Научная статья на тему 'Организация педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза'

Организация педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PEDAGOGICAL PROVIDING / СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SUBJECT DEVELOPING SOCIALIZATION / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / STUDENT / ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ЛИЧНОСТНО-СРЕДОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PERSONAL AND ENVIRONMENTAL INTERACTION / ИНТЕГРАЦИЯ В СОЦИУМ / INTEGRATION INTO SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна, Тавстуха Ольга Григорьевна

В статье охарактеризованы теоретические аспекты организации педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза в контексте активного включения студента в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность с учетом его интересов, потребностей; использование многообразия ресурсов (личностных, образовательного процесса, социума) для обогащения социального опыта, расширения диапазона социально-профессиональных знаний обучающегося; определение социально-педагогических проблем и использование адекватных мер, действий по разрешению затруднений личностного, образовательного, социально-коммуникационного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL ENSURING THE SUBJECT DEVELOPING SOCIALIZATION OF THE STUDYING HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article theoretical aspects of the organization of pedagogical ensuring the subject developing socialization of the studying higher education institution in the context of active inclusion of the student in personal and environmental interaction and the socializing activity taking into account his interests, requirements are characterized; use of variety of resources (personal, educational process, society) for enrichment of social experience, expansion of range of social professional knowledge; definition of social and pedagogical problems and use of adequate measures, actions on permission of difficulties of personal, educational, social and communication character.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза»

7. Осипов А.Ю., Гольм Л.А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №2 (39). Т. 2. С. 178 - 182.

8. Пешков М.В., Шарайкина Е.П. Показатели массы тела студенческой молодежи: современное состояние проблемы // Сибирское медицинское обозрение. 2014. №4. С. 49 - 56.

9. Покровская Т.Ю. Социальное самочувствие студентов с избыточным весом: формы детерминации и направления социальной адаптации: Дис...канд. социол. наук. Казань, 2009. 211 с.

10. Родионова Т.И., Тепаева А.И. Ожирение - глобальная проблема современного общества // Фундаментальные исследования. 2012. №12-1. С. 132 - 136.

11. Романовский С.К. Двигательная активность, как основное условие поддержания и укрепления здоровья современных студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Вестник спортивной науки. 2015. №3. С. 58 - 62.

12. Самамикоджеди Н. Оптимизация врачебного контроля за студентами с отклонениями в состоянии здоровья при занятиях физической культурой: Дис.канд. мед. наук. Москва, 2011. 102 с.

13. Bartnovskay L., Kudryavtsev M., Kravchenko V., et al. Individual health related applied activity in special health group girl-students' way of life in the process of their studying // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2017. №5. P.207-213. D0I:10.15561/18189172.2017.0502

14. Fagaras S., Radu L., Vanvu G. The level of physical activity of university students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. №197. P.1454-1457. D0I:10.1016/j.sbspro.2015.07.094

15. Lebedinskiy V., Koipysheva E., Rybina L., et al. Age dynamic of physical condition changes in pre-school age girls, schoolgirls and students, living in conditions of Eastern Siberia // Physical Education of Students. 2017. №6. P.280-286. D0I:10.15561/20755279.2017.0604

16. Osipov A., Kudryavtsev M., Gruzinky V., et al. Means of optimal body mass control and obesity prophylaxis among students // Physical education of students. 2017. №1. P.40-45. D0I:10.15561/20755279.2017.0107

17. Osipov A., Kudryavtsev M., Fedorova P., et al. Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity // Journal of Physical Education and Sport. 2017. №2. P.871-878. D0I:10.7752/jpes.2017.02133

18. Peres A., Gabriel K., Nehme E. Measuring the bias, precision, accuracy, and validity of self-reported height and weight in assessing overweight and obesity status among adolescents using a surveillance system // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2015. №12 (1). S2. D0I:10.1186/1479-5868-12-S1-S2

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); доктор педагогических наук, профессор Тавстуха Ольга Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ВУЗА

Аннотация. В статье охарактеризованы теоретические аспекты организации педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза в контексте активного включения студента в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность с учетом его интересов, потребностей; использование многообразия ресурсов (личностных, образовательного процесса, социума) для обогащения социального опыта, расширения диапазона социально-профессиональных знаний обучающегося; определение социально-педагогических проблем и использование адекватных мер, действий по разрешению затруднений личностного, образовательного, социально-коммуникационного характера.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение, субъектно-развивающая социализация, обучающийся, вуз, личностно-средовое взаимодействие, интеграция в социум.

Annotation. In article theoretical aspects of the organization of pedagogical ensuring the subject developing socialization of the studying higher education institution in the context of active inclusion of the student in personal and environmental interaction and the socializing activity taking into account his interests, requirements are characterized; use of variety of resources (personal, educational process, society) for enrichment of social experience, expansion of range of social professional knowledge; definition of social and pedagogical problems and use of adequate measures, actions on permission of difficulties of personal, educational, social and communication character.

Keywords: pedagogical providing, the subject developing socialization, the student, higher education institution, personal and environmental interaction, integration into society.

Введение. В условиях современного динамично изменяющегося социума, находящегося в период непростых, противоречивых изменений, связанных с глобальными преобразованиями в социально-экономической, политической, социокультурной и других сферах российского общества актуализируется проблема кардинального повышения качества субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза, развитие его готовности к проявлению активности и лидерских качеств, сохранению духовно-нравственных ценностей человечества [5], формированию «компетентности к обновлению компетенций», осмысленному выбору целей и способов реализации жизненного пути.

Субъектно-развивающая социализация студента как социально-педагогическое явление — значимый процесс установления взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой), обеспечивающий обогащение социальных знаний, формирование социально ориентированных мотивов и накопление социального опыта личностно-средового взаимодействия обучающегося вуза. В рамках субъектно-развивающей социализации студента особое значение придается ценности успешной интеграции

обучающегося в социум и его готовности к самостоятельной жизни; ценности самоорганизации обучаемого; ценности сосуществования, признания и понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, уважения личности и ее прав; ценности социальной и профессиональной самореализации личности и ее свободного саморазвития; ценности смыслотворчества воспроизводства культурных норм, установок, идей и национальной самоидентификации.

Рассмотрение содержательных характеристик и смыслов субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза требует принципиального переосмысления опыта сопровождения социального и профессионального становления субъекта образования в условиях реформирования системы общества в целом, подключения новых источников и ресурсов, выбора оптимальной стратегии ее реализации, эффективного использования возможностей высшего образования. На первый план выходит содействие личностному принятию студентом социальных ценностей, норм социума, смена приоритетов взаимодействия и общения (созидательное взаимодействие и диалог), мобилизация ресурсов всех участников субъектно-развивающей социализации, поддержка инициативных проявлений саморазвития обучающегося в свободных формах деятельности. Это возможно посредством специального педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента вуза, связанного с реализацией определенного набора педагогических форм, методов, условий и технологий, целостно продуцирующих практическую реализацию возможностей социума и образования в профессиональном и социальном становлении обучающегося, актуализацию естественных мотивов самореализации личности и осознанное овладение ею обновленным диапазоном социальных знаний, умений в разнообразных сферах социальных практик.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является обоснование теоретических аспектов организации педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая феномен «педагогическое обеспечение» как научную категорию, мы связываем его с понятием субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза как сложного процесса личностно-средового взаимодействия, освоения социальной среды в целом, предусматривающего интериоризационный и интраиндивидуальный уровни. Выделяя две самостоятельные подсистемы, своеобразие каждой из которых заслуживает особого внимания, считаем, что они одновременно являются и автономными, и, объединяясь, составляют единое целое, и при взаимодействии друг с другом создают новую специфичность: субъектно-развивающая социализация (как процесс гармонизации отношений личности с окружающей действительностью) и педагогическое обеспечение (как комплексное социально-педагогическое явление, определяющее эффективные пути изменения характера традиционной социализации и повышения качества социализации субъектно-развивающего характера).

Успешность субъектно-развивающей социализации напрямую зависит от эффективности ее педагогического обеспечения, учитывающего социальный заказ (государственная политика в области образования, федеральные государственные образовательные стандарты, модель качеств, идеал образованного и всесторонне развитого выпускника вуза, отражающихся в различных концепциях и программах, профессиограммах специалистов и др.) и связанного с созданием условий для оптимальной интеграции в социум профессионально и социально подготовленного студента на различных уровнях системы образования (страны, отрасли, региона, вуза), осуществляемого посредством использования социально-ориентированных действий, а также педагогизации управленческих технологий и средств достижения результата в определенной области [3].

В ходе исследования отчетливо выделился вариант, позволивший:

- трактовать понятие «педагогическое обеспечение» как особое социально-педагогическое явление, имеющее свою теоретико-методологическую стратегию, структуру, функциональную сущность и содержательные характеристики;

- рассматривать педагогическое обеспечение как совокупность взаимосвязанных педагогических средств, форм, методов, технологий, условий, обусловленную спецификой фасилитирующего (сопровождающего) характера педагогической деятельности, диалогового взаимодействия участников социализирующего процесса в условиях вуза;

- связывать педагогическое обеспечение с внешними условиями, отражающими общесоциальную потребность в социализации и подготовке конкурентоспособного, социально и профессионально мобильного студента, как наиболее образованного представителя подрастающего поколения, способного самостоятельно и нестандартно действовать в современном мире;

- выделить в исследуемом явлении набор специальным образом организованных, структурированных и взаимодополняющих содержательных направлений, опосредующих разнообразие информационного обогащения, насыщения социализирующим содержанием образовательного процесса вуза в контексте расширения социальных связей и взаимодействия обучающегося с окружающим его миром.

В нашем исследовании педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза представлено оптимальной совокупностью взаимосвязанных педагогических средств, методов, форм, технологий, условий, содержательно определяющих последовательную переориентацию традиционной социализации (с преимуществом стихийного усвоения социальных знаний, установок, оценочных стереотипов, единообразия норм поведения) на социализацию субъектно-развивающего характера, интегрирующую смыслы внешних (социетальных) и внутренних (индивидуальных) подсистем, стимулирующих самомотивированное стремление студента к новым социокультурным знаниям, избирательно-оценочное овладение комплексом способов, моделей личностно-средового взаимодействия, приобретение нового социального опыта на основе позитивного отношения к социальным нормам и ценностям, когда внутреннее принятие социальных ориентиров регулирует внешнюю социальную деятельность [4].

С этих позиций педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза способствует:

- в организационном плане — оптимальному конструированию социально ориентированной деятельности студента; созданию условий для успешной коммуникации субъектов социообразовательной деятельности, поиску путей и средств обновления методов и технологий субъектно-развивающей социализации; организации целостного процесса субъектно-развивающей социализации с учетом интересов, потребностей, особенностей студента на основе его активного включения в личностно-средовое

взаимодействие и социализирующую деятельность, выстраивание эффективных стратегий поведения, определяющих согласование собственных действий и действий социальных партнеров;

- в содержательном плане — использование многообразия ресурсов (личностных, образовательного процесса, социума), позволяющих максимально эффективно реализовать творческий преобразующий характер деятельности студента, направленный на созидание нового, социально значимого; совершенствование системы диагностики социально ориентированной деятельности студентов; организация разных видов практики и научно-исследовательской работы обучающегося, способствующих приращению социального опыта коммуникативных взаимодействий, социальных связей, отношений за счет комплекса возможностей для саморазвития обучающегося вуза; определение социально-педагогических проблем и использование адекватных мер, действий, профессионально-личностного авансирования для оказания помощи и поддержки студенту в ходе конкретной ситуации затруднения личностного, образовательного, социально-коммуникационного характера;

- в личностном плане — становление социально успешной личности, владеющей не только системой знаний, но и системой инновационно-творческих средств, позволяющих свободно и ответственно определять свое место в жизни, обществе, культуре, самостоятельно ставить цели и находить оптимальные формы и методы их достижения, способной к конструктивной общественно значимой деятельности в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для собственного выбора [6].

Определяя особенности организации исследуемого феномена, можно предположить, что педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза, приобретает фасилитирующий смысл (опосредованная, дозированная, превентивная помощь обучающемуся в решении индивидуальных или коллективных, общественных проблем, сложностей во взаимоотношениях с субъектами образовательного процесса), сопровождающий характер, определяющий приоритет интересов студента в социально ориентированной деятельности, сознательно выбирающего и ответственно преодолевающего трудности личностно-средового взаимодействия. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза оценивается в рамках поддержки саморазвития личности, помогающей создать доступные и адекватные потребностям субъекта образования условия неисчерпаемых возможностей «авторства», самодеятельности, творческой самостоятельности в достижение социальных, личностных и профессиональных акме вершин.

Результаты теоретического анализа позволили выявить особенности организации педагогического обеспечения, в соответствии с которыми происходит повышение результативности и качества субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза:

- латентный, недирективный, сопровождающий характер, определяющий формирование ориентационного поля развития студента, в котором происходят переходы: обучение ^ самообучение, развитие ^ саморазвитие, познание ^ самопознание, помощь ^ самопомощь;

- учет потенциала, психологических особенностей, свойств обучаемого, уровня его актуальных интересов и потребностей;

- вариативность социально ориентированной деятельности, инициирующей мотивацию достижения, социальную активность студента и возможности его самореализации;

- опора на опыт студента, включающий обыденный опыт (сформированный на основе информации бытового уровня), профессиональный опыт (информация учебная), социальный и исторический опыт (информация, полученная в результате коммуникативных связей или заложенная предыдущими поколениями в материальных объектах) [1];

- интенсификация побудительных мотивов самоутверждения, самореализации в мире и профессии;

- диалогизация межсубъектных отношений, установка на признание равного права проявления и развития субъектной сущности каждого;

- ориентир на преодоление рисков личностно-средового взаимодействия;

- предоставление обширного комплекса возможностей образовательного процесса (использование новых форм организации, средств, программ, условий, технологий) и социокультурной среды (организация взаимодействия с социальными институтами, социальными партнерами), провоцируя обучаемых на проявление самостоятельности, свободной и преобразующей активности.

Эти позиции, в сущности, изменяют смыслы, цель, характеристики, условия сложившейся практики социализации, менталитет субъектов взаимодействия, стимулируют разработку различных функций, содержательных направлений продуктивности педагогического обеспечения, учитывающих направленность успешности субъектно-развивающей социализации студента (с позиции личности, социума, будущей профессиональной деятельности), а также социальный опыт, мотивы и отношения, интересы и потребности обучающегося на конкретном этапе личностного, социального и профессионального становления.

При этом необходимо отметить, что сущность педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации обучающегося выражается в том, что оно направлено не на получение сиюминутного педагогического результата, а является долговременным побудителем реакции накопления индивидом позитивных потенциалов саморазвития, используемых последним для своего личностно-профессионального роста даже после прерывания действий педагогического обеспечения [2].

Выводы. Таким образом, педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации обучающегося вуза обусловливает качественное освоение студентом новых социальных ролей, сознательное расширение социальных контактов, осознанно-мотивированное включение студента в социальные отношения, определяющее освоение нового ролевого набора в социальной структуре общества, обновление диапазона социальных знаний, умений и их эффективное использование, развитие способности обучающегося к активному участию в жизни общества.

Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента базируется на следующих постулатах: обновление цели субъектно-развивающей социализации, направленной на самореализацию студента, его социальную успешность при усвоении системы общечеловеческих ценностей; новое содержание субъектно-развивающей социализации, соотнесенное с личными потребностями, опытом субъекта, активно преобразующего свой образ жизни; вариативность социально ориентированных методов и форм, технологий с учетом их выбора обучающимся; диалогово-созидательный, фасилицирующий стиль педагогического и профессионального общения; содействие субъектной включенности обучающегося в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность с продуктивным использованием его

внутренних потенций; своевременное определение социально-педагогических проблем субъектно-развивающей социализации студента и использование адекватных мер, действий по разрешению затруднений личностного, образовательного, социально-коммуникационного характера.

Успешная субъектно-развивающая социализация студента в результате грамотного педагогического обеспечения происходит как оптимальная, гармоничная интеграция обучающегося в социум, задающая качественно новый созидательный уровень бытия (с позиции личности — стремление стать субъектом разнообразной деятельности: познания, общения, досуга, труда; с позиции социума — умение каждого обучающегося свободно и ответственно определять свое место в жизни, обществе, культуре; с позиции будущей профессиональной деятельности — готовность к продуктивному исполнению многообразных функций на уровне специальности).

Литература:

1. Белкин А. С. Опора на витагенный (жизненный) опыт - ключ к сотрудничеству, путь к личности ребенка // Мир гуманитарной культуры. Витагенные педагогические технологии. Ростов-на-Дону, 1999. Вып. 1.

2. Григорьева Н. Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте экокультурного подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Хабаровск, 2000. 39 с.

3. Липский И. А. Воспитание как социальный институт // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2004. С. 48-54.

4. Пак, Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография. М.: Изд-во Университета Российской академии образования, 2010. 180 с.

5. Проект стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: http://pokolenie-2020.ru/assets/images/materials/strateg_2025.pdf

6. Тавстуха О. Г. Инициация рефлексивной деятельности учащихся как один из инновационных способов осуществления воспитательного процесса // Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности и образования в современных условиях: мат. VI междун. научн.-практ. конференции. -Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011. С. 514-519.

Педагогика

УДК 378

аспирант Переверзева Юлия Сергеевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (г. Невинномысск), ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

НРАВСТВЕННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье рассмотрены направления внеучебной деятельности колледжа, формирующие нравственно-профессиональные качества студентов; формы внеучебной работы со студентами по разным направлениям; определены методы направленные на успешную реализацию внеучебной деятельности колледжа; проведено исследование ценностных ориентаций современной учащейся молодежи - студентов колледжа Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, студентов педагогического отряда института и студентов бакалавриата факультета техники и современных технологий института.

Ключевые слова: внеучебная деятельность колледжа, нравственно-воспитательный потенциал, внеучебная работа, специалист среднего звена, ценностные ориентации.

Annotation. The article considers the directions of extracurricular activities of the College, shaping the moral and professional qualities of students; forms of extracurricular work with students in different areas; identified methods to successful implementation of the extracurricular activities of the College; a study of value orientations of modern students - College students Nevinnomysskiy state humanitarian-technical Institute, students of the pedagogical team of the Institute and undergraduate students of the faculty of technics and modern technologies of the Institute.

Keywords: extracurricular activities the College, moral and educational potential, extracurricular activities, specialist mid-level value orientations.

Введение. В сфере среднего профессионального образования внеучебная работа колледжа является важным звеном процесса качественной подготовки будущих специалистов той или иной области, целостной динамической системы учреждений среднего звена образования. Важной задачей колледжа является развитие личности активного студента, реализуемое через взаимодействие с педагогическим составом, окружающей социальной средой, а также обеспечение помощи и поддержки студента в творчестве и самореализации, его способности и готовности к самостоятельному решению любых практико-проектируемых и профессиональных задач. Внеучебной деятельностью можно назвать работу преподавателей и административного аппарата колледжа, результат которой должен быть направлен на формирование требуемых и установленных нравственно-личностных и профессиональных качеств будущих специалистов среднего звена посредством активного вовлечения обучающихся в культурно-досуговую, общественную, научно-инновационную, профессиональную, патриотическую, волонтерскую, вожатскую жизнь СУЗа.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение нравственно-воспитательного потенциала внеучебной деятельности в процессе формирования профессиональных качеств у студентов колледжа.

Изложение основного материала статьи. Анализ научно-педагогических статей и работ Левченко Н.В., Данилюк А.Я., Черноусовой Ф.П. и др. [2- 4; 10] по приведенной тематике позволяет сделать вывод о том, что внедрение особых требований и принципов, направленных на воспитание у студентов колледжа нравственно-профессиональных качеств, показывает значительные преимущества внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.