Научная статья на тему 'Государственная поддержка инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий'

Государственная поддержка инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АГРАРНАЯ ОБЛАСТЬ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Середа Н. А., Кочетков И. А.

В статье представлен анализ сложившейся системы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Костромской области одной из типичных аграрных областей России, а так же показана трансформация этой системы в ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 631.15:33

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

н. А. СЕРЕДА, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления техническим сервисом E-mail: sereda_n@mail.ru

и. а. кочетков,

аспирант кафедры экономики и управления техническим сервисом E-mail: ivkochetkov@mail.ru Костромская государственная сельскохозяйственная академия

В статье представлен анализ сложившейся системы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Костромской области - одной из типичных аграрных областей России, а также показана трансформация этой системы в ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

Ключевые слова: государственное регулирование, инвестиционная деятельность, аграрная область, бюджетная политика.

Вопросы государственного регулирования экономики всегда возникали с самого начала формирования государственной власти и были актуальными для любой страны. При этом вопросы государственного регулирования аграрного сектора всегда стояли острее, чем в какой-либо другой отрасли. В настоящее время большинство экономистов и политиков подчеркивают объективную необходимость государственного регулирования аграрного производства и рынков сельскохозяйс-

твенной продукции. Бюджетная политика всегда оказывала заметное влияние на развитие сельского хозяйства, которое в силу природно-климатических условий не может обходиться без поддержки государства.

Основные принципы и мероприятия государственной поддержки сельского хозяйства отражаются в целевых государственных программах, разрабатываемых на определенную перспективу. В Российской Федерации действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. [2]. На ее основе в большинстве регионов России разработаны и приняты региональные программы. В частности, в Костромской области действует областная программа развития агропромышленного комплекса, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. [3].

Неотъемлемым элементом в ходе реализации федеральных и региональных программ является текущий мониторинг ее выполнения, анализ до-

стигнутых результатов не только на уровне сельского хозяйства России, но и отдельных ее регионов.

Интерес в этой связи представляет анализ сложившейся системы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в Костромской области — одной из типичных аграрных регионов России, а также трансформация этой системы в ходе реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Бюджетные расходы на аграрный сектор являются отражением федеральной и региональной аграрной политики. В общих расходах консолидированного бюджета Российской Федерации доля расходов на сельское хозяйство снизилась с 15 в 1990 г. до 1,7 % в 2009 г. Возросла нагрузка на региональные бюджеты. За 2009 г. из областного бюджета Костромской области в аграрную сферу направлено 380,3 млн руб., что в 3,6 раза больше, чем в 2004 г. (табл. 1).

Характерно, что государственная поддержка программ и мероприятий по развитию животноводства шла более быстрыми темпами, чем в растениеводстве: с 2004 по 2009 г. ее размер вырос в 3 раза, а в растениеводстве — только в 2 раза. Это подчеркивает приоритетность развития животноводства в экономике региона и большую направленность государственной поддержки на данную отрасль. Удельный вес растениеводства и животноводства в общей структуре государственной поддержки в 2009 г. составлял соответственно 16,5 и 44 % (для сравнения: в 2004 г. эти значения составляли соответственно 30 и 52,5 %).

Капитальные вложения во внеоборотные активы за счет средств государственного бюджета не

осуществляются уже с 2006 г., в том числе покупка сельскохозяйственной техники — с 2003 г. Сумма компенсаций из бюджета убытков по чрезвычайным ситуациям за 2003—2006 гг. сократилась в 3,3 раза, а с 2007 г. полностью прекращена.

В настоящее время из федерального бюджета государственная поддержка организаций АПК Костромской области осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. [2]. В рамках данной программы предусмотрено предоставление следующих субсидий:

• на поддержку племенного животноводства;

• на элитное семеноводство;

• на развитие производства льна;

• на компенсацию части затрат на средства химизации;

• на распашку залежных земель;

• на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур;

• на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам (краткосрочным и инвестиционным).

Средства федерального бюджета предоставляются на условиях софинансирования из бюджетов регионов. В областном бюджете Костромской области предусмотрены следующие субсидии:

• на реализованное молоко;

• на покупку и создание страхового запаса семян;

• на компенсацию части затрат, связанных с регистрацией прав на земельные участки;

• на поддержку мясного животноводства. Финансирование из областного бюджета в

2008 г. увеличилось по сравнению с 2006 г. на 9 %, а

Таблица 1

Средства, полученные из бюджета сельскохозяйственными организациями Костромской области

в 2004-2009 гг., млн руб.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009 к 2004, во сколько раз

Финансирование расходов по обычным видам деятельности, 106,2 141,0 209,9 281,9 420,2 380,3 3,6

всего

В том числе:

на растениеводство 31,8 31,2 46,6 70,4 114,9 62,7 2,0

на животноводство 55,7 79,9 124,7 126,9 182,6 167,5 3,0

на прочие цели 18,6 30,0 38,6 84,6 122,7 150,2 8,1

Субсидии на уплату процентов по кредитам 9,4 13,3 24,2 41,2 105,9 141,8 15,1

Из них:

краткосрочные 5,5 10,1 13,9 9,2 31,1 39,8 7,2

инвестиционные 3,9 3,2 10,2 32,1 74,8 102,1 26,5

Капитальные вложения во внеоборотные активы 5,0 10,0 - - - - -

Компенсация убытков по чрезвычайным ситуациям 55,9 22,5 3,2 - - - -

Получено из бюджета, всего 176,5 186,8 237,3 323,1 526,0 522,2 3,0

140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 0

2004 2005 2006 □ Краткосрочные кредиты

2007 2008 2009 □ Инвестиционные кредиты

Рис. 1. Субсидии на возмещение сельскохозяйственным

организациям Костромской области части затрат на уплату процентов по кредитам в 2004—2009 гг., тыс. руб.

показатель на 1 га убранной площади — на 32,9 Финансирование из областного бюджета получили 244 предприятия из 323, или 76 %. Количество сельскохозяйственных организаций, не получивших господдержки, увеличилось до 79 против 40 в 2007 г., или в 1,9 раза, что обусловлено снижением производственных показателей, определяющих условия предоставления субсидий. К числу других факторов, обусловливающих возможность получения субсидий, относятся показатели финансового состояния, а также наличие или отсутствие задолженности по налогам и выплате процентов по кредитам [1].

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации и Администрации Костромской области с 2004 г. сельскохозяйственные организации получают субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. За 5 лет сумма бюджетных средств, выделенных на эти цели, выросла в 15,1 раза. При этом рост субсидий по краткосрочным кредитам за данный период составил 7,2 раза, а по инвестиционным кредитам — 26,5 раза (рис. 1). Если в 2004 г. в структуре субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов выплаты по краткосроч -ным кредитам составляли 59, а по долгосрочным —

41 %, то в 2009 г. это соотношение составило, соответственно, 28 и 72 %.

Субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам является одной из основных мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. Для регионального АПК в условиях дефицитности областного бюджета возможность получения федеральных субсидий для практически полной компенсации процентной ставки должна оказать, несомненно, положительное влияние на рост инвестиционной активности.

Намечается усиление роли федерального бюджета при компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам. При анализе фактически сложившейся структуры источников бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными организациями Костромской области, подтверждается данная тенденция (табл. 2).

Общий размер средств, полученных сельскохозяйственными организациями из бюджетов всех уровней в 2004—2009 гг., вырос в 2,6 раза, при этом сумма средств, направляемых их федерального бюджета, увеличилась почти в 4,2 раза, а из бюджета области и местных бюджетов — соответственно в 2,1 и 1,15 раза. Если в 2004 г. доля федерального бюджета составляла 51,3 %, то в 2009 г. — только 42 % (рис. 2).

В целях проведения анализа результативности государственной поддержки инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организаций Костромской области в 2009 г. были исследованы 179 организаций региона, что составляет 65 % от общего их количества. Предприятия были сгруппированы по величине субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на 100 га сельхозугодий. Рассмотрены результативные показатели. Во-первых, определена активность инвестиционной деятельности, характеризующаяся размером реальных инвестиций на 100 га сельхозугодий, включающих приобретение объектов основных средств, доходные вложения в материальные ценности и нематериальные активы. Во-вторых, оценена коммерческая эффективность инвестиций, выраженная суммой чистой прибыли,

Таблица 2

Источники бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными организациями Костромской области в 2004—2009 гг., млн руб.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009 к 2004, %

Получено бюджетных средств, всего 167,2 173,5 213,1 281,9 420,2 380,3 227,5

В том числе: 50,7 33,3 66,5 182,8 159,9 186,4

из федерального бюджета 85,8 116,2 179,6 214,3 234,3 219,5 281,1

из областного бюджета 78,1 6,6 0,1 1,1 3,0 1,0 30,1

из местных бюджетов 3,3

Доля регионального и местных бюджетов, % 48,7 70,8 84,4 76,4 56,5 58,0 119,1

42,0

0,3%

57,7% □ Из федерального бюджета

□ Из областного бюджета

□ Из местных бюджетов

Рис. 2. Структура источников бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными предприятиями Костромской области в 2009 г.:

полученной сельскохозяйственными организациями в расчете на 100 га сельхозугодий. В-третьих, определена бюджетная эффективность как сумма полученных бюджетами всех уровней налогов, сборов и обязательных платежей со 100 га сельхозугодий (табл. 3).

Из общего количества сельскохозяйственных организаций 137 (76,5 %) не получают субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. В большинстве случаев это свидетельствует об отсутствии таких кредитов, и, следовательно, инвестиционной деятельности. Очевидна взаимосвязь размера инвестиционных субси -дий и объемов осуществляемых реальных инвестиций. Так, в предприятиях, относящихся к четвертой группе по размеру субсидий на 100 га сельхозугодий, удельный объем реальных инвестиций на единицу площади в 68 раз больше, чем, например, во второй. При этом сама величина субсидий выше всего в 18 раз. Можно сделать вывод о наличии мультипликативного эффекта: при увеличении государственной поддержки суммы реальных инвестиций возрастают в кратном размере.

Анализируя величину чистой прибыли на единицу сельхозугодий, можно утверждать, что результатом увеличения государственной поддержки инвестиционной деятельности является рост коммерческой эффективности сельскохозяйственных организаций.

Размер сумм уплаченных налогов и сборов на 100 га сельхозугодий в предприятиях, получающих больше государственных субсидий, значительно выше. Таким образом, государственная поддержка инвестиций приводит к росту поступлений в бюджеты всех уровней. Однако следует отметить, что при возрастании размеров выплаченных субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, увеличение бюджетных доходов имеет место, но темпы роса значительно меньше. Данная ситуация также подтверждает выгодность активизации инвестиционной деятельности и с позиций сельскохозяйственных организаций.

С целью анализа форм государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в Костромской области рассмотрены суммы средств, выделяемых из федерального и областного бюджета на различные мероприятия в 2008 г. Финансирование из федерального бюджета осуществляется по десяти ос -новным направлениям. В составе этих мероприятий: субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам; на компенсацию части затрат по страхованию; на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства; компенсация части затрат на минеральные удобрения, средства химической защиты растений, комбикорма, дизельное топливо. Все они осуществляются на условиях софинансирования из областного бюджета. В составе рассматриваемых форм доля федерального бюджета составляет 66,8 %.

Ряд мероприятий сформированы и реализуются на уровне области и финансируются из регионального бюджета. К ним относятся: коренное улучшение земель и землеустройство; субсидии на поддержку животноводства и растениеводства;

Таблица 3

Государственная поддержка инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организаций Костромской области в 2009 г., тыс. руб. на 100 га сельхозугодий

Показатель Группы предприятий по величине субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам В среднем по области

I группа (не получали субсидий) II группа (от 0,1 до 22,2) III группа (от 22,3 до 44,3) ГУгруппа (более 44,3)

Количество предприятий, ед. 137 22 10 7 -

Получено субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам 0,0 8,7 32,7 156,9 10,3

Реальные инвестиции 13,4 32,3 163,0 2 202,2 122,9

Чистая прибыль (убыток) 4,3 10,5 101,7 213,8 20,2

Уплачено налогов, сборов и обязательных платежей 48,0 68,2 95,2 598,1 78,5

субсидии на компенсацию части затрат на приобретение техники и технологического оборудования; субсидии на создание страхового запаса семян; финансирование научных исследований и разработок и др. На финансирование этих мероприятий в 2008 г. был выделен 51 млн руб.

В общей структуре преобладает субсидирование процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам, составляя 22,9 и 14,5 % соответственно. Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования составляют 6,3 % в общей сумме. Таким образом, в системе мер государственного регулирования поддержка инвестиционной деятельности имеет огромное значение.

Практика подтвердила, что переход от экономики централизованного планирования к социально ориентированному рыночному хозяйству не может происходить стихийно, без государственного регулирования рыночных отношений. Государство должно компенсировать несовершенство рынка. Поэтому необходимо создавать систему государственного регулирования экономикой страны, адекватную новым условиям, разумно воздействовать на ход ее развития и контролировать с учетом интересов общественного производства и хозяйствующих субъектов.

Отказ от директивного планирования и распределения ресурсов — мера назревшая. Однако при этом необходимо усиление регулирующей роли государства через экономические рычаги, разработку и осуществление комплексных федеральных и региональных программ, учитывающих интересы агропромышленного комплекса и всего народного хозяйства.

Анализируя сложившуюся систему государственной поддержки аграрной сферы на примере Костромской области, можно сделать определенные выводы:

1) объем средств, получаемых ежегодно сельскохозяйственными организациями из бюджетов всех уровней, за последние 6 лет увеличился в 2,9 раза. Наряду с ростом цен на промышленную продукцию (за этот период увеличились в 2 раза) и сокращением масштабов сельскохозяйственного производства можно сделать вывод об увеличении реальных сумм государственной поддержки;

2) за анализируемый период существенно изменились набор мер поддержки и структура распределения средств. Капитальные вложения во внеоборотные активы за счет средств государственного бюджета не осуществляются с

2006 г., в том числе покупка сельскохозяйственной техники — с 2003 г. Сумма компенсаций из бюджета убытков по чрезвычайным ситуациям с 2003 по 2006 г. сократилась в 3,3 раза, а с 2007 г. полностью прекращена. При этом субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам за 5 лет выросли в 15 раз. Наибольший темп роста наблюдался по субсидированию инвестиционных кредитов;

3) при анализе фактически сложившейся структуры источников бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными организациями Костромской области, наблюдается усиление роли федерального бюджета. Если в 2004 г. его доля составляла 51,3 %, то в 2009 г. только 42,0 %. Для Костромской области, являющейся дотационной, это является одной из основных возможностей поддержки регионального агропромышленного комплекса;

4) анализ результативности государственной поддержки выявил, что имеет место взаимосвязь размера инвестиционных субсидий и объемов осуществляемых реальных инвестиций. Можно сделать вывод о наличии мультипликативного эффекта: при увеличении государственной поддержки суммы реальных инвестиций возрастают в кратном размере. Результатами государственной поддержки инвестиционной деятельности являются также рост коммерческой эффективности сельскохозяйственных организаций и увеличение поступлений в бюджеты всех уровней. Эффективность активизации инвестиционной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности с позиций сельскохозяйственных организаций, бюджетов всех уровней подтверждает необходимость сохранения ее уровня и дальнейшего совершенствования механизма ее государственного регулирования.

Список литературы

1. Концепция развития агропромышленного комплекса Костромской области на период до 2020 года. Департамент АПК Костромской области. Кострома. 2010.

2. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

3. Развитие агропромышленного комплекса, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Костромской области на 2008—2012 годы: областная программа. Кострома. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.