсионной системы в РФ/ Храмченко А.А., Абрамян М.Н., Борсук Д.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 440-443. References

1. Decree of the President of the Russian Federation of 13.05.2017 No. 208 «On the Strategy of economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030» [Electronic resource]. - URL: http://government.ru/docs/all/111512/, free.

2. In the Krasnodar Krai, a new subsistence minimum is established // Administration of Krasnodar Krai [Electronic resource]. - URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1131/show/549634/, free.

3. Kucherov, I. I. Institutes of financial security : monograph / I.I. Kucherov, N.A. Povetkina, O.A. Akopyan [et al.]; ed. by I .I. Kucherov, N.A. Povetkina. - Moscow: INFRA-M: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2021. - 246 p.

4. Open budget of the Krasnodar Krai [Electronic resource]. - URL: https://openbudget23region.ru/, free.

5. Khramchenko A.A. Analysis of budget investment / Khramchenko A.A., Vakulenko A.A., Salova A.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). S. 447-454.

6. Khramchenko A.A. Assessment of the structure ofthe dynamics ofthe pension system in the Russian Federation / Khramchenko A.A., Abramyan M.N., Borsuk D.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39). S. 440-443.

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11154

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor ofthe department of fin ance, Kuban State Agrarian University;

О.А. Черная- к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

O.A. Chernaya - candidate of Economics, associate professor ofthe department of finance, Kuban State Agrarian University;

Л.И. Верона - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, lina_ver7@mail.ru,

L.I. Verona - student ofthe Faculty of Economics, Kuban State Agrarian Universit, lina_ver7@mail.ru;

А.О. Вакуленко - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный у ни версит ет, an astasia. vakulenko@m ail.ru,

A.O. Vakulenko - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, anasta-sia.vakulenko@mail.ru.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ACTUAL PROBLEMS OF DETECTING ECONOMIC OFFENSES IN THE SPHERE OF BUDGETARY LEGAL RELATIONS

Аннотация. В статье исследуются проблемы выявления экономических правонарушений в сфере бюджетных правоотношений. Проведен анализ причин, способствующихросту числа экономических правонарушений в бюджетной сфере. Проанализирована статистика количества осужденных по статьям, устанавливающим уголовную ответственность за коррупционные правонарушения в бюджетной сфере. Обозначены проблемы организационно-правового характера в процессе выявления и расследования преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств. Изучены показатели преступности в сфере госзакупок, на основании полученных данных обозначены наиболее актуальные проблемы, препятствующие эффективной работе правоохранительных органов. Предложены основные пути решения существующих проблем выявления и расследования экономических преступлений, которые заключаются в ином подходе к квалификации преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств, государственными закупками, мошенничеством при получении государственных субсидий.

Abstract. The article examines the problems of identifying economic offenses in the sphere ofbudgetary legal relations. The analy sis of the reasons contributing to the growth of the number of economic offenses in the public sector is carried out. A statistical analysis of the number of convicted persons under articles establishing criminal liability for corruption offenses in the public sector was carried out. The problems of organizational and legal nature in the process of identifying and investigating crimes related to the misuse of budget funds are identified. The indicators of crime in the field of public procurement were studied, and the most urgent problems hindering the effective work of law enforcement agencies were identified on the basis ofthe data obtained. The main ways of solving the existing problems of detection and investigation of economic crimes, which consist in a different approach to the qualification of crimes related to the misuse of budget funds, public procurement, fraud, are proposed.

Ключевые слова: экономические преступления, бюджетная сфера, расходование бюджетных средств, госзакупки, государственные субсидии.

Keywords: economic crimes, budget sphere, spending ofbudget funds, public procurement, state subsidies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.