Научная статья на тему 'Формирование нравственности будущих педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза'

Формирование нравственности будущих педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / НРАВСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / FUTURE TEACHER / MORALITY / MORAL EDUCATION / MORAL GUIDELINES / MORAL PRIORITIES / MORAL FOUNDATIONS OF PERSONALITY / DEVIANT BEHAVIOR / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононова Светлана Викторовна, Качанова Лариса Александровна

В статье анализируются условия становления нравственных приоритетов будущих педагогов в современном российском образовательном процессе. Обоснована мысль о наличии противоречия между инерционно функционирующими традициями педагогического образования и стремительно меняющимися потребностями современного информационного, цифрового общества. Представлены результаты анонимного анкетирования, проведенного в 2017-2018 гг. с целью определения уровня нравственного воспитания студентов педагогического направления подготовки Невинномысского государственного гуманитарно-технического института (опрошено 120 обучающихся 1-3-х курсов). По его результатам выявлена склонность студентов к нарушению нравственных и социальных норм вследствие различных факторов. В качестве меры по повышению нравственного состояния обучающихся по направлению «Педагогическое образование» принято решение включить в учебный план подготовки специалистов ряд дисциплин, формирующих не только общекультурные компетенции, но и нравственные основы личности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кононова Светлана Викторовна, Качанова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Morality of Future Teachers in the Educational Process of the University

The paper analyzes the conditions for the development of moral priorities of future teachers in the modern Russian educational process. The idea of the existence of a contradiction between the inertia-functioning traditions of teacher education and the rapidly changing needs of the modern information, digital society is substantiated. The results of an anonymous survey conducted in 2017-2018 in order to determine the level of moral education of students of the pedagogical direction of training at the Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute (120 students of 1-3 courses were interviewed) are presented. According to its results, a tendency of students to violate moral and social norms as a result of various factors is revealed. As a measure to improve the morale of students in the direction of “Pedagogical Education”, it was decided to include in the curriculum for the training of specialists a number of disciplines that form not only general cultural competencies, but also the moral foundations of the personality of future teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственности будущих педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза»

УДК 37.034:378

Кононова Светлана Викторовна

Kononova Svetlana Viktorovna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, образования и педагогических наук Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

Качанова Лариса Александровна

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Psychology and Education Science Department, Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute

Kachanova Larisa Aleksandrovna

кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии, образования и педагогических наук Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

PhD in Philology, Associate Professor, Psychology and Education Science Department, Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute

THE FORMATION OF MORALITY OF FUTURE TEACHERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Аннотация:

В статье анализируются условия становления нравственных приоритетов будущих педагогов в современном российском образовательном процессе. Обоснована мысль о наличии противоречия между инерционно функционирующими традициями педагогического образования и стремительно меняющимися потребностями современного информационного, цифрового общества. Представлены результаты анонимного анкетирования, проведенного в 2017-2018 гг. с целью определения уровня нравственного воспитания студентов педагогического направления подготовки Невинно-мысского государственного гуманитарно-технического института (опрошено 120 обучающихся 13-х курсов). По его результатам выявлена склонность студентов к нарушению нравственных и социальных норм в результате различных факторов. В качестве меры по повышению нравственного состояния обучающихся по направлению «Педагогическое образование» было принято решение включить в учебный план подготовки специалистов ряд дисциплин, формирующих не только общекультурные компетенции, но и нравственные основы личности будущих педагогов.

Ключевые слова:

будущий педагог, нравственность, нравственное воспитание, нравственные ориентиры, нравственные приоритеты, нравственные основы личности, отклоняющееся поведение, учебный план.

Summary:

The paper analyzes the conditions for the development of moral priorities of future teachers in the modern Russian educational process. The idea of the existence of a contradiction between the inertia-functioning traditions of teacher education and the rapidly changing needs of the modern information, digital society is substantiated. The results of an anonymous survey conducted in 2017-2018 are presented. in order to determine the level of moral education of students of the pedagogical direction of training at the Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute (120 students of 1-3 courses were interviewed). According to its results, a tendency of students to violate moral and social norms as a result of various factors is revealed. As a measure to improve the morale of students in the direction of "Pedagogical Education", it was decided to include in the curriculum for the training of specialists a number of disciplines that form not only general cultural competencies, but also the moral foundations of the personality of future teachers.

Keywords:

future teacher, morality, moral education, moral guidelines, moral priorities, moral foundations of personality, deviant behavior, curriculum.

Актуальность исследования проблемы нравственного воспитания молодежи в России не вызывает сомнения. Современное общество находится в нравственном кризисе и переживает период распада и трансформации социальных норм и нравственных идеалов, выступающих регулятором поведения индивида в социуме. Нравственный кризис детерминирован внешними и внутренними факторами. Внешними факторами выступают процессы глобализации и информатизации, которые привели к доминированию ценностей комфортной жизни, денег, перенасыщению информацией, что выражается в низком уровне самоконтроля, приводит к деградации личности. Внутренними факторами можно назвать отсутствие четких нравственных ориентиров, кризис института семьи, навязывание системы ценностей Запада.

В условиях глобализации, технологизации и цифровизации мирового пространства в наиболее сложном положении оказалась молодежь, которая вынуждена усваивать западную систему

ценностей, вступающую в конфликт с традиционным российским мировоззрением. Переходный этап развития общества, цивилизационный слом, внедрение новейших технологий и жизненных стандартов требует от молодого поколения наличия необходимых интеллектуальных навыков и компетенций, способствующих включению в новое мироустройство. Вместе с тем важно сформировать такие ценностные ориентации, которые позволят молодежи обеспечить мирное, безопасное, гуманное будущее для себя и последующих поколений россиян. Особое значение в этих условиях приобретает профессия педагога, который призван не только передавать накопленные знания молодому поколению, но и способствовать формированию глубоких мировоззренческих основ личности обучающегося, которые позволят последнему стать творцом нового.

Исходя из изложенного, актуализируется необходимость исследования проблемы формирования нравственности будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Проблема заключается в инерционно функционирующих традициях педагогического образования, с одной стороны, и стремительно меняющихся социальных смыслах, потребностях современного информационного, высокотехнологичного, цифрового общества - с другой. Переходное состояние общества и накапливаемые противоречия несут множество рисков и угроз для нравственных и профессиональных ориентиров будущих педагогов.

В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение нравственности: «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [1, с. 423].

«Словарь по педагогике» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова трактует нравственность как «особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм»; а также как «систему внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: порядочность, честность, готовность прийти на помощь» [2, с. 206].

По мнению Е.М. Емельяновой, «формирование нравственных ориентиров молодежи способно обеспечить развитие общества и государства в целом. Т. е. молодое поколение, в частности студенчество, впоследствии будет определять направление развития общества, так как в молодежной среде формируется тип личности, который будет доминировать в будущем» [3, с. 117].

По мнению современных российских педагогов, высшее образование само по себе не дает высокого уровня нравственного воспитания и сознания индивида [4]. Нравственное воспитание -это процесс содействия восхождению студентов к нравственному идеалу через развитие у них нравственных ценностей, пробуждение и развитие нравственных чувств, становление нравственной воли, побуждение к нравственному поведению [5, с. 88]. Показателями нравственного воспитания в системе высшего образования служат: сформированность знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, нравственные качества личности будущего педагога, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

В настоящее время проблема нравственного воспитания будущих педагогов, которые в перспективе будут реализовывать нравственное воспитание детей и подростков в своей профессиональной деятельности, остро стоит перед вузами страны. В контексте представлений о должном поведении педагога заложены как его функциональные обязанности, так и ответственность перед обществом. Чувство долга обязывает педагога соотносить свои поступки с нормами педагогической морали. Долг для педагога является обязанностью, соблюдение которой должно стать его внутренней нравственной потребностью.

Сегодня стратегию развития человечества определяют транснациональные корпорации, лидирующие в ведущих отраслях мировой экономики. Например, Всемирная торговая организация ввела в научный оборот такие понятия, как «человеческий ресурс», «человеческий капитал» и др., нивелировав тем самым устоявшееся понятие «личность». Это обстоятельство детерминировано формированием общества потребления, которое порождает человека-потребителя, обеспечивающего высокодоходность владельцев крупного капитала, и при этом дискредитирует понятие «человек-творец».

Происходит духовно-нравственное обесценивание человека, что актуализирует потребность формирования высоконравственной личности, в том числе в процессе обучения в вузе. Для решения этой задачи будущим педагогам необходимо знать формы и методы нравственного воспитания и профилактики отклоняющегося поведения учащихся.

Ученые трактуют отклоняющееся поведение как нарушение самоактуализации, выражающееся в избегании морального контроля поведения, противоречащего нравственным стандартам, общественным нормам и правилам поступков индивида данного социума [6]. Чтобы предупредить отклоняющееся поведение, необходимо нейтрализовать отрицательное влияние социальной среды, лимитировать воздействие негативных социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальных групп, противоправного общения), выяснить, что вызывает отклоняющееся

поведение в среде обучающихся вуза - будущих педагогов, для его последующей профилактики, коррекции и повышения эффективности нравственного воспитания в процессе обучения.

В последние годы возросла проблема алкогольной зависимости среди молодых людей. По статистическим данным, в стране за 6 месяцев 2019 г. смертность, ассоциированная с алкоголем, выросла на 18,8 % по сравнению с 2018 г. К таким выводам пришли специалисты Фонда независимого мониторинга «Здоровье», проанализировав данные Минздрава России [7].

Остро стоит проблема наркомании в среде российской молодежи. Социологические исследования показывают, что около 70 % наркоманов - это люди в возрасте до 30 лет, попробовавшие наркотики до 19 лет. В России зарегистрировано около 2 млн наркозависимых молодых людей в возрасте до 24 лет, не обучающихся, не работающих и, как следствие, не имеющих постоянного источника дохода [8]. Стремительно растет число краж, грабежей и других форм противоправных деяний, совершаемых людьми с наркотической зависимостью.

Актуальность проблемы самоубийства среди молодежи подтверждают данные статистики о росте числа самоубийств. Основной причиной суицидального поведения являются конфликты в семье, социальная неустроенность. Согласно оценочным данным ВОЗ, Россия занимает 14-е место по числу суицидов. Исследования российских психологов выявили, что доля суицидально настроенной молодежи составляет 8 % [9].

В последние годы широкое распространение приобрела преступность в молодежной среде. В 2016 г. 40 % несовершеннолетних осуждены за кражи, 14 % - за грабежи, из них более 70 % не имеют образования [10].

Малоизученной является проблема интернет-зависимости у молодых людей, не раскрыто ее влияние на образовательный процесс и нравственное становление личности студента. Исследователи приводят данные, что во время занятий иногда сидят в социальных сетях почти 74 % студентов [11, с. 45].

Проблемы поведения студентов, возникающие в учебно-воспитательном процессе вуза, являются следствием социальных обстоятельств и взаимодействия с социальной средой. В большинстве российских вузов приоритетными направлениями работы выступают организация учебного процесса, формирование профессиональных компетенций обучающихся, развитие научно-исследовательской деятельности студентов. Воспитательному компоненту в части снижения отклоняющегося поведения и формирования нравственных ценностей уделяется недостаточное внимание.

Кризисное состояние института семьи и брака привело к тому, что в 2018 г. 68 % семейных союзов распались [12]. Семья, являясь первичным институтом социализации личности, обусловливает социальное поведение личности, формирует нравственность и закладывает ценностные ориентации, определяющие мировоззрение ребенка. Проблемы во взаимоотношениях подростков с социальным окружением возникают вследствие неблагополучных отношений в семье, не-сформированности нравственных ценностей.

Образовательный процесс в вузе выступает вторым по значимости институтом социализации. На сегодняшний день он претерпевает значительные трансформации: внедряются инновационные формы обучения, возрастает дифференциация программ обучения, увеличивается нагрузка по учебному плану, усложняется процесс поступления в вузы, возрастает стоимость обучения. Эти факторы усиливают психологическую нагрузку на молодое поколение и детерминируют проявления отклоняющегося поведения.

Л.Я. Козлова подчеркивает: «Воспитание студентов в условиях вуза - это одна из ведущих категорий педагогики высшей школы. Оно трактуется как процесс совместной деятельности преподавателей и студентов по формированию у будущих специалистов профессионально значимых личностных качеств» [13, с. 37].

Н.В. Левченко и Г.В. Антонова, изучая нравственное развитие будущих педагогов, пришли к выводу, что оно связано с общей квалификацией, представленной в следующих составляющих: общей профессиональной педагогической подготовке, в частности психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках; основных профессионально значимых личностных качествах педагога, таких как профессиональный долг, гуманность, ответственность, честность, обязательность, требовательность к себе, добросовестное отношение к делу [14, с. 250].

В рамках исследования отклоняющегося поведения и уровня нравственного воспитания студентов в вузе в 2017-2018 гг. проводилось анонимное анкетирование 120 обучающихся 1-3-х курсов педагогических направлений гуманитарного факультета Невинномысского государственного гуманитарно-технического института на тему «Нравственные приоритеты студентов НГГТИ».

Установлено, что для многих будущих педагогов приоритетом выступают уровень и качество образования - 89 %, но 11 % опрашиваемых указали другие жизненные приоритеты. Студенты этой категории демонстрируют отсутствие мотивации к обучению, что проявляется в нере-

гулярной подготовке к занятиям, пропуске занятий по неуважительной причине, наличии задолженностей. На 1-м курсе отсутствовали 7 %, на 2-м - 9 %, на 3-м курсе - 12 % обучающихся. Наиболее распространенным фактором низкой посещаемости является неуважительное отношение к преподавательскому составу: 5 % студентов считают требования преподавателей к их знаниям завышенными. Кроме того, обучающимся сложно в полной мере выполнять необходимые задания из-за несоответствующего уровня школьной подготовки, в связи с чем теряется интерес к обучению. 2 % респондентов допускают возможность применения физической силы в конфликтной ситуации, 3 % указали, что считают возможным применить насилие в отношении более слабого. Свое отношение к такому нравственному пороку, преступлению, как воровство, подавляющее большинство респондентов - 83 % обозначили вариантами ответов «мне это неинтересно». Более 50 % опрошенных считают, что материальные проблемы могут являться причинами совершения преступлений. Постоянно играют в компьютерные игры не менее 8 часов в неделю 69 % опрошенных, проводят много времени в социальных сетях 81 %, делают это во время занятий - 52 %. При этом опрашиваемые указывали, что только недостаток свободного времени ограничивает их в возможности еще большего времяпрепровождения в сети Интернет.

Результаты анкетирования продемонстрировали наличие проблемных зон, связанных с нравственными приоритетами студентов педагогического направления подготовки, негативно отражающихся на установках, ценностях, будущем сценарии жизни студентов. Неудовлетворенность обучающихся моральным климатом в коллективе и отношениями с преподавателями поставила перед профессорско-преподавательским составом вуза сложнейшую задачу формирования нравственных приоритетов в образовательном процессе вуза.

Формирование нравственных основ личности обучающегося является неотъемлемой составляющей лекционных, практических занятий социально-гуманитарных дисциплин и происходит в форме бинарной и информационно-проблемной лекции, коллоквиума, дискуссии, дебатов и брифингов, кейс-метода и метода проектов, деловой и ролевой игры, творческих заданий и внеаудиторной работы со студентами. В учебный план подготовки обучающихся по направлению «Педагогическое образование» были включены дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Этика профессиональной деятельности», «Идеология и практика современного экстремизма и терроризма», «Конфликтология в деятельности педагога начального образования», «Конфликтология в дошкольной образовательной организации», в рамках которых не только формируются общекультурные компетенции, но и укрепляются нравственные основы личности обучающегося.

Повторный опрос студентов в 2019 г. продемонстрировал эффективность выбранного направления работы и доказал, что процесс формирования нравственных основ личности обучающегося включает в себя не только воспитание нравственных представлений, но и создание нравственного фильтра личности будущего педагога.

По нашему мнению, вопрос нравственного развития будущих педагогов в условиях современных преобразований всех сфер российского общества, глобализации образования по «западному сценарию» приобретает еще большую актуальность и выступает одной из важнейших задач для преподавателей вузов. Решение данной задачи в Невинномысском государственном гуманитарно-техническом институте осуществлялось не только благодаря личности педагога, его нравственным характеристикам, требованиям к себе, но и путем совершенствования учебно-воспитательного процесса, начиная с диагностических методов и заканчивая внесением изменений в учебные планы и рабочие программы дисциплин социально-гуманитарного цикла. Комплексный подход к решению проблемы нравственности будущих педагогов не только позволил сформировать нравственные приоритеты у студентов, но и обеспечил их применение в реальной жизни.

Ссылки и примечания:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1999. 944 с.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М. ; Ростов н/Д., 2005. 447 с.

3. Емельянова Е.Н. Влияние морали и нравственности на формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза [Электронный ресурс] // Таврический научный обозреватель : электронный научный журнал. 2016. № 10 (15), ч. 1. Октябрь. С. 116-119. URL: http://tavr.science/stat/2016/10/TNO-15-1.pdf (дата обращения: 27.11.2019).

4. Левченко Н.В., Антонова Г.В. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогических специальностей // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 248-250.

5. Антонова Г.В., Левченко Н.В., Маслов С.И. Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 41. С. 87-92.

6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие. М., 2016. 385 с.

7. Фонд «Здоровье»: за 6 месяцев 2019 г. смертность, ассоциированная с алкоголем, выросла на 18,8 % [Электронный ресурс] // Медвестник: портал российского врача. URL: https://medvestnik.ru/content/news/Fond-Zdorove-za-6-mesya-cev-2019-goda-smertnost-associirovannaya-s-aikogoiem-vyrosia-na-18-8.html (дата обращения: 28.11.2019).

8. Приведено по: Туркина Т.Г. Проблемы современной молодежи: девиантное поведение // Политехнический молодежный журнал. 2017. № 2 (7). https://doi.org/10.18698/2541-8009-2017-2-60.

9. Там же.

10. Там же.

11. Козлова Л.Я. Современное состояние духовно-нравственного воспитания в вузах России // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6, № 21. С. 35-48.

12. Число разводов за год [Электронный ресурс] // Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31604 (дата обращения: 20.10.2019).

13. Козлова Л.Я. Указ. соч. С. 37.

14. Левченко Н.В., Антонова Г.В. Указ. соч. С. 250.

References:

Antonova, GV, Levchenko, NV & Maslov, SI 2014, 'Spiritual and Moral Education of Students Upon Study of Teaching Disciplines at University', Izvestia Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, no. 4-1, pp. 87-92, (in Russian).

Emelyanova, EN 2016, 'The Influence of Morality on the Formation of a Culture of Conflict-free Interaction Among University Students', Tavricheskijnauchnyjobozrevatel': jelektronnyjnauchnyjzhurnal, no. 10 (15), part 1, pp. 116-119, viewed 27 November 2019, <http://tavr.science/stat/2016/10/TN0-15-1 .pdf>, (in Russian).

Kodzhaspirova, GM & Kodjaspirov, AYu 2005, Dictionary of Pedagogy (Interdisciplinary), Moscow; Rostov-on-Don, 447 p., (in Russian).

Kozlova, LYa 2017, 'Contemporary State of Spiritual and Moral Values in Higher Educational Institutions of Russia', Voprosy metodikiprepodavania v vuze, vol. 6, no. 21, pp. 35-48, (in Russian).

Levchenko, NV & Antonova, GV 2015, 'Spiritual and Moral Education of Students Majoring in Education Science', Teoria i praktika obshchestvennogo razvitia, no. 22, pp. 248-250, (in Russian).

Mendelevich, VD 2016, Psychology of Deviant Behavior: a Training Manual, Moscow, 385 p., (in Russian). Ozhegov, SI & Shvedova, NYu 1999, Explanatory Dictionary of the Russian Language, 4th ed., Moscow, 944 p., (in Russian). Turkina, TG 2017, 'Problems of Today's Youth: Deviant Activities', Politehnicheskij molodezhnyj zhurnal, no. 2 (7), https://doi.org/10.18698/2541-8009-2017-2-60, (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Ездина София Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.