ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 37.01(571.6):378
Основные направления реализации Концепции воспитательной работы со студентами направления подготовки «Туризм»
Ю. М. Домра
Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск
Аннотация. В статье рассмотрены приоритеты воспитательной работы в Институте востоковедения, туризма и сервиса Сахалинского государственного университета, принципы воспитания студентов направления подготовки «Туризм», а также основные формы внеучебной деятельности в рамках реализации программы «Основные направления развития воспитательной работы в Институте востоковедения, туризма и сервиса на 2015-2025 годы».
Ключевые
слова: воспитание, принципы воспитания, внеучебнаяработа.
Основой для подготовки практико-ориентированного выпускника направления подготовки «Туризм» высшего учебного заведения является образовательная среда. Цель образования состоит не только в том, чтобы учить, но и в том, чтобы воспитывать. Учебно-воспитательный процесс в Институте востоковедения, туризма и сервиса раскрывает целостность, системность и многообразие мира, активизирует процесс социальной ориентации студенческой молодёжи, осуществляет функцию социально-культурной интеграции и преемственности, создаёт основу для углубления и расширения образованности и воспитанности личности. Ведущая роль в данном процессе отводится воспитанию студентов туристских специальностей в рамках их обучения в вузе.
Воспитание представляет собой составную часть целостного образовательного процесса, в который также входит обучение: обучение влияет на информационно-операционную (когнитивную) сферу человека, в процессе обучения происходит присвоение формальных, уже зафиксированных в науке и культуре знаний и смыслов, а воспитание влияет на развитие мотивационно-ценностной сферы личности, в нём происходит выработка своей собственной, личной культуры смыслов [2, с. 124].
Ключевым звеном в процессе обучения и воспитания в институте выступает профессорско-преподавательский состав. Наряду с передачей необходимых профессиональных знаний преподаватель воспитывает каждого студента как наследника духовных устоев народа. Для этого недостаточно информативного «академического» обучения. Необходимо построение
единого учебно-воспитательного процесса, в котором обучение и воспитание выступают как единое взаимосвязанное образование. В ходе обучения преподаватель побуждает студентов к положительному эмоциональному отношению к выдающимся поступкам людей, стремлению к самообразованию и самовоспитанию качеств, нужных для человека культуры, гражданина и патриота. Но эффективным воспитательное воздействие на студента будет только в том случае, если оно осуществляется интересной и притягательной личностью.
Действенность и результативность воспитания студентов направления подготовки «Туризм» во многом зависят от степени гуманизации образовательно-воспитательного процесса в институте, основными направлениями которого являются:
- активное и всестороннее использование индивидуальных методов и лич-ностно-ориентированных технологий в учебном и воспитательном процессе, позволяющих в максимальной степени учитывать способности, склонности и интересы студентов, а им, в свою очередь, оценивать и усваивать как профессиональные, так и личностные нравственные качества педагогов и учёных;
- развитие демократических методов общения со студентами, утверждение социально-ориентированной системы сотрудничества, развитие активности студентов в учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности, использование практического наследия выдающихся учёных и педагогов университета;
- расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских студенческих структур, преодоление отчуждённости студенчества от участия в формировании учебно-воспитательной политики в вузе;
- усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин, раскрепощение личности студента в учебном процессе, освобождение его от страха перед ошибкой;
- раскрытие способностей каждого студента строить свою деятельность на основе ценностного приоритета духовно-нравственной сферы бытия.
Для решения поставленных задач воспитания в процессе обучения студентов направления подготовки «Туризм» необходимо стимулировать активность студентов, сочетая уважение к личности с требовательностью к ней; открывать перспективу роста студентов, опираясь на положительные качества личности; учитывать индивидуальные и возрастные особенности студентов; добиваться раскрытия социокультурного потенциала выбранной специальности и приобщения к нему студентов в целях постижения восприятия профессии как особого вида культуры; обеспечивать воспитание чувства ответственности как за результаты своего труда, так и за результаты труда коллектива, группы, курса.
Центром образования и воспитания студентов туристских специальностей является кафедра, основными функциями которой являются:
- формирование у студентов гражданской позиции;
- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни;
- сохранение и приумножение традиций вуза;
- организация работы кураторов учебных групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;
- организация научно-исследовательской работы студентов, в том числе по проблемам воспитания;
- внедрение в практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологических исследований, а также научное обоснование существую-
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OF PROFESSIONAL EDUCATION
щих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов воспитания.
В ходе реализации мероприятий в институте воспитательные отношения основываются на научных идеях, которые, в свою очередь, структурируются в ведущие принципы воспитания - научные положения, в соответствии с которыми формируются воспитательные отношения, необходимые и достаточные для достижения поставленных целей [1, с. 15].
При формирования программы «Основные направления развития воспитательной работы в Институте востоковедения, туризма и сервиса на 2015-2025 годы» были определены основные принципы организации воспитания для студентов направления подготовки «Туризм»:
1. Принцип гуманизма предполагает отношение к личности студента как к самоценности и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни.
2. Принцип духовности проявляется в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентаций, интеллигентности и образа мысли российского гражданина, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали.
3. Принцип субъектности заключается в том, что педагог активизирует, стимулирует стремление обучаемого к саморазвитию, самосовершенствованию, содействует развитию его способности осознавать своё «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы.
4. Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодёжи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех её проявлениях.
5. Принцип демократизма основан на взаимодействии и механизме педагогического сотрудничества преподавателя и студента.
6. Принцип природоспособности предполагает учёт возрастных особенностей, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых.
7. Принцип конкурентоспобности выступает как специфическая особенность экономической свободы и свободы предпринимательства в условиях демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа личности специалиста, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности.
8. Принцип толерантности предполагает наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учёт их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих за нормативные требования законов.
9. Принцип вариативности включает различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности [3, с. 15].
Внеучебная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы в институте, столь же приоритетная, как и учебная. Для студентов внеучебная деятельность добровольная, для института - часть выполняемых им функций. Степень участия преподавателей, сотрудников и руководителей структурных подразделений во внеучебной работе со студентами направления подготовки «Туризм» может служить показателем полноты и ответственности в выполнении
их должностных обязанностей.
Внеучебная работа осуществляется в рамках свободного времени, обеспечивающая формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего выпускника направления подготовки «Туризм».
Внеучебная деятельность состоит из разнообразных видов и направлений, реализуемых на уровне института, кафедры, академических групп и предполагает:
- создание объективных условий для творческого становления и развития будущего выпускника;
- создание благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов направления подготовки «Туризм» в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни;
- формирование установки на естественность, престижность и почётность участия студента во внеучебной жизни института (культурной, спортивной, научно-технической и т. п.).
Основными направлениями внеучебной деятельности являются:
- работа по гражданско-патриотическому воспитанию;
- организационная и информационно-методическая работа;
- клубная и кружковая работа по профессиональным интересам студентов;
- организация и проведение традиционных мероприятий;
- научно-исследовательская работа студентов;
- физкультурно-оздоровительная работа;
- общественно-профессиональная деятельность.
Для организации внеучебной работы в каждую группу на всех курсах назначаются кураторы, которые осуществляют свою деятельность на основании утверждённого в Сахалинском государственном университете положения «О кураторе учебной группы (потока)».
Реализация основных направлений внеучебной деятельности в институте осуществляется через механизм внедрения целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста. Эти программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации. Наиболее перспективными могут быть такие программы, как «Студенческая наука», «Студенческое самоуправление», «Эстетика вузовской жизни», «Этика и этикет», «Общественно полезный труд студентов», «Здоровый образ жизни», «Волонтёрское движение».
В ходе осуществления внеучебной работы со студентами могут быть выбраны различные способы, технологии и методы её реализации. Например, информационная и пропагандистская деятельность, лекционно-семинарская работа, научно-исследовательская деятельность студентов, культурно-просветительская работа, деятельность института кураторов, профориентационная работа, организация трудоустройства и вторичной занятости, социальная поддержка студентов, студенческих семей, спортивно-оздоровительная работа и профилактика наркомании, студенческие отряды различного назначения, работа с первокурсниками, корпоративное воспитание студентов, клубная работа, поисковая работа, кружки по интересам и различным направлениям деятельности студентов, организация туристских экскурсий на территории г. Южно-Сахалинска, Сахалинской области.
Таким образом, управление воспитательным процессом проходит поэтапно, в тесной взаимосвязи со всеми структурными подразделениями института. Ве-
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OF PROFESSIONAL EDUCATION
дущая роль в управлении воспитательной деятельностью, безусловно, принадлежит студенту, главному участнику данного процесса, в то же время основные направления воспитательной работы и их реализацию определяет профессорско-преподавательский состав, роль которого является неотъемлемой частью в формировании единого воспитательного пространства в вузе.
Список литературы
1. Безрукова, В. С. Педагогика : учеб.-метод. пособие / В. С. Безрукова. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 381 с.
2. Педагогика : учебник для вузов / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб. : Питер, 2013. - 304 с. - (Стандарт третьего поколения).
3. Программа «Основные направления развития воспитательной работы в Институте востоковедения, туризма и сервиса на 2015-2025 годы».
The Basic Directions of Implementing the Concept of Education for the Students of Tourism and Service Department
Yu. M. Domra
Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk
Abstract. The article concerns the priorities of educational work in the Institute of Asian studies and Hospitality of Sakhalin State University, describes the principles of education for Bachelors of tourism training programme and the forms of extracurricular activities within the programme "Basic directions of the educational development in the Institute of Asian studies and Hospitality".
Keywords: education, principles of education, extra-curricular activities.
Домра Юлия Михайловна Domra Yuliya Mikhailovna
старший преподаватель, кафедра те- Senior Lecture of the Tourism and Service ории и методики сервисной деятельно- Department, Institute of Asian Studies and сти и туризма, Институт востокове- Hospitality дения, туризма и сервиса
Сахалинский государственный универ- Sakhalin State University ситет
693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Лени- 284 Lenina St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693008 на, 284
тел.: 8(4242)450343 tel.: 8(4242)450343
e-mail: domra_86@mail.ru e-mail: domra_86@mail.ru