Научная статья на тему 'Совершенствование направлений аграрной политики в регионе'

Совершенствование направлений аграрной политики в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / НАПРАВЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ВТО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Векленко Василий Иванович, Золотарев Алексей Андреевич, Черников Евгений Игоревич, Солошенко Виктор Михайлович

Проанализировано состояние аграрной политики в регионе, ее особенности, дана оценка размеров, структуры, эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, обозначены проблемы, предложены приоритетные направления развития аграрной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Векленко Василий Иванович, Золотарев Алексей Андреевич, Черников Евгений Игоревич, Солошенко Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование направлений аграрной политики в регионе»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

В.И. Векленко, А.А. Золотарев, Е.И. Черников, В.М. Солошенко

Аннотация. Проанализировано состояние аграрной политики в регионе, ее особенности, дана оценка размеров, структуры, эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, обозначены проблемы, предложены приоритетные направления развития аграрной политики.

Ключевые слова: аграрная политика, эффективность аграрной политики, государственная поддержка, государственные субсидии, формы государственной поддержки, направления аграрной политики, сельскохозяйственное производство, ВТО.

В настоящее время развитие агропромышленного производства страны входит в число главных задач экономической политики и рассматривается как приоритетное направление, в основе которого - обеспечение населения продукцией собственного производства.

Устойчивое развитие агропромышленного производства может быть обеспечено аграрной политикой, включающей систему регуляторов. Сфера и границы этого регулирования определяют как национальные интересы, так и условия рыночной конкуренции.

Эффективность аграрной политики оценивается соотношением затрат государства и эффекта, полученного в аграрной сфере при их использовании. Целесообразность и масштабы ее осуществления в том или ином регионе обуславливают природно-экономические условия развития сельского хозяйства, его роль в формировании продовольственной безопасности страны, значение АПК для экономики региона, динамика развития сельского хозяйства и АПК в целом.

Доля сельского хозяйства во внутреннем валовом продукте Курской области составляет 25 процентов. В области наметилась положительная динамика производства основных видов растениеводческой продукции, растут объемы производства продукции животноводства. В целом Курская область располагает ресурсами для обеспечения населения основными видами продовольствия. Регион является также крупным поставщиком продовольственных товаров в рамках межрегионального сотрудничества. Исходя из сложившегося соотношения производства и потребления по основным продуктам питания, можно утверждать, что продовольственная независимость Курской области достигнута. Основными задачами на перспективу в растениеводстве являются: увеличение валового сбора зерна до 3 миллионов тонн; рост объемов производства сахарной свеклы до 3,5 миллиона тонн; увеличение производства масличных культур до 150 тысяч тонн; повышение валового надоя молока до 420 тысяч тонн; рост производства мяса до 140 тысяч тонн. Для дальнейшего развития животноводства необходимо: увеличение поголовья всех видов скота, особенно коров, рост продуктивности животных [2].

Вступление в 2012 г. России в ВТО обострило проблемы, связанные с необходимостью укрепления конкурентных позиций отечественных предприятий на рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Решение этих проблем будет способствовать с одной стороны сохранению продовольственной безопасности страны, а с другой - улучшению финансовых результатов предприятий. Основными задачами в этой связи, являются: повышение конкурентоспособности отечественной аграрной продукции, наращивание объемов ее производства с целью импортозамещения, и увеличения экспорта.

По итогам первого года членства России в ВТО среди «проблемных зон» выделяется и сельское хозяйство [1]. Среди важнейших факторов развития сельскохозяйственного производства - уровень эффективности производства, динамика финансовых результатов, направления аграрной политики, в частности, размер и структура государственной поддержки.

Произошедшие в последние годы положительнее сдвиги в развитии сельского хозяйства и его отраслей в определенной степени обусловлены увеличением размеров государственной поддержки (таблица 1).

В 2012 г. по сравнению с 2011 г. общий размер государственной поддержки сельского хозяйства в области увеличился более, чем в 8 раз. Наиболее существенный рост произошел в 2012 г.

В динамике доля государственной поддержки распределялась между отраслями растениеводства и животноводства неравномерно. В 2008 г. на долю растениеводства приходилось только около 41% выделенных субсидий, а с 2009 г. субсидии на развитие растениеводства увеличились в 2 раза и составили свыше 80%. В 2012 г. резко растете доля субсидий на развитие отрасли животноводства до 59% от их общей суммы.

Государственная поддержка госпрограмм по растениеводству направлена на развитие элитного семеноводства и производства отдельных видов продукции, преимущественно зерновых культур.

Таблица 1 - Размер и структура государственных субсидий, полученных сельскохозяйственными предприятиями*

Годы Субсидии, полученные из бюджета на сельскохозяйственную продукцию, всего В т.ч. на продукцию растениеводства На продукцию животноводства

В тыс. руб. в процентах в тыс. руб. в процентах к общей сумме в тыс. руб. в процентах к общей сумме

2008 237614 100 97302 41.0 140312 59.0

2009 233193 100 187541 80.5 45652 19.5

2010 230200 100 185770 80,7 44428 19,3

2011 223427 100 197248 88,3 26179 11,7

2012 1903889 100 787708 41,3 1116181 58,7

* По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области [3].

Субсидии направлялись и на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства .

Субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов страны на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

Господдержка программ и мероприятий по развитию животноводства направлена на поддержку племенного животноводства , в т.ч. крупного рогатого скота.

Субсидии направлялись на поддержку экономически значимых региональных программ, в т.ч в области животноводства.

До 2011 г. государством компенсировались затраты на уплату процентов по кредитам, в том числе по инвестиционным, а с 2013 г. возмещаются затраты по страхованию урожая.

В области работают Федеральные целевые программы, в частности по восстановлению плодородия почв, рассчитанные на решение наиболее острых проблем растениеводства и животноводства. В динамике растет доля затрат на поддержку животноводства и в целом размер государственной поддержки сельского хозяйства.

Основная задача государственных субсидий заключается в компенсации затрат и поддержании относительно стабильного дохода сельскохозяйственных предприятий. С учетом государственных субсидий улучшается финансовый результат предприятий и их воспроизводственные возможности.

Однако, исследования показали, что доля субсидий в сумме производственных затрат по совокупности сельскохозяйственных предприятий очень низкая (таблица 2) и колеблется по годам и отраслям сельского хозяйства.

В целом, доля субсидий в сумме производственных затрат сельскохозяйственных предприятий в 2008-2011 гг. не превышала 1,3%, а в 2012 г. существенно возросла - до 5,7% в целом на сельскохозяйственную продукцию, по продукции растениеводства - по продукции животноводства - 10,8 %.

Таким образом, более значительную роль в компенсации производственных затрат государственные субсидии играют в животноводстве.

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий кроме субсидий на развитие основных отраслей сельского хозяйства (растениеводства и животноводства) включает субсидии на возмещение затрат по уплате процентов по кратко срочным и инвестиционным кредитам, а также средства, выделяемые по целевым Федеральным программам.

Таблица 2 - Доля субсидий, полученных из бюджета сельскохозяйственными предприятиями в сумме

Наибольший удельный вес приходится на государственные субсидии на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам (таблица 3), но в динамике колеблется от 43,4% в 2008 г . до 73,6% в 2011 г.

Таблица 3 - Структура государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Курской области, %

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию: растениеводства -всего 5,5 2,7 4,6 8,4 6,0

животноводства -всего 12,5 5,8 1,1 1,1 0,8

Субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам - всего 43,4 71,0 58,4 73,6 60,5

Итого средств по Федеральным целевым программам 27,7 20,0 19,6 11,8 8,5

Всего государственная поддержка 100,0 100,0 100,0 100,0 100

Вступление России в ВТО оказало влияние на изменение мер государственной поддержки, которые реализуются в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», а так же региональных целевых программ. В Курской области - это программы «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2014 годы», «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013-2020 годы», «Развитие свиноводства в Курской области на 2012-2014 годы», «Социальное развитие села до 2013 года».

В целом по целевым программам в 2013 г. выделено 292241 тыс. руб., а общая сумма государственной поддержки составила 4727197 тыс.руб., в т.ч. на поддержку животноводства направлено свыше 70 % от общей суммы выделенных бюджетных средств. Около 60 % объема господдержки сельхозпроизводства (или 2,6 млрд. рублей) было направлено на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), привлеченным предприятиями АПК на сельскохозяйственное производство преимущественно на строительство животноводческих комплексов.

Соотношение размеров субсидий по отраслям растениеводства и животноводства в 2013 г. сохраняются на уровне 2012 г. (рисунок 1).

□ Господдержка растениеводства

□ Господдержка животноводства

Рисунок 1 - Соотношение уровня субсидий и средств, выделенных по целевым Федеральным программам в 2013 г.

В 2014 г. в рамках реализации госпрограммы сохраняются основные виды господдержки [2], предполагается продолжить строительство 9 животноводческих комплексов, в том числе 2 молочных, 5 свиноводческих, 2 птицеводческих.

Эффективность государственной поддержки выражается не только в обеспечении более высокого уровня рентабельности сельскохозяйственного производства, но и в окупаемости вложенных средств произведенной продукцией. В таблице 4 приведены показатели выхода продукции сельского хозяйства в разрезе отраслей на единицу затрат в виде государственных субсидий.

Таблица 4 - Эффективность государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий _

Показатели Годы 2012 г. в % к 2008 г.

2008 2009 2010 2011 2012

Приходится на

производственных затрат

Субсидии, полученные из бюджета на сельскохозяйственную продукцию, всего В т.ч. на продукцию растениеводства На продукцию животноводства

Годы в тыс. руб. в процентах к произво-водствен дствен- ным затратам в тыс. руб. в процентах к произво-водствен-дствен- ным затратам в тыс. руб. в процентах к произво-водствен дствен- ным затратам

2008 237614 1,2 97302 0,7 140312 2,8

2009 233193 1,3 187541 1,6 45652 0,9

2010 230200 1,2 185770 1,5 44428 0,8

2011 223427 1,2 197248 1,5 26179 0,8

2012 1903889 5,7 787708 4,1 1116181 10,8

1 руб.государственной поддержки: продукции сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах), руб. 87,5 85,7 72,9 138,1 21,2 24,2

в том числе: продукции растениеводства 165,1 75,7 55,5 120,3 36,7 22,2

продукции животноводства 33,6 126,8 145,8 272,5 10,2 30,4

Выход продукции сельского хозяйства на 1 рубль государственных субсидий снижался с 2008 г. по 2010 г. более значительно по сравнению с размером государственной поддержки. В 2011 г. показатели выхода продукции на единицу затрат резко растут, несмотря на снижение уровня поддержки, а в 2012 г. - наоборот, резко падают в связи с резким увеличением поддержки. Таким образом, прямой зависимости между величиной субсидий и выходом продукции не выявлено, поскольку размер субсидий относительно небольшой. Однако рост субсидий позволяет сельскохозяйственным предприятиям снизить убытки и обеспечить возможность осуществлять воспроизводство.

Размер государственной поддержки существенно увеличился в 2012 г. и еще в большей степени в 2013 г. Возросла ее доля в производственных затратах на производство продукции сельского хозяйства.

Таким образом, государственная аграрная политика в регионе реализуется преимущественно через федеральные целевые программы и государственные субсидии по направлениям:

- субсидирование производства продукции растениеводства и животноводства;

- субсидирование инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий путем снижения затрат на уплату процентов по банковским кредитам;

- целевое направление средств для реализации программ развития сельского хозяйства;

- поддержание плодородия почв.

Увеличение размера субсидий в 2012-2013 гг. позволили сельскохозяйственным предприятиям снизить убытки и обеспечили возможность осуществлять воспроизводственный процесс. Однако отдача от государственной поддержки остается низкой.

В ближайшей перспективе необходимо расширение направлений аграрной политики. В частности, с учетом требований ВТО целесообразно больше внимания уделять использованию косвенных мер государственной поддержки АПК.

Наиболее актуальным является обеспечение:

- повышения конкурентоспособности продукции;

- развития импортозамещающих производств, в первую очередь предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

- организации презентаций товаров курских предприятий, участия их в международных выставках и ярмарках;

- организации активного продвижения товаров на рынки зарубежных стран, в том числе стран дальнего зарубежья на основе рекламы с использованием информационных ресурсов;

- стимулирование поддержки плодородия почв (субсидии и другие стимулы);

- совершенствование форм и методов ценовой, кредитной, налоговой политики в отношении сельскохозяйственной продукции.

1 Обзор агропромышленного комплекса Российской Федерации за 2012-2013 годы// Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.ey.com

2 Официальный сайт Администрации Курской области Ы1р://администрация.курскаяобласть.рф

3 Сайт «Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области» // Электронный ресурс / Режим доступа: http://kurskstat.gks.ru

Информация об авторах

Векленко Василий Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712) 39-40-19.

Золотарев Алексей Андреевич, кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета РОСИ (Региональный открытый социальный институт), тел. 89207371117, e-mail: alan.kursk@yandex.ru

Черников Евгений Игоревич, преподаватель кафедры маркетинга АНО ВПО «Региональный финансово-экономический институт», zheche@mail.ru, (4712) 36-09-52.

Солошенко Виктор Михайлович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Список использованных источников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.