Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Познавательная деятельность / приёмы внешней и внутренней активизации / естественно-математические дисциплины / начальная школа. / Cognitive activity / methods of external and internal activation / natural and mathematical disciplines / primary school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркова Л.Л., Панеш Б.Х., Багова Л.Л.

В данной статье рассматривается проблема поиска эффективных средств и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе естественно-математической подготовки, направленных на формирование активного отношения учащихся к обучению. Характеризуя средства внешней и внутренней активизации, авторы особое внимание уделяют педагогическим учебным ситуациям, в основе которых лежит проблемное обучение. В статье представлены результаты исследования эффективности применения приёмов и средств активизации познавательной деятельности в практике изучения дисциплин естественно-математической направленности (Математика, Окружающий мир).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буркова Л.Л., Панеш Б.Х., Багова Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF THE COGNITIVE ACTIVITIES OF YOUNGER SCHOOLS IN THE STUDY OF NATURAL-MATHEMATICAL DISCIPLINES

This article discusses the problem of finding effective means and techniques for enhancing the cognitive activity of younger students in the process of natural-mathematical training, aimed at the formation of an active attitude of students to learning. Characterizing the means of external and internal activation, the authors pay special attention to pedagogical learning situations, which are based on problem learning. The article presents the results of a study of the effectiveness of the use of techniques and means of enhancing cognitive activity in the practice of studying disciplines of natural and mathematical orientation (Mathematics, the World Around).

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

PEDAGOGICAL SCIENCES

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Буркова Л.Л.,

Адыгейский государственный университет

доцент Панеш Б.Х.,

Адыгейский государственный университет

доцент Багова Л.Л.

Адыгейский государственный университет

доцент

ACTIVATION OF THE COGNITIVE ACTIVITIES OF YOUNGER SCHOOLS IN THE STUDY OF

NATURAL-MATHEMATICAL DISCIPLINES

Burkova L.,

Adyghe State University Associate Professor Panesh B.,

Adyghe State University Associate Professor Bagova L.

Adyghe State University Associate Professor

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема поиска эффективных средств и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе естественно-математической подготовки, направленных на формирование активного отношения учащихся к обучению. Характеризуя средства внешней и внутренней активизации, авторы особое внимание уделяют педагогическим учебным ситуациям, в основе которых лежит проблемное обучение. В статье представлены результаты исследования эффективности применения приёмов и средств активизации познавательной деятельности в практике изучения дисциплин естественно-математической направленности (Математика, Окружающий мир).

Abstract

This article discusses the problem of finding effective means and techniques for enhancing the cognitive activity of younger students in the process of natural-mathematical training, aimed at the formation of an active attitude of students to learning. Characterizing the means of external and internal activation, the authors pay special attention to pedagogical learning situations, which are based on problem learning. The article presents the results of a study of the effectiveness of the use of techniques and means of enhancing cognitive activity in the practice of studying disciplines of natural and mathematical orientation (Mathematics, the World Around).

Ключевые слова: Познавательная деятельность, приёмы внешней и внутренней активизации, естественно-математические дисциплины, начальная школа.

Keywords: Cognitive activity, methods of external and internal activation, natural and mathematical disciplines, primary school.

Проблематика развития познавательной активности школьников и поддержания их учебной инициативы имеет особое значение для современного общего образования, поскольку затрагивает вопрос условий развития школьника не только в педагогическом аспекте, но и с точки зрения гармоничного взаимодействия целого ряда факторов - социального, психофизиологического, биологического. На сегодняшний день в образовательном процессе наблюдается нехватка таких материалов программно-методического характера, которые при полном соответствии требованиям и целям современного

непрерывного образования, могли бы освещать современные подходы к развитию познавательной активности младших школьников.

На текущий момент характерна трансформация процесса обучения из формы систематической презентации школьникам теоретического материала в форму привлечения учащихся к активному решению задач, моделирующих практические ситуации реальной жизнедеятельности. Такой подход обеспечивает рассмотрение учения уже не как процесса односторонней трансляции данных от учителя к ученикам, а как их совместную деятельность в разрешении практических проблем и овладении

теоретическими знаниями. Ввиду описанных трансформаций современного учебного процесса, преобразуется и понимание дефиниции «познавательная активность». Если ранее с этим термином связывалась познавательная деятельность человека лишь в учебном аспекте, то теперь это понятие характеризует всю деятельность современного человека в целом.

В условиях реализации ФГОС НОО предполагается ориентирование на становление таких характеристик личности учащихся, которые в ходе дальнейшего обучения выступят надёжной базой для формирования у него мотивации к познанию и активному участию в учебном процессе. Особое внимание отводится начальной ступени обучения, выявлению внутренних резервов познавательной активности младших школьников. В этот период закладываются основы естественно-математических дисциплин, формируются необходимые учебные действия.

Формирование познавательной деятельности младших школьников рассматривается в науке как составная часть совершенствования методов обучения. Сущность понятия «познавательная деятельность» тесно связана с понятиями «учебная деятельность» и «познавательный интерес». Невысокая степень формирования познавательной активности не позволяет школьнику в полной мере усваивать учебную программу, тем самым снижая показатели эффективности последней. Поэтому так важно выявить приёмы, способствующие росту интереса обучающихся к учебному процессу и поддержанию этого интереса в целях повышения качества обучения школьников. Таким образом, ведущей задачей педагогической деятельности на сегодняшний день выступает поиск и реализация таких приёмов.

Методологической основой исследования являются научные труды, в которых описана концепция проблемного обучения при построении занятий (М.И. Махмутов, В.П. Беспалько, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский и др.), основные положения оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся (М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабан-ский, Г.И. Щукина, П.И. Пидкасистый и др.). Весомый вклад в дидактическую систему формирования познавательной деятельности на основе проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, В. Оконь, А.М. Матюшкин, Д.Н. Богоявленский и Н.М. Мен-чинская [3, 5, 7].

Повышению познавательной активности учащихся способствует применение средств внешней активизации. Однако, по мнению известных ученых В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, при обучении младших школьников существенную роль должны занимать средства внутренней активизации.

На основе анализа теории и практики обучения младших школьников мы выявили противоречия:

- между необходимостью научить школьников самостоятельно учиться, в свете требований ФГОС

НОО, и недостаточной разработанностью общеметодических положений по формированию активного отношения к учебному процессу;

- между актуальностью использования эффективных средств и приемов активизации познавательной деятельности обучающихся и ограниченным применением средств внутренней активизации при изучении учебных предметов естественно-математической направленности.

Выделенные противоречия приводят к определению проблемы исследования: поиск эффективных средств и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе изучения дисциплин естественно-математической направленности (Математика, Окружающий мир). Исследование предлагает разработку и апробацию системы дидактических упражнений, ориентированных на формирование у младших школьников навыков реализации учебно-познавательной деятельности, способствующих повышению показателей мотивации младших школьников к изучению предметов «Математика» и "Окружающий мир"

Эмпирической базой исследования стала МБОУ «СШ N° 2» г. Майкопа (Республика Адыгея). Выборку составили учащиеся ученики 3-го класса государственной школы, для которых привычен формат традиционных, классических уроков.

При разработке системы заданий мы ориентировались на концептуальные положения активизации познавательной деятельности младших школьников (М. Скаткин, Э. А. Хийе), где различают внешнюю и внутреннюю активизацию [5]. В целях внешней активизации используются: чередования работы разных нервных центров, сочетание в учебном процессе конкретного и абстрактного, поддержка позитивных эмоций, дидактические игры. Основные приемы внутренней активизации: исследование, приёмы самоконтроля, элементы проблемного обучения, задания творческого характера, реализация межпредметных связей [3, 4, 6].

Организованная образовательная работа включает множественные виды деятельности, проблемное обучение, методы исследования, теоретические и практические работы:

1. Самостоятельное обучение не только развивает у детей смекалку, умение выделять главное и подобрать дополнительный материал, связывать новое с уже известным, но и стимулирует к познавательной деятельности. Самостоятельная деятельность может быть организована на всех этапах занятий, ее формы разнообразны [2].

2. Проблемное обучение способствует появлению у детей состояния, присущего познавательной заинтересованности. Проблемное задание должно иметь такие специфические особенности: актуальность, познавательная ценность, связь с учебным материалом, степень новизны способа решения, объект познания в условии задачи должен заинтересовать детей [3].

3. Творческие задания активизируют как волевые, так и умственные духовные процессы, мотивацию к учению.

упражнений. Перспективы применения дидактических заданий, в том числе и в форме материалов игрового характера, на уроках окружающего мира и математики чрезвычайно обширны.

Эмпирическое исследование включало три этапа: 1. Проведение уроков («Математика» и «Окружающий мир»), выстроенных по требованиям классической дидактики; 2. Проведение уроков с использованием активных методов обучения; 3. Сравнение показателей познавательной активности и образовательных результатов по итогам реализации уроков двух типов (классический и с активными методами обучения) (таблица 1).

Таблица 1.

Программа эмпирического исследования

Этап Задачи: Основные методы и приёмы

1. Урок, выстроенный по требованиям классической дидактики 1 .Провести классический традиционный урок 2.Провести контрольный срез знаний по теме урока. 3.Выявить уровень развития познавательной активности и уровень развития учебных результатов после фронтального традиционного урока у младших школьников Наблюдения. анкетирование, математические методы обработки результатов, графические методы

2. Урок, построенный с использованием активных методов обучения 1.Провести урок с применением различных интерактивных технологий-опытов, средств внешней и внутренней активизации. 2.Провести контрольный срез знаний по теме урока. 3.Выявить уровень познавательной активности учеников и уровень развития учебных результатов после урока с интерактивными заданиями. Отбор интерактивных заданий для развития познавательной активности, разработка и проведение занятий с применением интерактивных заданий (проектных, проблемно-поисковых).

3. Сравнение показателей познавательной активности и образовательных результатов по итогам реализации уроков двух типов Провести анализ: установить взаимосвязь между познавательной активностью учеников и уровнем учебной результативности на основании данных полученных на констатирующем и формирующем этапах. Наблюдение, анкетирование, математические методы обработки результатов, графические методы

После проведения уроков с применением различных интерактивных технологий-опытов, средств внешней и внутренней активизации мы проанализировали уровни познавательного интереса к изучению «Окружающего мира» и «Математики» на основе выделенных критериев (таблица 2).

Таблица 2.

Характеристика уровней познавательной активности

Уровни познавательной активности Показатели познавательной активности

Высокий (активный) Наблюдается устойчивая положительная мотивация учения. Учащийся не ограничивается рамками учебной задачи, проявляет полную самостоятельность в её решении.

Средний (ситуативно активный) Мотивация неустойчива. Положительные эмоции к учебе проявляются в зависимости от приемов работы учителя. При затруднении легко теряет интерес к учению. Положительные эмоции проявляются чаще по поводу общения с одноклассниками, чем по поводу учебы.

Низкий (пассивный) Пассивен, начинает работу под воздействием учителя. Равнодушно относится к оценкам и отметкам

После проведения уроков двух типов по результатам анкетирования и наблюдения мы выявили динамику познавательной активности у учеников экспериментального класса. Результаты распределения уровней познавательной активности на уроках «Математика» и «Окружающий мир» представлены в диаграммах (рис. 1-2)

Совершенствование познавательной активности младших школьников в ходе уроков естественно-математического цикла предполагает применение разнообразных дидактических материалов. В их число могут быть включены дидактические задания различного целевого назначения: для подготовки к усвоению нового учебного материала, для мобилизации познавательного интереса школьников, для закрепления и практической реализации умений и ранее усвоенных навыков, на выработку новых навыков и умений обучающихся, на реализацию самостоятельного решения учебных

%

100 80 60 40 20 0

% 100

80 60 40 20 0

высокии среднии низкии

ИI тип урока □ II тип урока

Рис.1 Динамика познавательной активности на уроках математики

высокий средний низкий

ЭI тип урока □ II тип урока

Рис.2 Динамика познавательной активности на уроках «Окружающий мир»

Кроме того, установили, что высокая мотивация к изучению предметов, высокий познавательный интерес подкрепляются высокими оценками и высокими учебными достижениями (рис.3-4).

Средняя оценка

Средняя оценка

3 2

3,7 % 4,1 %

3 2

3,9 %

4,4 %

5

5

4

4

1

1

0

0

□ I тип урока □ II тип урока □ I тип урока □ II тип урока

Рис. 3 Средняя оценка на уроках математики Рис. 3 Средняя оценка на уроках «Окружающий мир»

Сравнение познавательного интереса и качества знаний на уроках позволяет сделать вывод: уроки, на которых применяются различные интерактивные технологии, приёмы внешней и внутренней активизации развивают самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, стимулируют продуктивную творческую деятельность.

Практика современного образовательного процесса реализует педагогические учебные ситуации, требующие от учащихся уже в начальной школе демонстрации творческого мышления, учебной инициативы и познавательной активности. Поэтому учебная инициатива и непосредственная активность учащихся становится фундаментом для достижения ими поставленных целей школьного обучения и развития.

Список литературы

1. Згурская Т.В. Формирование познавательных потребностей младших школьников в прак-тико-ориентированной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 401

2. Матвеева Л.Н. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2017. - № 3 (64). - С. 21-23

3. Оконь В. Основы проблемного обучения. -М.: Просвещение, 1990. — 208 с.

4. Панеш Б.Х., Буркова Л.Л., Образовательная функция межпредметных связей/ Problems of modern education: materials of the IX international scientific conference on September 10-11, 2018. Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. - С.33-38 http://sociosphera.com/confer-ence/2018/problemy_sovremennogo_obrazovaniya/

5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1998. - 96 с.

6. Чеснокова Л.В. Развитие познавательной активности младших школьников посредством интегрирования предметов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 7. - С. 18-124

7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Бурляева В.А.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», профессор, проректор по

учебной и научной работе, доктор социологических наук, профессор.

Соловьева Н.В.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», доцент кафедры профессионального обучения, кандидат экономических наук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чебанов К.А.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», доцент кафедры профессионального обучения,

кандидат педагогических наук, доцент

IMPROVING CONFLICT MANAGEMENT MECHANISMS IN AN EDUCATIONAL

ORGANIZATION

Burlyaeva V.,

State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute", Vice-Rector for Academic and Scientific Work, Doctor of Sociological Sciences, Professor.

Solovyova N.,

State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute", Associate Professor of the Department of Vocational Training, Candidate of Economic Sciences

Chebanov K.

State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute", Associate Professor of the Department of Vocational Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аннотация

В статье представлен анализ исследования конфликта в образовательной организации, выявленные препятствия, снижающие вероятность предотвращения конфликтов; определены предпосылки, влияющие на результат профилактической работы в образовательном учреждении; из анализа факторов низкого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.