Педагогический ИМИДЖ
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 377.6
Роль работодателей в подготовке специалистов среднего профессионального образования (на примере Политехнического колледжа
Сахалинского государственного университета)
И. В. Мухин
Политехнический колледж СахГУ, г. Южно-Сахалинск
Аннотация. Показана роль интеграции учебных заведений в подготовке специалистов, отражены основные виды совместной деятельности (на примере Политехнического колледжа Сахалинского государственного университета на 2013-2016 гг.).
Ключевые
слова: профессиональные компетенции, социальное партнёрство
«колледж-предприятие», пути повышения эффективности взаимодействия колледжа и работодателей.
Современные условия подготовки специалистов требуют от учебных заведений более широкой интеграции с предприятиями, которые должны стать заинтересованными участниками образовательного процесса. Перед современным колледжем стоит задача подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Успешное решение этой задачи зависит от современных усилий колледжа и работодателя [3]. Интеграционные процессы в сфере образования затронули Политехнический колледж Сахалинского государственного университета, который располагает потенциальными возможностями для эффективного сотрудничества и взаимодействия с предприятиями-партнёрами.
Исследование, проведённое под эгидой Всемирной туристской организации (ЮНВТО) по методологии TEDEQAL (Tourism Education Quality - «Качество Туристского Образования»), позволило выявить ряд пробелов между ожиданиями предпринимателей и профессионалов в туризме и результатами обучения специалистов данной сферы во всём мире.
По оценке экспертов, уровень подготовки кадров не в полной мере отвечает потребностям рынка труда. Отмеча-
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OF PROFESSIONAL EDUCATION
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
ется несоответствие качества подготовки выпускников ожиданиям работодателей. Среди общих недостатков отмечают отсутствие практических навыков и умений у выпускников для конкретной профессиональной деятельности с учётом квалификационного уровня. Исследование на определение соответствия уровня подготовки будущих специалистов ожиданиям работодателей были проведены в политехническом колледже. В рамках мониторингового исследования [1] была разработана специальная анкета для работодателей, куда был включён ряд вопросов:
1. Оцените профессиональные компетенции наших студентов-выпускников по 5-балльной системе.
2. Пронумеруйте в порядке значимости для производства профессиональные компетенции, которые получает наш студент за период обучения.
3. Дополните данный перечень необходимыми для производства профессиональными умениями и навыками.
Анализ проведённого анкетирования показал, что одной из сторон неудовлетворённости работодателя является оторванность знаний от практики, что проявляется в неумении обращаться с современным высокотехнологичным оборудованием, в психологической неподготовленности к реалиям повседневной профессиональной деятельности [4]. Решение данной задачи требует развития новых форм социального партнёрства между учебным заведением и предприятием, которые бы содействовали достижению обоюдного интереса во взаимодействии Политехнического колледжа Сахалинского государственного университета с одним из своих партнёров, ООО «Мега Палас Отель», и появлению новых правовых норм и новых типов договоров, которые бы при максимальном согласовании и реализации взаимных интересов содействовали колледжу в подготовке специалистов, а предприятию - в обеспечении кадровых потребностей [1].
В связи с этим организация участия работодателей в подготовке профессиональных кадров приобретает в настоящее время особую значимость и становится объективно необходимым условием эффективного развития профессиональных компетенций студентов, которые должны в полной мере отвечать требованиям работодателей. Кроме того, как свидетельствуют итоги мониторинга, треть опрошенных работодателей едины во мнении [5], что для повышения качества подготовки профессиональных кадров в первую очередь необходима организация практики в конкретных организациях (учреждениях), способных со временем стать базовыми для проведения практик различного вида. Кроме того, респонденты из числа потребителей образовательных услуг высших учебных заведений считают, что «проблема качественной подготовки специалистов обусловлена недостаточной эффективностью взаимодействия колледжа с работодателями», что подтверждает важность дальнейшей работы по усилению этого взаимодействия. На наш взгляд, акцент в данной работе должен быть поставлен на удовлетворение потребностей конкретного предприятия (в нашем случае - ООО «Мега Палас Отель»), что повлияет на его заинтересованность в подобном сотрудничестве.
Среди наиболее распространённых направлений совместной деятельности колледжа и работодателей необходимо выделить следующие:
- практическое обучение студентов на реальных рабочих местах специалистами предприятия;
Педагогический ИМИДЖ
- совместная разработка требований к качеству подготовки специалистов; в последнее время - экспертиза основных образовательных программ, разработанных структурными подразделениями колледжа в соответствии с требованиями ФГОС СПО на предмет включения в программу подготовки специалистов среднего звена дополнительных компетенций с учётом мнения ведущих региональных работодателей; разработка и рецензирование учебно-программной документации;
- проведение представителями работодателей различных форм практических занятий: специалистами-практиками - анкетирования студентов при поступлении на практику; учебных занятий для студентов колледжа, в том числе лекционных курсов, семинаров, мастер-классов, деловых игр, практикумов с привлечением работодателей;
- участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников;
- стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
- повышение квалификации представителей работодателей в вузе;
- участие работодателей в научно-практических конференциях, учебных проектах, научных сессиях, днях науки в вузах;
- проведение совместных исследований;
- трудоустройство выпускников на основе совместного консультирования;
- организация совместного участия в региональных консультативных советах и объединениях с целью совершенствования содержания профессионального образования с учётом потребностей конкретных регионов.
По нашему мнению, одним из наиболее эффективных видов сотрудничества является совместная организация практики на предприятии как форма организации учебного процесса, нацеленная на профессионально-практическую подготовку студентов в условиях реальной профессиональной среды.
Таким образом, очевидно, что система среднего профессионального образования не может сегодня развиваться как замкнутая система. Колледж и работодатели являются звеньями одной цепи подготовки специалистов. Эффективность взаимодействия колледжа и работодателя в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров значительно возрастает, если высшим учебным заведениям удаётся осуществить перевод своих стратегических партнёров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных и инновационных процессов, всемерно содействующих овладению студентами комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.
Список литературы
1. Костыгина, В. В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров-строителей в процессе учебно-производственных практик : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / В. В. Костыгина. - Пенза, 2010. - 27 с.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования : федер. закон от 01.12.2007 N° 307-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. referent.ru/1/113937 (дата обращения: 18.02.2012).
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ /
THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION
3. Результаты мониторинга удовлетворённости работодателей качеством подготовки выпускников БелГУ (по данным за март 2010 года) [Электронный ресурс]. -URL: http://niu.bsu.edu.ru/upload/iblock/527/otchet_belgu_2010.pdf (дата обращения: 18.02.2012).
4. Среднее профессиональное образование : приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». - 2013. - № 10 - C. 3.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 18.02.2012).
6. Уровнем знаний выпускников вузов недовольны более половины отечественных работодателей [Электронный ресурс] // SuperJob.Ru : сайт. - 28.09.2011. - URL: http:// www.superjob.ru/community/life/59162/ (дата обращения: 14.02.2012).
Педагогический ИМИДЖ
Role of Employers in Training Specialists of Secondary Vocational Education (case of College PTC SahGU)
I. V. Mukhin
Polytechnic college, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk
Abstract. The article shows the role of educational institutions' integration in training specialists. The main types ofjoint activities (case of College PTK SakhGU in 2013-2016) are shown.
Keywords: professional competence, social partnership «college-enterprise», ways to increase the efficiency of interaction between the college and employers.
Мухин Игорь Владимирович
Преподаватель
Политехнический колледж, Сахалинский государственный университет 693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 284
тел.: 8(4242)450343, e-mail: i.v.m.97@mail.ru
Mukhin Igor Vladimirovich
Lecture
Polytechnic college, Sakhalin State University
284 Lenina St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693008
tel.: 8(4242)450343 e-mail: i.v.m.97@mail.ru