Научная статья на тему 'Технология обучения школьников основам информационной безопасности'

Технология обучения школьников основам информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АГРЕССИЯ / INFORMATION SECURITY / TRAINING OF SCHOOL STUDENTS / INTERACTIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL INFLUENCE / INFORMATION AGGRESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денщикова Татьяна Юрьевна, Аров Хасан Нанурович, Должикова Марина Викторовна, Глущенко Ирина Анатольевна, Петьков Валерий Анатольевич

Рассматривается авторский подход к решению проблемы обучения школьников основам социальной информационной безопасности посредством развития у них способностей к адекватному восприятию и оценке социальной информации и ее критического осмысления. С целью формирования основ информационной безопасности у школьников подросткового возраста авторами разработана, реализована и внедрена в образовательную практику педагогическая интерактивная технология, включающая серию логически и преемственно связанных между собой уроков: деловая игра, круглый стол, защита проекта, дискуссия, дебаты. Исследование показало, что реализация разработанной технологии отличается следующими особенностями: возможностью приблизить процесс обучения к реальной действительности (на основе интерактивных уроков); интенсификацией коллективного способа обучения; возможностью усиления эмоциональной составляющей обучения; существенной активизацией самостоятельной учебной деятельности школьников; развитием творческих способностей как ведущих качеств личности; созданием атмосферы научности и гуманизма в учебной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денщикова Татьяна Юрьевна, Аров Хасан Нанурович, Должикова Марина Викторовна, Глущенко Ирина Анатольевна, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF TRAINING OF SCHOOL STUDENTS IN BASES OF INFORMATION SECURITY

The paper discusses the authors' approach to a solution of the problem of training of school students in bases of social information security by means of development at them of abilities of adequate perception and assessment of social information and its critical judgment. In order to form bases of information security at school students of pre-teen years, the authors have developed, realized and introduced the pedagogical interactive technology in educational practice, including a series of logically and successively connected lessons: business game, round table, presentation of the project, discussion, debate. The research has shown that realization of the developed technology differs in the following features: an opportunity to bring process of training closer to reality (on the basis of interactive lessons); intensification of a collective way of training; possibility of strengthening an emotional component of training; essential activization of independent educational activity of school students; development of creative abilities as leading qualities of the personality; and creation of the atmosphere of scientific researches and humanity in study.

Текст научной работы на тему «Технология обучения школьников основам информационной безопасности»

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

ОБУЧЕНИЯ

SPECIFIC TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION

УДК 373.016:[614.8:004] ББК 74.266.89 Д 33

Т.Ю. Денщикова

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности и физической культуры ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»; E-mail: denschykova@mail.ru

Х.Н. Аров

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности и физической культуры ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»; E-mail: denschykova@mail.ru

М.В. Должикова

Старший преподаватель кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности и физической культуры ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»; E-mail: denschyk-ova@mail.ru

И.А. Глущенко

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики безопасности жизнедеятельности и физической культуры Невинномысского гуманитарно-технического института; E-mail: iro4ka-glushenko@yandex.ru

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E- mail: valerype@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

( Рецензирована )

Аннотация. Рассматривается авторский подход к решению проблемы обучения школьников основам социальной информационной безопасности посредством развития у них способностей к адекватному восприятию и оценке социальной информации и ее критического осмысления. С целью формирования основ информационной безопасности у школьников подросткового возраста авторами разработана, реализована и внедрена в образовательную практику педагогическая интерактивная технология, включающая серию логически и

преемственно связанных между собой уроков: деловая игра, круглый стол, защита проекта, дискуссия, дебаты. Исследование показало, что реализация разработанной технологии отличается следующими особенностями: возможностью приблизить процесс обучения к реальной действительности (на основе интерактивных уроков); интенсификацией коллективного способа обучения; возможностью усиления эмоциональной составляющей обучения; существенной активизацией самостоятельной учебной деятельности школьников; развитием творческих способностей как ведущих качеств личности; созданием атмосферы научности и гуманизма в учебной работе.

Ключевые слова: информационная безопасность, обучение школьников, интерактивная педагогическая технология, информационно-психологическое воздействие, информационная агрессия.

T.Yu. Denschikova

Candidate of Biology, Associate Professor of Department of the Theory and Technique of Health Safety and Physical Culture, the Nevinnomyssk State Humanistic-Technical Institute; E-mail: denschykova@mail.ru

Kh.N. Arov

Candidate of Biology, Associate Professor of Department of the Theory and Technique of Health Safety and Physical Culture, the Nevinnomyssk State Humanistic - Technical Institute; E-mail: denschykova@mail.ru

M.V. Dolzhikova

Senior teacher of Department of the Theory and Technique of Health Safety and Physical Culture, the Nevinnomyssk State Humanistic-Technical Institute; E-mail: denschykova@mail.ru

I.A. Gluschenko

Candidate of Pedagogical Sciences, the Head of Department of the Theory and Technique of Health Safety and Physical Culture, the Nevinnomyssk Humanistic-Technical Institute; E-mail: iro4ka-glushenko@yandex.ru

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy and Psychology, the Kuban State University; E-mail: valerype@mail.ru

TECHNOLOGY OF TRAINING OF SCHOOL STUDENTS IN BASES OF INFORMATION SECURITY

Abstract. The paper discusses the authors' approach to a solution of the problem of training of school students in bases of social information security by means of development at them of abilities of adequate perception and assessment of social information and its critical judgment. In order to form bases of information security at school students of pre-teen years, the authors have developed, realized and introduced the pedagogical interactive technology in educational practice, including a series of logically and successively connected lessons: business game, round table, presentation of the project, discussion, debate. The research has shown that realization of the developed technology differs in the following features: an opportunity to bring process of training closer to reality (on the basis of interactive lessons); intensification of a collective way of training; possibility of strengthening an emotional component of training; essential activization of independent educational activity of school students; development of creative abilities as leading qualities of the personality; and creation of the atmosphere of scientific researches and humanity in study.

Keywords: Information security, training of school students, interactive pedagogical technology, information and psychological influence, information aggression.

Современный человек живёт сегодня в очень сложном и противоречивом информационном пространстве. Взрослому и образованному гражданину бывает сложно определить: истинная картина представляется ему по поводу тех или иных мировых или государственных проблем или по какому-то поводу информация искажается или навязывает определённые стереотипы [1, 2]. Школьники подросткового возраста в силу их взросления находятся в сложном психологическом периоде - адаптации к реалиям социума и переосмысления своего мировоззрения на многие процессы, и именно они прежде всего являются слабым звеном в противостоянии информационным угрозам со стороны СМИ, сектантов, вербовщиков-террористов. Эти современные угрозы говорят о том, что школьникам надо разъяснять содержание этих угроз на доступном для них языке и в ненавязчивой форме. Ведущая роль при этом принадлежит школе, имеющей значительные возможности для формирования информационной безопасности школьника [3, 4]. Эти возможности обусловлены рядом организационно-психологических факторов: сензитивностью возраста, доверием к педагогу, желанием познать новоеё актуализировать и проявить себя в подростковой среде и др. [5]. В этой связи организация обучения школьников аспектам социальной безопасности является актуальной проблемой педагогики.

Анализ научных исследований позволил констатировать междисциплинарный характер исследуемой проблемы и показал, что значительное количество работ посвящено общим вопросам защиты информации (В.Г. Герасименко, Д.П. Зегжда, А.А. Малюк, М.П. Сычев, С.П. Расторгуев и др.). Вопросы формирования информационной безопасности школьника освещены в работах A.C. Белкина, H.A. Переломовой, Н.И. Саттаровой, С.Л. Новоселовой.

Разработкой педагогических технологий формирования информационной безопасности занимались А.В. Беляев, М. Коул, И. Морев, Ш. Текл, A.B. Федоров, Г.А. Цукер-ман, A.B. Шадриков и др.

Выполненный нами анализ имеющихся по теме научных работ и сложившегося опыта практической деятельности позволил сделать заключение, что в определении понятия «информационная безопасность» имеют место различные подходы В педагогической науке это понятие в настоящее время чётко не сформулировано. В этой связи нами предложена собственная трактовка информационной безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз.

Нами установлено, что информационная безопасность школьника является педагогически направленным процессом развития у обучающегося знаний об информационной угрозе и умений противостоять ей для минимизации последствий негативного психического и нравственного воздействия.

Сущность процесса развития информационной безопасности школьника определяется совокупностью знаний, умений и навыков по определению информационной угрозы; выявлению степени ее опасности; способности предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

В основу организации настоящего исследования нами было положено предположение, что обучение школьников подросткового возраста в области информационной безопасности будет успешным, если на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в школе будут широко использоваться возможности интерактивных педагогических технологий. Реализация педагогического потенциала этих технологий способна обеспечить высокую

продуктивность познавательной деятельности школьника, исключает формализм в педагогическом взаимодействии и позволяет многосторонне и адекватно оценить личностные и образовательные успехи обучающихся [6].

В педагогическом эксперименте, организованном и проведенном преподавателями кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности и физической культуры НГГТИ на базе МСОШ №7 и 11 г. Невинномысска Ставропольского края в 2014-2017 гг., участвовало 125 школьников, разделенных на контрольные и экспериментальные группы; и 100 их родителей, 17 учителей школ города. С целью формирования знаний и умений в области социальных аспектов информационной безопасности у школьников подросткового возраста нами разработана, реализована и внедрена в образовательную практику педагогическая интерактивная технология, включающая серию логически и преемственно связанных между собой уроков: деловая игра, круглый стол, защита проекта, дискуссия, дебаты. Рассмотри подробно их содержание:

- Урок (деловая игра). Тема: «Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации». Деловая игра проводится с целью формирования и практического закрепления у школьников представлений об информационной безопасности полученных в ходе теоретической подготовки, ознакомления их со специальными техниками противостояния негативному массовому сознанию, выработки и закрепления практических навыков безопасности жизнедеятельности в реальных условиях.

- Урок (круглый стол). Тема: «Сектантство как фактор информационной опасности для человека». Итогом круглого стола стали методические рекомендации:

1) Как вести себя, если вы узнали, что близкий вам человек попал

в секту 2) Что делать, к кому обратиться за советом и помощью? 3) Как следует вести себя при контактах с этим «завербованным» человеком, чтобы не усугубить ситуацию 4) Как выявить, пока не поздно, влияние секты на близкого вам человека.

- Урок (защита проекта). В процессе урока школьники защищали разработаный ими проект для родителей младших классов «Телевидение, опасности, дети».

- Урок (дискуссия, дебаты). Тема: «Говорим «нет» терроризму и ксенофобии!» При подготовке к дебатам были разработаны мультимедийные презентации и фрагменты документального фильма «Внимание! Работает вербовщик», которые наглядно демонстрируют приёмы вербовщиков террористических организаций.

- Классный час для родителей. Тема: «СМИ и ваш ребёнок». В ходе проведения классного часа было проведёно анкетирование для родителей (работающих в различной профессиональной сфере и имеющих различный социальный статус) с целью выявления степени осознанности ими нанесения вреда СМИ детям, а также предложен учебный проект для родителей по регуляции ими процесса воздействия СМИ на социальное развитие их ребёнка.

- Представление и обсуждение результатов исследовательской работы по формированию у школьников подросткового возраста знаний в области информационной безопасности на внутришкольной методической конференции.

В процессе эксперимента нами обнаружены факты, свидетельствующие о недостаточном уровне подготовки школьников к противостоянию агрессивному влияниянию информационных опасностей, которые воздействуют на их сознание и психику. К ним относятся: некоторые Интернет-сайты, и чуждая пропаганда (вербовщики и сектанты),

и пропаганда, и реклама СМИ, влияние подростковой субкультуры. Об этом свидетельствовало, в частности, то, что больше половины опрошенных школьников (76%) не догадывались о таком мощном окружении информационных опасностей. В то же время из числа тех, которые знакомы с проблемой, лишь 7% смогли чётко определить, где и когда возможно быть подвергнутым агрессивному информационному воздействию.

Педагогическое наблюдение в процессе уроков и внеклассных мероприятий позволило нам выявить степень включённости в экспериментальный процесс каждого школьника. При этом учитывалось наличие конкретных знаний по

вопросам в области информационных опасностей, активность противостояния негативному влиянию, самостоятельность принятия решения, креативность.

В результате проведённой работы были зафиксированы позитивные изменения, произошедшие по показателям критерия «практическая готовность школьника в области безопасности жизнедеятельности» и уровням сформированности элементов культуры информационной безопасности (табл. 1-2).

В результате проведённой работы на высокий уровнь развития познавательной активности перешли 66,5% школьников экспериментальных групп (в контрольной зафиксировано 23,1%). Как следует

Таблица 1

Практическая готовность школьника в области безопасности

жизнедеятельности

Критерии Показатели Результаты сформированности в группах школьников в %

ЭГ КГ

Умение прогнозировать собственную безопасность жизнедеятельности Высокий уровень развития 67,3/31,0 35,7/31,5

Средний уровень развития Частично развито 31,5/60,0 59,0/59,6

Низкий уровень развития Не развито 1,2/9,0 5,3/8,9

Степень овладения способами защиты от негативного воздействия информации Высокая степень 41,0/10,2 41,0/10,7

Средняя степень Средняя 47,0/38,8 47,0/38,8

Низкая степень 12,0/51,0 12,0/51,5

Владение технологией принятия решения в чрезвычайной ситуации Высокий уровень 61,2/29,1 61,2/28,5

Средний уровень 34,8/40,6 34,8/42,3

Низкий уровень 4,0/30,3 4,0/29,2

Средний показатель уровней развития практической готовности по критериям Высокий 56,5/23,4 45,7/16,6

Средний 37,7/43,0 46,9/27,0

Низкий 5,7/30,1 7,1/26,9

Примечание: количественные данные в %, представленные в числителе, получены после эксперимента, в знаменателе — до него.

Обозначение ЭГ — экспериментальные группы; КГ — контрольные группы.

Таблица 2

Изменение уровней сформированности элементов культуры информационной

безопасности школьников (%)

Уровни формирования компонентов образования Экспериментальная группа Контрольная группа

Мотивационная ценность

Низкий уровень 7,8 35,1

Средний уровень 48,4 40,8

Высокий уровень 43,8 24,1

Когнитивностъ

Низкий уровень 9,3 28,8

Средний уровень 55,9 56,5

Высокий уровень 34,8 14,7

Практическая готовность

Низкий уровень 5,7 7,1

Средний уровень 37,7 46,9

Высокий уровень 56,5 45,7

из материалов таблиц, использование в содержании педагогической технологии интерактивных форм проведения уроков и внеурочных мероприятий позволило улучшить показатели качества знаний. В экспериментальной группе и соответственно у 28,2% школьников контрольной группы; средний показатель уровней сформирован-ности практической готовности на высоком уровне сформирована у 56,5% школьников экспериментальной группы и лишь у 16,6% школьников контрольной группы. Произошло изменение уровней сформированности компонентов культуры информационной безопасности школьников в области информационных угроз: мотива-ционная ценность на низком уровне осталась у 7,8% школьников в экспериментальной группе (у 35% - в контрольной группе); на среднем уровне у 48,4% у школьников в экспериментальной группе, соответственно у 40,8% в контрольной группе; когнитивность изменилась

следующим образом: высокий уровень - 34,8% в экспериментальной группе и 14,7% - контрольной; средний уровень достигнут у 55,9% школьников экспериментальной группы и 56,5% школьников контрольной группы; низкий уровень-9,3%.

Исследование показало, что реализация разработанной педагогической технологии обучения школьников основам информационной безопасности отличается следующими особенностями: возможностью приблизить процесс обучения к реальной действительности (на основе интерактивных уроков); интенсификацией коллективного способа обучения; возможностью усиления эмоциональной составляющей обучения; существенной активизацией самостоятельной учебной деятельности школьников; развитием творческих способностей как ведущих качеств личности; созданием атмосферы научности и гуманизма в учебной работе.

Примечания:

1. Приходько А.Я. Информационная безопасность в событиях и фактах. М., 2001. С. 26.

2. Феоктистов Г.Г. Информационная безопасность общества // Социально-политический журнал: сб. науч. тр. М., 1996. № 5. С. 211-212.

3. Переломова H.A. Информационная безопасность глазами педагога: метод. пособие. Иркутск, 2006. С. 25-26.

4. Papert S. Mindstorms. Children, computers and powerful ideas. Brighton. Harvester. 1980. 230 p.

5. Саттарова Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 179 с.

6. Гринько М.А. Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 24-28.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Prikhodko A.Ya. Information security in events and facts. M., 2001. P. 26.

2. Feoktistov G.G. Information security of the society // Socio-political journal: coll. of scientific works. M., 1996. No. 5. P. 211-212.

3. Perelomova N.A. Information security through teacher's eyes: a methodical manual. Irkutsk, 2006. P. 25-26.

4. Papert S. Mindstorms. Children, computers and powerful ideas. Brighton. Harvester. 1980. 230 pp.

5. Sattarova N.I. Information security of schoolchildren in the educational institution: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. SPb., 2003. 179 pp.

6. Grinko M.A., Petkov V.A. Preparation of future teachers for designing individual guide of teaching senior pupils // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 3. P. 24-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.