Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
конфликт / переговоры / руководство конфликтом / профилактика / предотвращение конфликта / образовательная организация / руководитель. / conflict / negotiations / conflict management / prevention / conflict prevention / educational organization / manager.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурляева В.А., Соловьева Н.В., Чебанов К.А.

В статье представлен анализ исследования конфликта в образовательной организации, выявленные препятствия, снижающие вероятность предотвращения конфликтов; определены предпосылки, влияющие на результат профилактической работы в образовательном учреждении; из анализа факторов низкого уровня взаимоотношений в образовательной организации, из недостатков организации управления разработаны общие рекомендации по урегулированию конфликта в образовательной организации; представлена роль руководителя образовательной организации в управлении конфликтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурляева В.А., Соловьева Н.В., Чебанов К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING CONFLICT MANAGEMENT MECHANISMS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article presents an analysis of the study of conflict in an educational organization, identified obstacles that reduce the likelihood of conflict prevention; identified prerequisites that affect the result of preventive work in an educational institution; from the analysis of factors of a low level of relationships in an educational organization, from the shortcomings of the management organization, general recommendations for conflict resolution in an educational organization are developed; the role of the head of an educational organization in conflict management is presented.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Сравнение познавательного интереса и качества знаний на уроках позволяет сделать вывод: уроки, на которых применяются различные интерактивные технологии, приёмы внешней и внутренней активизации развивают самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, стимулируют продуктивную творческую деятельность.

Практика современного образовательного процесса реализует педагогические учебные ситуации, требующие от учащихся уже в начальной школе демонстрации творческого мышления, учебной инициативы и познавательной активности. Поэтому учебная инициатива и непосредственная активность учащихся становится фундаментом для достижения ими поставленных целей школьного обучения и развития.

Список литературы

1. Згурская Т.В. Формирование познавательных потребностей младших школьников в прак-тико-ориентированной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 401

2. Матвеева Л.Н. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2017. - № 3 (64). - С. 21-23

3. Оконь В. Основы проблемного обучения. -М.: Просвещение, 1990. — 208 с.

4. Панеш Б.Х., Буркова Л.Л., Образовательная функция межпредметных связей/ Problems of modern education: materials of the IX international scientific conference on September 10-11, 2018. Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. - С.33-38 http://sociosphera.com/confer-ence/2018/problemy_sovremennogo_obrazovaniya/

5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1998. - 96 с.

6. Чеснокова Л.В. Развитие познавательной активности младших школьников посредством интегрирования предметов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 7. - С. 18-124

7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Бурляева B.Ä.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», профессор, проректор по

учебной и научной работе, доктор социологических наук, профессор.

Соловьева Н.В.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», доцент кафедры профессионального обучения, кандидат экономических наук

Чебанов K.Ä.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», доцент кафедры профессионального обучения,

кандидат педагогических наук, доцент

IMPROVING CONFLICT MANAGEMENT MECHANISMS IN AN EDUCATIONAL

ORGANIZATION

Burlyaeva V.,

State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute", Vice-Rector for Academic and Scientific Work, Doctor of Sociological Sciences, Professor.

Solovyova N.,

State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute", Associate Professor of the Department of Vocational Training, Candidate of Economic Sciences

Chebanov K.

State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute", Associate Professor of the Department of Vocational Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аннотация

В статье представлен анализ исследования конфликта в образовательной организации, выявленные препятствия, снижающие вероятность предотвращения конфликтов; определены предпосылки, влияющие на результат профилактической работы в образовательном учреждении; из анализа факторов низкого

уровня взаимоотношений в образовательной организации, из недостатков организации управления разработаны общие рекомендации по урегулированию конфликта в образовательной организации; представлена роль руководителя образовательной организации в управлении конфликтом.

Abstract

The article presents an analysis of the study of conflict in an educational organization, identified obstacles that reduce the likelihood of conflict prevention; identified prerequisites that affect the result of preventive work in an educational institution; from the analysis of factors of a low level of relationships in an educational organization, from the shortcomings of the management organization, general recommendations for conflict resolution in an educational organization are developed; the role of the head of an educational organization in conflict management is presented.

Ключевые слова: конфликт, переговоры, руководство конфликтом, профилактика, предотвращение конфликта, образовательная организация, руководитель.

Keywords: conflict, negotiations, conflict management, prevention, conflict prevention, educational organization, manager.

В современном мире неизбежны столкновения интересов, расхождение мнений, противостояние по различным направлениям жизнедеятельности, а, следовательно, неизбежным становится наличие конфликта в социуме. Во все времена конфликты пытались урегулировать, и как показала практика до настоящего времени, так и не нашли единого метода или технологии раз и навсегда избавляющей общество от конфликтов.

Отметим, что руководство конфликтом подразумевает не только регулирование ранее образовавшегося противостояния, но и формирование условий для предотвращения самого конфликта, а наибольшей важностью из двух указанных задач управления имеет профилактическая работа по предотвращению конфликта как такового. Правильно выстроенная работа по предотвращению конфликтов может гарантировать снижение количества самих конфликтов, а как следствие и исключение возможности появления деструктивных конфликтных обстановок.

Отметим справедливость высказывания: «Руководить - значит предвидеть», что указывает на особенное значение в управленческой деятельности именно этого человеческого умения. Рассмотрим конфликты в образовательных организациях, где вся работа по их предотвращению предполагает одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать существующие теоретические и эмпирические сведения и на этой основе прогнозировать перспективы, распространяя, таким образом, сферу познанного на еще непознанное. Предупреждение конфликта уже предполагает управленческую деятельность, складывающуюся в раннем распознании, устранении либо ослаблении кон-фликтогенных условий и ограничении подобным путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Результат профилактической работы в образовательном учреждении определяется рядом предпосылок:

1) знанием единых основ управления организациями, которые сформулированы современной концепцией менеджмента, и умением применять их для анализа конфликтных обстановок;

2) степенью общетеоретических знаний о сути конфликта, его обстоятельствах, его типах и его стадиях формирования, которые формулируются наукой - конфликтологией;

3) глубиной анализа на теоретической баз^ определенной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса способов и средств по ее улаживанию;

4) степенью соотношения выбранных способов корректировкисформировавшейся опасной ситуации ее определенному содержанию, что подразумевает адекватность применяемых средств реальной ситуации, которая зависит не только от глубины теоретических познаний возможных участников конфликта, но и от их мастерства опираться на собственный опыт и интуицию.

Таким образом мы понимаем, что предотвращение конфликтов достаточно трудная задача, а, следовательно, возможности профилактической работы не стоит переоценивать и пренебрегать ею. Для того, чтобы обеспечить производительность профилактических мероприятий необходимо ясно видеть проблемы, подстерегающие на этом пути. Существует несколько препятствий, снижающих вероятность предотвращения конфликтов, направление их формирования в конструктивное направление:

A) препятствие имеет эмоциональную природу и связано с родовым качеством человеческой психологии, характеризующееся как непреодолимое желание человека к самостоятельности и независимости. По этой причине, практически каждый человек, как правило, отрицательно воспринимает любые попытки вмешательства в его взаимоотношения и расценивает подобные действия как выражение желания ограничить его самостоятельность и независимость;

Б) наличие некоторых общепринятых моральных норм, которые регулируют человеческие отношения, а уже отталкиваясь от них, человек считает свое поведение исключительно личным делом, а вторжение третьих лиц рассматривает как несоблюдение общепризнанных норм нравственности, одной из которых считается личностная неприкосновенность;

B) препятствие, обладающее правовым характером в связи с тем, что определенные общечеловеческие нормы нравственности в странах с развитыми демократическими традициями уже приобрели форму правовых норм, которые охраняют главные полномочия и независимость личности, а

следовательно, их несоблюдение в той или иной форме может быть квалифицировано как противоправное, а не только как не вполне нравственное (тем более, что в ряде стран уже установлены специальные законоположения, которые запрещают организациям вторгаться в личную жизнь своих работников).

К возможным негативным результатам конфликта можно отнести:

- сокращение производительности труда;

- неудовлетворенность выполняемой работой, нахождением в коллективе и т.п.,

- увеличение текучести кадров в образовательной организации,

- осложнение морально-психологического климата и общественного взаимодействия.

Одним из результативных методов разрешения конфликтов считаются переговоры, главной функцией которых выступает коллективное рассмотрение проблемы, а как следствие - принятие решения, которое устраивало бы все участвующие стороны.

Ориентируясь на цель и задачи переговоров сторонам необходимо выбрать соответствующую стратегию и тактику выполнения данных переговоров. В стандартном переговорном процессе, как правило, содержится пять основных стадий:

1) формируется единая теоретическая основа,

2) готовятся различные варианты конкретных решений,

3) формируются необходимые организационные обстоятельства,

4) проводятся сами переговоры,

5) проводится анализ (исследование) результатов переговоров.

Одним из важных методов примирения спорных позиций является метод привлечения официальных и неофициальных посредников, принимающих на себя отдельные организационные и содержательные функции. В профилактической работе по предупреждению конфликта любого вида нельзя рассчитывать на применение каких-то быстродействующих средств, так как это работа постоянная, ежедневная, будничная, но никак не единовременная.

Наиболее надежным методом профилактики конфликтов необходимо считать формирование в образовательной организации нравственно-психологического климата, снижающего вероятность появления агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.

Как универсальный метод предупреждения конфликтов можно рассмотреть метод проведения линии, направленный на улучшение партнерства, как на социальном, так и на психологическом уровне. Основной задачей всей стратегии предотвращения конфликта считается сохранение и укрепление партнерства, что носит комплексный характер, включающий в себя способы социально -психологического, организационно - управленческого и морально-этического характера.

Если обобщать изученный материал, то становится понятным, что предупреждению конфликта

содействует все, гарантирующее сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие коллег и руководства.

Общие рекомендации следует создать из анализа факторов низкого уровня взаимоотношений в образовательной организации из недостатков организации управления, которые выражаются в следующем:

1) отсутствие четких должностных инструкций, устанавливающих комплекс обязанностей сотрудников, четко определяющих роль в общегрупповой работе каждого, что усложняет возможность четкой и объективной оценки исполнения каждым работником своих трудовых функций и должностных обязанностей, а как следствие, создаёт условия для конфликтных ситуаций;

2) преобладание в настроениях сотрудников чувства нерешительности и беспокойства в связи с отсутствием полного понимания отведенной ему позиции, предъявляемых к нему условий;

3) противоречивым, как правило, завышенным ожиданиям поощрения за свой труд, которые зачастую обусловлены большим количеством трудовых функций, которые сотрудник должен выполнять, затрачивая на них много сил.

Вышеперечисленные и подобные им отрицательные проявления низкого уровня взаимоотношений сотрудников можно преодолеть при условии, что им будут противопоставлены конкретные «правила игры» не привнесенные извне, а сформированные в самой образовательной организации, стараниями самих работников.

«Нездоровый» психологический климат в коллективе влияет на снижение производительности труда, провоцирует стрессы, эмоциональные срывы и неконструктивное поведение сотрудников.

Практика показывает, что важным условием для предотвращения конфликта, является авторитетность руководителя образовательной организации, так как в коллективе должен быть только один лидер - формальный, но было бы вдвойне лучше, если он одновременно является и неформальным лидером, то есть лидером общения.

В случае, если конфликт в образовательной организации очевиден, руководителю, прежде всего, необходимо этот конфликт вскрыть, грамотно оценить обстановку, отличив внешний повод от подлинной причины конфликта. Руководителю образовательной организации гораздо лучше заранее ликвидировать порождающие конфликт условия, вовремя подготовиться к возможному конфликту, правильно подобрать стратегию поведения, чем разрешать уже возникший конфликт.

Список литературы

1. Анохин С.В. Современный менеджмент: стратегия на инновации // Эксперт. - 2014. - №6. -С. 44-45.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Москва, 2013. - 512 а

3. Егидес А.П. Психология конфликта: учебное пособие. М.: МФПУ Синергия, 2013. - 320с.

4. Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник.

- М, 2012. - 324 с.;

5. Оксинойд К.Э. Розина Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2014. - 64 с.

6. Педагогическая культура как профессиональная компетентность педагога. Бурляева В. А., Чебанов К.А. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 510.

7. Проблемы решения конфликтов через формирование общекультурных компетенций. Бурляева В.А., Олешкевич Т.А., Соловьева Н.В., Чебанов

К.А. Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4 (84). С. 14-20.

8. Развитие конфликтологической грамотности студентов ВУЗА. Бурляева В.А., Ларская Н.В., Соловьева Н.В. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 3. С. 60-67.

9. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 183 с.

ВЛИЯНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Колобаев В.К.,

кандидат филологических наук, доцент, профессор РАЕ

Морозова И.К. Учитель математики ГОУ СОШ183

CLIP THINKINH INFLUENCE ON MATHEMATICS TEACHING IN SECONDARY SCHOOL

Kolobaev V.,

PhD in philology, Associate Professor, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences

Morozova I. teacher of mathematics in secondary school 183

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями мышления современного поколения молодых людей. Начиная с 200-х годов в мышлении, восприятии и запоминания поступающей информации происходят значительные изменения. Этот тип мышления получил название клипового мышления. Оно характеризуется отрывочностью восприятия, отсутствием логической связи между воспринимаемыми явлениями, невозможностью длительной концентрации внимания на воспринимаемом и трудностями запоминания воспринятого. Все это сказывается на обучении школьников различным общеобразовательным предметам. В данной работе рассматривается влияние клипового мышления на обучение математики, делается вывод об отрицательном влиянии этого типа мышления на усвоение материала и необходимости переводить клиповое в традиционное причинно- логическое мышление.

Abstract

The article deals with special characteristics of thinking of the modern generation of young people. Beginning from the 200s, significant changes have taken place in thinking, perceiving and memorizing of the incoming information. This type of thinking is called clip thinking. It is characterized by the fragmentary perception, lack of logical connection between the perceived phenomena, impossibility of prolonged concentration on the perceived and difficulties of remembering the perceived information. All this affects the teaching process of schoolchildren in various general education subjects. This paper examines the influence of clip thinking on the teaching of mathematics. Conclusion is made that this type of thinking negatively influences on the assimilation of the material and the need to translate clip thinking into traditional causal thinking.

Ключевые слова: клиповое мышление, обучение школьников, математика в средней школе, восприятие, запоминание.

Keywords: clip thinking, children teaching, mathematics I n secondary school, perception, memorizing.

Слова М.В. Ломоносова о том, что математика "ум в порядок приводит", в настоящее время очень актуальны. В постоянно растущем потоке информации довольно трудно ориентировать как учителю, так и ученику.

Происходят значительные изменения в психологической человека.

Начиная с 2000-х тысячных годов наблюдается значительное изменение в мышлении, восприятии и запоминании поступающей информации у современных школьников. Выросло новое поколение детей, так называемое поколение 2. Это поколение коренным образом отличается от предшествующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.