УДК 33 ББК 65
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ РОЖНОВ,
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Научно-производственного центра ООО «Малахово» Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки необходимости трансформации государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Выделяются факторы, способствующие росту инвестиционной активности хозяйств в аграрной сфере с учетом требований Всемирной Торговой Организации.
Ключевые слова: аграрная экономика, государственная поддержка, аграрный товаропроизводитель, инвестиции.
Annotation. The article examines the preconditions necessary transformation of the state support of investment activity in agriculture. To identify the factors contributing to the growth of investment activity of farms in the agricultural area subject to the requirements of the World Trade Organization.
Keywords: agrarian economy, state support, agricultural producers, investments.
Выработка направлений государственного воздействия на экономические процессы бизнес-субъектов, в том числе в инвестиционной сфере, определяются в настоящее время преимущественно факторами внешней среды, которая находится, по определению Правительства Российской Федерации, под сильным влиянием неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.
Понятное стремление регулирующих органов государства обеспечить фондирование кредитных учреждений вызывает множество вопросов, вытекающих из монетарной политики, которая остается приоритетной в системе экономического развития страны. Выбор правительством в качестве приоритета исключительно монетарные механизмы регулирования без применения иных инструментов ставит под вопрос саму возможность вывода на траекторию повышения благосостояния народа, а не только отдельных узких лиц или группы лиц. В условиях высоких процентных ставок, которые держатся на неприемлемом для нормального развития страны все годы реформирования, только сферы с высоким
уровнем оборота (оптовая и розничная торговля) капитала или энергодобывающая отрасль в период высоких цен на энергоресурсы могут обслуживать заемные средства и обеспечивать собственникам приемлемую доходность. И об этом указывали и указывают многие исследователи как России, так и зарубежных стран. Но, сегодня, когда цены на энергоносители существенно снизились, более чем в два раза, даже эти сектора начинают испытывать сложности в обслуживании кредитных средств и займов. В этих условиях воздействие государства на ключевую ставку Центробанка как одного из инструментов доступности к кредитным ресурсам недостаточно. Важно использовать меры денежной политики, ориентированной на минимизацию инфляционных процессов, одним из направлений которой является стимулирование роста производства продукции и товаров отечественного происхождения.
Исследователи стран ЕС, США, Канады и др., отдавая приоритет рыночной парадигме развития экономики, вполне закономерно ставят вопрос об адекватности монетарной политики складывающимся условиям хозяйствования, основанной на
свободе предпринимательства. Одним из исследователей, ставящим под сомнение монетарные инструменты регулирования экономики, является Пол Кругман, отмечавший, что «... финансовые рынки очень далеки от совершенства.» [11] и призывающий вновь вернутся к переосмыслению теории, выдвинутой Дж. М. Кейнсом и развитой его последователями, подучившей название неокейнсианство.
Задача государственного регулирования сельского хозяйства состоит в том, чтобы при нарушении равновесия на рынке помогать отрасли его восстанавливать. Меры господдержки позволяют одновременно решать несколько системных задач, то есть инвестирование бюджетных средств в сельское хозяйство должно обеспечить мультипликативный эффект во всем народнохозяйственном комплексе. Помимо растениеводства и животноводства они стимулируют совершенствование агротехники, увеличение производства удобрений, ветеринарных препаратов, семян, посадочного материала, корма.
Меры государственной поддержки и регулирования в широком смысле опираются на систему, включающую ценовую, тарифно-таможенную, кредитную, страховую, бюджетную и другие составляющие. В случае оптимального сочетания эти инструменты порождают синергетический эффект в сельскохозяйственной отрасли.
В рамках бюджетной политики регулирование сельского хозяйства осуществляется через расходы бюджета-субсидии, дотации, целевые программы, а также через снижение налогового бремени для сельхозтоваропроизводителей.
Расходование бюджетных средств на сельское хозяйство определяется главным образом Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг., в которых уделялось и уделяется не мало внимание вопросам привлечения инвестиционных средств и материально-техническому обеспечению.
Инвестиционная проблема актуальна для аграрной экономики не только на ближайшие годы, но и
на перспективу: такой капиталоемкий сектор, как агропромышленный, не может успешно функционировать и интенсивно развиваться при отсутствии необходимых для этого условий — высоких темпов и значительных масштабов накопления капитала. Направление долговременных инвестиций в аграрный сектор должно быть обусловлено рыночной конъюнктурой и учитывать риски, возникающие при принятии решений об инвестировании. При этом, финансово-кредитная система должна иметь адекватный механизм по наиболее эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Одно из главных мест в этом механизме должно занимать государство. Это связано с тем, что финансово-кредитная политика государства в сельском хозяйстве призвана стимулировать повышение эффективности производства, структурную перестройку и адаптацию товаропроизводителей к деятельности в новой рыночной среде, развитие инфраструктуры рынка, поддерживать стратегически важные производства и объекты, создавать условия для нормальной конкуренции на внешнем и внутреннем рынках. Для укрепления материально-технической базы сельского хозяйства необходимо формирование реальных источников финансирования, как за счет федерального и местного бюджетов, так и за счет торговых и коммерческих предприятий. Необходимо объединить возможности бюджета с возможностями крупнейших коммерческих структур (инвестиционных фондов и компаний, коммерческих банков, страховых фондов) с целью снижения финансового риска для инвесторов.
Многоотраслевой характер аграрного производства предопределяет необходимость дифференцированного подхода к регулированию и поддержке инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве с учетом форм хозяйствования. Выделим основные направления воздействия государства в рамках реализации подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». Госпрограммой в качестве мер государственной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства в 2013 г. было предусмотрено на приобретение сельскохозяйственной техники 2,3 млрд руб., предусмотренных на приобретение 1221 ед. тракторов, 1019 ед. зерно- и 255 ед. кормоуборочных комбайнов.
Реализация данной меры поддержки осуществлялась согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» (далее — Постановление).
Кроме тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов согласно Постановлению в 2013 г. реали-зовывалась и другая сельскохозяйственная техника.
В 2013 г. для реализации Постановления Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заключило соглашения с 23 производителями сельскохозяйственной техники (далее — производители), подавшими заявки.
Суммарный объем субсидий (в процентах от общего объема субсидий на текущий финансовый год), предоставляемых одному производителю с численностью персонала, участвующего в производстве сельскохозяйственной техники (средней за последние 12 месяцев работы производителя), менее 100 человек, не мог превышать 1,25 процента, от 100 до 500 человек — 5 процентов, от 500 до 1 000 человек — 12,5 процента, от 1 000 до 2 000 человек — 25 процентов, более 2 000 человек — 45 процентов.
В 2013 г. сумма субсидии по заявкам от производителей сельскохозяйственной техники, поступившим в Минсельхоз России, составила 430 млн. руб. (18,7% к плану).
По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации производителями реализовано сельскохозяйственной техники 765 ед., из них: 37 ед. тракторов (3,03% к плану), 515 ед. зерно-(50,74% к плану) и 20 ед. кормоуборочных комбайнов (7,84% к плану).
По состоянию на 1 января 2014 г., по данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации, в Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 15 133 трактора, 5 464 зерноуборочных комбайна, 803 кормоуборочных комбайна. При этом тракторы со сроком эксплуатации до 3 лет составляли 12,24% от их общего количества у сельскохозяйственных товаропроизводителей (в 2012 г. — 12,02%), зерноуборочные комбайны 17,07% (в 2012 г. — 16,11%), кормоуборочные комбайны 21,69% (в 2012 г. — 21,56%).
В 2013 г. энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций, по данным ведомственной отчетности Минсельхоза России, составила 167,07 л.с. (151 л.с. в 2012 г.) на 100 га посевных площадей.
Суммарный объем субсидий, представляемых производителям, реализовавшим сельскохозяйственную технику покупателям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации, не мог превышать 5 процентов объема субсидий, предусмотренных в установленном порядке Минсельхозу России на цели Госпрограммы по технической и технологической модернизации в 2013 году.
Наилучшие показатели по приобретению сельскохозяйственной техники отмечены в следующих регионах Российской Федерации: Воронежская, Курская, Волгоградская, Ростовская, Саратовская области, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Алтайский край.
В полном объеме освоить лимиты суммарного объема субсидий не удалось ни одному региону.
В 32 субъектах Российской Федерации реализация техники по Постановлению не осуществлялась: в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае, Приморском крае, Хабаровском крае, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Республике Татарстан, Республике Карелия, Республике Коми, Архангельской области, Калининградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия — Алания, Чеченской Республике, Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Республике Хакасия, Забайкальском крае, Красноярском крае, Ивановской области, Калужской области, Смоленской области, Астраханской области.
Выполнение показателей Госпрограммы по приобретению сельскохозяйственной техники сдерживается недостатком у сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовых средств, а также вызванным опережающим ростом цен на потребляемые сельским хозяйством ресурсы по сравнению с ценами на реализацию сельскохозяйственной продукции.
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в 2013 г. были предусмотрены средства федерального бюджета в размере 5,0 млрд руб. на цели технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства в виде субсидирования части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей от фактической стоимости приобретенной сельскохозяйственной техники.
Вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2013 г. № 908 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства». Вместе с тем, средства федерального бюджета в размере 5 млрд руб. в соответствии с принятым решением были направлены на иные цели: 3 млрд руб. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, 2 млрд руб. на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг».
В пределах бюджетных ассигнований средств федерального бюджета, направляемых в уставный капитал ОАО «Росагролизинг», в соответствии с пунктом 13.3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в целях технической модернизации сельскохозяйственного производства ОАО «Росагролизинг» обеспечивает в 2014 г. достижение следующих целевых индикаторов по приобретению и последующей передаче по договорам финансовой аренды (лизинга) новой техники: тракторы — 500 ед.; зерноуборочные комбайны — 125 ед.; кор-моуборочные комбайны — 15 ед.; прочей сельхозтехники — 150 ед., а также обеспечит сокращение задолженности по лизинговым платежам сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от крупномасштабного наводнения на территориях субъектов Российской Федерации, (входящих в состав Дальневосточного федерального округа), по заключенным по состоянию на 1 сентября 2013 г. договорам финансовой аренды (лизинга) на общую сумму 242,4 млн рублей.
В рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» издан приказ Минсельхоза России от 9 декабря 2013 г. № 459 «Об утверждении отраслевой программы «Внедрение технологий, основанных на применении возобновляемых видов сырья в агропромышленном комплексе России на 2014— 2020 годы», где предусматривается совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации и технологическими платформами проводить отбор инновационных и инвестиционных проектов (всего поступило на рассмотрение 197 проектов из 53 регионов) по следующим основным направлениям:
• глубокая переработка сельскохозяйственной продукции;
• создание и размножение новых сортов сельскохозяйственных растений;
• создание и разведение новых пород сельскохозяйственных животных;
• производство биопрепаратов для растениеводства;
• разработка новых ветеринарных биопрепаратов;
• технологии производства функциональных продуктов питания;
• производство кормов, премиксов, пробиотиков, пребиотиков;
• переработка отходов сельскохозяйственного и пищевого производства.
Анализ результатов, представленных в таблице 1, показал, что около 2/3 инвестиций в основной капитал формируют привлеченные средства, причем удельный вес собственных источников, таких, как прибыль и амортизация в 2012 году по сравнению с 2008 годом возросли. Наблюдается высокая зависимость сельскохозяйственных организаций от доступности привлеченных средств, в особенности от долгосрочных инвестиционных кредитов. Важным негативным аспектом считаем снижение объема финансирования инвестиций за счет инвесторов. Частные инвестиции являются индикатором привлекательности отрасли для капитальных вложений, поэтому важным направлением стимулирования модернизации сельского хозяйства является повышение инвестиционной привлекательности, создание условий для снижения риска вложений в
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 1
Структура инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций в России за 2008—2012 гг1.
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Показатели Млн руб. Структура, % Млн руб. Структура, % Млн руб. Структура, % Млн руб. Структура, % Млн руб. Структура, %
Собственные
средства организации — 111794 30,2 110638 36,9 119445 35,9 186541 36,9 179492 35,4
всего
в том числе: прибыль 55395,4 15,0 46678,7 15,6 48301,1 14,5 59998,7 11,9 68626,5 13,5
за счет амортизации 40030,7 10,8 40011,9 13,3 45398,7 13,7 55099 10,9 66795 13,2
Прочие 16210,6 4,4 23947,3 8,0 25744,9 7,7 71443,3 14,2 44070,9 8,7
Привлеченные средства — 258104 69,8 189255 63,1 212863 64,1 318322 63,1 327256 64,6
всего
в том числе:
кредиты 168382 45,5 118578 39,5 149144 44,9 226126 44,8 214798 42,4
банков
из них: краткосрочные 30549,8 8,3 26729,9 8,9 25241,5 7,6 27049,5 5,4 27401,1 5,4
инвестиционные 137832 37,3 91847,7 30,6 123903 37,3 199076 39,4 187397 37
заемные
средства других 45743 12,4 44062,7 14,7 41303,8 12,4 52441,2 10,4 71411,6 14,1
организации
из бюджета 11338,9 3,1 7354,4 2,5 6299,7 1,9 7491 1,5 8400,6 1,7
за счет инвесторов 16678,5 4,5 6410,6 2,1 6772,6 2,0 5460,8 1,1 5187 1
Прочие 61704,4 16,7 56912,6 19,0 50646,8 15,2 53852,8 10,7 54859,8 10,8
Итого 369898 100,0 299893 100,0 332308 100,0 504863 100 506748 100
Таблица 2
Направления использования инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций2
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Показатели Млн руб. Структура, % Млн руб. Структура, % Млн руб. Структура, % Млн руб. Структура, % Млн руб. Структура, %
Приобретение основных 204472 55,3 121681 40,6 135653 40,8 222030 44 216220 42,7
средств
Приобретение нематериальных активов 193,3 0,1 112,6 0,0 112,6 0,0 158,4 56,3
Строительство и реконструкция 100345 27,1 89535 29,9 108878 32,8 158813 31,5 177165 35
Доходные
вложения в материальные ценности 6147,8 1,7 3946 1,3 3642,7 1,1 8291,1 1,6 7982,1 1,6
Прочие 58740 15,9 84582 28,2 84022 25,3 115571 22,9 105325 20,8
Итого 369898 100,0 299893 100,0 332308 100,0 504863 100 506748 100
аграрные отрасли «длинных» денег. В тоже время анализ направлений расходования средств показал, что наибольшая доля инвестиций в сельском хозяй-
стве расходуется на приобретение основных средств (табл. 2). Отметим, что в сумме на приобретение основных средств и строительство и реконструкцию
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
в 2012 году израсходовано 77,7% всех инвестиций в сельское хозяйство. Приобретение нематериальных активов имеет чрезвычайно низкие объемы, которые к тому же снижаются в абсолютных значения более, чем в 3,6 раза в отчетном периоде, составив всего 56,3 млн руб. Столь низкое значение вложений аграрными товаропроизводителями в нематериальные.
Активы в условиях, когда конкурентоспособность производства определяется применением полуавтоматизированных и автоматизированных технологических систем, в которых ключевую роль играет программное обеспечения, без которого автоматика просто «металл», говорит, на наш взгляд, о направлений инвестиций в морально устаревшие технологий, которые не требуют дополнительного уровня знаний в информатики.
Выстраиваемая система сервисного обслуживания автоматизированных систем в растениеводстве и животноводстве находится в начале своего становления и на ее формирование потребуется достаточно много времени, что и является одной из причин, на наш взгляд, выбора технологий, которые трудно отнести передовым или инновационным, выстраиваемых на компьютеризации процессов.
Литература
1. Абрамов Л.Г. СЭВ: капитальные вложения — перспективная сфера сотрудничества. М.: Наука, 1987.
2. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. М., Дело, 2004.
3. Аграрные проблемы развитого социализма. М.: Наука, 1980.
4. Агеев В.М., Щербаков В.Н. Система экономических отношений в России. М.: Государственный социальный университет. 1998.
5. Агропромышленный комплекс России в 2003 году. МСХ РФ, М.: 2004.
6. Агропродовольственный сектор России на пути к рынку. М.: ИЭПП, 2001. 560 с.
7. Беспахотный Г.В. Государственное регулирование агропромышленного производства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1997, № 12, С. 8—10.
8. Кибиров А.Я., Миндрин А.С., Кулаков П.Н. Сельское хозяйство ФРГ в условиях глобализации. Монография. ООО «НИПКЦ Восход-А», 2015.
9. Кулов А.Р., Прокофьев А.А. Кучеров А.С. Тенденции движения иностранных инвестиций в сельском хозяйстве России. Агропродовольствен-ная политика России. 2015. № 3. С. 25.
10. Кулов А.Р., Дзусова С.С., Манжосова И.Б. Финансирование инвестиций в модернизацию мелиоративной системы сельского хозяйства России. Аудит и финансовый анализ. № 01, 2014, С. 31.
11. Пол Кругман. Почему экономическая наука бессильна http://slon.ru/articles/130856/
1 Авторская оценка по данным сводного годового отчета сельскохозяйственных организаций РФ за 2008—2012 годы.
2 Авторская оценка по данным сводного годового отчета сельскохозяйственных организаций РФ за 2008—2012 годы.
Основы гражданского права. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. Н.Д. Эриашвили, Р. А. Курбанова. Изд-во ЮНИТИ, 2015.
В учебнике изложены основные положения гражданского права. Раскрыты источники, принципы и субъекты гражданского права. Определена система вещных прав. Рассмотрены общие положения об интеллектуальной собственности; об обязательственном праве, а также отдельные виды обязательств. Отдельный раздел посвящен общим положениям наследственного права.
Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
УЧЕБНИК