Макроэкономика
ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2020 г.: РЕКОРДНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ, РАСТУЩИЕ РАСХОДЫ
С. Г. БЕЛЁВ Т. В. ТИЩЕНКО
По итогам первых девяти месяцев 2020 г. доходы федерального бюджета сократились относительно аналогичного периода предыдущего года на 1818,6 млрд. руб., а расходы выросли на 3040,9 млрд. руб.; бюджет исполнен с дефицитом в 1773,3 млрд. руб. Сокращение доходов и наращивание расходов привели к рекордному ненефтегазовому дефициту, что обусловило необходимость привлечения долгового финансирования.
Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги.
По оперативным данным Минфина России, доходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2020 г. снизились относительно первых девяти месяцев 2019 г. на 1,9 п.п. ВВП - до 16,8% ВВП при незначительном отставании кассового исполнения федерального бюджета в размере 74,5% за январь-сентябрь 2019 г. против 64,2% за тот же период текущего года.
Наибольшее сокращение за три первых квартала 2020 г. к тому же периоду 2019 г. было отмечено по нефтегазовым доходам федерального бюджета - на 2,8 п.п. ВВП, в том числе по НДПИ - на 2,1 п.п. ВВП и по вывозным пошлинам - на 0,7 п.п. ВВП. Базовые нефтегазовые доходы за январь-сентябрь 2020 г. составили 4031,6 млрд. руб. против 3744,8 млрд. руб. годом ранее1. (См. табл. 1.)
У объема дополнительных доходов за январь-сентябрь было отрицательное значение в 177,5 млрд. руб. Однако разница между фактически полученными и базовыми нефтегазовыми доходами по ежемесячным значениям сокращается: в мае текущего года она составила 248,3 млрд. руб., в июле - 140,3 млрд.
руб., в августе и сентябре она уменьшилась до 48,0 и 28,8 млрд. руб. соответственно. Возможно, что по итогам года объем базовых доходов сравняется с объемом фактических нефтегазовых доходов.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2020 г. выросли относительно аналогичного периода предыдущего года на 0,9 п.п. ВВП, или на 491,1 млрд. руб. При этом произошли сокращение доходов на 0,1 п.п. ВВП по налогу на прибыль, «внутреннему» НДС и ввозным пошлинам и рост по «импортному» НДС и внутренним акцизам - на 0,1 и 0,5 п.п. ВВП соответственно. Рост состоялся в основном за счет ненефтегазовых неналоговых доходов и благодаря сделке по покупке пакета акций Сбербанка.
Увеличение расходов федерального бюджета продолжается. Если по итогам января-марта они выросли на 693,8 млрд. руб. (к соответствующему кварталу 2019 г.), а за первые шесть месяцев 2020 г. в годовом выражении -на 2060,9 млрд. руб., то по итогам рассматриваемого периода 2020 г. - уже на 3040,9 млрд.
Белёв Сергей Геннадьевич, заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таУ: [email protected]; Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таУ: [email protected]
1 С учетом корректировок по возмещению акциза.
руб., или на 4,2 п.п. ВВП, при сопоставимом уровне кассового исполнения бюджета (62,4 и 63,2% соответственно). (См. табл. 2.)
Наибольший рост расходов был зафиксирован по статьям, связанным с поддержкой экономики и социальной сферы в условиях пандемии,включая разделы:«Социальная политика» - на 1,6 п.п. ВВП (1169,5 млрд. руб.), «Здравоохранение» - на 0,6 п.п. ВВП (445,8 млрд. руб.), «Национальная экономика» - на 0,5 п.п. ВВП (354,8 млрд. руб.). Учитывая, что общий пакет мер поддержки экономики и со-
циальной сферы в условиях пандемии оценивался в размере 3 трлн. руб.2 и воздействие факторов, препятствующих восстановлению экономического роста, продолжается, можно предположить, что по итогам года расходы вырастут еще на 1 трлн. руб. по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, общий объем расходов достигнет 4 трлн. руб. без учета поддержки отдельных компаний государственного сектора за счет средств ФНБ.
Дефицит федерального бюджета по итогам января-сентября 2020 г. составил 2,3%
Таблица 1
Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2019 и 2020 гг.
Январь-сентябрь 2019 г. Январь-сентябрь 2020 г. Изменение
млрд. руб. % кассовое ___ исполнение, DDI 1 п, в% млрд. руб. % кассовое ___ исполнение, DDI I п, В % млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 15 034,7 18,7 74,5 13216,1 16,8 64,2 -1818,6 -1,9
в том числе:
Нефтегазовые 5961,7 7,4 72,3 3652,0 4,6 51,2 -2309,7 -2,8
из них:
НДПИ 4550,7 5,7 76,2 2861,1 3,6 49,5 -1689,6 -2,1
вывозные пошлины 1411,0 1,7 62,0 790,9 1,0 45,5 -620,1 -0,7
Ненефтегазовые 9073,0 11,3 76,0 9564,1 12,2 71,6 491,1 0,9
из них:
налог на прибыль организаций 918,0 1,1 77,5 820,1 1,0 67,4 -97,9 -0,1
НДС на товары, реализуемые в РФ 3160,1 3,9 74,2 3001,1 3,8 65,9 -159,0 -0,1
НДС на товары, ввозимые в РФ 2031,9 2,5 71,6 2007,9 2,6 66,5 -24,0 0,1
акцизы на товары, реализуемые в РФ 395,0 0,5 75,7 775,9 1,0 70,1 380,9 0,5
ввозные таможенные пошлины 521,9 0,7 72,8 475,5 0,6 70,8 -46,4 -0,1
прочие доходы 2046,1 2,6 84,4 2483,6 3,2 93,5 437,5 0,6
Расходы 11 948,5 14,9 62,4 14 989,4 19,1 63,2 3040,9 4,2
в том числе:
Процентные 532,2 0,7 65,0 532,6 0,7 59,4 0,4 0,0
Непроцентные 11 416,3 14,2 66,0 14456,8 18,4 77,0 3040,5 4,2
Профицит (+) / Дефицит (-) 3086,2 3,8 -1773,3 -2,3 -4859,5 -6,1
Ненефтегазовый профицит (+) /дефицит (-) -2875,5 -3,6 -5425,3 -6,9 -2549,8 -3,3
Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд. руб. 80230 78500
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты авторов, ВВП за первое полугодие 2020 г. -оценка авторов.
2 URL: http://covid.economy.gov.ru/
МАКРОЭКОНОМИКА
ВВП против профицита в 3,8% ВВП за аналогичный период 2019 г. Вырос и ненефтегазовый дефицит - с 3,6 до 6,9% ВВП.
В январе-сентябре 2020 г. на внутреннем рынке было привлечено 2832,6 млрд. руб., что более чем в 1,2 раза превысило утвержденный годовой объем заимствований. Стоит отметить, что по итогам октября и начала ноября Минфин России увеличил заимствования до 5 трлн. руб., что вполне прогнозируемо с учетом уровня ненефтегазового дефицита федерального бюджета по итогам января-сентября текущего года. По состоянию на 01.10.2000 г. объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 13 733,0 млрд. руб.; в последние два месяца третьего квартала часть средств фонда в размере 60,8 млрд. руб. была направле-
на на финансирование дефицита федерального бюджета.
Таким образом, значительное сокращение доходной части федерального бюджета и некоторое наращивание его расходной части обусловили рекордный ненефтегазовый дефицит. Что, в свою очередь, привело к необходимости привлечения долгового финансирования. Несмотря на то что масштабные заимствования осенью 2020 г. не вызвали серьезного роста ставок по государственным заимствованиям, доходности по государственным облигациям составляют более 6% годовых (с учетом сроков погашения по привлеченному долгу -от семи лет и более). Чтобы не произошло резкого увеличения расходов на обслуживание долга, экономика должна расти темпами 3-4% в год.
Таблица 2
Расходы федерального бюджета в январе-сентябре 2019 и 2020 гг.
Январь-сентябрь 2019 г. Январь-сентябрь 2020 г. Изменение
млрд. руб. % ВВП кассовое исполнение, в % млрд. руб. %ВВП кассовое исполнение, в% млрд. п.п. руб. ВВП
Расходы - всего 11 948,5 14,9 62,4 14 989,4 19,1 63,2 3040,9 4,2
в том числе:
Общегосударственные вопросы 853,1 1,1 52,3 1017,7 1,3 67,7 164,6 0,2
Национальная оборона 2018,1 2,5 62,8 2190,2 2,8 66,1 172,1 0,3
Национальная безопасность
и правоохранительная 1333,4 1,7 59,1 1473,1 1,9 62,4 139,7 0,2
деятельность
Национальная экономика 1430,8 1,8 49,5 1785,6 2,3 51,1 354,8 0,5
Жилищно-коммунальное хозяйство 152,6 0,2 54,2 281,8 0,4 73,5 129,2 0,2
Охрана окружающей среды 145,4 0,2 74,2 182 0,2 60,3 36,6 0,1
Образование 555,6 0,7 62 631,9 0,8 62,3 76,3 0,1
Культура и кинематография 72,3 0,1 51,7 86,1 0,1 59,4 13,8 0,0
Здравоохранен ие 482,3 0,6 65,1 928,1 1,2 71,3 445,8 0,6
Социальная политика 3599,4 4,5 74,1 4768,9 6,1 81,6 1169,5 1,6
Физическая культура и спорт 38,2 0,0 42,9 40,7 0,1 54,7 2,5 0,0
СМИ 63,1 0,1 69,9 66,9 0,1 60,2 3,8 0,0
Обслуживание государственного долга 532,2 0,7 65 532,6 0,7 59,4 0,4 0,0
Межбюджетные трансферты 671,5 0,8 64,5 1003,7 1,3 77,7 332,2 0,4
Источник: Минфин России (оперативные данные), Федеральное казначейство, расчеты авторов.
Наращивание государственного долга создает риски бюджетной устойчивости в будущем, поскольку восстановление доходной части бюджета будет происходить ожидаемо медленно в силу нескольких факторов. Это, во-первых, медленное восстановление мировой экономики, определяющее низкие темпы повыше-
ния цен на нефть до докризисного уровня. Во-вторых, это неясные перспективы окончания пандемии и, соответственно, восстановления российской экономики. В-третьих, появившаяся тенденция роста убытков предприятий, которая в будущем может создать проблемы с поступлением налога на прибыль. ■
Execution of the Federal Budget in January-September 2020: Record Borrowings and Growing Expenditures
Sergey G. Belev — Head of Budget Policy Department of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
At nine months-end 2020, revenues of the federal budget contracted against the same period of the previous year by Rb1,818.6 bn and expenditures went up by Rb3,040.9 bn; the budget has been executed with a deficit amounting to Rb1,773.3 bn. Contraction of revenues and ramping up of expenditures resulted in record non-oil and gas deficit which resulted in raising debt financing
Key words: federal budget, revenue, oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, expenditure, taxes.