Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ПРОБЛЕМЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА / ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ИНЦИДЕНТ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бурляева Виктория Арсентиевна, Олешкевич Татьяна Адольфовна, Соловьева Наталья Владимировна, Чебанов Константин Александрович

В статье представлены результаты исследовательской работы по конфликтологическим проблемам современной России. Дано определение конфликтов, рассмотрены их типы и виды. Так, асимметрия, которая носит экономический, социальный, бюджетный и правовой характер, в многонациональных регионах страны привела к распространению конфликтов и межэтнической напряженности. Исследование позволило выявить негативную тенденцию долговременного сохранения в молодежной среде характерных различий в трудовой деятельности мужчин и женщин в период от эпохи Советской России до настоящего времени. Потребность решать и управлять взаимодействием и ситуациями приводит к востребованности квалифицированных конфликтологов. Современные реалии детерминируют требования к общекультурным навыкам, применяемым в профессиональной деятельности, в том числе конфликтолога-практика. Формирование общекультурных компетенций обеспечивает желаемый результат - подготовку специалиста с развитым чувством ответственности, способного к применению творческого потенциала и самообучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бурляева Виктория Арсентиевна, Олешкевич Татьяна Адольфовна, Соловьева Наталья Владимировна, Чебанов Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CONFLICT RESOLUTION THROUGH THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCIES

The article presents the results of research work on conflictological problems of modern Russia. The definition of conflicts is given and their types and kinds are considered. Thus, the asymmetry, which is of an economic, social, budgetary and legal nature, in the multinational regions of the country has led to the spread of conflicts and inter-ethnic tensions. The study revealed a negative trend of long-term preservation of characteristic differences in the labor activity of men and women in the youth environment in the period from the era of Soviet Russia to the present. The need to solve and manage interactions and situations leads to the demand for qualified conflict analysts. Modern realities determine the requirements for general cultural skills used in professional activities, including those of a conflict analyst-practitioner. The formation of general cultural competencies provides the desired result - the training of a specialist with a developed sense of responsibility, capable of applying creative potential and self-training.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

УДК 316.485.6

Бурляева Виктория Арсентиевна

доктор социологических наук, профессор кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института https://orcid.org/0000-0002-9976-1226

Олешкевич Татьяна Адольфовна

аспирант кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института https://orcid.org/0000-0003-3424-0312

Соловьева Наталья Владимировна

доцент кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института https://orcid.org/0000-0002-6956-8572

Чебанов Константин Александрович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры электроэнергетики и информационных технологий Невинномысского государственного гуманитарно-технического института https://orcid.org/0000-0001-7282-1754

ПРОБЛЕМЫ

РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация:

В статье представлены результаты исследовательской работы по конфликтологическим проблемам современной России. Дано определение конфликтов, рассмотрены их типы и виды. Так, асимметрия, которая носит экономический, социальный, бюджетный и правовой характер, в многонациональных регионах страны привела к распространению конфликтов и межэтнической напряженности. Исследование позволило выявить нега-тивную тенденцию долговременного сохранения в молодежной среде характерных различий в трудовой деятельности мужчин и женщин в период от эпохи Советской России до настоящего времени. Потребность решать и управлять взаимодействием и ситуациями приводит к востребованности квалифицированных конфликтологов. Современные реалии детерминируют требования к общекультурным навыкам, применяемым в профессиональной деятельности, в том числе конфликтолога-практика. Формирование общекультурных компетенций обеспечивает желаемый результат -подготовку специалиста с развитым чувством ответственности, способного к применению творческого потенциала и самообучению.

Ключевые слова:

конфликт, участники конфликта, объект конфликта, конфликтная ситуация, инцидент, общекультурные компетенции

Burlyaeva Victoria Arsentievna

D.Phil. in Social Science, Professor, Department of Professional Education, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute https://orcid.org/0000-0002-9976-1226

Oleshkevich Tatyana Adolfovna

PhD student,

Department of Professional Education, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute https://orcid.org/0000-0003-3424-0312

Solovyeva Natalia Vladimirovna

Associate Professor, Department of Professional Education, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute https://orcid.org/0000-0002-6956-8572

Chebanov Konstantin Alexandrovich

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Electrical Energetics and Informational Technologies, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute https://orcid.org/0000-0001-7282-1754

PROBLEMS OF CONFLICT RESOLUTION THROUGH THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCIES

Summary:

The article presents the results of research work on con-flictological problems of modern Russia. The definition of conflicts is given and their types and kinds are considered. Thus, the asymmetry, which is of an economic, social, budgetary and legal nature, in the multinational regions of the country has led to the spread of conflicts and inter-ethnic tensions. The study revealed a negative trend of long-term preservation of characteristic differences in the labor activity of men and women in the youth environment in the period from the era of Soviet Russia to the present. The need to solve and manage interactions and situations leads to the demand for qualified conflict analysts. Modern realities determine the requirements for general cultural skills used in professional activities, including those of a conflict analyst-practitioner. The formation of general cultural competencies provides the desired result - the training of a specialist with a developed sense of responsibility, capable of applying creative potential and self-training.

Keywords:

conflict, participants of the conflict, object of the conflict, conflict situation, incident, general cultural competences

Анализ большого количества источников позволяет отметить, что, размышляя над проблемой конфликтов, философы и психологи задавались вопросом о возможности существования общества без конфликтов. Практически все исследователи пришли к выводу, что в таком случае однообразность и монотонность сковали бы людей и привели к невыносимым условиям жизнедеятельности. Природа личности и социума устроена таким образом, что конфликтные ситуации, порой перерастающие в конфликт, неизбежны, поскольку существуют различные представления о целях и путях их достижения, о планах и принципах жизни. Тем не менее субъекты конфликта испытывают острые эмоциональные переживания, приводящие к стрессу, а затяжной выход из конфликтной ситуации обусловливает формирование отклонений в поведении, ухудшение результатов деятельности, невроз.

В толковом словаре представлена следующая дефиниция: конфликт - серьезное разногласие, спор, столкновение. Далее в нем кратко раскрываются элементы, отражающие сущность понятия «конфликт». Проведя анализ разных источников, мы сформулировали рабочее определение данной категории. Конфликт - межличностное или межгрупповое противоборство, резко обостряющее осознанные каждой из сторон противоречия (конфликтная ситуация) и столкновение (инцидент) принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения участников (субъектов) в процессе решения проблемы (объекта), имеющей деловое или личностное значение для каждой из сторон.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по тому или иному поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, побуждений оппонентов и т. д. [1]. Формула конфликта показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема формулы конфликта

Пульсовая волна конфликта нестабильна и отличается затухающей либо возрастающей динамикой. Классификация конфликтов имеет многоуровневый характер, некоторые из уровней рассмотрены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Классификация конфликтов

Современное общество нуждается в обеспечении возможности управлять конфликтами, так как самостоятельное решение любого типа конфликтов практически невозможно. Закономерно, что сейчас социум перенасыщен конфликтами разных типов. В частности, основными проблемами молодежи, вызывающими конфликты, являются разнообразные новшества. Применение инноваций приводит к значительным эмоциональным затратам, которые сопровождаются внутриличностными конфликтами новатора (борьбой противоречий в проблемных зонах индивида). На стадии презентации и активного развития новшества автор немедленно попадает в сферу межличностных конфликтов. Поэтому создатели и их разработки испытывают сопротивление социума или его части изменениям.

Конфликтология в России - относительно новая междисциплинарная наука о конфликте (теория и методология). С практической точки зрения она выражена профилактикой, предотвращением, управлением и разрешением конфликтов, постконфликтной практикой.

В свою очередь, мы опираемся на результаты собственных исследований, проведенных в 2020 г. в образовательных организациях Ставропольского края (городах Ставрополе, Невинно-мысске, Пятигорске, Георгиевске, Минеральных Водах, селе Кочубеевском). Опрос осуществлен среди 1 350 респондентов в возрасте от 17 до 35 лет. В статье также используются данные Федеральной службы государственной статистики России.

В рамках исследования важно рассмотреть мегаполисные конфликты. Результаты свидетельствуют, что примерно треть опрошенных родились в городах, население которых насчитывает около 200 тысяч человек и более. В таких городах формируется тип молодого поколения с преобладающей долей девиантного поведения. Приблизительно треть респондентов родились и воспитывались в маленьких населенных пунктах - селах, поселках городского типа и др. Здесь социальный контроль за поведением детей и подростков достаточно силен, а значит, для них характерна минимальная подростковая преступность.

Наиболее распространенным видом жилищной проблемы в современной России является отсутствие отдельной квартиры для семьи. Статистические данные, отражающие жилищные условия современных россиян [2], сводятся к следующим показателям: 13 м2/чел. в древне, 11 м2/чел. в городе. Данные цифры наглядно свидетельствует о стесненных бытовых условиях граждан. Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн м2 в год (к концу 2023 г. - до 112 млн м2 в год) не решит проблему высокой стоимости жилья по причине устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в этот же период [3]. Эти обстоятельства детерминируют невозможность приобретения собственного жилья молодежью.

По данным ВЦИОМ, собственный дом или квартира появляется у россиян после 30 лет [4]. Для молодого поколения Ставропольского края жилищные условия также являются важным аспектом. Характерно, что в регионе, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу [5], более 10 % 24-летних и 7 % молодых людей старше 30 лет либо живут в общежитиях, либо снимают квартиры. Естественно, для тех, кто приехал учиться, эти цифры гораздо выше. Жизнь в общежитии с младенчества до старости была распространена в стране до недавнего времени. Конституционное право на жилье в Советской России в полной мере не было реализовано, и ряды бездомных пополнялись новыми людьми, в том числе более молодыми.

Наше исследование подтвердило общую тенденцию наличия собственного жилья у молодежи в возрасте 17-35 лет. Свыше 90 % 17-летних опрошенных указали, что живут с родителями, это естественно в их возрасте. В более старшем возрасте в среднем 40 % респондентов проживают с родственниками. Анализ остальных ответов на вопрос о совместном проживании людей разных поколений представлен рисунке 3. Уход из родительской семьи после того, как молодые люди обзаводятся собственной, происходит несколько быстрее [6]. Однако следует отметить, что значительная доля участников опроса живут вместе с родителями, в том числе бабушками и дедушками, взрослыми братьями, сестрами и т. д., независимо от типа жилой площади. В то же время семья включает в себя несколько поколений, отличающихся патриархальным наследием.

В возрасте 31 год и более 22,3

В возрасте 24 года и более 49,8

0 10 20 30 40 50 60

Рисунок 3 - Распределение ответов на вопрос о совместном проживании с другими поколениями семьи, % от женатых/замужних респондентов

Статистические дореволюционные данные отражают практику рождения детей вне брака как закрепившуюся тенденцию для российского общества того времени [7]. К сожалению, эта традиция в текущих условиях усилилась, что, в свою очередь, является конфликтологической особенностью развития семейных отношений.

Спецификой жизни в городах и поселках также является социопатическое поведение молодежи, которое часто приобретает характер массовой неправомерной тенденциозности (повышенная агрессивность, хулиганство, акты вандализма), что приводит к увеличению числа осужденных в возрасте до 30 лет. В структуре преступлений изменения коснулись характера правонарушений: удвоилось количество убийств и нанесений тяжких телесных повреждений, увеличилось число преступлений против собственности и преступлений, связанных с производством и сбытом наркотиков. Особую озабоченность вызывает рост преступности среди женщин.

Конфликтно-демографическая ситуация в молодежном обществе РФ напрямую зависит от миграционных процессов: традиционной миграции - из сельской местности в городскую среду или с окраин страны ближе к центру; трудовой миграции, вызванной к жизни современными обстоятельствами существования страны; выбора более богатой территории; распространения ко-ронавируса и др. [8].

Углубляясь далее, необходимо отметить, что результаты вторичной модернизации постсоциалистических стран напрямую связаны с информационной эрой цивилизационного процесса, или эрой знаний, которые должны вызвать экономические и социальные изменения, обусловленные информатизацией общества, цифровизацией экономики и общим глубинным развитием цивилизации. Все эти перемены в совокупности приводят к системному кризису в России и соседних странах, как восточноевропейских, так и азиатских. Конфликт в данном случае возникает потому, что модернизация охватывает жизнедеятельность отдельных индивидов, только личный выбор будет определять уровень их жизни - как отстающих или участвующих в модернизации.

Межстрановая конкуренция - еще один результат вторичной модернизации. Долгое время на попытки обогнать «дружественную» страну была направлена национальная политика СССР, утверждавшая «первенство России среди равноправных народов». После распада СССР проблемы русскоязычных граждан в бывших советских республиках стали особенно острыми с точки зрения конфликтологии. Русских не везде называют оккупантами, но жизнь в таких государствах окрашена в цвета нестабильности и угроз, определяя статус легальных или нелегальных потенциальных мигрантов для подавляющего большинства русскоязычного населения.

Асимметрия, которая носит экономический, социальный, бюджетный и правовой характер, в многонациональных регионах России привела к возрастанию конфликтов и межэтнической напряженности. Например, до сих пор управленческие решения, принятые государственной властью, в том числе любые промахи и ошибки, отождествляются с деятельностью русских в описываемых странах.

Следует акцентировать внимание на том, что все это в соответствии с формулой, представленной на рисунке 1, приведет к усилению и распространению межгосударственного конфликта и, как следствие, создаст серьезную угрозу целостности и безопасности России. Решение уравнения по приведенной формуле не поддается ни ученым-демографам, ни политикам, ни конфликтологам-практикам. Однако найти его необходимо, при этом учитывая мнение граждан современной России.

Таким образом, миграционные потоки еще долго будут обусловлены следующими причинами: вытеснением русскоязычного населения с территорий бывших советских республик; прекращением государственного финансирования ряда регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока (внутренняя миграция) и т. д. [9]. Соответственно, миграционные настроения здесь сохранятся и, возможно, усилятся, особенно среди молодежи, которая, получив общее среднее образование, поедет учиться в промышленные регионы, имеющие крупные образовательные организации различной направленности. Красноречивый показатель обозначенных миграционных настроений - это отсутствие желания возвращаться на малую родину у студентов, обучающихся в столичных вузах.

Кроме того, исследование выявило негативную тенденцию долговременного сохранения в молодежной среде различий в трудовой деятельности мужчин и женщин (с Советской России до настоящего времени). Данное обстоятельство объясняет наличие в среде молодых специалистов как внутриличностных конфликтов, так и конфликтов полов. Например, квалифицированные и неквалифицированные рабочие - это преимущественно мужчины, а служащие без высшего образования - в основном женщины. Гендерный состав руководящих страт в организациях различных организационно-правовых форм характеризуется большим количеством мужчин на всех уровнях управления, по сравнению с женским составом их практически втрое больше. В то же время женщины с большей готовностью занимают должности специалистов разного профиля, но

практически не ведут коммерческую и предпринимательскую деятельность в качестве собственника. Женщины-специалисты предпочитают осуществлять профессиональную деятельность в государственных и муниципальных предприятиях и организациях на «непрестижных» должностях с относительно низкой заработной платой.

Результаты исследования показали обеспокоенность женщин своим будущим (рисунок 4), что не может не сказаться на их жизненных планах и всей системе ценностных ориентаций. Именно женщины являются инициаторами практики малого количества детей в семье.

31-летние женщины 43

24-летние женщины 27

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Рисунок 4 - Возрастная динамика при выборе ответа на вопрос об отношении к будущему: «Смотрю на него с неуверенностью и тревогой», %

В то же время анализ мнений по гендерному признаку по совокупности всеобъемлющих проблем современного российского общества, провоцирующих конфликты разных типов и степеней, показал не просто их сходство, а прямую тождественность внутри каждой возрастной группы. Половина респондентов из молодежной среды, вне зависимости от половой и возрастной принадлежности, дает отрицательную оценку происходящему в России, считая, что причина создавшегося положения заключается в неверном векторном направлении. Кроме того, от трети до половины опрошенных заявляют, что смена правящего режима в конце ХХ в. отрицательно повлияла на их личную жизнь.

Следует отметить, что тенденции, сложившиеся в России до 1985 г., детерминируют требования более высокого уровня образования, но в то же время определяют изначально более низкий социальный статус женщин. Женское население конца ХХ в. было занято в малопрестижных и низкооплачиваемых секторах народного хозяйства. Данный вектор в полной мере сохранился и усилился в последнее десятилетие XX в. и плавно переместился на ХХ1 век. Это, в свою очередь, приводит к общественным конфликтам и появлению сообществ, отстаивающих свои права и возможности.

Конфликтологические ситуации на почве экологии и здоровья нации в целом по стране принимают в настоящее время масштабный характер. Поскольку в годы реформ, когда уровень материального благосостояния большинства трудоспособного населения неуклонно снижался, задолженность по заработной плате увеличивалась, а социальные субсидии практически не выплачивались, общее состояние здоровья нации значительно ухудшилось.

На рисунке 5 представлены статистические данные Всемирной организации здравоохранения [10], а на рисунке 6 - результаты опроса респондентов о состоянии собственного здоровья. Анализ данных блока вопросов, фиксирующих мнение участников исследования, демонстрирует, что в целом большинство молодых людей считают свое здоровье средним. Представители младших возрастных когорт более оптимистичны в оценках, юноши оценивают свое здоровье выше, чем девушки. Лишь небольшая часть опрошенных считает свое здоровье плохим и отмечает наличие у них хронических заболеваний.

У беременных выявлена анемия, а родовые и послеродовые осложнения случаются вдвое и втрое чаще по сравнению с показателями доперестроечных годов

Онкологические заболевания в России имеют причиной некачественное питание

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Рисунок 5 - Статистические данные ВОЗ, %

Возраст от 18 до 24 лет Возраст от 24 до 31 года

Женщины

5 8

Мужчины

10

12

14

16

7

8

5

0

2

4

Рисунок 6 - Анализ ответов респондентов на вопрос: «Есть ли у Вас хронические болезни?», %

Сопоставление полученных оценок и медицинской статистики не отражает реального положения дел, а свидетельствует об искусственных установках массового сознания, опасных для общества. Можно с уверенностью сказать, что молодые люди продолжают устоявшуюся традицию попустительского отношения к своему здоровью: они редко посещают врачей для проведения обязательных профилактических мероприятий.

Демографические характеристики молодежи современной России не исчерпывают весь комплекс социокультурных параметров нового поколения, которое приходит на смену старшим, чья жизнедеятельность протекала в иных исторических условиях [11]. Адаптация молодого поколения к новому образу жизни, культурным нормам и ценностям, далеким для большинства, является одной из серьезных паллиативных проблем современной России.

Потребность решать проблемы и управлять взаимодействием и ситуациями приводит общество к необходимости подготовки квалифицированных конфликтологов. С их помощью накапливается интеллектуальный общественный потенциал. Они принадлежат к числу людей, которые принимают решения и несут ответственность, потому что помогают создавать эту ответственность.

Конфликтолог-практик начинается с медиатора. Последний обладает всеми основными профессиональными качествами, которые использует конфликтолог в работе. Необходимые для осуществления профессиональной деятельности качества формируются на базе компетенций, в том числе общекультурных. Формирование гибких навыков (Soft skills) также происходит при освоении универсальных компетенций. При этом образуются универсальные умения, совершенно не связанные с конкретным профессиональным направлением. Набор навыков, вырабатываемых у конфликтологов-практиков для решения проблемных ситуаций, показан на рисунке 7.

Рисунок 7 - Универсальные навыки, необходимые для решения конфликтов, полученные через формирование общекультурных компетенций

Резюмируя, необходимо отметить, что современные реалии определяют требования к общекультурным навыкам, применяемым в профессиональной деятельности, в том числе конфликтологом-практиком. К таким умениям, приобретаемым в процессе освоения образовательных программ, общекультурных компетенций, относятся полное раскрытие творческого потенциала, усиление личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения, умение принимать правильные экономические решения во всех областях жизнедеятельности. Таким образом, формирование общекультурных компетенций приводит к желаемому результату - подготовке специалиста, обладающего развитым чувством ответственности, способного к реализации творческого потенциала и самообучению в изменяющемся мире.

Ссылки:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов. 5-е изд. М., 2014. 503 с. ; Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров : учебное пособие. Красноярск; М., 2001. 236 с.

2. Жилищные условия [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13706 (дата обращения: 20.04.2021).

3. Бюджет для граждан. К Федеральному закону о Федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. [Электронный ресурс] / сост. С.В. Романов, Т.А. Багдасарян. М., 2020. 74 с. // Официальный сайт Министерства финансов РФ. 2020. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/12/main/2021-2023.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

4. Идеальное жилье глазами россиян [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВЦИОМ. 2021. 15 янв. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/idealnoe-zhile-glazami-rossijan (дата обращения: 20.04.2021).

5. Жилищные условия [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу. URL: https://stavstat.gks.ru/folder/29912 (дата обращения: 20.04.2021).

6. Балакирева Е.А. Ноу-хау в молодежной политике: необходимые преобразования или рискованный эксперимент? // Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4, № 4. С. 541-556.

7. Селютина Е.Н. Правовое положение незаконнорожденных в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 1 (16). С. 61-68. https://doi.org/10.12737/11652.

8. Евстрахов В.П. Социокультурные трансформации в молодежной среде на рубеже XX-XXI вв. (на примере СевероКавказского региона) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2011. 27 с.

9. Миграционная ситуация в республике Казахстан: статистический анализ численности казахского и русского населения / С.Г. Максимова, А. Мураткызы, Д.А. Омельченко, О.Е. Ноянзина // Социальная интеграция и развитие этнокуль-тур в евразийском пространстве. 2018. № 6-1. С. 132-143.

10. Бурляева В.А. Проблематика здорового образа жизни россиян // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 1 (26). С. 36-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации / Т.И. Варзанова, Г.Г. Воробьев, С.И. Григорьев и др. М., 2000. 221 с.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Аракелян Нина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.