Научная статья на тему 'Аксиологический аспект как ведущий принцип отбора литературного наследия русского зарубежья в школе'

Аксиологический аспект как ведущий принцип отбора литературного наследия русского зарубежья в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА УЧАЩИХСЯ / ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ / AXIOLOGICAL ASPECT IN EDUCATION / STUDENTS' VALUE-SEMANTIC SPHERE / LITERATURE OF RUSSIAN EMIGRE / METHODS OF TEACHING LITERATURE OF RUSSIAN EMIGRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якименко Руслан Витальевич, Ермолаева Елена Николаевна

Поднимается одна из актуальных и сложных проблем не только дидактики, но и современной теории и методики обучения литературы в школе реализация аксиологического аспекта в процессе развития ценностно-смысловой сферы школьников на основе духовно-нравственного воспитания посредством целостного изучения литературы русского зарубежья. Определены компоненты и основные понятия ценностно-смысловой сферы.Материалы данной публикации могут использоваться учителями школ, преподавателями вузов и ссузов, студентами филологического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological Aspect as a Leading Principle of Selection of Literary Heritage of Russian Emigre at School

This article discusses one of the topical and complicated problems not only of didactics, but the modern theory and methodology of teaching literature at school as well realization of axiological aspect during the process of students’ value-semantic sphere development based on the spiritual and moral education through a holistic study of literature of Russian emigre. The components and basic concepts of value-semantic sphere are determined. The materials of the article can be used by school teachers, lectures of high and vocational schools, students of the Faculty of Philology.

Текст научной работы на тему «Аксиологический аспект как ведущий принцип отбора литературного наследия русского зарубежья в школе»

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html

УДК 371.035.461:82(051)

Аксиологический аспект как ведущий принцип отбора литературного наследия русского зарубежья в школе

Р. В. Якименко

Гуманитарный институт СахГУ, г. Южно-Сахалинск

Е. Н. Ермолаева

Южно-Сахалинский педагогический колледж СахГУ, г Южно-Сахалинск

Аннотация. Поднимается одна из актуальных и сложных проблем не только дидактики, но и современной теории и методики обучения литературы в школе - реализация аксиологического аспекта в процессе развития ценностно-смысловой сферы школьников на основе духовно-нравственного воспитания посредством целостного изучения литературы русского зарубежья. Определены компоненты и основные понятия ценностно-смысловой сферы. Материалы данной публикации могут использоваться учителями школ, преподавателями вузов и ссузов, студентами филологического факультета.

Ключевые

слова: аксиологический аспект в образовании, ценностно-смыс-

ловая сфера учащихся, литература русского зарубежья, методика преподавания русского зарубежья.

Аксиология, или общая теория ценностей, является категорией, относящейся к таким наукам, как философия, педагогика, психология, методика обучения и воспитания.

Изначально вопросами аксиологического знания занимались философы: Сократ, Платон, Г. Гегель, Б. Кроче, Д. Дьюи, В. П. Тугаринов и другие, именно они определили, что ценности являются неотъемлемой частью бытия.

На современном этапе развития науки философии проблема ценности продолжает относиться преимущественно к области философского размышления и исследования, не подлежит компетенции всецело какой-либо отдельной науки и даже любого научного направления;

tp://www.iro38.ru/o-jornal.html

способна найти решение в связи с вопросами, стоящими на границе человеческой жизни и человеческого познания, исследование которых составляет своеобразную задачу философии [2, с. 8].

В отечественном образовании аксиологизация занимает важное место. Аксиологический аспект является необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития (В. И. Бойко, Г. П. Выжлецов, Ю. М. Плюснин), исследования проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания человека (М. С. Каган, Н. С. Розов), теории ценностей (А. М. Анисимов, В. П. Бездухов, Е. В. Бондаревская, Г. П. Выжлецов, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров, 3. И. Равкин, Н. С. Розов), изучения феноменологии ценностных установок личности (В. Г. Алексеева, М. И. Бобнева, Н. И. Лапин, В. С. Собкин).

Аксиологический аспект в образовании определяет состав и иерархию ценностей, системообразующим элементом которых выступает личность школьника как главная ценность.

Реализация аксиологического аспекта в образовании возможна в процессе развития ценностно-смысловой сферы личности.

Ценностно-смысловая сфера - понятие широкое и неоднозначное, берёт своё начало в психологии и педагогике и выходит далеко за рамки науки.

Вопросом изучения ценностно-смысловой сферы активно занимались отечественные педагоги, психологи второй половины ХХ века: А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник, В. П. Зинченко, Р. С. Немов, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие. На современном этапе развития науки проблема изучения ценностно-смысловой сферы стала актуальной и востребованной в связи с быстро изменяющимися этическими нормами общества и мировой нестабильностью.

Следовательно, ведущие аспекты развития ценностно-смысловой сферы являются основными критериями отбора произведений такого разнообразного в идейно-художественном смысле явления литературы, как русское зарубежье.

В психолого-педагогической литературе встречаются понятия: «ценностные ориентации», «смысложизненные ориентации», «мотивационно-смысло-вая сфера», «смысловая сфера личности», «смысловые системы», «смысловые образования», «личностные смыслы», которые принято считать синонимичными понятиями ценностно-смысловой сферы, связано это с различными взглядами и принадлежностью того или иного исследователя к конкретной педагогической или психологической школе.

В работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других рассматриваются функциональные возможности ценностей, в которых существует связь человека с культурой. Человеческие ценности обогащают культуру человека, дают понимание жизни, человеческих взаимоотношений, обогащают индивидуальный опыт.

На основе психолого-педагогических мнений и теорий современная методическая наука накопила большой опыт формирования ценностно-смысловой сферы на разных этапах школьного образования, в основе которого лежит духовно-нравственное воспитание учащихся.

Важно отметить, что в Российской Федерации с 2015 года существует «Стратегия развития воспитания на период до 2025 года», которая опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь,

Онлайн-доступ к журналу: Ый

совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством [3, с. 7].

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [3, с. 10].

Стратегия предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы [3, с. 21].

Возникает необходимость рассмотрения духовно-нравственного воспитания в системе школьного образования, изучение различных мнений и подходов о значимости духовно-нравственного воспитания как единого подхода в методике преподавания различных дисциплин в школе.

Вопросом духовно-нравственного воспитания в неразрывном учебно-педагогическом процессе занимались исследователи: Ш. А. Амонашвили, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, М. А. Дьячкова, С. Г. Макеева, Л. А. Славина, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. Е. Щуркова и др.

Духовно-нравственное воспитание является значимым фактором, влияющим на дальнейшую судьбу школьников, выступает гарантом всесторонне развитой, духовно богатой, целеустремленной личности, способной на основе сформированных смыслов и ценностей приносить пользу государству, быть преданным гражданином своей страны, оберегающим и облагораживающим культурные, этические богатства родины.

Ценностно-смысловая сфера неразрывно связана с духовно-нравственным воспитанием, которое является одним из её составляющих. Очевидно, что результат этих процессов един - это гармонично развитая личность, которая повысит интеллектуальный и культурный потенциал страны.

Ценностно-смысловая сфера содержит в себе широкий спектр ценностей и смыслов, образований, компонентов, для нас становится важным её компонентная сторона, поскольку каждое понятие (добро, любовь, Родина, эмиграция и др.), входящее в жизнедеятельность человека, должно быть наполнено личностным смыслом и нести практическую значимость.

Основными компонентами ценностно-смысловой сферы являются ценности-знания, ценности-мотивы, ценности-цели, ценности-смыслы, формирующиеся у учеников в процессе литературного образования, которые в своей взаимосвязи образуют качественно сформированную ценностно-смысловую сферу, то есть только поэтапное развитие всех компонентов поможет учащимся определить жизненные цели, осознать смысл собственного существования, расширить диапазон ценностей и смыслов и др. Именно в данной сфере происходит формирование представлений о социально значимом, идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться, а чего следует избегать.

Для реализации каждого компонента ценностно-смысловой сферы нами были определены понятия, присутствующие в жизни каждого человека (вера, верность, война и мир, гуманизм, дом и чужбина, достоинство, душа, жизнь и смерть, искусство, красота природы, любовь, любовь к природе, милосердие,

дно про г

одиночество, патриотизм, правда, православная культура, преданность, Родина, семья, сила духа, страх, судьба, человек, честность, эмиграция).

Эти понятия являются основными для высокоразвитой личности и будут отражаться в процессе изучения литературы русского зарубежья. Однако в процессе преподавания мы не ограничиваемся лишь выбранными понятиями, а считаем их главенствующими в нашей системе.

Каждое понятие соотносится с возрастом и психологическими особенностями учащихся в концентрах 5-7, 8-9, 10-11 классов (табл. 1).

Таблица 1

Понятия ценностно-смысловой сферы и их реализация в процессе изучения произведений авторов русского зарубежья

Классы Имена авторов и их произведения Понятия ценностно-смысловой сферы

5 класс И. Бунин. Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора», 25 июня 1922 дом и чужбина

Саша Чёрный. Сказка «Мирная война», 1932 война и мир

6 класс И. Бунин. Роман «Жизнь Арсеньева» (Книга первая. I и II главы), 1927 красота природы, православная культура

И. Бунин. Стихотворения: «Всё снится мне заросшая травой», 1922; «Сириус», 1922; «Радуга», 1922; «Льёт без конца. В лесу туман», 1923; «Уныние и сумрачность зимы», 1925; «Только камни, пески да нагие холмы», 1926; «И вновь морская гладь бледна», 1922. любовь к природе

7 класс И. Бунин. Рассказ «Подснежник», 1927 семья

И. Бунин. Стихотворение «Изгнание», 1920. И. Северянин. Стихотворение «Бывают дни: я ненавижу...», 1930 К. Бальмонта «Летучий год», 1929 человек, свобода

8 класс Н. Оцуп. Стихотворение «Мне трудно без России.» (отрывок), 1933 З. Гиппиус. Стихотворения: «Знайте», 1918; «Так и есть», 1933 М. Алданов. Роман «Чёртов мост» (четвёртая часть, главы I, III, IV), 1924 война и мир, преданность

9 класс И. Бунин. Стихотворение в прозе «Роза Иерихона», 1924 М. Цветаева. Стихотворение «Родина», 1932 жизнь и смерть, родина

Классы Имена авторов и их произведения Понятия ценностно-смысловой сферы

Б. Филиппов. Повесть «Счастье», 1948 И. Елагин. Стихотворение «Гимн цензуре», 1973 достоинство, патриотизм

А. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича», 1959 вера, сила духа

И. Бродский. Стихотворение «Я входил вместо дикого зверя в клетку», 1980 правда, милосердие

10 класс В. Набоков. Роман «Дар», 1938 жизнь и смерть, искусство

И. Шмелёв. Роман «Лето Господне», март 1934 - февраль 1944 вера, душа, гуманизм

М. Алданов. Пьеса «Линия Брунгиль-ды», 1937 любовь, честность

11 класс М. Цветаева. Трагедия «Ариадна», 1924 И. Елагин. Стихотворение «Уже последний пехотинец пал», 1947 А. Солженицын. Рассказ «Правая кисть», 1960 верность, любовь

М. Цветаева. Стихотворения: «Лебединый стан» 1918, «Тоска по родине! Давно...», 1934; «Бессонница», 1916 К. Бальмонт. Стихотворение «Жар-птица», 1907 В. Набоков. Рассказ «Облако, озеро, башня», 1937 эмиграция

И. Елагин. Стихотворение «Родина! Мы виделись так мало», 1947 Д. Кленовский. Стихотворение «Сон о казнённом поэте», 1949 В. Юрасов. Роман «Враг народа», 1952 одиночество, страх

И. Бродский. Стихотворения: «В углу-тепло», 1976; «Fin de siecle», 1989 Н. Коржавин. Стихотворения: «Никакой истерики. Всё идет, как ...», 1974; «Довольно!.. Хватит!.. Стала ленью ...», 1974 А. Солженицын. Публицистическая проза. «Как нам обустроить Россию», 1990 правда, милосердие

Таким образом, в процессе целостного изучения литературы русского зарубежья возможно решить такие задачи, как сформировать у учащихся целостное представление о литературе русского зарубежья, реализовать аксиологический аспект в процессе развития ценностно-смысловой сферы учащихся, вызвать интерес к чтению, работе с текстом, создать представление о наследии русского зарубежья ХХ века в широком культурно-историческом смысле.

Список литературы

1. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. - М.: Академ А, 1999. - 162 с.

2. Мелекесов, Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01 / Г. А. Мелекесов. - Оренбург, 2003. - 419 с.

3. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 30.05.2016).

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. 2. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М. : Институт новых образовательных систем, 2004. - 266 с.

5. Якименко, Р. В. Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Р. В. Якименко. - М., 2005. - 244 с.

6. Якименко, Р. В. Поэтический бум ХХ века : (изучение отечеств. поэзии XX в. в вып. кл.) / Р. В. Якименко. - М. : МГОПУ, 2006. - 335 с.

Axiological Aspect as a Leading Principle of Selection of Literary Heritage of Russian Emigre at School

R. V. Yakimenko

Humanitarian Institute, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk

E. N. Ermolaeva

Yuzhno-Sakhalinsk teacher training college, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract. This article discusses one of the topical and complicated problems not only of didactics, but the modern theory and methodology of teaching literature at school as well - realization of axiological aspect during the process of students' value-semantic sphere development based on the spiritual and moral education through a holistic study of literature of Russian emigre. The components and basic concepts of value-semantic sphere are determined.

The materials of the article can be used by school teachers, lectures of high and vocational schools, students of the Faculty of Philology.

Keywords: axiological aspect in education, students' value-semantic sphere, literature of Russian emigre, methods of teaching Literature of Russian emigre.

Якименко Руслан Витальевич

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Гуманитарный институт, Сахалинский государственный университет 693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 284

тел.: 8(4242)450343 e-mail: yakim10@yandex.ru

Yakimenko Ruslan Vitalievich

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Professor of the Department of Russian and Foreign literature Humanitarian Institute, Sakhalin State University

284 Lenina St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693008

tel.: 8(4242)450343 e-mail: yakim10@yandex.ru

Ермолаева Елена Николаевна

преподаватель

Южно-Сахалинский педагогический колледж, Сахалинский государственный университет

693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 284

тел: 8(4242)450343 e-mail: eving88@mail.ru

Ermolaeva Elena Nikolaevna

Lecture

Yuzhno-Sakhalinsk teacher training college, Sakhalin State University

284 Lenina St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693008

tel.: 8(4242)450343 e-mail: eving88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.