УРОВЕНЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Е.Л. Золотарева, И. А. Судженко, Р.В. Бабенко
Аннотация. В статье представлен анализ и дана оценка размеров, динамики, направлений и степени влияния государственной поддержки на воспроизводственный процесс в сельскохозяйственных предприятиях Курской области.
Ключевые слова: государственная поддержка, бюджетное финансирование, государственные субсидии, производственные затраты, эффективность, рентабельность, сельскохозяйственное производство, воспроизводственный процесс.
Исследование и анализ результатов производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий Курской области на основе данных официальной статистики [1] за период с 2005 по 2009 гг. показал, что основные финансовые показатели в динамике крайне нестабильны. Огромные суммы убытков чередуются со значительными размерами прибыли. На протяжении 2005-2007 гг. наметилась тенденция к росту уровня рентабельности по всей хозяйственной деятельности совокупности сельскохозяйственных предприятий области, однако, уже в 2008 г. она стала убыточной, в 2009 г. уровень рентабельности составил 2,1% (таблица 1). Среди отраслей сельскохозяйственных предприятий традиционно рентабельной является растениеводство, однако уровень ее рентабельности существенно колеблется по годам. Наиболее высокий уровень рентабельности приходится на 2007 год (38%), наиболее низкий (на уровне 9,6%) на 2005 г. Начиная с
2008 г. рентабельность растениеводства снижается. В
уровне рентабельности отрасли животноводства отмечаются положительные сдвиги, начиная с 2008 г. убыточность отрасли сменяется ростом рентабельности.
Низкорентабельная и убыточная деятельность, нестабильность финансовых результатов сельскохозяйственных предприятий негативно влияет на воспроизводственный процесс, нарушает пропорции в объемах производства и реализации продукции, сдерживает процессы интенсификации производства, использование инноваций, повышает риски, связанные с финансовым обеспечением кредитов. Решение проблем, связанных с осуществлением воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве во многом зависит от государственной поддержки.
Положительнее сдвиги в развитии сельского хозяйства и его отраслей, обозначившиеся в последние годы, в определенной степени обусловлены увеличением размеров государственной поддержки (таблица 2).
Размеры государственных субсидий, выделяемых сельскохозяйственным предприятиям в целом увеличивались в анализируемом периоде, особенно значительно в 2008-2009 гг. (по сравнению с 2007 г. они увеличились более, чем в 1,5 раза, причем в 2008 г. - в отрасль животноводства, а в 2009 г. - в отрасль растениеводства).
В целом на протяжении 2005-2009 гг. наибольшая доля государственных субсидий приходилась на поддержку отрасли растениеводства (80-94%), но с 2008 г. наблюдается увеличение доля субсидий в животноводство.
Таблица 1 - Финансовые результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий
Курской области
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2005 г.
Балансовая прибыль, тыс. руб. -159072 255521 949308 -446288 990094
Рентабельность по всей хозяйственной деятельности, процентов -2,2 2,9 8,7 -3,9 2,1 4,3
Рентабельность продукции сельского хозяйства с учетом субсидий, процентов 3,7 10,6 22,9 13,4 12,0 8,3
в том числе: продукции растениеводства 9,6 26,6 38,0 19,7 15,0 5,4
продукции животноводства 00 СІ -8,5 -2,1 2,6 7,0 9,8
Т аблица 2 - Структура государственных субсидий, полученных сельскохозяйственными предприятиями
Годы Субсидии, полученные из бюджета на сельскохозяйственную продукцию, всего В том числе
на продукцию растениеводства на продукцию животноводства
в тыс. руб. в процентах в тыс. руб. в процентах к общей сумме в тыс. руб. в процентах к общей сумме
2005 г. 152785 100 136028 89,0 16757 11,0
2006 г. 166663 100 155391 93,2 11272 6,8
2007 г. 144070 100 135095 93,7 8975 6,3
2008 г 237614 100 97302 41,0 140312 59,0
2009 г. 233193 100 187541 80,5 45652 19,5
Основная задача государственных субсидий заключается в компенсации затрат и поддержании относительно стабильного дохода сельскохозяйственных предприятий. С учетом государственных субсидий улучшается финансовый результат предприятий и их воспроизводственные возможности. Однако, исследования показали, что доля субсидий в сумме производственных затрат по совокупности сельскохозяйственных предприятий очень низкая (таблица 3) и колеблется по годам и отраслям сельского хозяйства.
В целом, доля субсидий в сумме производственных затрат сельскохозяйственных предприятий в 2005-2006 гг. приблизилась к 2 %, а в 2007 г. снизилась до 1%, в последующие годы наблюдался ее рост, но общий уровень не превысил 1,3%. Более значительную роль в компенсации производственных затрат государственные субсидии играли в растениеводстве в 2005-2006 гг., а в 2008 г. - повысилась их роль в животноводстве. В
2009 г. доля субсидий в производственных затратах по
Таблица 3 - Доля субсидий, полученных из бюджета сельскохозяйственными предприятиями в сумме производственных затрат
Годы Субсидии, полученные из бюджета на сельскохозяйственную продукцию, всего В т.ч. на продукцию растениеводства На продукцию животноводства
в тыс. руб. в процентах к производственным затратам в тыс. руб. в процентах к производственным затратам в тыс. руб. в процентах к производственным затратам
2005 г. 152785 1,9 136028 2,8 16757 0,5
2006 г. 166663 1,8 155391 2,6 11272 0,3
2007 г. 144070 1,0 135095 1,5 8975 0,2
2008 г. 237614 1,2 97302 0,7 140312 2,8
2009 г. 233193 1,3 187541 1,6 45652 0,9
Рисунок 1 - Динамика размеров субсидий, выделенных сельскохозяйственным предприятиям на возмещение процентов по кредитам
2007
Г оды
□ краткосрочным ■ инвестиционным
Рисунок 2 - Соотношение размеров субсидий на возмещение краткосрочных и инвестиционных кредитов
отраслям сельского хозяйства снижается, но в растениеводстве выше, чем в животноводстве.
Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий кроме субсидий на развитие основных отраслей сельского хозяйства (растениеводства и животноводства) включает субсидии на возмещение затрат по уплате процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, а также средства, выделяемые по целевым федеральным программам.
На рисунке 1 приведена динамика размеров субсидий на возмещение затрат сельскохозяйственных предприятий Курской области по уплате процентов по кредитам. Общая сумма затрат в анализируемом периоде росла неравномерно, что характерно и для пропорций субсидий на возмещение процентов по инвестиционным и краткосрочным кредитам. Резкий и значительный рост размеров субсидий характерен для 2008-2009 гг. Причем, если общая, по указанным направлениям, сумма субсидий возросла за пять лет в 10 раз, то субсидии на возмещение уплаты процентов по инвестиционным кредитам увеличились в 23 раза, а на возмещение уплаты процентов по краткосрочным кредитам - только в 1,8 раза. Сумма государственных субсидий увеличилась в 4,4 раза, а сумма государственной поддержки в 5,5 раза.
В соотношении размеров субсидий на уплату процентов по кредитам (рисунок 2) наблюдается динамичное сокращение доли субсидий на уплату процентов по краткосрочным кредитам и плавный рост доли субсидий на уплату процентов по инвестиционным кредитам.
Таблица 4 - Структура государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Курской области, %
В общей структуре государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий на протяжении 2005-2009 гг. изменялись пропорции по направлениям
поддержки (таблица 4). Так, в 2005-2007 гг. от 40 до 30
% составляли субсидии на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, 13-21 % - субсидии по поддержке отрасли растениеводства, 1-3% - на поддержку отрасли животноводства. В 2008-2009 гг. снижается доля субсидий на поддержку растениеводства, несколь-
ко растет удельный вес субсидий на поддержку развития животноводства, от 43 до 71% составляют субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и 28-20% составляют средства по целевым федеральным программам (программы по повышению плодородия почв и развитию молочного животноводства).
В процессе исследований выявлено, что наименьший удельный вес государственной помощи в себестоимости товарной продукции сельского хозяйства приходится на хозяйства Поныровского района (0,2%), Курского (1,7%), а наиболее высокий удельный вес соответственно в хозяйствах Пристенского и Рыльского районов (36,3 и 40,1%).
В группах хозяйств, где доля государственной помощи относительно выше, больше средств затрачивается на единицу посевной площади, выше урожайность сельскохозяйственных культур, существенно выше рентабельность производства продукции сельского хозяйства (таблица 5).
Таблица 5 - Влияние государственной помощи на эффективность производства продукции сельского хозяйства
Показатели Доля государственной помощи в себестоимости товарной продукции, % По совокупности районов области
менее 5% от 5 до 10 % свыше 10%
Количество районов, ед. 12 8 8 28
Доля государственной помощи в себестоимости товарной продукции, % 2,77 6,69 20,1 8,8
Затраты на 1 га, посевов, тыс. руб. 11 11,6 12,9 11.5
Урожайность, ц с 1 га: зерновых культур 29,6 31,7 35,1 31,8
сахарной свеклы 182,7 326,8 460,1
Денежная выручка от реализации продукции сельского хозяйства в расчете на 1 руб. государственной помощи, руб. 30,2 60,9 180,6 82,0
Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства, %: 3,7 10,2 13,5 8,3
Причем, с ростом размеров государственной помощи повышается отдача от их вложения. Однако, при распределении государственной помощи, предпочтение отдается хозяйствам, ведущим эффективное производство. Для более эффективного воспроизводственного процесса необходимо увеличение государственной поддержки, ее рациональное распределение по отраслям и предприятиям, использование ее новых форм и видов.
Таким образом, воспроизводственные возможности большинства сельскохозяйственных предприятий в современных условиях низкие. Эффективный воспроизводственный процесс за счет собственных источников могут осуществлять немногие предприятия области, большая их часть являются убыточными или низкорентабельными. Государство оказывает поддержку сель-
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Г осударственная поддержка программ и мероприятий по развитию: растениеводства - всего 13,0 20,7 14,0 5,5 2,7
животноводства - всего 3,0 1,1 1,0 12,5 5,8
Субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам - всего 39,0 29,4 12,4 43,4 71,0
В т.ч.: краткосрочным 24.5 12.2 3.2 6.4 8.2
инвестиционным 14.5 17.2 9.2 37.0 62.8
Итого субсидий 100,0 100,0 100,0 72.2 80.0
Итого средств по федеральным целевым программам 27.7 20.0
Всего государственная поддержка 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
скохозяйственным предприятиям в разных формах, причем в динамике ее размер имеет тенденцию к увеличению. Основными формами государственной поддержки в настоящее время являются государственные субсидии, возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, финансирование федеральных целевых программ.
На современном этапе государство больше внимания уделяет инновационному развитию отрасли, что позитивно. Субсидии на развитие отраслей растениеводства и животноводства и компенсация затрат по уплате процентов по кредитам являются важным элементом в развитии сельского хозяйства, но это пассивный инструмент государственного регулирования, слабо стимулирующий предприятия к повышению эффективности производства, формированию расширенного воспроизводства. Более важно, на наш взгляд, льготное налогообложение и ценовое регулирование, позволяющие увеличить доходы сельскохозяйственных предприятий, устранить диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию с целью создания
одинаковых условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей по отношению к другим сферам экономики, стимулировать производство определенных видов продукции.
Список использованных источников 1 Сельское хозяйство Курской области (2005-2009). 2010: статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2010. - 195 с.
Информация об авторах Золотарева Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», (4712) 39-40-15, e-mail: zolo-
Судженко Игорь Александрович, аспирант ГОУ ВПО «Курский государственный университет», 8-920-704-41-69.
Бабенко Роман Витальевич, аспирант ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», т. (4712) 39-40-15.