Научная статья на тему 'Реализация системных таможенных функций при осуществлении таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых оправлениях'

Реализация системных таможенных функций при осуществлении таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых оправлениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1701
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / СИСТЕМНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ФУНКЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ / CUSTOMS / CUSTOMS SYSTEM FUNCTIONS / INTERNATIONAL MAIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Юлия Владимировна

Исследованы особенности реализации системных таможенных функций при выполнении технологии таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях. Определены проблемы реализации системных функций, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рожкова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM OF CUSTOMS FUNCTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS CONTROL OF GOODS MOVING IN INTERNATIONAL POSTAL UPRAVLENIYA

The peculiarities of realization of the system of customs functions at performance technologies of customs control of goods moving in international mail. Identified problems of implementation of system functions, the proposed solutions.

Текст научной работы на тему «Реализация системных таможенных функций при осуществлении таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых оправлениях»

УДК 005.6:339.543

рожкова Ю.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

реализация системных таможенных функций при осуществлении таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых оправлениях

Исследованы особенности реализации системных таможенных функций при выполнении технологии таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях. определены проблемы реализации системных функций, предложены пути их решения.

ключевые слова: таможенное дело, системные таможенные функции, таможенный контроль, международные почтовые отправления.

Законодательно закреплено, что таможенное дело представляет собой инструмент государственного администрирования, а именно, совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу [1]. Данное определение несет функциональный подход к управлению таможенным делом.

Таможенное дело с позиции системного подхода - это сфера государственной политики, особая область государственных интересов, специфическое направление деятельности системы государственной власти по регулированию и контролю внешнеторговой деятельности.

Объединяя вышеперечисленные подходы, таможенное дело представляется реализацией системных таможенных функций: регулирующей, контрольной, фискальной, правоохранительной, информационной и научно-исследовательской. Такой подход позволяет рассматривать таможенное дело в виде единой технологии реализации системных таможенных функций. Тогда реализация системных функций таможенных органов по направлениям деятельности обеспечивается соответствующими таможенными технологиями - технологиями деятельности таможенных органов.

Рассматривая таможенный контроль как технологию необходимо дать официальное определение данному термину. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием си-

стемы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств -членов Таможенного союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Таможенный контроль международных почтовых отправлений производится в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Таможенным кодексом Таможенного союза, нормативно- правовыми актами Федеральной таможенной службы России, а также в соответствии с актами Всемирного Почтового Союза.

Почтовая связь в современном мире занимает значительное место в развитии общества. Функционирование организаций почтовой связи направлено на удовлетворение потребностей населения в услугах по пересылке письменных сообщений, товарно-материальных ценностей и денежных средств как внутри страны, так и на международном уровне.

Под международными почтовыми отправлениями (МПО) понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию. К МПО относятся: письма (простые, заказные, с объявленной ценностью); почтовые карточки (простые, заказные); бандероли и специальные мешки «М» (простые, заказные); мелкие пакеты (заказные); посылки (обыкновенные, с объявленной ценностью); международные отправления экспресс - почты [4].

Международные почтовые отправления доходят до адресата двумя способами: государственной почтовой службой страны отправите-

ля, обладающей правом работы с МПО (американской USPS, английской Royal Mail, немецкой DeutschePost, китайской ChinaPost, либо EMS) и международной курьерской службой ( DHL, FedEx, UPS, TNT).

В Российской Федерации используется первый способ доставки МПО. Российская Федерация входит в состав Всемирного почтового союза, и, помимо национального почтового оператора, в стране используется служба экспресс-доставки EMC Russian Post (международный сервис экспресс-доставки почтовой корреспонденции). Правила EMC содержатся в ст. 14 Всемирной почтовой конвенции.

Необходимыми документами, сопровождающими МПО являются: таможенная декларация по установленной форме CN 22, 23, бланк сопроводительного адреса СР 71, бланк-пачка СР 72, бланк Е1 (используется при таможенном декларировании международных почтовых отправлений, содержащих отметку EMS).

В настоящее время в Российской Федерации (РФ) функционируют 24 места международного почтового обмена (ММПО) с полным циклом обработки. Все ММПО осуществляют обработку международных почтовых отправлений, таможенный контроль и выпуск. Объемы выпущенных международных почтовых отправлений в Российской Федерации за 2011-2013 гг. представлены в таблице 1.

Причиной увеличения международных почтовых отправлений в Российской Федерации является повышенный интерес к Интернет-торговле, в рамках которой пересылается большая часть посылок и мелких пакетов. По данным экспертов, средняя стоимость покупки в зарубежных Интернет-магазинах в 2013 г. составила 2,7 тыс. руб., суммарно российские потребители потратили около 80 млрд. руб. Основным импортером товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях является Китай.

Учитывая вышеперечисленные реалии в Приволжском федеральном округе, в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России от 03.10.2011 г. № 2014, с 15 декабря 2011 г. начал функционировать Оренбургский почтовый таможенный пост. Регионом деятельности Оренбургского почтового таможенного поста Оренбургской таможни стало место международного почтового обмена Оренбургского магистрального сортировочного центра ФГУП «Почта России».

Основными задачами созданного таможенного поста являются:

- осуществление таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

- проведение таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже;

- осуществление таможенных операций при таможенном транзите товаров.

Создание Оренбургского почтового таможенного поста позволило обеспечить быстрое прохождение международной почты по маршрутам, связывающим Российскую Федерацию с Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией (таблица 2).

Количество пересылаемых мелких пакетов значительно превышает количество посылок, что связано с тем, что Оренбургский почтовый таможенный пост специализируется на обработке мелких пакетов и пересылаются в основном МПО весом 1,5 - 2 кг - товары из Интернет-магазинов (95 % всех МПО).

На международные почтовые отправления, в отношении которых не требуется подачи таможенной декларации, начисляются таможенные пошлины и налоги с использованием таможенного приходного ордера. Исчисление сумм таможенных пошлин и налогов на международные почтовые отправления производится

Таблица 1. Объемы выпущенных международных почтовых отправлений в Российской Федерации за 2011-2013 гг.

Вид МПО 2011 г. 2012 г. 2013 г. Абсолютный прирост, 2013-2011 гг. Темп роста, 2013-2011 гг.

Мелкие пакеты 8408 17142 26598 18190 3,16

Посылки 2031 2357 2704 673 1,33

EMS 1273 2060 3156 1883 2,49

Всего: 11712 21559 32458 20746 2,77

на основании сведений о стоимости товаров, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза.

Следующим этапом реализации технологии таможенного контроля является заполнение должностным лицом таможенного органа граф бланка почтового перевода ф.112 на основании сведений, содержащихся в таможенном приходном ордере. При этом обязательным является наличие следующей информации:

- почтового адреса получателя международного почтового отправления;

- суммы таможенных платежей, подлежащей уплате;

- почтового адреса и наименования таможенного органа;

- реквизитов расчетного счета таможенного органа, начислившего таможенные платежи.

Затем заполненный бланк почтового перевода ф.112 и третий экземпляр таможенного приходного ордера прикрепляются к оболочке международного почтового отправления ( или бланку сопроводительного адреса СР 71). Пункт международного почтового обмена на-

правляет это отправление в объект почтовой связи, в регионе деятельности которого находится получатель.

Для осуществления контроля за поступлением начисленных таможенных платежей на счет таможенного органа, первый и второй экземпляры таможенного приходного ордера остаются в подразделении таможенного органа, производившем таможенную операцию.

В соответствии с законодательством Таможенного союза и Российской Федерации следует выделить три группы товаров, пересылаемых в МПО, которые порождают нарушения таможенного законодательства:

1) товары, запрещенные к ввозу или вывозу в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, в том числе решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) от 16.08.2012 №134;

2) товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного Почтового Союза. Перечень таких товаров содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении

Таблица 2. Количество выпущенных, задержанных и возвращенных МПО Оренбургским почтовым

таможенным постом за период 2012-2013 гг.

Год Количество выпущенных МПО Количество задержанных МПО Количество возвращенных МПО

посылки мелкие пакеты посылки мелкие пакеты посылки мелкие пакеты

2012 30281 1263731 14 647 544 1186

2013 22033 5397733 - 1165 89 1740

Таблица 3. Количество уголовных дел, возбужденных при пересылке международных почтовых отправлений

в Российскую Федерацию за период 2011-2013 гг.

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. Абс. Прирост, 2013 - 2011 гг. Темп роста, 2013 - 2011 гг., %

Возбужденные уголовные дела 421 448 566 145 134,44

Вид МПО Год

2012, шт 2013, шт

Средства для негласного получения информации (СТС) 513 778

Наркотические средства (НС) 74 230

Культурные ценности (КЦ) 30 27

Оружие 3 130

Книги экстремистского характера 37 -

Радиоактивные медальоны 4 -

Всего 661 1165

Таблица 4. Количество задержанных МПО Оренбургским почтовым таможенным постом

за период 2012-2013 гг.

Правил оказания услуг почтовой связи»;

3) товары, в отношении которых применяются ограничения, если такие товары запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях в соответствии с Решением КТС от 17.08.2010 № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях».

Количество возбужденных уголовных дел в Российской Федерации при пересылке международных почтовых отправлений представлено в таблице 3.

Увеличение нарушений при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях напрямую связано с повышенным интересом граждан к Интернет-торговле (таблица 1).

Перечень товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях с нарушениями законодательства, представлены в таблице 4.

Данные таблицы 4 позволяют сделать вывод, что нарушения таможенного законодательства связаны с перемещением средств для негласного получения информации (77,6 %), наркотических средств (11,2 %), культурных ценностей (4,5 %).

Обнаружив данные виды товаров в международных почтовых отправлениях, таможенный

орган принимает решение о возбуждении административного или уголовного дела (таблица 5).

Возросшее количество возбужденных административных и уголовных дел связано с популярностью Интернет-торговли, что повлекло за собой увеличение пересылаемых международных почтовых отправлений.

Рассмотрев технологию таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, можно с уверенностью констатировать, что при выполнении данной технологии реализованы следующие системные функции таможенных органов:

- регулирующая (соблюдение норм законодательства по перемещению товаров в международных почтовых отправлениях);

- контрольная (контроль содержимого МПО на предмет взимания таможенных платежей);

- фискальная (взимание таможенных пошлин, налогов);

- правоохранительная (контроль содержимого МПО на предмет законности ввоза данной категории товаров на территорию страны);

- информационная (использование предварительного информирования при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях).

Таблица 5. Количество возбужденных административных и уголовных дел Оренбургским почтовым таможенным постом в отношении товаров, незаконно пересылаемых в МПО за 2012-2013гг.

Количество возбужденных дел Год

2012, шт. 2013, шт.

Административные правонарушения - 179

Уголовные преступления 19 29

Таблица 6. Основные положения законодательства в регулировании операций, связанных с перемещением международных почтовых отправлений в Таможенном союзе

Показатель Российская Федерация Республика Казахстан Республика Беларусь

Весовые нормы беспошлинной пересылки 31 кг 31кг 31 кг

Стоимостные нормы беспошлинной пересылки 1000 евро 1000 евро до 120 евро

Ставка таможенных платежей в части превышения 30 %, но не менее 4 евро за 1 кг 30 %, но не менее 4 евро за 1 кг от 120 до 1000 евро-30%, но не менее 2-х евро за кг. свыше 1000 евро 60%, но не менее 4-х евро за кг.

Реализация вышеперечисленных системных таможенных функций сталкивается с определенными проблемами:

1. Разная законодательная база по регулированию операций, связанных с перемещением международных почтовых отправлений в Таможенном союзе (таблица 6).

В Российской Федерации и Республике Казахстан действуют одинаковые лимиты по международным почтовым отправлениям, в Республике Беларусь они отличаются.

Это объясняется тем, что пунктом 16 Приложения 3 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 г. установлены нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом. Но дополнительно оговорено, что законодательством государства-члена Таможенного союза могут устанавливаться более жесткие нормы ввоза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей. В результате Указом Президента Республики Беларусь № 503 от 15.10.2007 г. « О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования» установлены более жесткие нормы, чем в Российской Федерации и Казахстане.

Согласно проекту Постановления Правительства РФ «О нормах ввоза в Российскую Федерацию товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес одного физического лица, и нормах ввоза в Российскую Федерацию товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Таможенного союза в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, в части превышения которых уплачиваются таможенные пошлины, налоги» планируется установить нормы беспошлинного ввоза до 500 евро. По данным Интернет-торговли свыше 500 евро, а это 2 % всех международных почтовых отправлений, приходится примерно

30 % стоимостного объема. Соответственно это уже будет коммерческой торговлей, и здесь уже начинает реализовываться фискальная функция таможенных органов.

2. Современная экономическая ситуация в стране позволяет выявить проблему недостаточного использования фискальных инструментов регулирования международных почтовых отправлений. Помимо перечисленных норм беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях, импортные товары, поступающие по почте, не облагаются налогом на добавленную стоимость.

3. Несовершенство нормативно-правовой базы по Интернет-торговле в Российской Федерации. Действует только законопроект «Об электронной торговле», который не может обеспечить гарантиями по уровню обслуживания и качеству продукции население Российской Федерации.

4. Отсутствие данных о динамике международных почтовых отправлениях, что отражается на осуществлении контрольной функции таможенных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Неэффективная работа национального почтового оператора «Почта России» по ряду инфраструктурных причин, что отражается на работе таможенных органов.

6. Недостаточное информационно-техническое обеспечение таможенных органов и национального почтового оператора «Почта России». Решение данной проблемы возможно при внедрении программного обеспечения интегрированного с единой автоматизированной информационной системой таможенных органов, позволяющей в режиме реального времени отслеживать этапы обработки МПО; применении системы предварительного информирования таможенных органов о пересылке международных почтовых отправлений.

Таким образом, таможенное дело с позиции системного подхода представляется единой технологией реализации системных таможенных функций. При этом выполнение функций таможенных органов по направлениям деятельности обеспечивается соответствующими таможенными технологиями - технологиями деятельности таможенных

органов, в нашем примере технология таможенного контроля товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.

Соответственно, решение всех перечисленных выше проблем возможно комплексно, на основе системного подхода.

2.12.2014

Список литературы:

1 О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27.11.10 № 311-ФЗ // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». - М.: КонсультантПлюс, 1997-2014. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2 Макрусев, В. В. Таможенный менеджмент : учеб. для вузов / В. В. Макрусев. - СПб. : Интермедия, 2013. - 384 с.

3 Рожкова, Ю.В. Влияние реализации системных таможенных функций на развитие экономики страны// Известия Оренбургского

государственного аграрного университета. - 2014. - № 2 (46). - С. 224 - 227.

4 Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях.: Решение Комиссии Таможенного союза от

17.08.2010 № 338 (ред. от 16.08.2012) // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». - М. : КонсультантПлюс, 1992-2014. - Режим доступа: http://www.соnsultant.ru

5 Рожкова, Ю.В. Роль таможенного регулирования в функционировании социально-экономических подсистем / Ю.В. Рожкова //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 2 (40). - С. 214 - 218.

6 Быркова, Е.Ю. Основные проблемы и тенденции развития международных почтовых отправлений/ Е.Ю. Быркова// Ученые записки СПб филиала РТА. - 2014.- № 1(49). - С. 25-33.

Сведения об авторе:

Рожкова Юлия Владимировна, доцент кафедры таможенного дела финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук

460018, г Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 6506, тел (3532) 372474, e-mail: [email protected],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.