КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. М. САПАРБАЕВА
Кандидат педагогических наук, доцент М. А. Ким,
Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. Сапарбаева, Казахстан, г. Шымкент. Контактная информация для переписки: Республика Казахстан, г. Шымкент, ул. Мадели кожа, 137.
В статье представлена концепция организации воспитательной деятельности в ЮжноКазахстанском гуманитарном институте им. М. Сапарбаева, которая представляет собой совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, организацию и содержание воспитательной работы в вузе.
Ключевые слова: концепция воспитательной деятельности, профессионально личные качества, направления воспитательной работы.
Введение. Концепция воспитательной деятельности представляет собой совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, организацию и содержание воспитательной работы в вузе.
Основная цель воспитательной деятельности - создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания. Система воспитательной деятельности направлена на формирование профессионально-личностных качеств и способностей студентов, на создание условий для их развития, самореализации и самосовершенствования с установкой на будущую профессиональную деятельность.
Система воспитания, над постоянным совершенствованием которой работает педагогический коллектив вуза, имеет в основе следующие принципы:
- единство процессов воспитания, обучения и развития личности студента;
- гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе (как среди студентов, так и между студентами и преподавателями);
- личностный подход в воспитании;
- осуществление процесса трансформации воспитания в самовоспитание, самореализацию личности студента;
- создание эффективной среды воспитания;
- творческое развитие студентов.
№2 I 2011
Цель и задачи воспитания студентов. Ведущей конечной целью воспитания является формирование разносторонней, гармонично развитой личности. На период обучения студента в вузе эта цель конкретизируется с учетом профессиональной подготовки, современныхсоциальныхусловий и потребностей общества, а также возможностей колледжа. Поэтому образовательно-воспитательный процесс в колледже ориентирован на воспитание и подготовку высококвалифицированных и разносторонне развитых специалистов, высоконравственных, имеющих гражданскую позицию.
Цель воспитания осуществляется в процессе решения следующих задач:
- формирование профессиональных качеств личности;
- формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, региона, колледжа, окружающих людей;
- нравственное воспитание, результатом которого является усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения;
- приобщение студентов к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего Отечества;
- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде;
- соблюдение норм коллективной жизни, опирающееся на уважение к закону, к правам окружающих людей;
- формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию.
Содержание основных направлений воспитательной работы в вузе.
59
Цель, задачи и принципы воспитания находят свою практическую реализацию в содержании основных направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива и коллектива студентов вуза:
- содержание воспитательного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения;
- содержание воспитательной деятельности куратора, студенческого самоуправления и студентов группы;
- содержание воспитательной работы в деятельности внеучебных воспитательных образований: кружков, секций, худ. самодеятельности.
Содержание воспитательного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения осуществляется в единстве трех составляющих:
- культурообразующий характер знаний по различным предметам, усиление гуманитарного акцента в структуре усваиваемых знаний;
- разнообразие методов обучения, сориентированных на личность студента и особенности ее профессионального становления;
- гуманизация межличностных отношений студент -студент, студент - преподаватель.
Содержание воспитательной деятельности куратора, органов самоуправления и студентов реализуется в целенаправленной жизнедеятельности группы:
- индивидуальная работа со студентами, степень адаптации к условиям колледжа, уровень притязаний, адекватность самооценки, степень развития творческих способностей, профессиональная направленность деятельности, познавательная активность и самостоятельность, интерес к исследовательской работе и др.;
- совместная деятельность куратора, органов самоуправления по формированию положительной мотивации профессиональной подготовки студентов;
- создание в группе атмосферы взаимного уважения студентов друг к другу, помощь студентам в приобретении социального и жизненного опыта, в нравственном и культурном развитии.
Содержание воспитательной работы в деятельности внеучебных образований:
- приобщение студентов к культурным ценностям прошлого и настоящего нашей страны (литературные вечера, дни памяти известных писателей и поэтов, выставки в библиотеке, посвященные памятным дням, встречи с поэтами, посещение музеев и др.);
- профессиональная направленность внеклассной воспитательной работы (встречи со специалистами и выпускниками, экскурсии на предприятия, конкурсы «Лучший по специальности», профессиональные праздники и др.);
- гражданско-патриотическое воспитание (мероприятия к знаменательным датам в жизни страны, области, города, праздники, юбилеи, встречи с ветеранами ВОВ, уроки мужества, экскурсии в музеи и т. д.);
- духовно-нравственное воспитание (беседы о духовности и нравственности, о ценностях семьи, о здоровом образе жизни, о толерантности, диспуты, кинофорумы, акции и др.);
- создание условий для проявления творческих способностей каждым студентом группы (конкурс талантов, презентации, КВН, выставки студенческого творчества и др.).
Технология организации воспитательной работы. Принципы использования методов и форм воспитания студентов в вузе:
- целесообразность использования той или иной технологии воспитания (инновационной, традиционной);
- индивидуализация использования методов воспитания;
- взаимодействие преподавателей и студентов в выборе и реализации технологий;
- гуманистическая направленность методов воспитания;
- использование технологий воспитания, ведущих к самовоспитанию, совершенствованию личности, творческому ее развитию.
В процессе воспитательной работы используются следующие методы и формы совместной деятельности преподавателей и студентов:
- методы формирования профессионального сознания студентов, интереса к выбранной специальности (учебные занятия, научно-практические конференции, конкурсы, кураторские часы, экскурсии на предприятия, беседы со специалистами, круглые столы, профессиональные праздники и др.);
- методы патриотического воспитания, формирования гражданской позиции (учебные занятия, праздники и встречи, экскурсии в музеи и др.);
- методы нравственного воспитания, воспитания культуры поведения и общения, формирование здорового образа жизни (учебные занятия, беседы);
- методы совместной деятельности преподавателей и студентов в воспитательной работе, принимающей формы сотрудничества, соучастия (учебные занятия, выставки творческих работ, конференции, презентации, акции, концерты и др.).
Профессионально-личностные качества, приобретаемые студентами в процессе воспитания в вузе. Результатом всего образовательно-воспитательного процесса в вузе (воспитание осуществляется в любых видах деятельности и взаимодействия студентов) является воспитание высокопрофессиональной, высоконравственной, социально-активной личности (в идеале).
Эта общая характеристика личности конкретизируется в следующих качествах студента, оканчивающего колледж:
60
№2 | 2011
- обладает гражданской зрелостью, высокой нравственностью;
- понимает сущность и социальную значимость своей профессии;
- постоянно работает над обогащением собственных духовных ценностей, интересуется самосовершенствованием и развитием своих способностей;
- обладает убежденностью в том, что трудовая деятельность - неотъемлемая часть жизни человека, готов к добросовестной деятельности в выбранной профессии;
- осознает здоровье как ценность, владеет знаниями и умениями по охране собственного здоровья и физического самосовершенствования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 года № 389-I «Об образовании».
2. Ким М. А. Коррекция здоровья учащихся инновационными методами и средствами физического воспитания // Теория и методика физической культуры. - Алматы. - 2008. -№ 2. - С. 117-120.
3. Постановление Правительства РК от 02.03.05 № 195 «Типовые правила деятельности организаций, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования».
CONCEPTION OF EDUCATION ACTIVITY IN SOUTHERN-KAZAKHSTAN SAPARBAEV HUMANITARIAN INSTITUTE, SHIMKENT
M. Kim, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Southern-Kazakhstan Saparbaev Humanitarian Institute, Shimkent.
Contact information for correspondence: Republic of Kazakhstan, Shimkent, Madeli kozha str., 137.
Conception on education activity in Southern-Kazakhstan Saparbaev Humanitarian Institute, Shimkent is presented in the paper. This conception is the aggregate of views on main principles, arms, tasks, organization and contents of the education activity in the institution of higher education.
Key word: conception of education activity, personal professional characteristics, education activity trends.
№2 i 2011
61