DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10661
А.А. Храмченко -доцент факультета «Финансы и кредит», к. э. н., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», [email protected],
A.A. Khramchenko - associate Professor of the faculty of Finance and credit, Candidate of Economic Sciences, FSBEI HE «Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin»;
А.А. Вакуленко - студентка факультета «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», [email protected],
A.A. Vakulenko - student of the faculty «Finance and credit» Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin;
А.А. Салова - студентка факультета «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», [email protected],
A.A. Salova - student of the faculty «Finance and credit» Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, [email protected].
АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ANALYSIS OF BUDGET INVESTMENT
Аннотация. На сегодняшний день бюджетное инвестирование выступает важнейшим финансово-экономическим институтом, задачей которого является решение ряда социальных и экономических вопросов, стоящих перед государством в процессе выполнения им его функций. Более того, бюджетное инвестирование влияет на уровень и качество жизни населения, экономический рост страны, а также на развитие государства в целом. В статье раскрыто понятие бюджетного инвестирования, выявлены его возможные цели, положительные и отрицательные стороны. Представлены виды бюджетного инвестирования и их особенности. Приведены примеры возможных государственных контрактов, которые могут заключаться в нынешних реалиях. Также в статье рассмотрены показатели доходной и расходной части федерального бюджета Российской Федерации за 2017-2019 гг., произведено их соотношение, а также выявлены значения показателей дефицита и профицита. В заключение был сделан вывод о роли бюджетного инвестирования.
Abstract. Today budget investment is the most important financial and economic institution, whose task is to solve a number of social and economic issues facing the state in the process of performing its functions. Moreover, budget investment affects the level and quality of life of the population, the economic growth of the country, as well as the development of the state as a whole. The article reveals the concept of budget investment, identifies its possible goals, positive and negative aspects. The types of budget investment and their features are presented. Examples of possible government contracts that can be concluded in the current reality are given. The article also examines the indicators of the revenue and expenditure parts of the Federal budget of the Russian Federation for 2017-2019, compares them, and identifies the values of the deficit and surplus indicators. In conclusion, it was concluded about the role of budget investment.
Ключевые слова: бюджет, инвестиции, госконтракт, бюджетные инвестиции, государство.
Keyword: budget, investment, state contract, budget investment, state.
В современных условиях государство не только является регулятором инвестиционной деятельности, но и выступает активным инвестором. Более того, существует ряд проектов, которые могут быть реализованы исключительно за счет федеральных средств. Развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения и других важнейших общественных сфер возможно благодаря бюджетным инвестициям.
Бюджет - это такая форма, при которой образуются и в то же время расходуются денежные средства. Обычно такие денежные средства направляются для решения финансовых задач, поставленных государством и органами местной власти.
Инвестиции - это вклад свободных денежных средств в различные категории для получения дохода.
В свою очередь, бюджетное инвестирование выступает как капиталовложение, которое создается для увеличения стоимости государственного имущества за счет бюджета [3].
Ежегодно для осуществления экономического роста необходимо вкладывать большие объемы финансовых ресурсов в основной капитал. Однако в Российской Федерации у большей части населения нет такого уровня дохода, который позволял бы осуществлять регулярную инвестиционную деятельность, поэтому в большинстве случаев граждане с этой целью используют свои сбережения. Таким образом, инвестирование в основной капитал нуждается в иных финансовых ресурсах. Стоит учитывать, что не все финансовые ресурсы привлекательны из-за высоких рисков их реализации и долгосрочного экономического эффекта. В то же время существует такой источник финансовых ресурсов, как средства бюджетной системы, благодаря которым и возможен процесс инвестирования [1].
Основные средства являются объектом процесса бюджетного инвестирования, а в качестве самих инвестиций выступают бюджетные ассигнования, выделяемые государством [9].
Целью бюджетного инвестирования является создание фундамента для производства общественно-полезных благ. Такие инвестиции предоставляются не только государством, но и частными предприятиями и, если смотреть в общей совокупности, то иногда доля участия сторонних организаций превышает долю государства. Целью бюджетных инвестиций также могут выступать:
- увеличение стоимости активов;
- повышения эффективности работы значимых для экономики организаций;
- повышения уровня конкурентоспособности приоритетных для экономики организаций;
- восстановление инфраструктуры необходимых для жизни отраслей;
- уменьшение износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.
Следует выделить, что реализация бюджетных инвестиций имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К первым можно отнести тот факт, что бюджетные инвестиции могут быть быстро использованы в условиях острого недостатка инвестиций организаций, а также стоит отметить низкие административные затраты на предоставление средств. К отрицательным сторонам или основным недостаткам реализации бюджетных средств можно отнести риск нецелевого использования средств получателями инвестиций, а также наличие ограничений бюджетных средств [1].
Существует три основных вида бюджетного инвестирования:
1. Прямое финансирование проекта. Предполагает предоставление проектно-сметных документов, раскрывающих все детали проекта. Также должно присутствовать технико-экономическое обоснование всего проекта. Часто прямое финансирование может быть краткосрочным и долгосрочным.
2. Участие в капитале акционерного общества. В данном случае инвестиции представляют собой средства для стратегического развития, с помощью которых организация частично или полностью удовлетворяет потребности государства.
3. Система государственных гарантий [6].
Чаще всего размер бюджетного инвестирования законодательно закреплен на определенный промежуток времени в бюджете страны и направлен на создание или увеличение капитала государственных объектов инвестирования. В РФ бюджетные инвестиции принято разделять на различные категории (рисунок 1).
Следует отметить, что экономические инвестиции позволяют вложить экономические ресурсы на долгосрочной основе для получения чистой прибыли в будущем.
Социальные инвестиции, в свою очередь, являются вложениями в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня качества жизни населения, тем самым удовлетворяя их материальные, духовные и социальные потребности [2].
Экологические инвестиции предназначены для осуществления государственной природоохранной деятельности, направленные на снижение антропогенного воздействия на окружающую среду.
Инвестиции в оборону направленны на обеспечение безопасности страны.
Бюджетные инвестиции
Экономические инвестиции
Социальные инвестиции
Экологические инвестиции
Инвестиции в
оборону и безопасность страны
Рисунок 1 - Разделение бюджетных инвестиций в РФ
Так, в Краснодаре бюджетные инвестиции в 2019 г. были вложены в объекты муниципальной собственности (рисунок 2).
■ Образование ■ Дорожное хозяйтво ■ Жилищно-коммунальное хозяйство ■ Социальная политика
Рисунок 2 - Структура бюджетных инвестиций, вложенных в объекты муниципальной собственности г. Краснодар
Проведя анализ рисунка 2, отметим, что наибольшая часть бюджетных инвестиций была отведена на образование. Инвестиции в образование - это будущая прибыль, которая проявляется в виде высококвалифицированных специалистах. Необходимо учесть, что это в большей части повлияет на рост стабильности экономики и отсутствию дефицита в части квалифицированных кадров.
Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения государственных контрактов. Государство в праве распоряжаться средствами только опираясь на законодательную основу. При чем закон регламентирует, что бюджетные деньги могут получать только муниципалитеты, государственные предприятия, различные бюджетные организации и частые предприятия. Передача средств происходит в процессе государственного заказа, а основной задачей в данном случае является увеличение капитала объекта инвестирования и его конечная стоимость [8].
Государственный контракт - это гражданско-правовой договор на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ для обеспечения нужд государственных и муниципальных образований.
Государство, выступая в качестве инвестора, имеет личную заинтересованность в успешности и эффективности финансируемого им проекта, причем это не означает, что конечный продукт будет выступать в качестве прибыли. Свои закупки в рамках контрактной системы проводят государственные органы, органы местного самоуправления, казенные учреждения, бюджетные учреждения и другие [7].
Государственные контракты, которые могут быть заключены, представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Заключаемые государственные контракты
Бюджетные средства, направленные государственным заказчикам или организациям, которым государственные органы передали свои полномочия в рамках заключения договора или соглашения, должны обязательно содержать следующие пункты:
- цель инвестирования;
- объем инвестиций;
- мощность и наименование объекта;
- срок строительства или приобретение объекта;
- обязанности и права сторон сделки;
- ответственность;
- порядок проведения проверок со стороны заказчика.
В условиях рыночной экономики государство не может не осуществлять инвестиционную деятельность. Но при этом следует учитывать проблемы, которые затрагивают как источники государственных инвестиций, так и способы их финансирования. Немаловажным фактором для благоприятных условий развития государственного процесса инвестирования также является наличие профицита федерального бюджета, представляющий собой превышение доходов бюджета над расходами.
В качестве примера рассмотрим показатели доходной и расходной части федерального бюджета Российской Федерации за период 2017-2019 гг. (таблица 1).
Таблица 1 — Доходная часть федерального бюджета РФ, млрд. руб. [5].
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019г. к 2017 г., в %
Доходы, всего 15 088,9 19 454,4 20 188,8 133,80
Нефтегазовые доходы 5 971,9 9 017,8 7 924,3 132,69
Ненефтегазовые доходы 9 117,0 10 436,6 12 264,5 134,52
В том числе:
Связанные с внутренним производством: 4 741,9 5 430,9 6 389,6 134,75
НДС (внутренний) 3 069,9 3 574,6 4 257,8 138,69
акцизы 909,6 860,7 946,7 104,09
налог на прибыль 762,4 995,5 1 185,0 155,43
Связанные с импортом: 2 728,6 3 211,5 3 644,5 133,57
В том числе:
НДС на ввозимые товары 2 067,2 2 442,1 2 837,4 137,26
акцизы на ввозимые товары 78,2 96,3 90,3 115,39
ввозные пошлины 583,2 673,0 716,9 122,93
Прочие 1 646,5 1 794,2 2 230,4 135,47
По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что общие доходы бюджета РФ в 2019 г. увеличились на 5 099,9 млрд. руб. по сравнению с 2017 г. или на 33,8%. Все доходы можно разделить на две категории: нефтегазовые и ненефтегазовые, к которым относятся доходы, связанные с внутренним производством и с импортом, а также прочие. За весь рассматриваемый период преобладают ненефтегазовые доходы, которые к 2019 г. увеличились на 34,52% относительно показателя 2017 г. Нефтегазовые доходы также имеют положительную тенденцию роста.
14 000,0 12 000,0 10 000,0 8 000,0 6 000,0 4 000,0 2 000,0 0,0
■ Нефтегазовые доходы ■ Ненефтегазовые доходы
Рисунок 4 — Соотношение категорий доходов бюджета РФ, млрд. руб.
Далее проведем анализ показателей расходов федерального бюджета РФ (таблица 2).
Изучив данные таблицы 2, можно заметить, что значение расходов бюджета РФ к 2019 году увеличились на 10,93% по сравнению с 2017 годом. В первую очередь это связано с ростом расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и охрану окружающей среды на 136,19% и 113,95% соответственно. На социальную политику и физическую культуру в 2019 г. было выделено меньше бюджетных средств, чем в 2017 г., а именно: на социальную политику — 4 882,8 млрд. руб. и 81,4 млрд. руб. на физическую культуру и спорт. Средства массовой информации за весь исследуемый период имели положительную тенденцию роста. Так, в 2017 г. расходы по этой категории составили 83,2 млрд. руб., в 2018 г. — 88,4 млрд. руб., а в 2019 г. — 103,5 млрд. руб. (то есть произошло увеличение к 2019 г. относительно 2017 г. на 24,38%).
Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга наибольшее значение принимали в 2018 г. (806 млрд. руб.).
Таблица 2 — Расходная часть федерального бюджета РФ, мл рд. руб. [5].
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. к 2017 г., в %
Расходы, всего 16 420,3 16 713,0 18 214,5 110,93
Общегосударственные вопросы 1 162,4 1 257,1 1 363,5 117,30
Национальная оборона 2 852,3 2 827,0 2 997,4 105,09
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 918,0 1 971,6 2 083,2 108,61
Национальная экономика 2 460,1 2 402,1 2 827,1 114,92
Жилищно-коммунальное хозяйство 119,5 148,8 282,2 236,19
Охрана окружающей среды 92,4 116,0 197,6 213,95
Образование 615,0 722,6 826,5 134,40
Культура, кинематография 89,7 94,9 122,4 136,44
Здравоохранение 439,8 537,3 713,0 162,10
Социальная политика 4 992,0 4 581,8 4 882,8 97,81
Физическая культура и спорт 96,1 64,0 81,4 84,68
Средства массовой информации 83,2 88,4 103,5 124,38
Обслуживание государственного и муниципального долга 709,2 806,0 730,8 103,05
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 790,7 1 095,4 1 003,1 126,87
12 264,5
2017 г. 2018 г. 2019 г.
Более наглядно динамику самых крупных статей расходов федерального бюджета Российской Федерации можно увидеть по рисунку 5.
6 000,0 5 000,0 4 000,0 3 000,0 2 000,0 1 000,0 0,0
4 992,0
4 581,8
4 882,8
1 162,
2017 г.
2018 г.
2019 г.
■ Общегосударственные вопросы
■ Национальная оборона
■ Национальная безопасность и правоохранительная деятельность Национальная экономика
■ Социальная политика
Рисунок 5 — Динамика статей расходов федерального бюджета РФ, млрд. руб.
По рисунку 6 видно, что в 2018 и 2019 годах доходная часть бюджета превышала расходную, что свидетельствует о профиците бюджета РФ в эти периоды. В 2017 году наблюдается бюджетный дефицит.
25 000,0
20 000,0
15 000,0
10 000,0
5 000,0
0,0
19 454,4
20 188,8
16 420,3
15 088,9
2017 г.
2018 г.
2019 г.
■ Расходы - всего, млрд. руб. ■ Доходы -всего, млрд. руб.
Рисунок 6 — Соотношение доходов и расходов федерального бюджета РФ, млрд. руб.
Чтобы произвести точную оценку и анализ показателей дефицита или профицита федерального бюджета РФ за 2017-2019 гг., обратимся к таблице 3.
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Дефицит (-)/ Профицит (+) -1 331,4 2 741,4 1 974,3
По данным таблицы 3 видно, что в 2017 г. дефицит федерального бюджета составил 1 331,4 млрд. руб. А в 2018 и 2019 гг., как уже было сказано выше, доходы государства превысили расходы на 2 741,4 и 1 974,3 млрд. руб. соответственно. Таким образом, 2018 и 2019 гг. являются благоприятными для осуществления бюджетного инвестирования РФ.
3 000,0 2 500,0 2 000,0 1 500,0 1 000,0 500,0 0,0 -500,0 -1 000,0 -1 500,0 -2 000,0
Рисунок 7 — Динамика изменения показателей дефицита или профицита федерального бюджета РФ,
млрд. руб.
Подводя итог, по изученным данным можно сделать вывод о том, что ряд важнейших общественных сфер таких, как: образование, здравоохранение, социальная политика, национальная оборона и многие другие, не смогут должным образом функционировать без выделяемых Российской Федерацией бюджетных средств. Более того, во время пандемии коронавируса выделяются дополнительные средства из бюджета на нужны здравоохранения, строительство инфекционных больниц, поддержки малого и среднего бизнеса, регионов, а также на социальные выплаты. Таким образом, бюджетное инвестирование является одним из главных инструментов развития страны.
Источники:
1. Аландаров Р.А. Роль бюджетных инвестиций федерального бюджета в обеспечении социально-экономического развития России в 2019-2021 годах / Р.А. Аландаров // Экономика и управление. - 2019. - №. 3. - С. 48-58.
2. Белоусова Н. И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий: мо-ногр. / Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. - М.: КомКнига, 2017. - 320 с.
3. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман, С. Шмидт, Л. П. Белых.- М:. Банки и биржи: ЮНИТИ, 2016. - 631 с.
4. Колесник В.С. Эффективность использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве/ Колесник В.С., Ха-лявка И.Е., Юрченко А.А.// Коллективная монография / Краснодар, 2014.
5. Липчиу Н.В. Корпоративные финансы/ Липчиу Н.В, Герасименко О.А., Юрченко А.А.// Учебное пособие для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" / Под редакцией Н.В. Липчиу. Москва, 2012.
6. Храмченко А.А. Современные парадигмы и методы анализа и контроля результативности бизнеса/ Храмченко А.А., Михлева И.И., Герб А.А.// Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39).С.359-362.
References:
1. Alandarov R.A. The role of budget investments of the federal budget in ensuring the socio-economic development of Russia in 2019-2021 / R.A. Alandarov // Economics and Management. - 2019. - No. 3. - S. 48-58.
2. Belousova NI Questions of the theory of state regulation and identification of natural monopolies: monograph. / N.I. Bel-ousova, E.M. Vasilyeva. - M .: KomKniga, 2017 .-- 320 p.
3. Birman G. Economic analysis of investment projects / G. Birman, S. Schmidt, LP Belykh.- M :. Banks and exchanges: UNITY, 2016 .-- 631 p.
4. 4.Kolesnik V.S. Efficiency of use of production resources in agriculture / Kolesnik V.S., Khalyavka I.E., Yurchenko A.A. // Collective monograph / Krasnodar, 2014.
5. Lipchiu N.V. Corporate finance / Lipchiu N.V., Gerasimenko O.A., Yurchen-ko A.A. // Textbook for bachelors and masters studying in the direction of training "Economics" / Edited by N.V. Lipchiu. Moscow, 2012.
6. Khramchenko A.A. Modern paradigms and methods of analysis and control of business performance / Khramchenko A.A., Mikhleva I.I., Coat of arms A.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39) .S.359-362.