Научная статья на тему 'Формирование общих компетенций у студентов во внеучебной деятельности колледжа'

Формирование общих компетенций у студентов во внеучебной деятельности колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1547
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL COMPETENCE / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / РЕСУРСЫ КОЛЛЕДЖА / COLLEGE RESOURCES / МОНИТОРИНГ / MONITORING / EXTRACURRICULAR DZHEYATELNOST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Елена Григорьевна

В статье автор рассматривает пути формирования общих компетенций у студентов учреждения среднего профессионального образования с учётом ресурсов внеучебной деятельности в рамках воспитательной работы, показывает роль воспитательной работы в формировании общих компетенций в процессе профессиональной подготовки современного специалиста, обосновывает необходимость использования различных видов мониторинга эффективности воспитательной работы учреждения СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION GENERIC COMPETENCES U STUDENTOV IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE COLLEGE

The author considers the way of formation of the general competences of students of secondary vocational education institutions, taking into account the resources of extracurricular activities in the educational work, shows the role of the educational work in the formation of shared competence in the process of training of modern specialists, It justifies the need for different kinds of monitoring the effectiveness of educational work establishments ACT.

Текст научной работы на тему «Формирование общих компетенций у студентов во внеучебной деятельности колледжа»

SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF THE STUDENTS: MEANINGS OF EDUCATION AND LIFE

© 2015

N.C. Aleksandrova, doctor of pedagogical sciences, professor Vyatka Social and Economic Institute, Kirov (Russia)

Abstract. The article presents the options for approaches to the understanding of socio-cultural adaptation of the students in the educational environment of the university. The problems of modeling socio-cultural adaptation, which will foster the students education and the meaning of life. It promoted the idea of broadcasting culture in the classic sense of the word and is updated importance of mastering cultural values in education and life.

Keywords: socio-cultural adaptation, educational environment, cultural values, student, university.

УДК 337.321

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА

© 2015

Е.Г. Афанасьева, преподаватель

Тольяттинский социально-экономический колледж, Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье автор рассматривает пути формирования общих компетенций у студентов учреждения среднего профессионального образования с учётом ресурсов внеучебной деятельности в рамках воспитательной работы, показывает роль воспитательной работы в формировании общих компетенций в процессе профессиональной подготовки современного специалиста, обосновывает необходимость использования различных видов мониторинга эффективности воспитательной работы учреждения СПО.

Ключевые слова: компетенция, общие компетенции, воспитательная работа, внеучебная деятельность, компе-тентностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, ресурсы колледжа, мониторинг.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения ориентированы на решение важной проблемы современности - подготовку специалиста качественно нового уровня. Образование считается качественным, если у обучающихся сформированы компетенции, обеспечивающие выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования состоит в том, чтобы:

- любой начинающий специалист не просто обладал определённым уровнем знаний, умений и навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности;

- воспитать человека, который по окончании учебного заведения сможет ориентироваться в окружающей жизни и будет готов эту жизнь преобразовывать и совершенствовать.

Государству необходима новая личность, обладающая такими качествами как интеллигентность, коммуникабельность, сознательность, самостоятельность, толерантность, контактность в различных социальных группах и ориентированная на нравственные и духовные ценности. Молодые люди получают профессиональное образование не только в процессе профессионального обучения, но и в процессе профессионального воспитания и развития, формирования в них сознательных и активных граждан, патриотов своей страны. Студенты проходят важный этап социализации, у них активно формируется социальная зрелость, они обогащаются нравственно и эстетически, моделируют свой профессиональный жизненный путь, развивают в себе такие личностные качества, как гибкое мышление, установка на диалог и сотрудничество, критическое отношение к себе, умение работать в команде при любых обстоятельствах, готовность к нестандартным жизненным ситуациям, умение анализировать ситуацию и прогнозировать последствия, учатся предотвращать любые конфликтные ситуации или умело находить из них выход. Обучение в учреждении среднего профессионального образования неразрывно связано с формированием общих компетенций.

Под общими компетенциями понимаются «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». Стандарты

профессионального образования рассматривают общие компетенции как конечные результаты освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ (ОПОП).

Компетенции являются связующим звеном между имеющимися знаниями и требованиями проблемной ситуации, это способность найти в ней адекватное действие. В таких случаях важны не столько знания специалиста о каком-либо аспекте своей деятельности, сколько его умения находить правильные решения в достаточно общих для этой деятельности ситуациях.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования призваны формировать у студентов следующие общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных зна-

ний (для юношей).

В условиях среднего профессионального образования одним из средств формирования общих компетенций у обучающихся является создание в колледже системы внеучебной деятельности, в рамках которой осуществляется воспитание будущего специалиста-профессионала. Внеучебная деятельность обучающихся - это понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной): например, исследовательская работа студентов, художественная самодеятельность, физическое воспитание, деятельность по самооздоровлению, организация и обеспечение вторичной занятости студентов, организация психологической поддержки, профилактика наркомании в студенческой среде, информационное обеспечение студентов и др. В них заложена возможность и целесообразность решения задач их воспитания и социализации. Внеучебная деятельность позволяет использовать свободное от учёбы время для собственного развития путём самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления.

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Тольяттинский социально-экономический колледж» (далее - ГБОУ СПО ТСЭК) в процессе формирования общих компетенций у студентов и воспитания в них профессиональных качеств активно использует потенциал внеучебной деятельности, позволяющей эффективно решать задачи воспитания, развития и социализации, готовить специалистов более высокого уровня, что способствует профессиональной адаптации выпускников и закреплению их на рабочих местах. При этом студенты свободны в выборе видов и сфер деятельности; учитываются их личностные интересы, потребности и способности; обучающимся предоставляется возможность свободно самореализоваться.

Внеучебная деятельность предполагает использование внутренних ресурсов колледжа: локальные нормативные акты, регламентирующие вопросы учебно-исследовательской деятельности студентов, их социальной поддержки, обеспечению прав студентов в соответствии с «Законом об образовании»; воспитательные программы: «Школа духовно-нравственного возрождения», «Я -личность» совместно с Центром «Время жить», «Здоро-вьесберегающая среда в образовательном учреждении»; кадровые ресурсы: преподаватели, педагог-организатор, педагог-психолог, социальные педагоги, методисты, заведующий библиотекой, руководитель физического воспитания, преподаватель - организатор ОБЖ, руководители спортивных секций; материально-технические ресурсы: учебные кабинеты, актовый зал, 2 спортивных зала, тренажёрный зал, кабинеты ИКТ; методические ресурсы: методические разработки внеаудиторных мероприятий, конкурсов профессионального мастерства по специальностям колледжа, социальных проектов и др.; финансово-экономические ресурсы: денежные средства для стимулирования кураторов учебных групп, активно участвующих преподавателей, а также предназначенные для культурно-массовой работы со студентами; информационные ресурсы: сайт колледжа, газета «Первоцвет», интернет.

Цель организации внеучебной деятельности студентов имеет личностно-ориентированную направленность. Большое значение для преподавателей имеет дифференциация и индивидуализация подходов в воспитательной работе со студентами, направленность на формирование у них чувства любви к избранной профессии. Поэтому для внеучебной деятельности в системе среднего профессионального образования необходимо создать условия для становления и развития личности молодого специалиста, его самостоятельной инновационной деятельности, превращающей студентов в субъектов собственной и общественной жизни.

Для достижения поставленной цели в колледже ведётся следующая работа:

- используются традиции и позитивный опыт коллек-

тива;

- ведётся поиск новых форм и направлений для развития системы внеучебной деятельности в современных условиях;

- внеучебная деятельность планируется на разных уровнях (колледж, специальность, группа и индивидуально);

- создаются активы групп, координирующие внеу-чебную деятельность, определяющие её направления, осуществляющие контроль, несущие ответственность за её результаты;

- создана система студенческого самоуправления - студенческий Совет;

- используются методологические подходы при работе со студентами: личностно-ориентированный, гуманистический, деятельностный, социокультурный, творческий, коммуникативный подход.

Внеучебная деятельность в колледже осуществляется по следующим направлениям:

1. - Духовно-нравственное воспитание

2. - Гражданско-патриотическое воспитание

3. - Учебно-исследовательская деятельность

4. - Формирование здоровьесберегающего пространства

5. - Профилактика асоциальных явлений

6. - Профориентационная работа

7. - Профессиональное воспитание

В целях эффективного решения задач воспитательной работы ГБОУ СПО ТСЭК тесно сотрудничает с социальными партнерами г. Тольятти: Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста Центрального района, Городским Центром трудовых ресурсов, учреждениями здравоохранения и культуры, МУ «Дом молодёжных объединений «Шанс», Центром «Время жить» по программе ЗОЖ, образовательными учреждениями, городскими правоохранительными органами, ФГКУ «31 отряд ФПС по Самарской области», Управление пенсионного фонда РФ.

В результате проведения в колледже мероприятий духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания (Волонтёрский корпус, Весенняя ассамблея науки, творчества и социальной активности, конкурсы профессионального мастерства ТСЭКSKILLS, конкурсы предпринимательских проектов «Профессионализм - это отношение», акции «Мы победили, потому что мы едины», мероприятия, посвящённые Дню народного единства, Неделя добра, Фестиваль «О подвигах, о доблестях, о славе» и др.), участия студентов в научно-практических конференциях, конференциях по итогам курсовых работ, в проектной деятельности, а также реализации программы «Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении» у студентов колледжа формируются общие компетенции.

Важное воспитательное значение имеет производственная практика, так как именно она воспитывает в будущих специалистах профессионально значимые качества личности, потребность в самообразовании, устойчивый интерес и любовь к своей профессии. Происходит закрепление, углубление и обогащение профессиональных знаний при решении конкретных производственных задач и анализе своей деятельности, вырабатывается творческий подход к трудовой деятельности. Студенты позитивно относятся к организации мероприятий воспитательного характера в период проведения практики: пожарная эстафета для студентов специальности «Пожарная безопасность»; Неделя добра, Дни пенсионной грамотности для студентов специальности «Право и организация социального обеспечения»; проект «Арт-состояние» для студентов специальности «Дизайн».

Формирование общих компетенций у студентов колледжа - сложный и ответственный процесс, в котором задействованы глубинные психические познавательные процессы, социально-личностные установки - волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многие

другие. В связи с этим в колледже проводятся монито-ринги, позволяющие выявить эффективные формы и методы внеаудиторной работы, её влияние на формирование общих компетенций у студентов:

- наблюдение - отслеживание изменений компетенций под влиянием внеучебной деятельности;

- экспликация - метод, позволяющий не только диагностировать происходящие изменения в формировании компетенций, но и оперативно вносить изменения в организацию внеаудиторной работы;

- опросные методы - получение информации на основе анализа устных ответов на стандартные и специально подобранные вопросы;

- портфолио студента - модель оценивания, которая направлена на выявление уровня сформированности общих компетенций и их совершенствования путем внесения коррекции во внеаудиторную работу.

Таким образом, воспитательная работа, проводимая в колледже наряду с учебным процессом, позволяет активно формировать у студентов общие компетенции в соответствии с ФГО СПО и, следовательно, закреплять профессиональный выбор студентов. В целях успешной реализации ФГОС СПО и подготовки специалиста перед учреждениями среднего профессионального должны быть поставлены следующие задачи:

1. Создание условий для выбора студентом индивидуальной образовательной траектории развития с учетом возможностей воспитательной работы.

2. Создание условий для социальной адаптации студентов в профессиональной среде и обществе.

3. Создание образовательной среды, направленной на интеграцию личностного и профессионального развития студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиева Л.В., Руденко И.В. Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 32-36.

2. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетент-ностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.

3. Беляева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 39-41.

4. Блинов, В.И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / В.И. Блинов [ и др. ]. - Вып. 1. - М.: ФИРО, 2010.

5. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Становление компетентностного подхода в системе высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 125-128.

6. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26-29.

7. Дзюбенко И.А. Сущность понятий «компетент-

ность» и «компетенция» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 18-20.

8. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя // [Электронный ресурс] Интернет-журнал «Эй-дос». - 2006. - № 1:http://www.eidos.ru/journal/2006/0505. htm (дата обращения: 26.05.2015)

9. Канакин Я.В. Проблема формирования ключевых компетенций будущих техников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 71-75.

10. Крайнева Р.К. Современные подходы к менеджменту организаций в условиях экономики знаний // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 1 (27). С. 122-126.

11. Люсев В.Н. Педагогические технологии интеграции учебной и производственной деятельности // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 2. С. 183-188.

12. Люсев В.Н. Эвристические средства интеграции образовательной и профессионально-производственной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 1. С. 81-86.

13. Мишланова С.Л., Белоусов К.И., Заседателева М.Г., Субботин П.Ю. Мультилингвальный электронный тезаурус по компетентностному подходу // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 211-214.

14. Моисеев В.Б., Родионов М.А. Методология реализации дифференцированного подхода в процессе формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов ссузов // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 140.

15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М. :Народное образование, 1998. - 256 с.

16. Сластенин,В.А. Воспитательная деятельность педагога / В.А. Сластенин, И.А. Колесникова. - М.: Академия, 2008. - 257с.

17. Сысоева Ю.Ю., Шамин Е.А. Повышение эффективности деятельности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 119-124.

18. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.

19. Чистякова, С.Н. Твоя профессиональная карьера: Учебное пособие / С.Н. Чистякова.-М. : Просвещение, 2003 - 159 с.

20. Шкляр Н.В., Дунаева Е.С. Формирование профессиональной компетентности студентов - дефектоло-гов в процессе воспитательной работы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 289-292.

21. Ярыгин О.Н. От 'competence' до «компетентности» : продолжение эволюции понятий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 333-336.

Исследование осуществляется при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10308а

FORMATION GENERIC COMPETENCES U STUDENTOV IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE COLLEGE

© 2015

E.G. Afanasyeva, lecturer

Togliatti socio-economic college, Togliatti (Russia)

Abstract. The author considers the way of formation of the general competences of students of secondary vocational education institutions, taking into account the resources of extracurricular activities in the educational work, shows the role of the educational work in the formation of shared competence in the process of training of modern specialists, It justifies the need for different kinds of monitoring the effectiveness of educational work establishments ACT.

Keywords: competence, general competence, educational work, extracurricular dzheyatelnost, competence-based approach, Federal state educational standards secondary vocational education, College resources, monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.