Научная статья на тему 'БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственный бюджет / экономический рост / финансы / доходы бюджета / расходы бюджета / state budget / economic growth / finance / budget revenues / budget expenditures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Храмченко, О А. Черная, Т А. Титова, Д В. Ткачева

Первоочередной задачей руководства любого государства является обеспечение достойной жизни граждан и достижение высоких темпов роста экономики страны. Одним из инструментов, регулирующих протекание социально-экономических процессов, является государственный бюджет – он и является объектом исследования. В данной работе проводится оценка роли государственного бюджета в управлении экономикой страны посредством раскрытия его сущности на основе выполняемых им функций. Проведенное исследование показало, что структура доходной и расходной частей федерального бюджета Российской Федерации не являются оптимальными: доходы формируются преимущественно нефтегазовой отраслью, расходы направляются не в требующие внимания секторы экономики. Существуют проблемы в бюджетной системе страны, которые требуют безотлагательного решения. В данной статье проанализирована динамика доходов и расходов федерального бюджета России и определены направления, которые обеспечат эффективную работу бюджетной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A TOOL FOR ECONOMIC DEVELOPMENT

The primary task of the leadership of any state is to ensure a decent life for citizens and achieve high rates of economic growth. One of the tools that regulate the course of socio-economic processes is the state budget – it is the object of the study. This paper assesses the role of the state budget in the management of the country's economy by revealing its essence on the basis of its functions. The study showed that the structure of the revenue and expenditure parts of the federal budget of the Russian Federation is not optimal: revenues are formed mainly from the oil and gas industry, and expenditures are not directed to the sectors of the economy that require attention. There are problems in the country's budget system that need to be addressed urgently. This article analyzes the dynamics of revenues and expenditures of the federal budget of Russia and identifies areas that will ensure the effective operation of the budget system as a whole.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11112

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the Department of finance, Kuban State Agrarian University;

О.А. Черная - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

O.A. Chernaya - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University;

Т.А. Титова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет,

T.A. Titova - student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;

Д.В. Ткачева - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет,

D.V. Tkacheva - student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.

БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A TOOL FOR ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация. Первоочередной задачей руководства любого государства является обеспечение достойной жизни граждан и достижение высоких темпов роста экономики страны. Одним из инструментов, регулирующих протекание социально-экономических процессов, является государственный бюджет - он и является объектом исследования. В данной работе проводится оценка роли государственного бюджета в управлении экономикой страны посредством раскрытия его сущности на основе выполняемых им функций. Проведенное исследование показало, что структура доходной и расходной частей федерального бюджета Российской Федерации не являются оптимальными: доходы формируются преимущественно нефтегазовой отраслью, расходы направляются не в требующие внимания секторы экономики. Существуют проблемы в бюджетной системе страны, которые требуют безотлагательного решения. В данной статье проанализирована динамика доходов и расходов федерального бюджета России и определены направления, которые обеспечат эффективную работу бюджетной системы в целом.

Abstract. The primary task of the leadership of any state is to ensure a decent life for citizens and achieve high rates of economic growth. One of the tools that regulate the course of socio-economic processes is the state budget - it is the object of the study. This paper assesses the role of the state budget in the management of the country's economy by revealing its essence on the basis of its functions. The study showed that the structure of the revenue and expenditure parts of the federal budget of the Russian Federation is not optimal: revenues are formed mainly from the oil and gas industry, and expenditures are not directed to the sectors of the economy that require attention. There are problems in the country's budget system that need to be addressed urgently. This article analyzes the dynamics of revenues and expenditures of the federal budget of Russia and identifies areas that will ensure the effective operation of the budget system as a whole.

Ключевые слова: государственный бюджет, экономический рост, финансы, доходы бюджета, расходы бюджета.

Keywords: state budget, economic growth, finance, budget revenues, budget expenditures.

В современных условиях развития важнейшим критерием, обеспечивающим высокие темпы экономического роста государства, является эффективность реализации социально-экономической политики. Последняя, в свою очередь, определяется уровнем сбалансированности доходной и расходной частей государственного бюджета, который выступает основополагающим инструментом развития экономики страны.

Государственный бюджет рассматривается учеными-экономистами как категория, интерпретируемая с различных сторон. Рассмотрим трактовки данного понятия.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится следующее определение: «Бюджет -это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1].

Доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова И. Н. Мысляева в своей работе «Государственные и муниципальные финансы» дает два определения категории «бюджет»:

- в узком смысле под бюджетом она рассматривает финансовый план государства или же местных органов власти, который составляется сроком на один год, а также имеет силу закона;

- в широком смысле она определяет бюджет как систему денежных отношений, складывающиеся у государства с физическими и (или) юридическими лицами, цель которых состоит в перераспределении национального дохода в связи с формированием и использованием бюджетного фонда [3].

Доктор экономических наук, действительный член Российской коллегии аудиторов А. С. Нечаев приводит следующую трактовку понятия: «Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [4].

На основании проведенного анализа можно выделить два направления трактовки понятия «бюджет» (рисунок 1).

Трактовки понятия «бюджет»

с экономическом точки зрения

с точки зрения права

совокупность экономических отношении государства, органов власти муниципалитетов с юридическими и физическими лицами, направленных на перераспределение национального дохода для реализации социальных, экономических и иных функций

основной финансовый план (основная финансовая смета), имеющий статус закона, принятие которого осуществляется законодательным органом власти в ходе особой процедуры

Рисунок 1 - Подходы к определению понятия «бюджет» (*составлен авторами)

Необходимость формирования государственного бюджета связана с обеспечением материально-финансовой базы для выполнения руководством страны его функций: государство отбирает определенную часть национального дохода для обеспечения в стране расширенного воспроизводства, удовлетворения потребностей граждан различного содержания, выполнения оборонных задач и решения иных значимых вопросов, что позволит добиться ускоренных темпов экономического развития. Государственный бюджет является ключевым инструментом экономического развития страны.

Роль государственного бюджета в управлении экономикой страны определяется выполняемыми им функциями [2], которые представлены ниже (рисунок 2).

Рисунок 2 - Функции государственного бюджета (*составлен авторами)

Итак, эффективная реализация вышеперечисленных функций государством является гарантом экономического роста в стране. Охарактеризуем сущность каждой функции.

Распределительная функция госбюджета является основной: ее содержание раскрыто в экономической трактовке понятия «бюджет». Распределительная функция сводится к изъятию государством части полученного по итогам определенного периода национального дохода для последующего удовлетворения нужд граждан страны. Предполагается, что данная функция обеспечивает эффективное распределение финансов между различными отраслями: иначе говоря, государство направляет средства в те сферы, которые остро нуждаются в финансировании.

Проиллюстрируем действие распределительной функции госбюджета. Каждый год Государственной думой РФ принимается федеральный закон «О федеральном бюджете» на будущий год и последующие два с определением доходных статей и распределением средств расходной части бюджета на определенные нужды. Так, сельское хозяйство является одной из менее привлекательных для инвестирования отраслей российской экономики, поэтому государство, принимая во внимание колоссальную значимость данного сектора, реализует различные программы, направленные на повышение эффективности сельскохозяйственного производства в стране. Одним из источников финансирования мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Расходы на эти мероприятия ежегодно прописываются в ФЗ «О

федеральном бюджете», тем самым обеспечивается переток доходов, полученных из наиболее привлекательных отраслей, в более нуждающиеся секторы в виде субсидий и субвенций.

Схожим механизмом реализации характеризуется и регулирующая функция государственного бюджета. Сущность данной функции раскрывается в возможности регулирования наиболее приоритетных секторов российской экономики посредством распределения финансов страны. Регулирующая функция госбюджета обеспечивает государство способностью определять объемы производства в стране, стимулируя или ограничивая предпринимательскую активность. Обращаясь к предыдущему примеру, продемонстрируем регулирующее действие государственного бюджета.

На сегодняшний день одной из проблем, которые препятствуют развитию сельского хозяйства России, является неразвитость ее материально-технической базы. Государство, стремясь обеспечить техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства, а также встать на путь инновационного развития, предоставляет аграрным производителям субсидии на возмещение стоимости приобретенного сельскохозяйственного оборудования и (или) техники. На рис. 3 представлены расходы государственного бюджета, согласно ФЗ «О федеральном бюджете» за соответствующие годы, а также их фактическое исполнение, отраженное в отчетах Минсельхоза России.

25000

20000

® 15000 £ х

I 10000

5000 0

■ плановые расходы госбюджета □ фактические расходы госбюджета

Рисунок 3 - Расходы государственного бюджета на модернизацию и инновационное развитие сельского хозяйства России в 2013-2019 гг. [5]

Отсюда следует, что государство использует государственный бюджет, в том числе для регулирования объемов производства в различных секторах российской экономики.

Третья функция государственного бюджета - социальная - направлена на повышение уровня жизни граждан страны. Социальная функция госбюджета предполагает реализацию мероприятий, направленных на снижение уровня безработицы, на снижение смертности, повышение пенсий, обеспечение поддержки социально незащищенных категорий населения. В целях изучения социальной функции госбюджета проанализируем состав и структуру исполнения расходов федерального бюджета в 2018-2020 гг. и определим уровень расходов на социальные направления (таблица 1).

Изучение состава и структуры государственных расходов показало, что на сегодняшний день социальная политика России является наиболее приоритетным направлением: в 2018 г. ее доля в расходной части госбюджета составляла 27,4 %, а в 2020 г. - 30,6 %, т.е. на 3,2 п.п. больше. Казалось бы, значимость социальной функции государственного бюджета прослеживается в динамике объемов расходов на социальную политику России. Однако граждане «не ощущают» поддержки: возникают ситуации, когда по различного рода причинам люди недополучают положенные им выплаты. В этом состоит основная проблема финансирования социальной политики государства. Для решения данной проблемы требуется обеспечить жесткий контроль над движением выделенных из государственного бюджета средств. Причем касается это не только социальной сферы, но и других направлений финансирования.

Таблица 1 - Состав и структура расходов федерального бюджета РФ в 2018-2020 гг. [6]

Статья расходов 2018 г. 2019 г. 2020 г.

млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %

1 2 3 4 5 6 7

Общегосударственные вопросы 1257,1 7,5 1363,5 7,5 1507,7 6,6

Национальная оборона 2827,0 16,9 2997,4 16,5 3168,8 13,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1971,6 11,8 2083,2 11,4 2226,6 9,8

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7

Национальная экономика 2402,1 14,4 2827,1 15,5 3483,9 15,3

ЖКХ 148,8 0,9 282,2 1,5 371,5 1,6

Охрана окружающей среды 116,0 0,7 197,6 1,1 260,6 1,1

Образование 722,6 4,3 826,5 4,5 956,9 4,2

Культура, кинематография 94,9 0,6 122,4 0,7 144,5 0,6

Здравоохранение 537,3 3,2 713,0 3,9 1334,4 5,8

Социальная политика 4581,8 27,4 4882,8 26,8 6990,3 30,6

Физкультура и спорт 64,0 0,4 81,4 0,4 75,3 0,3

СМИ 88,4 0,5 103,5 0,6 121,1 0,5

Обслуживание государственного (муниципального) долга 806,0 4,8 730,8 4,0 784,2 3,4

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ 1095,4 6,6 1003,1 5,5 1395,9 6,1

Итого 16713,0 100,0 18214,5 100,0 22821,7 100,0

Исследуя расходную часть госбюджета РФ, следует также обратить внимание, что особое место в ее структуре также занимают национальная экономика (15,3 % в 2020 г.) и национальная оборона (13,9 % за тот же период). Большая доля госрасходов направляется на статью «общегосударственные вопросы», а такие значимые сферы, как образование и здравоохранение получают меньше государственной поддержки. Необходимо реформировать структуру расходной части федерального бюджета в сторону увеличения расходов на более значимые направления - образование и здравоохранение.

В данном контексте следует отметить, что обеспечивающая функция госбюджета выражается в обеспечении работы государственного аппарата страны.

Четвертая функция государственного бюджета - контрольная - связана со своевременным поступлением финансов в доходную часть, при этом в полном объеме. Контрольная функция госбюджета позволяет оценить, от каких источников государству поступают финансовые ресурсы. Проанализируем динамику поступлений в федеральный бюджет РФ за 2018-2020 гг. (таблица 2).

Таблица 2 - Состав и структура доходов федерального бюджета РФ в 2018-2020 гг. [6]

Статья доходов 2018 г. 2019 г. 2020 г.

млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %

Налог на прибыль организаций 995,5 7,0 1185,0 5,9 1091,4 5,8

Налоги на товары, реализуемые в РФ 4435,3 31,4 4779,9 23,7 5303,9 28,3

Налоги на товары, ввозимые в РФ 2538,4 18,0 2927,7 14,5 3035,6 16,2

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 6106,9 43,2 6173,1 30,6 4057,5 21,7

Безвозмездные поступления 53,2 0,4 73,2 0,2 1128,0 6,0

Итого 14129,3 100,0 20188,8 100,0 18722,2 100,0

Анализ состава и структуры доходной части государственного бюджета России показал, что на протяжении 2018-2019 гг. большая доля приходилась на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, что характеризует проблему сырьевой направленности российской экономики. Однако в 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции и приостановлением предпринимательской деятельности в большинстве сфер на определенный срок данная статья доходов сократилась, и лидирующее положение заняли налоги на товары, реализуемые на территории России: они составили 28,3 % от общей величины доходов за 2020 год.

Поскольку большую часть доходов составляют именно налоговые поступления, государству следует позаботиться об их эффективном и своевременном взимании. Между налогоплательщиком или плательщиком сборов и получателем средств существует определенный разрыв, который обусловлен наличием большого количества счетов по уровням органов казначейства. Плательщики налогов и сборов, не получая должной поддержки со стороны государства, изыскивают способы сокращения налогового бремени или ухода от их уплаты вовсе. Все это обусловливает низкий уровень наполняемости федерального бюджета и бюджета субъектов РФ. Кроме того, недополучение государством средств связано с наличием так называемой теневой экономики.

На рисунке 4 представим динамику разницы между доходами и расходами федерального бюджета России за 2018-2020 гг.

Изображенный график свидетельствует о том, что в 2018 и 2020 гг. был получен дефицит федерального бюджета России, причем в последнем отчетном году ее величина выросла в 1,6 раза. В 2019 году сложилась благоприятная экономическая ситуация в стране, в связи с чем образовался профицит.

3000,0 2000.0 1000,0 0,0 -1000,0 -2000,0 -3000,0 -4000.0

-5000.0

1974,3

-25еЗ,7

-4099.5

2018 г. 2019 г. 2020 г:

Рисунок 4 - Динамика профицита/дефицита федерального бюджета РФ в 2018-2020 гг. [6]

Таким образом, на сегодняшний день структура государственного бюджета России не является оптимальной, отсюда следует, что необходимо реализовать мероприятия, направленные на преодоление образовавшегося по итогам 2020 года дефицита и дальнейшее повышение эффективности бюджетной системы страны в целом.

В ходе оценки роли государственного бюджета в управлении экономикой России были выявлены следующие проблемы:

1) нецелевое использование государственных расходов, направленных на социальную политику и иные сферы жизнедеятельности;

2) недостаточное финансирование образования и здравоохранения;

3) неэффективное взимание налогов и развитие теневой экономики, что обусловливает неисполнение плана по заданному уровню наполняемости доходной части бюджета;

4) рост дефицита федерального бюджета.

С целью улучшения структуры государственного бюджета и обеспечения экономической стабильности в стране требуется внести определенные изменения касательно усиления действенности бюджетного механизма в целом. Предлагаемые варианты решения проблемы несбалансированного государственного бюджета включают:

1) обеспечение жесткого контроля над движением выделенных на целевое использование средств государственного бюджета;

2) увеличение госрасходов на статьи «образование» и «здравоохранение» за счет сокращения госрасходов на статью «общегосударственные вопросы»;

3) разработку системы показателей, которые позволят отслеживать эффективность осуществленных государственных расходов, чтобы получать достоверную информацию о результативности проводимых мероприятий и своевременно устранять возникающие проблемы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) обеспечение прозрачности движения финансовых ресурсов от плательщиков налогов и сборов в госбюджет.

Обобщая результаты проведенного исследования, следует сказать, что государственный бюджет является основным инструментом, под воздействием которого формируется направление экономического развития страны. Сбалансированность и обоснованность структуры госбюджета определяют протекание социально-экономических процессов, поэтому на сегодняшний день, когда существует множество проблем в бюджетной системе России, требуется обеспечить ее реформирование с целью оптимизации.

Источники

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.

2. Зуева, Т. Ю., Храмченко, А. А. Дикарева, И. А. Бюджетная система РФ: проблемы теории и практики // Трансформация российской экономики: рычаги управления и развитие региональных экономических систем. - Краснодар : КубГАУ. - 2020. - С. 29-36.

3. Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы : учебник / И.Н. Мысляева. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 445 с.

4. Нечаев, А. С. Бюджетная система Российской Федерации : учеб. пособие / А.С. Нечаев, Д.А. Антипин, О.В. Антипина. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 266 с.

5. Храмченко А.А. Анализ бюджетного инвестирования/ Храмченко А.А., Вакуленко А.А., Салова А.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 447-454.

6. Храмченко А.А. Оценка структуры динамики пенсионной системы в РФ/ Храмченко А.А., Абрамян М.Н., Борсук Д.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 440-443.

References

1. Budget code of the Russian Federation of 31.07.1998 N 145-FZ [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702.

2. Zueva, T. Yu., Khramchenko, A. A. Dikareva, I. A. Budget system of the Russian Federation: problems of theory and practice // Transformation of Russian economy: management levers and development of regional economic systems. - Krasnodar : KubSAU. - 2020. - pp. 29-36.

3. Myslyaeva, I. N. State and municipal finance : textbook / I.N. Myslyaeva. - 5th ed., reprint. and additional. - Moscow: IN-FRA-M, 2020. - 445 p.

4. Nechaev, A. S. The budget system of the Russian Federation : textbook. manual / A.S. Nechaev, D.A. Antipin, O.V. An-tipin. - Moscow: INFRA-M, 2019. - 266 p.

5. Khramchenko A.A. Analysis of budget investment / Khramchenko A.A., Vakulenko A.A., Salova A.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). S. 447-454.

6. Khramchenko A.A. Assessment of the structure of the dynamics of the pension system in the Russian Federation / Khramchenko A.A., Abramyan M.N., Borsuk D.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39). S. 440-443.

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11113

Т.Г. Шелкунова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы организации», ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»,

T.G. Shelkunova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Finance of the Organization, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University)";

Л.Б. Басиева - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы организации», ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»,

L.B. Basieva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Finance of the Organization, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University) ";

А.С. Гутиева - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы организации», ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»,

A.S. Gutieva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Finance of the Organization, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University) ".

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ FEATURES OF FUNCTIONING OF THE MODERN MARKET OF INSURANCE SERVICES

Аннотация. Неотъемлемой составной часть финансового сектора Российской Федерации выступает рынок страховых услуг. Становление российского страхового рынка, по сравнению с этим процессом в развитых странах, происходило относительно недавно. Это обусловлено тем, что в период советской власти действовала система государственного страхования. Однако в процессе перехода на рыночную экономику в России возрождение роли и функций страхового рынка стало неизбежным.

Одним из ключевых моментов при выработке и принятии стратегических решений является формирование и развитие рынка страховых услуг, который был в полной мере отвечал современным мировым стандартам, а также удовлетворял потребности страхователей и государства. Однако, проводимые в настоящее время исследования в области функционирования страхового рынка России, подтверждает, что он не в полной мере отвечают требованиям рыночной экономики.

Abstract. The insurance market is an integral part of the financial sector of the Russian Federation. The formation of the Russian insurance market, in comparison with this process in developed countries, took place relatively recently. This is due to the fact that during the Soviet period there was a system of state insurance. However, in the process of transition to a market economy in Russia, the revival of the role and functions of the insurance market has become inevitable.

One of the key points in the development and adoption of strategic decisions is the formation and development of the insurance services market, which fully met modern world standards, and also met the needs of policyholders and the state. However, current research into the functioning of the Russian insurance market confirms that it does not fully meet the requirements of a market economy.

Ключевые слова: рынок страховых услуг, страхование, страховой рынок, финансовый сектор экономики. Keywords: insurance market, insurance, insurance market, financial sector of the economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.