Научная статья на тему 'Повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства'

Повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
363
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Белкин Роман Евгеньевич, Газдиев Александр Русланович, Ковынёв Леонид Борисович

Проведен анализ эффективности государственной поддержки, выявлено влияние ее размеров на результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Белкин Роман Евгеньевич, Газдиев Александр Русланович, Ковынёв Леонид Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Р.Е. Белкин, А.Р. Г аздиев, Л.Б. Ковынёв

Аннотация. Проведен анализ эффективности государственной поддержки, выявлено влияние ее размеров на результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Ключевые слова: государственная поддержка, экономическая эффективность, сельскохозяйственные предприятия.

С переходом экономики на рыночные отношения в сельском хозяйстве стали развиваться негативные процессы, отличительная особенность которых заключается в ухудшении финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одной из основных причин, приведших к развитию негативных рыночных процессов в сельском хозяйстве, стало недостаточное государственное регулирование сельскохозяйственного производства [1.-С. 7].

По истечении очередных коренных преобразований в АПК стало очевидным, что без государственной поддержки сельское хозяйство ни в одной стране (а тем более в стране с континентальным климатом, то есть в условиях рискованного земледелия) существовать не может [2.-С. 254-255].

Государственное регулирование сельского хозяйства и агропромышленного производства - одно из главных направлений аграрной политики, поскольку позволяет успешно решать отраслевые, экономические, инвестиционные, инновационные, институциональные и социальные проблемы. Самоустранение государства от функций регулятора аграрно-экономических отношений или неудовлетворительное исполнение им этой роли и является, по мнению А.А. Михалева и Б.Н. Плотникова, основной причиной кризисного со-

стояния отечественного сельского хозяйства [3. - С. 10].

Курская область - регион с достаточно крупным агропромышленным комплексом. Сельское хозяйство исторически является одной из основных отраслей экономики области. На его долю приходится 15% общего выпуска товаров и услуг и около 14,4% валовой добавленной стоимости отраслей экономики. Биоклиматиче-ский потенциал позволяет получить урожайность зерновых культур 35 ц/га; сахарной свеклы - до 450 ц/га; силосных культур - до 350 ц/га; картофеля - до 130 ц/га.

В последние годы, несмотря на увеличение посевных площадей, наметилась тенденция снижения урожайности этих культур. Она обусловлена сокращением и устареванием парка основных видов техники, низкими темпами их обновления, увеличением нагрузки на единицу техники, значительным сокращением трудовых ресурсов, занятых в сельскохозяйственном производстве.

В 2006-2010 гг. на четверть сократилась обеспеченность тракторами, а нагрузка пашни на один трактор выросла на 23%. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий зерноуборочными комбайнами сократилась практически на треть, а свеклоуборочными машинами - в два раза. В стоимостном выражении показатели фондовооруженности и фондообеспеченности в расчете на одного работника сельскохозяйственного производства увеличились в основном из-за того, что численность трудовых ресурсов сельского хозяйства Курской области за анализируемый период снижалась. Среднегодовые темпы снижения численности работников, занятых в сельском хозяйстве, составили более 12%. В результате за последние пять лет численность работников, занятых в сельскохозяйственном произ-

водстве, сократилась более чем в полтора раза. Одной из основных причин снижения численности трудовых ресурсов является низкий уровень заработной платы, который значительно ниже, чем в других отраслях. Совместно с низкой привлекательностью условий труда и жизни населения в сельской местности, указанный фактор вызывает высокую текучесть кадров (таблица 1).

В рассматриваемом периоде объемы производства наиболее важных видов продукции растениеводства значительно колебались по годам и имели разные тенденции изменения. Валовые сборы зерна в 2006-2008 гг. ежегодно устойчиво возрастали, а затем в 2009-2010 гг. резко снизились. Наиболее значительно возрос валовой сбор зерна в 2008 г., когда прирост составил более 74% по отношению к 2007 г. Но в 2010 г. объемы производства зерна сократились по сравнению с 2009 г. почти в 2 раза. В целом производство зерна за рассматриваемые пять лет сократилось более чем на 12%.

После существенного увеличения объемов производства сахарной свеклы в 2007 г. по сравнению с 2006 г. и сохранения их почти на том же уровне в 2008-2009 гг., в 2010 г. произошло достаточно значительное снижение объемов производства, что и привело к снижению в целом за пять лет валового производства на 13%.

Т аблица 1 - Изменение объемов производственных ресурсов и ресурсообеспеченности в сельскохозяйственных предприятиях Курской области

Показатели Год 2010 г. в % к 2006 г.

2006 2007 2008 2009 2010

Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве: всего, тыс. чел. 36,3 31,1 29,0 22,9 22,1 61,1

на 100 га пашни, чел. 2,1 1,7 1,7 1,2 1.1 52,4

Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. 4,0 4,0 4,0 4,0 3,0 75

Нагрузка пашни на 1трактор, га 250 257 277 289 306 122,4

Количество зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов зерновых, шт. 3,4 2,9 2,5 2,2 2,4 70,6

Количество свеклоуборочных комбайнов на 1000 га посевов сахарной свеклы, шт. 7,4 4,7 4,6 4,2 2,9 39,2

Так в Курской области поголовье крупного рогатого скота на 1 января 2011 г. в хозяйствах всех категорий составило менее 205 тыс. голов, за 2006-2010 гг. сократилось на 30,9%, в том числе коров - на 32,4%. Несмотря на то, что надой молока на одну корову за анализируемый период вырос более чем на 30 %, производство молока колеблется по годам и в целом имеет негативную тенденцию к уменьшению. Производство молока убыточно и низкорентабельно, а убыточность производства живой массы крупного рогатого скота имеет тенденцию увеличения.

Одним из факторов, влияющих на состояние сельскохозяйственного производства, является государственная поддержка. Анализ размеров государственной помощи сельскохозяйственным предприятиям Курской области свидетельствует о том, что выделяемые суммы увеличиваются по годам, величина бюджетных средств выросла за последние пять лет почти в три раза. Однако выделяемые суммы средств являются чрезвычайно малыми и не оказывают заметного влияния на развитие сельского хозяйства и его отраслей.

Таблица 2 - Влияние размеров государственных субсидий на эффективность производства в сельскохозяйственных предприятиях Курской области в 2010 г.

Показатель Хозяй ства без суб- сидий Г руппы хозяйств с величиной субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий, руб. В целом по совокупности хозяйств

до 300 300- 800 свыше 800 всего по хозяйствам с субсидиями

Количество хозяйств 50 84 82 59 225 275

Площадь сельхозугодий, га 1,9 4,1 5,9 5,6 5,1 4,5

Стоимость производства продукции, тыс. руб. 6,25 8,38 10,04 15,87 10,95 10,1

Стоимость товарной продукции растениеводства, тыс. руб. 6,06 6,67 9,18 11,26 8,79 8,29

Стоимость товарной продукции животноводства, тыс. руб. 1,16 2,59 2,29 11,61 4,39 4,18

Уровень рентабельности, % 14,9 6,9 14,2 24,9 14,6 14,7

Уровень рентабельности без учета государственных субсидий, % 14,9 5,3 9,0 3,0 6,5 8,0

Небольшие положительные сдвиги в животноводстве, проявляющиеся в увеличении убойной массы скота, обусловлены в основном положительными сдвигами в свиноводческой отрасли. В птицеводстве и производстве крупного рогатого скота продолжается спад производства, происходящий в связи со значительным уменьшением поголовья.

Анализ результатов группировки сельскохозяйственных предприятий по величине субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий показывает, что государственную поддержку в 2010 г. получали хозяйства, имеющие в 3 раза более крупные площади сельскохозяйственных угодий по сравнению с хозяйствами, не получившими субсидий. В хозяйствах с субсидиями

выше стоимость производства продукции на 1 га сельхозугодий, выше валовая прибыль при практически одинаковой рентабельности производства по сравнению с хозяйствами, не получавшими государственной поддержки.

С увеличением объема государственной поддержки растет стоимость товарной продукции как растениеводства, так и животноводства. Так в группе хозяйств с государственными субсидиями стоимость товарной продукции растениеводства более чем на 45 % больше, чем в группе хозяйств, не получавших государственной помощи. В животноводстве эта разница еще больше. Стоимость товарной продукции различается в четыре раза.

Основная часть продукции животноводства в стоимостном выражении приходится на группу хозяйств с размером государственной поддержки более 800 руб. на 1 га. Стоимость товарной продукции животноводства в этой группе хозяйств была в 10 раз больше, чем в группе хозяйств, которые государственной поддержки не получали (таблица 2).

Вместе с тем в хозяйствах с большей суммой выделенной государственной поддержки на 1 га сельскохозяйственных угодий больше увеличился и был более высоким уровень рентабельности сельхозпроизводства.

Таблица 3 - Эффективность производства сельскохозяйственной продукции в предприятиях Курской области с размером государственных субсидий более

Для того чтобы оценить уровень эффективности вложения государственных средств, определим, насколько повысился уровень рентабельности с учетом государственных субсидий. В группе хозяйств с поддержкой до 300 руб. на 1 га субсидии позволили увеличить уровень рентабельности на 1,6%, во второй группе с поддержкой от 300 до 800 руб. - на 5,2%, в третьей

группе с уровнем поддержки более 800 руб. - на 21,9%. Таким образом, увеличение суммы поддержки в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий обеспечивает более высокий рост уровня рентабельности сельскохозяйственного производства. Государственные субсидии в размере менее 300 руб. на гектар земель сельскохозяйственного назначения практически значимого влияния на рентабельность сельскохозяйственного производства не оказывали.

В связи с тем, что рентабельность большинства предприятий была обеспечена в основном за счет государственных субсидий, можно сделать вывод, что государственная поддержка имеет существенное значение для деятельности сельскохозяйственных организаций. Без государственной помощи средний уровень рентабельности сельхозпроизводства оказался бы на уровне, который не способствует нормальному воспроизводственному процессу.

Обследование шести хозяйств из группы с величиной государственной поддержки более чем 800 руб. на 1 га сельскохозяйственных угодий показало значительную дифференциацию в эффективности использования выделенных средств. Значительные субсидии, выделенные ООО «Виктория» Большесолдатского района не позволили избежать огромных убытков. В ЗАО «Агрофирма Рыльская» Рыльского района и ООО «Агросила» Суджанского района, напротив, производство и без дотаций позволило бы обеспечить достаточно высокий уровень рентабельности. Следует также отметить, что наряду с высокой рентабельностью в ООО «Агросила» и ЗАО «Агрофирма Рыльская» стоимость производства продукции на 1 га сельскохозяйственных угодий была намного выше, чем в ООО «Виктория», что свидетельствует о более эффективном использовании средств в первых двух хозяйствах. Уровень ведения сельскохозяйственного производства, таким образом, связан как с величиной государственной поддержки, так и эффективностью ее использования (таблица 3).

Проведенное нами исследование свидетельствует о важной роли государственного регулирования в повышении эффективности сельскохозяйственного производства, необходимости значительного расширения и совершенствования распределения государственной поддержки.

Увеличение размеров бюджетной поддержки создаст возможности ее получения всеми сельхозпроизводителями, повысить рентабельность сельскохозяйственного производства, обеспечить условия для нормальных процессов воспроизводства.

Список использованных источников

1 Крылов В.С. Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России // Достижения науки и техники АПК. - 2003. - №1. - С.7-11.

2 Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Экс-мо, 1999. - 415 с.

3 Михалев А.А., Плотников Б.Н. Государственное регулирование агропроизводства необходимо // Экономика сельского хозяйства России. - 2000. - №6. - С. 9-11.

Информация об авторах

Белкин Роман Евгеньевич, кандидат экономических наук, тел. (4712)53-15-35.

Газдиев Александр Русланович, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-15.

Ковынёв Леонид Борисович, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

800 руб. на 1 га сельскохозяйственных угодий в_ 2010г.

Показатель ЗАО «Агрофирма Рыльская» Рыльского района 0) § * ц я о о и 5К К О ё * * £ я «з И ч » ц о 8 о о о м о Я сЗ * о § Л О § я & ° 2 & < о о о ПСХК «Новая Жизнь» Бе-ловского района ООО «Авангард» Глушков-ского района ЗАО «Агрофирма Благода-тенское» Рыльского района

Субсидии на 1 га, руб. 943 953 1176 4153 11229 23752

Стоимость производства продукции на 1 га, тыс. руб. 13,2 3,8 10,8 20,8 66,2 38,7

Стоимость товарной продукции растениеводства, тыс. руб. 20,6 2,3 22,6 16,7 17,9

Стоимость товарной продукции животноводства, тыс. руб. 0,6 6,9 62,8 42,2

Уровень рентабельности, % 60 39,8 109,1 13,4 9,3 9,1

Уровень рентабельности без учета субсидий, % 52,9 64,7 98,2 6,6 -7,7 -52,3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.