УДК 373.1
Petrov D.A., senior teacher, Department of Welfare Service and Tourism, Institute of Recreation, Tourism and Physical Education,
BFU n.a. I. Kant (Kaliningrad, Russia), E-mail: Direktor15@inbox.ru
OVERCOMING OF INNOVATIVE BARRIERS AS THE MAIN MECHANISM OF PREVENTION OF INNOVATIVE CONFLICTS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. The author presents research on a problem of overcoming of innovative barriers of teachers. The special attention is paid to the work aimed at the development of professional pedagogical resources which, according to the author of the article, are the main instrument of overcoming of innovative barriers. In the article the dependence of work on overcoming of innovative barriers, on effective use of a teacher's own resources, and the influence of this work on managing of conflicts of innovative development of an educational organization are emphasized. The instruments of overcoming of innovative barriers considered by the author reduce the level of conflicts of innovative development at school, provide timely prevention and regulation through the administrative activity. The author in detail analyses factors of promoting overcoming of innovative barriers and importance of the given work in the system of prevention of innovative conflicts of an educational organization.
Key words: innovation, innovative conflict, innovative barrier, pedagogical resource, prevention of conflicts, overcoming of barriers.
Д.А. Петров, ст. преп. каф. социально-культурного сервиса и туризма института рекреации, туризма и физической
культуры БФУ им. И. Канта, г. Калининград, E-mail: Direktor15@inbox.ru
ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ПРОФИЛАКТИКИ ИННОВАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье раскрывается проблема преодоления инновационных барьеров в работе педагогов. Особое внимание уделяется работе, направленной на развитие профессиональных педагогических ресурсов, которые, по мнению автора статьи, являются основным инструментом преодоления инновационных барьеров. В статье подчёркивается зависимость работы по преодолению инновационных барьеров от эффективного использования собственных ресурсов педагога, а также влияние этой работы на управление конфликтами инновационного развития образовательной организации. Рассмотренные автором инструменты преодоления инновационных барьеров снижают уровень конфликтов инновационного развития образовательной организации, обеспечивают их своевременное предупреждение и регулирование в рамках управленческой деятельности. Автором подробно проанализированы факторы, способствующие преодолению инновационных барьеров, и подчёркнута важность данной работы в системе профилактики инновационных конфликтов образовательной организации.
Ключевые слова: нововведение, инновационный конфликт, инновационный барьер, педагогический ресурс, профилактика конфликтов, преодоление барьеров.
Кардинальные изменения в системе образования (создание образовательных кластеров, интеграция образовательных учреждений, внедрение ФГОС, информатизация образования, инновационное проектирование, государственно-общественный характер управления школой и пр.) требуют быстрых изменений в моделях педагогической деятельности.
Выполнение профессиональной деятельности требует привлечения человеком внутренних потенциалов и ресурсов, обеспечивающих компенсацию неблагоприятных факторов. Существует совокупность свойств человека, которая обеспечивает освоение профессии, эффективную деятельность и развитие личности [1, с. 3].
Особую ценность данные ресурсы приобретают, когда речь идёт о профессиональных барьерах педагогов. В этом случае профессиональные педагогические ресурсы выступают в качестве инструмента преодоления сложностей, возникающих в ходе педагогической деятельности учителя.
А.М. Хон вычленяет два типа психологических барьеров перед новым, которые встречаются у педагогов: когнитивный и регулятивный. По мнению автора, когнитивные психологические барьеры перед новым проявляются в отсутствии определённого знания о новом, вне чувствительности к новизне и вызывают пассивное противодействие. Регулятивные психологические барьеры перед новым проявляются в недоверии к инициаторам, к руководству, к самому новому и часто вызывают активное противодействие нововведению. А.И. Пригожий выделяет в инновационных барьерах антиинновационный барьер - понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существует в обществе относительно конкретных инноваций.
Психология преодоления этих противоречий, по мнению Р.Х. Шакурова, предполагает развитие в широком значении как ответную реакцию организма на преграды, мешающие его нормальной жизнедеятельности [2, с. 5].
В ракурсе современных исследований педагога как субъекта профессиональной деятельности большое значение придаётся
личностному потенциалу как специфической «внутренней опоре», позволяющей созидать продуктивные условия реализации педагогической деятельности. Личностный потенциал рассматривается как интегральное образование, включающее высокий уровень осмысленности жизни и временной перспективы; продуктивную самореализацию и самодетерминацию.
С точки зрения А.А. Коростылевой [3, с. 17], личностный потенциал педагога можно рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: свобода выбора и действий в рамках педагогической сообразности; профессиональная ответственность и смысловой потенциал как совокупность личных и профессиональных ценностей и смыслов. Здесь сделан акцент на педагога как носителя определённых смысловых конструктов и субъекта их развития.
В контексте исследования проблемы личностного ресурса педагога особое внимание уделяется коммуникативному ресурсу представителей педагогической профессии, так как только в ходе общения и взаимодействия возможно раскрытие конструктивных моделей познания мира, самого себя и других людей. Как показано в исследовании РХ. Малкаровой [4, с. 27], в формировании индивидуального коммуникативного ресурса происходит расширение содержания, ценностно-смыслового, мотивацион-ного, индивидуально-личностного компонентов и коммуникативной компетентности педагога. Выделяются индикаторы уровня развития коммуникативного ресурса, что даёт возможность проводить диагностику и моделировать соответствующие программы повышения успешности профессионального педагогического взаимодействия. К системе индикаторов относят характер сотрудничества, стиль общения, эмпатию, коммуникативную креативность, общительность, способность реализовывать модели доверительного поведения и социально-коммуникативной компетентности [4, с. 17].
Таким образом, ресурсное обеспечение успешности профессиональной деятельности педагога включает систему смыслов и ценностей, профессионально-значимые личностные качества, коммуникативный компонент, позволяющий адекватно представлять их в интерактивном пространстве протекания деятельности.
Профессионализм учителей представляет собой системное образование, состоящее из мотивации профессионального
самосовершенствования операционального, личностного ресурсов, среди которых блок мотивации профессионального самосовершенствования является системообразующим в усилении профессионально значимых личностных качеств [5, с. 45].
Так, операциональный ресурс отвечает за исполнительскую часть деятельности педагога через приёмы профессионального мышления, сознание, профессиональные способности для воплощения педагогической деятельности. Операции объединяются в способы, формируя в дальнейшем определённые техники, подчиняя их содержание и методы поставленным целям, готовность педагога к овладению неизвестными приёмами и действиями. В такой ситуации важны педагогические технологии, которые различаются по направленности:
- на модернизацию методов и форм обучения, диагностику мотивационной и операциональной сферы деятельности;
- на способы адаптации к профессиональной деятельности и достижение результата.
В целом задачи операциональной сферы сводятся к выявлению профессиональных знаний, «психологической цены» деятельности. У многих педагогов с увеличением стажа работы формируются шаблонные способы профессиональной деятельности, снижается способность к восприятию новых методов и технологий работы. Часто уменьшаются творческая мотивация, желание осваивать и применять новый опыт, снижается самооценка профессионального развития и профессиональных качеств. Анализ объективного состояния основан на поиске оптимальных профессионально важных качеств, исследовании профессионального самосознания, в котором важен учёт разнообразных ресурсов.
Мотивационный ресурс включает диагностику сферы самосовершенствования - способность к постоянному наращиванию квалификации и профессиональной компетентности в рамках некогда приобретённой профессии как необходимое качество современного специалиста, решая ряд задач [5, с. 55]:
- узкие социальные, так называемые - позиционные мотивы, состоящие из стремления занять определённую позицию в отношениях с окружающими, возможность получить их одобрение, заслужить авторитет;
- широкие потребности педагога в общении, стремление иметь удовлетворение от процесса эмоционально окрашенного взаимодействия с окружающими.
Иногда позиционный мотив проявляется в желании педагога занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае говорят о «престижной мотивации». Позиционный мотив может состоять из разного рода самоутверждения: желания стать лидером, участвовать в конкурсном движении, доминировать в группе и т. д.
Социальные мотивы сотрудничества включает осознание форм взаимоотношений педагога с администрацией, родителями и учащимися в образовательной среде. Они являются важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности педагога. К этой же группе относится мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, уважении со стороны других. Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации обусловлено склонностью педагогов к тому или иному стилю руководства. Нами отмечено, что отсутствие доминирования определённого мотива наблюдается у учителей с демократическим стилем руководства. По мере освоения педагогической профессии повышается потребность в актуальности новых задач, решаемых современным образованием.
Компетентностный ресурс - многопараметрическая характеристика специалиста, которая не может определяться простой суммой имеющихся профессиональных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров. В процессе выявления ключевых компетентностей ценной является классификация общих способностей на основе функций психики. Так, можно вести речь о коммуникативных, информационных и регулятивных ключевых компетентностях педагога, которые имеют двойную направленность - на обучающихся и самого себя [6, с. 33].
Компетентными являются не только педагоги, имеющие большой опыт в педагогической деятельности, но и те, кто обладает особым типом организации предметно-специфических знаний в этой области и способностью принятия эффективных решений.
Интеллектуально-педагогическая компетентность выражается в умении применять имеющиеся знания для установления
педагогически целесообразных взаимоотношений, в приобретении и преобразовании знаний обучающимися и самим педагогом. Данную компетентность можно рассматривать как комплекс анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования, проявляющихся как качества интеллекта и критичности мышления.
Коммуникативная компетентность педагога - интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: во-первых, эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью), способность конструировать прямую и обратную связь, речевые умения; деликатность; во-вторых, показатель информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровень владения индивидуально-психологическими качествами специалиста; стремление к постоянному совершенствованию; ориентация на личность человека как главную ценность педагогического общения. Коммуникативная компетентность - это личностные качества педагога, формирующееся в процессе развития и саморазвития
Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением через це-леполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию.
Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности в прогностических, проективных, предметно-методических, организаторских навыках педагогической импровизации [7, с. 25].
В целях развития профессиональных ресурсов педагога в образовательном учреждении целесообразно использовать технологии ресурсообразования, опережающего управления, социально-педагогические технологии, которые позволяют преодолеть напряжение в коллективе и реализовать программу профилактики конфликтов в образовательной организации, вступившей на путь инновационного развития.
Очевидно, что точками напряжения являются процессы распространения и использования новшества, а также его сопряжение с устойчивым функционированием образовательного учреждения. Известно, что конфликт важнее предупредить, чем разрешить. Что профилактически может предпринять директор школы, прежде чем начать внедрять инновацию?
Очевидным остаётся одно - в своей работе, направленной на преодоление инновационных барьеров в педагогическом коллективе, администрации образовательной организации необходимо опираться на профессиональные ресурсы педагогов. Своевременное использование педагогами их профессиональных ресурсов позволит оперативно преодолеть существующие барьеры, тем самым успешно провести работу по профилактике конфликтов инновационного развития.
Описанные выше ресурсы педагогов позволят выступить основным инструментом в работе, направленной на профилактику инновационных конфликтов в образовательной организации, к которой можно отнести [8, с. 21]:
- Разъяснение значимости и важности осуществления инноваций для образовательного учреждения и для самого педагога (повышение результатов успеваемости, снижение в дальнейшем временных и психических затрат, возможность реализации творческих планов и т.д.).
- Усиление функции контроля за участием в инновациях;
- Организация и проведение переговоров с конфликтующей стороной;
- Участие руководителей образовательной организации в разрешении конфликтной ситуации в качестве медиатора (посредника);
- Использование приёмов воздействия на поведение оппонента;
- Использование приёмов конструктивной критики, которая должна быть адресной, аргументированной, открытой, доброжелательно-щадящей, заканчиваться конкретным предложением;
Рассмотренные направления обеспечивают снижение уровня инновационных конфликтов, их своевременное предупреждение и регулирование в рамках управленческой деятельности. От умений руководителей образовательной организации управлять инновационными конфликтами, от их психологической готовности действовать в ситуации сопротивления со стороны педагогов во многом зависит успешность развития не только образовательного учреждения в целом, но и каждого субъекта образовательной деятельности.
Особое внимание руководителю образовательной организации, вступившей на путь инновации, следует уделить формированию профессиональных ресурсов педагогов. Эффективное использование собственных ресурсов позволит
Библиографический список
педагогам провести работу по преодолению инновационных барьеров, тем самым не допуская формирования конфликтов инновационного развития в образовательной организации.
1. Калина И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования. Москва, 2012; 4.
2. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности. Вопросы психологии. 2001; 3: 3-18.
3. Коростылева A.A. Актуализация личностного потенциала педагога как средство развития диалогической направленности педагогического общения. Курган, 2010.
4. Малкарова Р.Х. Коммуникативный ресурс как акмеологический модус профессионального развития учителя. Aвтореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2013.
5. Маркова AX. Психология профессионализма. Москва, 1996.
6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Москва, 1998.
7. Дианова В.И. Профессионально значимые качества личности и их формирование у педагогов центров психолого-медико-социального сопровождения. Диссертация ... кандидата психологических наук. Иркутск, 2005.
8. Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе. Успехи современного естествознания. 2010: 9.
References
1. Kalina I.I. Aksiologicheskie osnovaniya modernizaciipedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva, 2012; 4.
2. Shakurov R.H. Bar'er kak kategoriya i ego rol' v deyatel'nosti. Voprosypsihologii. 2001; 3: 3-18.
3. Korostyleva A.A. Aktualizaciya lichnostnogo potenciala pedagoga kak sredstvo razvitiya dialogicheskoj napravlennosti pedagogicheskogo obscheniya. Kurgan, 2010.
4. Malkarova R.H. Kommunikativnyj resurs kak akmeologicheskij modus professional'nogo razvitiya uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2013.
5. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.
6. Mitina L.M. Psihologiya professional'nogo razvitiya uchitelya. Moskva, 1998.
7. Dianova V.I. Professional'no znachimye kachestva lichnosti i ih formirovanie u pedagogov centrov psihologo-mediko-social'nogo soprovozhdeniya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Irkutsk, 2005.
8. Sinyakova M.G., Symanyuk 'E.'E. Upravlenie konfliktami v pedagogicheskom kollektive. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2010: 9.
Статья поступила в редакцию 06.04.16
УДК 378
Slobodyannikova I.V., Head of Educational Division, Stavropol Regional Multidisciplinary College (Stavropol, Russia), Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
Kirichenko I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
THE MODEL OF METHODICAL SERVICE OF A COLLEGE. The article discusses how to create a model of methodical service of a new type at Stavropol Regional Multidisciplinary College, which should provide conditions for the transition and functioning of educational institutions in an innovative mode. An Information-Methodical Center of the college has become an organizational core model. It is a center for innovative, experimental, creative, service-related work of teachers, their corporate communication and self-development; the organizational form of interaction between method-related, social, psychological and pedagogical activity. The proposed model of methodical service of the College provides an effective system of the inner management of the college, a system of improvement, development of methodical work on introduction and implementation of new Federal State Educational Standards through the information and methodical center of the college.
Key words: methodological support, model of methodical service, scientific advisory board, information and methodical center.
И.В. Слободянникова, зав. учебной частью, ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж», г. Ставрополь, Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
И.С. Кириченко, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматривается практика создания модели методической службы нового типа в ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж», которая должна обеспечить условия для перехода и функционирования образовательного учреждения в инновационном режиме. Организационным ядром модели стал Информационно-методический центр колледжа - центр инновационной, опытно-экспериментальной, творческой, сервисно-методической деятельности преподавателей, их корпоративного общения и саморазвития; организационная форма взаимодействия методической и социально-психолого-педагогической деятельности. В предложенной модели методическая служба колледжа обеспечивает действенную систему внутриколледжного управления в организации, совершенствования, развития методической работы по внедрению и реализации новых ФГОС и др.
Ключевые слова: методическая служба, модель методической службы, научно-методический совет, информационно-методический центр.
Методическая работа, организованная современной методической службой, имеет широкие потенциальные возможности для решения самых сложных проблем образования. Для иссле-
дований последних лет [1; 2; 3] характерен поиск таких моделей методической службы различного уровня, которые были бы способны по-новому строить свою работу по оптимизации качества