Научная статья на тему 'Институциональные ловушки при финансировании индустрии гостеприимства (на примере Краснодарского края)'

Институциональные ловушки при финансировании индустрии гостеприимства (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / FINANCES / CURRENCY AND CREDIT / HOSPITALITY INDUSTRY / INSTITUTIONAL TRAPS / FINANCIAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Алла Юрьевна

Цель: определение наличия и систематизация институциональных ловушек финансирования индустрии гостеприимства в России.Методы: абстрактно-логический, обобщение и наблюдение.Результаты: на основе анализа статистики и региональной программы развития туризма Краснодарского края были определены проблемы и препятствия на пути развития и повышения качества туристских услуг. Результатом исследования стали выявление и систематизация институциональных ловушек в финансировании туризма, выраженных в повышенной государственной поддержке сектора. В частности, значительная доля финансирования в туристско-рекреационном секторе по-прежнему осуществляется из бюджетных средств при 60%-м удельном весе прибыльных санаторно-курортных организаций за последние три года. В процессе исследования автором сформулирована общая концепция институциональной структуры индустрии гостеприимства в России и предложена модель финансирования отрасли через систему стимулов и льгот для отдыхающих, формирование туристических кластеров, а также формирование механизма диалога между органами власти и представителями туристского бизнеса.Научная новизна: определены и систематизированы институциональные ловушки, сформировавшиеся в системе финансирования туризма, а также предложены мероприятия по их преодолению.Практическая значимость: предложенные рекомендации могут быть использованы субъектами индустрии гостеприимства для активизации деловой активности, а органами власти для реализации задач, обозначенных в государственных программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL TRAPS IN THE HOSPITALITY INDUSTRY FINANCING (BY THE EXAMPLE OF KRASNODAR REGION)

Objective: to determine and classify the institutional traps in financing the hospitality industry in Russia.Methods: abstract-logical, generalization and observation.Results: basing on the analysis of statistics and regional program of tourism development in Krasnodar region, the challenges and obstacles were identified to the development and improvement of tourist services quality. The research result is the identification and systematization of institutional traps in the financing of tourism, expressed in the increased public support of the sector. In particular, a significant proportion of tourist-recreational sector funding is still taken from the budget, though the specific weight of profitable health resort organizations amounted to60 % over the past three years. In the process of research, the author formulated a general concept of the institutional structure of the hospitality industry in Russia and the model of the sector financing through a system of incentives and benefits for vacationers, forming the tourist clusters, and forming a mechanism of dialogue between the authorities and representatives of tourist business.Scientific novelty: the institutional traps are defined and systematized, which are formed in the system of tourism financing; measures to over-come them are proposed.Practical significance: the proposed recommendations can be used by the entities of the hospitality industry to enhance business activities, and by authorities to implement tasks outlined in the state programs.

Текст научной работы на тему «Институциональные ловушки при финансировании индустрии гостеприимства (на примере Краснодарского края)»

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ / FINANCES, CURRENCY AND CREDIT

УДК 338.48(470.620) DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.3.55-68

А. Ю. БАРАНОВА1

1 Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Цель: определение наличия и систематизация институциональных ловушек финансирования индустрии гостеприимства в России.

Методы: абстрактно-логический, обобщение и наблюдение.

Результаты: на основе анализа статистики и региональной программы развития туризма Краснодарского края были определены проблемы и препятствия на пути развития и повышения качества туристских услуг. Результатом исследования стали выявление и систематизация институциональных ловушек в финансировании туризма, выраженных в повышенной государственной поддержке сектора. В частности, значительная доля финансирования в туристско-рекреационном секторе по-прежнему осуществляется из бюджетных средств при 60%-м удельном весе прибыльных санаторно-курортных организаций за последние три года. В процессе исследования автором сформулирована общая концепция институциональной структуры индустрии гостеприимства в России и предложена модель финансирования отрасли через систему стимулов и льгот для отдыхающих, формирование туристических кластеров, а также формирование механизма диалога между органами власти и представителями туристского бизнеса.

Научная новизна: определены и систематизированы институциональные ловушки, сформировавшиеся в системе финансирования туризма, а также предложены мероприятия по их преодолению.

Практическая значимость: предложенные рекомендации могут быть использованы субъектами индустрии гостеприимства для активизации деловой активности, а органами власти - для реализации задач, обозначенных в государственных программах.

Ключевые слова: финансы, денежное обращение и кредит; индустрия гостеприимства; институциональные ловушки; финансовый механизм

Как цитировать статью: Баранова А. Ю. Институциональные ловушки при финансировании индустрии гостеприимства (на примере Краснодарского края) // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3. С. 55-68. DOI: http://dx.doi.Org/10.21202/1993-047X.10.2016.3.55-68

V_

Введение известные курорты, из них три - федерального значе-

В России лидером по внутреннему туризму, на ния: Сочи, Анапа, Геленджик. Законом Краснодарско-

долю которого приходится одна треть всех прибытий го края № 1465-КЗ «О стратегии социально-экономи-

на протяжении последних пяти лет, является Красно- ческого развития Краснодарского края до 2020 года»

дарский край [1-3]. На его территории расположены от 29.04.2008 санаторно-курортный и туристский

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

комплекс определен как приоритетный. За последние пять лет в регионе наблюдается увеличение числа отдыхающих, количества здравниц и налоговых поступлений от туристско-рекреационной деятельности организаций. На федеральном и региональном уровнях предусмотрен ряд целевых программ финансирования объектов туризма, кластеров и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, но существует экономическая угроза невыполнения поставленных целей и задач1.

Особенности финансирования и функционирования организаций индустрии гостеприимства Краснодарского края выявлены в результате изучения трудов Я. А. Войновой, А. М. Ветитнева, Б. А. Ермакова, Ш. Д. Совмен, Н. К. Сердюковой и др. [1-5].

Исследование институциональных основ предпринимательства базировалось на работах отечественных и зарубежных экономистов: Т. Веблена, Р. Коуза, Д. Норта, Я. И. Кузьминова, А. Е. Шаститко и др. [6-10].

Структура финансового механизма исследована на основе трудов: И. А. Болдыревой, В. В. Казакова, В. В. Ковалева, М. М. Левкевич, В. Е. Леонтьева, Н. П. Радковской, Е. В. Киреевой, А. А. Куриловой, К. Ю. Курилова и др. [11-17].

Изучение представленных трудов позволило автору выявить отсутствие институционального подхода к разработке механизма финансирования индустрии гостеприимства с целью устранения институциональных ловушек, что и послужило темой исследования.

1 Приказ департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края № 63 «Об утверждении стратегии развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года» от 01.10.2008; Итоги социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края за 2010 г., 2011 г., 2012 г. URL: http://www.kurortkuban.ru/rus/about_department/ itogi/2010/2011/2012 (дата обращения: 15.05.2014); Итоги социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края за 2014: официальный сайт Министерства курортов и туризма Краснодарского края. URL: http://min.kurortkuban.ru/deyatelnost/otchety/otchety-po-itogam-razvitiya-turistskogo-kompleksa/item/619-itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sanatorno-kurortnogo-i-turistskogo-kompleksa-krasnodarskogo-kraya-za-2014-god (дата обращения: 03.11.2015).

Результаты исследования

Развитие индустрии гостеприимства Краснодарского края за последние годы характеризуется устойчивой тенденцией роста, об этом свидетельствуют факты увеличения ряда показателей (табл. 1).

Несмотря на положительную динамику развития туристско-рекреационного комплекса в целом, можно отметить, что объем инвестиций растет более быстрыми темпами, чем налоговые поступления в бюджет, удельный вес туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте и количество отдыхающих. Кроме этого, на основе проведенного опроса выявлены причины непосещения туристами курортов Краснодарского края [4, 5]:

- недостаточный объем рекламы и отсутствие знаний о возможностях курортов края - 29,4 % респондентов;

- несоответствие цены и качества сервиса - 17,6 % респондентов;

- наличие зарубежных курортов с улучшенным и недорогим сервисом - 27,5 % респондентов;

- дорогие авиа- и железнодорожные билеты -13,7 % респондентов;

- прочее (негативные отзывы, трудно добраться и др.) - 11,8 % респондентов.

В результате этого появляется ряд проблем:

- сезонность посещения курортов Азово-Черно-морского побережья (самый высокий уровень запол-няемости приходится на период июнь - сентябрь);

- увеличение доходов средств размещения Краснодарского края происходит преимущественно не по причине увеличения туристских потоков, а за счет роста цен;

- сложность статистического учета неорганизованных туристов, проживающих у родственников, на частных квартирах (домах), в палатках, численность которых в 2-3 раза превышает число организованных туристов;

- недостаточно развита досугово-развлекательная инфраструктура, а также слабые возможности осуществления экологического, круизного, яхтенного туризма;

- главными конкурентами России в области пляжного туризма на протяжении последних пяти лет являются Турция, Египет, Греция, Испания, Таиланд и другие страны (табл. 2).

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Таблица 1

Показатели развития индустрии гостеприимства

Краснодарского края* Table 1. Indicators of development of the hospitality industry in Krasnodar region*

Показатель / Indicator Годы / Years

2010 2011 2012 2013 2014

Число коллективных средств размещения, ед., в том числе / Number of collective staying sites, units, including: 1 355 1 207 1 583 1 609 1 684

гостиницы и аналогичные средства размещения, ед. / Hotels and similar staying sites, units 665 652 1 025 1 086 1 138

специализированные средства размещения (санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, турбазы) / Specialized staying sites (sanatoriums, holiday centers, guest houses, camping sites, tourist bases 690 555 558 523 546

Количество отдыхающих, млн чел. / Number of vacationers, mln people 7,0 7,5 11,2 11,6 12,3

Объем доходов (услуг) санаторно-курортного и туристского комплекса, млрд руб. / Volume of income (services) of sanatorium-resort and tourist complex, bln rubles 54,4 58,8 63,6 67,0 74,0

Объем инвестиций в санаторно-курортный и туристский комплекс, млрд руб. / Volume of investment into sanatorium-resort and tourist complex, bln rubles 13,4 20,2 22,7 30,3 53,6

Удельный вес туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте, % / Unit weight of tourist added value in the regional product, % 14,2 14,8 15,0 15,1 15,1

Налоговые поступления в краевой консолидированный бюджет, млрд руб. / Taxes in the regional consolidated budget, bln rubles 4,0 3,9 4,3 4,2 5,6

* Источник: Приказ департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края № 63 «Об утверждении стратегии развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года» от 01.10.2008; Итоги социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края за 2010 г, 2011 г., 2012 г. URL: http:// wwwkurortkuban.ru/rus/about_department/itogi/2010/2011/2012 (дата обращения: 15.05.2014); Итоги социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края за 2014: официальный сайт Министерства курортов и туризма Краснодарского края. URL: http://min.kurortkuban.ru/deyatelnost/ ofchety/otchety-po-itogam-razvitiya-turistskogo-kompleksa/item/619-itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sanatorno-kurortnogo-i-turistskogo-kompleksa-krasnodarskogo-kraya-za-2014-god (дата обращения: 03.11.2015); [3].

* Source: Order of the Department of complex development of resorts and tourism of Krasnodar region No. 63 "On adopting the strategy of sanatorium-resort and tourist complex development of Krasnodar region up to 2020" of 01.10.2008; Results of social-economic development of sanatorium-resort and tourist complex of Krasnodar region in 2010, 2011, 2012. Available at: http:// wwwkurortkuban.ru/rus/about_department/itogi/2010/2011/2012 (access date: 15.05.2014); Results of social-economic development of sanatorium-resort and tourist complex of Krasnodar region in 2014: official web-site of the Ministry of tourism and resorts of Krasnodar region. Available at: http://min.kurortkuban.ru/ deyatelnost/otchety/otchety-po-itogam-razvitiya-turistskogo-kompleksa/item/619-itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sanatorno-kurortnogo-i-turistskogo-kompleksa-krasnodarskogo-kraya-za-2014-god (access date: 03.11.2015); [3].

Таблица 2

Страны-лидеры по приему российских туристов (тыс. чел.)* / Table 2. Top countries receiving Russian tourists (thousand people)*

Страна-конкурент / Competing country Год / Year

2010 2011 2012 2013 2014

Турция / Turkey 2 332 2 681 2 516 3 079 3 278

Египет / Egypt 975 1 453 1 906 1 909 2 565

Греция / Greece 510 530 690 1 176 1 016

Испания / Spain 580 660 792 1 012 982

Таиланд / Thailand 850 880 885 1 034 933

* Источник: Статистические показатели поездок российских граждан РФ. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/ statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv (дата обращения: 05.10.2015).

* Sources: Statistical indicators of trips by the Russian citizens. Available at: http://www.russiatourism.ru/contents/ statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv (access date: 05.10.2015).

Увеличения валютного курса доллара по отношению к рублю и экономические санкции оказали незначительное влияние на тенденцию российского турпотока. Количество отечественных граждан, выехавших с целью туризма, чуть уменьшилось в европейские и азиатские страны, а в Турцию и Египет, наоборот, увеличивалось до 2014 г.

В Краснодарском крае лидером по количеству туристов и объему налоговых поступлений от санаторно-курортной и туристской деятельности является г. Сочи, поэтому дальнейшее исследование производилось на примере данного курорта.

Приходим к выводу, что наиболее сильно зависимы от реализации путевок санаторно-курортные организации и дома отдыха (в среднем

89.5 % рекреантов прибыло по путевкам); данный показатель ниже у гостиниц - в среднем

40.6 %, исключая 2014 г. - год Олимпиады, когда большой процент приезжих составляли туристы и спортсмены.

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

Таблица 3

Численность туристов и рекреантов, размещенных в коллективных средствах размещения (КСР) в г. Сочи за период 2012-2014 гг.*

Table 3. Number of tourists and vacationers staying in the collective staying sites (CSS) in Sochi in 2012-2014*

Организации / Organizations Год

2012 2013 2014

Численность размещенных, тыс. чел., в том числе / Number of guests, thousand people, including: 775 702 1 735

Гостиницы и аналогичные средства размещения, из них / Hotels and similar staying sites, including: 312 315 1 237

по путевкам, тыс. чел. / by vouchers, thousand people 133 122 132

Санаторно-курортные организации, из них / Sanatorium-resort organizations, including: 444 377 467

по путевкам и курсовкам, тыс. чел. / by vouchers with and without accommodation, thousand people 410 326 418

Прочие организации отдыха, из них / Other organizations, including: 19 10 31

по путевкам, тыс. чел. / by vouchers with and without accommodation, thousand people 15 8 4

* Источник: составлено автором по данным Отдела государственной статистики г. Сочи.

* Source: compiled by the author by the data of Department of State Statistics, Sochi.

Таблица 4

Численность туристов и рекреантов, размещенных в КСР в г. Сочи за период 2012-2014 гг. по кварталам (тыс. чел.)*

Table 4. Number of tourists and vacationers staying in the collective staying sites (CSS) in Sochi in 2012-2014, by quarters (thousand people)*

Периоды размещения / Period of stay 2012 2013 2014

Численность размещенных всего за год, в том числе / Number of guests a year, thousand people, including: 775 702 1 735

январь - март / January - March 98 95 556

апрель - июнь / April - June 236 200 408

июль - сентябрь / July - September 351 278 675

октябрь - декабрь / October - December 90 129 96

* Источник: составлено автором по данным Отдела государственной статистики г. Сочи.

* Source: compiled by the author by the data of the Department of State Statistics, Sochi.

Таким образом, статистика свидетельствует о большей востребованности курорта Сочи в период с июля по сентябрь. В соответствии с этим ценовой сегмент на услуги гостиниц и санаториев также зависит от сезонности. На рис. 1 представлены средние цены гостиниц и здравниц, соответствующие уровню три звезды, на одного человека за стандартный номер.

Рис. 1. Средние цены стандартного номера коллективных средств размещения уровня 3* по сезонам за период 2012-2014 гг.* на одного человека

* Источник: составлено автором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fig. 1. Average prices for a standard room at a 3* CSS by season in 2012-2014* for one person

* Source: compiled by the author.

Финансы, денежное обращение и кредит II ТТ1Т1Г Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 3

Finances, currency and credit MJh^^ Actual Problems of Economics and Law, 2016, vol. 10, No. 3

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Цены на услуги КСР очень различаются в зависимости от категории номера, звездности гостиницы или санатория, набора услуг, но для них всех характерно завышение цен с июня по сентябрь.

Доходы индустрии гостеприимства зависят не только от количества отдыхающих, но и от длительности ночевок (рис. 2).

В гостиницах максимальный период пребывания составляет до 3 ночевок; в санаторно-курортных организациях - 8-14 дней; в организациях отдыха - в период 2012-2013 гг. рекреанты и туристы останавливались на 1-2 недели, а в 2014 г. -4-7 суток.

Рис. 2.2.1. Размещено человек в гостиницах

Fig. 2.2.1. Number of people staying in hotels

Рис. 2.2.2. Размещено человек в санаторно-курортных организациях

Fig. 2.2.2. Number of people staying in sanatorium-resort organizations

Рис. 2.2.3. Размещено человек в прочих организациях отдыха

Fig. 2.2.3. Number of people staying in other recreational organizations

Рис. 2. Размещение отдыхающих по дням пребывания в КСР *

* Источник: составлено автором по данным Отдела государственной статистики г. Сочи.

Fig. 2. Accomodation of the vacationers by the number of nights at a collective staying site (CSS).

* Source: compiled by the author by the data of Department of State Statistics, Sochi.

Корреляционно-регрессионный анализ показал зависимость доходов индустрии гостеприимства от количества туристов и периода ночевок (табл. 5), длитель-

ность которых снижается даже у санаторно-курортных организаций, предоставляющих лечебные процедуры. Прежде всего это объясняется ростом цен на услуги.

Таблица 5

Зависимость доходов КСР от числа размещенных и периода ночевок* Table 5. Dependence of the income of a collective staying site on the number of staying people and the period of stay *

Всего доходы КСР, млн руб. / Total income of CSS, mln rub

Число ночевок, тыс. ед. / Number of nights, thousand

Численность размещенных, тыс. чел. / Number of people, thousand

Всего доходы КСР, млн руб. / Total income of CSS, mln rub

Число ночевок, тыс. ед. / Number of nights, thousand

0,858081296

Численность размещенных, тыс. чел./ Number of people, thousand

0999903968

0865115361

* Источник: составлено автором.

* Source: compiled by the author.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Таким образом, на основе статистических данных выявлены проблемы функционирования индустрии гостеприимства на примере г. Сочи. Далее рассмотрим пути их решения.

Эффективность развития индустрии гостеприимства в современных условиях зависит от ее взаимодействия с организациями науки, образования, производства и сферы услуг, органами власти, которые формируют ресурсное обеспечение. Поэтому рассмотрим индустрию гостеприимства как совокупность институтов, ее составляющих и на нее влияющих [1, 2].

Основоположник институционализма - американский экономист Т. Веблен и его последователи Р. Коуз, Д. Норт, А. Е. Шаститко, Я. И. Кузьминов и другие исследователи обосновали, что в экономике все ее субъекты подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления; существует ряд правил, которые ограничивают их поведение и упорядочивают взаимодействие между ними, в результате чего формируется их выбор и пути достижения цели, а также возникает необходимость создания специальных структур в целях эффективного осуществления регулярных сделок [6-10]. В соответствии с Руководством по статистике государственных финансов институциональная единица представляет собой экономическую структуру, от своего имени владеющую активами, принимающую обязательства, осуществляющую деятельность с другими субъектами, оформляя взаимоотношения документально2.

Опыт зарубежных стран свидетельствует об успешном функционировании объединений организаций независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности, имеющих интересы в сфере туризма, в различные альянсы, что уменьшает трансакционные издержки, обеспечивает инвестирование и перекрестное субсидирование, способствует возникновению синергетического эффекта [18-21]. В России формы сотрудничества представлены преимущественно в виде гостиничных цепей, также некоторые крупные транспортные компании (РЖД, «Аэрофлот») создают свои туристические фирмы, а сырьевые компании («Роснефть», «Газпром» и другие) владеют санаторно-курортными комплексами

2 Руководство по статистике государственных финансов 2001. URL: http://www.imf.org (дата обращения: 13.10.2013).

[21, с. 3]. В результате приходим к выводу, что такие мощные предпринимательские структуры заинтересованы в извлечении прибыли и расширении бизнеса, но они не ставят перед собой следующие задачи:

- поддержка малого и среднего туристского бизнеса;

- улучшение курортной инфраструктуры муниципального образования;

- развитие наук (бальнеологии, грязелечения, курортологии и других);

- финансирование социального туризма.

Для повышения конкурентоспособности отечественной индустрии гостеприимства разработана Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 02.08.20113 [22].

Кроме того, развитие инфраструктуры индустрии гостеприимства Краснодарского края в последнее время осуществляется в соответствии со следующими государственными программами:

- Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2016-2021 гг.;

- Федеральная целевая программа «Сочи - гостеприимный город» на 2009-2014 гг.;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. и др.

На основании вышеизложенного институциональную структуру финансирования и развития индустрии гостеприимства в Российской Федерации можно представить как триаду (рис. 1):

- непосредственно институты (организации бизнеса, образования, науки, органы власти, обеспечивающие финансирование и развитие индустрии гостеприимства);

- традиции, нормы, законы, институциональные ловушки и др.;

- механизмы финансирования и государственного регулирования индустрии гостеприимства.

3 Постановление Правительства РФ № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» от 02.08.2011 (ред. от 18.09.2012).

Финансы, денежное обращение и кредит II TT ТГГ Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 3

Finances, currency and credit lU^iiLJa Actual ProblemsofEconomics and Law, 2016, vol. 10, No. 3

........................................................................... ISSNC993-047XePrinC)/ ISSN 2410-n300(0naai) ...........................................................................

Министерства Российской Федерации / Ministries of the Russian Federation Государственные внебюджетные фонды / State non-budget funds

npegnpHHHMaTentCKHe CTpyKTypBi, HHBecropBi, BeHHypHBie ^oh^bI, ^HHaHCOBO-KpeguTHBie оpганнзацнн h gp. / Business structures, investors, venture funds, financial and credit institutions etc.

^enapTaMeHTBi, ynpaBneHHA u KOMHTeTBi cyöteKTOB PO b oönacra экономннеского pa3BHTH3, ннвестнцноннон ge^TenBHOCTH, pa3BHTH3 Typu3Ma u KypopTOB /

Departments, offices and committees of subjects of the Russian Federation in the field of economic development, investment activity, development of tourism and resorts

Органы муниципальной власти в области экономического развития и инвестиционной деятельности, развития туризма и курортов / Municipal authorities in the field of economic development and investment activity, development of tourism and resorts

3aKOHbi, HOpMbi, тpagнцнн, npaBuna, HHCTHiy^OHantHbie noByrnKH h gp. / Laws, norms, traditions, rules, institutional traps, etc.

MexaHH3M ^HHaHCHpoBaHHA h perynnpoBaHHA HHgycTpuu rocTenpHHMCTBa / Mechanism of financing and regulating of the hospitality industry

Индустрия гостеприимства / Hospitality industry

Рис. 3. Институциональные единицы финансирования и развития индустрии гостеприимства

в Российской Федерации *

* Источник: составлено автором.

Fig. 3. Institutional units of financing and development of the hospitality industry in the Russian Federation *

* Source: compiled by the author.

Целью развития инфраструктуры индустрии гостеприимства на территории Краснодарского края является формирование современного эффективного конкурентоспособного рынка туристских услуг, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в данных услугах, повышение занятости и уровня доходов населения, увеличение налоговых отчислений в консолидированный краевой бюджет. Так, в соответствии с Государственной программой Краснодарского края «Развитие санаторно-курортно-

го и туристского комплекса 2016-2021 гг.» предусмотрен общий объем ее финансирования - 410 380,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 410 160,0 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов - 220,0 тыс. рублей4. Основные целевые показатели данной программы представлены в табл. 6.

4 Руководство по статистике государственных финансов 2001. URL: http://www.imf.org (дата обращения: 13.10.2013).

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Таблица 6

Целевые показатели государственной программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» * Table 6. Targets of the state program "Development of sanatorium-resort and tourist complex of Krasnodar region" *

№ Наименование целевого показателя / Target indication Единица измерения / Measurement unit 2014 (факт) / 2014 (fact) 2016 (план) / 2016 (plan) 2021 (план) / 2021 (plan)

1 Число туристов в Краснодарском крае / Number of tourists in Krasnodar region млн чел. / mln people 12,2 12,3 13,7

2 Объем инвестиций в основной капитал санаторно-курортного и туристского комплекса / Volume of investment into the capital assets of the sanatorium-resort and tourist complex млрд руб. / bln rubles 11,5 9,2 11,2

3 Объем доходов санаторно-курортного и туристского комплекса, из них / Volume of income of the sanatorium-resort and tourist complex, including: млрд руб. / bln rubles 72,8 79,2 101,1

3.1 доходы коллективных средств размещения / income of collective staying sites млрд руб. / bln rubles 44,4 48,1 61,6

3.2 доходы туристских фирм / income of tourist companies млрд руб. / bln rubles 2,4 2,6 3,6

3.3 доходы индивидуальных средств размещения / income of individual staying sites млрд руб. / bln rubles 27,5 28,7 36,0

4 Налоговые поступления от деятельности санаторно-курортного и туристского комплекса в консолидированный бюджет / Tax payments of the sanatorium-resort and tourist complex into consolidated budget млрд руб. / bln rubles 5,3 7,9 9,9

5 Площадь номерного фонда коллективных средств размещения / Area of the room fund of collective staying sites тыс. кв. м / thousand sq.m. 2 436,3 2 457,6 2 518,5

6 Единовременная вместимость коллективных средств размещения / Simultaneous capacity of collective staying sites тыс. мест / thousand people 217,1 218,6 221,6

* Источник: Проект Министерства туризма и курортов Краснодарского края. URL: http://min.kurortkuban.ru/deyatelnost/ gosudarstvennye-programmy/item/848-programma-2016-2021 (дата обращения: 13.10.2015).

* Source: Project of the Ministry of tourism and resorts of Krasnodar region. Available at: http://min.kurortkuban.ru/deyatelnost/ gosudarstvennye-programmy/item/848-programma-2016-2021 (access date: 13.10.2015).

В рамках программы планируется осуществить такие мероприятия, как:

- предоставление субсидий из краевого бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера на объектах туристского показа -5 млн руб.;

- предоставление грантов в форме субсидий победителям ежегодного краевого конкурса «Лучший объект сельского туризма в Краснодарском крае» -1,4 млн руб.;

- организация рекламно-информационного обеспечения продвижения краевого туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках -173 млн руб.;

- организация и проведение форумов, конференций, совещаний, семинаров, выставок, ярмарок, конкурсов, презентаций, деловых встреч, информационных туров и других мероприятий по вопросам туристской деятельности - 142 млн руб.;

- проведение научных и других исследований с целью развития санаторно-курортной и туристской сферы Краснодарского края - 69,5 млн руб.;

- организация и координация мероприятий по повышению квалификации кадров для санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края - 19 млн руб.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что главными инструментами государственной финансовой поддержки являются целевые программы, инвестиции, бюджетные средства. Ожидается, что это позволит Азово-Черноморскому побережью выйти на качественно новый уровень оказания услуг. Но имеются отрицательные результаты, а именно:

- согласно статистическим данным Госкомстата по Краснодарскому краю, за последние три года удельный вес прибыльных санаторно-курортных организаций в общем числе организаций составляет 60 % [1];

- в структуре источников их финансирования преобладают бюджетные средства - 58 % от общего объема, на долю средств головных коммерческих и некоммерческих организаций приходится 9 и 1 %

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

соответственно, государственных внебюджетных фондов - 8 %, прочих доходов - 24 % [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Краснодарском крае на законодательном уровне предпринято множество попыток повысить деловую активность организаций. Но в процессе реализации государственных программ финансирования индустрии гостеприимства

возникают предпосылки неэффективной работы, а именно институциональные ловушки (табл. 3), под которыми следует понимать несовершенную деятельность институтов, не способствующие достижению конечной цели в полной мере или приводящие к негативному (неэффективному) результату [23, 24].

Таблица 7

Институциональные ловушки при финансировании индустрии гостеприимства * Table 7. Institutional traps of hospitality industry financing *

Механизмы финансирования / Financing mechanisms Институциональные ловушки / Institutional traps Способы устранения институциональных ловушек в индустрии гостеприимства / Means of eliminating the institutional traps in hospitality industry

Механизм ценообразования: - ориентация на издержки; - ориентация на конкурентов / Price-forming mechanism: - orientation to costs; - orientation to competitors - рост цен в высокий сезон с целью максимизации прибыли, обеспечивающий покрытие издержек в низкий сезон; - конкуренция со стороны зарубежных курортов / - price growth at high season to maximize profit, ensuring covering the costs at low season; - competition from foreign resorts - снижение издержек; - организация культурных мероприятий в низкий сезон / - reducing costs; - arranging cultural events at low season

Механизм налогообложения: - применение льготного налогообложения в туристско-рекреационных и автотуристских кластерах, особых экономических зонах / Taxation mechanism: - incentive taxation in tourist-recreation and moto-tourist clusters, special economic zones - не попадают под льготное налогообложение организации, не входящие в кластер, и гостиницы, представляющие рекреационные услуги / - organizations outside the cluster do not enjoy the incentive taxation, as well as hotel rendering recreation services - необходимо предоставление льгот по рекреационным услугам / - incentives for recreation services are necessary

Механизм частного инвестирования: - кредиты; - займы; - инвестиции в основной капитал / Mechanism of private investing: - credits; - loans; - capital assets investments - высокие процентные ставки по кредиту; - недостаточное инвестирование со стороны частных инвесторов; - сложность погашения кредитов; - трансакционные издержки / - high credit interest; - insufficient investment from private investors; - difficulties in credit return; - transaction costs - разработка программы инвестирования через реализацию ценных бумаг посредством создания курортного альянса; - формирование предпринимательской сети с целью устранения трансакционных издержек / - elaboration of the investment program by securities, by creating a resort alliance; - forming a business network to eliminate transaction costs

Механизм бюджетного инвестирования: - финансирование туристско-рекреационных объектов в рамках целевых программ; - предоставление грантов на конкурсной основе; - предоставление санаторно-курортных путевок за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) / Mechanism of budget financing: - financing the tourist-recreational objects within target programs; - giving grants by competition; - giving sanatorium-resort vouchers via the Fund for Social Insurance of the RF (FSI RF) - рост нагрузки на инфраструктуру муниципального образования туристско-рекреационной специализации; - ограниченный набор услуг, финансируемый за счет средств ФСС РФ / - growth of the load on municipal infrastructure of tourist-recreational specialization; - limited set of services financed by FSI RF - совершенствование финансирования городов-курортов как муниципалитетов с избыточным количеством потребителей; - применение социально-налогового вычета по рекреационным услугам / - improving the financing of resort cities as municipalities with an excess number of consumers; - implementing the social-taxation discount for recreational services

* Источник: составлено автором.

* Source: compiled by the author.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Таким образом, при функционировании организаций всегда возможен риск появления институциональных ловушек, приводящих впоследствии к неэффективному финансированию объектов и требующих совершенствования существующего механизма финансирования.

В целом под финансовым механизмом понимается система экономических отношений, форм их организации, методов формирования и распределения финансовых ресурсов, функционирующая в условиях заданных параметров институциональной среды и обеспечивающая взаимоотношения субъектов финансовой системы [11—17].

Но при формировании финансового механизмане-обходимо учитывать отр асмеваю схециф4жуоргашт-ций, особенно в сфере услуг, г е не товар доставляется потребителю, а, наоборот, турист приезжает за услу-

гой. Специфика финансовых отношений в индустрии гостеприимства характеризуется многообразием в результате функционирования организаций различных форм собственности, их подчиненности разным министерствам, зависимостью качества некоторых товаров (услуг) от территориальных особенностей местности.

Механизм финансирования индустрии гостеприимства схематично изображен на рис. 4, который условно можно разделить на две части:

- базис, включающий элементы, присущие любому финансовому механизму: цель, функции, принципы управвеним ифивансарование,хбеспечение;

-суОъеиты, объекты, методы финансирования и методы устранения институциональных ловушек с учетом специфики индустрии гостеприимства.

Базис финансового механизма / Basis of financial mechanism

Организации индустрии гостеприимства - объект финансирования / Organizations of hospitality industry - object of financing

Методы устранения институциональных ловушек / Methods of eliminating the institutional traps

ж

Институциональные ловушки / Institutional traps i i

"ЯГ

V

Методы финансирования / Methods of financing Самофинансирование / Self-financing Оказание финансовых услуг / Rendering financial services Безвозмездное финансирование / Non-repayable financing Заемное финансирование / Loan financing

Ж

Субъекты финансирования / Subjects of financing Организации / Organizations Органы власти / Authorities Финансово-кредитные организации / Financial organizations Фонды / Funds Потребители услуг / Service consumers

Рис. 4. Механизм финансирования индустрии гостеприимства *

* Источник: составлено автором.

Fig. 4. Mechanism of financing the hospitality industry *

* Source: compiled by the author.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Рассмотрим более подробно вторую часть механизма финансирования, главной целью которого является достижение устойчивого финансового обеспечения деятельности организаций индустрии гостеприимства.

Объекты механизма финансирования - организации индустрии гостеприимства, субъектами выступают органы государственной власти, финансово-кредитные учреждения, фонды, организации-партнеры, потребители услуг.

Следующим структурным элементом представленного финансового механизма являются финансовые рычаги, которые способствуют регулированию и стимулированию деятельности посредством таких методов финансирования, как самофинансирование за счет собственных ресурсов (прибыль, амортизация), оказание финансовых услуг (аутсорсинг, концессия, государственный заказ, лизинг, франчайзинг и др.), безвозмездное финансирование (бюджетные субсидии, гранты), заемное финансирование (использование кредитов, займов), венчурное инвестирование и др.

Как упоминалось ранее, по причине несовершенства институтов, а именно методов финансирования, часто возникают институциональные ловушки. В данном случае к таковым относят: трансакционные издержки, рост цен, рост нагрузки на инфраструктуру муниципального образования, недостаток финансовых стимулов для туристов и др.

Поэтому представленный механизм направлен на устранение институциональных ловушек с помощью следующих методов [5, 25, 22]:

1) совершенствование системы стимулов и льгот для отдыхающих, например, предоставление рекреан-там права на получение социального налогового вычета по рекреационным услугам, который на данный момент отсутствует;

2) формирование курортного альянса или предпринимательской сети, членами которых могут быть инвесторы; организации-партнеры, направляющие своих работников на отдых; индустрия гостеприимства; научно-образовательные и другие организации, реализующие свои инновации в сфере туризма;

3) создание органа в муниципальном образовании туристско-рекреационной специализации, занимающегося вопросами координации экономической политики в индустрии гостеприимства, для обеспечения диалога между организациями данной сферы и органами власти.

Выводы

В экономике всегда возможен риск появления институциональных ловушек, приводящих впоследствии к неэффективному финансированию объектов и ухудшению результатов их деятельности, что в дальнейшем потребует совершенствования существующего механизма финансирования.

Механизм финансирования индустрии гостеприимства представлен как аккумулятор ресурсов экономических субъектов в процессе финансирования индустрии гостеприимства как межотраслевого комплекса, позволяющий устранить институциональные ловушки с помощью следующих методов: совершенствование системы стимулов и льгот, формирование предпринимательских структур (создание курортного альянса, координационного органа, предпринимательской сети и др.).

Список литературы

1. Войнова Я. А. Финансирование инновационной деятельности в санаторно-курортном комплексе // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/finansirovanie-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-sanatorno-kurortnom-komplekse (дата обращения: 13.08.2015).

2. Ветитнев A. M., Войнова Я. А. Организация санаторно-курортной деятельности: учеб. пособие. М.: КноРус, 2014. 371 с.

3. Ермаков Б. А., Совмен Ш. Д. Особенности структуры и динамики турпотока в Краснодарском крае // Туризм в странах с переходной экономикой - проблемы, перспективы, конкурентоспособность дестинации: материалы международной научно-практической конференции, г Сочи, 20-21 мая 2015 г. / отв. ред. Г. М. Романова. Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2015. 332 с.

4. Сердюкова Н. К., Сердюков Д. А., Белиацская И. Анализ рынка курорта Сочи как дестинации оздоровительного туризма // European Researcher. 2013. Т. 52. № 6-1. С. 1632-1640.

5. Сердюкова Н. К., Романова Л. М., Сердюков Д. А. Оценка эффективности методов продвижения и рекламы и узнаваемости бренда «Курорты Краснодарского края» на основании опросов потребителей и экспертов // Инновации. Менеджмент. Маркетинг Туризм: материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. А. М. Ветитнев, Н. С. Матю-щенко. Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. С. 140-149.

6. Веблен Т. Теория праздного класса: пер. с англ.; вступ. ст. и примеч. С. Г. Сорокиной; общ. ред. В. В. Мотылева. Изд. 4-е. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2011. 368 с.

7. Коуз Р. Фирма, рынок и право: пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. 224 с.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

8. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений / пер. с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. 256 с.

9. Кузьминов Я. И., Бендукидзе К. А., Юдкевич М. М. Курс институциональной экономики: Институты, сети, трансакционные издержки и контракты. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 443 с.

10. Шаститко А. Е. Методологический статус новой институциональной экономической теории // Журнал экономической теории. 2013. № 4. С. 36-47.

11. Болдырева И. А. Эволюция финансового механизма функционирования сферы жилищно-коммунальных услуг: императивы, структурные характеристики, инструменты: автореферат дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2009. 49 с.

12. Казаков В. В. Организационно-финансовый механизм формирования и реализации инновационной политики экономических систем // Вестник Том. гос. ун-та. 2012. № 363. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ orgaшzatsюnno-finansovyy-mehaшzm-formirovaшya-i-reaHzatsii-mnovatsюnnoy-poHtiki-ekonomicheskih-sistem (дата обращения: 03.02.2016).

13. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник. М.: Проспект, 2014. 1024 с.

14. Левкевич М. М. Финансовое планирование и финансирование сферы здравоохранения: теория и методология: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Орел, 2008. 49 с.

15. Радковская Н. П., Леонтьев В. Е. Российские финансово-кредитные институты: новые вызовы и возможности // Вестник образования. 2015. № 2. С. 14-16.

16. Киреева Е. В. Финансовый механизм государственно-частного партнерства: теория и практика // Вестник Академии. 2013. № 3. С. 9-13.

17. Курилова А. А., Курилов К. Ю. Формирование системы ключевых показателей финансового механизма управления // Вестник ВУиТ. 2010. № 20. И^: http://

© Баранова А. Ю., 2016.

cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-klyuchevyh-pokazateley-finansovogo-mehanizma-upravleniya (дата обращения: 03.02.2016).

18. Buhalis D., Crotts J. Global alliances in tourism and hospitality management. Routledge, 2013. 165 p.

19. Zapata M. J., Hall C. M. Public-private collaboration in the tourism sector: balancing legitimacy and effectiveness in local tourism partnerships. The Spanish case // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2012. Vol. 4. No. 1. Pp. 61-83.

20. Ramayah T., Lee J. W. C., In J. B. C. Network collaboration and performance in the tourism sector // Service Business. 2011. Vol. 5. No. 4. Pp. 411-428.

21. Чернова А. А., Романова М. М. Характеристика и особенности применения различных видов управления в индустрии туризма // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). 17 с.

22. Леонтьев В. Е., Баранова А. Ю. Финансирование организаций туристской индустрии: мат-лы Международной научно-практической конференции «Туризм и гостеприимство без границ: тенденции и перспективы развития», г. Иваново, 31 мая - 2 июня 2013 г. Иваново, 2013. С. 147-152.

23. Полтерович В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы. URL: http://library.by/portalus/modules/ ruseconomics/referat_readme.php?archive&id=1130505066&start_ from&subaction=showfull&ucat=12 (дата обращения: 05.05.2015).

24. Малкина М. Ю. Институциональные ловушки инновационного развития российской экономики // Журнал институциональных исследований. 2011. Т. 3. № 31. С. 50-60.

25. Баранова А. Ю. Налоговые льготы по рекреационным услугам // Известия СГУ 2015. № 2 (35). С. 15-18.

Дата поступления 10.01.2016 Дата принятия в печать 11.04.2016 Дата онлайн-размещения 20.09.2016

Информация об авторе

Баранова Алла Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и мировой экономики, Сочинский государственный университет

Адрес: 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26а, тел.: +7-862-264-85-03

E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7108-5046

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/P-7194-2015

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

A. YU. BARANOVA1 1Sochi State University, Sochi, Russia INSTITUTIONAL TRAPS IN THE HOSPITALITY INDUSTRY FINANCING (BY THE EXAMPLE OF KRASNODAR REGION)

Objective: to determine and classify the institutional traps in financing the hospitality industry in Russia. Methods: abstract-logical, generalization and observation.

Results: basing on the analysis of statistics and regional program of tourism development in Krasnodar region, the challenges and obstacles were identified to the development and improvement of tourist services quality. The research result is the identification and systematization of institutional traps in the financing of tourism, expressed in the increased public support of the sector. In particular, a significant proportion of tourist-recreational sector funding is still taken from the budget, though the specific weight of profitable health resort organizations amounted to 60 % over the past three years. In the process of research, the author formulated a general concept of the institutional structure of the hospitality industry in Russia and the model of the sector financing through a system of incentives and benefits for vacationers, forming the tourist clusters, and forming a mechanism of dialogue between the authorities and representatives of tourist business.

Scientific novelty: the institutional traps are defined and systematized, which are formed in the system of tourism financing; measures to overcome them are proposed.

Practical significance: the proposed recommendations can be used by the entities of the hospitality industry to enhance business activities, and by authorities to implement tasks outlined in the state programs.

Keywords: Finances, currency and credit; Hospitality industry; Institutional traps; Financial mechanism

References

1. Voinova, Ya. A. Financing the innovative activity in the sanatoria-resort complex, Internet-zhurnalNaukovedenie, 2014, No. 6 (25), available at: http://cyberleninka.ru/article/n7finansirovanie-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-sanatorno-kurortnom-komplekse (access date: 13.08.2015) (in Russ.).

2. Vetitnev, A. M., Voinova, Ya. A. Organization of the sanatoria-resort activity, Moscow: KnoRus, 2014, 371 p. (in Russ.).

3. Ermakov, B. A., Sovmen, Sh. D. Features of structure and dynamics of tourist flow in Krasnodarskiy region, Tourism in the countries of transitional economy - problems, prospects, competitiveness of a destination: Materials of International scientific-practical conference, Sochi, 20-21 May 2015), Sochi: RITs FGBOU VPO "SGU", 2015, 332 p. (in Russ.).

4. Serdyukova, N. K., Serdyukov, D. A., Beliatsskaya, I. Marketing analysis of the Sochi resort as a destination for health tourism, European Researcher, 2013, vol. 52, No. 6-1, pp. 1632-1640 (in Russ.).

5. Serdyukova, N. K., Romanova, L. M. Serdyukov, D. A. Estimating the efficiency of promotion and advertising techniques and recogniz-ability of the brand "Resorts of Krasnodarskiy region" basing on consumers polls and expertise, Innovations. Management. Marketing. Tourism: Materials of the 2nd International scientific-practical conference, Sochi: RITs FGBOU VPO "SGU", 2014, pp. 140-149 (in Russ.).

6. Veblen, T. Theory of the idle class, Moscow: Knizhnyi dom LIBROKOM, 2011, 368 p. (in Russ.).

7. Kouz, R. Company, market and law, Moscow: Novoe izdatel'stvo, 2007, 224 p. (in Russ.).

8. Nort, D. Understanding the process of economic changes, Moscow: Izd. dom GU VShE, 2010, 256 p. (in Russ.).

9. Kuz'minov, Ya. I., Bendukidze, K. A., Yudkevich, M. M. A course in institutional economics: Institutions, networks, transaction costs and contracts, Moscow: Izd. dom GU VShE, 2006, 443 p. (in Russ.).

10. Shastitko, A. E. Methodological status of the new institutional economic theory, Zhurnal ekonomicheskoi teorii, 2013, No. 4, pp. 36-47 (in Russ.).

11. Boldyreva, I. A. Evolution of the financial mechanism of functioning of the dwelling-communal services sector: imperatives, structural characteristics, tools: abstract of doctoral (Economics) thesis, Rostov-on-Don, 2009, 49 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kazakov, V. V. Organizational-financial mechanism of forming and implementing the innovative policy of economic systems, Vestnik Tom. gos. un-ta, 2012, No. 363, available at: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-finansovyy-mehanizm-formirovaniya-i-realizatsii-innovatsionnoy-politiki-ekonomicheskih-sistem (access date: 03.02.2016) (in Russ.).

13. Kovalev, V. V. Financial management: theory and practice, Moscow: Prospekt, 2014, 1024 p.

14. Levkevich, M. M. Financial planning and financing of the healthcare sphere: theory and methodology: doctoral (Economics) thesis, Orel, 2008, 49 p. (in Russ.).

15. Radkovskaya, N. P., Leont'ev, V. E. Russian financial-credit institutions: new challenges and opportunities, Vestnik obrazovaniya, 2015, No. 2, pp. 14-16 (in Russ.).

16. Kireeva, E. V. Financial mechanism of state-private partnership: theory and practice, VestnikAkademii, 2013, No. 3, pp. 9-13 (in Russ.).

17. Kurilova, A. A., Kurilov, K. Yu. Forming the system of key indicators of financial management mechanism, Vestnik VUiT, 2010, No. 20, available at: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-klyuchevyh-pokazateley-finansovogo-mehanizma-upravleniya (access date: 03.02.2016) (in Russ.).

18. Buhalis, D., Crotts, J. Global alliances in tourism and hospitality management, Routledge, 2013, 165 p.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

19. Zapata, M. J., Hall, C. M. Public-private collaboration in the tourism sector: balancing legitimacy and effectiveness in local tourism partnerships. The Spanish case, Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events, 2012, vol. 4, No. 1, pp. 61-83.

20. Ramayah, T., Lee, J. W. C., In, J. B. C. Network collaboration and performance in the tourism sector, Service Business, 2011, vol. 5, No. 4, pp. 411-428.

21. Chernova, A. A., Romanova, M. M. Characteristics and features of implementing different types of management in tourist industry, Internet-zhurnalNaukovedenie, 2014, No. 5 (24), 17 p. (in Russ.).

22. Leont'ev, V. E., Baranova, A. Yu. Financing organizations of the tourist industry: materials of International scientific-practical conference "Tourism and hospitality without boundaries: trends and prospects of development" Ivanovo, 31 May - 2 June 2013, Ivanovo, 2013, pp. 147-152 (in Russ.).

23. Polterovich, V. M. Institutional traps and economic reforms, available at: http://library.by/portalus/modules/ruseconomics/referat_re-adme.php?archive&id=1130505066&start_from&subaction=showfull&ucat=12 (access date: 05.05.2015) (in Russ.).

24. Malkina, M. Yu. Institutional traps of innovative development of the Russian economy, Zhurnal institutsional'nykh issledovanii, 2011, vol. 3, No. 31, pp. 50-60 (in Russ.).

25. Baranova, A. Yu. Taxation incentives for recreational services, Izvestiya SGU, 2015, No. 2 (35), pp. 15-18 (in Russ.).

Received 10.01.2016 Accepted 11.04.2016 Available online 20.09.2016

© Baranova A. Yu., 2016.

Information about the author

Alla Yu. Baranova, PhD (Economics), Associate Professor of the Chair of Finance, Credit and World Economy, Sochi State University

Address: 26a Sovetskaya Str., 354000, Sochi, tel.: +7-862-264-85-03

E-mail: [email protected]

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7108-5046

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/P-7194-2015

For citation: Baranova A. Yu. Institutional traps in the hospitality industry financing (by the example of Krasnodar region), Actual Problems of Economics and Law, 2016, vol. 10, No. 3, pp. 55-68. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.3.55-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.