внутренних потенций; своевременное определение социально-педагогических проблем субъектно-развивающей социализации студента и использование адекватных мер, действий по разрешению затруднений личностного, образовательного, социально-коммуникационного характера.
Успешная субъектно-развивающая социализация студента в результате грамотного педагогического обеспечения происходит как оптимальная, гармоничная интеграция обучающегося в социум, задающая качественно новый созидательный уровень бытия (с позиции личности — стремление стать субъектом разнообразной деятельности: познания, общения, досуга, труда; с позиции социума — умение каждого обучающегося свободно и ответственно определять свое место в жизни, обществе, культуре; с позиции будущей профессиональной деятельности — готовность к продуктивному исполнению многообразных функций на уровне специальности).
Литература:
1. Белкин А. С. Опора на витагенный (жизненный) опыт - ключ к сотрудничеству, путь к личности ребенка // Мир гуманитарной культуры. Витагенные педагогические технологии. Ростов-на-Дону, 1999. Вып. 1.
2. Григорьева Н. Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте экокультурного подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Хабаровск, 2000. 39 с.
3. Липский И. А. Воспитание как социальный институт // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. С. 48-54.
4. Пак, Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография. М.: Изд-во Университета Российской академии образования, 2010. 180 с.
5. Проект стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: http://pokolenie-2020.ru/assets/images/materials/strateg_2025.pdf
6. Тавстуха О. Г. Инициация рефлексивной деятельности учащихся как один из инновационных способов осуществления воспитательного процесса // Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности и образования в современных условиях: мат. VI междун. научн.-практ. конференции. -Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011. С. 514-519.
Педагогика
УДК 378
аспирант Переверзева Юлия Сергеевна
ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна
ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (г. Невинномысск), ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
НРАВСТВЕННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Аннотация. В статье рассмотрены направления внеучебной деятельности колледжа, формирующие нравственно-профессиональные качества студентов; формы внеучебной работы со студентами по разным направлениям; определены методы направленные на успешную реализацию внеучебной деятельности колледжа; проведено исследование ценностных ориентаций современной учащейся молодежи - студентов колледжа Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, студентов педагогического отряда института и студентов бакалавриата факультета техники и современных технологий института.
Ключевые слова: внеучебная деятельность колледжа, нравственно-воспитательный потенциал, внеучебная работа, специалист среднего звена, ценностные ориентации.
Annotation. The article considers the directions of extracurricular activities of the College, shaping the moral and professional qualities of students; forms of extracurricular work with students in different areas; identified methods to successful implementation of the extracurricular activities of the College; a study of value orientations of modern students - College students Nevinnomysskiy state humanitarian-technical Institute, students of the pedagogical team of the Institute and undergraduate students of the faculty of technics and modern technologies of the Institute.
Keywords: extracurricular activities the College, moral and educational potential, extracurricular activities, specialist mid-level value orientations.
Введение. В сфере среднего профессионального образования внеучебная работа колледжа является важным звеном процесса качественной подготовки будущих специалистов той или иной области, целостной динамической системы учреждений среднего звена образования. Важной задачей колледжа является развитие личности активного студента, реализуемое через взаимодействие с педагогическим составом, окружающей социальной средой, а также обеспечение помощи и поддержки студента в творчестве и самореализации, его способности и готовности к самостоятельному решению любых практико-проектируемых и профессиональных задач. Внеучебной деятельностью можно назвать работу преподавателей и административного аппарата колледжа, результат которой должен быть направлен на формирование требуемых и установленных нравственно-личностных и профессиональных качеств будущих специалистов среднего звена посредством активного вовлечения обучающихся в культурно-досуговую, общественную, научно-инновационную, профессиональную, патриотическую, волонтерскую, вожатскую жизнь СУЗа.
Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение нравственно-воспитательного потенциала внеучебной деятельности в процессе формирования профессиональных качеств у студентов колледжа.
Изложение основного материала статьи. Анализ научно-педагогических статей и работ Левченко Н.В., Данилюк А.Я., Черноусовой Ф.П. и др. [2- 4; 10] по приведенной тематике позволяет сделать вывод о том, что внедрение особых требований и принципов, направленных на воспитание у студентов колледжа нравственно-профессиональных качеств, показывает значительные преимущества внеучебной деятельности.
В качестве основного требования к организации нравственно-воспитательной внеучебной работы предлагается использовать сочетание добровольности, увлекательности и педагогической действенности. Не менее важным требованием для эффективной организации внеучебной деятельности СУЗа, воспитывающим нравственно-профессиональные качества студента, выступает учет возрастных особенностей обучающихся, а также имеющийся уровень развития конкретной студенческой группы или коллектива, а также индивидуальные и групповые интересы, насущные потребности студентов, их мотивация, интерес, способности, ценности, наклонности, жизненные и профессиональные ориентиры.
Воспитание нравственно-профессиональных черт студента колледжа как личности имеет свою определенную специфику, выступая разносторонним и сложным процессом, который состоит из профессиональных, педагогических, социально-психологических воздействий, особенностью которых является их непрерывность и отсроченность результата во времени.
Целью внеучебной работы колледжа в области нравственного воспитания студента выступает возможность развития конкурентоспособного, ориентированного на общечеловеческие ценности будущего специалиста, способного с профессиональной точки зрения решать поставленные задачи, осмысливать последствия принимаемых решений, имеющих практико-ориентированную направленность и нести гражданскую и нравственную ответственность за свои действия с профессиональной точки зрения. Общий подход к нравственно-воспитательной деятельности студентов колледжа ориентирован на реализацию в учебно-воспитательном процессе идеи гуманизма и профессионализма. В соответствии с общей целью нравственного воспитания студентов СУЗа в качестве основных приняты направления нравственно-воспитательной внеучебной работы: культурно-нравственное, профессионально-трудовое, гражданско-мировоззренческое и волонтерско-патриотическое.
Выбор направлений внеучебной деятельности со студентами колледжа сформировался в ходе естественного историко-культурного развития среднего специального образования в России и нацелен на создание благоприятной воспитывающей социально-педагогической среды СУЗа, организацию гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа, организацию инновационной, научно-исследовательской работы обучающихся во внеучебное время, проведение научных, методических, практических конференций по внеучебной работе [1].
Рассмотрим направления внеучебной деятельности колледжа ГАОУ ВО «Невинномысского государственного гуманитарно-технического института» (далее - колледж НГГТИ):
• культурно-нравственное направление внеучебной деятельности. Задачи направления: воспитание высокого уровня нравственной культуры, честности, порядочности, добросовестности, убежденности в необходимости выполнения норм морали; воспитание моральных качеств личности, навыков и умений подобающего поведения в различных ситуациях на практике; воспитание устойчивой потребности в понимании других людей и толерантности, проявление интереса к широкому кругу окружающих проблем, возникающих в рамках подготовки к той или иной профессии.
• профессионально-трудовое направление внеучебной деятельности. Задачи направления: приобщение студентов к профессионально-трудовой, научно-исследовательской и инновационной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со спецификой образования среднего звена; воспитание интереса к постоянному обновлению знаний, а также умений и навыков самостоятельной работы и саморазвития.
• гражданско-мировоззренческое направление внеучебной деятельности. Задачи направления: развитие и воспитание у студентов осознания гражданского долга и собственного достоинства, личной ответственности, уважения, самопознания и самоконтроля.
• волонтерско-патриотическое направление внеучебной деятельности. Задачи направления: активация обучающихся на добровольческую деятельность, развитие позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей, формирование в студенческой среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни, внедрение новых форм организации занятости студентов для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
В качестве конкретных форм внеучебной деятельности в колледже НГГТИ используются: тематические беседы и кураторские часы на темы проблем нравственности, патриотизма, гражданственности; диспуты или дискуссии: «Моя профессия - моя гордость!», «Духовность - норма человеческой жизни!»; студенческие научно-практические конференции; благотворительные акции и (или) марафоны с участием людей преклонного возраста, детей из малообеспеченных семей и детей-сирот из детских домов, конкурсы профессионального мастерства: «Энергия поколений», «Ценю! Помню! Горжусь!», «Мисс и мистер колледжа», «Старостат»; участие в городских, районных, краевых творческих инициативах и конкурсах; проведение традиционных мероприятий: «День знаний», «День преподавателя», «Зимница - старт зимы», «День кафедры» и т.п.
Одной из основных целей колледжа НГГТИ, выступает воспитание конкурентоспособного, ориентированного на общечеловеческие ценности будущего специалиста, способного с профессиональной точки зрения решать поставленные и возникающие в процессе профессиональной деятельности задачи, осмысливать последствия принимаемых практико-ориентированных решений и нести нравственную и гражданскую ответственность за свои поступки и действия. Как отмечают в своей работе А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина: «общая цель воспитания студентов достигается посредством ее реализации системой воспитательных структур и решением конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются воспитание у студентов социально важных качеств посредством участия студентов в общественно-важных делах колледжа; самосознания и создания условий для самореализации личности студента; ориентирования студентов на гуманистические мировоззренческие установки и жизненные ценности; потребности студентов к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры; воспитание у студентов высокого чувства профессионального долга, ответственности, терпения, наблюдательности, эмпатийности, интуиции, интеллекта, уважительное отношение к людям, добросовестность, отзывчивость, твердость характера, состояние постоянной готовность оказать помощь» [3].
Воспитательная внеучебная деятельность должна учитывать специфику обучения по конкретным специальностям, использовать прогрессивные технологии и формы организации [5-7].
Воспитательные задачи внеучебной деятельности колледжа НГГТИ реализуются в представленных выше направлениях работы в соответствии с этапами социализации студентов.
Специфические методы используются для успешной реализации внеучебной деятельности колледжа НГГТИ, предполагающие учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, например, внеучебная работа со студентами первых курсов состоит из:
• адаптационной внеучебной программы, по каждому из имеющихся направлений;
• свободного доступа к имеющейся полной и необходимой информации о специфике обучения и внеучебной деятельности колледжа НГГТИ, о возможности участия в заинтересовавших мероприятиях, кружках, конкурсах и т.п.;
• слаженной работы системы «студенческая группа - староста - куратор - преподавательский состав кафедры» [8].
Применение приведенных выше специфических методов внеучебной деятельности колледжа НГГТИ позволило успешно интегрировать «новичков» в сложившуюся систему образования среднего звена. Интеграция обучающихся продолжается на протяжении всех курсов обучения в колледже. Непосредственно индивидуальная активность каждого студента и уровень развития внеучебного воспитательного пространства в колледже НГГТИ влияют на продолжительность адаптационного периода в каждом конкретном случае. Откуда вытекают критерии интегрированности студента колледжа в образовательную систему среднего звена, выражающиеся в результатах обучения и нравственной воспитанности.
Нами было проведено исследование ценностных ориентаций современной учащейся молодежи: студентов колледжа ГАОУ ВО «Невинномысского государственного гуманитарно-технического института», студентов педагогического отряда НГГТИ «Надежда» и студентов бакалавриата факультета техники и современных технологий НГГТИ. В процессе исследования были установлены ценностные ориентации учащейся молодежи в экспериментальных группах в современных условиях, конкретные и абстрактные, такие как счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, свобода, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость, общественное признание.
А также этические ценности, ценности общения и дела, такие как ответственность, независимость, самоконтроль, воспитанность, жизнерадостность, чуткость, образованность, смелость, аккуратность, исполнительность и рационализм.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку респондентов в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Так, среди терминальных ценностей выделяются «конкретные» и «абстрактные».
Среди конкретных терминальных ценностей студентов педагогического отряда НГГТИ выделяются счастливая семейная жизнь, здоровье, а также наличие хороших и верных друзей Рис. 1.:
Конкретные ценности студентов педагогического
отряда
Удовольствия Счастливая семейная жизнь Продуктивная жизнь Общественное признание Наличие хороших и верных друзей Материально обеспеченная жизнь Интересная работа Здоровье Активная деятельная жизнь
О 5 10 15 20
Рисунок 1. Соотношение конкретных терминальных ценностей студентов педагогического отряда
«Надежда» НГГТИ
Среди абстрактных терминальных ценностей студентов педагогического отряда НГГТИ особое место занимают такие, как любовь и свобода рис. 2:
Рисунок 2. Соотношение абстрактных терминальных ценностей студентов педагогического отряда
«Надежда» НГГТИ
Лидирующие конкретные терминальные ценности студентов бакалавриата НГГТИ - это здоровье, наличие друзей и только потом счастливая семейная жизнь рис. 3:
Рисунок 3. Соотношение конкретных терминальных ценностей студентов бакалавриата НГГТИ
Первостепенные абстрактные терминальные ценности студентов бакалавриата НГГТИ - это любовь и жизненная мудрость:
Рисунок 4. Соотношение абстрактных терминальных ценностей студентов бакалавриата НГГТИ
У студентов колледжа НГГТИ предпочтения были отданы таким конкретным терминальным ценностям, как здоровье, общественное признание и наличие хороших и верных друзей:
Рисунок 5. Соотношение конкретных терминальных ценностей студентов колледжа НГГТИ
Среди студентов колледжа НГГТИ первостепенные абстрактные терминальные ценности были выделены следующие: любовь, свобода и жизненная мудрость:
Рисунок 6. Соотношение абстрактных терминальных ценностей студентов колледжа НГГТИ
Среди инструментальных ценностей у респондентов был выделен такой содержательный блок, как этические ценности. Большинство студентов педагогического отряда НГГТИ отдали предпочтение таким этическим инструментальным ценностям, как ответственность и независимость:
Рисунок 7. Соотношение инструментальных ценностей студентов педагогического отряда
«Надежда» НГГТИ
Студенты бакалавриата НГГТИ выбрали лидирующими такие этические ценности, как ответственность и самоконтроль:
Рисунок 8. Соотношение инструментальных ценностей студентов бакалавриата НГГТИ
У студентов колледжа НГГТИ преобладающие этические ценности - это ответственность и независимость:
■ С )тиетствечность
■ Высокие запросы Независимость
Самоконтроль ■ Широта взглядов
Рисунок 9. Соотношение инструментальных ценностей студентов колледжа НГГТИ
Проведенное экспериментальное исследование, направленное на изучение нравственного компонента воспитания учащейся молодежи, позволяет сделать вывод, что в дальнейшем необходимы: целенаправленная работа по формированию мотивационно-ценностной сферы личности учащихся в колледже; совокупность системы специально организованных действий по развитию содержательно-процессуального аспекта воспитательно-нравственной культуры.
Выводы. Таким образом, воспитание профессионально-нравственных качеств у студентов колледжа следует рассматривать как процесс развития сложившегося национального самосознания, основанный на имеющихся базовых национальных, гражданских ценностях личности, ценностях семейной и личной жизни, которыми будущий специалист должен руководствоваться в жизни и профессиональном становлении, а внеучебная деятельность образовательного учреждения выступает связующим звеном для дальнейшего гармоничного развития студента колледжа как профессионала своего дела.
1. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография / под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова и др. - М.: Логос, 2004. - 328 с.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009.
3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. - 752 с.
4. Левченко Н.В. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогических специальностей // Теория и практика общественного развития. -№ 22. - 2015 - С. 248-250.
5. Петрова Н.П. Открытое образование и его функции в информационном обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 5. С. 120-124
6. Петрова Н.П., Котов С.В., Клушина Н.П. Современные образовательные технологии в высшей школе -Ростов-на-Дону, 2016.
7. Петрова Н.П., Котов С.В., Клушина Н.П. Современные тенденции развития высшего профессионального образования - Ростов-на-Дону, 2016.
8. Положение о самостоятельной работе обучающихся по программам среднего профессионального образования в колледже ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» / Электронный ресурс: http://xn--c1aapr1a.xn--p 1 ai/images/stories/kolledj/docs/Metod_Pologenie_SRS_04.02.2016 .pdf
9. Садыханова Р.Ш. Воспитательный потенциал внеучебной работы в формировании профессионально-нравственных качеств у студентов медицинского колледжа / Вестник Университета. - 2013. -№ 13. - С. 255-258.
10. Черноусова Ф. П. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования потребности человека в человеке, AUN в школе. - М.: УЦ «Перспектива», 2013.
Литература:
Педагогика
УДК:796.088
кандидат педагогических наук, доцент Пестряева Людмила Шейисдановна
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары); доцент Глинкин Борис Николаевич
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары)
СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА
ОСНОВЕ ГИРЕВОГО СПОРТА
Аннотация. В статье приводятся результаты эксперимента, проведенного в Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, подтверждающие эффективность спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов с использованием средств гиревого спорта.
Ключевые слова: студенческая молодежь, спортивно-ориентированное физическое воспитание, элективные курсы по физическому воспитанию и спорту, гиревой спорт, уровень теоретических и методических знаний, показатели относительной силы мотивов занятий гиревым спортом.
Annotation. The article presents the results of the experiment conducted in the Chuvash state agricultural Academy, confirming the effectiveness of a sports-oriented approach in the physical education of students using the means of weight lifting.
Keywords: student youth, sports-oriented physical education, elective courses in physical education and sports, weight sport, the level of theoretical and methodological knowledge, indicators of the relative strength of motives for weight lifting.
Введение. Физическое воспитание студенческой молодежи в вузах как учебная дисциплина является важнейшим базовым компонентом формирования общей и профессиональной культуры современного специалиста.
В последние годы значительно возросло количество научных работ, посвященных исследованию новых концепций преподавания физической культуры и спорта в высших учебных заведениях. Одним из путей повышения физического развития и функциональных показателей студентов к физическим нагрузкам является спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию в образовательных учреждениях [1, 2, 3, 7].
С переходом в России на двухуровневую систему подготовки высшего образования введена учебная дисциплина элективные курсы по физической культуре и спорту. Она представлена как важнейший компонент, направленный на формирование осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом, являющимися средством укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.
Преподавание этой дисциплины заключается в обеспечении студентов свободой выбора, адекватной интересам, склонностям, потребностям и возможностям студентов. Данный подход к проведению занятий должен способствовать мотивации молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом и повышению их физической и спортивной подготовленности.
Идея спортивно-ориентированного физического воспитания возникла ещё в 20 веке, но до сих пор не нашла повсеместного распространения в образовательной системе вузов. При традиционных методиках преподавания дисциплины изучение видов спорта происходит частично и не отражает её сущность. Следовательно, дисциплина элективные курсы по физической культуре и спорту, должна базироваться на конкретных видах спорта, а проводимые занятия направлены на достижение спортивных результатов.
Процесс спортивно-ориентированного физического воспитания опирается на принципы создания наибольших возможностей для освоения ценностей физической культуры и спорта, обязательности использования технологии тренировки и объединения студентов в учебно-тренировочные группы. Учитывая сказанное, теоретическими предпосылками спортивно-ориентированного физического воспитания в сельскохозяйственных вузах становятся следующие положения:
- определение, отбор и дальнейшая ориентация студентов на выбранный вид спорта;
- занятия по дисциплине элективные курсы по физической культуре и спорту должны трансформироваться в спортивно-ориентированные формы, с активным привлечением тренировочных средств и тренировочной программы;
тренировочные занятия должны проводиться с учетом форм, методов, методик, технологий и средств спортивной тренировки выбранного вида спорта.
гиревой спорт представляет собой одну из привлекательных форм приобщения студенческой молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Сущность спортивно-ориентированного физического воспитания выступает как одна из актуальных и инновационных тенденций современного физкультурно-спортивного образования.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время ведется активное внедрение спортивно-ориентированного физического воспитания в процесс обучения по дисциплине элективные курсы по физической культуре и спорту [2]. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, спортивно-ориентированное обучении является инновационным. С учетом этого на базе Чувашской государственной сельскохозяйственной академии была создана учебно-тренировочная группа по гиревому спорту. В рамках дисциплины элективные курсы по физической культуре и спорту был проведен педагогический эксперимент.
В ходе эксперимента применялись следующие методы исследования: тестирование физических качеств, анализ уровня теоретических и методических знаний в области физической культуры и спорту и показателей относительной силы мотивов занятий спортом, методы математической статистики.
Эксперимент проводился в течение трех лет. Экспериментальную группу составили студенты -спортсмены по гиревому спорту, контрольную студенты, обучающиеся по традиционной системе. В обеих группах возраст составлял 18-22 года.
Экспериментальная группа 30 человек, занимались по разработанному тренировочному плану, который направлен на улучшение соревновательного результата. Контрольная группа занималась по традиционной системе и состояла из 50 человек.