Научная статья на тему 'Совершенствование правового обеспечения деятельности должностных лиц таможенных органов в сфере контроля за перемещением через таможенную границу товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах'

Совершенствование правового обеспечения деятельности должностных лиц таможенных органов в сфере контроля за перемещением через таможенную границу товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3483
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / ИНОСТРАННЫЙ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / CUSTOMS UNION / CUSTOMS LEGISLATION / GOODS TRANSFER / CUSTOMS BORDER / FOREIGN ON-LINE STORE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Александра Алексеевна

В работе проведен теоретико-правовой анализ таможенного законодательства в части регулирования порядка перемещения через таможенную границу товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах, а также вскрыт ряд пробелов в данной сфере правового регулирования и сформулированы определенные предложения по совершенствованию таможенного законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LEGAL SUPPORT OF CUSTOMS OFFICIALS ACTIVITY IN THE CONTROL OF MOVEMENT ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF GOODS PURCHASED IN THE FOREIGN ON-LINE STORES

The theoretical legal analysis of the customs legislation in terms of the regulation of the order of movement across the customs border of goods purchased in the foreign on-line stores is carried out, as well as a number of gaps in the field of legal regulation is opened and certain proposals to improve customs legislation formulated in the paper

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового обеспечения деятельности должностных лиц таможенных органов в сфере контроля за перемещением через таможенную границу товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ

ОРГАНОВ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ЧЕРЕЗ

ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТОВАРОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ В ИНОСТРАННЫХ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАХ1

Филиппова А.А.

В работе проведен теоретико-правовой анализ таможенного законодательства в части регулирования порядка перемещения через таможенную границу товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах, а также вскрыт ряд пробелов в данной сфере правового регулирования и сформулированы определенные предложения по совершенствованию таможенного законодательства

The theoretical legal analysis of the customs legislation in terms of the regulation of the order of movement across the customs border of goods purchased in the foreign on-line stores is carried out, as well as a number of gaps in the field of legal regulation is opened and certain proposals to improve customs legislation are formulated in the paper

Ключевые слова: Таможенный союз; таможенное законодательство; перемещение товаров; таможенная граница; иностранный интернет-магазин

Keywords: Customs Union; customs legislation; goods transfer; customs border;

foreign on-line store

Развитие электронных и виртуальных технологий привело к стремительному росту популярности такого вида торговой деятельности, как торговля через Интернет, которая является удобным и очень выгодным видом продажи товаров как для продавцов, так и для покупателей. Для продавцов -это значительное сокращение расходов в связи с отсутствием необходимости приобретения оборудования, торговых помещений и снижением количества персонала, достаточного для обеспечения функционирования торговой деятельности. А для покупателей, как следствие, - снижение цены на товар.

При этом усиление процессов глобализации привело к стремительному увеличению доли покупок в иностранных интернет-магазинах, а необходимость их перемещения через таможенную границу выявила определенные проблемы в данной области.

Целью настоящей работы является теоретико-правовой анализ таможенного законодательства в части регулирования порядка перемещения через таможенную границу товаров, купленных в иностранных интернет-магазинах, а также вскрытие ряда правовых пробелов в данной сфере и

1 Статья написана под руководством профессора кафедры административного и таможенного права Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии к.ю.н. Р.В. Терентьева.

формирование определенных практических предложений по решению рассмотренных проблем.

При этом в рамках данной работы мы рассмотрим правоотношения, связанные с перемещением товаров, приобретенных в интернет-магазине для личного пользования, не затрагивая проблемы перемещения товаров для коммерческого использования.

На сегодняшний день, согласно ст. 353 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), существует 4 основных способа перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу, в том числе купленных в интернет-магазине: в сопровождаемом багаже; в несопровождаемом багаже; в качестве товаров, доставляемых перевозчиком; в международных почтовых отправлениях (МПО). При этом наиболее распространенными способами перемещения через таможенную границу товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах, являются последние два способа. В данной работе подробнее рассмотрен один из них - их перемещение в МПО.

Согласно положениям Всемирной почтовой конвенции2 (ст. 12), прием, обработка, перевозка и доставка МПО обеспечивается почтовыми администрациями стран - членов Всемирного почтового союза. Если МПО отправлено государственной почтовой службой, то в Российской Федерации организацией, которая будет осуществлять таможенное оформление и доставку, будет ФГУП «Почта России».

При обработке входящих МПО, в том числе купленных в иностранных интернет-магазинах, таможенный орган выполняет следующие основные функции:

- контроль содержимого МПО на предмет проверки законности ввоза данной категории товаров на таможенную территорию;

- контроль содержимого МПО на предмет взимания таможенных платежей;

- взимание таможенных платежей.

Для реализации указанных функций в законодательстве закреплено положение о том, что МПО не может быть выдано оператором почтовой связи его получателю либо отправлено за пределы таможенной территории Таможенного союза без разрешения таможенного органа (ч. 3 ст. 312 ТК ТС).

При этом таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО, производятся таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена (ММПО) либо в иных местах, определенных таможенным органом (ст. 314 ТК ТС).

2 Всемирная почтовая конвенция от 12.08.2008 (в действ. ред.) // Официальный сайт Минком-связи России. - URL: http://minsvyaz.ru/ru/ (дата обращения: 30.09.2013).

На данный момент в России функционирует 19 ММПО3, осуществляющих таможенные операции в отношении входящих МПО. При этом наиболее загруженными являются ММПО, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Брянске, Самаре, Оренбурге и Новосибирске.

Таможенный кодекс Таможенного союза в ч. 2 ст. 314 предусматривает особые правила таможенного декларирования товаров, пересылаемых в МПО, согласно которым таможенное декларирование указанных товаров производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих МПО, либо декларации на товары. Виды подобных документов определены в Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 3104. К ним указанный акт относит: таможенную декларацию формы CN 22, CN 23, сопроводительный адрес CP 71, бланк-пачку CP 72, бланк E1 (для таможенного декларирования МПО, содержащих логотип EMS).

Однако стоит отметить, что подобное допущение законодателя, позволяющее использовать при таможенном декларировании вышеперечисленные документы, сопровождающие МПО, вступает, на наш взгляд, в некоторое противоречие с иными нормами ТК ТС. Так, в ст. 179 ТК ТС содержится правило, которое закрепляет, что таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. При этом перечень документов, которые могут рассматриваться в качестве таможенной декларации является исчерпывающим (ст. 180 ТК ТС): декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство.

Таким образом, существует определенный пробел в законодательстве, создающий некоторые трудности в правоприменительной практике. Например, при сообщении недостоверных сведений в документах, сопровождающих МПО, возникнет вопрос о возможности квалификации указанного деяния по частям 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ (недостоверное декларирование товаров).

При этом, учитывая, что допущение применения при таможенном декларировании товаров документов, сопровождающих МПО и предусмотренных актами Всемирного почтового союза, является явным упрощением по сравнению с общим порядком декларирования, подобный пробел следует

3 Приказ ФТС России и Минкомсвязи России от 01.04.2013 № 609/69 «О местах международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации» (в действ.ред.). (Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2013 № 28617).

4 Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации» (в действ. ред.) // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. - URL: http://www.tsouz.ru/ (дата обращения: 29.09.2013).

устранить, предусмотрев в ст. 180 ТК ТС возможность использовать в качестве таможенной декларации вышеуказанные документы. Таким образом, ст. 180 ТК ТС предлагается изложить в следующей редакции: «При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур, способов перемещения товаров и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство; документ, сопровождающий международное почтовое отправление, предусмотренный актами Всемирного почтового союза - при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях».

В интернет-магазине, как правило, приобретаются товары в целях личного использования. В результате на данные отношения распространяет свое действие Соглашение от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»5 (далее - Соглашение). Указанный акт определяет порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе приобретенных в иностранных интернет-магазинах, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Соглашение предоставляет определенные льготы физическим лицам, перемещающим товары для личного пользования, в том числе по уплате таможенных платежей, в связи с предоставлением которых в практике возникает важный вопрос о разграничении целей перемещения товаров - для личных нужд и для предпринимательских целей (коммерческого использования).

В законодательстве отсутствуют четкие правила по отнесению товаров к товарам для личных нужд. При этом в Соглашении указано, что отнесение товаров, перемещаемых физическим лицом через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенными органами исходя из следующих критериев:

- заявление физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной формах с применением пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением;

- характер и количество товаров;

- частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

5 Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 36. - Ст. 4866.

В данном случае должностное лицо таможенного органа вправе применять такие формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений, целью которой согласно ст. 111 ТК ТС является установление достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления, а также устный опрос и получение объяснений.

Заметим, что окончательное решение о целевом предназначении товара для решения вопроса о применении таможенных льгот, предусмотренных для перемещения физическими лицами товаров для личных нужд, остается за должностным лицом таможенного органа, которое принимает его, руководствуясь требованиями таможенного законодательства и объяснениями лица, перемещающего товара.

Стоит отметить, что в правоприменительной практике нередки случаи, когда под видом товаров, предназначенных для личного пользования, перемещается товар, используемый в коммерческих целях, например путем перемещения по «зеленому коридору» или путем указания в почтовых документах, что товар предназначен для личных нужд. При этом совершение подобных действий образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ (недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию), поскольку в данном случае товары подлежат обязательному декларированию. Подобные выводы отражаются в практике привлечения к ответственности, в том числе судебной6.

Одна из наиболее существенных льгот, предоставляемых в рамках порядка перемещения физическими лицами товаров для личных нужд, широко используемая также при перемещении товаров, купленных в интернет-магазине, - перемещение товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов. Это наиболее общее правило освобождения от уплаты таможенных платежей. При этом существуют и отдельные исключения, например, при пересылке товаров в МПО освобождаются от уплаты товары для личного пользования (за исключением неделимых товаров), пересылаемые в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и общий вес которых не превышает 31 килограмма. Однако для применения подобных льгот необходимо не только установить целевое предназначение товара - для личного использования, но также определить его таможенную стоимость.

По общему правилу таможенная стоимость товаров устанавливается путем применения определенных методов её исчисления, которые закреплены в Соглашении от 25 января 2008 года «Об определении таможенной

6 Решение Московского областного суда от 30.07.2013 № 21-687/2013 // Официальный сайт Росправосудие. - URL: http://rospravosudie.com/court-moskovskij-oblastnoj-sud-moskovskaya-oblast-s/act-434015270/ (дата обращения: 28.09.2013).

стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». Однако при перемещении товаров физическими лицами для личных нужд, в том числе купленных в интернет-магазине, вышеуказанные методы определения таможенной стоимости не применяются. В данном случае, действуют особые правила по определению таможенной стоимости. Так, согласно ст. 361 ТК ТС, таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования. При этом при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза в указанном порядке в таможенную стоимость товаров не включаются расходы по перевозке и страхованию товаров до и после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.

Стоит отметить, что согласно ТК ТС физическое лицо вправе доказать достоверность сведений, представленных для определения таможенной стоимости. Однако в практике существуют случаи, когда лицо не только отказывается доказывать достоверность представленных сведений, но и вообще сведений о таможенной стоимости не предоставляет, например при недекларировании товаров. Возникает вопрос о том, как же в данном случае исчислить таможенные пошлины и налоги. Эта проблема приобрела особенно острый характер именно в связи с возросшим потоком перевозок товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах.

Заметим, что один из вариантов решения проблемы определения таможенной стоимости при отсутствии каких-либо сведений о стоимости перемещаемого товара - проведение таможенной экспертизы. Однако её проведение в каждом конкретном случае перемещения товаров, купленных в интернет-магазине, невозможно в связи с огромными объемами подобного перемещения. Соответственно, необходимо разработать иные варианты решения рассматриваемой проблемы.

Относительно недавно, 27 августа 2013 года, применительно к общему порядку перемещения товаров через таможенную границу вышеназванная проблемы была разрешена путем принятия Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 № 180 «Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу Таможенного союза с недекларированием»7. Однако, поскольку общие методы определения таможенной стоимости товаров при их перемещении физическими лицами для

7 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 № 180 «Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу Таможенного союза с недекларированием» (в действ.ред.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www. eurasiancommission.org/ (дата обращения: 23.09.2013).

личных нужд не применяются, необходима разработка подобного положения и для перемещения товаров в рассматриваемом порядке.

Стоит отметить, что одной из проблем в указанной сфере является неопределенность статуса получателя товаров, приобретенных в интернет-магазине, при их пересылке в МПО.

Декларирование товаров, в том числе приобретенных в иностранных интернет-магазинах, производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (ч. 2 ст. 179 ТК ТС).

Декларантом при перемещении товаров для личных нужд согласно Соглашению может быть физическое лицо государства - члена Таможенного союза или иностранное физическое лицо:

- имеющее на момент пересечения таможенной границы право владения, пользования и (или) распоряжения в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых в сопровождаемом багаже;

- передавшее (передающее) товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, перемещаемые в несопровождаемом багаже, перевозчику для их фактического перемещения через таможенную границу;

- выступающее отправителем товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

- в адрес которого в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, поступили товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, либо который отправляет за пределы таможенной территории Таможенного союза такие товары;

- следующее на транспортном средстве для личного пользования, перемещаемом через таможенную границу, принадлежащем ему на праве владения, пользования и (или) распоряжения;

- приобретшее право владения, пользования и (или) распоряжения на транспортное средство для личного пользования, находящееся на таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, по решению суда либо праву наследования;

- обладающее правом владения, пользования и (или) распоряжения в отношении транспортного средства для личного пользования, находящегося на таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

- обладающее правом перемещать товары для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей в случаях, предусмотренных в Приложении 3 к Соглашению.

Отметим, что согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту

степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Обязанность по достоверному декларированию товаров является обязанностью публично-правовой и регулируется нормами административного и таможенного права.

При этом в КоАП РФ установлена ответственность за недостоверное декларирование товаров (ч. 2 и 3 ст. 16.2), под которым понимается заявление недостоверных сведений о наименовании товаров, об их описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, а также представление недействительных документов.

С точки зрения теории права данный состав правонарушения является материальным, поскольку в данном случае к обязательным элементам объективной стороны правонарушения относится не только само действие (бездействие), но также и определенные последствия данного правонарушения и причинная связь между ними. Ответственность за данное правонарушение будет наступать только в том случае, если сообщение определенных в законе недостоверных сведений или представление недействительных документов послужило или могло послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ); либо могло послужить основанием для несоблюдения установленных законом и международными договорами запретов и ограничений (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ).

Недостоверное декларирование относится к так называемым «кон-трабандообразующим» составам, наряду с правонарушениями, предусмотренными ст. 16.1, ч. 1. ст. 16.2, 16.3 КоАП РФ. Среди всех таможенных правонарушений именно эти составы, «контрабандообразующие», а также перемещение контрафактных товаров, представляют реальную угрозу стране и обществу, поскольку наносят значительный экономический ущерб государству и крупным производителям. Остальные статьи фактически предназначены для защиты «таможенного правопорядка» (соблюдение сроков хранения, уплаты таможенных платежей и предоставления отчетности, соблюдения порядка нахождения в зоне таможенного контроля и т.д.).

Субъектами ответственности согласно ст. 16.2. КоАП РФ могут выступать только декларант либо таможенный представитель.

Как уже было отмечено выше, декларантами при ввозе товаров на территорию Таможенного союза, приобретенных в иностранных интернет-магазинах для личных нужд, могут быть только отправитель товаров (для случаев доставки товаров перевозчиком в адрес физического лица и доставки в международных почтовых отправлениях) или получатель товара, то есть покупатель (для случаев доставки товаров перевозчиком в адрес физического лица или при перевозке в сопровождаемом багаже).

При этом привлечение отправителя товаров к ответственности за недостоверное декларирование с теоретической точки зрения возможно, однако здесь возникают сложности с тем, что, являясь, как правило, иностранным лицом, оно находится в зоне юрисдикции другого государства, и при отсутствии соответствующего международного договора о правовой помощи, в котором бы был предусмотрен порядок международного сотрудничества таможенных органов, подобное привлечение к ответственности будет сопряжено с рядом сложностей.

Что же касается таможенных представителей, то практика обращения к таможенным представителям для осуществления декларирования товаров, купленных через интернет-магазин, относительно невелика. Это объясняется, во-первых, как правило, достаточно небольшой стоимостью товаров, покупаемых через интернет-магазин, а также относительно высокими тарифами по сравнению со стоимостью товара, обычно предлагаемыми организациями перевозчиками, например, DHL, FedEx, UPS, TNT за осуществление действий по таможенному декларированию.

В результате единственным субъектом, которого представляется возможным привлечь к ответственности за недостоверное декларирование товаров, купленных в интернет-магазине и перемещаемых через таможенную границу, является получатель товара в том случае, если он выступает в роли декларанта. Однако, как уже было отмечено выше, декларантом он может быть только при доставке товаров перевозчиком в адрес физического лица или при перевозке в сопровождаемом багаже.

Учитывая вышесказанное, предлагается определить статус получателя товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах, при их перемещении через таможенную границу в МПО, поскольку при указанном способе доставки ни отправителя, ни получателя товаров не представляется возможным привлечь к административной ответственности за недостоверное декларирование. Один из вариантов решения указанной проблемы - закрепление возможности получателя товаров, пересылаемых в МПО, выступать в роли декларанта. При этом в правоприменительной практике могут возникнуть трудности с доказыванием его вины в недостоверном декларировании, однако в существующих правовых условиях даже при наличии вины указанный субъект уходит от ответственности за рассматриваемое деяние.

Таким образом, в представленной работе был проведен теоретико-правовой анализ таможенного законодательства в части регулирования порядка перемещения через таможенную границу товаров, купленных в интернет-магазине для личных нужд. В результате был выявлен ряд правовых пробелов и противоречий в данной сфере.

Во-первых, допущение законодателя использовать при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в МПО, предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих МПО, вступает Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (47) 2013

в некоторое противоречие с иными нормами ТК ТС, поскольку в исчерпывающем перечне документов, приведенном в ст. 180 ТК ТС, которые могут рассматриваться в качестве таможенной декларации, указанные документы отсутствуют. При этом, учитывая, что подобное допущение является явным упрощением по сравнению с общим порядком декларирования, подобный пробел следует устранить, предусмотрев в ст. 180 ТК ТС в качестве таможенной декларации документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие МПО.

Поскольку в интернет-магазине приобретаются товары, как правило, в целях личного использования и, соответственно, перемещаются через таможенную границу в рамках порядка перемещения товаров физическими лицами для личных нужд, предоставляющего указанным лицам значительное количество льгот, существует проблема разграничения целей перемещения товаров - для личных нужд и для предпринимательских целей.

Учитывая, что одной из наиболее существенных льгот, предоставляемой в рамках порядка перемещения физическими лицами товаров для личных нужд, широко используемой также при перемещении товаров, купленных в интернет-магазине, является перемещение товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, с предыдущей проблемой тесно связана еще одна - проблема определения таможенной стоимости. При этом достаточно остро она проявляется при полном отсутствии сведений о стоимости перемещаемого товара, например, в случае недекларирования товара. Подобный правовой вакуум может быть устранен путем разработки положения об особенностях определения таможенной стоимости товаров, перевозимых физическим лицом для личных нужд, в случае их недекларирования. Заметим, что применительно к общему порядку перемещения товаров через таможенную границу вышеназванная проблемы была разрешена путем принятия Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Наконец, принимая во внимание, что практически единственным субъектом, которого представляется возможным привлечь к ответственности за недостоверное декларирование в случае перемещения товаров, купленных в интернет-магазинах, является получатель товара и только в том случае, если он выступает в роли декларанта, предлагается закрепить возможность получателя товаров, пересылаемых в МПО, выступать в роли декларанта. При этом в правоприменительной практике могут возникнуть трудности с доказыванием его вины в недостоверном декларировании, однако в существующих правовых условиях даже при наличии вины указанный субъект уходит от ответственности за рассматриваемое деяние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.