Особое внимание руководителю образовательной организации, вступившей на путь инновации, следует уделить формированию профессиональных ресурсов педагогов. Эффективное использование собственных ресурсов позволит
Библиографический список
педагогам провести работу по преодолению инновационных барьеров, тем самым не допуская формирования конфликтов инновационного развития в образовательной организации.
1. Калина ИИ. Аксиологические основания модернизации педагогического образования. Москва, 2012; 4.
2. Шакуров РХ. Барьер как категория и его роль в деятельности. Вопросы психологии. 2001; 3: 3-18.
3. Коростылева А.А. Актуализация личностного потенциала педагога как средство развития диалогической направленности педагогического общения. Курган, 2010.
4. Малкарова Р.Х. Коммуникативный ресурс как акмеологический модус профессионального развития учителя. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2013.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.
6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Москва, 1998.
7. Дианова В.И. Профессионально значимые качества личности и их формирование у педагогов центров психолого-медико-социального сопровождения. Диссертация ... кандидата психологических наук. Иркутск, 2005.
8. Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе. Успехи современного естествознания. 2010: 9.
References
1. Kalina I.I. Aksiologicheskie osnovaniya modernizaciipedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva, 2012; 4.
2. Shakurov R.H. Bar'er kak kategoriya i ego rol' v deyatel'nosti. Voprosypsihologii. 2001; 3: 3-18.
3. Korostyleva A.A. Aktualizaciya lichnostnogo potencíala pedagoga kak sredstvo razvitiya dialogicheskoj napravlennosti pedagogicheskogo obscheniya. Kurgan, 2010.
4. Malkarova R.H. Kommunikativnyj resurs kak akmeologicheskij modus professional'nogo razvitiya uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2013.
5. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.
6. Mitina L.M. Psihologiya professional'nogo razvitiya uchitelya. Moskva, 1998.
7. Dianova V.I. Professional'no znachimye kachestva lichnosti i ih formirovanie u pedagogov centrov psihologo-mediko-social'nogo soprovozhdeniya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Irkutsk, 2005.
8. Sinyakova M.G., Symanyuk 'E.'E. Upravlenie konfliktami v pedagogicheskom kollektive. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2010: 9.
Статья поступила в редакцию 06.04.16
УДК 378
Slobodyannikova I.V., Head of Educational Division, Stavropol Regional Multidisciplinary College (Stavropol, Russia), Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
Kirichenko I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
THE MODEL OF METHODICAL SERVICE OF A COLLEGE. The article discusses how to create a model of methodical service of a new type at Stavropol Regional Multidisciplinary College, which should provide conditions for the transition and functioning of educational institutions in an innovative mode. An Information-Methodical Center of the college has become an organizational core model. It is a center for innovative, experimental, creative, service-related work of teachers, their corporate communication and self-development; the organizational form of interaction between method-related, social, psychological and pedagogical activity. The proposed model of methodical service of the College provides an effective system of the inner management of the college, a system of improvement, development of methodical work on introduction and implementation of new Federal State Educational Standards through the information and methodical center of the college.
Key words: methodological support, model of methodical service, scientific advisory board, information and methodical center.
И.В. Слободянникова, зав. учебной частью, ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж», г. Ставрополь, Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
И.С. Кириченко, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», Е-mail: Filimonuk.l@rambler.ru
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматривается практика создания модели методической службы нового типа в ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж», которая должна обеспечить условия для перехода и функционирования образовательного учреждения в инновационном режиме. Организационным ядром модели стал Информационно-методический центр колледжа - центр инновационной, опытно-экспериментальной, творческой, сервисно-методической деятельности преподавателей, их корпоративного общения и саморазвития; организационная форма взаимодействия методической и социально-психолого-педагогической деятельности. В предложенной модели методическая служба колледжа обеспечивает действенную систему внутриколледжного управления в организации, совершенствования, развития методической работы по внедрению и реализации новых ФГОС и др.
Ключевые слова: методическая служба, модель методической службы, научно-методический совет, информационно-методический центр.
Методическая работа, организованная современной методической службой, имеет широкие потенциальные возможности для решения самых сложных проблем образования. Для иссле-
дований последних лет [1; 2; 3] характерен поиск таких моделей методической службы различного уровня, которые были бы способны по-новому строить свою работу по оптимизации качества
Совет колледжа
коллегиальный орган стратегического управления учреждением
Педагогический совет колледжа
высший коллегиальный орган педагогического самоуправления, определяющий стратегию развития и функционирования методической системы образовательного учреждения
Методическая служба колледжа
организационная форма методической системы образовательного учреждения, интегрирующая усилия администрации, методистов, преподавателей ОД и мастеров производственного обучения, воспитателей, психологов, социальных педагогов, других специалистов, участвующих в методическом сопровождении образовательного процесса
Цель методической службы - обеспечить действенность системы внутриколледжного управления в организации, совершенствовании, развитии методической работы, направленной на развитие профессионального мастерства педагогов в целях повышения качества образования обучающихся в условиях реализации компетентностного подхода
Научно-методический совет колледжа- коллегиальный, консультативно-методический орган, осуществляющий непосредственное руководство и координацию деятельности методической службы колледжа
Информационно-методический центр колледжа (ИМЦК)
- центр инновационной, опытно-экспериментальной, творческой, сервисно-методической деятельности педагогов, их корпоративного общения и саморазвития;
- форма взаимодействия методической, социально-психолого-педагогической деятельности.
Основные задачи ИМЦК:
- определение приоритетных направлений развития колледжа (совместно с Советом колледжа и педагогическим советом), организация работы по реализации решений педагогического совета по методическим вопросам;
- координация опытно-экспериментальной работы в колледже, инновационной деятельности педагогов, организация научно-методической и творческой деятельности педагогов и обучающихся;
- координация деятельности профессиональных методических формирований;
- организация работы по развитию профессиональной компетентности педагогов; изучение, обобщение, популяризация передового педагогического опыта;
- экспертно-диагностическое и информационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса;
- подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию учебно-воспитательной деятельности колледжа, повышению качества образования;
- оказание методической помощи педагогам и другим специалистам колледжа;
- разработка и коррекция учебных планов колледжа на основе реализуемых ФГОС и др.
Основные функциональные направления деятельности ИМЦК
Координация ОЭР, инновационной деятельности педагогов
Информационно-аналитическое, психолого-методическое сопровождение участников образовательного процесса
Управление методической работой педагогов
ф ч
.о
Ф 5 s о.
V с
-Ü с
О
ф
5
О
I
у
> га I . га г
>s s
S
ч ф
2 о
>s
ш S
1- т
О О
>s ф
ф у
q S
о г 1-
I
к
о
1-
О
о
с
.
i ф
£ *
S ч
ф ф
.
ш о о
§2 ш
ü I
geSSS
^la-s.-
с VO О t
с о о -0 "ос
а t°
и
ф У
га
ф
с Ч
о
2 а
О о
га « Q.J
(О 5 О о
ш £
0 &. X с
3 ь
С -Ü
>Е О £ *
I
® о
1 Ц £s
~ о
| (0
к ^
ф I-
га m га
3
с
ф
.
<u т
о
ц « Ф 2
ч: н
0 о 2ID
Ф S.
1 ° Р
го ш
0
1
ф ч
га Ч
(0
га 5
.
О ■fr
Ifl
£ и
I
о
га
.
ю
о
га
ш >s
1- S
Ü ш
Ф о
У га ^ ц и >
га о
I s ^ ф
. S
0 1-S 1 о к S I га m
2 о
га (0
ю
X
>
О
е
0
1
.
ф S2
.о с
Щ. к S I
га ф
*о Z
т ф ? О
5 И
° Ю s О
га ^
ф
5
ш
О А m
га m 9
4 о ;= «й!
цк >
05 о X I с S ф Ф о ч 5
> у
5 =
га и
и ф
о
.
с
е
0
1
-Ü
ф
-Ü
.
ч
ф
■fr
га
И
и ф
ф ч
Рис 1. Модель методической службы ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
образования через совершенствование профессионализма преподавателей, разрешение противоречия между действующей системой управления методической службой и реальными потребностями преподавателей. Так, В.М. Лизинский [4], рассматривая методическую службу в общей структуре организационно-педагогической работы, включает в неё три уровня:
1 уровень - методический совет во главе с директором или заместителем директора; экспертно-аттестационный совет;
2 уровень - методическая служба в составе заместителя директора, структурные элементы методической службы;
3 уровень - педагогические инициативные, научно-практические малые группы и собственно преподаватели.
Л.П. Ильенко [5] рассматривает ряд моделей методических служб образовательных учреждений:
Первая модель методической службы предполагает работу коллектива преподавателей в проблемных микрогруппах, в состав которых входят преподаватели различных специальностей, изъявившие желание совершенствовать свой профессионализм по той проблеме, к которой они проявляют особый интерес. При этом проблемы творческих микрогрупп разнообразны, но они будут очень актуальными для данного образовательного учреждения. Для членов проблемных микрогрупп характерно неформальное общение, минимум заседаний, так как главное внимание они должны уделять поисковой работе. Совет методического кабинета взаимодействует с проблемными микрогруппами. В научно-методический координационный центр должны входить учёные-дидакты и научный руководитель, психолог, руководители микрогрупп. Задача центра - корректировать поисковую работу творческих микрогрупп, помогать анализировать результаты обучения и воспитания.
Для второй модели характерной особенностью является наличие кафедр. Процесс формирования методических объединений (кафедр) должен осуществляться по принципу близости нескольких родственных между собой дисциплин. Кафедра - это объединение преподавателей и научных сотрудников, важным фактором деятельности которого является обязательная научно-исследовательская работа её членов под руководством кураторов - учёных.
В третьей модели службы особое внимание следует уделить таким звеньям, как информационно-аналитический центр и экспертный совет. Центр - необходимое звено в любой структуре методической службы. Эффективность работы центра зависит от слаженности, чёткости, реалистичности, прагматичности его действий.
Успех функционирования четвертой модели зависит от желания и готовности к совместной работе и администрации, и педагогических коллективов образовательных учреждений, от консолидации их в коллектив единомышленников, выработки единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций.
Таким образом, методическая служба представлена следующими уровнями:
• организационный (структура службы, её внутренние подразделения, связи с другими подразделениями, нормативно-правовое и документальное оснащение);
• содержательный (функции, направления деятельности);
Библиографический список
• технологический (формы работы, используемые средства);
• кадровый (специалисты, участвующие в работе службы, их профессионализм).
Идея создания методической службы нового типа в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Ставропольский региональный многопрофильный колледж» в условиях реализации компетентностного подхода в образовании состояла в создании условий для смены типа образовательной деятельности: перехода от «знаниевой» модели образования к «способностной», компетентностной. Методическая служба должна обеспечить условия для перехода, а затем и функционирования образовательного учреждения в инновационном режиме.
Организационно-содержательной основой инновационной деятельности в колледже стала реализация опытно-экспериментальной площадки по теме «Компетентностный подход в методической работе колледжа как условие повышения качества профессионального образования».
Цель эксперимента состояла в том, чтобы разработать и апробировать основанную на компетентностном подходе модель методической системы колледжа, ориентированную на совершенствование профессионально-методической компетентности современного педагога, формирование его готовности к реализации компетентностного образования в целях повышения качества профессионального образования.
В модели «методическая служба колледжа» представлена и организационная форма методической системы образовательного учреждения, интегрирующая усилия администрации, методистов, преподавателей и мастеров производственного обучения, участвующих в методическом сопровождении образовательного процесса.
Цель методической службы - обеспечить действенность системы внутриколледжного управления в организации, совершенствовании, развитии методической работы, направленной на развитие профессионального мастерства преподавателей.
Организационным ядром модели стал Информационно-методический центр колледжа - центр инновационной, опытно-экспериментальной, творческой, сервисно-методической деятельности преподавателей, их корпоративного общения и саморазвития; организационная форма взаимодействия методической и социально-психолого-педагогической деятельности (рис 1).
В предложенной модели методическая служба колледжа обеспечивает действенную систему внутриколледжного управления в организации, совершенствовании, развитии методической работы по внедрению и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов через созданный информационно-методический центр колледжа, направленность действий которого осуществляется в тесном контакте с кафедрами, организует координацию опытно-экспериментальной и инновационной деятельности преподавателей; информационно-аналитическое, психолого-методическое сопровождение участников образовательного процесса; управление методической работой педагогов.
1. Жуковский И.В. Методическая служба школы: структура и технология управления. Директор школы. 2000; 1.
2. Степанов С.В. Методическая служба: опыт моделирования. Современные образовательные технологии. Тверь, 2002.
3. Лизинский В.М. О методической работе в школе. Москва, 2002.
4. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам: Практика педагогического менеджмента. Москва, 2001.
5. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. Москва, 2001.
References
1. Zhukovskij I.V. Metodicheskaya sluzhba shkoly: struktura i tehnologiya upravleniya. Direktor shkoly. 2000; 1.
2. Stepanov S.V. Metodicheskaya sluzhba: opyt modelirovaniya. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Tver', 2002.
3. Lizinskij V.M. O metodicheskojrabote vshkole. Moskva, 2002.
4. Tret'yakov P.I. Shkola: upravlenie po rezul'tatam: Praktika pedagogicheskogo menedzhmenta. Moskva, 2001.
5. Il'enko L.P. Novye modelimetodicheskoj sluzhby v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Moskva, 2001.
Статья поступила в редакцию 20.04.16