Научная статья на тему 'Механизм реализации государственной поддержки в аграрном секторе'

Механизм реализации государственной поддержки в аграрном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / БЮДЖЕТ / СРЕДСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина И.В., Сидоренко О.В., Морозова Е.В.

В статье рассматривается роль государственной поддержки в развитии аграрного сектора экономики региона, представлен механизм ее воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации государственной поддержки в аграрном секторе»

УДК 30.111.4:332:338.1

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ

И. В. ИЛЬИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, инвестиций и кредита, заслуженный экономист Российской Федерации E-mail: ktv3744@mail.ru

О. В. СИДОРЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики и экономического анализа деятельности предприятий E-mail: sovl974@mail.ru Орловский государственный аграрный университет

Е. В. МОРОЗОВА,

специалист отдела по организации взаимодействия с субъектами РФ E-mail: katrina2254@mail.ru Региональное отделение Федеральной службы по финансовымрынкам в Юго-Западномрегионе

В статье рассматривается роль государственной поддержки в развитии аграрного сектора экономики региона, представлен механизм ее воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Ключевые слова: аграрный сектор, сельское хозяйство, государственная поддержка, бюджет, средства, эффективность.

Сельское хозяйство во всех странах отнесено к стратегическим приоритетным отраслям экономики. Поэтому государство в том или ином виде субсидирует сельскохозяйственное производство.

От его развития зависит очень многое, и в первую очередь жизненный уровень и благосостояние населения: среднедушевой доход, размер и структура питания, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни.

Сельское хозяйство — отрасль, которая выполняет множество функций, одна из которых заключается в воспроизводстве здорового поколения людей, способных обеспечить инновационное развитие экономики страны. Поэтому сельскому хозяйству следует обеспечивать всемерную государственную поддержку. Даже такая организация, как ВТО, изначальной целью которой является максимальное ограничение государственного

вмешательства в любое производство, в принципе не исключает поддержки сельскохозяйственных организаций в конкретных странах. Государства с развитой рыночной экономикой в последние годы наращивают такую поддержку.

Для экономически развитых и большинства среднеразвитых стран существует стандарт — величина субсидий определяется климатическими условиями (среднегодовой температурой). При этом южные страны субсидируют меньше 10 долл. /га, в то время как северные страны, например Норвегия, — 3 500 долл. /га.

Для максимального использования имеющегося агроклиматического потенциала России, по оценкам ученых, необходимо затрачивать 500 (±300) долл. /га в зависимости от среднегодовой температуры. Основная часть этих средств должна расходоваться на разработку и внедрение новых технологий, мелиоративные работы, совершенствование инфраструктуры и т. д.

На протяжении длительного периода времени среди ученых велись дискуссии по поводу того, кому оказывать государственную поддержку: эффективно работающим (рентабельным) или слабым (убыточным) хозяйствам; крупным, средним или мелким сельскохозяйственным организациям. Каждая из приведенных точек зрения по-своему правильна, отражает наблюдающиеся в экономике процессы и, по существу, не противоречит одна другой.

В последние годы споров по этим вопросам стало меньше. Это объясняется тем, что период после 2005 г. имеет особое значение в развитии сельскохозяйственных организаций и повышении их доходности: началась реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а также вступил в действие Федеральный закон от29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [4]. Впервые в истории Российской Федерации на законодательном уровне были установлены цели, правовые основы и направления федеральной аграрной политики как составной части социально-экономического развития государства.

С 2008 г. реализуется пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы [2], охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий. Ученые отмечают, что за два года реализации этой программы основной индикатор «индекс производства продукции

сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)» составил 112 % при плановом значении 107,7% [8].

За 2005—2009 гг. значительно изменились экономические условия развития деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, о чем можно судить по данным годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловской области (табл. 1).

Численность сельскохозяйственных организаций сокращается как за счет убыточных, так и прибыльных хозяйств. Сокращение удельного веса прибыльных и увеличение доли убыточных предприятий явно связаны с состоянием экономики страны, вызванным финансовым кризисом.

Полученная прибыль и уровень рентабельности продукции сельского хозяйства с учетом дотаций в 2007—2008 гг. давала возможность хозяйствам осуществлять воспроизводственный процесс. В тринадцати субъектах Российской Федерации, куда вошла и Орловская область, сельскохозяйственные организации в 2009 г. получили убыток по зерну до 10%. При уменьшении численности работников растет вооруженность основными и оборотными фондами. В 2009 г. на каждый вложенный рубль из средств бюджета сельскохозяйственными товаропроизводителями получено валовой продукции более чем на 14 руб. С увеличением выручки от реализации продукции повышается производительность труда, растет поголовье птицы и свиней. В то же время сокращается поголовье молочного и мясного крупного рогатого скота. Положительным моментом является то, что площадь посевов за последние пять лет не изменилась.

За период проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [5] было списано задолженности по пеням и штрафам на сумму 85 млн руб. Сумма реструктуризированной задолженности по организациям, подписавшим соглашения на реструктуризацию долгов, на 01.01.2010 составила 195,3 млн руб. Это больше аналогичного показателя предшествующего года более чем на 1 млн руб.

В Орловской области по результатам реализации областной целевой программы [6] ожидается увеличение объема производства продукции сельского хозяйства в 2012г. на 56% по отношению к 2006 г., достижение среднего уровня рентабельности по отрасли не менее 15 %.

Россия, вступив в переговорный процесс по присоединению к ВТО, провела ряд преобразо-

Таблица 1

Состояние и развитие производства сельскохозяйственных организаций Орловской области в 2005—2009 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2009 к2005,%

Число организаций, всего 241 231 192 119 110 45,6

В том числе:

- прибыльных 163 157 154 95 61 37,4

- убыточных 78 74 38 24 49 62,8

Среднегодовая численностьработников, занятых 31,5 26 20,6 16,3 20,1 63,8

в сельскохозяйственном производстве, тыс. чел.

Площадь посевов, всего, тыс. га 1 079,9 996 957,9 1 025,8 1 082,5 100,2

Среднегодовое поголовье, тыс. гол.:

- коров молочного стада 85,3 73 65,7 61,3 56,2 65,9

- мясного крупного рогатого скота 213,1 191,6 173,5 157,1 151,6 71,1

- свиней 236,8 238,1 217,6 263,9 315,1 133,1

- птицы 37,7 41,7 41 44,7 48,7 129,2

Активы на конец года, млн руб.:

- внеоборотные 11 545,3 17 255,3 18 980,5 19 515,2 22 896,2 198,3

- оборотные 11215,8 16 167,8 16 342,7 16 524,6 19 448,6 173,4

Выручка от реализации всей продукции, работ 8 437,4 9 654,2 9 873,9 10 312,8 13 195,4 156,4

и услуг, млн руб.

Затраты на основное производство, млн руб. 8 894,9 12 855,7 13 075,2 13 615,4 15 089,7 169,6

Энергетические мощности, млн л. с. 2,2 2 1,7 1,3 1,25 56,8

Уровень рентабельности/убыточности всей -3,2 2 11,4 -3,8 -4,1 —0,9 п. п.

хозяйственнойдеятельности (без субсидий), %

Уровень рентабельности продукции сельского 10,7 12,3 21,8 17,7 6,4 —4,3 п. п.

хозяйства (с учетом субсидий), %

В том числе:

- продукции растениеводства 14,1 16,3 35,4 27,6 10,3 —3,8 п. п.

- продукции животноводства 6,6 7,4 2,4 6,2 5,5 -1,1п. п.

ваний в аграрной сфере. Агропромышленный комплекс уже освоил некоторые механизмы регулирования сельскохозяйственного производства: дотируется покупка удобрений, поддерживается селекционное растениеводство, племенное животноводство, регулируется импорт мяса и т. д.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на2008—2012 годы [2] в 2009г. введен новый вид бюджетного финансирования — поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Федерации.

В настоящее время финансирование агропромышленного комплекса Орловской области, как и других регионов России, осуществляется по нескольким направлениям (табл. 2).

Наибольший удельный вес в региональной поддержке в 2000 г. занимала государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства. В последние годы ситуация несколько изменилась. Субсидии из бюджетов всех уровней на продукцию животноводства в 2009 г. составили 66,1% всех выделяемых бюджетных

средств по соответствующим направлениям их использования.

Государственной программой [2] первоначально предусматривалась поддержка региональных программ, направленных на развитие производства, имеющего существенное значение для социально-экономического развития субъекта Федерации, или развитие традиционной для региона подотрасли сельского хозяйства, или формирование условий для развития новой подотрасли сельской экономики. При корректировке Государственной программы [2] было принято решение направить средства на реализацию региональных программ по развитию мясного скотоводства, молочного скотоводства, созданию и развитию региональных систем потребительских кооперативов, развитию несельскохозяйственной деятельности в сельской местности.

Основная особенность новой формы поддержки, отличающая ее отвсехдругихформ, установленных в Государственной программе [2], — наличие отбора. Субсидии получают те региональные программы, которые пройдут отбор. В Орловской области именно на реализацию отраслевой целевой программы «Развитие молочного скотоводства и

рл^.^ити^А'Ч'К 11 (218)-2011

Таблица 2

Состав и структура средств целевого финансирования сельскохозяйственных организаций Орловской области в 2000—2009 гг.

Показатель 2000 2005 2008 2009

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Субсидии из бюджетов всех уровней - - 192 364 87,5 127 955 55,5 34 346 15,1

на продукцию растениеводства

Государственная поддержка про- 78 110 71,8 47 968 21,8 82 808 35,9 34 346 15,1

грамм и мероприятии по развитию

растениеводства, всего

В том числе поддержка на элитное 1667 1,5 5 788 2,6 7 792 3,4 6 725 3,6

семеноводство

Субсидии на компенсацию части 9 157 8,4 8 616 3,9 16 271 7,1 25 738 11,3

затрат на приобретение химических

средств защиты растении

Субсидии из бюджетов всех уровней - - 27 428 12,5 102 407 44,5 150 362 66,1

на продукцию животноводства

Государственная поддержка про- 30 736 28,2 16 990 7,7 102 407 44,5 107 436 47,2

грамм и мероприятии по развитию

животноводства, всего

В том числе поддержка племенного 13 720 12,6 16 778 7,6 39 758 17,3 74 924 33,9

животноводства

Реализация отраслевой целевой про- - - - - - - 42 926 18,9

граммы «Развитие молочного ското-

водства и увеличение производства

молока в Российской Федерации на

2009-2012 годы» [7]

Всего... 108 846 100 219 792 100 230 362 100 227 634 100

увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009—2012 годы» [7] выделено в 2009г. 42 926тыс. руб., в том числе из федерального бюджета — 28 212тыс. руб., или 65,7%.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Орловской области в последние годы не уменьшается. Государственное субсидирование сельскохозяйственных организаций возросло в 2009 г. в абсолютном выражении в 2,1 раза, а в относительном — с 1,3 до 1,7% по отношению к выручке в сравнении с 2000 г. Размер государственной поддержки на 1 га сельскохозяйственных угодий в 2009г. составил 257,6 руб. По сравнению с 2000 г. произошел рост в три раза. В то же время бюджетные вложения в сельское хозяйство области составляют всего около 1,5% по отношению к той сумме валового регионального продукта, которая производится в аграрном секторе. Причем 90 % бюджетных ассигнований в сельское хозяйство приходится на федеральный бюджет. Вследствие усиления государственной поддержки отрасли наблюдаются положительные тенденции.

Государственные субсидии в настоящее время выделяются не только на продукцию растениеводства и животноводства. Также компенсируются затраты на дизельное топливо, комбикорма, страхование, и значительная их часть стала предоставляться для

субсидирования процентных ставок по кредитам. В 2009 г. в Орловской области 71,3 % государственной поддержки сельского хозяйства было направлено на субсидирование процентов по кредитам. Это в свою очередь дало возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям получать краткосрочные кредиты и использовать их в качестве источника финансирования оборотных средств.

В проекте Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» была предусмотрена специальная статья о государственной под держке доходности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривающая предоставление субсидий из федерального бюджета всем сельскохозяйственным товаропроизводителям в фиксированных размерах в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий. Следует заметить, что в западных странах идет перестройка сложившихся моделей государственной поддержки сельского хозяйства именно в таком направлении. К сожалению, эту статью исключили и, как отмечают некоторые авторы [1], целесообразно было бы вновь вернуться к ее рассмотрению.

Бюджетное финансирование для сельского хозяйства необходимо, его размеры зависят не только от экономического положения страны, но и от роли государства в экономике. О том, в каком размере используются бюджетные средства в сельском

хозяйстве Орловской области и как они влияют на результаты хозяйственной деятельности, свиде-тельствуютданные ихгруппировок (табл. 3).

Различия в уровне государственной поддержки в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий по районам Орловской области значительны. Амплитуда колебания соответствующего показателя составляет более чем пятидесятикратную величину, изменяясь от 19,3 руб. (Шаблыкинский район) до 1 089,2 руб. (Орловский район). Расчеты свидетельствуют, во-первых, о незначительных суммах бюджетных субсидий, приходящихся на 1 га сельхозугодий. Во-вторых, несмотря на это, наблюдается рост показателей, характеризующих эффективность производства. Так, в пятой (высшей) группе в сравнении с первой на 100 га сельхозугодий получено больше валовой продукции в 3 раза. Но это объясняется тем, что площадь сельхозугодий в этой группе значительно меньше, чем в первой.

Увеличение результата производства не всегда означает, что это происходит за счет изучаемого фактора. Результативный показатель может изменяться за счет другого фактора, который воздействует на результат также, как и фактор, положенный в основу группировки. На эффективность сельскохозяйственного производства хозяйств районов влияют другие, более существенные, факторы. Исследования свидетельствуют, что это размеры и организация производства, система государственного регулирования экономических отношений; квалификация кадров; эффективная система управления инновационными системами, атакже сочетание высокой предпринимательской активности руководителей и специалистов. Основываясь на этом, можно выделить четвертую группу районов, где лучшие показатели по производству прибыли на 100 га сельхозугодий и на 1 работника, а уровень рентабельности составляет 25 %. В эту груп-

пу вошли три района, два из которых (Должанский и Ливенский) длительный период сохраняют высокий уровень развития производства. Хозяйства этих районов имеют хорошую материально-техническую базу, квалифицированные кадры. Наличие собственных средств способствует приобретению минеральных удобрений, укреплению кормовой базы, улучшению племенного дела. Это позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям быстрее других адаптироваться к изменениям, происходящим в экономике, организовывать свое производство так, чтобы оно было более эффективным и доходным.

В настоящее время важно не только количество выделенных бюджетных средств, но эффективность их использования. Оценим эффективность использования средств, выделяемыхиз федерального и областного бюджетов, положив в основу уровень произведенной выручки на 1 га сельхозугодий (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчеты свидетельствуют о том, что уровень поддержки связан с эффективностью хозяйственной деятельности организаций, которые получают бюджетную помощь. Наиболее эффективное использование бюджетных средств наблюдается при уровне произведенной выручки в расчете на 1 га сельхозугодий более 20тыс. руб., а сельскохозяйственные товаропроизводители, производящие меньшее количество продукции на 1 га сельхозугодий, получают меньше компенсационных выплат из бюджета. Для более глубокого исследования эффективности бюджетных средств проведем анализ их использования в разрезе видов государственной поддержки (табл. 5).

Существенных различий по конечному экономическому эффекту в разрезе основных направлений целевого финансирования не наблюдается. Самую высокую отдачу от вложенных бюджетных

Таблица 3

Влияние уровня государственной поддержки на эффективность производства в сельскохозяйственных районах Орловской области в 2009 г.

Показатель Группы районов по размеру субсидий в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, руб. В среднем

До 50 51-100 101-200 201-500 Свыше 500

Количество районов 6 6 5 3 4 24

Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га 205,8 189,2 184,3 192,8 122,3 178,9

Среднегодовая численностьработников, чел. 1 360 2 031 2 711 5 174 4 909 3 253

Произведено валовой продукции,тыс. руб.:

- наЮО га сельскохозяйственных угодий 1 795 2 160 2 830 2 680 5 378 2 790

- на одного среднегодового работника 2 718 2 013 1 922 1 000 1 339 1 534

Произведено прибыли,тыс. руб.:

- наЮО га сельскохозяйственных угодий 5,2 -57 118 290 234 109

- на одного среднегодового работника 7,8 -53 80 108 58 60

Уровень рентабельности, % 3,3 -13,3 16 25 10 13

Таблица 4

Взаимосвязь средств, выделяемых из бюджета, с эффективностью производства по районам Орловской области за 2009 г.

Группы районов по уровню выручки на 1 га угодий, руб. Число районов в группе Средний уровень выручки на 1 га угодий, руб. Уровень государственной поддержки на 1 га угодий, руб. Соотношение уровня выручки и уровня государственной поддержки Уровень рентабельности с учетом субсидий,% Прибыль на 1га угодий, руб.

До 2 ООО 5 1 319 40,3 27,3 7,5 80,1

2 001-4 ООО 7 2 962 84 36,9 4 122,8

4 001-10 000 5 5 980 195,6 30,8 14,7 799,2

10 001-20 000 3 15 215 267,7 51,8 18,5 2 206,9

Более 20 000 4 30 939 856,1 33,2 16,8 4 222,6

В среднем по области 24 9 534 257,6 37 16 1 349,1

Таблица 5

Сравнительная экономическая эффективность использования различных видов государственной поддержки сельскохозяйственными организациями Орловской области в 2009 г.

Количест- Уровень Произведено валовой продукции

Показатель во районов, получающих целевое финансирование бюджетных средств на 1 га угодий в среднем по группе, руб. На 100 га угодий, тыс. руб. На одного среднегодового работника, тыс. руб. Удельный вес прибыльных организаций, % Уровень рентабельности (с учетом субсидий), %

Субсидии на продук- 24 143 2 790 1 534 79,8 16

цию растениеводства

Государственная 22 96 2 759 1488 77,3 16

поддержка программ и

мероприятии по разви-

тию растениеводства

В том числе субсидии 20 10 2 843 1458 73,9 16

на поддержку элитного

семеноводства

Субсидии на компен- 12 27 3 020 1473 62,2 13,5

сацию части затрат на приобретение минеральных удобрений

и средств защиты

растении

Субсидии на продук- 19 140 2 956 1453 72,3 18,6

цию животноводства

В том числе на под- 13 74 3 274 1491 54,6 15,3

держку племенного

животноводства

средств можно отметить по субсидированию продукции животноводства. Сельскохозяйственные районы исследуемой совокупности по данному виду помощи достигли рентабельности 18,6%. Хозяйства этих районов более эффективно используют землю. По мнению специалистов управления сельского хозяйства и продовольствия Департамента аграрной политики Орловской области, даже незначительная поддержка сельскохозяйственных организаций — получателей субсидий на содержание племенных животных при общей тенденции к сокращению поголовья крупного рогатого скота в области, стимулирует эти хозяйства к ежегодному наращиванию стада [3].

Самая низкая отдача от государственной поддержки отмечена по финансированию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений. Такой результат является, по мнению авторов, следствием низкой доли бюджетной поддержки в общем объеме государственных расходов и низким уровнем бюджетных субсидий в расчете на 1 га сельхозугодий.

Проанализировав в динамике изменения прибыли в разрезе отраслей с учетом влияния государственной поддержки, было выявлено: - в растениеводстве размер прибыли изменяется пропорционально уровню государственной поддержки, но с разной задержкой во време-

ни, что, скорее всего, объясняется особенностями отрасли (рис. 1); - в животноводстве изменение прибыли прямо пропорционально изменению уровня получаемых бюджетных средств (рис. 2). Во всех странах мира сельское хозяйство финансируется государством. Главная задача государственной поддержки — обеспечение необходимого уровня рентабельности производства. Однако, как отмечают многие ученые [1] и показывают исследования, действующий механизм господдержки этой задачи еще не решает. Уровень рентабельности реализованной продукции в сельскохозяйственных организациях в целом по России в 2009 г. не превысил 10%. Поэтому возникает необходимость корректировки отдельных направлений и форм государственной поддержки в среднесрочной перспективе. Это, возможно, обеспечит достаточный уровень рентабельности сельскохозяйственного производства, конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и будет способствовать созданию инвестиционной привлекательности аграрного сектора.

—♦— Прибыль —■— Субсидии

Рис. 1. Динамика изменения прибыли и субсидий в отрасли растениеводства Орловской области в 2005—2009гг., тыс. руб.

—ф— Прибыль —■— Субсидии

Рис. 2. Динамика изменения прибыли и субсидий в отрасли животноводства Орловской области в 2005—2009гг.,тыс. руб.

Список литературы

1. Беспахотный Г. В. Формирование механизма государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2010. №11.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446.

3. ГрудкинА.А. Государственная поддержка села в контексте ценового паритета // АПК: экономика, управление. 2008. №12.

4. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ.

5. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Федеральный закон от 09.07.2002 № 83-Ф3.

6. Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы»: закон Орловской области от 23.11.2007 № Ю/213-ОС.

7. Об утверждении отраслевой целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009—2012 годы»: приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2008 № 495.

8. Ушачев И. Г. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: итоги за первое полугодие 2010 г. //АПК: экономика, управление. 2010. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.