Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ВЛИЯНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
клиповое мышление / обучение школьников / математика в средней школе / восприятие / запоминание. / clip thinking / children teaching / mathematics I n secondary school / perception / memorizing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колобаев В.К., Морозова И.К.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями мышления современного поколения молодых людей. Начиная с 200-х годов в мышлении, восприятии и запоминания поступающей информации происходят значительные изменения. Этот тип мышления получил название клипового мышления. Оно характеризуется отрывочностью восприятия, отсутствием логической связи между воспринимаемыми явлениями, невозможностью длительной концентрации внимания на воспринимаемом и трудностями запоминания воспринятого. Все это сказывается на обучении школьников различным общеобразовательным предметам. В данной работе рассматривается влияние клипового мышления на обучение математики, делается вывод об отрицательном влиянии этого типа мышления на усвоение материала и необходимости переводить клиповое в традиционное причиннологическое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колобаев В.К., Морозова И.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLIP THINKINH INFLUENCE ON MATHEMATICS TEACHING IN SECONDARY SCHOOL

The article deals with special characteristics of thinking of the modern generation of young people. Beginning from the 200s, significant changes have taken place in thinking, perceiving and memorizing of the incoming information. This type of thinking is called clip thinking. It is characterized by the fragmentary perception, lack of logical connection between the perceived phenomena, impossibility of prolonged concentration on the perceived and difficulties of remembering the perceived information. All this affects the teaching process of schoolchildren in various general education subjects. This paper examines the influence of clip thinking on the teaching of mathematics. Conclusion is made that this type of thinking negatively influences on the assimilation of the material and the need to translate clip thinking into traditional causal thinking.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

- М, 2012. - 324 с.;

5. Оксинойд К.Э. Розина Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2014. - 64 а

6. Педагогическая культура как профессиональная компетентность педагога. Бурляева В. А., Чебанов К.А. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 510.

7. Проблемы решения конфликтов через формирование общекультурных компетенций. Бурляева В.А., Олешкевич Т.А., Соловьева Н.В., Чебанов

К.А. Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4 (84). С. 14-20.

8. Развитие конфликтологической грамотности студентов ВУЗА. Бурляева В.А., Ларская Н.В., Соловьева Н.В. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 3. С. 60-67.

9. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 183 с.

ВЛИЯНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Колобаев В.К.,

кандидат филологических наук, доцент, профессор РАЕ

Морозова И.К. Учитель математики ГОУ СОШ183

CLIP THINKINH INFLUENCE ON MATHEMATICS TEACHING IN SECONDARY SCHOOL

Kolobaev V.,

PhD in philology, Associate Professor, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences

Morozova I. teacher of mathematics in secondary school 183

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями мышления современного поколения молодых людей. Начиная с 200-х годов в мышлении, восприятии и запоминания поступающей информации происходят значительные изменения. Этот тип мышления получил название клипового мышления. Оно характеризуется отрывочностью восприятия, отсутствием логической связи между воспринимаемыми явлениями, невозможностью длительной концентрации внимания на воспринимаемом и трудностями запоминания воспринятого. Все это сказывается на обучении школьников различным общеобразовательным предметам. В данной работе рассматривается влияние клипового мышления на обучение математики, делается вывод об отрицательном влиянии этого типа мышления на усвоение материала и необходимости переводить клиповое в традиционное причинно- логическое мышление.

Abstract

The article deals with special characteristics of thinking of the modern generation of young people. Beginning from the 200s, significant changes have taken place in thinking, perceiving and memorizing of the incoming information. This type of thinking is called clip thinking. It is characterized by the fragmentary perception, lack of logical connection between the perceived phenomena, impossibility of prolonged concentration on the perceived and difficulties of remembering the perceived information. All this affects the teaching process of schoolchildren in various general education subjects. This paper examines the influence of clip thinking on the teaching of mathematics. Conclusion is made that this type of thinking negatively influences on the assimilation of the material and the need to translate clip thinking into traditional causal thinking.

Ключевые слова: клиповое мышление, обучение школьников, математика в средней школе, восприятие, запоминание.

Keywords: clip thinking, children teaching, mathematics I n secondary school, perception, memorizing.

Слова М.В. Ломоносова о том, что математика "ум в порядок приводит", в настоящее время очень актуальны. В постоянно растущем потоке информации довольно трудно ориентировать как учителю, так и ученику.

Происходят значительные изменения в психологической человека.

Начиная с 2000-х тысячных годов наблюдается значительное изменение в мышлении, восприятии и запоминании поступающей информации у современных школьников. Выросло новое поколение детей, так называемое поколение 2. Это поколение коренным образом отличается от предшествующих

поколений. Они с детства привыкли широко пользоваться различного типа компьютерами, гадже-тами, смартфонами, хорошо ориентируются в интернете. В отличие от предыдущих поколений, которые получали информацию из книг и других печатных источников, они получают основную массу информации из Интернета. Поэтому у них формируется / сформировался другой тип мышления, так называемое клиповое мышление.

Особенности этого типа мышления уже подробно описаны во многих статьях психологов и педагогов [1], [2], указаны его отличия от понятийно логического мышления, свойственного предшествующим поколениям, поколениям X и У [3].

Учащиеся с клиповым типом мышлением не могут долго и глубоко вникать в новые сведения, сосредоточиваться на воспринимаемом материале, особенно если он представлен в виде текста, с использованием специальной терминологии, с приведением четких доказательств. Они не могут вникнуть глубоко в суть изучаемого материала, но могут интуитивно дойти до правильного решения задачи, при этом не могут обосновать его, объяснить, как получили этот ответ, что требуется от ученика и необходимо делать в математике.

Но клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других, но и достоинствами. О чем писал в своей книге американский психолог Л. Розен «Я, мое пространство и я: воспитание сетевого поколения» [4]. Он отмечает, что сильная сторона человека с клиповым мышлением — его возросшая способность к многозадачности. Учащиеся одновременно могут слушать музыку, общаться в соцсетях, искать что-то в интернете, делая при этом уроки. [4, с. 11- 13]. С нашей же точки зрения это не является достоинством, поскольку многозадачность ведет к рассеянности внимания, гиперактивности, отсутствию сосредоточенности, предпочтению визуальных символов логике и углублению в текст. И чем более различны виды деятельности, между которыми происходит переключение, тем масштабнее информационные потери и выше перегруз мозга. Отсюда переутомление, стресс, невнимательность, досадные ошибки и самообвинение.

Стоит упомянуть еще об одной неприятной вещи. Выполняя несколько дел одновременно, мы уделяем каждому из них только частичное внимание, то есть воспринимаем материал с пробелами. А поскольку наш мозг не любит неожиданных пробелов, он пытается заполнить их догадками, и у ученика создается впечатление, что он ничего не упустил, все понял. На самом деле в его сознании откладываются слова, которых никто не говорил, картинки которых не было, события, которые не происходили [5].

В последнее время стали говорить о системном мышлении школьников (в отличие от клипового) [6]. У школьников, проявляющих интерес и способности к математике, этот тип мышления сравнительно легко вырабатывается, нужно только не упустить время.

Многие школьники математику воспринимают апатично, у них нет или почти нет мотивации к ее изучению. То стремление решить задачу, погрузиться в ее в суть, которое отмечалось ранее у учащихся предшествующих поколений, не характерно для современных школьников, которые стремятся избавиться от сложностей. Им хочется максимально сократить эти сложности, уменьшить их.

Психология школьников меняется, в этом одна из особенностей клипового мышления. У современных учащихся нет нравственных ориентиров, ответственности, у них отмечается снижение уровня духовных запросов. Им все хочется упростить, все сложности, возникающие в процессе обучения свести до минимума.

У современных школьников превалирует мнение, что "учиться не модно", что также может быть результатом развития клипового мышления.

Человек не рождается с таким типом мышлением. Оно вырабатывается при длительном хаотичном восприятии поступающей информации (фрагментарные сюжеты компьютерных игр, кадры в музыкальных клипах, разрозненные сообщения в соцсетях и т.д.).

Вместе с тем, многие исследователи находят достоинства этого типа мышления, отмечая, что современные школьники быстрее ориентируется в ситуации многозадачности, лучше воспринимают невербальные образы [2].

Многие учащиеся слабые в математике успешно решают задачи с практическим содержанием. Им в этом помогает здравый смысл, но отнюдь не умение логически мыслить и принимать правильное решение в соответствие с поставленной в условии задачей. Об этом, в частности, пишут Н. Левитина и Е. Калинина в статье "Компетенции слабого звена" [7].

Кроме того, правильный ответ ученик иногда может получить интуитивно или путем случайного выбора, особенно когда дело касается тестовых заданий. Но это не осознанный выбор, при котором требуется применить логическое мышление, найти причинно-следственную связь между последовательными действиями, приводящими к правильному искомому результату.

Клиповое мышление отучает думать, особенно критически, и аналитически мыслить. Отсюда в ответах на решение задачи можно встретить ответ: полтора человека.

Математика, как уже говорилось выше, наука точная, требующая сосредоточенности и концентрации внимания при решении поставленной задачи, когда последующее действие вытекает из предыдущего. Особенно это требуется доказательстве новой теоремы, где необходимо запомнить каждое последующее действие, установить логические связи между ними. Но учащийся с развитым клиповым мышлением не обладает такими качествами. У него рассеянное внимание, он постоянно отвлекается, перескакивает с одного элемента задачи на другой, не задумываясь о логической связи

между ними. Иногда ему удается получить правильный ответ, но объяснить каким образом он получил его не может.

Это же касается и заучивания, и доказательства теорем. Ученик не вникает в суть теоремы, не понимает ее содержание. Часто он даже не может связно передать ее содержание, поскольку при чтении он не может сосредоточиться на отдельных словах, установить между ними причинно-следственную связь.

С нашей точки зрения клиповое мышление и как его следствие многозадачность явления отрицательные. И хотя многие исследователи пишут, что оно помогает лучше ориентироваться в поступающем потоке информации, оно никак не способствует решению поставленных конкретных задач. Поэтому необходимо переключать учащихся с клипового мышления на традиционное понятийно-логическое. И первое что надо сделать - привить привычку к чтению достаточно длинных текстов с последующей передачей их содержания. Конечно, это не задача математики. Но научив школьника вдумчиво вчитываться в читаемый текст, запоминать и воспроизводить прочитанное, он постепенно приучится вникать в любой длинный или короткий текстовой материал, устанавливать логическую связь между явлениями, а, следовательно, столкнувшись с доказательством теоремы или с решением задачи, он будет искать логическую связь между производимыми действиями.

Список литературы

1. Семеновских Т.В. "Клиповое мышление" -феномен современности. 2013. http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/

2. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста 2010г. http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm

3. Колобаев В.К., Синицына Т.А. Понятийно-логическое мышление vs клиповое мышление // Инновации. Наука. Образование. 2021. - №26. -С. 1159-1164.

4. Larry D. Rosen. Me, MeSpace and I: Parenting the net generation. UK: St. Martin's Publishing Group, 2007 - 272c.

5. https://iklife.ru/samorazvitie/chto-takoe-mnogozadachnost.html

6. Бердникова А. Г., Мазур М.И. Возможности развития системного мышления на уроках математики // Universum: психология и образование. -2015. - №8(18). http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-razvitiya-sistemnogo-myshleniya-uchenika-na-urokah-matematiki

7. Левинтова Н., Калинина Е., Компетенции слабого звена // Математика Методический журнал для учителей математики. - 2012. -№2. https://view.1sept.ru/periodicals/full/mat/2012/m at-2012-02-f/index.html

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ И ПОЛУОФИЦИАЛЬНЫХ ПИСЕМ-ЗАПРОСОВ

Липина А.А.

Кандидат филологических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

DEVELOPING LEARNERS' SKILLS IN WRITING FORMAL / SEMI-FORMAL EMAILS OF

ENQUIRY

Lipina A.

PhD, associate professor Russian Academy of National Economy and Public Administration

Аннотация

Данная работа направлена на развитие навыков делового письма у изучающих английский язык. Выбор данной темы обусловлен тем, что многие, изучающие язык во взрослом возрасте, хотели бы работать в международной компании или переехать в англоговорящую страну в связи с получением предложения о работе. В связи с этим, следует подготовиться к выполнению ряда рабочих задач. Процесс подготовки к написанию деловых писем может помочь обучающимся развить соответствующие навыки для того, чтобы без затруднений справляться с данной задачей на рабочем месте. Более того, те, кто пишут на продвинутом уровне, должны знать, что существуют социокультурные различия, которые могут оказывать влияние на целевую аудиторию и на коммуникативные цели. Таким образом, важно понимать специфические потребности изучающих английский язык и решать их наиболее эффективным способом для того, чтобы помочь им добиться желаемого результата.

Abstract

The following paper is aimed at developing students' business English writing skills. The choice of this topic is conditioned by the fact that many adult learners would like to work for an international company or relocate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.