Научная статья на тему 'Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики'

Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR STUDENTS / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / LEARNING MATH / НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ / NON-STANDARD TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекоева Марина Ивановна

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед исследователями стоит сложная задача совершенствования процесса обучения школьников, как ведущего вида их деятельности, дидактических составляющих образовательного процесса, в целях формирования соответствующих компетенций, активизации учебно-познавательной деятельности школьников и, соответственно, их творческих способностей. Обучение должно быть воспитывающим, развивающим, прививать школьникам знания, инновационные приемы и способы овладения учебными действиями, развивать умственную деятельность, повышать творческие способности, формировать устойчивый познавательный интерес. Особенно это важно в процессе обучения младших школьников, где должны применяться специфические приемы, средства, методы обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. В данной статье автор показывает, что наиболее результативным условием, позволяющим самосовершенствоваться и развиваться каждому ученику, является активизация творческой работы школьников. Необходимо систематически использовать творческие задания, в которых ученики выдумывают, составляют, изобретают, сочиняют, фантазируют. В таких заданиях младшие школьники могут придумать примеры с использованием ранее изученных приемов вычисления, составить задачи данного типа или по определенному сценарию, по конкретной формулировке: изобразить композиции, состоящие из геометрических фигур; начертить фигуры, имеющие заданные свойства, зашифровать или расшифровать название населенного пункта, животного, известного сказочного героя, книги, кинофильма, мультфильма с помощью вычислительных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS AT LESSONS OF MATHEMATICS

In the terms of transition and educational standards, the researchers face the challenge of improving student’s training as the leading type of activity, didactic components of the educational process in order to form respective competences, activation of teaching and learning activities at school, respectively, of their creative abilities. Education should train, develop to students with knowledge, innovative techniques and methods of mastering educational activities, advance mental activity, enhance creative skills, form a stable cognitive interest. This is especially important in the process of training of junior school students during which specific methods, means, technologies of training and education of junior school students should be applied. It is specially noted that the most effective condition giving the opportunity for self-improvement and development of each student is the activation of the creativity student’s activities. It is necessary to use systematically creative tasks allowing students to make up, invent, compose and fantasize. In such assignments junior school students can make up sums using the previously studied methods of calculation, mathematical problems of given type or according to particular scenario, the specific formulation, represent compositions, consisting of geometric figures, draw shapes having specified properties, encrypt or decrypt the name of the village, animal, famous fairy-tale hero, book, movie, cartoon using computing operations.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики»

Бекоева Марина Ивановна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ...

УДК 372

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

© 2017

Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед исследователями стоит сложная задача совершенствования процесса обучения школьников, как ведущего вида их деятельности, дидактических составляющих образовательного процесса, в целях формирования соответствующих компетенций, активизации учебно-познавательной деятельности школьников и, соответственно, их творческих способностей. Обучение должно быть воспитывающим, развивающим, прививать школьникам знания, инновационные приемы и способы овладения учебными действиями, развивать умственную деятельность, повышать творческие способности, формировать устойчивый познавательный интерес. Особенно это важно в процессе обучения младших школьников, где должны применяться специфические приемы, средства, методы обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. В данной статье автор показывает, что наиболее результативным условием, позволяющим самосовершенствоваться и развиваться каждому ученику, является активизация творческой работы школьников. Необходимо систематически использовать творческие задания, в которых ученики выдумывают, составляют, изобретают, сочиняют, фантазируют. В таких заданиях младшие школьники могут придумать примеры с использованием ранее изученных приемов вычисления, составить задачи данного типа или по определенному сценарию, по конкретной формулировке: изобразить композиции, состоящие из геометрических фигур; начертить фигуры, имеющие заданные свойства, зашифровать или расшифровать название населенного пункта, животного, известного сказочного героя, книги, кинофильма, мультфильма с помощью вычислительных операций.

Ключевые слова: младшие школьники, творческие способности, обучение математике, нестандартные задачи.

MAIN AREAS DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS

AT LESSONS OF MATHEMATICS

© 2017

Bekoeva Marina Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Education and Psychology

North Ossetian State University Named K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. In the terms of transition and educational standards, the researchers face the challenge of improving student's training as the leading type of activity, didactic components of the educational process in order to form respective competences, activation of teaching and learning activities at school, respectively, of their creative abilities. Education should train, develop to students with knowledge, innovative techniques and methods of mastering educational activities, advance mental activity, enhance creative skills, form a stable cognitive interest. This is especially important in the process of training of junior school students during which specific methods, means, technologies of training and education of junior school students should be applied. It is specially noted that the most effective condition giving the opportunity for self-improvement and development of each student is the activation of the creativity student's activities. It is necessary to use systematically creative tasks allowing students to make up, invent, compose and fantasize. In such assignments junior school students can make up sums using the previously studied methods of calculation, mathematical problems of given type or according to particular scenario, the specific formulation, represent compositions, consisting of geometric figures, draw shapes having specified properties, encrypt or decrypt the name of the village, animal, famous fairy-tale hero, book, movie, cartoon using computing operations.

Keywords: Junior Students, Creativity, Learning Math, Non-Standard Tasks.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопросы формирования творческой, созидательной личности во все времена вызывали интерес и притягивали умы просветителей и особенно работников системы образования. Но сегодня особенно актуальна данная проблема, когда система образования находится в усиленном процессе реформирования, совершенствования, модернизации. Творчество, в широком смысле, - это исследование, изучение и создание нового, необычного. Человек исследует, а это означает, анализирует, наблюдает, узнает окружающий мир и созидает.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В основе творчества, как считают многие ученые (М.И. Бекоева[1], Ф.Х. Киргуева [2], Л.Т. Зембатова [3], М.И. Моро [4], С.В. Степанова [4]), лежит комплекс интерактивных методов и технологий обучения, обусловленный двумя основными убеждениями: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. Сегодня, в условиях вхождения в международное образовательное пространство, в обществе сложилось новое понимание основной цели процесса обучения и воспитания. В первую очередь учитель должен позаботиться о формировании у школьников способности к саморазвитию (Б.Ш. Секинаева), которая способствует вхождению личности в нацио-

нальную и мировую культуру и поэтому при обучении математике в центре внимания находятся процессы обучения деятельности - умению определять цели, организовывать свою учебно-познавательную деятельность, оценивать результаты своей работы; формирование индивидуальных качеств: воли, ума, ощущений, эмоций, чувств, творческих способностей, познавательных интересов и мотивов деятельности; формирование общей картины мира [5, с. 155-157.].

Формирование целей статьи (постановка задания). Успешному формированию у младших школьников элементарных основ творческого миропонимания, развитию творческих способностей и формированию нравственно-ценностных качеств личности содействуют занятия математикой. Младшие школьники наиболее активно подключаются к исследовательской деятельности по выявлению математических закономерностей, связей предметов в процессе работы над нестандартными заданиями. Важнейшим инструментом оптимизации обучения любой дисциплине и, в частности математике, является система учебных заданий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Содержание и систематический характер заданий, а также их целенаправленность и регулярность обусловливают направленность обучения и те реальные результаты, которые могут быть получены в процессе обучения. Чтобы обучение содействовало формирова-

Бекоева Марина Ивановна педагогические

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ... науки

нию творческой самостоятельности учащихся, отмечает Т.К. Жикалкина, необходимо, чтобы оно осуществлялось на основе использования соответствующих творческих заданий. Творческими заданиями в самом общем виде называют те задачи и упражнения, постановление и решение которых выполняется в форме инновационной, исследовательской, созидательной деятельности [6, с. 34-37]. Понятие задание включает в себя обязательное взаимодействие как минимум двух его участников: поручающего выполнить какое-то требование и того, к кому обращено это поручение. Формируя различные виды заданий, необходимо включать в рассмотрение не только содержание предметных задач, но и характер используемых способов деятельности.

Обучать творчеству - это, прежде всего, учить творческому отношению к деятельности, а деятельность, в свою очередь, - это самый главный источник развития психических познавательных процессов, без чего не может развиваться человек как творческая личность. Формированию творческих способностей школьников содействуют и формы и методы проведения уроков (Ф.Х. Киргуева): благожелательный, творческий, благосклонный микроклимат в классе, обстановка взаимоуважения, наличие сотрудничества преподавателя и обучающихся, внимание к каждому школьнику, поощрение даже небольших достижений [2, с. 109-112]. На уроке младшие школьники должны овладеть не только академическими знаниями и умениями, но и приемами активной мыслительной деятельности, способами гармоничного развития учащихся. Учитель обязан создать все необходимые условия для максимальной реализации творческих способностей школьников (М.И. Бекоева), владеть тактическими приемами активизации учебно-познавательной деятельности, педагогическими технологиями, работать с конкретной программой реализации творческих задач и упражнений, которая бы содержала механизмы основных компонентов творческой деятельности: пространственное мышление, эмоции, воображение, память, образное мышление, эрудиция, восприятие [1, с. 28-34].

Для занятий творческой направленности необходимо формировать чувство уверенности в том, что твои нестандартные идеи и решения будут замечены, приняты, получат правильную оценку и дальнейшее применение. Многие школьники, показывая свои наработки, смущаются. «У меня плохо получилось» - такие оценки нередко соответствуют действительности, действительному положению, но часто за ними скрывается совершенно другой смысл: обучающийся уверен, что его работа сделана неплохо, но он занижает свое мнение о ней, надеясь, что преподаватель все равно увидит и изумится, как удачно все выполнено.

Отношение преподавателя к результатам детского творчества - тема достаточно обширная. Необходимо доброжелательное отношение к тому, что создается детским умом и детскими руками (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов), исключить критику, отстранение и подавление, выбрать ценностное отношение к творчеству каждого отдельного ученика, позицию принятия, одобрения[7]. В основе процесса формирования творческих способностей младших школьников, как пишет в своем исследовании Л.Т. Зембатова, должны лежать следующие позиции: воссоздание изучаемого образа из всевозможных частей - агглютинация; определение образа, аналогичного реально существующему предмету в природе, в окружающей реальности - аналогия; сосредоточение внимания на каком-либо качестве, детали идеального образа - акцентирование; разложение образа на небольшие образы для детального изучения, а потом соединение в одно целое, в результате которого получается зримый образ, - типизация [3]. Именно на этих четырех позициях основываются условия задач и упражнений, развивающих творческие способности учеников младших классов, нестандартный 76

подход к решению задач творческого характера.

По мнению большинства ученых (М.И. Бекоева, Т.К. Жикалкина, Л.И. Земцова, М.Т. Рзаев, Е.Ю. Сушкова и др.), существуют три уровня творческих способностей, восприятия и воображения: начальный - при котором школьник может воспроизвести существующие в природе материалы и явления на репродуктивном уровне; восстанавливающий - когда воспроизводятся предметы и явления, трансформирующиеся под воздействием людей; творческий уровень - основанный на образном осмыслении и восприятии, который максимально отражает индивидуальное, субъективное отношение человека к называемым фактам и явлениям. На творческом уровне четко прослеживается отношение самого творящего как к называемым фактам и явлениям, так и к своей творческой деятельности [1; 6; 8-14].

Проблема развития творческих способностей обучающихся на этапе обучения в средней общеобразовательной школе осложняется самой ситуацией учебно-воспитательного процесса, которая предлагает всем одинаковые задания, стандартные алгоритмы подходов к решению задач и упражнений. Поэтому назрела необходимость во введении в учебный процесс уроков творчества, во время которых младшие школьники могут безбоязненно сочинять, осознанно искать нестандартные решения задач и упражнений, организовывать соревнования друг с другом в образном воспроизведении или восприятии творящегося.

Рассуждая о значимости творческой деятельности школьников, С.Л. Рубинштейн писал: «Формирование логического мышления, активизация творческих способностей и вырабатывание созидательного воображения обусловлены в некоторой степени техникой. Неадекватность техники творческим заданиям, ее отсутствие или несовершенство снижает воображение, препятствует успешности дальнейших действий. Имеется множество приемов, способов, технологий, развивающих и активизирующих творческие способности младших школьников»[15].

Творчество - это стремление к творческим действиям, это деятельность, результатом которой является творение, разработка новых материальных или идеальных ценностей. Творческую деятельность в процессе воспитания младших школьников обычно связывают с понятиями «одаренность», «развитие», «формирование», «способности», «любознательность», «креативность», эрудиция», «познавательный интерес». К творческой деятельности наиболее подготовлены и способны те учащиеся, пишут Л.И. Земцова и Е.Ю. Сушкова, которые отвечают определенным показателям и критериям одаренности, талантливости. К ним относятся: активная мыслительная деятельность, любознательность, креативность, опережающее умственное развитие, упорство в учебно-познавательной деятельности, выдвижение новых идей и способов деятельности, переход любознательности в познавательный интерес, наблюдательность, осмысление собственных действий, развитая устная и письменная речь, структурированность действий, смышленость [8, с. 42-46].У многих обучающихся наблюдается определенный тип интеллекта и эмоциональной сферы, ранняя устремленность познавательных интересов на конкретный вид познавательной деятельности, энергичность, творческие способности к математике, шахматам, творческая активность, лидерские качества, умение ставить достигать поставленных целей; готовность к исполнению различных видов деятельности.

Соотносимы ли творчество и уровень обучения, особенно младших школьников? Отвечаем, да соотносимы! Обучение в младших классах может быть построено на целостной системе творческих поисков и решений; необходимо искать так называемые «субъектно-твор-ческие задачи и упражнения», то есть такие задания, решение которых в целом для науки не представляет какого-то нового открытия, но в деятельности конкрет-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)

Бекоева Марина Ивановна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ...

ного школьника является именно проявлением творчества, креативности, активной мыслительной деятельности. Для более успешного осуществления процесса формирования творческих качеств у младших школьников (М.И. Моро, С.В. Степанова), таких как повышенная мотивация, познавательная потребность, креативность, познавательный интерес, готовность к нестандартному поиску решения, наблюдательность во всех сферах учебной деятельности, необходимо обеспечение следующих условий: развитие у школьников личностных качеств, служащих предпосылкой для их активной творческой деятельности; вырабатывание общительности, наблюдательности, инициативности, коммуникабельности, развитие памяти и быстроты вспоминания; смышлености, привычки анализировать и осознавать события [4, с. 79-82].

Творческая деятельность присуща тем школьникам, которые достигают ускоренного развития в самых различных областях: умственной, психической, физической, нравственной, волевой. Наиболее эффективным механизмом формирования творческих способностей младших школьников является проведение специально разработанного «урока творчества» один раз в неделю. Достоинством такого урока является, в основном, достаточный объем творческих заданий, систематичность, а также целенаправленность и регулярность.

Такие уроки характеризуются тем, что ученикам предлагаются задания вне программного характера, занятия проводятся чаще в интерактивной форме, где школьники сами оценивают свои достижения и неудачи, что создает положительный тон: непринужденность, заинтересованность, желание самостоятельно выполнять предлагаемые задания [16]. Выполнение задач повышенной трудности для умственной деятельности выступает важной частью занятия, урока по развитию творческих способностей младших школьников. Весь урок необходимо проводить в интеллектуальном подъеме и эмоциональном духе, что дает импульс творческой энергии учителя и школьников, развитие сотрудничества, равноправное сотворчество учителя и учеников заражают творческой энергией друг друга.

Каждый ученик на уроке имеет возможность проявить себя в зависимости от желания и способностей обучаться, поскольку все они задействованы в различных формах реализации учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, групповой, интерактивной, игровой, поисковой, художественной, коммуникативной и т.д. Мыслительно-поисковая деятельность школьников активизируется разнообразными приемами умственной деятельности; используются методы исследовательского, поискового, эвристического характера; ученики адекватно реагируют на нестандартные новые обстоятельства; учитель формирует, побуждает и ведет мысль школьников к самостоятельному нахождению проблемы формирования творческих способностей; пояснение преподавателя выделяется богатством речевых форм и выразительностью; учитель в монологах периодически создает проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учеников новой информацией и способами его обработки и использования в решении нестандартных задач; обучает учащихся заботиться о стиле взаимоотношений, о гигиенических нормах и оформлении классных помещений и т.д. [17, с. 191-196].

Для формирования у младших школьников способности к планированию и целеполаганию полезно обсудить с ними, как они видят будущие свои действия при выполнении нестандартного задания на творческих уроках. Для этого необходимо часто включать учебные задачи, требующие разработки плана решения задач. НА уроках математики требуются умения осуществлять сравнение, анализ, обобщение, индукция, дедукция, классификация, абстракция и т.д. Развитию нешаблонного анализа у младших школьников способствуют такие задания, как решение задач с недостающими ис-

ходными данными в условии или дополнительными ненужными данными, решение нестандартных творческих задач и упражнений.

Для более успешного формирования творческих способностей младших школьников на уроках математики важную роль играют задания, которые ориентируют учеников на получение нового творческого продукта [18]. Таким продуктом может быть составленная задача по рисунку (А.Д. Гусова), по предметам в классном помещении, по воображаемым вещам, составленная и решенная задача-шутка[19]. Такая работа дает возможность включения школьников в посильную творческую учебно-познавательную деятельность.

Следует отметить, что творческие работы младших школьников индивидуальны, в каждой из них проявляется характер ученика, его отношение к окружающему миру. Индивидуальный подход важен для каждого школьника для того, чтобы он хорошо учился и максимально развивался. Раскрытие индивидуальности младшего школьника создает благоприятные условия для формирования таланта. То обучение, которое в наибольшей степени соответствует индивидуальным особенностям ученика, его способностям и потенциальным возможностям в приобретении компетенций, и будет считаться развивающим и формирующим обучением. Важнейшая задача учителя заключается в том, чтобы выявить характер индивидуальности школьника, помочь ему развиваться, предельно высоко проявить свои наилучшие личностные свойства.

Чтобы школьники проявили познавательный интерес к математике (М.И. Моро, С.В. Степанова), разумнее будет включать элементы истории математики в учебный процесс[4, с. 79-82]. Это поможет совершеннее и полнее раскрыть содержание дисциплины, расширить кругозор школьников, повысить уровень общей культуры.

На уроке необходимо систематически использовать материал, способствующий развитию логического мышления, творческого потенциала, способностей, познавательного интереса к предмету. В своей преподавательской деятельности учитель не должен давать ученикам готовые знания, а направлять на то, чтобы дети сами научились находить как можно большее количество вариантов анализа проблемы и путей ее решения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, можно утверждать, что младшие школьники не только готовы к использованию творческих заданий, предлагаемых им учителем, но и сами способны придумывать и использовать их при решении дополнительных задач. В отношении каждого конкретного ученика этого нельзя утверждать, но в отношении большинства учеников начальных классов предположение остается верным. Современные школьники не похожи уже даже на своих ровесников десять лет назад. Сегодня каждый класс, каждый школьный коллектив может преподнести, так называемы «сюрпризы» в творческих заданиях. Однако остается непоколебимым: без квалифицированного, внимательного, грамотного, оптимистично настроенного учителя развитие творчества у школьников невозможно.

Чувство радости от испытания результатов творческой деятельности провоцирует на творческие действия. Это поход в незнакомое, но в то же время, занимательное пространство.

Чтобы успешно его осуществить, нужны изобретательность, выдумка и прочные знания, упорство, труд, способности к творчеству. Исследования, пусть они еще незначительные, но могут стать дорогой к раскрытию ранее неизвестного, интересного. Несмотря на значительную роль природных задатков, склонностей ученика, особенностей его характера, познавательные возможности, привычки, потребности и интересы формируются не самотеком, а в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности.

Бекоева Марина Ивановна

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бекоева М.И. Факторный подход к исследованию математических способностей учащихся в условиях профильного обучения //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2009. Т. 2. С. 28-34.

2. Киргуева Ф.Х. Совершенствование математической подготовки будущих учителей начальных классов //Современные технологии в образовании. 2015. №4. С. 109-112.

3. Зембатова Л.Т. Дидактическая модель повышения качества начального математического образования учащихся национальной школы //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ (15). С. 80-82.

4. Моро М.И., Степанова С.В. Математика. Начальная школа. 2014.№8. С. 79-82.

5. Секинаева Б.Ш. Математика как часть общечеловеческой культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 155-157.

6. Жикалкина Т.К. Дидактическая игра на уроке математики. Начальная школа.2014. №3. С. 34-37.

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия. 2012. 576 с.

8. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Роль дидактической игры на уроках математики // Начальная школа.

2014.№10. С. 42-46.

9. Рзаев М.Т. Решение математических задач как способ систематизации знаний у учащихся //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 86-89.

10. Холомина О.А., Курилова А.А. Развитие творческой личности учащихся в условиях развивающегося обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 31-33.

11. Лифанова Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 81-84.

12. Яковлева Е.Л. Эксклюзивная инклюзивность творческой личности // Карельский научный журнал.

2015. № 1 (10). С. 27-30.

13. Бичерова Е.Н. Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 190-193.

14. Знакова Е.С. Развитие творческих способностей учащихся с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 33-35.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Мастера психологии. СПб.: Питер. 2012. 746 с.

16. Китева Э.Р. Формирование познавательных учебных действий у младших школьников //Карельский научный журнал 2016. Т. 5. №5 (12). С. 27-29.

17. Бекоева М.И. Интеграция европейских образовательных систем как основа развития международного образовательного пространства //Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №5 (64). С.191 - 196.

18. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики http://otherreferats. allbest.ru

19. Гусова А.Д.Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе //Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012.№8. С. 229-233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.