Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 2020'

АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 2020 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1455
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
бюджет / федеральный бюджет / пандемия 2020 / федеральный бюджет в условиях пандемии / федеральный бюджет 2020 / budget / Federal budget / pandemic 2020 / Federal budget in the context of a pandemic / Federal budget 2020

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е А. Болотнова, А М. Панченко, А Н. Колтунова

Данная статья позволяет определить основные тенденции планирования Федерального бюджета в условиях пандемии 2020 года. Раскрывает причины возникновения текущего экономического положения страны. Содержит сведения о приоритетных направлениях расходования бюджетных средств в период до 2023 года, а также прогнозируемые данные о предполагаемой эффективности принимаемых мер стабилизации экономического положения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е А. Болотнова, А М. Панченко, А Н. Колтунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FEDERAL BUDGET IN THE CONTEXT OF THE 2020 PANDEMIC

this article allows us to determine the main trends in Federal budget planning in the context of the 2020 pandemic. It reveals the reasons for the current economic situation of the country. It contains information on priority areas of budget spending in the period up to 2023, as well as projected data on the expected effectiveness of measures taken to stabilize the country's economic situation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 2020»

Уровень валовой прибыли не изменился (таблица 6), поскольку увеличение потребительской лояльности не может вызвать сокращение покупной стоимости товаров, но уровень прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли значительно увеличились по сравнению с данными 2019 года за счет оборачиваемости и роста товарооборота.

Исследование показало, что торговая организация (даже в условиях кризиса) в состоянии оплачивать расходы на развитие человеческого капитала, их доля в составе общей величины доходов организации невелика, а окупаемость - значительна, поскольку за счет повышения качества торгового обслуживания увеличивается число покупателей, повышается их лояльность к организации и ее товарооборот.

Следует отметить, что вкладывая средства в повышение профессионального и культурного уровня своих работников, компания, также способствует росту лояльности самих работников по отношению к организации, что благоприятно сказывается на производительности труда, а преданность сотрудников организации, особенно в период экономической нестабильности является важнейшим инструментом роста эффективности торговой организации.

Данные таблицы 6 позволяют сделать вывод, что комплекс предложенных мероприятий, связанных с совершенствованием системы управления развитием человеческого капитала и оптимизацией торгового обслуживания в ООО «Фирменный магазин «Кооператор Кубани» приведет к росту товарооборота на 10,1 % (4,4 + 5,7), уровень прибыли от продаж товаров увеличится на 1,9 %, чистая прибыль возрастет более чем в 3 раза, а ее уровень - на 1,8 %.

Необходимо заметить, что величина коммерческих расходов рассчитана исходя из максимального роста затрат на развитие человеческого капитала и, даже это обстоятельство, при прочих равных условиях, позволит организации наращивать прибыль. Политика торговой организации, ориентированная на потребительскую лояльность за счет развития человеческого капитала и повышения культуры и качества торгового обслуживания покупателей, позволит удерживать стабильный уровень роста показателей эффективности в долгосрочной перспективе, поскольку является мощным конкурентным преимуществом данной организации.

Источники:

1. Грант Р.М. Современный стратегический анализ / Р.М. Грант. - 5-е изд. Серия: Классика МВА. - М.: Издательство «Лидер», 2018. - 425с.

2. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент./ Котлер Ф., Келлер К.Л. - Спб.: Питер, 2017. - 816 с.

3. Официальная статистика Краснодарского края. Режим доступа: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/krsndStat/.

References:

1. Grant R.M. Modern strategic analysis / R.M. Grant. - 5th ed. Series: Classic MBA. - M .: Publishing house "Leader", 2018. - 425s.

2. Kotler, F. Marketing management. / Kotler F., Keller K.L. - SPb .: Peter, 2017 .-- 816 p.

3. Official statistics of the Krasnodar Territory. Access mode: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/sta-tistics/krsndStat/

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10594

Е.А. Болотнова - доцент кафедры экономического анализа, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],

E.A. Bolotnova - Associate Professor, Department of Economic Analysis, Ph.D., Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

А.М. Панченко - студентка, ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected]

A.M. Panchenko - student, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, [email protected],

А.Н. Колтунова - студентка, ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected]

A.N. Koltunova - student, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, [email protected].

АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 2020 ANALYSIS OF THE FEDERAL BUDGET IN THE CONTEXT OF THE 2020 PANDEMIC

Аннотация. Данная статья позволяет определить основные тенденции планирования Федерального бюджета в условиях пандемии 2020 года. Раскрывает причины возникновения текущего экономического положения страны. Содержит сведения о приоритетных направлениях расходования бюджетных средств в период до 2023 года, а также прогнозируемые данные о предполагаемой эффективности принимаемых мер стабилизации экономического положения страны.

Abstract. this article allows us to determine the main trends in Federal budget planning in the context of the 2020 pandemic. It reveals the reasons for the current economic situation of the country. It contains information on priority

areas of budget spending in the period up to 2023, as well as projected data on the expected effectiveness of measures taken to stabilize the country's economic situation.

Ключевые слова: бюджет, федеральный бюджет, пандемия 2020, федеральный бюджет в условиях пандемии, федеральный бюджет 2020.

Keywords: budget, Federal budget, pandemic 2020, Federal budget in the context of a pandemic, Federal budget 2020.

Пандемия 2020 года, или угроза коронавирусной инфекции, - наиболее обсуждаемая, на сегодняшний день, тема, затронувшая абсолютно всех, независимо от должностных полномочий, уровня дохода и социального положения. О вирусе, ставшем известным всему миру в декабре 2019 года, статистике его поражения, говорят ежедневно на улицах, в общественных местах в СМИ - с призывом соблюдать меры личной безопасности.

Анализируя показатели Федерального бюджета в условиях пандемии 2020 года, можем говорить о том, что карантинные меры, принятые для стабилизации положения, в виде ограничения сообщений как внутри региональных территорий Российской Федерации, так и в сообщении государства с другими странами мира, стали причиной снижения экономических показателей и роста социальных проблем. Согласно сведениям Счетной палаты и предоставленного ей Оперативного доклада за первое полугодие 2020 года от 20 августа 2020 года, влияние пандемии отразилось практически на всех экономических показателях РФ.

К основным социальным проблемам Российской Федерации на фоне пандемии выступили: рост безработицы, повышение уровня смертности, снижение уровня рождаемости, рост количества граждан, употребляющих спиртосодержащие напитки, рост преступности, увеличение количества лиц с обострениями психических заболеваний, вследствие принудительной самоизоляции, и так далее [4]. Выделенные социальные проблемы в настоящий период, как никогда ранее, требуют принятия мер со стороны государства, в том числе, финансовых мер, что также сказывается на экономическом положении страны.

По данным Росстата и Банка России, ВВП страны за первое полугодие, особенно в период второго квартала 2020 года, подверглось наибольшему снижению - Таблица 1.

Таблица 1 - Показатели ВВП РФ за I полугодие 2020 г. в сравнении

с данными показателями 2018-2019 гг.

Год / квартал Период А (+-)

I квартал II квартал

2018 2,2 2,6 0,4

2019 0,4 1,1 0,7

2020 1,6 -8,5 -6,9

По данным экспертов Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики», уровень мирового показателя ВВП по итогам 2020 года составит 5-7% [2]. Основной причиной падения станет снижение спроса на энергоносители, уменьшение доли мирового оборота, рост безработицы и долговых обязательств. Данные факторы также отрицательно сказываются на ряде отраслей, таких, как туристическая и ресторанная деятельность, торговля, ряд промышленных отраслей.

По нашему мнению, объемы падения ВВП во втором квартале 2020 года могут стать одной из основных причин дефицита бюджетных средств. Следовательно, снижения целевых расходов и расходов, направленных на реализацию национальных программ Российской Федерации - «Реализация государственной национальной политики», «Развитие Северо - Кавказского ФО», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» и так далее - всего 12 национальных программ, не считая инициативы Президента РФ.

Также, анализируя показатели Федерального бюджета за первое полугодие 2020 года, основываясь на данных Оперативного доклада, можем говорить о превышении объема расходуемых государством средств, в соответствии с поступающим доходом.

Так, объем доходов в первой половине 2020 года, в сравнении с показателями 2019 года, снизился на 4,8%, в том числе, нефтегазовые доходы - на 35,4%, что в денежном эквиваленте - 38,4 трлн. руб.. Объем поступивших в бюджет средств в первом полугодии - 9,09 трлн. руб., или 44,1% от планируемой суммы - 20,59 трлн. руб.. Объем расходуемых средств в первом полугодии составил 10,05 трлн. руб., или 45% от доступных средств свободной росписи. В соответствии с текущими темпами доходов и расходования бюджетных средств, прогнозируется их дефицит - 954,6 млрд. руб., так как утвержденная законом сумма профицита - 926,7 млрд. руб. -Рисунок 1.

ОсновОйювной

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

□ План

□ Факт

Доход

Расход

Профицит

Рисунок 1 - Динамика доходов и расходов бюджетных средств в первом полугодии 2020 г.

По причине превышения расходуемых доходных средств, Правительством РФ было принято решение о включении неиспользованных в 2019 году бюджетных средств в объем бюджетных средств 2020 года, в объеме 1502,7 млрд. руб.. Направлениями их расходования выступили: оплата государственных контрактов, Резервный фонд Правительства РФ, реализация национальных проектов и другие [1].

По нашему мнению, одной из основных причин снижения доходности федерального бюджета, наряду с приостановленной деятельностью ряда ключевых предприятий страны по причине принятия карантинных мер, является остановка экспортного сообщения между странами «большой двадцатки».

Опираясь на сведения относительно текущей экономической ситуации, можем говорить о том, что, при возобновлении карантинных мероприятий, на восстановление экономики РФ, хотя бы до уровня трехлетней давности - 2016-2017 гг., потребуется не три года, как предполагают нынешние аналитики, а намного больший промежуток времени. Потому как урон социальному уровню жизни граждан, вследствие экономического упадка страны, практически не восполним.

Изменения коснулись не только объемов, но и структуры, источников поступления средств в федеральный бюджет. Снизились доходы от нефтегазовой промышленности - из планируемых 9,09 трлн. руб. были получены только 2,66 трлн. руб. При том, на 36,6% снизились доходы по налогу на добычу полезных ископаемых и на 53,6% наблюдается падение по доходам от таможенных пошлин на нефть, газ и нефтегазовые продукты -Рисунок 2.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

Основной

Основной

Основной

Основ

ной

ж

Осн

овной

Основной

□ Нефтегазовые доходы

□ Ненефтегазовые доходы

Основной

Основной

Основной

Рисунок 2 - Структура и динамика доходов Федерального бюджета в 2018-2020 гг. (млрд. руб.).

Ненефтегазовые доходы, при том, увеличились, однако, по нашему мнению, их количество не является достаточным для компенсации текущего экономического ущерба других направлений пополнения бюджетных средств.

Снижение объема федерального и регионального бюджета также во многом связано с недополучением налоговых средств со стороны предпринимательства, частного бизнеса, по причине сокращения числа корпораций. Согласно официальным сведениям Федеральной налоговой службы, с момента начала пандемии число предпринимателей, принявших решение о прекращении ведущей деятельности, увеличилось на 77%, в сравнении с данными 2019 года. По данным марта 2020 года, количество зарегистрировавшихся предпринимателей - 64 тыс. человек, количество подавших заявление о прекращении бизнеса - 67 тыс. человек, из них - 1,5 тыс. по причине смерти 158 - по причине банкротства [5].

Таким образом, количество закрывающихся предприятий превысило количество регистрируемых, что, как было указано ранее, отрицательно сказалось на формировании федерального бюджета. Тенденция сокращения количества предпринимателей сохраняется и в настоящее время, несмотря на меры поддержки, принятые государством, которые, в свою очередь, стали одной из новых статей расходования бюджетных средств.

В целях сохранения экономического положения страны, поддержания малого и среднего бизнеса в карантинный период, правительством РФ была разработана и применена программа, в которую вошли меры по отсрочке уплаты страховых взносов до трех месяцев, отсрочке арендных платежей, отсрочке оплаты сырья и продуктов для организаций общепита, мораторий на все виды проверок, в том числе, налоговые. После в программу поддержки были включены меры по предоставлению банками займов под 0% предпринимателям, направлением которых является выплата заработной платы сотрудникам и погашение долговых обязательств. Согласно официальным данным, по выделенной статье расходов было затрачено более 12 млрд. руб.. Кроме того, по данным BBC, около 2 трлн. руб. планируется потратить в целях стабилизации экономического положения РФ до конца года [6].

Несмотря на внедрение программ поддержки предпринимательства, Минфином России в отчетной документации за первое полугодие 2020 года отражены сведения, что меры указанной программы в ряде регионов не были исполнены в полном размере - займы выдавались банками «неохотно», из ста процентов поданных предприятиями заявок были одобрены только около 10%. Данный аспект также оказал влияние на увеличение количества закрывающихся промышленных предприятий, предприятий розничной торговли, ресторанного бизнеса, выступающих основным звеном выплаты налоговых средств.

Анализируя ориентировочную программу планирования Федерального бюджета на 2021-2023 гг., представленную Минфином РФ, утверждение которой планируется осенью 2020 года, в целях стабилизации экономических показателей страны, можем говорить о сокращении расходов по большей части бюджетных статей [3]. В том числе, под сокращение расходов попадает индексация заработных плат чиновников и реализация национальных проектов и инициатив действующего Президента РФ. К основным причинам сокращение будущего бюджета, помимо имеющихся социальных и экономических проблем, можем отнести падение курса рубля и стоимости нефти - как одного из ключевых продуктов экспорта страны.

Основными сферами сокращения финансирования, согласно предложенной Минфином РФ программе, станут, в первую очередь, образование и здравоохранение, затраты на обороноспособность страны, осуществление космических исследований, программы по обеспечению занятости населения, национальные проекты, проекты по обеспечению граждан доступным жильем - Таблица 2 [1].

Таблица 2 - Данные по сокращению финансирования, представленные в программе Минфина РФ

на 2021-2023 гг.

Сферы финансирования Объемы снижения финансирования (млрд. руб.) А (+-)

2021 г. 2023 г.

Здравоохранение 65,7 115,4 49,7

Образование 8,3 10,4 2,1

Обеспечение обороноспо- 121,4 73,2 -48,2

собности страны

Обеспечение космической 20 60 40

деятельности

Обеспечение занятости 1 1 -

населения и поддержка эко-

номики

Национальные проекты 66,4 102,8 36,4

Обеспечение доступным 12,9 31,4 18,5

жильем

Снижение расходуемых средств на такие сферы, как образование и здравоохранение, по нашему мнению, не только не будут способствовать экономическому росту показателей и стабилизации положения Федерального бюджета, но и окажут отрицательное влияние. Так как образование и здравоохранение являются социально значимыми сферами, и их недостаточная поддержка может привести к еще большему снижению уровня жизни граждан. А это напрямую противоречит ведущим положениям Конституции РФ, которые обязаны гарантировать поддержку граждан и обеспечение необходимых условий для жизни, сохранение здоровья и развитие. Тем более, в настоящее время, в период обострения пандемии и отсутствии достоверных данных о ее окончании. Особенно интересным на данном фоне является и то, что Президентом РФ был подписан указ, согласно которому средняя продолжительность жизни граждан должна быть увеличена до 78 лет, а качество образования на территории РФ должно войти в топ-10 по миру. Вопрос путей реализации данного указа, по всей видимости, остается открытым в условиях сокращения финансирования выделенных сфер.

Сокращение расходов на оборону страны можем считать рациональной, так как, в условиях пандемии, данная категория не может являться первостепенной, когда не решены ведущие социальные проблемы граждан. Согласно данным Стокгольмского международного института, на данную статью расходов из Федерального бюджета выделается объем средств, равный 3,9% ВВП страны.

На сокращение финансирования космических исследований главой Роскосмоса было сделано заявление о том, что приостановка деятельности в период карантина оказала негативное влияние на финансовые показатели направления, так как потребовалось дополнительное финансирование на поддержание работы ведущих проектов и выплату заработной платы сотрудникам. Можем предположить, что сокращение финансирования не только не поможет исправить текущую ситуацию данной категории, но и грозит остановкой ряда исследований данной области.

Наименьшее сокращение финансирования грозит сфере трудоустройства граждан и поддержке экономики. Согласно изложенным выше данным о количестве закрывающихся предприятий и, следовательно, увеличении числа безработных граждан, данные меры можем считать рациональными. Однако считаем, что данная категория расходования бюджетных средств, напротив, требует дополнительных вложений со стороны государства, и оказания помощи оставшимся без места занятости лицам и их семьям. Восстановление рынка труда не является возможным без дополнительного субсидирования и финансирования.

Снижение расходов на нацпроекты, согласно данным Минфина, коснется, в первую очередь, демографической программы, кооперации, экспорта и так далее. Так как объемы расходов на национальные проекты находятся на втором месте после направления обеспечения обороноспособности страны, принятые меры по оптимизации Федерального бюджета можем с уверенностью считать рациональными.

В отношении снижения финансирования госпрограммы по обеспечению граждан доступным жильем, анализируя полученные данные, можем говорить о скорой стабилизации процесса реализации данного проекта, так как, согласно подписанному Указу Президента, до 2030 года планируется увеличение объемов бюджетного строительства - до 120 млн. кв. м./год.

Также Минфином предложены направления, в отношении которых рекомендуется увеличение объемов расходования средств Федерального бюджета. К ним относятся: финансирование деятельности администрации президента, государственной судебной власти, а также реализация государственных программ - «Экономическое развитие», «Развитие электронной промышленности», «Регулирование финансовых рынков», «Юстиция». Основной статьей увеличения финансирования выступило развитие пенсионной реформы - с 547,6 млрд. руб. до 888,5 млрд. руб. Анализируя текущее экономическое положение страны, а также на основании изложенных выше сведений, можем также предположить, что, напротив, сокращение статей расходования относительно данных показателей будет способствовать более емкому распределению средств относительно решения текущих социальных проблем.

Таким образом, анализируя полученную в ходе анализа Федерального бюджета в условиях пандемии 2020 года информацию, можем сделать следующие выводы:

1. Снижение Федерального бюджета в условиях пандемии 2020 года обусловлено, в первую очередь, снижением показателей ВВП, особенно за период второго квартала 2020 года - на 6,9 единиц, в сравнении с первым кварталом того же года, и на 4,7 единиц в сравнении с первым кварталом 2018 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Объем расходуемых бюджетных средств в настоящее время превышает объемы доходов, что в прогнозе предполагает дефицит средств - - 954,6 млрд. руб., так как утвержденная законом сумма профицита - 926,7 млрд. руб..

3. Снижение объемов федерального и региональных бюджетов также во многом связано с недополучением налоговых средств со стороны предпринимательства, частного бизнеса, по причине сокращения числа корпораций, в среднем - на 77%.

4. Указанные выше пункты, а также необходимость решения социальных проблем, возникших по причине пандемии 2020 года, определяют необходимость перераспределения бюджетных средств, в соответствии с текущими нуждами, с целью стабилизации экономического положения страны.

5. Анализируя ориентировочную программу планирования Федерального бюджета на 2021-2023 гг., представленную Минфином РФ, утверждение которой планируется осенью 2020 года, в целях стабилизации экономических показателей страны, можем судить о грядущем сокращении расходов по большей части бюджетных статей.

6. Направлениями увеличения расходов, согласно программе Минфина, выступили: финансирование деятельности администрации президента, государственной судебной власти, а также реализация государственных программ - «Экономическое развитие», «Развитие электронной промышленности», «Регулирование финансовых рынков», «Юстиция». Основной статьей увеличения финансирования выступило развитие пенсионной реформы - с 547,6 млрд. руб. до 888,5 млрд. руб.

Резюмируя, можем говорить о том, что основным направлением стабилизации экономического положения страны в период до конца 2023 года выступает сокращение расходов практически по всем ведущим и социальным статьям, в том числе, в сферах образования и здравоохранения.

По нашему мнению, указанные меры не являются достаточными. Так как основным звеном экономической составляющей государства является предпринимательская деятельность, необходимо дополнительное проведение федеральных программ по поддержке малого и среднего бизнеса, а также дополнительное направление средств на поддержку граждан - в первую очередь, оставшихся без места постоянной занятости.

Источники:

1. Колесник В.С. Эффективность использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве/ Колесник В.С., Ха-лявка И.Е., Юрченко А.А.// Коллективная монография / Краснодар, 2014.

2. Липчиу Н.В.Корпоративные финансы/ Липчиу Н.В, Герасименко О.А., Юрченко А.А.// Учебное пособие для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" / Под редакцией Н.В. Липчиу. Москва, 2012.

3. Тахумова О.В. Экономическая безопасность как фактор устойчивого развития региональной системы/ Тахумова О.В., Коврякова Е.А., Колесник А.В.// Kant. 2018. № 1 (26). С. 229-233.

References:

1. Kolesnik V.S. Efficiency of use of production resources in agriculture / Kolesnik V.S., Khalyavka I.E., Yurchenko A.A. // Collective monograph / Krasnodar, 2014.

2. Lipchiu NV Corporate finance / Lipchiu NV, Gerasimenko OA, Yurchenko AA // Textbook for bachelors and masters studying in the direction of training "Economics" / Edited by NV. Lipchiu. Moscow, 2012.

3. Takhumova O. V. Economic security as a factor of sustainable development of the regional system / Takhumova O.V., Kovryakova E.A., Kolesnik A.V. // Kant. 2018. No. 1 (26). S. 229-233.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10595

С.Н. Букин - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Землеустройство и геодезия», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 02.serzh.b ukin @mail.ru,

S.N. Bukin - Candidate of Sciences (Economy), Associate professor at the Department of Land Management and Geodesy, Penza State University of Architecture and Construction;

Е.С. Денисова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Землеустройство и геодезия», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, [email protected],

E.S. Denisova - Candidate of Sciences (Economy), Associate professor at the Department of Land Management and Geodesy, Penza State University of Architecture and Construction.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

(НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) MANAGING THE ECONOMIC POTENTIAL OF RURAL MUNICIPAL TERRITORIES (EXEMPLIFIED BY THE PENZA REGION)

Аннотация. Цель - формирование мероприятий по управлению экономическим потенциалом сельских муниципальных территорий региона (на примере Пензенской области) на основе кластерного анализа. Методы. Работа базируется на методах моделирования, кластерного анализа, методе восхождения от абстрактного к конкретному. Результаты. Проведено моделирование взаимодействия элементов экономического потенциала. Предложены критерии оценки экономического потенциала сельских территорий. Проведена группировка муниципальных образований методом кластерного анализа. Проанализированы перспективные направления и предложены мероприятия, направленные на развитие экономического потенциала сельских муниципальных территорий. Научная новизна заключается в авторском подходе к формированию инструментов управления экономическим потенциалом сельских муниципальных территорий региона (на примере Пензенской области) на основе кластерного анализа по критериям оценки базовых составляющих экономического потенциала территории.

Abstract. The objective is to develop some action groups for managing the economic potential of the rural municipal territories of the region (exemplified by the Penza Region) based on a cluster analysis. Methods. The study was carried out on the basis of statistical data on the socioeconomic indicators of municipalities of the Penza Region for the period from 2014 to 2018 and cadastral valuation data (2012). The study is based on modeling methods, cluster analysis, and the method of rising from the abstract to the concrete. Results. Simulating the interaction of the elements of economic potential. Proposing criteria for assessing the economic potential of rural areas. Grouping the municipalities based on the cluster analysis method. Analyzing the promising areas and proposing a system of strategies to develop economic potential of the rural municipal territories. The scientific novelty lies in the author's approach to the development of tools for managing the economic potential of the rural municipal territories of the region (exemplified by the Penza Region) based on a cluster analysis using the criteria for assessing the basic components of the economic potential of the territory.

Ключевые слова: экономический потенциал, сельские территории, модель, кластерный анализ, кластер, группы мероприятий, муниципальный район.

Keywords: economic potential, rural areas, model, cluster analysis, cluster, action groups, municipal region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.