Научная статья на тему 'Электронный курс как форма обучения иностранных студентов русскому языку в контексте феномена «Клипового мышления»'

Электронный курс как форма обучения иностранных студентов русскому языку в контексте феномена «Клипового мышления» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ / КЛИП / ОБРАЗ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ КУРС / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / CLIP THINKING / CHARACTERISTICS OF CLIP THINKING / CLIP / IMAGE / ELECTRONIC COURSE / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Елена Владимировна, Мартьянова Наталья Анатольевна

Статья посвящена проблемам клипового мышления. Зафиксирован факт необходимости пересмотра существующих форм и методов обучения и создания новых с учётом особенностей клипового мышления. В работе отмечено, что в сложившейся ситуации образовательный процесс важно вести с применением электронного обучения. В связи с этим в статье представлен опыт разработки электронного обучающего курса по русскому языку для иностранцев, в основу которого положены такие черты клипового мышления, как фрагментарность, визуализация, многоканальность восприятия, потребность в новизне, практическая направленность. В курсе предпринята попытка нейтрализации минусов нового типа мышления с помощью интерактивных заданий, развивающих мыслительные операции, внимание и память.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Елена Владимировна, Мартьянова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC COURSE AS A FORM OF TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE “CLIP THINKING” PHENOMENON

The article is devoted to the problem of clip thinking. The authors justify the necessity to reconsider the existing forms and methods of teaching and to create new ones taking into account the peculiarities of clip thinking. The paper shows that under the current situation, educational process should include electronic teaching. In this connection, the article presents experience of compiling an electronic course of Russian as a foreign language based on such features of clip thinking as fragmentariness, visualization, multi-channel nature of perception, need for novelty, practical orientation. The course tries to neutralize negative effects of a new type of thinking using interactive tasks aimed to develop intellectual skills, attention and memory.

Текст научной работы на тему «Электронный курс как форма обучения иностранных студентов русскому языку в контексте феномена «Клипового мышления»»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.12.77

Беляева Елена Владимировна, Мартьянова Наталья Анатольевна

ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ

ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА "КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ"

Статья посвящена проблемам клипового мышления. Зафиксирован факт необходимости пересмотра существующих форм и методов обучения и создания новых с учетом особенностей клипового мышления. В работе отмечено, что в сложившейся ситуации образовательный процесс важно вести с применением электронного обучения. В связи с этим в статье представлен опыт разработки электронного обучающего курса по русскому языку для иностранцев, в основу которого положены такие черты клипового мышления, как фрагментарность, визуализация, многоканальность восприятия, потребность в новизне, практическая направленность. В курсе предпринята попытка нейтрализации минусов нового типа мышления с помощью интерактивных заданий, развивающих мыслительные операции, внимание и память.

Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2019/12Z77.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 12. C. 382-387. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/12/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Методика преподавания языка

Language Teaching Techniques

УДК 372.881.161.1 Дата поступления рукописи: 14.10.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.12.77

Статья посвящена проблемам клипового мышления. Зафиксирован факт необходимости пересмотра существующих форм и методов обучения и создания новых с учётом особенностей клипового мышления. В работе отмечено, что в сложившейся ситуации образовательный процесс важно вести с применением электронного обучения. В связи с этим в статье представлен опыт разработки электронного обучающего курса по русскому языку для иностранцев, в основу которого положены такие черты клипового мышления, как фрагментарность, визуализация, многоканальность восприятия, потребность в новизне, практическая направленность. В курсе предпринята попытка нейтрализации минусов нового типа мышления с помощью интерактивных заданий, развивающих мыслительные операции, внимание и память.

Ключевые слова и фразы: клиповое мышление; характеристики клипового мышления; клип; образ; электронный обучающий курс; русский язык как иностранный.

Беляева Елена Владимировна, к. филол. н., доцент Мартьянова Наталья Анатольевна, к. филол. н.

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск lena1306@mail.ru; nata-m@bk.ru

ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА «КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ»

ХХ! век ознаменовался не только технологическим прорывом во многих областях жизни, но и сменой когнитивного типа мышления. Эти факторы отразились на современной образовательной парадигме и вызвали необходимость в существенном пересмотре содержания и технологий высшего образования. Применение электронного обучения все чаще входит в образовательные программы вузов и становится очевидной необходимостью сегодняшнего дня. В связи с этим учеными-педагогами ведутся поиски оптимальных форм, методов, средств организации учебного процесса, основанных на электронных информационных ресурсах и учитывающих специфику нового типа мышления. Всё вышесказанное определяет актуальность данной статьи.

В научной литературе описан богатый опыт применения электронных курсов в практике преподавания различных дисциплин, дано научно-методическое обоснование параметров организации электронного учебного материала ([2; 11; 15] и др.). Мы также продолжаем разрабатывать заявленную проблематику дидактических возможностей электронного курса как формы обучения русскому языку как иностранному. Научная новизна работы состоит в том, что впервые электронный курс рассматривается в контексте феномена клипового мышления. Определяются критерии конструирования электронных продуктов с учётом позитивных и негативных черт клипового мышления. Описывается модель электронного курса, построенная на основе заявленных критериев. Предложенная разработка может быть использована в создании подобных электронных учебных курсов по другим дисциплинам.

Целью работы становится характеристика принципов построения авторского курса «Твои сибирские каникулы» в контексте клипового мышления. Для её реализации следует решить следующие задачи:

1) проанализировать причины возникновения феномена «клипового мышления» и определить позитивные и негативные стороны нового (клипового) типа мышления;

2) рассмотреть электронный обучающий курс как продукт, порождённый новыми технологиями;

3) определить «условия» разработки и использования электронного курса как одной из форм обучения иностранному языку (в частности, русскому языку как иностранному).

По мнению многих учёных в области антропологии, психологии и коммуникативистики, причиной появления клипового мышления стало изменение способа передачи информации. Печатный текст, будучи источником информации, организовывал, систематизировал и хранил знания. Он способствовал развитию

науки и технического прогресса, а также самопознанию человечества в целом. Но на рубеже веков ему на смену пришли аудиовизуальные средства передачи сообщения. Прежде всего, это СМИ: радио, телевидение, позже Интернет. Книжная культура, с характерной для неё логичностью, последовательностью изложения, причинно-следственными связями и устойчивым смыслом, учила читателя вдумчивому чтению, рефлексии, способствовала созданию осмысленной и организованной картины мира. Заменивший текст клип предложил иной способ передачи знания - образ, поменяв при этом самого его создателя, человека.

Клип (от английского слова clip - «отрезок», «фрагмент текста», «вырезка», «отрывок») стал новой формой передачи информации. Появился феномен «клипового мышления», о котором заговорили во второй половине ХХ века (французский социолог А. Моль [8], американский футуролог Э. Тоффлер [12], в отечественной научной литературе: Ф. И. Гиренок [3], С. Г. Кара-Мурза [5], А. Б. Фельдман [13], К. Г. Фрумкин [14]). Под клиповым мышлением понимают разновидность познавательного процесса, направленную на охват постоянно поступающих сведений и быстро сменяющихся фактов, образов, вещных реалий действительности и основывающуюся на приёме и переработке большого количества разнообразной, неодинаковой по объёму информации и решении задач различного плана за единицу времени [6, s. 135].

При этом новое мышление стало рассматриваться как защитная реакция человека на ускоряющийся мир. Однако поток неупорядоченной информации, эмоциональность предлагаемых образов не позволяют сформировать целостную картину мира и системное мышление индивидов. Зато это привело к появлению нового поколения: поколение Google, интернет-поколение, дети Сети. Мир разделился на «людей книги» и «людей экрана» (термин американского футуролога Д. Мартина), то есть «читающих» и «смотрящих». Ко второй группе относятся студенты, воспитанные на современных гаджетах, для которых цифровые технологии стали одним из способов решения различного рода проблем: от бытовых до учебных.

Электронное обучение как часть учебного процесса вошло в образовательную программу законодательно (статья 16 закона «Об образовании в Российской Федерации» [10]). Будучи порождением нового когнитивного стиля мышления (клипового), электронное обучение воплотило в себе его черты, поскольку само является продуктом информационных технологий.

Однако у преподавателя, как человека «читающего», возникает много сомнений по поводу нового формата образовательных услуг, поскольку весьма очевидными остаются минусы клипового мышления, а именно: неструктурированность, нелогичность, непоследовательность, безоценочность, фрагментарность знаний, получаемых студентом. Всё это приводит к тому, что у современных школьников и студентов нет памяти, они неспособны анализировать факты, последовательно излагать свои мысли, иметь своё мнение, критически оценивать происходящее. Их знания поверхностны, сиюминутны, а порой и случайны [3; 4; 9].

Несмотря на это исследователи отмечают и позитивные моменты клипового мышления, к которым можно отнести саму форму презентации информации: образ. Язык образов - один из древних языков человечества, он старше языка символов. Образ как единица клипового мышления легче воспринимается и запоминается учащимися, поэтому он может помочь в процессе обучения при запоминании большого объёма несвязанной информации (например, заучивание новых слов, фраз, чисел и т.п.). Также клиповое мышление защищает мозг от информационных нагрузок. Благодаря ему развиваются быстрота реакций, умение быстро переключаться, многозадачность [1, с. 213].

По мнению учёных, бороться с новым типом клипового мышления нет смысла, важно адаптировать, модифицировать, переориентировать на «клиповиков» способы, приёмы и формы работы, а также постараться обогатить «клиповых обучаемых» культурой неклипового мышления [7, с. 123-124]. Поэтому необходимо создавать такие обучающие курсы, в которых бы соблюдался баланс в использовании новых электронных форм обучения и традиционных методик/форм/заданий, компенсирующих минусы клипового мышления.

Рассмотрим электронный обучающий курс «Твои сибирские каникулы» в контексте феномена «клипового мышления». Он был разработан коллективом преподавателей кафедры русского языка как иностранного и подготовительного отделения для иностранных обучающихся Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета (г. Красноярск) в 2019 году и размещён на платформе онлайн-обучения Сибирского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения «Е-Сибирь». Курс направлен на формирование коммуникативной компетенции, позволяющей удовлетворять потребности в общении в ограниченном круге типичных ситуаций (от бытовых до социально-культурных) на элементарном уровне.

Поскольку данный курс является продуктом рукотворным, то преподаватель сам задаёт круг изучаемых тем, его наполнение и логическую связь между различными блоками, выстраивает учебный материал от простого к сложному, от родного языка к иностранному. Это позволяет избежать таких негативных черт клипового мышления, как случайность, непоследовательность и неструктурированность поступающих знаний, свойственных при работе с электронными ресурсами.

Данный курс состоит из девяти уроков. Каждый урок содержит учебные видеосюжеты с лексико-грамматическим и страноведческим материалом, а также справочные материалы, тренировочные и контрольные тесты по лексике, грамматике и аудированию (см. Рисунок 1).

Принцип фрагментарности в данном случае работает на студента и преподавателя, а не против них: дози-рованность информации по времени и по объёму позволяет лучше усвоить материал. Он реализуется через грамматические и игровые видео (в каждом уроке по 2-3 ролика на 2-5 мин). В грамматическом видео даётся теоретический материал, посвящённый той или иной грамматической теме. В игровом видео вводится материал, демонстрирующий употребление грамматических конструкции в речи.

Рисунок 1. Структура урока в электронном курсе «Твои сибирские каникулы»

Принцип визуализации (см. Рисунок 2) реализуется через ряд картинок (позволяющих быстрее освоить новую лексику) и таблиц (содержащих новый грамматический материал).

Рисунок 2. Тестовое задание

Многоканальность восприятия действительности проявляется через подачу одного и того же материала различными источниками: видеоролик - тренировочные задания по лексике и грамматике, сделанные в интерактивных приложениях Learningapps, Quizlet - грамматическая таблица - контрольный текст.

Практическая значимость не менее важна для носителя клипового мышления. Весь материал курса основан на конкретных фактах жизни настоящих героев в реальном городе Красноярске. В видеороликах можно увидеть зимний пейзаж, различные городские объекты (Коммунальный мост, река Енисей, драматический театр им. А. С. Пушкина, Сибирский федеральный университет и др.), интерьеры помещений и др. А героями обучающих видеоматериалов стали студенты, преподаватели и сотрудники Сибирского федерального университета.

Потребность в новизне также характерна для клиповых студентов, поэтому каждый новый урок есть шаг вперёд в плане грамматического материала (от фонетической системы до элементарных синтаксических конструкций) и получения страноведческой информации (ситуации разыгрываются в университете, в кафе, на улицах города, в квартирах героев).

Чтобы компенсировать минусы клипового сознания, а именно неспособность к самостоятельному мышлению, мы предлагаем в рамках электронного курса традиционные задания, но в интерактивной форме, развивающие способности к анализу, синтезу и классификации учебного материала. Эти задания созданы с помощью приложения Learningapps. Заметим, что грамматический и лексический материал в уроках сбалансирован на основе сочетания упражнений на визуальное восприятие и на вдумчивое осмысление (понимание). Приведём некоторые примеры.

В курсе «Твои сибирские каникулы» представлен ряд заданий, суть которых заключается в распределении языкового материала по группам в зависимости от тех или иных признаков (классификация): разделить существительные на три группы в соответствии с их родом; разделить глаголы по двум группам на основе принадлежности к первому или второму спряжению и т.д. Пример упражнения представлен на Рисунке 3.

1®"Твои сибирские каникулы и Участники С Значки ЕЭ Оценки О Общее

О Урок 1. Приветствия

Урок 2. Алфавит

СЗ Урок 3. Личные

местоимения. Конструкция "У кого есть что/кто" / Моя семья, профессии

О Урок 4. Род

существительных / Город

Рисунок 3. Задание на распределение языкового материала (классификация)

Также в курс включены задания типа «Найти пару», заключающиеся в соединении элементов предложно-падежной конструкции, слова и его изображения и т.д. (Рисунок 4).

Твои сибирские каникулы м: Участники С Значки II Оценки СЗ Общее

Си Урок 1. Приветствия

СЭ Урок 2. Алфавит

Й Урок 3. Личные

местоимения. Конструкция "У кого есть что/кто" / Моя семья, профессии

О Урок 4. Род

существительных / Город

Рисунок 4. Задание «Найти пару»

Кроме перечисленных заданий, в курсе имеются упражнения, построенные по принципу теста, например: «Викторина», «Кто хочет стать миллионером?» (пример упражнения показан на Рисунке 5). Обучающимся предлагается вопрос и три-четыре варианта ответа, правильным из которых является только один.

* Твои сибирские каникулы «Г Участники С Значки §а Оценки О Общее

СП Урок 1. Приветствия

£] Урок 2. Алфавит

СЬ Урок 3. Личные

местоимения. Конструкция "У кого есть что/кто" / Моя семья, профессии

Рисунок 5. Задание «Кто хочет стать миллионером?»

Электронный курс «Твои сибирские каникулы» содержит задания, развивающие не только мышление, но и внимание. К ним можно отнести задание-игру по типу кроссворда (Рисунок 6).

Следует также отметить, что в курсе есть блок заданий, направленных на тренировку памяти. Они разработаны в приложении Quizlet. Эта программа способствует усвоению нового лексического материала через различные способы его представления, например через соотношение слова с изображаемым предметом или с его переводом, как представлено на Рисунке 7.

15*Твои сибирские каникулы

Участники

Значки

Н Оценки

О Общее

□ Урок1. Приветствия

О Урок 2. Алфавит

□ Урок 3. Личные

Тренировочный тест по грамматике 8.1

Тренировочный теп по грамматике 8

Е о (I О т г о в 0 р и т ь

С M (I с M 0 т р Е т ь Б У

С п Е ш и т ь э ы Б X Р ы

п к с т р 0 и т ь я ы Р ш

У л ю С С в ь X в Ц А X я

ч и к У р и т ь ю M А ц ъ

п 0 M H и т ь 3 0 0 M г э

п ю Б и т Ь й 0 ч Ё Е г ы

1. ГОТОВИТЬ

2. СПЕШИТЬ

3. ЛЮБИТЬ

4. КУРИТЬ

5. ПОМНИТЬ

6. ГОВОРИТЬ

7. СМОТРЕТЬ

8. СТРОИТЬ

Рисунок 6. Задание «Слова из букв»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 7. Задание «Подбор»

Таким образом, в ходе исследования установлено, что клиповое мышление обусловлено научно-техническим прогрессом, что привело к изменению способа передачи информации. Клиповое мышление стало защитной реакцией на увеличивающийся объем сведений, поступающих к человеку ежедневно из различных источников. При этом любой электронный курс, и в частности по русскому языку как иностранному, является продуктом интернет-технологий, поэтому ему присущи черты, характерные для клипового мышления, а именно: фрагментарность, визуализация, многоканальность восприятия, практическая значимость, потребность в новизне. Однако электронный курс как форма обучения должен отвечать определённому условию, то есть представлять собой сбалансированный комплекс заданий, сочетающих лучшие черты клипового мышления (образность, эмоциональность, наглядность) и понятийного (последовательность, причинно-следственная обусловленность явлений и фактов, целостность картины мира). Такой подход целесообразен, поскольку позволяет развивать у студента память, умение мыслить, логично излагать материал, формировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения.

Список источников

1. Анопочкина Р. Х. «Поколение Z» и особенности его изучения в системе РКИ // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. № 3. С. 212-217.

2. Берарди С. Дистанционное обучение в практике преподавания русского языка в итальянской аудитории: на примере авторских мультимедийных курсов «Краски-А1» и «Краски-А2»: дисс. ... к. пед. н. М., 2011. 233 с.

3. Гиренок Ф. И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. 2002. Т. 8. № 1. Синергетика че-ловекомерной реальности. С. 408-426.

4. Грановская Р. «Люди с клиповым мышлением элитой не станут» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosbalt.ru/ piter/2015/03/28/1382125.html (дата обращения: 18.05.2018).

5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.

6. Макаровска О. Клиповость мышления и формирование межкультурной компетенции // Studia Rossica Posnaniensia. Poznan, 2010. Zeszyt XXXV. S. 133-143.

7. Макаровска О. Поколение homo clipus и обучение русскому языку как иностранному: проблемы и решения // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 1 (166). С. 123-127.

8. Моль А. Социодинамика культуры / пер. с фр.; предисл. Б. В. Бирюкова. Изд-е 3-е. М.: ЛКИ, 2008. 416 с.

9. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. 2014. № 5 (24). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

10. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 26.07.2019) № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 12.10.2019).

11. Студенкина Л. И. Педагогические условия эффективности использования элементов электронного обучения в вузовской профессиональной подготовке студентов: на материале математической подготовки: дисс. ... к. пед. н. Курск, 2007. 168 с.

12. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 800 с.

13. Фельдман А. Б. Клиповое мышление [Электронный ресурс]. URL: http://nk-tv.com/65930.html (дата обращения: 20.05.2018).

14. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. URL: https://www.topos.ru/ article/7371 (дата обращения: 25.06.2018).

15. Чуксина И. Г. Педагогические основы обучения студентов русскому языку как иностранному средствами компьютерных технологий: дисс. ... д. пед. н. Калининград, 2003. 269 с.

ELECTRONIC COURSE AS A FORM OF TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE "CLIP THINKING" PHENOMENON

Belyaeva Elena Vladimirovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Mart'yanova Natal'ya Anatol'evna, Ph. D. in Philology Siberian Federal University, Krasnoyarsk lena1306@mail.ru; nata-m@bk.ru

The article is devoted to the problem of clip thinking. The authors justify the necessity to reconsider the existing forms and methods of teaching and to create new ones taking into account the peculiarities of clip thinking. The paper shows that under the current situation, educational process should include electronic teaching. In this connection, the article presents experience of compiling an electronic course of Russian as a foreign language based on such features of clip thinking as fragmentariness, visualization, multichannel nature of perception, need for novelty, practical orientation. The course tries to neutralize negative effects of a new type of thinking using interactive tasks aimed to develop intellectual skills, attention and memory.

Key words and phrases: clip thinking; characteristics of clip thinking; clip; image; electronic course; Russian as a foreign language.

УДК 37; 811.161.1 Дата поступления рукописи: 19.02.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.12.78

Статья посвящена вопросу обучения курсантов основных курсов составлению текста-рассуждения на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе. Говорится о необходимости использования данного типа текста при развитии умений письма и говорения в ходе работы с текстами научного стиля речи в рамках реализации компетентностного подхода к обучению. Проблема обучения иностранных военнослужащих написанию текста-рассуждения раскрывается на военно-историческом материале: определены основные трудности, возникающие у обучающихся в процессе составления рассуждения по тексту, разработана система заданий по формированию умений написания текста-рассуждения на военно-историческую тему.

Ключевые слова и фразы: методика преподавания русского языка как иностранного; коммуникативная компетенция; компетентностный подход к обучению; коммуникативный метод обучения; научный стиль речи; текстоцентрический подход в обучении; типы текстов; текст-рассуждение; обучающиеся-инофоны; военно-исторический текст.

Трушина Елена Анатольевна, к. филол. н.

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва

(филиал) в г. Пензе

rousebude@rambler.ru

ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ (НА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ)

Основная цель обучения курсантов-инофонов на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе - формирование коммуникативной компетенции для успешного освоения профессиональных дисциплин. Ведущим в этом процессе выступает коммуникативный метод обучения [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.