Научная статья на тему 'Особенности формирования доходов федерального бюджета'

Особенности формирования доходов федерального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4508
566
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НОРМАТИВЫ ЗАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА / FEDERAL TAXES / THE FED-ERAL BUDGET / THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE CONSOLIDATED BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / TAX RATES / OBJECT OF THE TAXATION / DIRECT AND INDIRECT TAXES / STANDARDS OF TRANSFER OF TAXES IN THE BUDGET / NON-TAX INCOME / GRATUITOUS RECEIPTS / DEFICIT (SURPLUS) OF THE BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович, Львова Марина Вячеславовна, Арланова Ольга Ивановна

В многочисленных исследованиях, посвященных порядку функционирования бюджетной системы страны, отмечается, что в качестве правовой категории федеральный бюджет является центральным звеном в бюджетной системе, объективно занимает особое место не только в бюджетной системе, но ив системе государственных финансов, является основным финансовым планом каждого государства, утверждаемым высшим законодательным органом страны (в России Государственной Думой РФ). В федеральных странах на уровне федеральных бюджетов, как правило, сосредоточено не менее 45-55 % бюджетных ресурсов, а еще выше до 80-90 % в унитарных государствах с двухуровневыми бюджетными системами. Доля доходов федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета России занимает около 70 процентов. В федеральном бюджете происходит перераспределение ВВП между субъектами Федерации. Особая роль федерального бюджета в процессе воспроизводства, обеспечивающая финансово-экономическую стабильность в стране в условиях нынешней экономической обстановки в мире, характеризующейся санкциями Запада в отношении России, снижением нефтегазовых доходов вследствие снижения цен на нефть предъявляют соответствующие требования к формированию доходов и расходов федерального (центрального) бюджета. В исследованиях анализируется порядок формирования доходов и расходов федерального бюджета в большинстве случаев только в части налоговых доходов, при этом охватывается незначительный период времени, как правило, 3-4 года. С вступлением в силу НК РФ произошли значительные изменения в составе налогов, ставках, нормативах распределения налогов между бюджетами различных уровней. В настоящей статье авторами рассмотрены эти изменения, и их влияние на бюджетный процесс, на фактических статистических данных за 2003-2017 гг. рассмотрены особенности формирования доходов федерального бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of the Federal budget revenues

In numerous studies on the functioning of the budget system of the country, it is noted that as a legal category, the Federal budget is the Central link in the budget system, objectively occupies a special place not only in the budget system, but also in the system of public Finance, is the main financial plan of each state, approved by the Supreme legislative body of the country (in Russia the state Duma of the Russian Federation). In Federal countries at the level of Federal budgets, as a rule, not less than 45-55 % of budget resources are concentrated, and even higher up to 80-90 % in unitary States with two-level budget systems. The share of Federal budget revenues in the consolidated budget of Russia is about 70 percent. In the Federal budget there is a redistribution of GDP between the subjects of the Federation. The special role of the Federal budget in the process of reproduction, ensuring financial and economic stability in the country in the current economic situation in the world, characterized by Western sanctions against Russia, the decline in oil and gas revenues due to lower oil prices impose appropriate requirements for the formation of revenues and expenditures of the Federal (Central) budget. The research analyzes the procedure for the formation of Federal budget revenues and expenditures in most cases only in terms of tax revenues, while covering a small period of time, usually 3-4 years. With the entry into force of the tax code there have been significant changes in the composition of taxes, rates, standards of distribution of taxes between budgets of different levels. In this article, the authors consider these changes, and their impact on the budget process, on the actual statistical data for 2003-2017. The features of the formation of Federal budget revenues from tax and non-tax revenues are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования доходов федерального бюджета»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №1, Том 11 / 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today/issue-1 -2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/12ECVN119.pdf Статья поступила в редакцию 01.02.2019; опубликована 23.03.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:

Зотиков Н.З., Львова М.В., Арланова О.И. Особенности формирования доходов федерального бюджета // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/12ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zotikov N.Z., Lvova M.V., Arlanova O.I. (2019). Features of formation of the Federal budget revenues. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https://esj.today/PDF/12ECVN119.pdf (in Russian)

Работа выполнена в рамках гранта РФФИ №18-010-00357 на тему «Совершенствование налогово-бюджетного механизма и его влияние на экономику региона» на 2018-2020 гг.

УДК 336.14(470) ББК У261.3(2Рос)

Зотиков Николай Зотикович

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия

Доцент кафедры «Финансов, кредита и экономической безопасности»

Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Львова Марина Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]

Арланова Ольга Ивановна

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]

Особенности формирования доходов федерального бюджета

Аннотация. В многочисленных исследованиях, посвященных порядку функционирования бюджетной системы страны, отмечается, что в качестве правовой категории федеральный бюджет является центральным звеном в бюджетной системе, объективно занимает особое место не только в бюджетной системе, но ив системе государственных финансов, является основным финансовым планом каждого государства, утверждаемым высшим законодательным органом страны (в России - Государственной Думой РФ).

В федеральных странах на уровне федеральных бюджетов, как правило, сосредоточено не менее 45-55 % бюджетных ресурсов, а еще выше - до 80-90 % - в унитарных государствах с двухуровневыми бюджетными системами. Доля доходов федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета России занимает около 70 процентов. В федеральном бюджете происходит перераспределение ВВП между субъектами Федерации.

Особая роль федерального бюджета в процессе воспроизводства, обеспечивающая финансово-экономическую стабильность в стране в условиях нынешней экономической обстановки в мире, характеризующейся санкциями Запада в отношении России, снижением

нефтегазовых доходов вследствие снижения цен на нефть предъявляют соответствующие требования к формированию доходов и расходов федерального (центрального) бюджета.

В исследованиях анализируется порядок формирования доходов и расходов федерального бюджета в большинстве случаев только в части налоговых доходов, при этом охватывается незначительный период времени, как правило, 3-4 года.

С вступлением в силу НК РФ произошли значительные изменения в составе налогов, ставках, нормативах распределения налогов между бюджетами различных уровней.

В настоящей статье авторами рассмотрены эти изменения, и их влияние на бюджетный процесс, на фактических статистических данных за 2003-2017 гг. рассмотрены особенности формирования доходов федерального бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов.

Ключевые слова: федеральные налоги; федеральный бюджет; консолидированный бюджет РФ; консолидированные бюджеты субъектов РФ; налоговые ставки; объект налогообложения; прямые и косвенные налоги; нормативы зачисления налогов в бюджет; неналоговые доходы; безвозмездные поступления; дефицит (профицит) бюджета

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством, является налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших социально-экономических задач. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в экономике в сочетании с другими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и эффективного функционирования единого целого финансового рынка.

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика, которая, в частности, отражает классификацию налогов, методы и принципы налогообложения, действующие в налоговой системе страны.

Налоговые поступления являются основным источником доходной части федерального бюджета и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. От величины налоговых доходов зависит возможность государства эффективно выполнять возложенные на него функции, а именно, обеспечение обороноспособности, внутреннего порядка и социальное обеспечение населения [1].

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования расходных обязательств Российской Федерации, основой функционирования и развития экономики страны, инструментом регулирования макроэкономических диспропорций.

Особенностью федерального бюджета РФ является тот факт, что нефтегазовые доходы являются важной его составляющей и существует высокая зависимость его доходной части от цен на природные ресурсы. В то же время за последние годы происходит снижение доли нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета и рост доли нефтегазовых доходов федерального бюджета [8]. В этих условиях балансировка доходов и расходов федерального бюджета является основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета [9].

Действующие экономические санкции в отношении России, обособленность от внешнего рынка приводят к снижению доходов от внешнеэкономической деятельности. В этих

Введение

условиях планируется получение доходов за счет увеличения поступлений налогов от внутренней деятельности: налога на прибыль организаций, НДС, акцизов и др.

Значительные изменения налогового законодательства произошли с принятием и введением в действие начиная с 1999 г. части первой и в последующем отдельных глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Изменения коснулись перечня налогов, их элементов, в том числе ставок, распределения налогов между бюджетами различных уровней и др. В связи с этим тема исследования является актуальной.

Цель статьи - рассмотреть изменения, которые произошли в формировании доходов федерального бюджета после вступления в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации.

Состав налогов, формирующих налоговые доходы федерального бюджета

Становление российской налоговой системы можно отнести к 1991-1992 гг. Перечень налогов, взимаемых на территории Российской Федерации», был установлен Федеральным законом №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в частности, федеральные налоги - статьей 19 указанного закона.

Как следует из данных таблицы 1, в своем развитии налоговое законодательство постоянно менялось, отменялись действующие налоги, вводились новые налоги. Так, с 01.01.2001 г. отменены ранее действовавшие налоги: на доходы банков и страховой деятельности (они стали облагаться, как и другие организации, налогом на прибыль), биржевой налог; с 2002 г. перестали взиматься налоги, служащие источниками образования дорожных фондов: налог на приобретение транспортных средств, налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию ГСМ и налог за пользователей автодорог и др.

Введены налог на покупку иностранных денежных знаков, выраженных в иностранной валюте (отменен с 2003 г.), налог на игорный бизнес (с 2004 г. стал налогом региональным), ЕСН (введен с 2001 г. в соответствии с главой 24 НК РФ, с 2010 г. заменен страховыми взносами, с 2017 г. вновь взимается в соответствии с главой 34 НК РФ); НДПИ и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, которые взимаются и в настоящее время в составе федеральных налогов и сборов.

Таблица 1

Федеральные налоги и сборы

1.07. 1992 28.07. 1993 24.10. 1998 19.06. 1999 1.01. 2001 26.04. 2001 1.01. 2002 29.08. 2002 1.01. 2003 1.01. 2004

НДС + + + + + + + + + +

Акцизы на отдельные группы и виды товаров (с 2001 г. -акцизы) + + + + + + + + + +

Налог на доходы банков + + + +

Налог на доходы от страховой деятельности + + + +

Налог с биржевой деятельности (биржевой налог) + + + +

Налог на операции с ценными бумагами + + + + + + + + + +

Таможенная пошлина + + + + + + + + + +

Отчисления на воспроизводство минерально -сырьевой базы + + + + + +

Платежи за пользование природными ресурсами + + + + + + + + + +

Вестник Евразийской науки 2019, №1, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today

1.07. 28.07. 24.10. 19.06. 1.01. 26.04. 1.01. 29.08. 1.01. 1.01.

1992 1993 1998 1999 2001 2001 2002 2002 2003 2004

Подоходный налог (налог на

прибыль) с предприятий (с 2002 г. - налог на прибыль + + + + + + + + + +

организаций)

Подоходный налог с физических лиц (с 2001 г. - НДФЛ) + + + + + + + + + +

Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов + + + + + + +

Гербовый сбор + + + +

Государственная пошлина + + + + + + + + + +

Налог с имущества,

переходящего в порядке + + + + + + + + + +

наследования и дарения

Сбор за использование

наименований «Россия». + + + + + + + + + +

«Российская Федерация»

Сбор за пограничное оформление + + + +

Налог на покупку иностранных

денежных знаков, выраженных в + + + + + + +

инвалюте

Налог на игорный бизнес (из

числа федеральных исключен с + + + + + + +

2004 года)

Плата за пользование водными

объектами (с 2004 г. - водный + + + + + + +

налог)

Сборы за выдачу лицензий и

право на производство и оборот

этилового спирта, + + + + + + +

спиртосодержащей и

алкогольной продукции

Единый социальный налог + + + + + +

Налог на отдельные виды +

транспортных средств

НДПИ + + + +

Сборы за пользование объектами

животного мира и за +

пользование объектами водных

биологических ресурсов

Составлено авторами на основании Закона РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями)

К моменту введения в действие части второй НК РФ (с 2002 г. - глава 21 «НДС», глава 22 «Акцизы», глава 23 «НДФЛ», глава 24 «Единый социальный налог») федеральные налоги и сборы были представлены в следующем виде: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, водный налог, НДПИ, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, госпошлина, налог на наследование и дарение (отменен с 2006 года).

Развитие рыночных отношений в России привело к необходимости реорганизации исчисления и взимания налога с оборота, что предопределило установление в России с 1 января 1992 года налога на добавленную стоимость. Этот налог практически заменил ранее действовавший налог с оборота и налог с продаж, не только заменил, но и заметно превзошел, как инструмент формирования доходов бюджета, так и регулирования экономики [2].

Кроме того, с введением НДС косвенные налоги в налоговой системе страны стали преобладать, в дальнейшем преобладающая доля косвенного налогообложения имеет тенденцию к увеличению [5]. Доля косвенных налогов преобладает в доходах федерального бюджета (их доля в доходах местных бюджетов - 0 %, в бюджетах субъектов РФ в 2017 г. 14,6 % [7].

С 1 января 2019 г. перечень федеральных налогов и сборов дополнен налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, взимаемым по правилам вновь вводимой главы 25.4 НК РФ.

Таблица 2

Федеральные налоги и сборы по НК РФ

С 2004 года (ФЗ от 31.07.98 №146-ФЗ) С 2005 г. С 2009 г. С 2019 г.

НДС НДС НДС НДС

Акцизы на отдельные виды товаров Акцизы Акцизы Акцизы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог на прибыль (доход) организаций Налог на прибыль организаций Налог на прибыль организаций Налог на прибыль организаций

Налог на доходы от капитала

Подоходный налог с физических лиц НДФЛ НДФЛ НДФЛ

Взносы в гос. внебюджетные фонды ЕСН ЕСН

Госпошлина

Таможенная пошлина

Налог на пользование недрами НДПИ НДПИ НДПИ

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (с 1.01.2019)

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водными биологическими ресурсами Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водными биологическими ресурсами Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водными биологическими ресурсами

Лесной налог

Водный налог Водный налог Водный налог Водный налог

Экологический налог

Федеральные лицензионные сборы Госпошлина Госпошлина Госпошлина

Составлено авторами на основании статьи 13 НК РФ (с последующими изменениями)

Ставки федеральных налогов

С развитием и дальнейшим совершенствованием налогового законодательства меняется не только состав налогов, формирующих доходную часть налоговых доходов того или иного бюджета, но и ставки налогов (таблицы 3, 4), а также нормативы зачисления налогов по уровням бюджетной системы РФ (таблица 5).

Ставки федеральных налогов являются пропорциональными, то есть при постоянной ставке сумма налога меняется в зависимости от изменения налоговой базы.

С учетом того, какова роль налогов в формировании доходов федерального бюджета, а также периодичности изменения налоговых ставок рассмотрим такие налоги, как НДС, налог на прибыль организаций. В отличие от других налогов указанные налоги претерпели наибольшие изменения.

Таблица 3

Ставки налога на добавленную стоимость (НДС)

Ставки Объект налогообложения Основание

28 % (21,88 %) по всем товарам (работам, услугам). Закон РФ от 06.12.1991 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

10 % 20 % по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ; по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары. Закон РФ от 16.07.1992 №3317-1.

10 % 10 % 20 % по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством РФ, и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ; по зерну, сахару - сырцу, рыбной мук, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов; по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары. Федеральный закон от 25.04.1995 №63-ФЗ.

0 % 10 % 20 % при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта; при реализации продовольственных товаров, перечисленных в подп. 1 п.2 ст. 164 НК РФ), товаров для детей (подп.2 п.2 ст. 164 НК РФ); при реализации товаров (работ, услуг), не указанных выше. Федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ

10/110 % 20/120 % при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг); при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом. Федеральный закон от 29.05.2002 №57-ФЗ.

0 % 10 % 18 % при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта; при реализации продовольственных товаров, перечисленных в подп. 1 п.2 ст. 164 НК РФ), товаров для детей (подп.2 п.2 ст. 164 НК РФ); при реализации товаров (работ, услуг), не указанных выше. Федеральный закон от 07.07.2003 №117-ФЗ.

0 % 10 % 20 % при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта; при реализации продовольственных товаров, перечисленных в подп. 1 п.2 ст. 164 НК РФ), товаров для детей (подп.2 п.2 ст. 164 НК РФ); при реализации товаров (работ, услуг), не указанных выше. Федеральный закон от 03.08.2018 №303-Ф3. Ставка в размере 20 % действует с 2019 года.

Составлено авторами с использованием Федеральных законов, вносящих изменения в ставки НДС

Как показывают данные таблицы 3, ставки НДС менялись в сторону снижения. Так, ставка НДС, установленная Законом РФ от 06.12.1991 №1992-1 при первоначальном введении налога в стране в размере 28 %, снижена Законом РФ от 16.07.1992 №3317-1 до 20 %, при этом по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей (по перечню, установленному Правительством РФ) ставка установлена в размере 10 % (которая действует и в настоящее время по перечню товаров, содержащемуся в статье 164 НК РФ). При

реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ установлена ставка налога в размере 0 % (при этом сумма «входного» НДС при подтверждении реальности экспорта возмещается из федерального бюджета).

Ставка налога в размере 20 % просуществовала до 2003 года. Федеральным законом от 07.07.2003 г. №117-ФЗ ставка НДС снижена до 18 %, действовавшая до 2018 года включительно. С 2019 г. ставка налога вновь повышена до 20 %, при этом льготная ставка в размере 10 % сохраняет свое действие.

Таблица 4

Ставки налога на прибыль организаций

Ставка - всего (%) Основание

32 45 Закон РФ от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

35 Федеральный закон от 25.04.1995 №64-ФЗ

24 Федеральный закон от 06.08.2001 №110-ФЗ

24 Федеральный закон от 07.07.2003 №117-ФЗ

24 Федеральный закон от 29.07.2004 №95-ФЗ

20 Федеральный закон от 26.11.2008 №224-ФЗ

С введением налога в 1992 году ставка налога на прибыль предприятий и организаций составляла 32 %, для бирж, кредитных и страховых организаций, по посредническим операциям - 45 %.

Федеральным законом от 25.04.1995 №64-ФЗ ставка налога на прибыль уменьшена до

35 %.

С введением Федеральным законом от 06.07.2001 №110-ФЗ в действие с 2002 года главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» ставка налога на прибыль организаций снижена до 24 %.

С 2009 г. Федеральным законом от 26.11.2008 №224-ФЗ ставка налога уменьшена до 20 %, которая действует и в настоящее время.

Нормативы зачисления налогов в бюджеты бюджетной системы РФ

Как правило, перечисленные в таблице 2 федеральные налоги поступают в федеральный бюджет и другие бюджеты, как это предусмотрено Бюджетным кодексом РФ и ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете страны на очередной год.

Таблица 5

Зачисление налогов в федеральный бюджет (в %)

1.01.00 1.01.05 1.01.09 1.01.10 1.01.11 1.01.13 1.01.14 1.01.15 1.01.17, 1.01.18

Налог на прибыль организаций (по ставке, установленной для зачисления в ФБ) 100 100 100 100 100 100 100 100 100

НДС 85 100 100 100 100 100 100 100 100

НДПИ:

в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Вестник Евразийской науки 2019, №1, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 1, Vol 11 https://esi.today

1.01.00 1.01.05 1.01.09 1.01.10 1.01.11 1.01.13 1.01.14 1.01.15 1.01.17, 1.01.18

в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) 100 95 95 100 100 100 100 100 100

за исключением углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых 40 40 40 40 40 40 40 40 40

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 20 70 20 20 20 20 20 20 20

То же (по внутренним водным объектам) 20 100 20 20 20 20 20 20 20

Водный налог 100 100 100 100 100 100 100 100 100

ЕСН по ставке, установленной в части, зачисляемой в ФБ 100 100

Составлено авторами на основании статьи 50 Бюджетного кодекса РФ (с изменениями) и Федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и плановый период

Так, НДС до 2001 года был «разноуровневым», то есть зачислялся в бюджеты разных уровней, в том числе в федеральный бюджет по нормативу:

75 % - в 1998 году (Федеральный закон от 26.03.1998 №42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год»;

в 1 квартале 1999 г. - 75 %, с 1 апреля 1999 г. - 85 % (Федеральный закон от 22.02.1999 №36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год»;

85 % - в 2000 году (Федеральный закон от 31.12.1999 №227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год»).

С 2001 года НДС стал закрепленным за одним бюджетом по принципу «один налог -один бюджет», то есть в полном объеме налог стал поступать в федеральный бюджет.

Налог на прибыль поступает в бюджеты различных уровней. Распределение налога на прибыль по уровням бюджетной системы РФ введено Федеральным законом от 25.04.1995 №64-ФЗ, из ставки 35 % зачислялся в федеральный бюджет - 13 %, бюджет субъектов РФ -22 %.

Со снижением ставки налога на прибыль организаций с 35 % до 24 % после введения в действие с 2002 года главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» в федеральный бюджет стал зачисляться7,5 %; бюджет субъектов РФ - 14,5 %, местный бюджет - 2 % (соответственно 5; 17 и 2 % по Федеральному закону от 07.07.2003 №117-ФЗ).

С 2005 года Федеральным законом от 29.07.2004 №95-ФЗ распределение налога на прибыль организаций в местный бюджет отменено, и налог стал зачисляться в федеральный бюджет в размере 6,5 % и бюджет субъектов РФ - 17,5 %.

С 2009 г. с уменьшением ставки налога до 20 % предусмотрено зачисление налога в федеральный бюджет в размере 2,5 %, в бюджет субъектов РФ - 17,5 % (с 2010 г. -соответственно 2 % и 18 %).

В соответствии с Федеральным законом от 07.03.2018 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 №301-ФЗ) в 2017-2024 годах в федеральный бюджет зачисляется 3 %, в бюджет субъектов РФ - 17 %.

Полностью поступают в федеральный бюджет следующие федеральные налоги:

• налог на прибыль организаций (по ставке, установленной для зачисления в федеральный бюджет);

• НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);

• водный налог.

В федеральный бюджет поступают федеральные налоги по нормативам:

• НДПИ (за исключением углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - 40 %;

• сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 20 %;

• сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 20 %;

• акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % - по нормативу 50-60 %.

Следует отметить, что НДФЛ, являясь налогом федеральным, в федеральный бюджет не поступает, а распределяется по нормативу между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. Таким образом, отнесение налога к федеральным обеспечивает единство ставки НДФЛ в масштабе всей страны.

Формирование федерального бюджета за счет налоговых доходов

Таблица 6

Доходы федерального бюджета за 2003-2017 гг. (млн руб.)

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Налоговые доходы 1564679,8 1851875,6 2912078,3 3358421,5 4290031,9 4725117,6

Неналоговые доходы 176718,3 224613,9 1852475,3 2569769,1 2854962,7 4042710,3

Безвозмездные поступления 963,6 35923,1 86598,9 34858,0 231144,7 1335,8

Итого доходов 1742361,7 2112412,6 4851152,5 5963048,6 7376139,3 8769163,7

Доля в доходах:

-налоговых доходов 89,9 87,7 60,0 56,3 58,2 53,9

-неналоговых доходов 10,1 10,6 38,2 43,1 38,7 46,1

-безвозмездных поступлений 1,7 1,8 0,6 3,1

Из налогов:

-налог на прибыль 170935,9 205719,7 377591,2 509912,5 641321,9 761129,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-НДФЛ 9,0 7,2 14,7 2,1 -1,3 -0,3

-НДС на товары: 882063,5 1069691,6 1472210,1 1510903,4 2261477,1 2132203,0

а) реализуемые в РФ 529238,1 641811,6 1025667,6 924189,7 1390389,9 998387,7

б) ввозимые в РФ 352825,4 427880,0 446542,5 586713,7 871087,2 1133815,3

-акцизы по товарам: 252531,3 117205,0 107192,1 110487,8 135035,1 160491,2

а) производимым в РФ 248109,6 109738,6 89543,8 93234,0 108843,9 125235,8

б) ввозимым в РФ 4421,7 7466,4 17648,3 17253,8 26191,2 35255,4

-плата за природные ресурсы 249507,7 434252,6 930218 1193489,3 1317498,8 1637516,1

2003 2004 2005 2006 2007 2008

-госпошлина 23588,4 25928,4 29621,3 33679,5

-задолженность 9817,0 5898,0 3907,5

Расходы 2358546,3 2698867,2 3514347,6 4284803,3 5986561,8 7570878,9

Дефицит (-), профицит (+) +227644,9 +730006,3 +1612881,3 +1994085,1 +1794558,0 +1705052,4

то же, в % от дохода 8,8 21,3 31,4 31,7 23,1 18,4

Доля налогов в налоговых доходах, в том числе (%): 99,3 98,6 99,1 99,0 100,0 99,1

-налог на прибыль 10,9 11,1 13,0 15,2 14,0 16,1

-НДС 56,4 57,8 50,5 45,0 52,2 45.1

-акцизы 16,1 6,3 3,7 3,3 3,1 3,4

-плата за природные ресурсы 15,9 23,4 31,9 35,5 30,7 34,5

Справочно:

Налоговые доходы в консолидированном бюджете РФ 3735236,7 4942072,5 5620872,6 6764024,5 8732609 10101805,7

в том числе налоги, поступающие в ФБ, из них: 2152160,8 2765178,5 4060523,9 4733736,8 6065392 6737913,8

-налог на прибыль 526547,1 867596,7 1332916 1670593 2172034,1 2513172,1

-НДС 882063,5 1069691,6 1472210,1 1510903,4 2261477,1 2132203,0

-акцизы 347796,4 246924 253777,5 270572,4 314382 349934

-плата за природные ресурсы 395753,8 580966,2 1001620,3 1281668 1317498,8 1742604,7

Доля указанных налогов в консолидированном бюджете РФ (%) 57,6 56,0 72,2 70,0 69,5 66,7

ВВП, млрд руб. 13208 17027 21610 26917 33248 41429

Налогоемкость, % 11,8 10,9 13,5 12,5 12,9 11,4

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Налоговые доходы 3386724,2 4401878,2 5985115,4 6853168,1 7063779,4 7921171,7

Неналоговые доходы 3435033,5 3902773,4 5353515,3 5937722,9 5905040,3 6464743,6

Безвозмездные поступления 6206,1 277,2 29021,9 64650,0 51119,8 110965,1

Итого доходов 6827963,8 8304928,8 11367652,6 12855541,0 13019939,5 14496880,4

Доля в доходах(%)

-налоговых доходов 49,6 53,0 52,6 53,3 54,3 54.6

-неналоговых доходов 50,3 47,0 47,1 46,2 45,3 44,6

-безвозмездных поступлений 0,1 - 0,3 0,5 0,4 0,8

Из налогов:

-налог на прибыль 195419,8 255026,1 342601,8 375817,3 352213,3 411316,4

-НДФЛ 9189,4

-НДС на товары: 2049963,2 2498263,9 3250411,9 3545795,9 3539013,0 3931656,8

а) реализуемые в РФ 1176607,6 1328749,4 1753240,5 1886135,4 1868209,2 2181420,0

б) ввозимые в РФ 873355,6 1169514,5 1497171,4 1659660,5 1670803,8 1750236,8

-акцизы по товарам: 101541,7 143951,9 278361,3 395253,4 524409,2 592380,4

а) производимым в РФ 81711,3 113898,5 231779,9 341865,2 461046,0 520829,4

б) ввозимым в РФ 19830,4 30053,4 46581,4 53388,2 63363,2 71551,0

-плата за природные ресурсы 1006261,3 1408315,5 2046892,4 2442812,7 2554816,9 2884618,2

2009 2010 2011 2012 2013 2014

-госпошлина 32681,1 63123,1 65835,5 92330,6 92163,6 90864,5

-задолженность 857,1 33253,4 1057,0 1213,8 1188,2

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Расходы 9660061,0 10117454,5 10925617,4 12894986,7 13342921,6 14831575,9

Дефицит (-), (профицит (+) -2322310,5 -1812040,1 +442035,2 -39446,1 -322982,2 -334695,4

то же, в % от дохода 31,6 21,8 3,9 0,3 2,5 2,3

Доля налогов в налоговых доходах, в том числе (%): 99,0 97,9 98,9 98,6 98,7 98,7

-налог на прибыль 5,8 5,8 5,7 5,5 5,0 5,2

-НДС 60,5 56,8 54,3 51,7 50,1 49,6

-акцизы 3,0 3,3 4,7 5,8 7,4 7,5

-плата за природные ресурсы 29,7 32,0 34,2 35,6 36,2 36,4

Справочно:

Налоговые доходы в консолидированном бюджете РФ 7372537,5 8963359,7 11276564,8 12653062 13030578,5 14413822,3

в том числе налоги, поступающие в ФБ, из них: 4742798,1 6185014 8256409,8 9223042,8 9224773,2 10313831,3

-налог на прибыль 1264644,3 1774571,1 2270544,7 2355702,6 2071885 2375320,3

-НДС 2049963,2 2498263,9 3250411,9 3545795,9 3539013,0 3931656,8

-акцизы 347245 471418,2 650461,3 837029,9 1015838,3 1072201,2

-плата за природные ресурсы 1080945,6 1440760,8 2084991,9 2484514,4 2598036,9 2934653

Доля указанных налогов в консолидированном бюджете РФ (%) 64,3 69,0 73,2 72,9 70,8 71,6

ВВП, млрд руб. 39101 46309 59698 66927 71017 77945

Налогоемкость, % 8,7 9,5 10,0 10,2 9,9 10,2

2015 2016 2017 2017 г. к 2013 г. (%) Всего за 2003-2017 гг. В среднем за год

Налоговые доходы 8590543,9 8734187,4 11071284,6 7,1р 82710057,6 5514003,8

Неналоговые доходы 4808423,5 4573743,5 3976150,0 22,5 р. 56078395,6 3738559,7

Безвозмездные поступления 260275,5 152109,8 41480,3 43 р. 1106929,8 73795,3

Итого доходов 13659242,9 13460040,7 15088914,8 8,6 р. 139895383 9326358,9

Доля в доходах(%)

-налоговых доходов 62,9 64,9 73,3 82,4 59,1 59,1

-неналоговых доходов 35,2 34,0 26,4 2,4 р. 40,1 40,1

-безвозмездных поступлений 1,9 1,1 0,3 0,8 0,8

Из налогов:

-налог на прибыль 491379,9 491023,2 762404,2 4,5 р. 6343812,3 422920,8

-НДФЛ

-НДС на товары: 4233568,2 4570961,2 5137148,8 5,8 р. 42085331,6 2805688,8

а) реализуемые в РФ 2448348,4 2657395,3 3069928,2 5,8 р. 23879718,6 1591981,2

б) ввозимые в РФ 1785219,8 1913565,9 2067220,6 5,8 р. 18205613 1213707,6

-акцизы по товарам: 581864,1 694242,9 987805,9 3,9 р. 5182753,3 345516,9

а) производимым в РФ 527889,4 632156,3 909570,6 3,66 р. 4595452,3 306363,5

б) ввозимым в РФ 53974,7 62086,6 78235,3 17,7 раз 587301 39153,4

2015 2016 2017 2017 г. к 2013 г. (%) Всего за 2003-2017 гг. В среднем за год

-плата за природные ресурсы 3181153,3 2882960,1 4090327,0 16,4 р. 28260639,9 1884042,7

-госпошлина 101741,6 94206,1 93388,4 809732,1 53982,1

-задолженность 853,4 805,9 216,2

2015 2016 2017 2017 г. к 2013 г. (%) Всего за 2003-2017 гг. В среднем за год

Расходы 15620252,6 16416446,8 16420303,1 7 р.

Дефицит -1961009,6 -2956406,1 -1331388,3 -11080278,3

то же, в % от дохода 14,3 22,0 8,8 7,9

Доля налогов в налоговых доходах (%), в том числе: 98,8 98,8 99,1

-налог на прибыль 5,7 5,6 6,9 63,3 7,7 7,7

-НДС 49,3 52,3 46,4 82,3 50,9 50,9

-акцизы 6,8 7,9 8,9 55,3 6,3 6,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-плата за природные ресурсы 37,0 33,0 36,9 2,3 р. 34,2 34,2

Справочно:

Налоговые доходы в консолидированном бюджете РФ 15515794,7 16308216,8 19276896,9 5,2 р. 144743234,2 9649548,9

в том числе налоги, поступающие в ФБ, из них: 11151672,1 11649089,7 14189713,3 111451243,8 7430083

-налог на прибыль 2598982,8 2770320,6 3290131,8 6,2 р. 29854956,8 1990330,4

-НДС 4233568,2 4570961,2 5137148,8 5,8 р. 42085331,6 2805688,8

-акцизы 1068371,9 1355964,7 1599513,9 4,6 р. 10201429,8 680095,3

-плата за природные ресурсы 3250749,2 2951843.2 4162918,8 10,5 р. 29309525,6 1953968,4

Доля указанных налогов в консолидированном бюджете РФ (%) 71,9 71,4 73,6 77,0

ВВП, млрд руб. 80804 86044 92819 5,9 раза 774103

Налогоемкость, % 10,6 10,2 11,9 100,8 10,7

Разработано авторами по данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Примечание: в целях приведения данных к сопоставимому виду данные, приведенные в Отчете об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2003-2009 г., приведены в измененном виде:

1. ЕСН с 2010 г. заменен страховыми взносами. Поэтому данные налоговых доходов за 2003-2009 гг. приведены без учета ЕСН.

2. В течение 2003-2005 гг. в составе доходов федерального бюджета учтены налоги, не зачисляемые в доходы федерального бюджета в последующие годы согласно Бюджетному кодексу РФ:

• налог на совокупный доход (УСН, ЕНВД, ЕСХН);

• налог на игорный бизнес.

3. С отчета за 2003-2004 гг. исключены: таможенные пошлины, доходы целевых внебюджетных фондов, налог на операции с ценными бумагами, прочие доходы.

Таблица 7

Темпы роста налоговых доходов и налогов, %

Годы Налоговые доходы Налог на прибыль Плата за природные ресурсы НДС

всего в том числе по реализации товаров в РФ в том числе при ввозе товаров в РФ

2003 - - - - - -

2004 118,4 120,3 174,0 121,3 121.3 121,3

2005 157,3 183,5 214,2 137,6 159,8 104,4

2006 115,3 135,0 128,3 102.6 90,1 131,4

2007 127,7 125,8 110,4 149,7 150,4 148,5

2008 110,1 118,7 124,2 94,3 94,3 130,2

2009 71,7 25,7 61,4 96,1 117,8 77,0

2010 130,0 130,5 140,0 121,9 112,9 133,9

2011 136,0 134,3 145,3 130,1 131,9 128,0

2012 114,5 109,7 119,3 109,1 107,6 110,8

2013 103,0 93,7 104,6 99,8 99,0 100,7

2014 112,1 116,8 112,9 111,1 116,8 104,7

2015 108,4 119,5 110,3 107,7 112,2 102,0

2016 101,7 99,9 90,6 108,0 108,5 107,2

2017 126,8 155,3 141,9 112,4 115,5 108,0

Рост за 20032017 гг., раз 7,1 4,5 16,4 5,8

Среднегодовые темпы роста, % 47,3 30,0 109,3 33,3

Разработано авторами по данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Из данных таблиц 6 и 7 следует следующее.

В 2017 году по сравнению с 2003 годом:

• налоговые доходы увеличились с 1 564 679,8 млн руб. до 11 071 284,6 млн руб., или в 7,1 раза;

• общая сумма дохода - с 1 742361,7 млн руб. до 15 088 914,8 млн руб., или в 8,6 раза, на что повлияло увеличение неналоговых доходов - с 176 718,3 млн руб. до 3 976 150,0 млн руб., или в 22,5 раза;

• величина безвозмездных поступлений с 963,6 млн руб. увеличилась до 41480,3 млн руб. или в 43 раза, несмотря на это доля безвозмездных поступлений остается незначительной (0,8 % в целом за анализируемый период);

• доля налоговых доходов с 89,9 % в 2003 г. уменьшилась до 73,3 %, в целом за анализируемый период их доля в величине доходов составляет 59,1 %;

• неналоговые доходы увеличились с 10,1 % до 26,4 % или в 2,4 раза, их доля в среднем за анализируемый период остается на уровне 40,1 %.

Доля налога на прибыль организаций с 10,9 % в 2003 г. уменьшилась до 6,9 % в 2017 г., в среднем за анализируемый период доля налога на прибыль составляет 7,7 %. На уменьшение доли налога на прибыль повлияло уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а также снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 20 %, в том числе в части, зачисляемой в федеральный бюджет, с 6,5 % до 2,0 %. Увеличение суммы налога на прибыль в суммовом выражении в 2017 году вызвано, в частности, увеличением ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет, с 2 % до 3 % на период 2017-2024 годы.

Доля косвенных налогов (НДС, акцизов) без учета таможенных платежей уменьшилась с 72,5 % в 2003 г. до 55,3 в 2017 г., что составляет 82,3 % к уровню 2003 г. по НДС и 55,3 % по акцизам. Несмотря на это, доля косвенных налогов в федеральном бюджете остается значительной (в среднем за весь анализируемый период - более 57,0 % без учета таможенных платежей). При этом увеличение налога в размере 5,8 раза составляет как по общей сумме НДС, так и по НДС на товары, реализуемые в РФ, так и на товары, ввозимые в РФ.

На уменьшение доли НДС в общей сумме доходов с 56,4 % в 2003 г. до 46,4 % в 2017 г. повлияло, в частности, уменьшение ставки НДС с 20,0 % до 18,0 %, установление льготной ставки по продовольственным товарам и товарам для детей в размере 10,0 % (Федеральный закон от 07.07.2003 117-ФЗ).

При среднегодовом темпе роста налоговых доходов за 2003-2017 годы (таблица 7) на

47.3 % опережающими темпами увеличилась плата за природные ресурсы (109,3 %). При этом снижение темпов роста по всем видам налогов наблюдается в 2008-2009 годах, 2016 году (кризисных годах). Так, в 2009 году к уровню 2008 года составили: налоговые доходы - 71,7 %, по налогу на прибыль - 25,7 %, акцизам - 63,3 %, НДС - 96,1 %, плате за природные ресурсы -

61.4 %.

При общем росте налоговых доходов в 7,1 раза плата за природные ресурсы увеличилась с 249507,7 млн руб. до 4090327,0 млн руб. или в 16, 4 раза, их доля с 15,9 % увеличилась до 36,9 %, в среднем указанная плата занимает 34,2 % всех налоговых доходов (табл. 8). В состав платы за природные ресурсы входят НДПИ, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Таблица 8

Поступление платы за природные ресурсы в федеральный бюджет (млн руб.)

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Плата за природные ресурсы - всего 249507,7 434252,6 872310,0 1116684,6 1157362,2 1637515,1

в т. ч. НДПИ 246935,3 424077,8 854522,3 1094319,5 1122907,5 1604650,1

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Плата за природные ресурсы 1006261,3 1408315,5 2046892,4 2442812,7 2554816,9 2884618,2

в т. ч. НДПИ 981529,4 1376639,5 2007577,9 2420514,3 2535256,2 2857963,4

2015 2016 2017 2017 г. к 2013 г. (%) Всего за 20032017 гг. Доля НДПИ, %

Плата за природные ресурсы 3181153,3 2882960,1 4090327,0 16,4 раза 28260639,9

в т. ч. НДПИ 3159991,9 2863497,6 4061361,5 16,4 раза 27611744,2 97,7

Разработано авторами по данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Как показывают, приведенные в таблице 8, данные, доля НДПИ занимает 97,7 % в общей сумме платы за природные ресурсы, что связано также с периодическим повышением ставок НДПИ.

Таким образом, налоговые доходы федерального бюджета полностью формируются за счет 4-х налогов, отнесенных к федеральным: налог на прибыль организаций, НДС, плата за природные ресурсы, акцизы. В консолидированном бюджете РФ указанные налоги составляют 111 451 243,8 млн руб., из которых в федеральный бюджет поступает 81 872 537,1 млн руб. или 73,5 %, на консолидированные бюджеты субъектов РФ остается лишь 29 578 706,7 млн руб., или 26,5 %. При этом из всей суммы налога поступает в федеральный бюджет:

НДС - 100 %; акцизы - 50.8 %; плата за природные ресурсы - 96,4 %; налог на прибыль организаций - 21,2 %.

Следовательно, за федеральным бюджетом закреплена основная часть бюджетообразующих налогов. Данный вывод подтверждается следующими данными.

Таблица 9

Зачисление бюджетообразующих налогов в консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет за 2003-2017 гг.

Бюджет Акцизы НДС Плата за природные ресурсы Налог на прибыль организаций Всего

Консолидированный бюджет РФ (млн руб.) 10201429,8 42085331,6 29309525,6 29854956,8 111451243,8

Федеральный бюджет (млн руб.) 5182753,3 42085331,6 28260639,9 6343812,3 81872537,1

Доля налога в ФБ (%) 50,8 100,0 96,4 21,2 73,5

Консолидированные бюджеты субъектов РФ (млн руб.) 5018676,5 - 1048885,7 23511144,5 29578706,7

То же, в % 49,2 - 3,6 78,8 26,5

Разработано авторами по данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, таблицы 6 настоящей статьи

Федеральный бюджет в 2003-2008 годах имел профицит (до 31,7 % к доходам в 2006 г.), в остальные годы - дефицит (до 31,6 % к доходам 2009 г.). В целом за весь период 2003-2017 гг. дефицит бюджета составляет 11 080 278,3 млн руб., что составляет 7,9 % всей суммы дохода за анализируемый период.

В 2017 году по сравнению с 2003 годом ВВП страны увеличился с 13208 млрд руб. до 92819 млрд руб., или в 7 раз. Налоговые доходы за этот же период увеличились в 7,1 раза, налогоемкость продукции с 11,8 % в 2003 г. увеличилась до 11,9 % в 2017 году, или на 0,8 % при средней величине налогоемкости за рассматриваемый период в размере 10,7 %. При этом в 2005 - 2008 годах налогоемкость намного превышала среднегодовое значение (в 2005 г. -13,5 %), в 2009 г. она составила 8,7 %, после чего она начинает расти (табл. 6).

Формирование федерального бюджета за счет неналоговых доходов

Таблица 10

Неналоговые доходы федерального бюджета (млн руб.)

2003 2004 2005 2006 2007

Всего 01 176718,3 224613,9 1852475,3 2569769,1 2854962,7

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности 02 112680,8 / 63,8 % 171600,9 / 76,4 % 80347 / 4.3 % 149119,8 / 5,8 % 267117,5 / 9,3 %

Доходы от продажи НМА 03 10,5 1425,9 2141,4 8808,7

Административные платежи и сборы 04 1383,1 2395,3 8191,8 3329,0 41319,5

Штрафные санкции, возмещение ущерба 05 1975,1 1678,2 2393,3 3881,1

Доходы от внешнеэкономической деятельности 06 52924,3 / 29.9 % 38489,3 / 17,1 % 1680905,2 / 90,7 % 2306318,7 / 89,7 % 2408326,9 / 84,3 %

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 07 73146,3 98379,2 117697,2

Прочие неналоговые доходы 08 7744,5 10450,2 5911,9 7920,6 3194,6

Платежи при пользовании природными ресурсами 09 57908,4 76804,6 61308,0

Вестник Евразийской науки 2019, №1, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 1, Vol 11 https://esi.today

2008 2009 2010 2011 2012 2013

01 4042710,3 3435033,5 3902773,4 5353515,3 5937722,9 5905040,3

02 150539,3 421339,6 427836,9 382023,9 543344,5 347976,9

03 22119,2 6959,9 10358,5 22515,5 120432.0 106322,4

04 4541,9 5446,5 6482,5 6726,1 18192,6 18975,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

05 8181,4 8906,3 14748,6 22975,4 20697,8 24326,4

06 3584946,3 / 88.7 % 2683298,5 / 78,1 % 3227703,3 / 82,7 % 4664731,2 / 87,1 % 4962735,7 / 83,6 % 5010997,0 / 84,8 %

07 114027,0 109888,5 126043,0 154097,5 131478,4 134660,6

08 39562,4 21462,2 10600,3 16772,3 39473,1 16716,2

09 111768,6 63480,3 53336,5 82996,3 101313,1 245121,7

2014 2015 2016 2017 2017 к 2003 г., % Всего за 2003-2017 гг. Удельный вес, %

01 6464743,6 4808423,5 4573743,5 3976150,0 22,5 р. 56078395,6 100,0

02 445579,6 690015,3 1283359,7 485415,6 43 раза 5958297,3 10,6

03 108306,0 107848,4 88557,6 119280,9 11 раз 725086,9 1,3

04 20956,8 25945,8 25937,1 29781,5 21 раз 219605,3 0,4

05 26397,8 33866,4 56717,4 66929,0 34 раза 2855742 5,1

06 5463420,7 / 84.5 % 3295257,8 / 68,5 % 2605997,0 / 57,0 % 2602750,6 / 65,5 % 49 раз 42008862,5 74.9

07 148695,5 378530,8 142368,7 122579,0 1851591.7 3,3

08 22658,8 110684,2 134124,8 208395,5 26 раз 655671,6 1,2

09 228686,2 166259,3 236670,3 341012,1 1751965,4 3,1

Разработано авторами по данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Неналоговые доходы занимают значительное место в доходах федерального бюджета (40,1 % всех доходов бюджета за период с 2003 по 2017 г.), их доля с 10,1 % в 2003 г. увеличилась до 26,4 % в 2017 г., или в 2,4 раза.

Неналоговые доходы в 2005 г. увеличились с 224 613,9 млн руб. в 2004 г. до 1 852 475,3 млн руб., или в 8,2 раза, что вызвано увеличением доходов от внешнеэкономической деятельности, доля которых за указанный период с 29,9 % в 2003 г. увеличилась до 65,5 % в 2017 г., или в 49 раз, они занимают 74,9 % всех неналоговых доходов. Согласно п.2 статьи Бюджетного кодекса РФ доходы от внешнеэкономической деятельности полностью учитываются в доходах федерального бюджета.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, увеличились с 112 680,0 млн руб. в 2003 г. до 485 415,6 млн руб., или в 4,3 раза, однако их удельный вес в неналоговых доходах федерального бюджета остается незначительным (10,6 %). Доходы от продажи нематериальных активов, административные штрафы и др. составляют незначительную величину.

В заключение сравним доходы федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ по источникам образования.

Таблица 11

Доходы федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ (млн руб.)

Виды доходов Федеральный бюджет % Консолидированный бюджет субъектов РФ % Ко нсолидиро ванный бюджет РФ % Доля ФБ, %

Налоговые доходы 82710057,6 59,1 7060881,3 72,8 153310938,9 64,7 53,9

Неналоговые доходы 56078395,6 40,1 7956486 8,2 64034881,6 27,0 87,6

Безвозмездные поступления 1106929,8 0,8 18370185,7 19,0 19477115.5 8,3 5,7

Вестник Евразийской науки 2019, №1, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 1, Vol 11 https://esi.today

Виды доходов Федеральный бюджет % Консолидированный бюджет субъектов РФ % Ко нсолидиро ванный бюджет РФ % Доля ФБ, %

Итого доходов 139895383 100 96927553,0 100 236822936 100 59,1

Дефицит (-) 11080278,3 710298 11790576,3

То же, в % к доходам 7,9 0,7 5,0 94,0

Из данных таблицы 10 следует, что федеральный бюджет формируется за счет налоговых доходов на 59,1 %, неналоговых доходов - на 40,1 %, а консолидированный бюджет субъектов РФ - соответственно на 64,7 % и 27,0 %, доля межбюджетных трансфертов в консолидированном бюджете субъектов РФ составляет 8,3 %.

В федеральном бюджете сосредоточено 53,9 % всех налоговых доходов, 87,6 % неналоговых доходов, 94,0 % всей суммы дефицита, на 85 субъектов Федерации остается соответственно 46,1 % налоговых доходов и 12,4 % неналоговых доходов.

Заключение

По итогам исследования можно сделать следующие выводы.

1. С введением в действие НК РФ количество налогов и сборов, в том числе федеральных, резко уменьшилось (на 1.01.2001 г. было - 18, сейчас - 9).

2. Ставки прямых налогов снижаются или остаются неизменными, ставки косвенных налогов имеют тенденцию к увеличению, что повышает долю косвенного налогообложения. Из косвенных налогов в наибольшей степени пересматриваются в сторону повышения ставки акцизов, что приводит к росту цен на отдельные виды товаров, а также к инфляции. Причем цены на товары растут быстрее, чем повышение ставок акцизов, так как акциз дополнительно облагается НДС.

Повышение ставки НДС с 18 до 20 % в 2019 г. приведет в большей степени к росту цен на товары с большей добавленной стоимостью.

3. По бюджетообразующим налогам нормативы зачисления налогов в бюджет установлены в пользу федерального бюджета (НДС, акцизы на автомобили, на табачную продукцию, НДПИ по газу горючему, на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого и др. зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 %).

За 2003-2017 гг. налоговые доходы федерального бюджета увеличились в 7,1 раза, налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ - в 5,2 раза.

4. Российской налогово-бюджетной системе свойственна централизация финансовых ресурсов в федеральном бюджете с последующим перераспределением их значительной части между нижестоящими бюджетами в виде межбюджетных трансфертов. Так, в бюджете на 2016 год предусматривалась концентрация финансовых средств в центре в размере 70,8 %, выделение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности 71 субъекту из 85 (Федеральный закон от 02.12.2013 №349-Ф3) [6].

5. В отличие от бюджетов других уровней налоговые доходы федерального бюджета полностью формируются за счет налогов, закрепленных за федеральным бюджетом.

6. При среднегодовом темпе роста поступлений налогов на 47,3 % опережающими темпами растет поступление платы за природные ресурсы (109,3 %), их доля в налоговых доходах федерального бюджета составляет 34,2 %.

7. Федеральный бюджет в основном формируется за счет 4-х налогов: НДС, акцизы, плата за природные ресурсы, налог на прибыль организаций. Указанные налоги в

консолидированном бюджете РФ составляют 111 451 243,8 млн руб., из которых в федеральный бюджет поступает 73,5 %, а на консолидированные бюджеты субъектов РФ остается всего 26,5 %.

8. Значительна в федеральном бюджете доля неналоговых доходов (40,1 %). Значительную часть их занимают доходы от внешнеэкономической деятельности (более 75 %).

9. В целом за 2003-2017 год федеральный бюджет является дефицитным (7,9 % от всей суммы доходов бюджета за указанный период). В этих условиях альтернативным источником доходов может стать также сокращение доли теневой экономики в стране [10].

10. Из числа налогов, закрепленных за федеральным бюджетом, все налоги, как правило, зачисляются в федеральный бюджет, за исключением НДФЛ, распределяемого по нормативам между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.

11. В 2017 г. по сравнению с 2003 годом ВВП страны увеличился в 7 раз, налоговые доходы федерального бюджета - в 7,1 раз, что свидетельствует в целом о стабильности налоговой нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алимова И.О., Анимукова Д.М. Налоговые доходы как источник формирования федерального бюджета Российской Федерации // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - 2017. Т. 2. - №16 - С. 563-568.

2. Алимирзоева М.Г., Алиев Б.Х., Маликова К.Р. Налог на добавленную стоимость и его роль в формировании доходов бюджета // Фундаментальные исследования. -2017. - №7 - С. 92-96.

3. Вилисова М.Л., Старыгина Е.А. Оценка изменения доходов федерального бюджета и рисков для бюджетной системы в 2017-2019 годы // Научный электронный журнал «Научная гипотеза». - 2017. - №4 - С. 65-68.

4. Владимиров Н.А. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2016 год и его антикризисная направленность // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №11 - С. 144-151.

5. Зотиков Н.З. Косвенные налоги в налоговой системе России // Вестник Евразийской науки, 2018 №2, https://esj.today/PDF/55ECVN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

6. Зотиков Н.З., Савдерова А.Ф. Роль налоговых доходов в формировании доходов бюджетов различных уровней // Проблемы устойчивого развития экономики в условиях геополитических вызовов современности. Материалы Международной заочной научно - практической конференции. - 2017. - С. 110-118.

7. Зотиков Н.З., Львова М.В. Прямые и косвенные налоги, их роль в формировании доходов бюджетов различных уровней // OeconomiaetJus. - 2018. - №4. - С. 7-15.

8. Игошина К.Е. Проблемы формирования доходов федерального бюджета в условиях экономического спада // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-dohodov-federalnogo-byudzheta-v-usloviyah-ekonomicheskogo-spada (дата обращения: 04.02.2019).

9. Теблоева И.Б., Бибоев Р.Х. Основные проблемы организации и исполнения федерального бюджета по доходам в Российской Федерации // ТДР. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-organizatsii-i-ispolneniya-federalnogo-byudzheta-po-dohodam-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 04.02.2019).

10. Храмченко А.А., Заралиди В.П. Проблема дефицита федерального бюджета РФ, поиск альтернативных источников формирования доходов // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - №7 (15). - С. 357-358.

Zotikov Nikolay Zotikovich

Chuvash state university I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia E-mail: [email protected]

Lvova Marina Vyacheslavovna

Chuvash state university I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia

E-mail: [email protected]

Arlanova Olga Ivanovna

Chuvash state university I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia

E-mail: [email protected]

Features of formation of the Federal budget revenues

Abstract. In numerous studies on the functioning of the budget system of the country, it is noted that as a legal category, the Federal budget is the Central link in the budget system, objectively occupies a special place not only in the budget system, but also in the system of public Finance, is the main financial plan of each state, approved by the Supreme legislative body of the country (in Russia - the state Duma of the Russian Federation).

In Federal countries at the level of Federal budgets, as a rule, not less than 45-55 % of budget resources are concentrated, and even higher - up to 80-90 % - in unitary States with two-level budget systems. The share of Federal budget revenues in the consolidated budget of Russia is about 70 percent. In the Federal budget there is a redistribution of GDP between the subjects of the Federation.

The special role of the Federal budget in the process of reproduction, ensuring financial and economic stability in the country in the current economic situation in the world, characterized by Western sanctions against Russia, the decline in oil and gas revenues due to lower oil prices impose appropriate requirements for the formation of revenues and expenditures of the Federal (Central) budget.

The research analyzes the procedure for the formation of Federal budget revenues and expenditures in most cases only in terms of tax revenues, while covering a small period of time, usually 3-4 years.

With the entry into force of the tax code there have been significant changes in the composition of taxes, rates, standards of distribution of taxes between budgets of different levels.

In this article, the authors consider these changes, and their impact on the budget process, on the actual statistical data for 2003-2017. The features of the formation of Federal budget revenues from tax and non-tax revenues are considered.

Keywords: federal taxes; the Federal budget; the consolidated budget of the Russian Federation; the consolidated budgets of subjects of the Russian Federation; tax rates; object of the taxation; direct and indirect taxes; standards of transfer of taxes in the budget; non-tax income; gratuitous receipts; deficit (surplus) of the budget

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.