Научная статья на тему 'Государственная поддержка молочного скотоводства в Орловской области'

Государственная поддержка молочного скотоводства в Орловской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
294
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОГОЛОВЬЕ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Трясцина Н. Ю.

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности молочного скотоводства, проанализированы состояние, факторы, тенденции его развития в РФ и в Орловской области. Выявлены причины, препятствующие устойчивому развитию молочного животноводства. Построена многофакторная модель продуктивности коров в Орловской области. Намечены пути совершенствования государственной поддержки молочного скотоводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка молочного скотоводства в Орловской области»

Развитие АПК

УДК 338.43:637

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. Ю. ТРЯСЦИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики и экономического анализа деятельности предприятий E-mail: trnin115@rambler. ru Орловский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности молочного скотоводства, проанализированы состояние, факторы, тенденции его развития в РФ и в Орловской области. Выявлены причины, препятствующие устойчивому развитию молочного животноводства. Построена многофакторная модель продуктивности коров в Орловской области. Намечены пути совершенствования государственной поддержки молочного скотоводства.

Ключевые слова: молочное скотоводство, развитие, государственная поддержка, поголовье, продуктивность, государственная программа, субсидии.

Наращивание производства высококачественного молока в Российской Федерации является одной из целей обеспечения продовольственной безопасности государства. Проблема повышения эффективности отечественного агропромышленного комплекса, в том числе и его молочного скотоводства, поставлена в число приоритетов государственной аграрной политики. Объем государственной поддержки в 2011 г. в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. из федерального бюджета составил 125 млрд руб., что

на 16 % выше уровня 2010 г., а за 2008-2011 гг. объем государственной поддержки сельского хозяйства составил 515,57 млрд руб. [7].

Производство молока в Российской Федерации в 2011 г. составило 31,7 млн т, в 2012 г. - 32 млн т (предварительные данные) [4]. Но пока не преодолены негативные тенденции по сокращению поголовья коров.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которой предусматривается увеличение производства молока - до 38,2 млн т, сыров и сырных продуктов - до 546 тыс. т, сливочного масла - до 280 тыс. т, рост потребления молока и молочных продуктов на душу населения (в пересчете на молоко) - с 247 до 259 кг, рост товарности молока - с 60 до 64 % [8].

Эффективное ведение сельскохозяйственного производства в настоящее время во многом зависит от финансовой поддержки со стороны государства. В молочном скотоводстве необходимость государственной поддержки обусловлена биологическими факторами, длительностью производственного цикла, сезонностью, высокими производственными затратами и рисками. Необходимость государствен-

ной поддержки молочного скотоводства обусловлена также членством России в ВТО, поскольку без использования новых рычагов государственного финансирования молоко и молочная продукция отечественного производства не будут конкурентоспособны на мировом рынке.

По результатам 2010 г., потребление молока и мо-локопродуктов в пересчете на молоко на душу населения в Российской Федерации составило 247 кг вместо 320-340 кг по рациональной норме потребления и сократилось на 36 % по сравнению с 1990 г. [4].

Объемы производства молока во многом определяются состоянием молочного скотоводства. В 1990 г. во всех категориях хозяйств было произведено 55,7 млн т молока, или 376 кг в расчете на душу населения. Это был максимальный уровень, достигнутый в России. Основными производителями молока в 1990 г. были сельхозпредприятия, на которые приходилось 42,4 млн т (76,2 %), на долю частного сектора - 13,3 млн т (23,7 %) [11].

В дальнейшем произошло резкое снижение производства молока. В 2000 г. его объемы к уровню 1990 г. снизились на 23,4 млн т, а в 2005 г. к 2000 г. -

на 1,3 млн т. За этот период (1990-2005 гг.) поголовье коров снизилось на 11 млн гол.

Разрушенная материально-техническая база молочно-продуктового подкомплекса АПК России в годы перехода на рыночную экономику все еще имеет отрицательные последствия. Уровень производства молока в стране ниже дорыночных лет (табл. 1).

Как видно из анализа данных, представленных в табл. 1, с 1995 по 2011 г. произошли огромные изменения в молочном скотоводстве России. Поголовье коров сократилось на 8,5 млн гол., или на 49 %, объем производства молока - на 7,5 млн т (19 %). Продуктивность коров хотя и повышается, но ее уровень все еще остается недостаточно высоким.

Для создания условий устойчивого развития отечественного молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в 2011 г. была продолжена реализация отраслевой целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы». Число регионов, участвующих в реализации программы, возросло в 2011 г. до 66 (табл. 2).

Таблица 1

Динамика поголовья коров и объемов производства молока в Российской Федерации в 1995-2011 гг.

Год Поголовье коров Продуктивность Объем производства молока

Млн гол. К 1995, % На одну корову в год, кг К 1995, °% Млн т К 1995, °%

1995 17,4 100,0 2 153 100,0 39,2 100,0

2000 12,7 73,0 2 502 114,0 32,3 82,4

2001 12,3 70,1 2 651 123,2 32,9 83,9

2002 11,9 68,4 2 797 130,2 33,5 85,5

2003 11,1 63,8 2 949 137,0 33,4 85,2

2004 10,2 58,6 3 037 141,2 32,2 82,1

2005 9,5 54,6 3 176 148,0 30,9 78,8

2006 9,4 54,0 3 356 155,9 31,1 79,3

2007 9,3 53,4 3 501 162,6 32,2 82,1

2008 9,1 52,3 3 595 167,0 32,4 82,7

2009 9,0 51,7 3 737 173,6 32,6 83,2

2010 8,8 50,6 4 189 175,4 31,9 81,3

2011 8,9 51,1 4 306 200,0 31,7 80,9

Таблица 2

Эффективность реализации экономически значимых региональных программ по развитию молочного скотоводства в 2009-2011 гг.

Показатель 2009 2010 2011

Количество субъектов, участвующих в реализации региональных программ 55 55 66

Выделено средств, - всего, млн руб. 14 263,41 5 724,21 7 915,7

В том числе:

- из федерального бюджета 3 438,28 2 100,0 1 756,81

- из регионального бюджета 10 825,13, 3 624,21 6 158,36

Количество субъектов, обеспечивших прирост производства молока 31 23 35

Прирост производства молока, тыс. т 571,3 243,8 300

Однако прирост производства молока в 300 тыс. т обеспечивается пока только в 53 % субъектов от общего количества участников. Самый высокий прирост наблюдался в 2009 г. - 571,3 тыс. т, в 2011г. прирост составил 52,5 % от уровня 2009 г. Количество выделенных бюджетных средств в 2011 г. сократилось в 1,8 раза по сравнению с 2009 г. Причем средства федерального бюджета составляют 22,2 %, а регионального - 77,8 %. Количество субъектов, обеспечивших прирост производства молока, выросло на 4, что составляет 12,9 % [7].

Для развития семейных молочных ферм и переработки молока на кооперативной основе в 2011 г. продолжалась реализация программы «Развитие пилотных семейных молочных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы», в рамках которой создано более 3 тыс. семейных ферм.

Основным фактором роста в рамках реализуемых программ является проводимая в отрасли модернизация. За 2008-2011 гг. введено 336 новых молочных ферм и комплексов, 784 модернизированы. Дополнительное производство молока на них за четыре года увеличено на 649,5 тыс. т. При этом доля продукции, производимой по инновационным технологиям, возросла с 0,7 % в 2008 г. до 2 % в 2011 г. [7].

Одним из главных препятствий для устойчивого развития молочного животноводства является неурегулированность экономических отношений в цепочке «производитель - переработчик - оптовая и розничная торговля». В настоящее время в структуре розничной цены на молоко на долю молочных ферм приходится порядка 40 %, перерабатыва- 800 ющих предприятий и торговли - более 50 %. В большинстве европейских стран, например в Германии, Нидерландах, Польше, Чехии, Белоруссии, на Украине, наоборот, порядка 55 % розничной цены остается производителю молока, а 40 % - переработчику и торговле [2].

В агропромышленном комплексе

Орловской области молочное скотоводство занимает важное место. В 2011 г. выручка от продажи молока и продуктов его переработки занимает 22,8 % в выручке от реализации продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях области и 9,7 % - в общей выручке. В молочном скотоводстве занято 5,4 % численности занятых в сельскохозяйственных организациях. Уровень его развития влияет на продовольственную безопасность региона, так как молоко является одним из наиболее значимых и полноценных продуктов питания населения.

Для развития молочного скотоводства Орловская область располагает необходимым потенциалом: достаточные земельные площади для производства высококачественных кормов, апробированные технологии интенсивного молочного скотоводства, высокопродуктивные породы молочного скота (гол-штинская, черно-пестрая, симментальская). Вместе с тем за последние два десятилетия численность коров в хозяйствах всех категорий уменьшилась в 4,4 раза, а производство молока - в 3,3 раза (рис. 1).

Причинами спада производства молока стали диспаритет цен, сокращение численности поголовья коров, высокая трудоемкость и капиталоемкость отрасли, низкий уровень ее государственной поддержки.

Избежать высоких темпов падения валовых надоев позволил постоянный рост продуктивности коров, который составил в 2011 г. в хозяйствах всех категорий 4 320 кг. Рост продуктивности коров в хозяйствах всех категорий Орловской области в 2011 г. по сравнению с 2000 г. составил 55,2 %, по сравнению с 1990 г. - 37,1 % [3].

754,4

"3 151

700 600 2 500 £ 400

У!! 300 -1- 234,3

I—

200 100 0

4 251 4 288 4 320 3 893 . »-*

+-

+

1990 2000 2005 ■ Поголовье коров, тыс. гол. ■

+

2006 2007

■ Валовой надой молока, тыс. т

252 —А- 252,9 -А — 236,2 231,1

61,3 56,2 ~ -А- 52,7 -А 53,2

—1- -■- -И

2008 1 1 2009 1 1 2010 1 2011

5 000 4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

■ Надой на 1 корову, кг

Рис. 1. Динамика поголовья, производства молока, и продуктивности коров в хозяйствах всех категорий Орловской области в 1990-2011 гг.

с 2000 г. сократилось на 110 тыс. т, или на 32,5 % в хозяйствах всех категорий. Причем в сельскохо-

тился на 23,8 %, в хозяйствах населения - в 2 раза, что обусловлено снижением поголовья коров в 2,3 раза. В крестьянских же хозяйствах произошел рост объемов производства молока в 2,9 раза. Объемы реализации молока снижались не такими высокими темпами, как объемы производства, за счет роста уровня товарности.

Положительным фактором развития молочного производства является рост продуктивности. Так, среднегодовой удой на одну корову в хозяйствах всех категорий увеличился в 1,55 раза, в сельскохозяйственных организациях - в 1,77 раза.

Вместе с тем прослеживается высокая вариа- ^ ция продуктивности коров в сельскохозяйственных ^ организациях области (табл. 3).

Так, в 2011 г. надой молока на одну корову менее ^ 2 000 кг был отмечен в 11 сельскохозяйственных организациях Орловской области. В организациях этой группы средние затраты на одну корову составили 16 655 руб., что в три раза ниже среднего показателя по области, при этом убыточность реализации молока в этой группе организаций составила 1,5 %. В 29 сельскохозяйственных организациях продуктивность коров составила менее 3 000 кг молока. На долю этих организаций приходилось 10,2 % ® валового производства молока и 18,1 % численности « коров. Наиболее высокая рентабельность реализации молока отмечена в группе с продуктивностью ® 5 000-6 000 кг молока на корову и составила 38,4 %. В организациях, входящих в эту группу, произво- о дится 11,6 % молока. ^ Д Структура производства молока по категориям ) я сч хозяйств Орловской области в 2011 г. выглядит так: ^ на сельскохозяйственные организации приходится ¡я §

5 ^р

59,4 %, на хозяйства населения - 36,2 %, на крес- я о

тьянские (фермерские) хозяйства - 4,4 %. ^ >>

Наибольший удельный вес в структуре произ- ® ч

водства молока занимают сельскохозяйственные £ «

организации: на их долю приходится 59,4 % произ- ^ «

веденного в 2011 г. молока. Доля хозяйств населения ¡2 о

о ч

имеет тенденцию к сокращению: с 42 % в 2007 г. до ® ®

36,2 % в 2011 г. За тот же период доля крестьянских о 2

(фермерских) хозяйств возросла с 3,4 до 4,4 %. ® §•

Динамика основных показателей, характеризу- ^ я

Ч о

ющих состояние и развитие молочного скотоводства <и в

Орловской области, представлена в табл. 4. «

Производство молока в 2011 г. по сравнению §

а

с в

зяйственных организациях валовой надой сокра- &

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рентабельность, % 7 15,5 16,1 16,2 38,4 24,9 20,0

Цена 1 ц молока, руб. 1 023 1 163 1 242 1 299 1 385 609 I 1 330

Себестоимость 1 ц молока, руб. 1 039 1 007 1 070 1 118 1 001 1 288 1108

Средние затраты на одну корову, руб. 16 655 30 926 43 232 51 758 65 901 96 830 50 089

Средняя продуктивность по группе, кг 1 352 2 641 3 511 4 402 5 372 6 915 4 050

Среднегодовое поголовье коров к итогу, % <о Г£1 34,0 29,2 ,7 8, 10,0 100,0

гол. 1 621 4 215 10 966 9 414 2 808 3 210 32 234

Валовой надой молока к итогу, % Г-7 ,5 00 29,5 31,7 11,6 17,0 100,0

ц 21 921 111 327 385 069 414 389 150 834 221 958 1305 498

Число организаций в группе 11 00 00 2 21 сл 5

Надой молока на одну корову, кг Менее 2 000 2 000-3 000 0 0 0 -4 0 0 0 3 4 000-5 000 5 000-6 000 Более 6 000 1

Группа 1 3 5 чо Итого...

Таблица 4

Основные показатели эффективности молочного скотоводства в Орловской области в 2000-2011 гг.

Показатель 2000 2005 2010 2011

Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс. т 338 294,3 236,2 228,0

В том числе:

- в сельскохозяйственных организациях 177,9 163,7 135,4 135,5

- в хозяйствах населения 156,6 123,5 91,5 82,5

- в крестьянских хозяйствах 3,5 7,1 9,3 10,0

Поголовье коров на начало года, тыс. гол. 120,6 94,2 56,2 52,7

Реализовано молока и молочной продукции (в пересчете на мо- 192,3 193,7 172,0 170,1

локо) хозяйствами всех категорий, тыс. т

В том числе сельскохозяйственными организациями 126,5 135,8 122,3 125,2

Уровень товарности молока, %:

- в хозяйствах всех категорий 56,9 65,8 64,2 74,6

- в сельскохозяйственных организациях 71,1 83,0 90,1 92,4

Производство молока на 100 га сельскохозяйственных угодий, ц 166,0 142,9 115,1 120,2

Среднегодовой удой на одну корову, кг:

- в хозяйствах всех категорий 2 782 3 249 4 288 4 320

- в сельскохозяйственных организациях 2 372 2 867 4 007 4 202

Выход телят на 100 коров, гол. 84 77 77 78

Затраты кормов на одну корову, ц 31,9 36,1 50,3 50,9

Полная себестоимость 1 ц молока, руб. /ц 234 502 1011 1106

Рентабельность продажи молока, % 26,4 10,8 27,3 20,3

Благодаря мерам государственной поддержки в области в 2011г. обеспечен высокий уровень рентабельности продажи молока - 20,3 %. Растут затраты на корма в расчете на одну корову. Уровень товарности молока возрос с 56,9 % в 2000 г. до 74,6 % в 2011 г., что позволило в значительной степени увеличить выручку от его продаж.

Стабилизация среднегодового поголовья коров - важнейший фактор развития молочного скотоводства и увеличения производства молока. Обеспечению расширенного воспроизводства собственного молочного стада и выращиванию сверхремонтного молодняка для реализации способствует организация специализированных ферм. Межхозяйственная и внутрихозяйственная специализация в молочном скотоводстве направлена на решение единой задачи - полного сохранения и направленного выращивания ремонтного молодняка для последующего получения коров, пригодных к условиям промышленной технологии.

Для объективной оценки изменения производства продукции молочного скотоводства рассмотрим более детально относительный показатель - валовой надой на единицу земельной площади. Целесообразность использования данного показателя в анализе обусловлена тем, что базой развития скотоводства является растениеводство и производство кормов (табл. 5).

Таблица 5

Показатели и факторы изменения производства молока на единицу площади и затрат кормов в 2005 и 2011 гг.

Показатель 2005 2011 2011 к 2005, %

Производство молока 142,9 120,2 84,1

на 100 га сельскохозяйственных

угодий, ц

Среднегодовой удой на одну 32,49 43,20 133,0

корову, ц

Поголовье коров на 100 га 4,40 2,78 63,2

сельскохозяйственных угодий,

гол.

Затраты кормов на одну корову, ц к. ед. (кормовых единиц) 36,1 50,9 141,0

Произведено молока на 1 ц 0,900 0,849 94,3

к. ед., ц

В 2011 г. по сравнению с 2005 г. в Орловской области производство молока на 100 га сельскохозяйственных угодий уменьшилось на 15,9 % за счет сокращения плотности поголовья коров на 36,8 % при росте продуктивности коров на 33 %.

Определим размер влияния факторов продуктивности П и плотности поголовья К на сокращение производства молока на 100 га сельскохозяйственных угодий ПМ

где

где

ПМ = П х К,

АПМК = П2005 (К2011 - К2005) =

= 32,49 (2,78 - 4,4) = -52,6 ц, АПМК - изменение производства молока за счет влияния плотности поголовья;

АПМП = К2011 (П2011 - П2005) =

= 2,78 (43,2 - 32,49) = 29,9 ц, АПМП - изменение производства молока за счет влияния продуктивности. Таким образом, рост продуктивности оказал положительное влияние на изменение производства молока на 100 га сельхозугодий. За счет действия этого фактора производство молока увеличилось на 29,9 ц/100га. Однако влияние сокращения концентрации поголовья оказалось более сильным. За счет этого фактора производство молока снизилось на 52,6ц/100 га. Таким образом, прирост продуктивности коров позволил в два раза уменьшить влияние снижения плотности поголовья на изменение валового надоя на 100 га угодий, но этот интенсивный фактор пока не является определяющим.

Большое влияние на производство продукции молочного скотоводства оказывает уровень организации кормления. Эффективность использования кормов характеризует выход продукции (молока) на единицу расхода корма. Факторную модель производства молока на 100 га сельскохозяйственных угодий ПМ можно представить следующим образом:

ПМ ^ х ЗК х МК, где К - плотность (концентрация) поголовья, гол./100 га;

ЗК - затраты кормов на одну корову, ц к. ед.; МK - производство молока на 1 ц к. ед., ц. Определим влияние представленных факторов на изменение производства молока в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий.

92,4

8ЛЬ 90,4

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Изменение производства молока за счет влияния концентрации поголовья ДПМК

ЛПМК = (2,78 - 4,4) 36,1 х 0,9 = - 52,63 ц.

За счет снижения концентрации поголовья коров производство молока на 100 га угодий сократилось на 52,63 ц.

Изменение производства молока за счет влияния затрат на корма на одну корову ЛПМЗК ЛПМЗК = 2,78 (50,9 - 36,1) 0,9 = 37,03 ц.

За счет роста затрат кормов на одну корову производство молока в расчете на 100 га увеличилось на 37,03 ц.

Изменение производства молока за счет влияния выхода продукции с 1 ц к. ед. кормов ДПММК ДПММК = 2,78 х 50,9 (0,849 - 0,9) = -7,22 ц.

За счет снижения эффективности использования кормов производство молока в расчете на 100 га сократилось на 7,22 ц.

Следовательно, увеличение расхода кормов не оказывает достаточно сильного позитивного влияния на выход продукции. Эффективность использования уровня кормления необходимо повышать. Также актуальной задачей является обеспечение роста плотности поголовья, так как негативное влияние этого фактора остается достаточно высоким и оказывает определяющее воздействие на снижение производства молока.

Одной из причин негативной тенденции сокращения численности коров в хозяйствах населения является слабо развитая система закупки молока в малых формах хозяйствования, о чем свидетельствует уровень товарности молока, который в 2011 г. в хозяйствах населения составил 46,8 % (рис. 2).

В ресурсах молока и молокопродуктов доля собственного производства в 2011 г. составила 70,7 %, ввоз - 28,4 %, в 2010 г. соответственно 63,9 и 34,7 %.

77

66,5 63,1

45 47 46,8

Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения Крестьянские (фермерские) хозяйства

□2009 П2010 П2011

Рис. 2. Товарность молока по категориям хозяйств в 2009-2011 гг., %

250 202

200 ♦-

150 - 122

100 -

50

195

204

209

213

212

116

117

117

113

115

+

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+

+

+

2006

2007 2008 2009 2010 2011

Уровень самообеспечения региона молоком, %

Ь— Потребление молока и молокопродуктов в пересчете на молоко на душу населения в год, кг

Рис. 3. Уровень потребления молока и молокопродуктов и самообеспечения молоком Орловской области в 2006-2011 гг.

Х2 - производственные затраты на 1 корову, тыс. руб./гол.;

Х3 - затраты на корма на 1 корову, руб./гол.; Х4 - прямые затраты труда на производство молока в расчете на одну корову, чел.-ч/гол. В силу слабой связи фактора Х4 с результативным признаком он был исключен из модели. Также из модели исключен фактор затрат на корма на одну корову по причине коллинеарности факторов Х3 и Х4. Связь фактораХ3 с У слабее.

Основные показатели множественной линейной регрессии, полученные с помощью пакета анализа «Регрессия Ехе1», представлены в табл. 6.

Таким образом, уравнение линейной регрессии имеет вид

У = 14,0458 - 0,1311 Х1 + 0,5513Х2. Согласно модели продуктивность прямо пропорциональна Х2 и обратно пропорциональнаХ1. То есть, чем меньше коров приходится на 100 га угодий и чем больше затраты на одну корову, тем выше их продуктивность, что логически обосновано.

Таблица 6

Показатели регрессионной статистики модели продуктивности

Как свидетельствуют данные, представленные на рис. 3, уровень потребления молока и молокопро-дуктов в пересчете на молоко в Орловской области ежегодно растет.

Дефицит по обеспечению потребности Орловской области в молоке и молочных продуктах в пересчете на молоко, рассчитанный по объему его реализации, составляет 88,5 тыс. т по молоку, кефиру и йогурту - 23,21 тыс. т. При объеме производства в 2011 г. творога 1,19 тыс. т дефицит к потребности по рациональной норме потребления составляет 12,91 тыс. т.

Для выявления факторов, влияющих на уровень продуктивности коров, проведен корреляционно-регрессионный анализ, в результате которого получена модель, отражающая зависимость продуктивности коров (надоя на одну корову У) от факторов

У = а1 + а2 Х1 + А2 Х2 + А3 Х3 + А4 Х4, где Х1 - поголовье коров на 100 га с/х угодий, гол./га;

0

Показатель Коэффициент Стандартная ошибка /-статистика /"-значение Нижние 95 % Верхние 95 °% Значение

Множественный К - - - - - - 0,8953

К-квадрат - - - - - - 0,8015

Нормированный К-квадрат - - - - - - 0,7862

Стандартная ошибка - - - - - - 5,8108

Наблюдения - - - - - - 29

У-пересечение 14,0458 4,0411 3,4757 0,0018 5,7394 22,3524 -

Х1 -0,1311 0,0571 -2,2946 0,03008 -0,2484 -0,0137 -

Х2 0,55133 0,07488 7,3629 8,086Е-08 0,39743 0,70526 -

Множественный Я больше 0,89, т. е. связь между факторными и результативным признаками сильная. Коэффициент детерминации (0,8015) показывает, что вариация продуктивности коров на 80,15 % объясняется вариацией факторных признаков. Расчетные значения У отклоняются от фактических в среднем на 5,81 %. ^-критерий Фишера равен 52,494, что свидетельствует о статистической значимости модели. Следовательно, на сельскохозяйственных предприятиях Орловской области молочная продуктивность коров во многом определяется затратами на их содержание. В этом факторе интегрируются и уровень кормления, и обеспеченность кормами, и затраты на ветеринарное обслуживание, и условия содержания скота.

Главными препятствиями для устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:

- недостаточно развитая племенная база, низкий процент контроля продуктивности (45 % по области при оптимальных 60 %);

- низкий выход телят в расчете на 100 коров (77 гол.);

- недостаточная численность высокопродуктивного племенного скота;

- низкий уровень искусственного осеменения маточного поголовья крупного рогатого скота (в сельскохозяйственных организациях - 72 %, в личных подсобных хозяйствах - 25 %);

- недостаточный уровень использования семени быков-улучшателей (50 % при требуемых 60-65 %);

- низкий удельный вес производства молока по современным технологиям (на беспривязное содержание и доение в доильном зале переведено 21,5 % поголовья коров);

- отсутствие экономической мотивации реализации имеющихся возможностей ускоренного развития молочного скотоводства;

- недостаточный объем производства высококачественных бобовых кормов, что приводит к несбалансированности рационов кормления по перевариваемому протеину и обменной энергии и значительному их перерасходу на производство единицы продукции. Ключевым фактором, обеспечивающим конкурентоспособность молочного животноводства и стимулирующим частный бизнес к участию в инновационном развитии отрасли, является уровень го-

сударственной поддержки. Опыт стран с развитым и эффективным сельским хозяйством показывает, что интенсивное развитие отрасли невозможно без государственного регулирования, основанного на системном и долгосрочном подходе [1].

В 2011 г. в Орловской области государственная поддержка молочного скотоводства осуществлялась в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и областной отраслевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2009-2012 годы» [10]. В рамках программы осуществляется поддержка племенного животноводства и субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам. В 2011 г. поддержка племенного животноводства осуществлялась посредством предоставления субсидий. Это субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на содержание племенного маточного поголовья животных по установленным коэффициентам перевода, по ставкам на одну условную голову. Ставки субсидий на содержание племенного маточного поголовья в 2011 г. были установлены в следующих размерах:

- на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота в молочном скотоводстве в размере 4 600 руб. на одну условную голову за счет средств федерального бюджета и в размере 230 руб. - за счет средств областного бюджета;

- по прочим сельскохозяйственным животным -в размере 4 300 руб. на одну условную голову за счет средств федерального бюджета и в размере 215 руб. - за счет средств областного бюджета. Это также субсидии организациям по искусственному осеменению животных, на содержание племенных быков-производителей в размере 105 000 руб. на одну условную голову.

За счет средств областного бюджета предоставлялись субсидии также на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления продуктивности (телки весом не менее 300 кг, нетели) в размере 30 руб. за 1 кг живой массы [9].

Общий объем господдержки племенного животноводства в Орловской области в рамках государственной программы представлен на рис. 4.

Важным направлением государственной поддержки молочного скотоводства являются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов

100 п 80 60 40 20 0

85

30,8

24 16,8

9,6 1 3,8

2008

2009

2010

2011

□ Областной бюджет □ Федеральный бюджет

Рис. 4. Объем государственной поддержки племенного животноводства в Орловской области в 2008-2011 гг., млн руб.

по кредитам (займам), полученным на срок до одного года (предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям на закупку кормов, ветеринарных препаратов, на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных). Это также субсидии по инвестиционным кредитам (займам), полученным субъектами агропромышленного комплекса на срок от двух до восьми лет на покупку племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов, объектов животноводства и кормопроизводства, пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции.

По названным кредитам субсидии предоставляются в следующих размерах:

- за счет средств федерального бюджета - 80 % ставки рефинансирования Банка России, а по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, - 100 % ставки рефинансирования;

- за счет средств областного бюджета - 3 % ставки рефинансирования и 3 процентных пункта сверх ставки рефинансирования Банка России.

В 2009 г. сумма субсидий из федерального бюджета на поддержку областной отраслевой программы составила 35,68 млн руб., из областного бюджета - 18,5 млн руб.

Господдержка производителей молока в 2009 г. позволила повысить рентабельность его продажи в сельскохозяйственных организациях с 5 % (без господдержки) до 9,1 % (с учетом субсидий), приостановить

спад поголовья крупного рогатого скота (сокращение численности составило 3,5 %, а в 2008 г. - 10,6 %, при этом в Центральном федеральном округе соответственно 4,1 и 7,5 %), увеличить объем производства молока на 0,2 %, при сокращении в целом по Центральному федеральному округу на 2,7 % [6].

В 2010 г. господдержка сельскохозяйственных товаропроизводителей области в рамках областной отраслевой программы по развитию молочного скотоводства производилась только за счет средств областного бюджета, средства федерального бюджета из-за невыполнения целевых индикаторов программы не выделялись. Объем выплаченных средств по программе составил 16,7 млн руб. В 2011 г. на реализацию мероприятий областной отраслевой программы было выплачено из областного бюджета 23,7 млн руб. Субсидии выплачивались по следующим направлениям:

- сельскохозяйственным организациям, увеличившим численность коров за год, в размере 5 тыс. руб.;

субъектам малого предпринимательства, крестьянским (фермерским) хозяйствам, увеличившим численность коров за год, в размере 5 тыс. руб. за каждую корову;

гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, имеющим четырех и более коров, на покупку доильных установок в размере фактических затрат на приобретение доильных установок не более 37 тыс. руб.;

гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на покупку телок (весом не менее 300 кг), нетелей и коров в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах по ставке 30 руб. за 1 кг живого веса.

Ресурсное обеспечение областной отраслевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2009-2012 годы» [10] представлено на рис. 5.

За 2009-2011 гг. программой предусматривалось выделение из областного бюджета 275,14 млн руб. Фактически из областного бюджета было профинансировано 58,8 млн руб., т. е. в 4,7 раза меньше. Недостаточное финансирование программы не позволило повысить инвестиционную привлекательность отрасли, что стало основной причиной невыполнения индикаторов программы. За 2009-2011 гг. предусматривалось увеличить численность коров на 3,9 тыс. гол. Фактически снижение численности коров составило 8,2 тыс. гол. Валовое производство молока по сравнению с 2008 г. сократилось на 22,7 тыс. т при планируемом росте 33 тыс. т.

Предпринимаемые в настоящее время меры недостаточны даже для приостановления стагнации молочного скотоводства, так как не позволяют решить главные проблемы отрасли. По расчетам специалистов департамента сельского хозяйства Орловской области, при развитии отрасли по инерционному сценарию, т. е. при незначительной господдержке, поголовье коров продолжит сокращаться, удой на корову в год хотя и будет возрастать, но это не обеспечит роста валового производства молока.

Чтобы переломить эту тенденцию, необходимы дополнительные меры поддержки отрасли. Способы и механизмы решения указанных проблем нашли свое отражение в долгосрочной областной целевой программе «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012-2016 годы», утвержденной постановлением правительства области от 14.02.2012 N° 48 [5]. Цель

программы - создание экономических условий для устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в области до 426 тыс. т. в 2016 г. В программе заложены основы перехода на современные ресурсосберегающие технологии производства молока, существенное улучшение племенного потенциала отрасли, развитие молочного скотоводства в малых формах хозяйствования. Реализация комплекса программных мероприятий позволит повысить уровень конкурентоспособности молочного сырья и продукции его переработки.

Реализация программы предусматривает господдержку строительства, реконструкции и модернизации животноводческих объектов по производству молока, более полное и сбалансированное использование имеющихся в области сельскохозяйственных угодий, крупного рогатого скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли, совершенствование системы закупки молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для достижения целей программы предстоит реализовать следующие мероприятия:

- строительство (реконструкция, модернизация) и технологическое оснащение животноводческих ферм (комплексов). Планируется строительство и технологическое оснащение 18 ферм, что позволит довести производство молока к 2016 г. до 426 тыс. т;

- стабилизация численности крупного рогатого скота в малых формах хозяйствования. Планируется, что при господдержке в 2012-2016 гг. в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах будет закуплено 9 тыс. гол. телок и нетелей.

140 -| 120 100 80 60 40 20 0

118,72

-27-

35,68

18,5

129,42

16,7

23,7

2009

IОбластной бюджет по программе

2010

I Областной бюджет фактически

2011

□ Федеральный бюджет

Рис. 5. Ресурсное обеспечение областной отраслевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2009-2012 годы», млн руб.

В рамках задачи по укреплению племенной базы молочного скотоводства будет проводиться целенаправленная работа по увеличению численности племенного поголовья посредством реализации следующих мероприятий:

- покупки племенного молодняка с высоким генетическим потенциалом (16,5 тыс. нетелей и телок в племенных организациях РФ и за рубежом);

- увеличения охвата искусственным осеменением маточного поголовья крупного рогатого скота (увеличение доли племенного поголовья коров в общем поголовье к 2016 г. до 30 %).

В рамках реализации задачи по совершенствованию кормовой базы, системы закупки молока предусматривается реализация следующих мероприятий:

- увеличение площади посева бобовых кормовых культур. Планируется к 2016 г. довести объем производства кормов на условную голову до 70 ц к. ед.;

- внедрение прогрессивных технологий заготовки кормов, в том числе с использованием консервантов. Удельный вес кормов первого класса в общем объеме заготовки кормов в 2016 г. будет доведен до 80 %;

- развитие сети сельскохозяйственных закупочных потребительских кооперативов. Благодаря господдержке технического и технологического оснащения сельскохозяйственных закупочных потребительских кооперативов объем закупки молока по системе потребительской кооперации будет доведен в 2016 г. до 9,8 тыс. т. Благодаря комплексному решению вопросов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологии содержания животных, кормления, селекционно-племенной работы, кадрового и научного обеспечения удой молока от одной коровы в 2016 г. составит не менее 6 000 кг молока.

Список литературы

1. Амерханов Х. Состояние и перспективы развития племенного животноводства в Российской

Федерации // Молочное и мясное скотоводство. 2012. № 2.

2. Аничин В. Л. Методика ценообразования на молоко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 5.

3. Бюллетень «Состояние животноводства на 01.01.2012» http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/enterprise/economy/index.html.

4. В 2011 году в мире произведено 749 млн т молока // DairyNews. URL: http://www. dairynews. ru/dairyfarm/v-2011-godu-mire-proizvedeno-749-mln-tonn-moloka. html.

5. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012-2016 годы»: постановление Правительства Орловской области от 14.02.2012 № 48.

6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - www. mcx. ru.

7. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». М.: Росинформагротех, 2012.

8. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.

9. Об утверждении порядков предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства: постановление Правительства Орловской области от 03.02.2011 № 27.

10. Областная отраслевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2009-2012 годы»: приказ департамента аграрной политики Орловской области от 26.02.2009 № 16-а.

11. Федеральная служба государственной статистики - http://www. gks. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.