Научная статья на тему 'Влияние государственной поддержки на ведение воспроизводственного процесса в сельскохозяйственных организациях'

Влияние государственной поддержки на ведение воспроизводственного процесса в сельскохозяйственных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю., Черданцева Е.А.

В статье показана значимость государственной поддержки для ведения простого и расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, изучена зависимость показателей воспроизводственного процесса от субсидирования отрасли, выявлена количественная зависимость результатов воспроизводственной деятельности от основных, оборотных и трудовых ресурсов при совокупном их использовании с бюджетными средствами государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние государственной поддержки на ведение воспроизводственного процесса в сельскохозяйственных организациях»

35 (467) - 2011

Государственная поддержка

Удк 338.242.4

влияние государственной поддержки на ведение воспроизводственного процесса в сельскохозяйственных организациях

В статье показана значимость государственной поддержки для ведения простого и расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, изучена зависимость показателей воспроизводственного процесса от субсидирования отрасли, выявлена количественная зависимость результатов воспроизводственной деятельности от основных, оборотных и трудовых ресурсов при совокупном их использовании с бюджетными средствами государственной поддержки.

Ключевые слова: воспроизводство, сельское хозяйство, государственная поддержка, субсидии.

В настоящее время сельское хозяйство России является приоритетной отраслью национальной экономики. Как и во многих западных странах, высокий уровень приоритета данной сферы для государства обусловлен в первую очередь ее безальтерна-тивностью как сферы экономической деятельности

н. г. барышников,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой анализа и аудита E-mail: stoik55@mail. u Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

Д. Ю. САИЫГИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической кибернетики E-mail: vekont82@mail.ru Пензенский государственный университет

Е. А. ЧЕРДАНЦЕВА, аспирант кафедры анализа и аудита E-mail: chr. 85@mail.ru Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг по обеспечению населения продовольствием и промышленности сырьем, содействию устойчивому развитию сельских территорий.

Развитие указанных социально-экономических спектров общественной жизни невозможно без эффективного развития самого сельского хозяйства. Являясь одним из видов предпринимательской деятельности, его целью является получение дохода и прибыли, которые позволили бы создавать условия для ведения простого, а лучше, расширенного воспроизводства. В сельском хозяйстве факторами для осуществления такового являются земля, труд, капитал.

Иными словами, размер получаемой прибыли должен обеспечить товаропроизводителям возможность приобретать основные и оборотные средства, осуществлять достойные выплаты работникам по

заработной плате, поддерживать плодородие сельскохозяйственных угодий, вести своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами по возникающим обязательствам.

По общественному мнению государственных деятелей, ученых аграрников, городских и сельских обывателей, элементы рыночного механизма саморегулирования не в состоянии обеспечить условия воспроизводственного процесса. В системе воспроизводственных отношений постоянно возникают противоречия между производством и распределением, которые могут устраняться и сглаживаться посредством государственного регулирования.

В настоящее время отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей и государства складываются на базе федеральной и региональной бюджетной поддержки. С 2006 г., когда была начата реализация национального проекта «Развитие АПК», вектор господдержки был направлен в сторону значительного увеличения объемов продукции, изменилось и само отношение к отрасли, что обусловлено ее спецификой и особенностями развития.

Особенностью сельскохозяйственного процесса производства является то, что для производства продукции используется множество различных

субсидии, выплаченные сельскохозяйст

ресурсов. Основным из них является земля. В создании материальных благ земле отводится особая роль, так как она является условием для производственной деятельности людей, их труда, основой, на которой базируется сельскохозяйственное производство, источником богатства общества и местом жительства людей. Земля является незаменимым ресурсом, ее жизненно необходимо сохранять и восстанавливать ее плодородные свойства.

На сохранение и восстановление плодородия почв в 2005 г. 416 сельскохозяйственным организациям Пензенской области было выделено 40,3 млн руб., и все эти субсидии были направлены на приобретение минеральных удобрений (табл. 1).

От всех средств целевого финансирования они составили 19,9 %. За 2006 и 2007 гг. удельный вес этих субсидий был очень низким и составил 0,3 и 0,7 % соответственно. Но в 2008 г. на эту программу было выделено сельскохозяйственным организациям 128,4 млн руб., или 12 % от всех средств, а за 2009 г. субсидии на эти цели составили 150,6 млн руб., или 12,2 % от всего объема господдержки.

В структуре субсидий за последние 5 лет подавляющая часть бюджетных средств — это субсидирование процентных ставок. Возмещение части затрат

Таблица 1

шым организациям пензенской области

Виды субсидий 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение данных

сумма, млн руб. В % к итогу сумма, млн руб. В % к итогу сумма, млн руб. В % к итогу сумма, млн руб. В % к итогу сумма, млн руб. В % к итогу 2009 г. от 2007 г. 2009 г. от 2008 г.

Поддержка элитного семеноводства 1,6 0,8 4,5 1,2 4,8 0,7 6,7 0,6 7,3 0,6 2,5 0,6

Компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур 3,6 1,8 23,5 6,2 39,7 5,9 35,3 3,3 44,3 3,6 4,6 9,0

Другие субсидии на поддержку растениеводства 26,9 13,1 3,5 0,9 16,5 2,5 0,4 0,1 0,4 0,0 —16,1 —

Поддержка племенного животноводства 18,4 9,1 17,0 4,5 28,6 4,3 24,8 2,3 24,2 2,0 —4,4 —0,6

Субсидии на продукцию животноводства — — 0,4 0,1 0,9 0,2 — — — — —0,9 —

Субсидии на комбикорма - — — — — — 160,5 15,0 16,0 1,3 16,0 —144,5

Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам В том числе: 86,4 42,6 171,6 46,0 230,2 34,3 471,5 44,1 952,2 77,0 722,0 480,7

— краткосрочным 53,6 26,4 72,5 19,4 33,7 5,0 69,7 6,5 133,5 10,8 99,8 63,8

— инвестиционным 32,8 16,2 99,1 26,6 196,5 29,3 401,8 37,6 818,7 66,2 622,2 416,9

Уплата процентов по кредитам на срок 8 лет на развитие животноводства и промышленного рыбоводства 4,1 1,1 79,7 11,9 —79,7

Компенсация части затрат на приобретение средств химизации — — 11,4 3,0 16,4 2,5 1,0 0,1 — — —16,4 —1,0

Окончание табл. 1

Виды субсидий 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение данных

сумма, млн руб. В % к итогу сумма, млн руб. В % к итогу сумма, млн руб. В % к итогу сумма, млн руб. В % к итогу сумма, млн руб. В % к итогу 2009 г. от 2007 г. 2009 г. от 2008 г.

Компенсация части затрат на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ 67,6 18,1 101,8 15,2 120,1 11,3 0,3 0,0 -101,5 -119,8

Средства федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг. и на период до 2012 г.» 40,3 19,9 1,3 0,3 4,4 0,7 128,4 12,0 150,6 12,2 146,2 22,2

В том числе на приобретение минеральных удобрений 40,3 19,9 1,3 0,3 4,4 0,7 126,0 11,8 150,6 12,2 146,2 24,6

Прочие субсидии 25,8 12,7 68,1 18,6 148,0 21,8 119,3 11,2 41,1 3,3 -106,9 -78,2

Объем государственной поддержки 203,0 100,0 373,0 100,0 671,0 100,0 1 068,0 100,0 1 236,4 100,0 565,4 168,4

от всех средств на уплату процентов по кредитам в 2005 г. составило 42,6 %, в 2006 г. - 46,0 %, в 2007 г. -34,3 %, в 2008 г. - 44,1 % и в 2009 г. - 77,0 %. Но структура затрат по краткосрочным и инвестиционным кредитам резко колеблется. Если удельный вес затрат в 2005 и 2006 гг. по этой статье по краткосрочным кредитам составлял 26,4 и 19,4 % соответственно, то в 2007 и 2008 гг. - 5,0 и 6,5 %, или в 5,3 и 3,0 раза ниже. В 2009 г. удельный вес затрат составил 10,8 %. Возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам с каждым годом увеличивается. В 2005 г. удельный вес этой части затрат составил 16,2 %, в 2006 г. - 26,6 %, в 2007 г. - 29,3 %, в 2008 г. - 37,6 % и в 2009 г. - 66,2 %. В 2009 г. было выделено на эти цели 818,7 млн руб., или в 2,1 раза больше, чем в 2008 г.

В структуре субсидий на материальные и энергетические ресурсы существенную долю занимают субсидии на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, а также компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Следует отметить, что субсидии на дизельное топливо стали выделяться с 2006 г. В 2006 г. на эту статью было выделено 67,6 млн руб., или 18,1 %, в 2007 г. - 101,8 млн руб., или 15,2 % и в 2008 г. - 120,1 млн руб., или 11,3 %. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. рост этих субсидий составил 1,2 раза, а по сравнению с 2006 г. - 1,8 раза. Однако в 2009 г. на эту статью была выделена незначительная сумма.

Компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур в 2007 г. составила 39,7 млн руб., или 5,9 %, а в 2008 г. -35,3 млн руб., или 3,3 %, т. е. меньше, чем в 2007 г. В 2009 г. было выделено на эти цели 44,3 млн руб., или 3,6 % (см. рисунок).

В отраслевом отношении преобладающее место занимают субсидии на поддержку животноводства. Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий на содержание племенного скота, а также посредством субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам и долгосрочным кредитам сроком на 8 лет. На поддержку племенного животноводства в 2005 г. было выделено 18,4 млн руб., в 2006 г. -17,0 млн руб., в 2007 г. - 28,6 млн руб., в 2008 г. -24,8 млн руб. и в 2009 г. - 24,2 млн руб. На уплату процентов по кредитам на срок 8 лет на развитие животноводства были выделены субсидии только в 2006 и в 2007 гг. Причем в 2007 г. было выделено на эту статью 79,7 млн руб., или 11,9 % от всех средств целевого финансирования. К уровню 2006 г. рост этих средств составил 19,4 раза.

В 2006 и 2007 гг. дополнительно в рамках поддержки животноводства из региональных бюджетов выплачивались субсидии на молоко. В 2006 и 2007 гг. было выделено субсидий на эти цели в размере 0,4 и 0,9 млн руб. соответственно. Только в 2008 г. были выделены субсидии на комбикорма, которые составили 160,5 млн руб., или 15 % от

Субсидии на комбикорма - 16 (1%)

Прочие субсидии -49,1 (4%)

Субсидии иа сохранение и восстановление плодородия почв 150,6 (12%)

Поддержка племенного животноводства-24,2 (2%)

Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам - 952,2 (77%)

Компенсация части

затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур - 44,3 (4%)

Структура государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Пензенской области в 2009 г., млн руб.

всех выделенных средств. В 2009 г. субсидии на комбикорма составили всего лишь 1,3 % от всех выделенных средств.

В растениеводстве на поддержку элитного семеноводства субсидии с каждым годом возрастали. В 2005 г. они составили 1,6 млн руб., в 2006 г. — 4,5 млн руб., в 2007 г. — 4,8 млн руб., в 2008 г. — 6,7 млн руб., в 2009 г. — 7,3 млн руб. Кроме того, были выделены другие субсидии на поддержку растениеводства. За 2006—2008 гг. их удельный вес был небольшой: в 2006 г. — 0,9 %, в 2007 г. — 2,5 % и в 2008 г. — 0,1 %.

Всего за счет государственной поддержки было выделено сельскохозяйственным организациям области в 2005 г. 203 млн руб., в 2006 г. — 373 млн руб., в 2007 г. — 671 млн руб., в 2008 г. — 1 068 млн руб. и в 2009 г. — 1 236,4 млн руб. В 2008 г. к уровню 2005 г. государственная поддержка увеличилась в 5,3 раза, к уровню 2006 г. — в 2,9 раза и к уровню 2007 г. — в 1,6 раза. А в 2009 г. она увеличилась к уровню 2008 г. в 1,2 раза.

В настоящее время необходимым условием для получения регионами средств на выплату сельхозтоваропроизводителям из федерального бюджета является выполнение требования по софинанси-рованию из регионального бюджета каждого из направлений государственной поддержки. Минимальный размер варьирует от 5 до 30 % от объема средств, направляемых на эти цели федеральным бюджетом.

Выплаты за счет государственной поддержки носят заявительный характер. Для получения суб-

сидий предприятие подает заявление в орган, уполномоченный осуществлять взаимодействие с Минсельхо-зом России, на получение субсидий, справку-расчет о причитающихся субсидиях с приложением документов, подтверждающих проведение мероприятий, направленных на развитие сельскохозяйственного производства. Одним из условий выплаты субсидий является обязательство предприятия предоставлять в сроки и по формам, установленным Минсельхозом России, бухгалтерскую отчетность. Для оценки эффективности использования бюджетных средств можно использовать такие показатели, как улучшение финансовой устойчивости предприятия, рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных.

Рассмотрим механизм выделения средств целевого финансирования из федерального и регионального бюджетов на развитие растениеводства и животноводства в сельскохозяйственных организациях Пензенской области.

На поддержку программ и мероприятий по развитию растениеводства в 2007 г. было выделено из федерального бюджета 34,0 млн руб., или 55,6 %, из регионального бюджета — 27,1 млн руб., или 44,4 %. В 2008 г. структура выделенных средств изменилась, из федерального бюджета было выделено 76,7 %, из регионального бюджета — 23,3 %, а в 2009 г. было выделено 88,8 и 11,2 % соответственно, в том числе на поддержку элитного семеноводства было выделено из федерального бюджета субсидий на сумму 5,5 млн руб., или 75,8 %. В 2008 г. субсидии на поддержку элитного семеноводства зерновых и зернобобовых культур составили из федерального бюджета 62,2 %, из регионально бюджета — 37,8 %. На поддержку элитного семеноводства по сахарной свекле и многолетним травам были выделены средства в основном из федерального бюджета, в 2009 г. они составили 97,0 и 95 % соответственно. Субсидии на поддержку элитного картофеля составили 71,4 % из регионального бюджета.

Все субсидии на поддержку производства льна и конопли, на закладку и уход за многолетними насаждениями в 2007 и 2008 гг. были из федерального бюджета, а в 2009 г. субсидии из федерального

и регионального бюджетов составили 78,1 и 95,0 % соответственно. Субсидии на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, в 2007 г. на 99,7 % были осуществлены из федерального бюджета, а в 2008 и в 2009 гг. они были осуществлены на 100,0 % из регионального бюджета.

Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 гг. и на период до 2012 г.» была обеспечена средствами из федерального бюджета в 2007 г. на 77,3 %, в 2008 г. на 77,4 % и в 2009 г. на 88,8 %.

Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию животноводства была обеспечена в 2007 г. из федерального бюджета на 20,9 %, а в 2008 г. - на 94,1 % (увеличение в 4,5 раза). В 2009 г. она составила 36,1 %. В том числе субсидии на поддержку племенного животноводства составили 60,0 %. В 2008 г. субсидии на комбикорма составили 160,5 млн руб. (в том числе из федерального бюджета — 160,5 млн руб.). В 2009 г. субсидии на комбикорма были выделены только из регионального бюджета.

Проанализируем выплату субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам из федерального и регионального бюджетов. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях в 2004—2010 гг. на срок от 2 до 10 лет были выделены из федерального бюджета в 2007 г. в размере 59,2 %, а в 2008 г. —

в размере 62,9 %. В 2009 г. они составили 73,9 %. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях в 2007—2010 гг. на срок до 1 года, составили из федерального бюджета в 2007 г. 92,3 %, в 2008 г. они составили 56,2 %, в 2009 г. — 74,3 %. Наблюдается рост объемов государственной поддержки, выделенной из федерального бюджета, с 44,2 % в 2005 г. до 73,6 % в 2009 г.

Далее рассмотрим размер выплаченных субсидий к выручке от продажи товаров, продукции, работ и услуг и их долю в чистом результате деятельности сельскохозяйственных организаций АПК Пензенской области.

Относительный темп роста объема субсидий из бюджетов к предыдущему году был примерно одинаковый в 2004, 2006 и 2007 гг. Самый низкий темп роста объема субсидий был в 2005 г. и составил 1,02 раза. В 2008 г. он составил 1,59 раза, т. е. был ниже уровня 2007 г. на 0,21 раза, а в 2009 г. он составил 1,16 раза. Размер выплаченных субсидий на 1 руб. выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг с каждым годом возрастает. В 2007 г. к уровню 2004 и 2005 гг. он вырос в 2 раза, а к уровню 2006 г. — в 1,6 раза. В 2008 г. размер выплаченных субсидий на 1 руб. выручки к уровню 2006 г. вырос в 2,2 раза, а к уровню 2007 г. — в 1,4 раза. В 2009 г. он вырос к уровню 2006 г. в 2 раза, к уровню 2007 г. — в 1,3 раза и к уровню 2008 г. — в 0,9 раза (табл. 2).

В 2005—2009 гг. у показателя отношения субсидий к чистой прибыли отчетного периода и прибыли до налогообложения наблюдаются резкие колебания. Если отношение субсидий к чистой

Таблица 2

размер выплаченных субсидий к выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг в сельскохозяйственных организациях Апк пензенской области

Год Выплачено всего субсидий из бюджетов, млн руб. Относительный темп роста объема субсидий из бюджетов, во сколько раз Выручка, млн руб. Размер выплаченных субсидий на 1 руб. выручки от продажи продукции (работ, услуг), руб. Увеличение размера выплаченных субсидий на 1 руб. выручки от продажи продукции (работ, услуг), во сколько раз

2003 110 — 4 272 0,03 —

2004 199 1,81 4 948 0,04 —

2005 203 1,02 5 361 0,04 —

2006 373 1,84 6 861 0,05 —

2007 671 1,80 8 586 0,08 —

2008 1 068 1,59 9 527 0,11 —

2009 1 236 1,16 12 248 0,10 —

2008 к 2005 865,0 5,3 4 166 — 2,8

2008 к 2006 695,0 2,9 2 666 — 2,2

2008 к 2007 397,0 1,6 941 — 1,4

2009 к 2006 863,4 3,3 5 387 — 2,0

2009 к 2007 565,4 1,8 3 662 — 1,3

2009 к 2008 168,4 1,2 2 721 — 0,9

прибыли отчетного периода в 2005 г. составило 1,83 руб., то в 2006 г. оно уменьшилось в 2,2 раза. В 2007 г. оно составляло 0,56, а в 2008 г. — 0,77 (увеличение на 37,5 %), однако в 2009 г. оно было ниже уровня 2008 г. на 0,10 руб. (табл. 3).

Государственная поддержка является неоспоримым фактором, который в той или иной мере влияет практически на все процессы и явления хозяйственной жизни предприятия и отрасли. Влияние государственной поддержки на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Пензенской области представлено в табл. 4. За 2005—2009 гг. сельскохозяйственными организациями Пензенской области в целом при-

доля субсидий в чистом результате деятельности се.

быль показана. С 2005 по 2009 г. прибыль до налогообложения с каждым годом увеличивалась. В 2005 г. она составила 181 млн руб., а в 2006 г. увеличилась в 2,6 раза. В 2008 г. прибыль до налогообложения составила 1 415 млн руб. (выше уровня 2007 г. на 162 млн руб.). В 2009 г. она составила 1 913 млн руб. Аналогичная ситуация наблюдается и по чистой прибыли. В 2009 г. чистая прибыль составила 1 851 млн руб. (выше уровня в 2008 г. в 1,3 раза и выше уровня в 2007 г. в 1,5 раза).

Исследования показали, что на финансовые результаты большое влияние оказали субсидии из бюджетов всех уровней. В 2005 г. уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности с

Таблица 3

кохозяйственных организаций пензенской области

показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение данных 2009 г. от данных 2007 г. Отклонение данных 2009 г. от данных 2008 г.

Размер субсидий, относимых на финансовый результат, млн руб. 203 373 671 1 068 1 236 565,4 168,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибыль до налогообложения с учетом субсидий, млн руб. 178 473 1 253 1 415 1 913 660 498

Чистая прибыль отчетного периода, млн руб. 111 442 1 207 1 381 1 851 644 470

Отношение субсидий к прибыли до налогообложения, руб. 1,14 0,79 0,54 0,75 0,65 —0,11 —0,10

Отношение субсидий к чистой прибыли отчетного периода, руб. 1,83 0,84 0,56 0,77 0,67 —0,11 —0,10

Таблица 4

Влияние субсидий из бюджетов всех уровней на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных

организаций пензенской области, млн руб.

показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Число сельскохозяйственных организаций, ед. 416 352 294 287 256

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 5 361 6 861 8 586 9 527 12 248

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 4 746 5 851 6 890 8 071 10 147

Валовая прибыль 615 1 010 1 696 1 456 2 101

Коммерческие расходы 36 11 15 25 47

Управленческие расходы 70 89 107 148 226

Прибыль (убыток) от продаж 509 910 1 574 1 283 1 828

Проценты к получению 6 10 15 45 24

Проценты к уплате 222 356 536 816 1 054

Доходы от участия в других организациях — — — — —

Прочие доходы 606 971 1 459 2 204 2 647

В том числе субсидии из бюджетов всех уровней 203 373 671 1 068 1 236

Прочие расходы 718 1 062 1 259 1 301 1 532

Прибыль (убыток) до налогообложения 181 473 1 253 1 415 1 913

Текущий налог на прибыль 5 10 14 18 37

Иные платежи из прибыли 65 21 32 16 25

Чистая прибыль (убыток) отчетного года 111 442 1 207 1 381 1 851

Уровень рентабельности по всей финансово-хозяйственной деятельности, % 3,8 8,1 18,2 17,5 18,9

Уровень рентабельности по всей финансово-хозяйственной деятельности без субсидий, % —0,5 1,7 8,4 4,3 6,7

Источник: данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Пензенской области.

субсидиями составил 3,8 % (если бы субсидии не были выделены, то уровень рентабельности имел бы отрицательное значение (—0,5). В 2006 г. уровень рентабельности с субсидиями составил 8,1 %, а без субсидий — 1,7 %. В 2007 г. этот показатель равнялся 18,2 и 8,4 % соответственно. Особенно большое влияние субсидий на уровень рентабельности было отмечено в 2008 г. За счет субсидий уровень рентабельности был выше, чем без субсидий в 4,0 раза, а в 2009 г. — в 2,8 раза. Кроме субсидий на финансовые результаты большое влияние оказали также темпы прироста выручки по сравнению с затратами в основное производство (табл. 5).

За 2005—2007 гг. рост выручки к предыдущему году был выше роста себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. рост себестоимости был выше роста выручки. В 2009 г. рост выручки превышал рост себестоимости на 2,9 %.

В настоящее время в научных кругах ученых аграрников особое внимание уделяется оценке влияния государственной поддержки на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Повышенный интерес к данной проблеме связан с развитием методики, разработанной Минсельхозом России.

Таблица 5

темпы прироста выручки от продажи товаров, продукции,

работ и услуг и затрат на основное производство в сельскохозяйственных организациях пензенской области

Критериями указанной методики являются показатели использования средств господдержки на федеральном и региональном уровнях. В то же время не находят отражения вопросы оценки влияния средств господдержки на воспроизводство основных, оборотных и трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

На взгляд авторов, наиболее значимым в настоящее время результатом научных исследований в сфере анализа влияния субсидий на показатели воспроизводства должна стать количественная зависимость данного влияния.

Получить необходимые результаты позволило применение метода корреляционно-регрессионного анализа.

Проведенный анализ направлений государственного финансирования сельского хозяйства показывает, что предусмотренные, равно как и действующие в настоящее время, подходы к государственной поддержке не учитывают различия в условиях воспроизводства между производителями сельскохозяйственной продукции. Сложившимся инструментом государственной поддержки (субсидирование процентной ставки, лизинг) могут пользоваться только прибыльные хозяйства. Они имеют более высокий уровень затрат и более высокий уровень выхода продукции на единицу площади посевов, они обладают эффективным производством и лучшими по плодородию землями сельскохозяйственного назначения. В Пензенской области эти сельскохозяйственные организации входят в группу хозяйств с лучшими условиями для ведения расширенного воспроизводства. На эти же хозяйства приходится и основная часть средств бюджетной поддержки, которой убыточные хозяйства практически лишены.

Исходя из этого обосновывается вывод о необходимости дифференцированного подхода к осуществлению мер государственной поддержки сельского хозяйства на основе учета объективных условий воспроизводства.

Основным показателем уровня воспроизводства является рентабельность деятельности, которая рассчитывается на базе показателя прибыли до налогообложения.

Однофакторная модель влияния субсидий на прибыль до налогообложения выглядит следующим образом:

Y= 1,52 • X — 0,9 R = 98,22, где Y— прибыль до налогообложения на 100 га

сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.;

X — размер субсидий на 100 га сельскохозяйс-

показатель 2005 г. 2006г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Выручка от продажи 5 361 6 861 8 586 9 527 12 248

товаров, продукции,

работ, услуг, млн руб.

Выручка от продажи 108,3 128,0 125,1 111,0 128,6

товаров, продукции,

работ, услуг, в % к

предыдущему году

Себестоимость 4 746 5 851 6 890 8 071 10 147

проданных товаров,

продукции, работ,

услуг, млн руб.

Себестоимость про- 104,6 123,3 117,8 117,1 125,7

данных товаров, про-

дукции, работ, услуг,

в % к предыдущему

году

Темпы прироста 3,7 4,7 7,3 -6,1 2,9

выручки от продажи

товаров, продук-

ции, работ и услуг в

действующих ценах по

сравнению с затра-

тами на основное

производство, %

твенных угодий, тыс. руб.; R — коэффициент корреляции. Анализируя полученное уравнение, следует заключить, что взаимосвязь налогооблагаемой прибыли и субсидий достаточно тесная, при дополнительном вложении 1 тыс. руб. субсидий прибыль до налогообложения увеличится на 1,52 тыс. руб., что свидетельствует об эффективном влиянии государственной поддержки на показатели воспроизводства.

С помощью множественной корреляционной связи, когда экономический результативный показатель рассматривается как совокупность влияния нескольких факторов, можно определить тесноту связи между действующими в различных направлениях факторами, а также найти наилучшее соотношение между ними. Регрессионный анализ позволит изучить связь зависимой переменной с факторами в виде уравнения множественной линейной регрессии.

Результат каждого коэффициента последовательно оценивается при заданном уровне вероятности. Результатом такой оценки является включение соответствующего фактора в регрессионную модель или его исключение как несущественного. Метод построения регрессионных уравнений учитывает возможность включения и исключения независимых переменных.

В результате проведения корреляционно-регрессионного анализа получилось уравнение: Y= 1,04 • X + 0,06 • ^ + 0,22 • X — 0,15 • ^ — 4,60

R2 = 96,63, 3 где Y— прибыль до налогообложения на 100 га сельскохозяйственных угодий; ^ — субсидии на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.;

X2 — оборотные средства на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.; Хъ — основные средства в виде амортизации на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.;

X — оплата труда на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.; R2 — коэффициент детерминации. Коэффициент детерминации свидетельствует

о том, что прибыль до налогообложения на 96,6 % зависит от включенных в модель факторов.

При увеличении субсидий на 100 га сельскохозяйственных угодий на 1 тыс. руб. прибыль до налогообложения на 100 га сельскохозяйственных угодий увеличится на 1,04 тыс. руб. При увеличении оборотных средств на 100 га сельскохозяйственных угодий на 1 тыс. руб. прибыль до налогообложения на 100 га сельскохозяйственных угодий увеличится на 0,06 тыс. руб. При увеличении основных средств в виде амортизационных отчислений на 100 га сельскохозяйственных угодий на 1 тыс. руб. прибыль до налогообложения на 100 га сельскохозяйственных угодий увеличится на 0,22 тыс. руб.

Таким образом, в качестве обобщающего вывода можно сказать, что государственная поддержка является неоспоримым фактором обеспечения условий воспроизводства. И если влияние земли, труда и капитала на уровень воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве является уже несколько веков неоспоримым атрибутом, то влияние субсидий на указанный процесс расценивалось неоднозначно еще около 5 лет назад. Кроме того, в ходе исследования выявлено, что субсидирование отрасли позволяет достаточно эффективно использовать средства поддержки в сельском хозяйстве, повысить эффективность использования основных факторов воспроизводства.

Список литературы

1. Барышников Н. Г. Методология анализа использования бюджетных средств в сельском хозяйстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета/ 2010. № 8 (70). С. 101—107.

2. Беспахотный Г. В. Организационно-экономические модели бюджетной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 1.

3. Самыгин Д. Ю. Бюджетная поддержка сельского хозяйства: планирование, контроль, анализ: монография. Пенза: Изд-во ПГУ. 2010. 246 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.