Научная статья на тему 'Социальная ориентация консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов'

Социальная ориентация консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФОНДА / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ТРАНСФЕРТЫ / BUDGET OF THE STATE EXTRA-BUDGETARY FUND / CONSOLIDATED BUDGET / THE FED-ERAL BUDGET / SOCIAL POLICY / NATIONAL PROJECTS / TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Ляхов Виктор Павлович, Колимбет Павел Сергеевич, Тихонов Константин Михайлович

В статье рассматривается динамика социальных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Авторами отмечается, что социальные расходы по всем разделам федерального бюджета за три года в абсолютных цифрах незначительно сокращаются. Уменьшается их доля в процентах в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и общем объеме расходов федерального бюджета. В то же время, увеличиваются расходы для финансирования социального обслуживания населения, его социального обеспечение; растут бюджеты государственных внебюджетных фондов и одновременно уменьшаются или сохраняются на том же уровне доли расходов в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Ляхов Виктор Павлович, Колимбет Павел Сергеевич, Тихонов Константин Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social orientation of the consolidated budget of the Russian Federation and the budgets of state non-budget funds

The article examines the dynamics of social expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation. The authors note that social expenditures in all sections of the federal budget for three years in absolute figures are slightly reduced. Their percentage of projected gross domestic product and total federal expenditures are decreasing. At the same time, spending is increasing to finance social services and social security; budgets of public non-budget funds are growing and at the same time, the share of expenditures in the projected gross domestic product is decreasing or maintained.

Текст научной работы на тему «Социальная ориентация консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов»

УДК 332

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор, профессор, Институт права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации anaverin1947@mail. ru Ляхов Виктор Павлович доктор политических наук, профессор, исполнительный директор,

Ассоциация «Совет муниципальных образований Ростовской области» sovet moro@mail.ru Колимбет Павел Сергеевич аспирант кафедры политологии и этнополитики,

Южно-Российский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

pkolimbet@flnbrigde.io

Тихонов Константин Михайлович

магистрант факультета политологии,

Южно-Российский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

начальник управления торговли и бытового обслуживания

администрации города Ростова-на-Дону

rostow@yandex.ru

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy, professor, professor,

Institute of Law and National Security

Of the Russian Academy of National Economy and State

Service under the President of the Russian Federation

anaverin1947@mail .ru

Victor P. Lyakhov

Doctor of Political Science, Professor,

executive director,

Association "Council of municipalities of Rostov region"

sovet_moro@mail.ru

Pavel S. Kolimbet

Graduate Student of the Department of Political Science and Ethnopolitics, South Russian Institute of Management - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation

pkolimbet@finbrigde.io

Konstantin M. Tikhonov

undergraduate of faculty of political science,

South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation,

Head of the Department of Trade and Domestic Services city administration of Rostov-on-Don rostow@yandex.ru

Социальная ориентация консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Social orientation of the consolidated budget of the Russian Federation and

the budgets of state non-budget funds

Аннотация. В статье рассматривается динамика социальных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Авторами отмечается, что социальные расходы по всем разделам федерального бюджета за три года в абсолютных цифрах незначительно сокращаются. Уменьшается их доля в процентах в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и общем объеме расходов федерального бюджета. В то же время, увеличиваются расходы для финансирования социального обслуживания населения, его социального обеспечение; растут бюджеты государственных внебюджетных фондов и одновременно - уменьшаются или сохраняются на том же уровне доли расходов в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта.

Ключевые слова: бюджет государственного внебюджетного фонда, консолидированный бюджет, федеральный бюджет, социальная политика, национальные проекты, трансферты.

Annotation. The article examines the dynamics of social expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation. The authors note that social expenditures in all sections of the federal budget for three years in absolute figures are slightly reduced. Their percentage of projected gross domestic product and total federal expenditures are decreasing. At the same time, spending is increasing to finance social services and social security; budgets ofpublic non-budget funds are growing and at the same time, the share of expenditures in the projected gross domestic product is decreasing or maintained.

Keywords: the budget of the state extra-budgetary fund, the consolidated budget, the federal budget, social policy, national projects, transfers.

Для анализа социальной ориентации консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов рассмотрим динамику их расходов на социально-культурные мероприятия с 2014 по 2017 год. Социальные расходы в абсолютных цифрах увеличились с

15 трлн. 154,2 млрд. до 19 трлн. 054,9 млрд. рублей. [1]. Вместе с тем, был незначительным рост доли в процентах в объеме валового внутреннего продукта - с 19,1% до 20,7%, общем объеме расходов - с 54,9% до 58,8%. Средства федерального бюджета увеличились с 4 трлн. 870 млрд. до 6 трлн. 315,8 млрд. руб. (с 6,1% до 6,9% в валовом внутреннем продукте), бюджетов государственных внебюджетных фондов - с 7 трлн. 880,7 млрд. до 10 трлн. 509,7 млрд. рублей, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - с 1 трлн. 394,8 млрд. до 1 трлн. 723 млрд. рублей. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли с 5 трлн. 818 млрд. до 6 трлн. 453 млрд. рублей, однако, доля в валовом внутреннем продукте снизилась с 7,3% до 7%. Преобладают расходы на финансирование социальной политики. Так, в 2018 году расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социально-культурные мероприятия составили 19 трлн. 978,9 млрд. рублей [2]. Из них расходы на социальную политику составили 11 трлн. 998,2 млрд. рублей (60,1% к итогу); на образование - 3 трлн. 668,6 млрд. рублей (18,4%), на здравоохранение - 3 трлн. 315,9 млрд. рублей (16,6%); на культуру, кинематографию - 528,2 млрд. рублей (2,6%); на физическую культуру и спорт - 331,5 млрд. рублей (1,7%); на средства массовой информации - 136,5 млрд. рублей (0,7%). А.Г. Аганбегян отмечает, что с 2008 года расходы на образование в валовом внутреннем продукте, по данным Росстата в системе национальных счетов, сократились на 10%, по здравоохранению увеличились на 8%. По данным Всемирного банка, в международных рейтингах расходов на образование наша страна занимает 98-е место в мире из 153 стран, по здравоохранению -122-е место. Доля образования в валовом внутреннем продукте составляет 4,1%. На нужды здравоохранения расходуется менее 4% валового внутреннего продукта с учетом частных вложений и теневой оплаты населением врачам и медицинским работникам. Затраты в Западной Европе составляют 10,2%, в США - 17%. В России финансирование здравоохранения в абсолютных суммах в расчете на душу населения в 3 - 4 раза меньше сравнительно с развитыми странами. [3, с. 88, 89, 123; 4]. В 2019 году расходы консолидированного бюджета на здравоохранение составили 2,7 трлн. рублей (3,7% валового внутреннего продукта), в 2020 году - 4,5 трлн. рублей (4,1%) [5].

Представляют несомненный интерес данные о социальных расходах федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которые отражены в таблице 1 [6].

Таблица 1

Социальные расходы федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, тыс. рублей, %_

2020 2021 2022

Образовани е 887 458 180 ,4 927 707 577 ,6 886 498 097 ,2

% к ВВП 0,786 0,77 0,689

% к 4,55 4,496 4,073

расходам бюджета

Культура и 144 185 191 133 582 905 124 526 684

кинематография % к ВВП ,5 ,2 ,1

% к 0,127 0,11 0,096

расходам бюджета 0,739 0,647 0,572

Здравоохра 996 114 896 942 458 661 951 743 494

нение ,8 ,1 ,2

% к ВВП 0,882 0,783 0,74

% к 5,107 4,567 4,373

расходам бюджета

Социальная 4 490 398 3 5 024 567 1 4 809 289 6

политика 87,7 49,4 98,7

% к ВВП

% к 4,421 4,174 3,742

расходам бюджета 25,587 24,35 22,098

Физическая 74 494 411, 63 109 146, 64 491 289,

культура и спорт % к ВВП 1 9 2

% к 0,066 0,052 0,05

расходам бюджета 0,381 0,305 0,296

Всего 7 092 650 9 7 091 425 4 6 836 549 2

% к ВВП 77,5 40,2 63,4

% к 6,282 5,889 5,319

расходам бюджета 36,364 34,36 31,41

Таблица 1 свидетельствует о том, что социальные расходы по всем разделам федерального бюджета за три года в абсолютных цифрах незначительно сокращаются. Уменьшается их доля в процентах в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта и в общем объеме расходов федерального бюджета.

Раздел «Социальная политика» содержит расходы в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, социального обеспечения населения, охраны семьи и детства. Данные о расходах представлены в таблице 2.

Таблица 2

Расходы федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов для финансирования социальной политики, тыс. рублей

2020 2021 2022

Пенсионное 3 249 661 2 3 217 724 5 4 809 289 6

обеспечение 54,7 76,7 98,7

Социальное 19 087 524, 20 242 396 21 326 811,

обслуживание 3 6

населения

Социальное 1 062 813 9 1 102 500 0 1 148 592 9

обеспечение 16,8 14,1 71,2

населения

Охрана 635 584 837 663 454 451 651 062 246

семьи и детства ,1 ,1 ,4

Из таблицы 2 видно, что увеличиваются расходы для финансирования социального обслуживания населения, социального обеспечение населения, сокращаются - для пенсионного обеспечения. В сфере охраны семьи и детства в 2021 году они увеличиваются, затем сокращаются.

В федеральном бюджете выделяются бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации. Средства на исполнение социальных публичных нормативных обязательств предусмотрены по государственным программам Российской Федерации: Социальная поддержка граждан - соответственно, 55 млрд. 126 млн. 707,9 тыс. рублей; 56 млрд. 619 млн. 837,1 тыс.; 58 млрд. 489 млн. 716,1 тыс. рублей. Развитие пенсионной системы - 760 млрд. 748 млн. 381,6 тыс. рублей.; 790 млрд. 938 млн. 204,1 тыс. рублей; 553 млрд. 714 млн. 331,9 млн. рублей. Развитие образования - по 20 млн. рублей на каждый год. Развитие культуры - по 90,5 млн. рублей на каждый год. Развитие физической культуры и спорта - по 3 млрд. 133 млн. 632 тыс. рублей на каждый год.

За счет средств федерального бюджета финансируются восемь государственных программ в социальной сфере: Развитие здравоохранения. Развитие образования. Социальная поддержка граждан. Доступная среда. Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации. Содействие занятости населения. Развитие культуры. Развитие физической культуры и спорта.

За счет средств федерального бюджета финансируется федеральная программа «Развитие физической культуры и спорта на 2016 - 2020 годы» (9 млрд. 930 млн. 933,5 тыс. рублей). Следует иметь в виду, что из федерального бюджета выделяются средства на финансирование государственных и федеральных целевых программ по социально-экономическому развитию регионов, в которых предусмотрены средства на решение социальных вопросов. Финансируются государственные программы социально-экономического развития Дальневосточного и Северо-

Кавказского федеральных округов, Арктической зоны Российской Федерации, Калининградской области, Республики Крым и г. Севастополя.

Выделены средства для финансирования федеральных целевых программ по социально-экономическому развитию Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы, Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года, развитию Калининградской области на период до 2020 года, Республики Карелия на период до 2020 года. Предусмотрены средства для финансирования 12 национальных проектов, в том числе, 4 проектов в социальной сфере. В 2020 году объем финансирования национального проекта по культуре сохранен на уровне 2019 года, по демографии - на 90 млрд. больше, выделено 615 млрд. рублей, по здравоохранению - увеличен с 160 млрд. до 300 млрд. рублей, по образованию - на 18 млрд. рублей больше, выделено почти 126 млрд. рублей [7].

Рассмотрим расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2020 - 2021 годы. По всем фондам предусмотрено в абсолютных цифрах увеличение расходов, соответственно по годам: 12 трлн. 198 млрд. 983 млн. 823,3 тыс. рублей; 12 трлн. 672 млрд. 289 млн. 062 тыс.рублей; 13 трлн. 228 млрд. 883 млн. 614,4 тыс. рублей. Между тем, доля их расходов в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта сокращается на 10,8%; 10,528%; 10,294%. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов отражены в таблице 3. [8; 9; 10].

Таблица 3

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2020

год и на плановый период 2021 и 2022 годов, тыс. рублей, %

2020 2021 2022

Пенсионный фонд Р эоссийской Федерации

Общие 9 042 264 5 9 325 024 8 9 702 287 5

расходы % в ВВП 93,7 8,01 87,7 7,747 85,3 7,549

Из них:

Пенсионное 8 021 989 9 8 275 141 3 8 662

обеспечение 61,5 03,4 795 233,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное 554 565 35 561 835 55 582 641 064

обеспечение 3,9 0,4 ,4

населения

Фонд социального страхования Российской Федерации

Общие 788 108 35 831 396 39 873 961 770

расходы % в ВВП 9,4 0,698 9,6 0,69 ,4 0,68

Из них:

Обязательное 618 747 657 584 32 695 384 263

социальное 422 4,2 ,3

страхование на

случай временной нетрудоспособности

и в связи с

материнством

Обязательное 108 794 17 112 808 61 117 212 162

социальное 8,4 3,8 ,3

страхование от

несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний

Социальное 760 252 57 802 444 84 844 156 792

обеспечение 4,3 3,2 ,5

населения

Охрана семьи 1 640,5 1 612,2 1 612,2

и детства

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Общие 2 368 610 8 2 515 867 7 2 652 635 2

расходы % в ВВП 70,2 2,09 74,7 2,09 58,7 2,064

Из них:

Здравоохране 2 367 573 9 2 514 917 6 2 651 693 1

ние 29,4 76,3 35,2

Таблица 3 свидетельствует об увеличении в абсолютных цифрах расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и одновременно об уменьшении или о сохранения на том же уровне доли расходов в прогнозируемом объеме валового внутреннего продукта.

Рассмотренные объемы финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов не являются основой для их суммирования, поскольку выделяются межбюджетные трансферты из федерального бюджета и фондов. В федеральном бюджете предусмотрены межбюджетные трансферты Пенсионному фонду Российской Федерации на осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний. Из региональных бюджетов через органы службы занятости населения бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации получает межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение выплаты назначенных досрочно пенсий для признанных безработных, социальных пособий на погребение умерших неработающих пенсионеров, досрочно оформивших пенсию, и оказания услуг на погребение. Федеральный бюджет выделяет Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты на выплату пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной

нетрудоспособности и в связи с материнством в размерах сверх размеров, установленным законодательством, гражданам, подвергшимся воздействию радиации. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета передаются Фонду социального страхования Российской Федерации на расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями. Из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования передаются Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты для обеспечения оплаты организациям, осуществляющим медицинскую деятельность по реализации общефедеральной и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Оплачиваются услуги, оказываемые женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в родовой и послеродовой период, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного на учет. Региональные бюджеты перечисляют суммы ежемесячного страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Литература.

1. Финансы России 2018. Статистический сборник Статистический сборник // https://gks.ru/bgd/regl/b18_51/Main.htm.

2. Россия в цифрах 2019. Статистический сборник // https://www.gks. ru/folder/210/document/12993._

3. Аганбегян А.Г. Финансы, бюджет и банки в новой России / А.Г. Аганбегян. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. - 400 с.

4. Аганбегян А Выйти из стагнации //Российская газета. 2019. 15 мая.

5. Герейханова А. Рецепты здоровья // Российская газета. 2019. 1 ноября.

6. Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 380-Ф3 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019, № 49 (часть I, II, III, IV), ст. 6939.

7. Исаев А. Бюджет и национальные проекты // Российская газета.

2018. 27 ноября.

8. Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 382-Ф3 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019, № 49 (часть IV), ст. 6941.

9. Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 383-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации.

2019, № 49 (часть IV), ст. 6942.

10. Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019, № 49 (часть IV), ст. 6943. Literature.

• 1. Finance Of Russia 2018. Statistical collection Statistical collection // https://gks.ru/bgd/regl/b18_51/Main.htm

• 2. Russia in numbers 2019. Statistical collection // https://www.gks. ru/folder/210/document/12993.

• 3. Aganbegyan A. G. Finance, budget and banks in new Russia / Aganbegyan A. G.. - Moscow: publishing house "Delo" Ranepa, 2018. - 400 s.

• 4. Aganbegyan A to get Out of stagnation / / Rossiyskaya Gazeta. 2019. May 15.

• 5. Gereikhanova A. health Recipes // Russian newspaper. 2019. November 1.

• 6. Federal law No. 380-FZ of December 2, 2019 "On the Federal budget for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022" / / Assembly of legislation of the Russian Federation. 2019, No. 49 (part I, II, III, IV), art. 6939.

• 7. Isaev A. Budget and national projects / / Rossiyskaya Gazeta.

2018. November 27.

• 8. Federal law No. 382-FZ of December 2, 2019 "on the budget of the Federal compulsory medical insurance Fund for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022" / / Collection of legislation of the Russian Federation. 2019, No. 49 (part IV), art. 6941.

• 9. Federal law No. 383-FZ of December 2, 2019 "on the budget of the Pension Fund of the Russian Federation for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022" / / Collection of legislation of the Russian Federation. 2019, No. 49 (part IV), art. 6942.

• 10. Federal law No. 384-FZ of December 2, 2019 "on the budget of the social insurance Fund of the Russian Federation for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022" / / Collection of legislation of the Russian Federation.

2019, No. 49 (part IV), art. 6943.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.